Познай свой край родной. Псковские храмы


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

С восточной стороны Успенского собора расположена Сретенская церковь, поражающая своей красотой. Она была построена и освящена в 1870 году, а комплекс, в который она входит, был заложен в 1541 году игуменом Корнилием. Этот храм имеет три главы и выстроен в два этажа. Стены и потолок внутри него украшены священными изображениями, описывающими библейские события. Снаружи стены имеют красный цвет, а окна и углы украшены белыми узорами.

В Сретенской церкви располагаются две чудотворные иконы: «Взыскание погибших» и Божья Матерь «Троеручница». Также внутреннее убранство богато старинной утварью: коваными подсвечниками, лампадами, украшенными чеканкой. В ней имеется необычайно красивый иконостас, украшенный позолоченными деревянными колоннами и различными резными узорами. В 2000 году была произведена реставрация храма и восстановлены его уникальные настенные картины.

1 апреля 2003 года в этот храм были перенесены мощи преподобного Симеона Псково-Печерского, которые доступны сейчас для всех верующих. Для посещения данного храма женщинам необходимо обязательно взять с собой платок и надеть длинную юбку.

Храм святителя Василия Великого на Горке – это один из самых известных памятников архитектуры XV –XVI веков. Существующий храм является единственным каменным храмом начала XV века в городе Пскове.

Первое строительство храма относится к 1337 году. Основал его купец Кристофер Карел Дол, немец по национальности. В старых рукописях говорится о том, что Немчин Доль приехал во Псков, где крестился под именем Василия и построил каменную церковь в городе во имя Василия Великого.

В период Великой Отечественной войны храм частично пострадал от бомбежек, после этого его несколько раз поджигали, но храм устоял и в настоящее время радует горожан и туристов своим великолепием.

Храм открыт ежедневно с 8-00 до 19-00 часов. Богослужения проходят каждый день. Настоятелем церкви является протоиерей Большанин Андрей.

Храм святителя Василия Великого на Горке

Храм святителя Василия Великого на Горке считают знаменитым памятником архитектуры XV - XVI веков. Храм имеет три ступенчатые арки и своды (апсиды). Барабан и апсиды церкви завершают орнаметальные тройные фризы, характерные для многих храмов Пскова того времени.

Деревянный, первый храм был сооружён в XV веке на холме, который возвышался перед ручьём Зрачкой в болотистой местности. В 1375 году была сооружена по берегу ручья стена Среднего города и Васильевская башня напротив церкви, над башней была устроена звонница, где располагался сполошный колокол, который поднимал в случае тревоги весь город. Расписан был храм в 1377 году.

Каменный храм возвели в 1413 году на месте деревянной старой церкви. В начале XVI века была написана почитаемая икона храма Тихвинской Богоматери. Для всего Пскова и для храма, с конца XVII века, начинается время упадка. Церковная звонница в середине XVIII века была перестроена в колокольню, сохранившуюся до нашего времени.

К началу XIX века церковь сильно разрушилась, был утрачен резной клирос и старинный иконостас. В 2003 году в храме проводились реставрационные работы. Реставрация вернула первоначальный облик церкви. Храм будет интересно посетить всем любителям старины.

Храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома - это небольшой православный храм, расположенный в городе Псков. Он является памятником культуры и истории федерального значения 15-16 веков. Обитель расположена у Покровской башни, в южной части Окольного города. Пролом - это место, где обрушилась крепостная стена во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Храм состоит из двух бесстолпных церквей, их четверики имеют общую стену. Южная церковь освящена в честь Рождества Богородицы, а северная - в честь Покрова Богородицы. Они имеют по одному притвору и апсиде. В их алтарях находится по щелевому и оконному проему, которые рассчитаны для пожертвований.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома была построена из местной известняковой плиты, затем обмазана и побелена. С притвором ее длина составляет 17 метров, а ширина - 15 м. В 1961-1964 годах была проведена реставрация церкви, ее выполнили по проекту великого архитектора В. П. Смирнова. В результате, была воссоздана двухпролетная звонница и две главы. В настоящее время обитель является действующей, здесь проводят богослужения и молебны.


Достопримечательности Пскова

Среди достопримечательностей Пскова - его церковная архитектура. Псковичи имели своей собственный зодческий стиль, поэтому в городе можно найти множество церквей, в том числе очень древних и уникальных.

Как и большинство древних русских городов, Псков всегда был набожным и многомольным, считающим православную веру неотъемлемой частью своей жизни. Не удивительно, что в городе Пскове много прекрасных церквей, многие из которых очень древние. Мы расскажем о некоторых из них.

Церковь Василия «на горке»

Такого ее настоящие название, была построена в 14 веке на холме, который потом, по церкви, назвали Васильевской горкой, а уж после появилось и народное название «Церковь Васили «На горке».

Первый храм был деревянным и украшенным росписью, и располагался близ не существующей уже стены Среднего города. А в 1375 году на его месте уже был построен каменный храм, который неоднократно переделывался и улучшался. Ближе к началу 16 века именно здесь была написана чтимая чудотворная Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах - небольших прямоугольниках на иконе, на которых изображено житие Богородицы. Раньше она занимала один из верхних ярусов иконостаса, сегодня же хранится в Псковском музее-заповеднике.

У храма трудная судьба, его не раз пытались закрыть. Сначала пожар 1562 года уничтожил часть города, и церковь лишь чудом спаслась. И, тем не менее, начиная с 16-17 веков, для нее наступили времена упадка. И к 19 веку она так обветшала и разорилась, что церковь собрались отправить на слом: обрушился северный предел, почти полностью были утрачены старинный иконостас и резной клирос. Но вновь божье провидение спасло храм, его приписали к Крылецкому монастырю, и так оставалось вплоть до 1921 года, когда церковь была закрыта. Многие годы там находился архив и хранилище документов, в Великую Отечественную войну храм довольно пострадал. Но, как говорит народная мудрость, Бог любит Троицу, и в 2000 году в Церкви Василия «на горке» вновь начались проводиться богослужения. Храм отреставрировали и теперь он радует взор горожан своим белоснежным силуэтом, словно сияющем с холма.

Храм Святого Александра Невского

Полностью название храма звучит как Воинский храм Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Он был построен в 1907-1908 году для 96-го Омского полка. Проект был типовым, разработанным Ф.М. Вержбицким специально для военных - в России было построено более 60 подобных храмов по всей стране.

Но, несмотря на типовый проект, для архитектурных традиций Пскова эта церковь уникальна. Прямоугольный в плане, вытянутый по оси - от купола до шатровой колокольни. Это так называемый псевдорусский стиль, он же «поздняя эклектика», что проявляется и в декоре экстерьера: шлемовидные кокошники, лопатки, закомары в завершении окон и фасадов. Храм выглядит исключительно нарядным, зеленые скаты и золото-голубые навершия купола и колокольни гармонично сочетаются с красным кирпичом стен, создавая радостное и праздничное настроение.

Как и у многих храмов в стране, у церкви Александра Невского была не самая легкая жизнь после революции 1917 года. Храм был закрыт и там, сменяя друг друга, поочередно находились то ««Революционный Красноармейский театр», то Дом Офицеров, а в конце концов и вовсе хозяйственный склад. И лишь в 1990 году храм вновь вернули православной церкви. Причем по прежнему выполняет ту миссию, ради которой был создан - несет поддержку и утешение военным в «горячих точках». Кроме того, храм занимается издательской и благотворительной деятельностью: выпущен сборник стихов в честь погибших воинов 6 роты Псковских десантников, создан электронный каталог всех портретов погибших военных десантников, их имена увековечены на стенах храма, также ведется материальная поддержка воинов и их семей. Деятельность служителей храма не осталась незамеченной, и храм, а также его протоиерей Олег Теор были награждены в 2000 году благодарственными грамотами Министра Обороны РФ за участие в возрождении духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству.

Церковь Алексия, человека Божьего

Церковь Алексия, человека Божьего, была построена в 1688 году на месте старинного храма женского Алексеевского монастыря. Раньше эта церковь располагалась за пределами города, в поле, в окружении одноэтажных деревянных домов Алексеевской слободы, от этого и появилось второе, народное название - церковь Алексия в Поле. О старинной церкви не раз упоминается в летописях, описывающих времена осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда здесь велись ожесточенные бои.

За время своего существования церковь постоянно меняла свою принадлежность: в 1712 году вместе с монастырем она была приписана к Печерскому монастырю, в 1678 - к Сергиевской церкви, в 1808 ее хотели было снести, но 1818 храм приписали уже Старо-Вознесенскому монастырю, и лишь в 1854 году церковь Алексия с Поля наконец-то приобрела самостоятельность.

Как это нередко случалось после революции, храм был закрыт и отдан под зернохранилище, но в годы Великой Отечественной Войны вновь открыт и получил множественные повреждения во время войны. В 1989 году началась реставрация и с 1994 года храм снова проводит богослужения и принимает прихожан под покровительством Псковской епархии.

Построена из камней и плит, беленая, одноглавая, с приделом Рождества Богородица и двухъярусной колокольней. Портал входа украшен современной фреской иконописца отца Андрея. Кроме того, рядом с церковью располагается старинное кладбище.

Церковь Богоявления с Запсковья

Одна из красивейших и эффектных церквей Пскова. У него изящный, с виду простой силуэт, вместе с тем архитектурная композиция довольно сложна и ассиметрична. Как-то в Псков приехал известный архитектор Ае Корбюзье, в целях сотрудничества с советскими архитекторами. Он с интересом и восхищением изучал архитектуру древнего Пскова, но больше всего поразила его впечатление церковь Богоявления с Запсковья. Настолько, что сам архитектор признавался, что именно этим храмом он вдохновлялся, проектируя и строя часовню в своем родном городе Роншане.

Первое упоминание храма относится к 1397 году, но старое здание сгорело в пожаре 1458 года. Современный храм построен на том же месте в 1495 году. Располагается он на возвышении, на берегу Броды (раньше эта речка была такой мелкой, что ее можно было перейти вброд). Любопытно, что раньше на противоположном берегу реки был еще две Богоявленских церкви, которые образовывали «святой треугольник», включающий в себя место традиционного крещенского водосвятия.

К концу 19 века церковь несколько обеднела, хотя и оставалась основным приходским храмом Запсковья. В 1936 году она была закрыта, и довольно сильно пострадала во время Великой Отечественной Войны. Реставрация Богоявленской церкви началась только в 21 веке, и в 2009 году была открыта для прихожан.

Церковь Константина и Елены

Полное название этого храма, построенного в 1681 году - Церковь Святых Равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. По преданию, современная церковь построена на месте, где раньше была часовня святойАнастасии. Рядом с дорогой в храм можно увидеть остатки полукруглых плиточных стен - считается, это и есть развалины старой часовни. Легенда гласит, что св. Анастасия явилась во сне к одному слобожанину и строго наказала хранить остатки своей часовни, иначе слобода сгорит.

Церковь построена в типичном для Пскова 16 века архитектурном стиле, четырехстолпная и трехапсидная. В 18-19 веках к церкви был пристроен с южной стороны придел Святого мученика Василия, в 19 же веке была построена и двухъярусная каменная колокольня. Церковь декорирована лопатками на четверике, бегунцом, барабаны куполов украшены керамическими кокошниками, покрытыми зеленой поливой.

Является действующей, причем помимо обычной храмовой жизни, здесь также занимаются излечением бесноватых и одержимых.

Церковь Михаила Архангела

Полное название церкви - . Согласна надписи на находящейся в храме плите, церковь основана в 1339 году. Раньше в этом месте находился городец - небольшое укрепление, отсюда и прибавка к названию церкви - «с Городца». Современное каменное здание церкви было возведено в 1439 году, а в 1649 оно было дополнительно перестроено. Так, изначально было два престола, но левый за ветхостью был упразднен. Сейчас там продают восковые свечи. А в 1990 году церковь Михаила Архангела стала полковым храмом Енисейского полка.

Церковь построена из плит, ее главный неф в плане представляет собой правильный крест. Фасады украшены арочными делениями, делающими внешний вид церкви более легким и нарядным. Глава церкви раньше была покрыта глазурованной черепицей, но недавно ее заменили на железо. А вот на барабане можно по-прежнему увидеть двойной пояс глазурованных узорчатых изразцов конца 17 века.

Церковь Петра и Павла

(такого полное название храма) была построена в 1373 году на месте древнего кладбища - то есть «буя». С этой церковью связана легенда о том, как в 1615 году, во время наступления на город шведский войск, во время молебна от иконы Божией Матери донесся голос, который обещал защиту. И действительно, псковские войска одержали победу. А в годы Северной войны недалеко от церкви останавливался Петр I. Он часто ходил в этот храм, читал Апостол и даже пел на клиросе. А уже потом он позаботился о том, что церковь, посвященная его небесным покровителям, приобрела новый иконостас, и ей был возвращен статус соборной церкви.

Церковь Петра и Павла построена в классическом псковском стиле: одноглавый храм, с тремя апсидами, декорирован характерным псковским украшением - бегунком. Барабан главы украшен узорчатым керамическим поясом.

Церковь Николы со Усохи

Была впервые построена в 1371 году, а в 1536 году было возведено каменное здание, так как старое сгорело в пожаре. Местность, где располагается храм, раньше называлась «усохой», так как было оно на краю большого болота. Сейчас болота уже нет, а название осталось. С церковью Николы со усохи связано предание об Иване Грозном. Говорят, что когда он ехал мимо храма, звон колоколов напугал его коня и обозленный царь приказал отрубить колоколу уши. И говорят, во время выполнения этого странного приказа из ушей колокола полилась кровь.

Церковь построена в подчеркнуто псковских архитектурных традициях. Вместе с тем, есть и оригинальная деталь - часовня, прозванная местными «часовней неугасимой свечи». Такое название было дано ей за то, что раньше там постоянно горела лампадка перед иконой святого Николая Чудотворца. Это небольшое здание с изящной крохотной главой, стены прорезаны крупными арками - вместе с архитектурой самого храма часовня составляет причудливый ансамбль.

Псковщина славится своими своеобразными храмами, подобных которым нет нигде. Самые ранние сохранившиеся в Пскове архитектурные церковные памятники относятся к XII веку. Это и с бывшего Ивановского монастыря.

К XIV-XV вв. в Древнем Пскове сложилась собственная архитектурная школа, на которую оказали огромное влияние характерные черты народного архитектурного творчества. Вот как характеризует Ю. Спегальский самобытные черты псковской архитектуры, определившиеся к середине XIV века: «Новые архитектурные формы церквей были предельно экономичны и подчинены практическим требованиям жизни. Их беленые каменные поверхности слагались в сложные и динамичные сочетания, дававшие богатую игру света и тени. В контрасте белых поверхностей с цветными пятнами фресковых изображений, живописном чередовании и дроблении световых и теневых пятен, в общем облике, далеком от какого-либо аскетизма и суровости, выражались жизнелюбие и оптимизм простых русских людей, не поколебленные несколькими веками воздействия христианства».

Вторую половину XV — XVI век можно назвать эпохой зрелости в искусстве Древнего Пскова. «Разнообразие строившихся каменных зданий, объем строительства, технический его уровень, изощренность архитектурного мастерства псковских зодчих достигли вершины. Основным типом псковского храма того времени был четырехстолпный трехапсидный храм с закругленными боковыми апсидами и с восьмискатной крышей. Небольшие храмы устраивались без столпов, с главой на перекрещивающихся арках и с одной апсидой. Обязательной принадлежностью любой, даже самой миниатюрной церквушки были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми… Звонницы в это время строили как можно выше, устанавливая их либо на особое здание, служащее им пьедесталом, либо на самый четверик. Иногда под храмом устраивали подцерковье с входом в него через особую небольшую пристройку» (Ю. Спегальский).

Для памятников псковской церковной архитектуры характерны пластичность простых геометрических объёмов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами, галереями и , .

На этой страничке представлены очень краткие сведения о псковских храмах. В качестве источников использовались следующие издания:

− Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.

− Псков через века: памятники Пскова сегодня / сост. И.К. Лабутина. СПб,1994.

− Псковская Епархия: справочник. СПб, 2009.

− Спегальский Ю.П. Сокровища древней архитектуры // Достопримечательности Псковской области. Л.: Лениздат, 1977.

МОНАСТЫРИ

Мирожский монастырь

Храм во имя Преображения Господня был построен византийскими мастерами. За время своего собор подвергался переделкам, «из которых наиболее существенны надстройка «палаток» над юго-западными и северо-западными углами, сделанная еще в XII веке, наружное оштукатуривание, неоднократные изменения покрытий, пристройка притвора, колокольни, поднятие полов. Вокруг здания нарос значительный культурный слой, зрительно сделавший его более низким, чем он был первоначально… В XVII — XVIII веках были переделаны окна собора. Первоначальные окна сохранились лишь в барабане. Но все же о первозданном облике собора можно судить с достаточной определенностью…» (Ю. Спегальский). Стены и своды храма были расписаны фресками, которые со временем были скрыты под штукатуркой и обнаружены только в 1858 г. В 1969 -1983 гг. была проведена их полная реставрация.

В изящной архитектурной простоте собора заключалось отрицание и скрытое осуждение эстетических взглядов старой языческой Руси.

Двухэтажный корпус с колокольней примыкает к Стефановской церкви. Фасады декорированы простыми карнизами. Колокольня (1879 г.) с куполообразной кровлей имеет эклектический характер. Здесь располагаются иконописные мастерские, трапезная и подсобные помещения. Братский корпус формирует парадный фасад Мирожского монастыря.

Снетогорский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Снятная гора, д.1

Памятник представляет собой небольшой одноапсидный одноглавый двухъярусный четверик с обширной трехъярусной трапезной. Два нижних яруса подклетов трапезной состоят из сводчатых палат, соединенных с домом архиерея системой переходов. В 1805 году трапезная церковь была преобразована в домовую, и ее верхний ярус – палата со столбом – перестроен. Это древнейший из псковских монастырских трапезных храмов.

Построен по проекту губернского архитектора К. Жданова как загородная резиденция псковских архиепископов, и представляет монастырское строение с элементами классицизма. Он был поставлен на древних монастырских погребах, связанных с Никольской трапезной церковью. Главный фасад выделен фронтоном с полукруглым окном, плоским ризалитом и скромными украшениями окон верхнего этажа. Подклет и первый этаж дома — это палаты со столбами и сложными сводами (не исключено, сохранившимися с XVI века). Как отмечает И. Лабутина, памятник не имеет аналогов среди подобных комплексов.

В 300 метрах от монастыря, на холме у дороги, поставлена небольшая восьмигранная каменная часовня. Ее тесовая кровля увенчивалась барабаном с луковичной главкой. В 1913 году отсюда была вывезена икона «Избранные святые», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. В 1962 году часовня была реставрирована по проекту В.П. Смирнова.

К середине XIX века монастырь пришел в запустение. В настоящее время от ансамбля Пантелеймоновского монастыря сохранились (предположительно сер. XIX века) и школа псаломщиков, которые находятся под охраной как памятники местного значения.

ЦЕРКВИ

Октябрьский пр., 9

Долгое время храм упоминался в краеведческой литературе как церковь Анастасии Римлянки (См. «Псков через века» и др.). Большая, сложная по композиции церковь построена на месте деревянного однодневного храма 1488 г. Перестраивалась. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 г. Особенность храма – сводчатый подклет под всем комплексом помещений. «Симметричная композиция ее с двумя приделами по бокам напоминала композицию храма Богоявления с Запсковья. Первоначальные покрытия церкви и приделов были восьмискатными, в обработке ее нет никаких новшеств, которые могли бы отличить эту постройку от памятников первой половины века. Но двухэтажная галерея и крыльцо, по которому нужно было всходить в притвор, - черты, новые для того времени. Древнее крыльцо и звонница до нас не дошли: они уничтожены при переделке в 1819 году. Верхний этаж галереи совершенно перестроен в XVII веке, и это дает основание предполагать, что этот этаж был сначала открытым, с аркадой на столбах вместо наружных стен. Верх барабана ныне совершенно гладкий: во время перестройки в 1819 году его украшения были сбиты и заделаны. Храм как снаружи, так и внутри отличался совершенством форм и пропорций. В первоначальном виде это было одно из наиболее прекрасных зданий древнего Пскова» (Ю. Спегальский. Каменное зодчество Пскова).

Ул. Профсоюзная, 1

Церковь Одигитрии на Печерском подворье была построена вместо стоявшего здесь до нее храма XVI века. В 1866 году подверглась переделке, после которой ее наружный облик очень изменился, и ее стали считать неинтересной. Во время Великой Отечественной войны она горела и лишилась всех покрытий. После войны от стен стали отваливаться толстые слои штукатурки, нанесенные в 1866 году, и тогда выступившие из-под них первоначальные формы храма показали, что «это наиболее замечательный из дошедших до нашего времени памятников псковской церковной архитектуры XVII века» (Ю.П. Спегальский). Предназначенная для украшения не только самого подворья, но и всего западного фасада города, она была скомпонована со сказочной декоративностью. Огромная величина ее средней главы подчеркивалась сравнительно небольшими боковыми главами, а еще более - девятью главками колокольни. Церковь вся пестрела изразцовыми украшениями, а стены ее, выкрашенные яркой желтой охрой, горели и светились на фоне голубовато-серой деревянной застройки и белых каменных зданий с падающими на них синими тенями. Купола ее были покрыты блестящей зеленой керамической чешуей. Звонницу здесь сменила колокольня с высоким восьмигранным шатром. Однако при всей необычности общего облика этого здания, в деталях оно сохранило связь со старыми псковскими традициями. Обрамление окон и ниш притвора и по технике исполнения, и по профилю повторяет типичные для Пскова XV-XVI веков наличники дверных проемов. Обработка абсиды обычным псковским орнаментом из впадин — совершенно в духе XVI века. Валиковые декорации на барабане, пояс поребрика, ширинки — детали, применявшиеся псковскими каменщиками в XVI веке. Мастера, строившие храм Одигитрии, не избегали использования старых приемов. Но они подчинили их новаторским художественным замыслам.

Сейчас церковь находится в распоряжении онкологического диспансера.

Ул. Плехановский посад, 14

Единственный памятник деревянной архитектуры XVII века — церковь Варвары в Петровском посаде, которая была построена в девичьем Варваринском монастыре «старицей Агафьей с сестры». Она дошла до нас не в первоначальном виде. Построенная в 1618 году, она была значительно изменена в XVIII — XIX веках, потеряла первоначальный верх, крыльцо и звонницу. Сохранились детали: волоковое окно, круглое окно алтаря, перекрытия на деревянных врубках без гвоздей. От крыльца остались только следы — гнезда в западной стене притвора, в которую были врублены части первоначального крыльца. Однако у наличников окон этой постройки осталась еще часть украшавшей их резьбы.

Фрагментарная реставрация проводилась в 1973 г.

Храм принадлежит православной церкви.

Ул. Леона Поземского, 53

Построена в 1495 году на месте более раннего храма и является свидетелем военных событий 1615 года, когда здесь был центр обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа. Во время одного из штурмов главный удар шведов был нацелен на Варлаамскую башню, псковичи взорвали её вместе с засевшими там врагами. Шведы также были поражены «богоранными стрелами» от сильной пальбы с купола церкви. В ризнице Варлаамской церкви хранилась «Повесть о прихождении Свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», написанная сразу после исторических событий.

С западной стороны к церкви примыкает притвор и паперть. На притворе сооружена звонница, а на паперти парапет. Притвор и звонница современны храму, а паперть позднейшая. Звонница состоит из двух пролетов и покрыта четырехскатной кровлей с крестом наверху. С южной стороны в XVIII веке построен придел во имя святого Николая Чудотворца. На восточной стороне находятся две полукруглые апсиды: одна, украшенная по карнизу поясками из треугольников и квадратов, принадлежит главному храму, а другая, без украшений, – приделу. Церковь считается редким для Пскова памятником XV века, связанным с новгородской архитектурной традицией.

После революции 1917 года церковь была закрыта. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В настоящее время – действующая приходская церковь Пскова.

Октябрьский пр., 5

Впервые на этом месте церковь Василия была построена в XIV веке. Летопись упоминает об украшении этой церкви росписью в 1377 году. Под 1413 годом в летописях помещены записи о постройке новой церкви Василия на Горке, той, что дошла до нас. Это единственный в Пскове сохранившийся памятник первой половины XV века. Однако Ю. Спегальский отмечает, что «если бы можно было считать эту датировку [1413 год ] правильной, то это здание могло служить свидетельством поразительного скачка, происшедшего в развитии архитектуры Пскова в первые годы XV века, а создавшего его зодчего пришлось бы считать гением, предвосхитившим приемы, ставшие характерными для Пскова только более чем через столетие». Скорее всего, храм претерпел значительные изменения и перестройки в XVI-XVIII веках, и по мнению Спегальского является типичным сооружением 40 — 50-х годов XVI века. «Его позакомарное покрытие, имеющее декоративный характер, его первоначальная ажурная галерея (следы ее примыкания к приделу сохранились), часовня-усыпальница, примыкающая к приделу с северной стороны (следы ее также сохранились), высокое подцерковье, великолепная техника постройки, совершенство пропорций и отработанность деталей декора — все характерно для этого периода расцвета церковной архитектуры Пскова». Благодаря подцерковью, пол церкви был высоко поднят над уровнем земли, и потому для входа в храм должно было служить крыльцо, примыкавшее к притвору. Церковь, несомненно, была построена со звонницей, поставленной, как обычно, над западной стеной притвора (позднее звонница была перенесена на соседнюю крепостную башню). Высоко вздымавшийся над тенистыми деревянными улочками, храм казался по контрасту с ними особенно светлым и изысканно стройным.

В настоящее время храм действующий. В 2012 году была закончена его реставрация, которая восстановила позакомарные покрытия. в 2010 году, и .

ул. Свердлова, 1

История двойной церкви Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы уходит корнями в 1399 год, когда была построена церковь в честь Покрова Богородицы. Она являлась соборным храмом Покровского мужского монастыря, расположенного в юго-западном углу Окольного города, у Покровской башни, носившей название по монастырю.

В 1581 году во время осады Пскова польско-литовскими войсками Стефана Батория старцу Дорофею, иноку Покровского монастыря, было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма. И действительно, 8 сентября 1581 года неприятелю удалось почти полностью разрушить Покровскую башню и сделать пролом в крепостной стене. Казалось, что враг неминуемо ворвется в город. Но псковичи, воодушевленные крестным ходом с иконой «Умиление Божьей Матери» и мощами святого псковского князя Всеволода-Гавриила, героическими усилиями отбили захватчиков.

После снятия осады Пскова в 1582 году благодарные псковичи вместе с воеводой Иваном Петровичем Шуйским, руководителем обороны города, перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну - во имя Рождества Богородицы (празднуется 8 сентября – 21 сентября по н.с.- в день отбития штурма). Две церкви соединили в одну, а между ними поставили классическую псковскую звонницу.

В 19 веке перестраивалась. В годы ВОВ очень сильно пострадала. В 1961-1964 годах была отреставрирована по проекту В.П. Смирнова.

Ул. Детская, 2

Церковь поставлена на подворье Спасо-Елеазаровского монастыря. Одноглавая, одноапсидная с притвором, широким крыльцом-галереей на столбах и шатровой колокольней над ними, возведенной в 1867 году. Интерьер бесстолпный, сводчатый. Церковь значительно перестраивалась в XIX-XX вв.

В настоящее время – действующий храм подворья Спасо-Елеазаровского монастыря.

ул. Советская, 64

Памятник церковной архитектуры эпохи ампира «редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм, свойственных классицизму». Прямоугольный четверик завершен полусферическим куполом, увенчанным декоративным фонариком со шпилем. Северный и южный фасады украшают два монументальных портика. Декор фасадов состоит из карнизных тяг; кронштейнов и лепных розеток. Монастырская церковь построена вместо разобранного южного придела соседней церкви Вознесения. Реставрирована в 1972 г. по проекту В.А. Лебедевой (Псков через века: памятники Пскова сегодня. СПб.: Ферт, 1994. С.226)

В настоящее время в церкви располагается планетарий.

ул. Первомайская, 27

Образская церковь «у Жабьей Лавицы» построена на месте деревянной, однодневной, возведенной в 1487 г. по случаю «великого мора». Когда ее заменили каменной - неизвестно. Это небольшой одноглавый храм, с двухпролетной звонницей над крыльцом и оригинальной композицией придела – с прямоугольным алтарем и с двухъярусным четвериком, увенчанным барабаном с главкой. В 1852 году четверик храма начали разбирать, но через два года снова надстроили. Нетронутыми остались притвор, крыльцо и звонница. Все они, как и южный придел храма, относятся к концу XVII века. Характерны для этого времени столбы с каннелюрами. В воротах еще висят железные решетчатые кованые створы XVII века. Фрагментарная реставрация храма проводилась в 1960 г. по проекту Б. Скобельцына.

В настоящее время храм действующий, но требует ремонта.

Кремль

Свято-Троицкий кафедральный собор, Главная святыня и символ Псковской земли, имеет непростую историю. По преданию, место для собора великая княгиня Ольга, которая посещала псковскую землю в 957 году. Согласно летописи, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место, поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице. Построенный во второй половине X века собор был деревянным и сгорел во время одного из пожаров. В 1137-1138 гг. по распоряжению Всеволода-Гавриила на этом месте был построен новый — каменный собор. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский. Однако и этот собор постигло новое несчастье – в 1363 г. обрушились своды. Поэтому в 1365 году храм перестроили ещё раз. На этот раз храм строился псковскими зодчими во главе с мастером Кириллом из местного известняка. Здание включало два придела и три главы, стены были расписаны фресками, широко использовались приёмы деревянного зодчества. В 1609 г. во время сильного пожара в Кремле взорвались пороховые склады, что привело к тому, что стены Кремля обрушились, и очень сильно пострадал собор. Храм был восстановлен и простоял до 1682 года.

Строительство нынешнего собора, четвёртого по счёту, было закончено в 1699 году. В его облике сочетаются черты древнепсковского зодчества и общерусской архитектурной традиции XVII века.

Троицкий собор (1682-1699) дошел до нас в сравнительно хорошей сохранности, но все же не избежал переделок. В конце XVIII века галереи нижнего этажа были заложены сплошной каменной закладкой и к ним снаружи были пристроены контрофорсы. В XIX веке подверглось переделке крыльцо собора. Характерная для XVII века крутая лестница с высокими ступенями была заменена пологой, крыльцо удлинилось, боковые проемы старой нижней площадки были заложены, новая площадка придвинулась вплотную к крепостной стене. «В 1894-1895 годах собор, снаружи сверху донизу, а внутри лишь частично, был оштукатурен цементом и отделан отлитыми из цемента лепными наличниками окон и орнаментами. Старательно выравненные линии и плоскости новой штукатурки, претендующие на геометрическую правильность, придали наружным формам собора неприятную сухость. Новая орнаментация, выполненная по рисункам архитектора Ф. П. Нестурха в ложном «византийском» духе, изменила характер наружной обработки и внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, еще больший разнобой» (Ю. Спегальский).

Крупным масштабом и простотой композиции отличалась и колокольня Троицкого собора, построенная, видимо, тоже в конце XVII века. Ее основная часть первоначально представляла собой подобие крепостной башни, со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе и амбразурами для «огненного боя». Над башней возвышалась колокольня, верх которой был покрыт пирамидальной тесовой крышей. Ход к колоколам идет с самого низа башни в толще ее стены.

Существующие теперь верхний ярус колокольни с четырьмя проемами и покрытие над ним со шпилем относятся к началу XIX века. В интерьере собора установлен уникальный резной семиярусный иконостас конца XVII века.

В настоящее время храм действующий.

Ул. Георгиевская, 3-а

Надгробная часовня стоит юго-западнее храма Жен Мироносиц. Небольшой кубический объем завершен пирамидальной кровлей, увенчанный барабаном с луковичной главкой. Углы декорированы столбами. В интерьере, в нишах восточной стены – фреска «Деисус». Часовня была реставрирована в 1955 году по проекту Б. Скобельцына.