Где родился сергей есенин. Сергей есенин - биография, информация, личная жизнь

В 1912 году окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу по специальности "учитель школы грамоты".

Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина в 1912-1914 годах. В этот период поэт примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.

В 1913-1915 годах Есенин был вольнослушателем историко-философского отделения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского. В Москве он сблизился с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка — объединения писателей-самоучек из народа.

Стихи Сергей Есенин писал с детства, в основном в подражание Алексею Кольцову, Ивану Никитину, Спиридону Дрожжину. К 1912 году он уже написал поэму "Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе", а также подготовил книгу стихов "Больные думы". В 1913 году поэт работал над поэмой "Тоска" и драматической поэмой "Пророк", тексты которых неизвестны.

В январе 1914 года в московском детском журнале "Мирок" под псевдонимом "Аристон" состоялась первая публикация поэта — стихотворение "Береза". В феврале в этом же журнале были напечатаны стихотворения "Воробышки" ("Поет зима — аукает…") и "Пороша", позже — "Село", "Пасхальный благовест".

Весной 1915 года Есенин приехал в Петроград (Санкт-Петербург), где познакомился с поэтами Александром Блоком, Сергеем Городецким, Алексеем Ремизовым, сблизился с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру, имели большой успех.

В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина "Радуница", восторженно принятый критикой, обнаружившей в нем свежую струю, юную непосредственность и природный вкус автора.

С марта 1916 года по март 1917 года Есенин проходил военную службу — первоначально в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, а затем с апреля служил санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. После Февральской революции самовольно оставил армию.

Есенин переехал в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он написал несколько небольших поэм — "Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", — проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни.

В 1919-1921 годах входил в группу имажинистов, заявлявших, что цель творчества состоит в создании образа.

В начале 1920-х годов в стихах Есенина появились мотивы "развороченного бурей быта", пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской, что отразилось в сборниках "Исповедь хулигана" (1921) и "Москва кабацкая" (1924).

Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 года с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой.

С 1922 по 1923 год они совершили путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, но по возвращении в Россию Айседора и Есенин почти сразу же расстались.

В 1920-е годы были созданы наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших русских поэтов — стихотворения

"Отговорила роща золотая…", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу…", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др. Тема Родины, занимавшая одно из главных мест его творчества, в этот период приобрела драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздвоился: "Русь Советская" — "Русь уходящая". В сборниках "Русь Советская" и "Страна Советская" (оба —1925) Есенин ощущал себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна". Эмоциональной доминантой лирики стали осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Последние два года жизни поэта прошли в разъездах: он трижды совершил путешествия на Кавказ, несколько раз ездил в Ленинград (Санкт-Петербург), семь раз — в Константиново.

В конце ноября 1925 года поэт попал в психоневрологическую клинику. Одним из последних произведений Есенина стала поэма "Черный человек", в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин выехал в Ленинград.

24 декабря 1925 года он остановился в гостинице "Англетер", где 27 декабря написал свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…".

В ночь на 28 декабря 1925 года, по официальной версии, Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Поэт был обнаружен утром 28 декабря. Его тело висело в петле на водопроводной трубе под самым потолком, на высоте почти трех метров.

Никакого серьезного расследования не проводилось, власти города от участкового милиционера.

Специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила версии о других обстоятельствах смерти поэта, помимо официальной.

Сергей Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Поэт был несколько раз женат. В 1917 году он обвенчался с Зинаидой Райх (1897-1939), секретарем-машинисткой газеты "Дело народа". От этого брака родились дочь Татьяна (1918-1992) и сын Константин (1920-1986). В 1922 году Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. В 1925 году супругой поэта стала Софья Толстая (1900-1957), внучка писателя Льва Толстого. У поэта был сын Юрий (1914-1938) от гражданского брака с Анной Изрядновой. В 1924 году у Есенина родился сын Александр от поэтессы и переводчицы Надежды Вольпин — математик и деятель диссидентского движения, который в 1972 году переехал в США.

2 октября 1965 года , к 70-летию со дня рождения поэта, в селе Константиново в доме его родителей был открыт Государственный музей-заповедник С.А. Есенина — один из крупнейших музейных комплексов России.

3 октября 1995 года в Москве в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где в 1911-1918 годах был прописан Сергей Есенин, был создан Московский государственный музей С.А. Есенина.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Есенин, Сергей Александрович, поэт (3.10 1895, село Константиново, Рязанской губ. – 28.12.1925 Ленинград) (см. его биографию). Родился в крестьянской семье, рос в доме деда-старовера, в религиозной строгости. В 1912-15 учился в Народном университете А. Л. Шанявского в Москве и работал корректором.

В 1914 в журналах появляются первые стихи Есенина. В 1915 в Петрограде Есенин встречается с Блоком и входит в тамошние литературные круги. Блок и Городецкий ориентировали его на сближение с крестьянскими поэтами, особенно с Н. Клюевым . Первый сборник стихов Есенина Радуница (1916) был встречен положительно.

Сергей Есенин в кадрах кинохроники, 1918, 1921, Живой голос поэта России

В 1917 Есенин был близок левым социалистам-революционерам (эсерам). Октябрьскую революцию он приветствовал с точки зрения духовного подъема, исполненный мессианских ожиданий, рисовавшихся в образе крестьянского рая. В 1919, во время гражданской войны , Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу имажинистов . Время от времени он предавался разгулу в обществе пьяниц, проституток и наркоманов.

Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан повела к неудачной женитьбе, скандалам, широко освещавшимся мировой прессой, пока Есенин был за границей (май 1922 – август 1923). Есенин находился в отчаянии, из которого его не смогло вывести временное возвращение в родную деревню (1924), равно как и попытки как-то приспособиться к коммунистической действительности. В декабре 1925 он был найден мёртвым в номере одной из ленинградских гостиниц. По официальной версии, Сергей покончил с собой, но есть немало данных, что его убили по приказу властей , недовольных его последней антисоветской поэмой Страна негодяев .

При жизни Есенин был одним из самых популярных поэтов, но позже партийная критика последовательно вычеркивала его из советской литературы. «Есенинщина» стала отрицательным понятием. Лишь с 1955 его произведения стали снова широко печататься в СССР.

Врожденный лирический талант Есенина, сказавшийся в меланхолическом воспевании старой русской деревни с ее лугами, облаками, избами (например, в стихотворении Русь ) и сочетавшийся с религиозной образностью, развивался благодаря различным символистским влияниям (Блок, Белый), но был достаточно силен, чтобы всегда оставаться самим собой. К его ранним стихам, возникшим по возвращении в деревню после первой встречи с городом, принадлежат простые, очень эмоциональные баллады о животных, например, Песнь о собаке (1915). С ранних лет он даёт и проникновенные образцы любовной лирики (напр., Не бродить, не мять в кустах багряных... ).

У Есенина, как у Блока и Белого, революционные события выступают в связи с идеями христианства , причем религиозный элемент, проявляющийся в системе образов, или, например, в стихотворении Товарищ в описании Христа, носит двойственный характер, вплоть до богохульства.

В поэме Инония (1918), напоминающей своим образным языком картины Шагала, Есенин рисует столь желанный ему крестьянский рай, свободный от порабощающего влияния городской цивилизации. В поисках революционного содержания он обратился к русской истории и создал лирическую драму Пугачев (1921), где языковый эксцентризм весьма затрудняет понимание аллегорий, к которым прибегает поэт.

Тайны Века - Сергей Есенин. Ночь в Англетере

Есенин и по натуре был предрасположен к меланхолии; ее усиливало разочарование от происходящего вокруг процесса урбанизации и пролетаризации, губительных для крестьянства. Бегство от действительности в разгульную жизнь обусловило иную тематику его стихов, писавшихся начиная с 1920 г. и напечатанных двумя сборниками – Исповедь хулигана (1921) и Москва кабацкая (1924). Есенин ощущает, что ему как поэту нет места в советской России; отчаяние, связанное с этим, пронизывает его исповедальную лирику.

В последние два года жизни поэзия Есенина, зачастую повествовательная, богатая красками, звуками и необычными словосочетаниями, становится все более ясной и простой. Разлад, погубивший его жизнь и приведший его к трагическому концу, был глубоко понятен тысячам молодых людей, которые так же, как поэт, лишились корней и попали в водоворот этого потопа: в стихах, полных смятения и потерянности, они видели собственную жизнь, слышали собственные жалобы.

Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской области в селе Константиново. Дата его рождения: 3 октября 1895 года. Отца звали Александр Никитич, а мать Татьяна Фёдоровна. В связи с тем, что мама поэта была выдана замуж не по своей воле, то через некоторое время вынуждена была сбежать от мужа к родителям. После чего отправилась на заработки в Рязань, а маленький Есенин остался на попечении бабушки и дедушки. Дедушка Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, басен, пословиц, и как утверждал сам поэт, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской второклассной учительской школе (ныне музей С. А. Есенина) в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года, Есенин ушёл из дома. Он отправился в Москву, работал в мясной лавке, а потом - в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Небольшое отступление

Лет тридцать-сорок назад все восторженные девушки и даже некоторые юноши Советского Союза с душевным трепетом открывали для себя поэтов начала двадцатого века: С. Есенина, А. Блока, лирического В. Маяковского. Более продвинутые читали Ахматову, Гумилева, Цветаеву, а некоторые даже Бальмонта и Кузьмина. Любовь к поэзии «серебряного века», мягко говоря, не поощрялась школьной программой, а за особо сильные восторги можно было даже попасть на беседу в комитет государственной безопасности, и навсегда утратить любовь к литературе. Но как же были прекрасны и желанны стихи этих декадентов и отщепенцев. Сколько в них было нездешнего, далекого от серости будней социалистического быта. Сколько тоски по несбывшемуся и предчувствия глобальной катастрофы. Странно, что сейчас эти стихи почти не востребованы, хотя спустя столетие в обществе все тот же кокаиновый угар и неясное желание великого бунта, который неизменно закончится большой кровью. Тексты, содержащие «много букв», к сожалению, не читаются населением. Но так хочется верить, что следующие поколения откроют для себя и «прекрасную даму», и «сероглазого короля», а надежда умирает последней.

Продолжаем про Есенина

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка. Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, полностью посвящает себя стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы работы поэта. В январе его стихи начинают печататься и в других журналах и газетах. В этом же году у С.Есенина и А.Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян в 1937 году.

В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на войну и, благодаря хлопотам друзей, он получил назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе. В 1915-1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого.

Переезд Есенина в Москву


В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин, воспевая новую действительность и ее героев, пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925, и др.). Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).

В 21 году Есенин пишет стих про уходящую юность

Тема стихотворения – тема уходящей юности, молодости. Основная идея – прощание с молодостью – это щемящее чувство, которому автор поет песню. Общий эмоциональный тон стихотворения – элегический, печальный, но без унылости. Он создается благодаря элементам поэтики.

Особый подбор лексики. Уже начало стихотворения несет в себе оттенок прощания. Повторяющаяся отрицательная конструкция с «не» усиливает этот оттенок. Кроме того, выражения «жизнь моя», «дух бродяжий», как бы взрывают, не задерживают элегическое настроение.

Центральные строфы – обращение к своему сердцу, чуть «тронутому холодком» и к собственной жизни. Ритмически текст построен достаточно четко, этому способствует пятистопный хорей.

Стихотворение богато метафорами, так же, как и юность, молодость щедры на события и радость. Совершенно неожиданно жизнь сравнивается со всадником на «розовом коне». «Розовый», как эпитет, впитывает в себя и несбыточные, буйные мечты, которые свойственны юности (видеть жизнь «в розовом свете», носить «розовые очки», приукрашивающие реальность), и цвет зари. Но в следующей строфе цветовая окраска меняет палитру. Цвет мечты, молодости и юности переходит в медный окрас кленовой листвы (невольно напрашивается такая ассоциация – о человеке, много пережившем, много повидавшем, говорят «медные трубы прошел»).

Пять стоп в стихотворении делают текст плавным, мягким. Этому же способствует и женская открытая рифма, которая присутствует в первой и третьей строках четверостиший. Чередуя с мужской рифмой во второй и четвертой строках, автор создает перекрестную рифмовку, что придает четкость и законченность произведению. Подобное построение текста еще раз подчеркивает мысль о том, что молодость быстротечна, и на смену «гулкой рани весенней» приходит жизнь в тленном мире, сложности которого не замечаются в молодости.

Стихотворение нарядно своей звуковой организацией. Согласные «л», «м», «н» придают мягкость и плавность звучанию.

Таким образом, основные компоненты поэтики соответствуют эмоциональному тону, теме, идее стихотворения. Благодаря особому подбору лексики, простому построению фраз, своеобразному звуковому подбору, стихотворение С. Есенина находит отклик в сердцах читателей различного возраста. Недаром многие произведения Есенина, в том числе и данное, стали в свое время популярными песнями.

Возврат на родину

В конце лета 1923 года Сергей Есенин вернулся на родину. Здесь у поэта случился ещё один непродолжительный роман с переводчицей Надеждой Вольпин, от которого родился сын Александр. В газете «Известия» публиковались записи поэта об Америке «Железный Миргород».

В 1924 году Есенин снова стал увлекаться путешествиями по стране, много раз ездил на родину в Константиново, несколько раз за год побывал в Ленинграде, потом были поездки на Кавказ, в Азербайджан.

В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович Есенин очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику и запрет публикаций поэта.

В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы побудили С. А. Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье.

Эпизоды жизни

Несмотря на то что последние годы жизни Есенин злоупотреблял алкоголем, он не писал стихи нетрезвым. Об этом же говорят и мемуаристы поэта. Однажды Есенин признался своему приятелю: «За мной ходит отчаянная слава пропойцы и хулигана, но это только слова, а не такая уж страшная действительность».

Танцовщица Дункан


Танцовщица Дункан влюбилась в Есенина чуть ли не с первого взгляда. Он тоже сильно ей увлекся, несмотря на ощутимую разницу в возрасте. Айседора мечтала прославить своего русского мужа и взяла его с собой в турне - по Европе и в Америку. Свое скандальное поведение во время поездки Есенин объяснял в свойственной ему манере: «Да, я скандалил. Мне нужно было, чтобы они меня знали, чтобы они меня запомнили. Что, я им стихи читать буду? Американцам стихи? Я стал бы только смешон в их глазах. А вот скатерть со всей посудой стащить со стола, посвистеть в театре, нарушить порядок уличного движения - это им понятно. Если я это делаю, я миллионер. Мне, значит, можно. Вот и уважение готово, и слава и честь! О, меня они лучше помнят, чем Дункан!» На самом деле Есенин быстро понял, что за границей он для всех лишь «муж Дункан», разорвал отношения с танцовщицей и вернулся домой.

Неудачный брак с Софьей

Осенью 1925 года Есенин женился на внучке Льва Толстого Софье, но брак был не удачным. В это время он активно выступал против еврейского засилья в России. Поэт и его друзья обвиняются в антисемитизме, за что полагался расстрел. Последний год жизни Есенин провёл в болезнях, скитаниях и пьянстве. По причине сильного пьянства С. А. Есенин некоторое время пребывал в психоневрологической клинике Московского университета. Однако из-за преследований со стороны правоохранительных органов поэт был вынужден покинуть клинику. 23 декабря Сергей Есенин уезжает из Москвы в Ленинград. Останавливается в гостинице «Англетер».

Смерть поэта

В этой гостинице, в номере № 5, 28 декабря 1925 года Сергей был найден мёртвым.
Уголовное дело правоохранительные органы возбуждать не стали, несмотря на то, что на теле имелись признаки насильственной смерти. До сих пор официально существует одна-единственная версия – самоубийство. Она объясняется той глубокой депрессией, в которой поэт находился последние месяцы жизни.

Есенина похоронили в последний день уходящего 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

В 80-е годы появились и всё больше стали развиваться версии о том, что поэта убили, а потом инсценировали самоубийство. Такое преступление приписывают людям, работавшим в те годы в ОГПУ. Но пока всё это так и остаётся лишь версиями.

Великий поэт успел за свою такую короткую жизнь оставить потомкам, живущим на Земле, бесценное наследие в виде своей поэзии. Тонкий лирик со знанием народной души мастерски описывал в своих стихах крестьянскую Русь. Многие его произведения положены на музыку, получились превосходные романсы.

Лучшие стихи Есенина:

1 МАЯ

Есть музыка, стихи и танцы,
Есть ложь и лесть...
Пускай меня бранят за стансы -
В них правда есть.

Я видел праздник, праздник мая -
И поражен.
Готов был сгибнуть, обнимая
Всех дев и жен.

Куда пойдешь, кому расскажешь
На чье-то «хны»,
Что в солнечной купались пряже
Балаханы?

Ну как тут в сердце гимн не высечь,
Не впасть как в дрожь?
Гуляли, пели сорок тысяч
И пили тож.

Стихи! стихи! Не очень лефте!
Простей! Простей!
Мы пили за здоровье нефти
И за гостей.

И, первый мой бокал вздымая,
Одним кивком
Я выпил в этот праздник мая
За Совнарком.

Второй бокал, чтоб так, не очень
Вдрезину лечь,
Я выпил гордо за рабочих
Под чью-то речь.

И третий мой бокал я выпил,
Как некий хан,
За то, чтоб не сгибалась в хрипе
Судьба крестьян.

Пей, сердце! Только не в упор ты,
Чтоб жизнь губя...
Вот потому я пил четвертый
Лишь за тебя.

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.

Праздник Есенина: особенности празднования

В современном календаре можно встретить огромное количество праздников как православных, так и христианских, празднующихся на официальном уровне. Однако, к большому сожаленью, в нем нет празднования событий, приуроченных к юбилеям величайших деятелей искусства, поэзии. Об одном из таких вот праздников хочется рассказать более подробно. Это – о празднике Есенина.

Базар и возложение цветов

Этот праздник проходит на родине поэта, а именно в селе Константиново Рязанской области, и празднуется в день рождение писателя – 3 октября, начиная с 1985 года. Каждый год на нем собирается огромное количество почитателей творчества этого прекрасного деятеля искусства со всех уголков Российской Федерации.

Начинается праздник с базара-выставки работ местных мастеров-ремесленников, который обычно проводится на Центральной площади. Каждый желающий может прикупить себе в качестве сувенира или кому-то в подарок разнообразные поделки из дерева, соломы или сам поучаствовать в их создании.

Затем люди идут к памятнику Сергею Александровичу Есенину для возложения цветов. Кстати, говорят, что если подержаться за палец на правой руке поэта – это на счастье. Приезжие очень часто используют этот ритуал.

Продолжение праздничного мероприятия

После возложения цветов к памятнику поэта, люди посещают местные достопримечательности: школу, где в свое время учился Сергей Есенин, бальзамический тополь, высаженный поэтом собственноручно в 1924 году, а также Государственный музей-заповедник в честь этого писателя, в котором проводится выставка из фондов музея, праздничные экскурсии.

Затем празднование переносится на театральные и поэтические площадки, на сценах которых проходят выступления в честь дня рождения этого великого деятеля, декламация его стихов другими поэтами и всеми желающими.

В этом году, кстати, исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта. И народ достойно почтил память этого действительно талантливого поэта, организовав концерты, выставки и литературные встречи по всей стране. А в самом селе Константиново люди почтили память поэта народным гулянием вдоль реки Ока, поэтическими спектаклями и театральными постановками. А наиболее ярким событием этого дня стала постановка спектакля «Хулиган. Исповедь», в котором принял участие такой известный артист, как Сергей Безруков.

Еще немного стихов

Корабли плывут
В Константинополь.
Поезда уходят на Москву.
От людского шума ль
Иль от скопа ль
Каждый день я чувствую
Тоску.

Далеко я,
Далеко заброшен,
Даже ближе
Кажется луна.
Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна.

Каждый день
Я прихожу на пристань,
Провожаю всех,
Кого не жаль,
И гляжу все тягостней
И пристальней
В очарованную даль.

Может быть, из Гавра
Иль Марселя
Приплывет
Луиза иль Жаннет,
О которых помню я
Доселе,
Но которых
Вовсе - нет.

Запах моря в привкус
Дымно-горький,
Может быть,
Мисс Митчел
Или Клод
Обо мне вспомянут
В Нью-Йорке,
Прочитав сей вещи перевод.

Все мы ищем
В этом мире буром
Нас зовущие
Незримые следы.
Не с того ль,
Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды?

Оттого
При встрече иностранки
Я под скрипы
Шхун и кораблей
Слышу голос
Плачущей шарманки
Иль далекий
Окрик журавлей.

Не она ли это?
Не она ли?
Ну да разве в жизни
Разберешь?
Если вот сейчас ее
Догнали
И умчали
Брюки клеш.

Каждый день
Я прихожу на пристань,
Провожаю всех,
Кого не жаль,
И гляжу все тягостней
И пристальней
В очарованную даль.

А другие здесь
Живут иначе.
И недаром ночью
Слышен свист,-
Это значит,
С ловкостью собачьей
Пробирается контрабандист.

Пограничник не боится
Быстри.
Не уйдет подмеченный им
Враг,
Оттого так часто
Слышен выстрел
На морских, соленых
Берегах.

Но живуч враг,
Как ни вздынь его,
Потому синеет
Весь Батум.
Даже море кажется мне
Индиго
Под бульварный
Смех и шум.

А смеяться есть чему
Причина.
Ведь не так уж много
В мире див.
Ходит полоумный
Старичина,
Петуха на темень посадив.

Сам смеясь,
Я вновь иду на пристань,
Провожаю всех,
Кого не жаль,
И гляжу все тягостней
И пристальней
В очарованную даль.

Тяжело и прискорбно мне видеть,
Как мой брат погибает родной.
И стараюсь я всех ненавидеть,
Кто враждует с его тишиной.

Посмотри, как он трудится в поле,
Пашет твердую землю сохой,
И послушай ты песни про горе,
Что поет он, идя бороздой.

Или нет в тебе жалости нежной
Ко страдальцу сохи с бороной?
Видишь гибель ты сам неизбежной,
А проходишь его стороной.

Помоги же бороться с неволей,
Залитою вином, и с нуждой!
Иль не слышишь, он плачется долей
В своей песне, идя бороздой?

Кулинарные предпочтения Сергея Есенина

В 2015 году исполнилось 120 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти одного из «золотых голосов» русской поэзии – Сергея Александровича Есенина. Его стихи – необыкновенная по глубине любовь к родине. Природа и Есенин – неразрывное целое. В детстве будущий поэт проводил много времени на берегу речки, где собирал утиные яйца и откуда приносил больших раков. Он любил рыбачить. Страсть к рыбалке осталась и в дальнейшем. Участвовал поэт и в крестьянском сенокосе. Крестьяне должны были хорошо кормить косарей и мальчишек, им помогавших, которые зачастую оставались жить в поле. Для этого припасали продукты: сало, яйца, творог, простоквашу. Хозяйки пекли блины, драчены. Варили компоты. Все заботились о косарях, которым сено доставалось нелегко.

После Первой мировой войны в деревнях люди обнищали и пекли хлеб с добавлением щавеля, лебеды, мякины.

Юному поэту нелегко было и в столице, куда он перебрался с тетрадкой своих стихов. Когда Есенин в 1915 году пришел к известному к тому времени Александру Блоку, в разговоре не заметил, как съел булку. Блок предложил ещё и яичницу. Молодому организму не было сил отказаться от угощения.

Есенин сам был гостеприимным человеком. У него в доме всегда были гости. Сам Есенин любил вставать ровно в 9 часов. К этому времени на столе гудел самовар, манили вкусным запахом любимые поэтом белые калачи. Есенин любил чаевничать.

В кафе имажинистов Сергей Есенин участвовал в складчине: покупались на собранные из карманов деньги, хлеб и колбаса, делались бутерброды. На большее денег пока не было. Поэты были практически всегда голодными. Однажды за разговорами тоже не заметили, как съели большой кусок сливочного масла без хлеба у журналиста Л. Повицкого.

Так получилось, что все-таки своего дома, о котором он мечтал, у Есенина не было. Это было для него тягостно. Рукописи находились в разных местах, приходилось за ними ходить туда-сюда, поэтому в кармане поэта мог лежать сверток с чем-нибудь съестным, например с солеными огурцами. Когда Есенин жил в Ростове в служебном вагоне, у него на столе всегда стоял самовар, поэт потчевал гостей чаем.

Во время поездки в Ташкент, с удовольствием ел там фрукты, шашлыки, плов, пил зеленый чай.

В Грузии попробовал кизилового сока, который ему понравился.

Перед смертью Есенин попал в больницу, из которой сбежал. Он отправился в кафе «Мышиная нора». Там заказал себе сосиски с тушеной капустой и пива.

Любил Есенин борщ с ушками. Поклонники поэта и русской кухни должны знать его рецепт.

Нужно потушить 200 граммов свеклы и две морковки до полуготовности, предварительно нашинковав их. Обжарить с мукой луковицу с двумя помидорами. Добавить все вышеуказанное в кастрюлю с проваренной капустой. Варить до готовности и добавить специи по вкусу.

К борщу готовились ушки: сваренную гречневую кашу перемешивали с пассерованным луком. Тонко раскатывали обычное тесто из воды, муки, яйца, соли, нарезали ромбы. Начинку клали в ромбы. Края, смоченные яйцом, защепляли. Эти ромбы запекались потом в духовке. Борщ подавали с ушками, со сметаной и зеленью.

Другой борщ готовился с грибами. Испеченную в духовке свеклу очищали от кожуры и шинковали соломкой. Соломкой перед жаркой резали лук, морковь, корень петрушки. Все овощи и грибы заливали квасом, солили и варили до готовности. Это старинный борщ по псковски – печерски.

Приготовленные борщи, которые любил Сергей Есенин, можно считать данью памяти прекрасному поэту и хорошему человеку, которому не пришлось встать к завтраку 28 декабря 1925 года.

Еще стихи

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.

У меня в руках довольно силы,
В волосах есть золото и медь.
Голос пери нежный и красивый.
У меня в руках довольно силы,
Но дверей не смог я отпереть.


И зачем? Кому мне песни петь?-
Если стала неревнивой Шага,
Коль дверей не смог я отпереть,
Ни к чему в любви моей отвага.


Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь
Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь.

До свиданья, пери, до свиданья,
Пусть не смог я двери отпереть,
Ты дала красивое страданье,
Про тебя на родине мне петь.
До свиданья, пери, до свиданья.

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была...
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Сергей Есенин, его жизнь и творчество представляет уникальное явление в российской истории, культуре и литературе. Интерес к нему с годами не только не угасает, но и периодически вспыхивает с новой силой. Наиболее острая дискуссия в последние годы ведется по поводу обстоятельств его гибели.

В последние десятилетия открылись новые свидетельства и документы, не только не вписывающиеся в официальную версию самоубийства поэта, но и убедительно подтверждающие ее несостоятельность, и как альтернативу логически приводящие к заключению об убийстве. Недавно выявлен отчетливый «сталинский след» в преступлении против Есенина, с характерным для подобных нераскрытых преступлений «сталинским почерком». Однако существует огромная сила инерции, как официальных властных учреждений, так и официальных учреждений культуры, не позволяющая провести объективное расследование в рамках современного законодательства.

2. В 1909 году Сергей Есенин обучался в церковно-приходской учительской школе с Спас-Клепиках. Сегодня это уже не школа, а музей С.А. Есенина.

3. После окончания школы в 1912 году Есенин уехал в Москву, где работал в мясной лавке.

4. Есенин был женат трижды. Последняя его жена, Софья Андреевна Толстая, являлась родной внучкой Льва Николаевича Толстого.

5. Второй брак Есенина был примечателен тем, что его жена (Американская танцовщица) Айседора Дункан практически не говорила по-русски, а сам Сергей Александрович вообще не говорил по-английски. В итоге их брак продлился чуть более года. В 1968 году вышел британско-французский фильм, посвященный этой танцовщице, который так и называется «Айседора». Роль Есенина досталась некоему Звонимиру Чрнко.

6. Сергей Есенин - один из многих Русских поэтов, на чьи стихи делали песни. В разное время песни на стихи Есенина исполняли Александр Малинин («Забава»), группа Альфа, Людмила Зыкина («Слышишь, мчатся сани»), Надежда Бабкина («Отговорила роща золотая»), Галина Ненашева «Береза», Николай Караченцов («Королева»), Олег Погудин, Никита Джигурда, гр. Монгол Шуудан («Москва»), Вика Цыганова, Земфира и многие другие.

7. Будучи женатым Сергей Есенин имел роман на стороне с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. От этого союза у них в 1924 году родился внебрачный сын Александр. Мужчина прожил длинную, плодотворную жизнь и носил двойную фамилию Есенин-Вольпин.

8. 28 декабря 1925 года Есенина находят повешенным на трубе отопления в своем номере гостиницы «Англетер». Также найдена прощальная записка, написанная кровью в виде стихотворения «Прощай мой друг, прощай...». Похоронили Сергея в Москве на Ваганьковском кладбище.

9. Многие до сих пор спорят по поводу гибели Сергея Есенина. Говорят, что он не мог повеситься, так как для этого не было причин. Современники отмечают, что накануне гибели он был весел и жизнерадостен, кроме того, он с таким нетерпением ждал выхода своего нового сборника стихов.

10.У Сергея Есенина был свой Литературный секретарь Галина Артуровна Бениславская, которая в течение пяти лет занималась всеми литературными делами Есенина, вела переговоры с редакциями. Она была очень сильно предана и привязана к Есенину, и по словам друзей Сергея, она хотела быть единственным близким другом Есенина. Она даже обвинила друзей поэта и его сестру Екатерину в том, что они всячески пытаются разрушить их отношения. Почти через год после смерти Есенина (3 декабря 1926 года) Галина Бениславская застрелилась на его могиле на Ваганьковском кладбище. Также она оставила предсмертную записку, содержащую следующие строки: «В этой могиле для меня всё самое дорогое...»

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время ("Преображение", "Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя - родина, я - большевик!" Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме "Инония" он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем".

Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. "Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал", - заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство", - писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение "Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

С ергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».

«Я отвоевал свою свободу»: детство и юность Сергея Есенина

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.

Родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна. 1905. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин (третий справа) среди односельчан. 1909-1910. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин с сестрами Катей и Шурой. 1912. Фотография: cameralabs.org

Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе - будущий поэт закончил ее с отличием. Однако, как он позже вспоминал, учеба никак не отразилась на его становлении и не оставила ничего, «кроме крепкого знания церковнославянского языка» . Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали.

После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву : осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Но наперекор решению родителей устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться. «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. <...> Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж! Я отвоевал свою свободу» , - писал он другу Григорию Панфилову.

Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. В одном из писем Панфилову поэт признавался: «Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал» . Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине.

В 1913 году он стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Альфонса Шанявского. Занятия проходили по вечерам, поэтому Есенин легко совмещал их с дневной работой. В это время он служил в типографии Товарищества Ивана Сытина . Сначала работал экспедитором, затем - помощником корректора.

В этот период Есенин увлекся идеями социал-демократической партии. Поэт распространял политические листовки, выступал перед рабочими в заводских районах и агитировал их бороться за свои права. 23 сентября 1913 года Есенин участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать. О происходящем поэт сообщал Панфилову: «Там возле тебя мирно и плавно текут, чередуясь, блаженные дни, а здесь кипит, бурлит и сверлит холодное время, подхватывая на своем течении всякие зародыши правды, стискивает в свои ледяные объятия и несет бог весть куда в далекие края, откуда никто не приходит» .

Аресты демонстрантов, полицейские репрессии, гонения на рабочую печать - все это юный поэт остро переживал и отражал в своих стихотворениях. К тому времени у Есенина собралась книга стихов «Радуница». Некоторые сочинения из сборника он отправил в петербургские журналы, но ни одного ответа так и не получил. Зато московские издания стали печатать поэта: детский журнал «Мирок» опубликовал стихотворения «Береза», «Воробышки», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест», а большевистская газета «Путь правды» напечатала стихотворение «Кузнец».

Скитания поэта в столице

Сергей Есенин (слева) с друзьями. 1913. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин. 1914. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин. Фотография: cameralabs.org

Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны. В письме Панфилову он сетовал: «Москва - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга » . Так родилось решение переехать в столицу.

В 1915 году Есенин прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы - Александру Блоку . Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и наконец стихи Есенина появились в столичных изданиях.

Лето 1915 года поэт провел в родной деревне. Здесь он подготовил рукопись сборника «Радуница», написал стихотворения «Белая свитка и алый кушак…», «Разбойник», повесть «Яр» , рассказы «Бобыль и Дружок» и «У белой воды» . Поэт собирал народные песни, сказки, частушки и загадки - позже они вошли в сборник «Рязанские побаски, канавушки и страдания».

Вернувшись в Петроград Сергей Есенин стал членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере. По словам Городецкого, это был «первый публичный успех Есенина» . Вскоре «Краса» распалась, и Сергей Есенин перешел в литературно-художественное общество «Страда». Несмотря на большой успех, он едва сводил концы с концами: выступления почти ничего не приносили.

Поэзия Сергея Есенина

В 1916 году вышел первый сборник - «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других» .

Вскоре после выхода книги Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны , а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда - в Царскосельский лазарет. Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Однако этот расчет не оправдался. Поэт написал ряд свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга...», «Микола».

«Неприятности» настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь «отказался написать стихи в честь царя» , - вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция , вслед за которой все решения царского режима были отменены. В этот период Есенин создал цикл поэм «Товарищ» , «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам поэт признавался, что «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно» .

В марте 1918 года Есенин приехал в Москву. Здесь поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то что Сергей Есенин с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».

Поэт в «передовой линии имажинизма»

Сергей Есенин (слева) и поэт Сергей Городецкий. 1915. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин (справа) и поэт Леонид Каннегисер. 1915. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин (справа) и поэт Николай Клюев. 1916. Фотография: cameralabs.org

На одном из поэтических вечеров 1918 года Сергей Есенин вместе с Анатолием Мариенгофом , Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым решили создать новую школу поэзии - имажинизм. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа (по-латински imago) от действительности. В 1919 году поэты опубликовали декларацию имажинизма. Основной пункт программы они описывали так: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. <...> Поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова» .

Идеи имажинистов звучали провокационно, но не свежо: декаденты пропагандировали освобождение поэзии от смысла еще до революции. Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, а основные ее положения позже раскритиковал в статье «Быт и искусство».

Однако порвать отношения с имажинистами Есенину сразу не удалось - он слишком привык к постоянным совместным кутежам. Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.

Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, - жаловался он в одном из писем, - без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко» .

Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. Поэт работал над драматической поэмой «Пугачев» и решил отправиться в путешествие по местам пугачевского движения. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью» , а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить поэму в театре РСФСР-1 .

Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии , Бельгии, Франции , Италии , Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту - «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг» . Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. <...> Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину» . В путешествии Есенин продолжал работать. Он начал писать драматическую поэму «Страна негодяев» , сделал наброски поэмы «Чёрный человек» .

Личная жизнь Сергея Есенина

С Анной Изрядновой Сергей Есенин познакомился в 1913 году в типографии Сытина. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского. Вскоре у них завязался роман. Изряднова вспоминала: «Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать - «они нехорошие». Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить» .

Через несколько месяцев после знакомства Есенин и Изряднова начали жить вместе. Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе. Изряднова чувствовала себя помехой: «Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем)» . В 1915 году у них родился сын Юрий, а Есенин оставил Анну.

Первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх . Они познакомились весной 1917 года. К тому моменту Есенин уже был известным поэтом, а она работала секретарем-машинисткой в газете «Дело народа». Есенины жили в Орле , затем переехали в Петроград, оттуда в 1918 году - в Москву. Семейная жизнь вновь не ладилась, и поэт ушел от Райх. Официально они развелись только в 1921 году. В браке у Есениных родилось двое детей - дочь Татьяна и сын Константин.

Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org

Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан . Американская танцовщица приехала в страну на гастроли. Чувства между поэтом и артисткой вспыхнули практически сразу. «Это была глубокая взаимная любовь» , - писал Сергей Городецкий. «Конечно, - добавлял он, - Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбляться» .

В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. Литератор решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. Сам он планировал за границей вести творческую пропаганду родины. Друзьям поэт заявлял: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт» . Властям обещал наладить в Берлине издательство книг русских поэтов, а в Америке - урегулировать отношения между советским государством и Штатами.

В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались. Есенина и Дункан многое разделяло: разница в возрасте (танцовщица была старше поэта на 17 лет), языковой барьер, разница в мировоззрении. Общий товарищ Сергей Коненков писал: «Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил» .

Сергея Есенина «всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла» , - писала сестра поэта Александра. Это ощущение не оставило литератора и с новыми отношениями. В 1925 году Есенин познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого . Через несколько месяцев они поженились. Но и этот брак не осчастливил Есенина: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать» . С Софьей Толстой поэт развелся через полгода совместной жизни.

Болезнь и смерть Сергея Есенина

На родину поэт вернулся только через год. Он распрощался со всеми литературными направлениями, к которым себя когда-то причислял, и заявил: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт» . Он решил стать «певцом новой жизни» и написал историко-революционную поэму «Песнь о великом походе», героическую повесть «Поэма о 36» , стихотворение о революции «Воспоминание».

В сентябре 1924 года Есенин отправился в закавказские республики. За полгода своего путешествия он выпустил две книги стихов - «Русь Советскую» и «Страну Советскую», написал «Балладу о двадцати шести» , стихотворения «Письмо к женщине» , «Мой путь», «Капитан земли», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Цветы», «Памяти Брюсова», начал поэму «Анна Снегина» и цикл стихов «Персидские мотивы».

Иногда поэт приезжал в родную деревню. Здесь он создал стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Видно, так заведено навеки...». Деревенские впечатления позже легли в основу других произведений поэта: «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Не вернусь я в отчий дом...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело...».

К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием. Врачи настояли, чтобы поэт прошел курс лечения в психоневрологической клинике.

В больнице Есенин продолжал работать. Здесь он написал «Не гляди на меня с упреком…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…», которые вошли в цикл «Стихи о которой…». Так и не долечившись в клинике, литератор решил резко порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако обрести покой писателю не удалось: его постоянно посещали старые знакомые. 28 декабря 1925 года, ослабленный болезнью и депрессивными мыслями, поэт покончил с собой. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

1. На первых своих публичных выступлениях Сергей Есенин вел себя как необразованный деревенский мужик и говорил голосом, как сказал Владимир Маяковский в своем очерке, словно «ожившее лампадное масло»: «Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной» . В литературных салонах поэт и внешне подражал деревенскому парню: чаще всего одет он был в белую рубаху с вышивкой, лапти или валенки, и с гармошкой в руках. Маяковский считал, что таким образом Есенин «рекламировал» свою крестьянскую поэзию, и даже поспорил с ним, что тот «все эти лапти да петушки-гребешки» вскоре оставит. И действительно, как только отношения с крестьянскими поэтами у Есенина разладились, стиль одежды его тоже изменился. Встретив молодого стихотворца уже после революции в галстуке и пиджаке, Маяковский требовал отдать проигрыш.

2. В своем произведении «Пугачев» Сергей Есенин больше всего любил монолог Хлопуши. Он всегда читал его с особым упоением. Максим Горький, присутствовавший на одном из чтений, вспоминал: «Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчеркивало каменные слова Хлопуши» .

3. Монолог Хлопуши долгое время был визитной карточкой Есенина - исполнение автора даже записали на фонограф. На сохранившейся аудиозаписи выступления Есенина отчетливо слышен рязанский акцент: «е» автор произносит как «ей», «о» - как «оу».

4. После возвращения в Москву из зарубежного путешествия Сергей Есенин опубликовал свой стихотворный сборник «Москва кабацкая» в журнале имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В двух предыдущих номерах издания произведения располагались в алфавитном порядке фамилий авторов, в этом же выпуске есенинский цикл следовал за стихами Анатолия Мариенгофа. Этот факт задел Есенина, о чем он сообщил Ассоциации вольнодумцев: «В журнале же «Гостиница» из эстетических чувств и чувств личной обиды отказываюсь участвовать окончательно, тем более что он мариенгофский. Я капризно заявляю, почему Мариенгоф напечатал себя на первой странице, а не меня» .

5. Как-то в разговоре с Мариенгофом Есенин похвастался: «А ведь у меня, Анатолий, за всю жизнь женщин тысячи три было» . На недоверчивую фразу: «Вятка, не бреши!» - поправил: «Ну, триста <...> Ну, тридцать» . Говоря о своих сердечных победах, поэт часто привирал в цифрах, но настоящих влюбленностей у него было немного. Сам Есенин оправдывал свою несостоятельность в семейной жизни любовью к поэзии и искусству.

6. Несмотря на то что в своих стихах Есенин часто писал о деревне, в родном Константинове поэт бывал редко. Анатолий Мариенгоф вспоминал: «За четыре года, которые мы прожили вместе, всего один раз он [Есенин] выбрался в свое Константиново. Собирался прожить там недельки полторы, а прискакал через три дня обратно, отплевываясь, отбрыкиваясь и рассказывая, смеясь, как на другой же день поутру не знал, куда там себя девать от зеленой тоски» . Поэт стремился стать городским жителем и в нарядах, и в образе жизни. Даже в зарубежных поездках ему больше всего нравилась «цивилизация».