Игра - соревнование "загадки старичка - лесовичка". Путешествие в осень

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе

Тема: «В гостях у Старичка - Лесовичка»

Составила и провела: воспитатель старшей разновозрастной группы Сабитова Г.М. детский сад « Дюймовочка»

Цель : Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы» .

Задачи:

Образовательные:

· Уточнить и расширить представление детей о лесе;

· Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы», « Деревья».

Развивающие:

· Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать

формированию интонационной выразительности речи.

· Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

· Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах природы ближайшего окружения

Воспитательные:

· Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.

Словарная работа:

· активизировать и обогащать словарный запас детей

Форма проведения: ОД.

Оборудование и материалы :

· Экран, проектор, макеты деревьев, аудиозапись «Голоса птиц», стульчики, иллюстрации с изображением деревьев, паровозик, гостинцы по количеству детей.

Структура занятия:

Вводная часть - 3 минуты

Основная часть - 20 минут

Заключительная часть - 2 минуты

Сюрпризный момент: Старик - Лесовик, Сорока.

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гузалия Мухаметкасимовна. Я сегодня у вас проведу занятие. Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, пожелаем нашим гостям здоровья.

(Здравствуйте)

Основная часть.

Воспитатель : Ребята, у меня на столе что - то лежит. Что это?

Дети : Письмо!

Воспитатель : А что это за письмо?

От кого оно узнаете,

Коль загадку отгадаете!

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома,

Всё давным-давно знакомо,

Он заботливый старик,

А зовётся … (лесовик)

Воспитатель : Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка.(открываю конверт и читаю)

«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в гости в мой волшебный лес! Мы с лесными жителями будем рады встрече с вами!»

Воспитатель : Старичок- Лесовичок приглашает нас к себе в гости!

А чтобы отправиться в гости, нужно вспомнить правила поведения в лесу. Что это за правила? Как надо вести себя в лесу?

(Дети рассказывают правила поведения в лесу.) СЛАЙДЫ 2-7
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не разорять муравейники.
- Не рвать цветы.
- Не шуметь.
- Не разжигать костер.
- Не оставлять мусор.

Воспитатель: Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать прыгать и играть,

Только чур не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь

И очень громко песни петь.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу и можете смело отправляться в путешествие!

Воспитатель :Ну что ребята отправимся в зимний лес в гости к Старичку - Лесовику? А как вы думаете, что делает в лесу Лесовик?

Дети: Следит за порядком и охраняет лес.

Воспитатель: А путешествовать мы с вами будем на паровозике . Готовы?

Дети : Готовы.

Воспитатель: Тогда поехали. АУДИО №4

СЛАЙД 8 - лес.

(Дети встают друг за другом, берутся за локти, в виде паровоза. Звучит красивая музыка. Доезжают до леса. На экране картина зимнего леса.)

Воспитатель: Ну вот мы и приехали в наш сказочный зимний лес. Посмотрите, как удивительно красиво вокруг… (Пение птиц) АУДИО №2

Воспитатель : Здесь нас должен встретить Лесовик. Где же он?

С.Л.: Я здесь и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Я старичок Лесовик живу в этом лесу:

Знаю лес и лес люблю.

В гости вас к себе зову.

Всё в лесу мне интересно,

Каждый куст и каждый пень.

Много дел у старичка.

Если кто в лесу бывал,

За собою б убирал.

И зверятам, и ребятам

Было бы в лесу приятно.

Сегодня я вам расскажу про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо? Вы знаете, что такое лес?

Дети: Лес это — где много деревьев, диких животных и птиц.

С. Л.: Я живу в лесу не один, со мной мои друзья: растения и животные. Самые главные растения в моём лесу - это деревья. А вы, ребята, знаете, какие деревья растут в моём лесу?

Дети : Берёза, дуб, сосна, клен, рябина, ель и.т.д.

СЛАЙДЫ 9-14

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам покажу на экране деревья, а вы их назовите.

(На экране выставлены картинки деревьев. Дети называют деревья .)

С. Л.: Молодцы ребята! С деревьями мы разобрались.

Воспитатель: Лесовик, ты, наверное, устал? Предлагаю отдохнуть, вы ребята тоже садитесь на стульчики.Давайте сыграем в игру «Добавлялки».

Я буду говорить начало, а вы договаривать конец. Второй раз будем проговаривать строчку вместе. Задание понятно?

Дети : Да!

Речевая чистоговорка:

Ра-ра-ра — начинается … (игра)

Са-са-са -в лесу бегает….(лиса)

Усь-усь-усь -на лугу пасется …(гусь),

Жа-жа-жа- есть иголки у…(ежа)

Жу-жу-жу- молока дадим…(ежу)

Су-су-су - было холодно в …(лесу).

Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь предлагаю немножко размяться.

Физминутка.

Как- то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.(Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой - лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой - лисицей крался лисенок,(Идут крадучись)

За мамой- ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой - медведицей шел медвежонок, (Идут, переваливаясь с ноги на ногу)

За мамою- белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой - зайчихой --- косые зайчата, (Скачут, сделав « ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Руки в стороны и назад, как будто держат за руки).

Все мамы и дети напиться хотят.

Вос-ль: Лесовичок, а мы знаем с кем ты ещё дружишь в лесу, да ребята?

Дети: С животными !

С.Л : Да, у меня ещё живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).

Воспитатель: Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

(Загадки). Работа с карточками.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем игру « Отгадай и найди». Перед вами лежат карточки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будете угадывать, и находить правильный ответ среди картинок. Только будьте внимательны потому что есть и лишние картинки.

1. Из берлоги слышен храп -

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

2. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

3. Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк)

4. Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага -

Есть копыта и рога! (Лось)

5. Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

6. Под кустами,

под ёлками

Катится клубочек

с иголками. (Ёж)

7. Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

Вос-ль: Ребята, поиграем в игру « Семейный паровозик».

(Нужно собрать всех членов семьи в один вагончик)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, чья семья едет в каждом вагончике?

Медвежья

Лисья

Волчья

Лосиная

Беличья

-ёжовая

Заячья

Лесовичок: Какие вы молодцы!

Лесовичок: Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор, кто полетит в тёплые края.

Нужно птиц помирить и рассказать, кто полетит в тёплые края.

АУДИО №1

(На доске под листом бумаги висит плакат с изображением Сороки)

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела какая - то птица. Что это за птица?

Дети : Сорока.

Воспитатель : Ребята, а сорока зимует у нас или улетает в теплые края?

Дети: У нас.

Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях?

Дети: (Зимующие).

Воспитатель: Да зимующие птицы- это птицы, которые живут с нами и никуда не улетают). Назовите зимующих птиц.(ответы детей)

Воспитатель : Правильно, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?

Дети: Перелётные.

Воспитатель : Назовите перелетных птиц. (ответы детей)

Лесовичок: Молодцы. У меня для вас есть ещё одно задание. На этих карточках изображены птицы, живущие в моём лесу. Вы должны разделить их: зимующих мы посадим на ёлку, а перелётных на пальму.

АУДИО № 5

Воспитатель: Молодцы!

Лесовичок : А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы. Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок. Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей. Спасибо ребята за помощь, и в знак благодарности примите мои лесные гостинцы.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что нам пора уже возвращаться домой. Давайте скажем Лесовичку спасибо и попрощаемся.

Дети: Спасибо. До свидания, Лесовик!

Воспитатель: Насмотрелись мы чудес,

Жди нас снова зимний лес.

Воспитатель: Ребята, а теперь садимся в наш поезд и поедем домой, к себе в группу. (под музыку едут) АУДИО № 4

Заключительная часть.

Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие, мы приехали в детский сад. Давайте вспомним, что интересного мы видели в лесу?

Дети: (деревья, диких животных, перелетных и зимующих птиц)

Раздаёт гостинцы и благодарит детей. Спасибо ребята за интересное путешествие.

Наталья Никитина

Педагогический проект

тема: «ПИСЬМА ЛЕСОВИЧКА»

(нравственно-экологическое воспитание младших дошкольников в работе с родителями в условиях реализации ФГОС)

Актуальность проекта

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

Физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

Эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

Условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления в том числе в процессе общения с окружающей природой.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Цель проекта:

Повысить уровень нравственно-экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

1. Поднять уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме нравственно-экологического воспитания детей.

2. Развитие детско-родительских отношений в ходе реализации проекта посредством специально организованной игровой ситуации.

3. Формирование у детей необходимых знаний о сезонных изменениях в природе, на основе предложенного материала.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня знаний и информированности у родителей по проблеме экологического воспитания детей.

2. Активное участие родителей в экологическом образовании детей.

3. Развитие у детей нравственных мотивов в общении с окружающей природой.

Участники проекта: Родители, дети, воспитатель.

Продолжительность проекта: Два месяца.

В своем проекте я использую, следующие виды детской деятельности, которые соответствуют их возрасту:

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Восприятие художественной литературы;

Конструирование из природного материала;

Изобразительная.

Формы и методы работы с родителями.

1. Консультации и сообщения нравственно-экологической направленности для родительского уголка «Малыш в мире природы». Беседы с родителями о важности данной работы.

2. Домашнее задание (оформление папки «Экологический дневник», участие в выставках).

3. Изготовление папок-передвижек, на предложенные темы, по выбору родителей.

4. Привлечение родителей к совместной с детьми творческой деятельности.

5. Проведение родительских собраний, совместных экологических мероприятий.

6. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

7. Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Этапы проекта

1. Организационный

Цель: вызвать у родителей интерес к проблеме нравственно-экологического воспитания детей.

Родительское собрание на тему «Роль семьи в нравственно-экологическом воспитании детей.

Анкетирование с целью выявления их экологической компетентности.

Выбор семей готовых к участию в педагогическом проекте.

Написание тематического плана по реализации проекта.

Обсуждение плана работы с родителями.

2. Практический

Организованная работа участников проекта в соответствии с представленным планом.

Экологический утренник «В гости к нам спешит Лесовичок»

3. Заключительный (подведение итогов работы)

Продукты проекта

Информационный стенд для родителей

«Малыш в мире природы».

Письма от Лесовичка

Почтовый ящик для писем Лесовичку

Письма детей Лесовичку


Экологические дневники участников проекта


Выставка совместных творческих работ детей и родителей из природного материала «Друзья Лесовичка»

Папки – передвижки


Копилка совместных творческих работ детей и родителей для Лесовичка

Копилка информационного материла экологической направленности в уголок «Малыш в мире природы»

Заключение.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Благодаря тому, что родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в ходе реализации проекта, нам удалось в достаточной степени решить поставленные задачи.

Тема «Загадки Старичка-Лесовичка»

Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.

Задачи:

Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.

Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление, речь, умение слушать друг друга.

Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы
Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на своем столе письмо. Вот оно. Адресовано детям подготовительной группы №1. А от кого оно пришло – не указано.

– Посмотрим, кто же его написал. Так это же письмо от Старичка-Лесовичка. Он пишет, что хочет пригласить нас к себе в гости, в лес.

– Вы хотите побывать в весеннем лесу?
Дети: Да.

Воспитатель: Для получения приглашения нам с вами нужно выполнить задания Старичка-Лесовичка.

Задание 1 . «Назовите правила поведения в лесу»

(Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, разбрасывать мусор, разводить костры, рвать охапками цветы, разорять гнезда птиц, муравейники, ловить и убивать насекомых…).

Задание 2. «Каким бывает лес».

(Весенний, хвойных, грибной, смешенный, волшебный, загадочный, осенний, нарядный…).

Задание 3. Воспитатель предлагает назвать слова, которые можно образовывать от слова «лес» (Лесник, лесоруб, лесная, Лесовичок, лесовоз, лесочек).

Задание 4. «Что таким бывает?».

Лесной (гриб, пень, шум, житель, хор…)

Лесная (тропинка, речка, ягода, лесная сказка, прогулка…)

Лесные (звери, обитатели, хоромы, ягоды, грибы…).

Лесное (озеро, приключение, чудо, дерево…).

Задание 5. «Назови лист дерева».

Береза – березовый
Осина – осиновый

Дуб – дубовый
Клён – кленовый

Рябина - рябиновый
Тололь – тополиный

Физ. Минутка

Заяц мчится что есть мочи,

(Бегут на месте)

Спрятаться в лесу он хочет

(Приседают и закрывают лицо ладонями)

То бежит он, то кружится,

(Встают, кружатся)

Бедный, он всего боится.

Где укрыться от зла?

(Прижимают руки к груди)

От лисицы, от куницы?

(Поворачивают туловище вправо-влево).

От совы и от орлицы?

(Машут руками).

Задание 6. Стихотворение – чистоговорка.

Ручеек – журчалочка –жур – жур – жур!

Завертелась палочка – чур - чур – чур!

Козочка копытцами – клоц – клоц – клоц!

Хорошо напиться бы – буль – буль – буль!

А пастух на дудочке – ду – ду –ду!

Все вороны каркают – кар – кар – кар!

А лягушки квакают – ква – ква – ква!

Задание 7 . «Отгадайте загадки».

«Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой

Всё равно он будет мой»

«Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький»

(Подснежник)

«Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы»

«В лесу у пня

Суета, беготня

Народ рабочий

Весь день хлопочет

Себе город строит»

(Муравьи)

Задание 8. «Лесные обитатели».

Воспитатель называет дерево, ягоду, цветок, зверя, птицу…, а ребенок перечисляет названия известных ему обитателей леса.

Звери – волк, лиса, медведь, кабан, лось…

Птицы – сова, дятел…

Насекомые - …

Задание 9. «Назовите жилища обитателей леса».

У волка – логово;

У мышки – норка;

У белки – дупло;

У птицы – гнездо;

У медведя – берлога;

У крота – нора;

У лисы – нора;

У муравья - …

Задание 10. «Цепочка».

Дети делятся на две команды и составляют цепочку из слов, передавая друг другу шишку. Первый ребенок называет слово, второй ребенок повторяет предыдущего, затем называет свое слово и т.д.

Грибы (подберезовик – масленок – груздь…)

Ягоды (малина – черник – брусника…)

Задание 11. «Исправь ошибку».

Исправьте ошибки, которые допущены при составлении предложений.

На дятле сидит дерево (На дереве сидит дятел).

Лес растет в ягоде (Ягода растет в лесу).

Корзину положили в гриб (…).

Елка спряталась за зайцами (…).

Задание 12. Составь рассказ о весне.

(Воспитатель вывешивает на доску сюжетную картинку «Весна в лесу» и предлагает двум- трем детям составить по ней рассказ).

Воспитатель : Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Дети : О лесе, весне.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданиями Старичка-Лесовичка, теперь думаю он нас обязательно пригласит к себе в гости.

Разработка Непрерывной непосредственно образовательной деятельности
Экологический урок
во второй младшей группе

Приключения в гостях у Старичка-Лесовичка

Фёдорова Лидия Васильевна,
воспитатель ГБДОУ д/с№41
Санкт-Петербурга

Цель: Формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.

Задачи:

1.Образовательные

Учить замечать красоту природных явлений.

Учить называть зверей, птиц, деревья (береза,ель, клён).

Знакомить детей с правилами поведения в природе (не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.)

Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.

Закрепить сигналы светофора, основные цвета(красный,зеленый);

Закреплять представления о признаках времени года осень.

Закрепить представление детей о нравственных ценностях природы;

2. Воспитательные:

Воспитывать у детей ответственное отношение к природе;

Воспитывать любовь к природе;

3. Развивающие:

Развивать познавательный интерес;

Развивать творческие способности;

Продолжать развивать свободное общение со взрослыми;

Развивать диалогическую речь;

Направления развития: Познавательное развитие,речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа : Слушание аудиозаписи: «Звуки природы», разучивания стихов, песенок о осени. Наблюдение на участке за осенними изменениями в природе. Беседа о правилах поведения в лесу, на лугу,на дороге.

Оборудование: Кукла би-ба-бо Старичок-Лесовичок, комочки мятой газеты и два мешка для мусора, кормушка для птиц, аудиозапись « Звуки природы», «Машина», макеты деревьев, берлога, осенние листья, картинки птиц, карточки красного и зеленого цвета на каждого ребенка.

Ход НОД:

Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ).

Воспитатель : Ребята, скажите как называется фигура,которую держу в руках? (круг)

Какого цвета? Вспомните, что означает зеленый сигнал светофора? А, что означает красный сигнал светофора?

Какое сейчас время года? Поиграем в игру «Да или нет» Я буду задавать вопросы, говорите «да» и поднимайте зеленый кружок; если вы не согласны сидите тихо, говорите «нет» и поднимайте красный кружок.

Осенью растут грибы?

(ответ детей)

Тучки солнце закрывают?

(ответ детей)

Птичьи стаи улетают?

(ответ детей)

Часто-часто льют дожди?

(ответ детей)

Достаем ли сапоги?

(ответ детей)

Солнце светит очень жарко?

(ответ детей)

Можно детям загорать?

(ответ детей)

Куртки, шапки надевать?

(ответ детей)

Воспитатель: Послушайте, какой стих нам расскажет Лиза.

Ребенок: Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

Ребята, сегодня ночью был сильный ветер, и к нам в группу залетело много листьев (берёзовых, кленовых, дубовых). Посмотрите, какие они красивые. Какого они цвета? Но что это? Ребята, к нам залетел волшебный листочек! И здесь что-то написано. Так это письмо от Старичка-Лесовичка.

Воспитатель показывает детям листочек, который лежит среди остальных листьев.

Воспитатель . Прочитаем?

«Дорогие мои маленькие друзья!

Это вам пишет Старичок-Лесовичок. Я, хозяин леса, приглашаю всех вас в гости в волшебный лес на мою полянку. Для вас я приготовил игры и сюрпризы. Ваш любимый Лесовичок. »

Воспитатель . Ну что, ребята? Отправимся в путешествие? Сели в машины, готовы? Поехали.

Включается музыка «Машина»

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!

Воспитатель : Ребята, свои машины оставим на краю леса, так как проехав по земле можем помять траву, оставить на земле глубокие следы, где травке, цветочкам трудно будет расти.

От звука мотора кто может испугаться?

Дети : звери, птички.

Воспитатель.

Здравствуй лес, Здравствуй лес

Полон сказок и чудес

Ребята, посмотрите, да тут теремок.

Кто, кто в теремочке живет. Кто, кто в невысоком живет?

выходит Старичок-Лесовичок (кукла бибабо)

Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы ко мне в гости пришли.

Вы меня узнали?

Я Старичок-Лесовичок,

В бороде травы клочок.

Стерегу и лес, и луг,

И деревья, и грибы,

Я природу охраняю,

Недостатки замечаю.

Ребята, но случилась беда, убежали из лесной полянки все звери, улетели все птички, даже деревья загрустили. Сядьте на полянку и послушайте почему?

«Стыдно перед соловушкой» Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них, запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь, пошевельнутся. Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула яичные скорлупки и хлебные скорлупки и хлебные крошки положила их в сумку.

Зачем ты берёшь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу никто не видит.

Стыдно… перед соловушкой, - тихо ответила Лида

Обсуждение ситуации.

Почему Лида сказала: «- Стыдно… перед соловушкой».

Когда вы отдыхаете на природе, вы всегда убираете за собой мусор? .

Лесовичок: Так-так-так, непорядок, ребята, посмотрите, как у вас на полянке грязно, ай-ай-ай мусора-то сколько, кто же мне поможет собрать все это в мешки.

Воспитатель : Ребята, поможем?

Игра «Собери мусор» под музыку, быстрая музыка о природе.

Лесовичок : Спасибо за помощь! Вы ребята, молодцы, помогли мне лес спасти от мусора. Идем дальше?

Ну вот, перед нами дерево? Какое это дерево (березка) Что же с ней случилось, почему она грустит?

Дети: Сломана веточка.

Воспитатель: Как ей можно помочь?

Дети вместе с воспитателем перевязывают ветку.

Лесовичок: Какие вы молодцы, ну что идем дальше.

Отгадайте загадку:

Зимой и летом одним цветом.

Что это?

Дети : Елочка.

Воспитатель: Ребята! Кто это сидит с желтой грудкой?

Дети : Синичка.

Воспитатель : Где она сидит?

Дети : На елке.

Воспитатель : А это кто? Ворона.

А где сидит ворона? Под елкой.

Воспитатель: Сколько елок?

Дети: одна

Воспитатель: Сколько птиц?

Дети : много

Воспитатель : Ребята ворона и синица не улетают в теплые края, скоро зима и есть им будет нечего, как можно им помочь?

Воспитатель совместно с детьми вешает кормушку, объясняет для чего.

Воспитатель : Лесовик, а что за большая кучка листьев у пенечка?

Лесовик: Это берлога, а чья отгадайте дети?

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Воспитатель: Ребята, не будем мешать лесным зверушкам, готовиться к зиме, будем себя вести в лесу тихо. И пойдем дальше.

Лесовичок: Молодцы, друзья, хорошо помогли мне, навели в лесу порядок.

Ведь если в лесу люди оставляли мусор за собой и не убирали. Как вы думаете кому плохо было?

Дети: Птицам, зверям, деревьям, цветам …

Лесовичок: Сейчас посмотрю, хорошо ли вы запомнили правила поведения в лесу. Для этого предлагаю всем поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И выброшу бумажку? (нет)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? (да)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы! Понравилось у меня в гостях? Примите от меня угощения

(шоколадные грибочки).

Воспитатель: Спасибо. Ну вот, наша встреча Лесовичок подошла к концу. Сегодня мы с вами побывали в сказочном лесу: вспомнили о жителях леса, спасли наш лес от мусора, подвязали березке сломанную веточку, повесили кормушку для птиц. Лес - это наш друг.

Чтоб Земля цвела родная,

Чтобы чистым был ручей,

Чтобы утром рано - рано

Пел красивый соловей,

Мы должны, ребята, с вами

Все живое сберегать,

И прекрасную природу

Дружно вместе охранять!

Берегите лес и нашу природу! Очень красиво в осеннем лесу, но пора возвращаться в детский сад. Будем руки мыть, угощение получать. Дети прощаются с Старичком - Лесовичком.

Воспитатель: Садимся на свои автомобили. Поехали (Дети под музыку возвращаются в детский сад).

/интегрированное занятие в старшей группе/

Цель: развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные» ;
  • Формировать грамматический строй речи: образование притяжательных прилагательных, согласование существительного с числительным, образование однокоренных слов, употребление в речи предлогов (за, из-за) ;
  • Развивать координацию речи с движением;
  • Развивать физиологическое дыхание;
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление;
  • Развивать творчество у детей;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность, взаимопонимание.

Оборудование:

Игрушки: ёж, оленёнок, заяц, лиса, солнышко; мультимедийная установка; фотоаппарат; ели; брёвнышко; диск с презентацией; аудиокассета с записью

«Пение птиц» ; мнемотаблицы «Угадай животное» ; письмо от Лесовичка; корзина с подснежниками; корзина с гостинцами для животных: косточка, рыбка, морковь, бочонок с мёдом, сено, мышка, шишка; магнитофон; диктофон; белая ткань (проталинка) ; карточки с изображением силуэта белки, волка, зайца, лисы, медведя, лося, оленя; гуашь; поролон; мятая бумага, ватные палочки; клей; «глазки» ; коробка с цветными ленточками; влажные салфетки; столы и стулья.

Методы и приёмы:

  • Словесный – беседа, пояснение, объяснение, художественное слово;
  • Наглядные – показ слайдов, мнемотаблиц, показ способов изображения;
  • Практический – упражнения, дидактические игры;
  • Проблемная ситуация;
  • Социоигровой метод;
  • Здоровьесберегающие технологии: массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;
  • Приёмы гуманной педагогики: нашёптывание, показ ответа с закрытыми глазами при помощи пальцев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие: дети стоят в кругу, передавая игрушку - солнышко говорят о том, что они рады видеть друг друга.

II. Основная часть.

  1. Сюрпризный момент: чтение письма от Лесовичка.
  2. Упражнение «Назови родственные слова» .
  3. Игра-имитация «Оденься на прогулку» .

Обуваем ножки в тёплые сапожки,

Шапку на головку мы завяжем ловко.

На руки перчатки.

В добрый путь ребятки.

Вокруг себя повернись, в лесу весеннем окажись.

4. Упражнение на дыхание «Подыши глубоко воздухом» (под музыку с закрытыми глазами) .

5. Дидактическая игра «Угадай животное» (мнемотаблица) .

6. Дидактическая игра «Кто спрятался?» .

Кто спрятался за брёвнышком?

Чьи уши виднеются из-за брёвнышка?

Кто спрятался за пушистой ёлочкой?

Чьи рога виднеются из-за пушистой ёлочки?

Кто спрятался за ёлочкой?

Чья мордочка виднеется из-за ёлочки?

Кто спрятался за высокой елью?

Чей хвост виднеется из-за высокой ели?

7. Массаж – движения выполняются в соответствии с текстом.

Утром лисонька проснулась, лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась, солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала, растирать все лапки стала.

Лапки, лапки и бока, вот какая красота.

8. Мультимедийная игра «Кто где живёт?»

Ответы дети нашёптывают на ушко.

Где живут лисы?

Как называется жилище волка?

Куда складывают свои запасы белки?

Где спят зимой медведи?

9. Физминутка.

Медвежата в чаще жили, дружно головой крутили.

Вот так, вот так, дружно головой крутили.

А потом они плясали, дружно лапы поднимали.

Вот так, вот так, дружно лапы поднимали.

10. Мультимедийная игра «Посчитай-ка»

Ответы дети показывают при помощи пальцев с закрытыми глазами.

Послушайте и посчитайте, сколько лосят у лосихи.

Сколько медвежат у медведицы?

Сколько зайчат у зайчихи?

11. Гимнастика для глаз – движения в соответствии с текстом.

Мы морковку в руки взяли, с ней немного поиграли.

Вверх морковку подними, на неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти, только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево, ай да заинька умелый.

Глазками моргает, глазки закрывает.

Прощание с Лесовичком.

12. Упражнение «Продолжи предложение» .

Мы сейчас были в гостях у…

Я в лесу видел…

Мне больше всего запомнилось…

Мне понравилось…

Я сегодня узнал о…

Бобры живут в…

В лесу нельзя…

Своим друзьям я расскажу…

13. Сюрприз для детей – подснежники.

14. Возвращение в детский сад.

По тропинке мы пойдём, в детский сад попадём.

15. Создание проблемной ситуации: на фотографиях видны только силуэты животных.

Что можно сделать?

16. Игра имитация «Переоденься» .

17. Рисование с использованием рисуночных техник (рисование пальчиком, ватными палочками, комком бумаги, тампонирование) .