Храм птолемея iii в карнаке. Юбилейный храм Тутмоса III в Карнаке. Посещение храмового комплекса в Карнаке

Карнакский храм (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта - объединяет серию построек, больше похожих на отдельный город, чем на храм. Размеры храма - 1,5 км на 700 м. Это второе по популярности место в Египте после пирамид. Храм содержит три части, одна из которых посвящена Амону-Ра, другая - царице Мут, являющейся женой Амона-Ра, а третья - сыну царицы Мут и бога Амона-Ра - Хонусу, - который считался лунным божеством.

Еще 200 лет назад Карнакский храм был засыпан большим количеством песка. Лишь в 19 веке археологи начали раскопки, причем работа продолжается по сей день.

Карнакский храм, считающийся одним из самых могущественных сооружений в Египте на протяжении многих веков, до сих пор сохраняет свое величие.

Абзац истории

Строиться Карнакский храм начал примерно в 20 в. до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма. В общей сложности на строительство комплекса ушло 13 столетий. Карнак состоит из 33 храмов и залов. По сути, это музей под открытым небом. У входа в Карнакский храм располагается аллея бараноголовых сфинксов.

Не удивляйтесь такому количеству баранов, всё дело в том, что баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храм.

Что посмотреть

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощный пилон, вы окажетесь на территории храма Рамсеса, справа от которого обнаружите ещё один ряд бараноголовых сфинксов, и под каждым - маленькая статуя фараона. У входа в храм возвышается статуя самого Рамсеса, а по левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонусу. Следуя дальше, вы попадаете в мощный колонный зал. Когда-то над колоннами была крыша, но после упадка храма и землетрясения 27 года до нашей эры крыша обвалилась, и теперь колонны подпирают лишь небо. Центральные 12 колонн имеют высоту 23 м. Остальные чуть пониже. 134 огромных столпа поражают своей масштабностью и величием. Находясь в этом зале, невольно начинаешь задумываться: а действительно ли это все построили люди? Только представьте: на плоскости вершины колонны можно разместить 50 человек.

Вообще, полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт: то вдруг в проходе откроется вид на обелиск, то вновь возникнут уже знакомые головы фараонов, то сфинксы.

Прогуливаясь дальше по лабиринтам Карнакского храма, вы увидите пилоны, по которым можно определить границы расширения храма в былые времена, двор Аменхотепа III в виде одинокого обелиска, который расположен возле третьего и четвертого пилона. Также одинокий тридцатиметровый обелиск царицы Хатшепсут возле четвертого пилона. После обелисков расположены залы солнца, самым известным из которых является «Ботанический сад», в котором изображены различные цветы и необычные животные. Такой вот необычный «зверинец» завершает священный символ древних египтян - огромный жук-скарабей на постаменте, расположенный на берегу священного озера, или пруда омовения. Если верить легенде, нужно несколько раз обойти эту скульптуру, и тогда в жизни тебе всегда будет сопутствовать удача.

Размер священного озера - 120×77 м, когда-то рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси - священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов. На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.

Практическая информация

На автобусах из Каира (85 EGP, 11 часов в пути, 2 отправления в день), Хургады (30 EGP, 5 часов), Дахаба (110 EGP, 16 часов), Шарм-эль-Шейха (100 EGP, 15 часов). Но это не самый комфортный вид транспорта, который курсирует до Луксора. Из Каира можно также доехать на ночном поезде, стоимость проезда в одну сторону в купе на одного 75 USD, на двоих - около 100 USD, завтрак включен.

В течение сезона в Луксор прибывает целая армада круизных судов, которые курсируют по Нилу между Асуаном, Ком-Омбо, Каиром и так далее. Стоимость круизов начинается примерно с 50 USD за ночь (тип питания - фул борд).

Наконец, самый быстрый способ добраться до Карнакского храма - на самолетах. Регулярные рейсы совершаются из Каира (от 700 EGP, в пути 1 час и 5 минут) и Шарм-эль-Шейха (3 раза в неделю, от 500 EGP, в пути 1 час и 5 минут).

Попасть в Луксор ближе всего из Хургады , заказав туристическую экскурсию.

Поездка на такси обойдется вам раза в два-три дороже автобусного тура - за нее запросят от 100 USD.

Два великих храма было в Фивах - Карнак и Луксор, и посвящены они были богу солнца Амону-Ра. Каждое утро он - юный и могучий - восходил в небесах, чтобы дать жизнь земле. А к вечеру старел, умирал, чтобы завтра вновь родиться юным и могучим и вновь пройти свой путь в небесах. Так боги предначертали и людям - стареть и умирать, чтобы возродиться. В этом круговорот жизни...

Карнак и Луксор соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов, ибо в праздники священная барка со статуей Амона шествовала из одного храма в другой. В прошлом веке некоторые памятники были еще покрыты песком, занесенным из пустыни, как будто они лежали под саваном, скрывающим их от солнца.

Однако ансамбль храма в Карнаке с его воротами, дворами и залами, с бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками, во всем своем великолепии и таинственной роскоши представляет величественнейший памятник Древнего Египта и свидетельствует о древней славе царя всех египетских городов.

Прекрасный и грандиозный Карнак - главное святилище страны. Это место земного пребывания бога Амона. В 1828 году перед его развалинами стоял молодой французский ученый Жан Франсуа Шампольон, счастливый оттого, что его направили на раскопки к берегам Нила, в Египет. Это было прекраснейшее путешествие в его жизни, и он по достоинству отблагодарил за это Францию, расшифровав впоследствии загадочные иероглифы древних египтян.

Ученый предчувствовал, что его ждет - ведь уже Гомер в "Илиаде" восхищался стовратными Фивами. Сердце его готово было выскочить из груди, когда он увидел лежащий перед ним город. Пилоны (гигантские ворота) приветствовали его; колоннады и залы с колоннами поражали прекрасными рельефами, статуями царей, стенной живописью, изображающей сцены из жизни фараонов, жертвоприношения и войны.

Разрушенные храмы и молельни... Это было нечто неописуемое, но ученый все равно записал в своем дневнике:

Я наконец попал в Карнак, я увидел роскошь, в которой жили фараоны. Все, что могли выдумать и создать люди в гигантских размерах. Словно это были не люди, а гиганты ростом в сто футов.

Храм Карнака посвящен богу ветров и воздуха

Когда Шампольон прошел через огромные ворота (почти 44 метра высотой и 113 метров шириной), чьи гигантские каменные блоки 15-метровой толщины защищали святилище, он очутился в огромнейшем дворе одного из величайших храмов Древнего Египта. Самый большой храм Карнака был посвящен Амону, богу ветров и воздуха.



Его изображали в короне из двух высоких перьев, а священным животным бога Амона был овен. Поначалу Амон был зависимым местным божеством, но фараоны Нового царства превратили его в общенационального бога. С XVI века Амон стал идентифицироваться с богом Солнца – Ра.

В начале периода Нового царства небольшой храм Амона был увеличен фараоном Тутмосом I, а его преемники расширили храм еще больше.

Описание храма Карнака - архитектурного шедевра

В центре двора и по сторонам расположились колоннады, повсюду валялись отколовшиеся куски статуй. И хотя Шампольон увидел горы развалин, он сразу почувствовал то величие, которое заключалось в этих сооружениях. Второй пилон привел его к Большому гипостильному залу, который занимает площадь в 5000 квадратных метров и сегодня стоит под открытым небом. На этой огромной площади возвышался целый лес исполинских колонн из песчаника.

Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли перед ним 134 колонны, и каждая из них вызывала немое изумление. В середине поднимались 12 «папирусных колонн» высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. Форма и расположение колонн создают такую игру света и тени, что до сих пор Карнак считается непревзойденным архитектурным шедевром.

В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамзеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина - его любимая жена Нефертити. "Я поставил ее слева, где мое сердце, ибо я люблю ее.

Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания изображенных фигур слегка возвышались над фоном.

Центральный рельеф представлял собой колоссальное изображение фараона. Бешено скачущие кони несли его колесницу, а он целился из лука в убегающих врагов. Их крошечные фигурки казались жалкими перед гигантом победителем.



В ослепительных солнечных лучах сверкали краски бронзово-загорелого тела фараона, белоснежной одежды, разноцветных ожерелий бога Амона в Карнакерелий, браслетов и голубого металла оружия. На стенах и обелисках начертаны гимны богам, рассказы о битвах, имена фараонов в царских картушах. Среди них имя единственной в истории женщины-фараона Хатшепсут.

Вы, которые через века увидите эти памятники, удивитесь! Чтобы позолотить их, я выдала столько золота, словно это были мешки с зерном.

За воротами находился огромный двор, в котором, словно в зарослях папирусов на берегу Нила, человека обступали связанные пучками стебли с цветами и нераскрывшимися бутонами. Действительно ли один из строителей храма решил использовать для колонн формы растений, увиденные в природе? Кто знает...

Но хрупкие стебли и нежные тонкие лепестки цветов, увеличившись в тысячи раз, превратились в капители колонн. Сами колонны символизируют пальмы, которые (по египетской мифологии) росли на Острове Творения, с которого начинался мир. Эти колонны поддерживали крышу, которая когда-то покрывала гипостильный зал на высоте 24 метров.

В нём стояло 86 000 статуй

Одиноко и задумчиво стоял Шампольон среди гигантских сооружений, среди молчаливой красоты далекого прошлого. А ведь он еще не знал про папирус Гарриса, где было сказано, что в священном Карнаке стояло когда-то 86 000 статуй.

Шампольон и так уже был потрясен открывшимся перед ним величием. Воздвигнутый Рамзесом храм затмил все, что было построено на планете до него. Он строился очень много лет. Один зодчий умер, и его место занял другой. Десятки тысяч рабов погибали на изнурительных работах, но их никто не считал. На место умерших пригоняли новых, а храм все строился и рос, утверждая несравненное могущество фараона и всесильных богов.

Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и фигура самого фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках - что-то вроде креста с рукояткой в виде петли. Это и есть тот, в честь кого построен храм - бог Солнца Амон-Ра. В руках он держит знак жизни, а диск на его короне изображает Солнце.

В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом от всех святилище, в священной барке, в которой (как считали египтяне) Солнце совершает свои путь по небу. Во время больших праздников (например, когда верховный жрец объявлял о начале разлива Нила) из ворот храма в Карнаке выезжала золотая барка Амона. Она следовала мимо двух обелисков, но сейчас второй обелиск находится не в Карнаке. Он был увезен Наполеоном и теперь украшает площадь Согласия в Париже.



Путь бога Амона лежал в Луксор. Впереди в колеснице, запряженной пятеркой лошадей, выезжал фараон, богу подобный. На его плечах накидка из шкуры гепарда, в руках золотой жезл и плеть... За ним под барабанную дробь и свист дудок следовали все прочие - писцы, придворные, судьи. Красочную-процессию замыкали лучники и стража.

У ворот Луксорского храма их встречали бритоголовые жрецы и препровождали к жертвеннику, где курились благовония и лежала уже заколотая туша быка. Фараон просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова, а тысячеголосая толпа за стенами храма жадно ловила каждый звук, подхватывая молитву.

Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами.

Так рассказали древние хроники... Но даже и в праздничные дни бога Амона не могут увидеть глаза непосвященного - золотая священная барка скрывает его от их взглядов, а в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и недоступном храме...


Карнакский храм - самый большой в мире религиозный комплекс, главное государственное святилище Древнего Египта, основной исторический памятник страны и вторая самая посещаемая достопримечательность после пирамид Гизы. Его сложно сравнить с каким-либо другим храмом мира, потому что ни по масштабу, ни по количеству культурных слоев и эпох равных ему нет. Храм строили непрерывно в течение почти двух (!) тысячелетий, общая площадь храма – более двух квадратных километров, главный зал с колонадами по площади равен собору Святого Петра в Риме и собору Святого Павла в Лондоне вместе взятым, внутри храма – несколько десятков огромных религиозных сооружений, построенных фараонами нескольких династий, а стены храма – важнейший источник сведений об истории Древнего Египта.



Один только макет Карнакского храма, который стоит в местном музее, производит колоссальное впечатление: храм – это буквально целый город из сооружений фантастической красоты. Даже в очень быстром темпе с одного конца храма на другой надо идти около 20-25 минут, чтобы обойти весь храм по периметру – нужно больше часа, а уж чтобы обойти всю территорию храма в неспешном темпе и вовсе нужен целый день.



Карнакский храм посвящён богу Амону-Ра, египетскому богу солнца, который стал главным египетским божеством сразу после того, как Фивы стали столицей Древнего Египта. Его начали строить более 4-х тысяч лет назад, и каждый новый фараон считал своим долгом как-то увековечить своё имя, добавляя к храму всё новые и новые строения. В результате, Карнакский храм – это 33 различных религиозных сооружения и зала разных эпох.



Карнакский храм некогда был соединён широкой мощёной трёхкилометров алеей сфинксов с Луксорским храмом, который стоит в центре города. От самой аллеи сейчас остались только небольшие фрагменты, расположенные около одного и другого храмов, общей длиной в пару сотен метров. По приказу городских властей сейчас идёт очистка всей территории, по которой ранее пролегала эта аллея. Эти места хотят превратить в исторический сектор, а аллею - восстановить настолько, насколько это возможно.



Часть сфинксов, которые были найдены целыми на территории бывшей аллеи, сейчас хранятся внутри Карнакского храма. У них довольно интересное и не совсем типичное для сфинксов строение: тело льва и голова барана. Дело в том, что баран считался священным животным бога Амона, которому и посвящён храм. Около лап сфинксов стоят фигуры не то фараонов, не то жрецов храма.



Вход в храм проходил через серию огромных пилонов – ворот без верха, которые отделяли внутренние части храма друг от друга. То тут, то там встречаются статуи фараонов, строивших тот или иной фрагмент храма.



Огромная колонада статуй фараона:



Кажется, это Рамзес II, но точно не уверена:



Дальше идёт самая главная и самая впечатляющая часть храма – огромный колонный зал, спроектированный при Рамзесе I и построенный при Сети I и Рамзесе II. На площади в полквадратных километра расположены 134 колонны, поставленные в 16 рядов. Каждая из колонн высотой в 23 метра (это приблизительно как 8-этажное здание) и шириной такой, что чтобы обхватить всю колонну, требуется 6 человек. В древности зал использовали для священных ритуалов, праздников и зрелищ.



Если присмотреться, то видно, что нижние ярусы колонн сильно пострадали. Дело в том, что храм стоит близко к реке, и когда Нил разливался, то вода доходила и до храма и покрывала нижние ярусы колонн водой. В это время, по задумке, храм должен был напоминать местные болота, на которых растёт растение, из которого делали папирусные свитки, столь популярные в Древнем Египте.




Изначально все колонны были украшены цветными изображениями, высеченными на камне. Со временем краски выцвели и сейчас остатки цветных изображений можно увидеть только в тех уголках храма, куда не попадало солнце. Например, на нижних частях верхних перекрытий храма:



Изображения на колоннах – это история восхождения египетских фараонов к богам:




Многие стены храма украшены изображениями военных подвигов фараонов. На изображениях обычно можно увидеть огромное мощное войско фараона, которое побеждает своих врагов, мелких человечков, которые валяются под колесницей и просят пощады у фараона:



Враги фараона под ногами его колесницы:



Рядом стоят те, кто просит у фараона пощады:



Интересно, что имена фараонов, как правило, высекались очень глубокими прорезями на камне. Связано это с тем, что каждый новый фараон хотел быть самым известным и самым великим, и для этого часто пытался стереть имя своих предшественников со стен храма, заменив его на своё. Чтобы это не удавалось, фараоны стали высекать свои имена гораздо более глубокими прорезями, чем все остальные изображения:




Вообще, по стенам Карнакского храма можно читать всю историю Древнего Египта. Это самый крупный из всех известных археологических памятников, и именно отсюда египтологи почерпнули много информации о событиях тех времен. Здесь есть изображения победоносных походов царей и их трофеев, есть истории конфликтов с соседними государствами, а на одной из стен есть текст Кадешского мирного договора с хеттами – самого древнего мирного договора в истории человечества (глиняная табличка с текстом этого договора сейчас хранится в музее Древнего Востока в Стамбуле, а сам текст - высечен на камне, стоящем в холле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке).




На территории храма есть несколько обелисков, поставленных разными фараонами. Самые известные из них – это обелиски, поставленные царицей Хатшепсут. Один из них стоит до сих пор, половина другого сейчас лежит около местного священного озера. Считается, что это были два самых высоких обелиска Древнего Египта, верхняя пирамида которых была украшена золотом и серебром.



Приёмный сын царицы Хатшепсут, Тутмозис III, ставший после её смерти фараоном, настолько не любил свою мачеху и её славу, что приказал повсюду в храме уничтожить её изображения:




Ещё какой-то из фараонов:



В самой дальней части храма стоят постройки фараонов Среднего Царства. Это одни из самых древних построек в Карнаке. Считается, что это священные места храма, где и сидел когда-то сам бог Амон.



Самое святое место в храме – это небольшой чёрный камень, который считается алтарём. По преданию, на нём некогда хранился камень Ипет Соут, так называемая "матерь вселенной". Для египтян Ипет Соут был чем-то типа философского камня, который, по легенде, был доставлен в Египет из древней Атлантиды. В священных египетских текстах Ипет Соут называется "сокровищем мира", доставшимся фараонам от самих богов. По преданию, камень позже увезли из Египта куда-то в Гималаи, в таинственную страну Шамбалу, и теперь он хранится где-то в Тибете на вершине одной из гор.



В разные стороны от основной, главной оси храма, разбросаны различные сооружения более поздних периодов. Пока я ходила по храму, я ещё более-менее помнила, где поcтройка какого фараона, сейчас уже помню только про самые основные. Вот это, кажется, колонный зал Тутмозиса III:



Если завернуть в самые дальние уголки храма и немного полазить по камням, то можно попасть в верхние, совершенно закрытые пространства храма, куда не попадало солнце. Здесь лучше всего сохранились древние цвета, и можно приблизительно представить, насколько ярким и цветным был храм в те времена:







Простые смертные в храм не пускались: только фараоны, приближенные к ним лица, жрецы и рабочие, строившие что-то на территории храма. Однако фараон Тутмозис III гордился своими постройками и храмом вообще, поэтому в стене со стороны своих достроек к храму он сделал небольшую пристройку, с которой открывался вид на храм, и любой смертный мог лицезреть храм с этого ракурса:



Стены с рассказами о подвигах фараонов и восхвалением богов:




Вид на храм от одной из стен:



В южной части храма находится так называемое древнее священное озеро – искусственный водоем, где жрецы несколько раз в день устраивали священные омовения. Время от времени здесь проводились ритуалы, посвящённые богу Амону: по озеру пускалась золотая ладья бога Амона и лодки его свиты. Рядом с озером лежат остатки огромного обелиска Хатшепсут, на котором изображена история её коронации.




Есть здесь и ещё одна важная для древних египтян колонна со священным жуком-скарабеем. Древние египтяне считали, что эта колонна – древние часы, отмеряющие время мира. Каждый год колонна миллиметр за миллиметром погружается под землю, и когда сидящий на ней скарабей окончательно исчезнет из виду, наступит конец света:



В дальних углах храма расположены святилища, посвящённые богине Мут (богине неба), жене Амона, и богу Хонсу (богу луны) – сыну Амона и Мут. Храм Мут почти полностью разрушен, а вот храм Хонсу сохранился вполне себе неплохо. Где-то между ними ещё пара почти полностью разрушенных строений разных эпох:




Что интересно, до храма Хонсу почти не доходят туристы. Он расположен на отшибе, и от главного входа сюда надо идти более получаса. Кроме меня, на территории храма были только трое китайцев и два охранника. Шум и гам центральных улиц Карнакского храма здесь исчез, и впервые за весь день удалось остаться наедине с прекрасным:







Это самая-самая дальняя часть храма, за воротами начинаются жилые кварталы:






Ну вот, вроде, и всё. Карнакский храм – однозначно то место, где обязательно надо побывать хотя бы раз в жизни. На меня он произвёл даже более сильное впечатление, чем пирамиды Гизы. Хотя как вообще можно сравнивать памятники мирового значения...



Использованы материалы сайта: http://marina-pavlova.livejournal.com/

Местонахождение древнего храма бога Амона, а также чтившихся вместе с ним богини Мут и богов Монту и Хонсу в Фивах (египетское название храма - Ипет-сут, «(Самое) избранное из (всех) мест»). Храм Ипет-сут, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении 2 тыс. лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнак был административным центром и главной достопримечательностью восточной части Фив. Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» - солнечному богу Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц богине Мут и их сыну - лунному богу Хонсу. Святилище на территории Карнака могло возникнуть еще около 28 в. до н. э., самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (например, так называемый Белый храм Сенусерта I; 20 в. до н. э.).

Карнак. Статуя в храмовом комплексе.

В начале Нового царства (c 16 в. до н. э.) Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного вклада в расширение обители своего божественного отца Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большее величие и блеск, чем его предшественник. Властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново. В 16 в. до н. э. по приказу царя Тутмоса I выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Барельефы на внутренних и наружных стенах изображают фараона при совершении ритуальных действий.

Карнак. Обелиск Хатшепсут. Карнакский комплекс.

Эту грандиозную строительную программу продолжила дочь Тутмоса I - знаменитая фараон-женщина Хатшепсут. Перестройкой и расширением Карнака лично руководили зодчие Хапусенеб и Сененмут - «начальники всех работ» царицы, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Из восхитительного красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты 2 обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом.

Преемник царицы фараон Тутмос III Ахменну построенный в Карнаке большой юбилейный храм - «Блистательный памятниками». Судя по одной из надписей, посвященных сооружению храма, фараон лично участвовал в создании плана сооружения. Колонны храма, уникальные по своей форме, имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. У входа в зал Тутмоса III, в небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, была найдена знаменитая стела Карнака, представляющая Тутмоса III в момент принесения жертв в честь 62 своих предшественников. Это так называемый «Царский список Карнака» - перечень всех царей-предков Тутмоса III. Оригинал находится в парижском Лувре. На барельефах фараон изображен во время охоты и атлетических соревнований.

Неподалеку находится и знаменитый «Ботанический сад» - одно из боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Хотя сохранилась только небольшая нижняя часть этого строения, но и на ней видны любопытные изображения растений и животных, которых Тутмос привез в Египет из Сирии в дар Амону.

Карнак. Колонны храма Амона (середина 16 в. до н.э).

В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» установлены два высоких геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде - львиноголовой богине войны Сехмет (Сохмет), ее супругу «прекрасноликому» Птаху (Пта) и их «лотосоподобному» сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчана массивным солнечным диском. В руках богини - скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие на потолке, касается невероятно живого, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой. От когда-то величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства, остались лишь заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с рельефами. На юге Карнака на берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию комплекса Мут, и сегодня высятся десятки разбитых гранитных статуй Сехмет. Более 700 статуй этой грозной богини были воздвигнуты вокруг нового храма Мут Аменхотепом III, чтобы дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы и в стране воцарилась гармония. Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут - лунному Хонсу, а также укрепил берега огромного Священного озера, расположенного на территории комплекса Амона, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея, воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца. В Священном озере жрецы четыре раза в день совершали ритуальные омовения. С площадки над озером открывается великолепный вид на Карнак.

В 1 тыс. до н. э. в Карнаке возводятся небольшие святилища Осириса. В 13 в. до н.э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. При Сети I, втором царе 19 династии и его сыне - Рамсесе II Великом, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный (колонный) зал (конец 14 - начало 13 вв. до н. э.), 103 м в ширину и 52 м в глубину, который насчитывает 144 колонны. 12 колонн среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. м и отделаны листами золота. От золота не осталось и следа, а потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн. Сотни тысяч иероглифов, прославляющие царские деяния, покрывают эти колонны.

Строительство в Карнаке продолжалось и в последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий. Цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались. В 4 в. до н. э., во времена правления XXX династии, Карнак переживал последний период своего расцвета. Была расширена древняя пристань на берегу искусственного озера, соединенного с Нилом. От нее аллея овноголовых сфинксов ведет к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого по приказу Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются эпохи, события и цари: гигантский колосс Рамсеса II Великого, изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бент-Анат стоит здесь рядом с колоннадой нубийского царя Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими в одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев. Последний правитель, строивший на его территории - римский император Домициан (81-96 гг. н. э.). С Луксором Карнак соединяет аллея сфинксов (время Аменхотепа III; начало 14 в. до н. э.).


Египет. Карнак. Аллея сфинксов. Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. 15-13 вв. до н.э.

Религиозный комплекс храм Амона в Карнаке , на северной окраине Луксора был крупнейшим религиозным местом древнего мира, которая охватывала около 100 га. Он первоначально называлась«Ипет-Исут», что означает «самые избранные места». Комплекс располагается на берегах реки Нил. Храм карнак, после знаменитых пирамид, наиболее известное археологическое место в Египте. Храм Амона в Карнаке — это впечатляющий набор храмов, которые были частью города Фивы, столицы древнего Египта, империи в эпоху царства царей.

Из чего состоял Храм Амона в Карнаке?

Храм Амона в Карнаке состоит из 4 основных частей. Самые крупные и известные из них это участок под называнием «Амона — ра», поскольку это единственное, доступное место для туристов. Еще есть три части недоступных для туристов участков это «Мут», «Монти» и храм Аменхотепа.

Главное божество, на которое поклонялись в древности Карнаке, был египетский Бог Амон, а храм находится в самом центре этого комплекса. Так же, в комплексе присутствует храм «Монти» который расположен на севере, и храм «Мут», которая находится на юге. Кроме основных храмов, в комплексе есть также и другие более несколько мелких храмов и часовен. Эти храмы под названием «Хонсу», «Осириса», «Хек-Жет» и «Опет».

В храмном комплексе Амона в Карнаке есть проспект, во главе сфинксов (символа Бога Амона), которые стоят перед гигантской пилоной, где расположен большая статуя царя Рамсеса II. Первый пилон не был закончен, вблизи этого пилона, имелись некоторые остатки из сырцового кирпича для пандуса. Который является единственным примером, из чего был построен храм Карнак.

Из чего состоит Храм Амона в Карнаке?

Храме Амона в Карнаке есть самый большой и великолепный Гипостильный зал. На этот зал можно пройти через второй Пилон. А этот зал является одним из самым знаменитым, произведением античной архитектуры в современном мире. Этот зал начали строить во время правления самого Аменхотепа III, и он был завершен при внуке царя Рамсеса II. В этом зале все потолки, стены, и колонны окрашены в натуральные цвета земли. Крыша зала имеет высоту 24,99 метров, и поддерживается 12 папирусными колоннами, которые были установлены в два ряда, по шесть штук. Эти колонны сделаны из песчаника. А, кроме того, для каждой строки основных колонн примыкают семь строк — 9 столбцов по 12,80 метров в высоту каждый. Итого получается 134 колонн, которые имеют прекрасный вид. Зал украшают рельефы, которые изображают сцены из самой Египетской мифологии. В то время как его внешние удивительные стены Гипостильного зала украшены баталиями из сцен царствования семьи Рамсеса II.

Третий Пилон, который был построен во время Аменхотепа III, в этой зоне имеются несколько впечатляющих обелисков, таких как обелиск Тутмоса I, который имеет размер 21,34 метров в высоту и весом 143 тонн и обелиск «Хатшепут», один из них женщина фараона, его размер 29,57 метров в высоту и вес 320 тонн, который был посвящен Богу Амону. Четвертые и пятые пилоны были построены Тутмосом I, которые были меньшего размера, чем третий пилон.

Храм Амона в Карнаке — это замечательное место, которое можно туристам посетить с 6:30 утра по 5:30 вечера. Экскурсии организованы на нескольких языках.

История Храма Амона в Карнаке

Строительство комплекса Карнак начат 12-й династией, это было в период с 1991 г. — 1785 г. до н.э. А первый храм комплекса был построен и посвящен Богу Фива и Монти. Тем не менее, постройка храма длилась около 900 лет. Почему, так долго строилась эти храмы? Потому что, другие династии фараонов добавляли другие свои постройки: храмы, святыни, пилоны.

В свое время храм Карнак являлась частью древнего, знаменитого города Фивы. Она была культурным центром и столицей египетской империи. Так же комплекс Карнак был в течение длительного времени главной религиозной достопримечательностью Египта. Но, тем не менее, этот храм в свое очередь был заброшен, когда фараон Эхнатон решил взять власть в свою руки, и отказался от поклонения Богу Амону, и заменили его Богом солнца Атоном. Затем Эхнатон построил новую, другую столицу и храмы. После того, как Эхнатон умер народ перестал, поклонятся Атону. В свою очередь Фиванские жрецы быстро уничтожили все постройки Эхнатона. Затем, Карнакский храм снова стал прежним религиозным центром Египта.

В IV веке до н.э., когда греки захватили Египет, они переехали в столицу царства Александрию и это положило начало конца религиозного центра. Тем не менее, комплекс Карнак даже начали более уважать во время Римского правления Птолемеевской династии. Но, в 323 г. н.э. император Константин — великий принял христианство и в 346 г. н.э. он приказал в свою очередь закрыть все языческие храмы. После этого Карнакский комплекс забросили и построили четыре христианских церквей внутри корпуса.

Древняя египетская культура в середине века была совсем забыта. Даже местоположение великолепной Фивы было неизвестно. И только в XVI веке один венецианский путешественник подробно описал храм Амона в Карнаке. Спустя некоторое время путешественники написали целую летопись о храме Карнак и других самых важных памятников Древнего Египта, которые произошли в течении в течение XVII и XVIII столетий, вплоть до 1798 года.

Сегодня храм Амона в Карнаке после, египетских пирамид является самых известным и посещаемым местом в Египте. Это один из самых знаменитых примеров величие древней страны фараонов. Он так же, является великолепным источником информации для современных археологов всего мира, которые хотят найти ответ о еще загадочных историях Великой египетской цивилизации.