Гугенот - это кто? Гугеноты и протестанты. Гугеноты во Франции

Необходимо отметить, что ненависть, и порождаемая ею жестокость, в то время являлись обоюдными. Вражду вызывали не только религиозные причины, но также социально – политические. Варфоломеевская ночь не была единичным актом насилия. Она являлась кульминацией многолетнего противостояния (1560 – 1598) между французскими католиками и протестантами, и именно в этом контексте её и стоит рассматривать.

В ходе религиозных войн протестанты во Франции представляли собой серьёзную силу, которую королевский дом Валуа небезосновательно считал угрозой своей власти. Гугеноты имели собственную хорошо вооружённую армию, контролировали важные укреплённые города, их поддерживали и финансировали представители знатных фамилий. Дважды протестанты неудачно пытались похитить французских монархов с целью подчинить их своему влиянию.

Изначально гугеноты с недоверием относились к жёстким методам борьбы. Но в 1560 – х годах, после прокатившейся по стране волны католического насилия, они развернули свой террор. Грабили и разрушали храмы и монастыри, уничтожали иконы и пытали монахов, скрывавших религиозные святыни. В ряде мест вешали священников, многих из них калечили, отрезая носы, уши и половые органы. Наиболее массовой расправой стала «Резня Михайлова дня» в Ниме или «Мишелада». В ночь с 29 на 30 сентября 1567 г., собрав во дворце нимского епископа наиболее видных местных католиков, протестанты убили их, а тела сбросили в ближайший колодец. Всего, по разным оценкам, погибло от 80 до 90 человек. Эта казнь произвела сильное впечатление на католиков, став одним из поводов к очередному витку религиозного конфликта.

Однако, насилие с обеих сторон носило разный характер. Чтобы лучше понять суть этой вражды стоит процитировать книгу французского историка Жана – Мари Констана «Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн»:

«Насилие, творимое католической чернью, - это поистине мистическая ярость, «сакральное» деяние, совершаемое по воле самого Господа, пожелавшего истребить сторонников новой религии, приравненных к еретикам и поклоняющимся Сатане. Католики так жаждали покарать протестантов, что без малейшего сожаления калечили их, терзали, швыряли собакам, бросали в воду, сжигали, причиняя им на земле муки, ожидавшие их в загробном мире. Таким образом в ожидании, когда Господь снизойдет к ним и подаст свой знак, они очищали христианский мир от скверны. Важную роль в восстановлении изначальной чистоты играли дети: они олицетворяли невинность тех, кто выступал в роли судей.

Насилие, чинимое кальвинистами, имело совершенно иную природу. Оно было рационально обосновано, тщательно просчитано, запрограммировано и осуществлялось под контролем новой элиты реформированной церкви. Оно заключалось в систематическом истреблении церковных символов, изображений святых, икон, статуй, дорогих вещей, которые хранились в храмах, в физическом разрушении этих вещей или в переплавке их (чтобы использовать для других целей) для возвращения им изначальной евангельской чистоты. Не довольствуясь уничтожением идолов, протестанты преследовали лиц духовного звания, «тех, кто с тонзурой» (razes), так как, по их мнению, именно они препятствовали народу обратить свои взоры к истинной вере».

Говоря о причинах ненависти к гугенотам, важно учитывать, что Париж был традиционно католическим городом, и горожане с неприязнью отнеслись к большому количеству гугенотов, приехавших в августе 1572 г. на свадьбу Маргариты Валуа и Генриха Наваррского. Кроме того, многочисленную парижскую бедноту раздражало богатство и роскошь протестантских гостей.

Стоит отметить, что в ходе Варфоломеевской ночи её рядовыми участниками не всегда двигали причины религиозного характера. Некоторые просто сводили личные счёты с теми, к кому по разным причинам испытывали неприязнь. В таких случаях иногда под горячую руку попадали и католики.

Также есть мнение, что, планируя акцию в Париже, католическая партия отнюдь не стремилась к массовому убийству протестантов. Целью католиков являлось уничтожение главных вождей гугенотов и захват Генриха Наваррского, но из – за острой неприязни парижан к протестантам, события вышли из под контроля и всё вылилось в кровавую бойню.

События Варфоломеевской ночи стали переломным моментом во французских религиозных войнах. Несмотря на то, что конфликт продолжался ещё много лет после этих событий, по протестантам был нанесён мощный удар. Они лишились своих наиболее видных лидеров. Около 200 тысяч гугенотов были вынуждены бежать из страны.

Суть эксцесса не в этом. Варфоломеевскую ночь трудно (и даже неправильно) рассматривать только как обоюдную религиозную ненависть, вылившуюся в кровавый инцидент.

План
Введение
1 Появление протестантизма во Франции
2 Религиозные войны
2.1 Ла-Рошель
2.2 Варфоломеевская ночь
2.3 Католическая лига

3 Нантский эдикт
4 Гугенотство после Генриха IV

Введение

Гугено́ты (фр. Huguenots ) - название французских протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, по другим мнениям, искажённое немецкое Eidgenossen (англ.) (самоназвание швейцарцев).

1. Появление протестантизма во Франции

Сначала слово гугенот употреблялось противниками протестантов как насмешка; но впоследствии, когда Реформация стала распространяться во Франции, оно прижилось и среди самих французских протестантов. Сторонники Реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. К веротерпимости и реформам призывал даже католический епископ Брюсонне. В 1534 г. протестанты наводнили крупные города листовками, грубо высмеивавшими священников и мессу (см. дело о листовках). В ответ начались массовые аресты и казни еретиков. Реформированная церковь во Франции была вынуждена уйти в подполье.

2. Религиозные войны

Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил гугенотам под угрозой смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не смогли остановить распространение реформаторского учения. Генрих II в 1555 году издал эдикт, которым грозил гугенотам сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение «ереси». Тем не менее при нём во Франции насчитывали до 5000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 году при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках.

Всеобщая оппозиция против Гизов дала гугенотам мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа - силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антуану Наваррскому и Людовику Конде.

Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 года были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для гугенотов смысле.

Гизы захватили в плен Бурбонов, а Конде за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 году издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и гугенотами между ними был устроен религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привёл к желанному соглашению.

Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андре стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антуана Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 года, предоставлявший гугенотам право свободного богослужения, Франсуа де Гиз напал при Васси на толпу гугенотов, собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным успехом и кончилась в 1563 году соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором гугенотам опять была предоставлена свобода вероисповедания.

Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться гугеноты, и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные гугенотам; тогда Конде и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Конде осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода опять разгорелась гражданская война.

2.1. Ла-Рошель

Ненависть католических народных масс против гугенотов выразилась во многих кровавых насилиях. Конде и Колиньи бежали в Ла-Рошель, которая с этих пор стала главной квартирой гугенотов. Английская королева Елизавета снабдила гугенотов деньгами и оружием, немецкие протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1569 году католики под начальством маршала Таванна разбили гугенотов наголову; Конде попал в плен и был убит.

Жанна Наваррская созвала тогда гугенотов в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, гугеноты снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ла-Рошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх и в том же году был заключён Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках гугенотов оставлены крепости Ла-Рошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк.

2.2. Варфоломеевская ночь

Чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева Наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.

На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. Многие гугеноты спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ла-Рошели, Ниме, Монтобане. Везде, где гугеноты чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ла-Рошелью; война кончилась миром 1573 года, по которому Монтобан, Ним и Ла-Рошель остались за гугенотами, и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала отношения с гугенотами, чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Конде спасся бегством в Страсбург.

При Генрихе III снова начались преследования гугенотов, и война возобновилась, причём к гугенотам присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Конде, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне гугенотов, решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых крепостей.

2.3. Католическая лига

Но в том же 1576 году герцог Генрих Гиз основал Католическую лигу для защиты католической веры. Король на генеральных штатах в Блуа сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих гугенотов, и решил в 1579 году заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности гугенотов. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением ещё более широких прав гугенотам и передачею им четырнадцати крепостей.

После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала Бурбонского и заставила короля в 1585 году издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у гугенотов, католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца.

Гугеноты снова взялись за оружие, и началась восьмая религиозная война, известная в истории под именем «войны трёх Генрихов». Протестантская часть Германии поддержала гугенотов присылкою войск, Англия - деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам решительное поражение при Кутра. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший лиц некатолического вероисповедания права на французский престол.

3. Нантский эдикт

После смерти Генриха III Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством гугенотам, но, наконец, в 1598 году издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 годов с некоторыми добавлениями. Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт.

В середине XVI века монархия во Франции переживала не лучшие времена. Итальянские войны, которые закончились поражением, обусловили тяжелый кризис власти и экономики. Французские феодалы, рассчитывающие на высокие должности, новые земли и военную добычу, были весьма разочарованы и раздражены такой неудачей. Все их обвинения пали на короля и его придворных. После войны аристократия оказалась практически разорена. Поэтому дворянство, как только возникло движение гугенотов, тут же стало поддерживать и использовать его против центральной власти, стремясь добиться тем самым уступок для себя. Так кто такие гугеноты во Франции? Ответ на данный вопрос вы найдете в статье.

Католики и протестанты

Жители Западной Европы исповедовали католицизм, но к началу XVI века стало нарастать недовольство среди верующих по поводу того, как ведутся дела Церкви. Они были уверены, что Папа Римский и его окружение только и думают, как укрепить свою власть и стать еще богаче. Демонстрируя свою жадность и стяжательство, священнослужители тем самым подавали плохой пример прихожанам. Эти недовольства привели к тому, что появилось новое движение, названное Реформацией. Его целью было изменение политики христианской церкви. Люди, которые присоединялись к этому движению, назывались протестантами, так как они были не согласны с текущим положением дел.

Появление нового течения

Гугенот - это французский протестант XVI-XVII веков. Самые первые из них назывались лютеранами в честь немецкого монаха жившего в городе Виттенберге. В 1517 году он составил некий список, состоящий из 95 пунктов, который вывесил на двери своей церкви. Этот документ не только обличал отдельных священнослужителей, но и являлся своеобразным протестом против неправильной политики всей римско-католической церкви.

Лютер был убежден, что каждый имеет право на самостоятельное изучение Священного Писания. Для этого он перевел Библию с латинского на немецкий. Он был первым, а вслед за ним Писание стали издавать и на других языках.

Как и следовало ожидать, католическая церковь осудила Лютера. К большому удивлению, его поддержали не только простые люди, но и некоторые правители в Европе. Так, английский король решил развестись с женой и обвенчаться с Анной Болейн. Но Папа Римский не дал на это разрешения, поэтому правитель Англии прекратил отношения с Ватиканом, а затем объявил себя главой Церкви в своей стране.

Вслед за немецким монахом стали появляться и другие сильные личности, которые разделяли идеи Реформации. Вследствие этого в протестантизме появилось несколько течений. Если в Германии таких верующих называли лютеранами, то во Франции гугенот - это кальвинист. Свое название вера получила благодаря Жану Кальвину (1509-1564). Он был известным французским богословом, и в своих трудах сумел доступно изложить все основные аспекты христианской веры.

Надо сказать, что после такого разделения верующие-католики стали подвергать пыткам и даже вешать протестантов, а другие, в свою очередь, стали нападать на приверженцев Папы Римского. Но все они были уверены: заставляя страдать своих врагов, они спасают их души от вечных мук ада.

Со временем протестантизм стал распространяться по всей территории Франции. Сначала гугенот - это верующий человек, разделявший взгляды новой религии. Он мог быть представителем плебейства или буржуазии, а также выходцем из дворянского сословия или феодальной знати. Позднее понятие расширилось. В 60-х годах XVI в. и в 20-х годах XVII в. гугенот - это уже не просто верующий человек, он принадлежал к целой религиозно-политической группировке протестантов-кальвинистов.

Разделение на два лагеря

Началу военных действий во Франции способствовала слабость наследников Генриха II. Его сыновья - правивший всего год (1559-1560), Карл IX (1560-1574) и Генрих III (1574-1589), часто становились орудием интриг, которые плела друг против друга придворная феодальная знать.

Карл IX взошел на престол в десятилетнем возрасте, а регентом стала его мать - Екатерина Медичи, которая властвовала вместе со своими фаворитами. К шестидесятым годам все крупные феодалы разделились на две мощнейшие религиозно-политические группировки. Одна часть вельмож была на стороне Гизов. Они исповедовали католицизм. На их стороне оказалась и Екатерина Медичи - итальянка по происхождению. Другая часть знати принадлежала к оппозиции и представляла гугенотскую партию, во главе которой стояли Бурбоны, адмирал Колиньи и король Наварры. Надо сказать, что при дворе были и такие политики, которые не примкнули ни к одной из враждующих сторон. Они пытались примирить врагов, коими являлись гугеноты и католики.

Начало войн

1 марта 1562 года в небольшом городке Васси герцог Гиз со своими вооруженными сторонниками внезапно напал на собравшихся для молитвы людей. Это были гугеноты, которые сумели дать отпор вероломным католикам. После вооруженного инцидента началось открытое противостояние. Оно получило название гугенотских войн (1562-1598 гг.). В них погибли Антуан де Бурбон и Франсуа де Гиз. С этого момента война, в которой участвовали непримиримые враги, - гугеноты и католики - превратилась в череду трагических событий, ввергших Францию в настоящий хаос.

Временное перемирие

Очередной вооруженный конфликт завершился в 1570 году. Это было религиозно-политическое противостояние, потрясшее всю страну. Конец войне положил Сен-Жерменский мир. Согласно ему, французские гугеноты получали свободу вероисповедания, а также контроль над целым рядом мощнейших крепостей.

Наступившее перемирие принесло истерзанной стране и ее народу удовлетворение, но вызвало ярое недовольство со стороны вельмож-католиков, в частности, семейства Гизов - древнего французского рода, происходящего еще от Каролингов.

Усиление влияния при дворе

Предводителем протестантов являлся адмирал де Колиньи. Гугенот по убеждению, он был включен в состав Государственного совета, действующего при Карле IX Валуа. Де Колиньи, влияние которого при дворе было огромным, чтобы еще больше укрепить такой долгожданный мир, убедил короля устроить брак между Маргаритой де Валуа и Генрихом Наваррским.

Адмирал Колиньи был прекрасным политиком и дипломатом, желающим процветания своей стране. Он хотел, чтобы Франция стала могущественной, но католическая Испания, считавшаяся в то время королевой морей, не давала этого сделать. Адмирал посоветовал королю оказать военную помощь нидерландским протестантам, борющимся за свою независимость. Он знал, что если Карл IX согласится, то войны с Испанией не избежать. Но Колиньи также понимал, что это сплотило бы гугенотов и католиков, так как национальные интересы превыше всех остальных.

Екатерина Медичи (1519-1589 гг.), мать молодого короля, была весьма недовольна тем, что влияние гугенотов при дворе все более возрастает. Она не желала войны с испанскими католиками. Королева-мать считала, что такие действия спровоцируют национальную катастрофу. В случае войны Папа Римский и вся католическая Европа ополчились бы против Франции.

Причины кровавой бойни

В 1572 году была предпринята очередная попытка примирить две враждующие стороны. Придумали план, по которому сестра короля Карла IX - Маргарита де Валуа - должна была выйти замуж за протестанта Генриха Наваррского. Таким образом, этот брак мог положить конец кровопролитию во Франции, и война гугенотов и католиков на этом бы закончилась.

Свадьба должна была состояться 18 августа. На нее съехались все знатные гугеноты. Большая их часть временно поселилась в центре Парижа, где размещались дома католических вельмож. Протестантская знать выглядела просто роскошно по сравнению с ними, и это вызвало большое недовольство среди городских жителей, которые из-за высоких налогов и цен на продукты питания не могли жить так же хорошо. Богатая свадьба послужила причиной недовольства, так как на ее организацию была потрачена уйма денег, взятая, конечно же, из кошельков и так небогатых налогоплательщиков. Поэтому обстановка в Париже постепенно накалялась, пока не достигла своего апогея.

Убийство адмирала де Колиньи

Ситуация в городе была напряженной, и ею не замедлило воспользоваться семейство Гизов. Вместе с Екатериной Медичи они организовали заговор с целью убийства де Колиньи. Двадцать второго августа 1572 года адмирал проезжал мимо дома Гизов, он был ранен в руку выстрелом, произведенным прямо из окна. Попытка убийства на этот раз провалилась. Но католики не собирались отказываться от своих планов. Ночью 24 августа толпа разъяренных вооруженных людей ворвалась в дом, где и был зверски убит адмирал-гугенот Колиньи. Именно это преступление и положило начало событиям, прокатившимся по всей стране. Так началась кровавая ночь гугенотов.

Варфоломеевская ночь

Прибывшие на свадьбу в Париж сторонники Генриха Наваррского в ночь с 23-го на 24 августа 1572 года были жесточайшим образом перебиты. Эта дикая резня гугенотов во Франции унесла жизни около 3 тыс. человек.

А все началось с того, что Екатерина Медичи сумела убедить молодого короля в заговоре, организованном против него протестантами. Она говорила ему, что нужно уничтожить всех вельмож, которые причастны к этому. Король поддался уговорам матери. Сразу же последовал приказ о приведении в полную боевую готовность всей стражи, а также о закрытии городских ворот.

Как только стало известно об убийстве Колиньи, над Парижем прогремел набат. Он послужил для католиков сигналом к началу действий. Все выбежали на улицы с оружием, и началась ночь гугенотов. Толпы разъяренных горожан вламывались в дома и убивали всех, кто не хотел быть католиком. В пострадали не только протестанты. Должники убивали своих кредиторов, а кто хотел отомстить - приводили свой приговор в исполнение. Мужья, пользуясь моментом, избавлялись от надоевших им жен, а любовники - от мешающих им мужчин. Поводом для этого послужили гугеноты, Варфоломеевская ночь для которых стала последней в их жизни. Все то темное, что было спрятано глубоко в человеческих душах, вдруг вырвалось наружу и затянуло город кровавой пеленой.

Так как резня гугенотов в Париже произошла ночью накануне дня святого Варфоломея, это событие вошло в историю под названием Варфоломеевской ночи.

Вакханалия

С наступлением рассвета убийства не прекратились. Екатерина Медичи не ожидала такого развития событий. Она планировала уничтожить лишь самых активных гугенотских лидеров, но все пошло не так. В городе начались погромы и грабежи. Обычные добропорядочные жители гибли десятками сотен, и это уже не зависело от их вероисповедания. Все убийцы, воры и грабители вышли из своих притонов, почувствовав безнаказанность.

Власти в городе не было, поэтому вакханалия продолжалась в течение целой недели. Стражники наравне с преступниками грабили всех подряд. Исключением были лишь солдаты гвардии, которые оставались верны закону и королю, но для наведения порядка в городе их явно было недостаточно.

Последствия Варфоломеевской ночи

Волнения и беспорядки, происходящие в столице, вызвали цепную реакцию. Гугеноты и протестанты массово истреблялись не только в Париже, но и по всей территории Франции - в Бордо, Орлеане, Лионе, Руане и других городах.

Чтобы восстановить законность и навести в стране порядок, по приказу короля Франции Карла IX во все провинции и города был разослан документ. В нем говорилось, что убийство протестантских лидеров произошло с его согласия и якобы это помогло предотвратить некий антигосударственный заговор. Кроме того, было официально заявлено, что свобода вероисповедания не отменяется.

Многие гугеноты и протестанты, спасаясь от расправы, покинули территорию Франции, в результате чего их влияние в стране было ослаблено.

Женившись на Маргарите де Валуа, Генрих Наваррский остался в живых. Но чтобы сохранить жизнь, ему пришлось принять католицизм. Его примеру последовал и Генрих Конде.

За время бесчинств было убито не менее 5 тыс. человек. Но, по мнению историков, эта цифра во много раз больше, и составляет около 30 тыс. Надо сказать, что точное число погибших до сих пор остается неизвестным.

Война трех Генрихов

После резни гугенотов войны не прекратились. Они вспыхнули с еще большей силой, в результате чего западные и южные земли отделились от севера Франции. Там было создано новое союзное государство гугенотов, управлявшееся губернаторами из числа местной знати. Они-то больше всего и выиграли от такой «автономии».

К середине 70-х годов в противовес протестантам на севере Франции был организован союз, получивший название Католической лиги. Его главой стал Генрих Гиз. Эта Лига имела контроль над правительством, находящимся в Париже, и всячески препятствовала намерению короля Генриха III заключить перемирие с гугенотами.

В середине 80-х годов противостояние двух непримиримых религиозных партий опять обострилось. Вспыхнул новый конфликт между наследниками трона, названный Войной трех Генрихов (1585-1589), так как в ней принимали участие король Франции Генрих III (Валуа), Генрих Бурбон (Наваррский) и Генрих Гиз.

Причиной их ссоры послужило высказывание последнего о том, что его семья имеет больше прав на престол, чем остальные, так как ее родоначальником является сам Карл Великий. Дело в том, что Генрих III так и не обзавелся наследником, поэтому участники Лиги требовали от него признать Гиза официальным преемником престола. Дошло до того, что в 1588 году король начал стягивать все верные ему войска к столице. Их целью был арест Генриха Гиза и его сторонников. Об этом узнали лиговцы и организовали восстание в Париже против самого короля.

Генриху III пришлось бежать в Шартр. Там он задумал коварный план: пригласить Гиза якобы с целью примирения. Лидер Лиги прибыл к королю 22 декабря 1588 года, но был заколот солдатами. Узнав о таком коварстве, столица отказалась подчиняться Валуа и превратилась в город-республику. Ее примеру последовали и другие.

Король понял, что теряет страну, и тут же объявил Генриха Наваррского своим преемником. Заручившись взаимной поддержкой и заключив между собой договор, два короля со своими войсками пошли на Париж. Но Генрих III так и не вернулся в столицу - его убили 1 августа 1589 года. С его смертью прекратила свое существование. На престол взошел король Наварры, который стал новым правителем Франции - Генрихом IV. С его приходом к власти закончились жестокие войны между католиками и протестантами.

Сейчас на вопрос о том, кто такие гугеноты, во Франции могут просто ответить, что они являлись людьми другой веры, значительно отличающейся от католицизма. Протестанты отвергали поклонение мощам, иконам, осуждали выдачу церковных индульгенций. Такого отношения Папа римский и его духовенство не могли стерпеть, поэтому объявили гугенотов еретиками и пособниками сатаны. Начались гонения, которые и стали причиной столь разрушительных и кровопролитных войн, продлившихся долгие десятилетия.

большинство из которых в конечном итоге пришли к учению Джона Кальвина и которые из-за религиозных преследований были вынуждены бежать из Франции в другие страны в шестнадцатом и семнадцатом веках. Некоторые остались, практикуя свою Веру в тайне.

Протестантская Реформация началась Мартином Лютером в Германии около 1517 года, быстро распространилась во Франции, особенно среди тех, кто жаловался на установленный порядок правления. По мере роста и развития протестантизма во Франции он вообще отказался от лютеранской формы и принял форму кальвинизма. Новая «реформатская религия», практикуемая многими членами французского дворянства и социального среднего класса, основанная на вере в спасение через индивидуальную веру без необходимости заступничества церковной иерархии и на убеждении в праве человека интерпретировать Священные Писания для себя, разместили этих французских протестантов в прямом богословском конфликте как с католической церковью, так и с королем Франции в теократической системе, которая преобладала в то время.

Последователей этого нового протестантизма вскоре обвинили в ереси против католического правительства и установившейся религии Франции, а в 1536 году был выпущен генерал-эдикт, призывающий к истреблению этих еретиков (гугенотов). Тем не менее, протестантизм продолжал распространяться и расти, и около 1555 года первая церковь Гугенота была основана в доме в Париже, основанном на учении Джона Кальвина. Число и влияние французских реформаторов (гугенотов) продолжали расти после этого события, что привело к эскалации враждебности и конфликта между католической церковью / государством и гугенотами. Наконец, в 1562 году около 1200 гугенотов были убиты в Васси, Франция, тем самым воспламеняя французские войны религии, которые опустошат Францию ​​в течение следующих тридцати пяти лет.

Указ Нанта, подписанный Генрихом IV в апреле 1598 года, закончил Войны Религии и позволил гугенотам некоторые религиозные свободы, включая бесплатное осуществление своей религии в 20 указанных городах Франции.

Отмена эдикта Нанта Людовиком XIV в октябре 1685 года вновь вызвала преследование гугенотов, и сотни тысяч гугенотов бежали из Франции в другие страны. В ноябре 1787 г. «Обнародование Уклонения от толерантности» частично восстановило гражданские и религиозные права гугенотов во Франции.

Мемориальный музей Гугенот.

Поскольку гугеноты Франции были в значительной степени ремесленниками и профессиональными людьми, их обычно хорошо воспринимали в тех странах, куда они бежали в поисках убежища, когда религиозная дискриминация или явное преследование заставили их покинуть Францию. Большинство из них первоначально отправлялись в Германию, Нидерланды и Англию, хотя некоторые из них в конечном итоге оказались в местах, удаленных от Южной Африки. Значительное количество гугенотов мигрировало в британскую Северную Америку, особенно в Каролину, Виргинию, Пенсильвания и Нью-Йорк. Их характер и таланты в искусстве, науках и промышленности были таковы, что они, как правило, считались существенной потерей для французского общества, из которого они были вынуждены уйти, и соответствующей выгоды для общин и наций, в которые они ушли..

Общество Гугенотов Америки.

4 марта 1590 года принц Генрих Наваррский возглавил силы Гугенота против католической лиги в битве при Иври (на фото справа) в Нормандии

На сегодняшний день в мире насчитывается около пяти тысяч религий (здесь стоит упомянуть Африку и тихоокеанские острова, где каждое племя исповедует свое собственное религиозное мировоззрение). Основных несколько – православие, католичество, протестантизм, ислам. Все они возникли много веков назад и не потеряли своего влияния и власти до нынешнего времени.

Некоторые религии рьяно отстаивали свое право на распространение в тех или иных странах. Например, католичество всегда ревностно относилось к «своим» территориям, предпочитая расширять сферу влияния. Представителей другой религии церковь не принимала и зачастую преследовала. Наиболее ярким (и кровавым) противостоянием был религиозный конфликт между католиками и протестантами (гугенотами) во Франции во второй половине 16 века.

Кто такие гугеноты?

Так называли представителей протестантского религиозного течения. Когда новая религия появилась на свет, в каждой стране последователи называли себя по-разному. Название гугеноты использовалось во Франции. Этимология названия происходила от презрительного прозвища католиков к протестантом – гуго. Так называли швейцарцев, проживавших на территории французского королевства. Со временем оно прилепилось и к самим французам, исповедовавшим другую религию. Самые первые последователи нового течения назывались лютеране, по имени первого протестанта, священника Мартина Лютера, который не побоялся открыто выступить против католической церкви и вывесил на дверях собора свои 95 тезисов, где обличал некоторых священнослужителей и все церковную иерархию.

Такой революционный подход к религии не мог не смутить и взбесить католических священников. Она тут же отдала Лютера под суд, пытаясь заставить монаха изменить свою точку зрения. Но было уже поздно – новое учение быстро распространилось по всей Германии, а далее и за ее пределами, причем Лютера поддержали не только простые граждане, но и правители. Самый яркий пример отделения государства от католической церкви – женитьба английского короля на своей возлюбленной Анне Болейн. Он уже был женат на испанской принцессе Екатерине Арагонской, но захотел развода, согласие на который Папа не дал. И Англия быстро вышла из состава католических стран и создала новую религию, ответвление протестантизма – англиканство.

Последователи Лютера также пытались помочь странам выйти из зоны влияния Папы Римского. Один из них – Жан Кальвин, который также дал название еще одной ветви протестантства – кальвинизму. Во Франции всех иноверцев называли кальвинистами, то есть гугенотами. Первая гугенотская церковь была создана в 1555 году в частном доме. А в 1560 году французские протестанты стали называть себя гугенотами.

Поначалу король терпимо относился к протестантам – многие из них были видными торговцами, военными, даже аристократами. К 1562 году насчитывалось около 2000 церквей и около 2 миллионов гугенотов. Все было бы ничего, если бы гугеноты не оскорбляли чувства верующих, не высмеивали католические обряды и богослужения. Во многих городах они распространяли листовки с насмешками в адрес католической церкви. В ответ пошли массовые аресты протестантов.

Пришлось исповедовать свою религию тайно – был издан Сен-Жерменский указ, по которому гугеноты могли это делать, но с некоторыми ограничениями – запрещалось молиться по ночам в и городах, также был вынесен запрет на ношение гугенотами оружия (во избежание восстания). Казалось бы, можно вздохнуть спокойно, но нет.

Многие аристократы, приближенные к королевской семье не желали мириться с таким положением вещей. Франция должна быть только католической. И никакой ереси. Герцог де Гиз 1 марта 1562 года в коммуне Васси напал на группу гугенотов, проводивших богослужение в одном из подвалов дома. Многие из них были убиты. Король Карл поспешил оправдаться, что он не давал приказ об атаке. Но колесо ненависти гугенотов уже было не остановить. Началась религиозная война католиков и протестантов. Наступило черное десятилетие войн, которые длились с переменным успехом.

Войны и Варфоломеевская ночь

Уже через год, в 1563 году, наступило затишье, был подписан Амбуазский эдикт, по которому гугеноты вновь получили возможность свободного вероисповедания. Однако королева-мать Екатерина Медичи отменила своим указом все вольности. В Париже и других городах людей подстрекали на конфликт с гугенотами. Многие из них бежали в города Ла-Рошель, который стал оплотом протестантов. Очень большую помощь оказала им в этот период королева Англии Елизавета I. Вновь и вновь знамя победы переходило то в одни, то в другие руки.

Екатерина Медичи решила получить доверие врага и договорилась о свадьбе своей дочери Маргариты с протестантским принцем Генрихом Наваррским. Наконец, во Франции установился мир после почти десятилетних сражений. На свадьбу 18 августа 1572 года съехались представители гугенотов. Адмирал Колиньи, лидер протестантов, стал пользоваться небывалым доверием короля и Екатерины.

Конечно, французским аристократам-католикам это не нравилось. Королева-мать под личиной доброты и покровительства вынашивала планы избавления от ненавистного адмирала. 22 августа было совершено неудачное покушение на жизнь Колиньи, тогда он был всего лишь ранен. Екатерина была в ярости, сдаваться она и не думала.

Вместе с новым герцогом де Гизом был составлен план по устранению Колиньи. 24 августа 1572 года толпа католиков ворвалась в дом, где проживал адмирал и зверски расправилась с ним. это убийство положило начало знаменитой Варфоломеевской ночи (24 августа – день Св. Варфоломея). В ту ночь Париж не спал – по всем улицам слышались крики раненых и атакующих, лились реки крови. Католики вламывались в каждый дом, ища своих врагов. По самым скромным подсчетам, в ту ночь погибло около 3 тысяч гугенотов. Резня продолжалась еще неделю, причем уже утром 24 августа толпа начала убивать без разбору – католик или протестант.

Под прикрытием убийства гугенотов закрывались личные счеты между людьми. В Париже царил хаос. Историки до сих пор спорят о точном количестве убитых за эту неделю-некоторые самые смелые называют цифру 30 тысяч.

Спасаясь от неминуемой гибели, гугеноты покинули Францию (даже в других городах страны было неспокойно). Генрих Наваррский остался в живых лишь благодаря тому факту, что он согласился принять католичество, произнеся легендарную фразу «Париж стоит мессы». Окончательно противостояние между католиками и гугенотами закончилось со смертью короля Генриха III, который объявил своим преемником Наваррского. Он стал следующим королем Франции в 1589 году.

Периодически конфликты возникали и при внуке Генриха – короле Людовике XIV. В 1685 году Людовик XIV принял эдикт Фонтенбло, который заменил Сен-Жерменский и сделал протестантизм незаконным. Кровопролития не последовало, и в течение следующих нескольких лет более 200 000 гугенотов вновь бежали из Франции в другие страны. Однако не все оказались способны принять такое огромное число беженцев – пришлось искать более отдаленные государства. Великобритания и Ирландия с радостью приняли гугенотов – еще бы, давняя вражда с Францией имела место, а тут такая возможность уколоть врага побольнее.

Другие европейские страны также приветствовали у себя гугенотов – те слыли высокообразованными людьми, способными работать и повышать экономику. Германия и Нидерланды расселили у себя протестантов и стали одними из ведущих экономических держав в Европе. В то время как Франция постепенно катилась в пропасть.

Гугеноты за границей

С 1688 по 1689 год некоторые гугеноты поселились на мысе Доброй Надежды в Южной Африке при спонсорстве голландской Ост-Индской компании. Им предлагали такой вариант еще за несколько лет, но тогда мало кто из протестантов проявил интерес.

Голландская Ост-Индская компания предоставила гугенотским поселенцам сельскохозяйственные угодья, но разместила их между голландскими сельскохозяйственными угодьями, чтобы отделить гугенотов и предотвратить их организацию против голландцев – как-никак, доверие еще не было заработано.

Особо авантюрные гугеноты отправились на американский континент намного раньше, чем вся Европа (в массовом понимании). Однако первый опыт расселения оказался неудачным — группа гугенотов отправилась на остров в заливе Гуанабара в Бразилии, но позже была захвачена и убита португальскими войсками.

В 1564 году Нормандские гугеноты поселились во Флориде, на территории, на которой сейчас находится город Джексонвилль, но были убиты испанскими войсками. Начиная с 1624 года, гугеноты стали массово прибывать на земли будущего Нью-Йорка и Нью-Джерси. К 1685 году общины гугенотов возникли в Массачусетсе, Пенсильвании, Вирджинии и Южной Каролине. Часто гугенотские поселенцы ассимилировались с существующими протестантскими группами.

И сегодня можно встретить потомков тех гугенотов – они успешно ассимилировались с местным населением, но продолжали исповедовать ту религию, за которую подвергались гонениям в родной стране. На всей территории Англии, Франции, Австралии и Соединенных Штатов можно увидеть остатки их культуры. Французские протестантские церкви, французские названия городов и улиц, а также текстильные и винодельческие традиции-продолжают напоминать о глобальном влиянии гугенотов.