Как включить логическое мышление. Основные понятия науки логики. Приобретенное, а не врожденное


Развитие логического мышления способствует усовершенствованию умения человека рассуждать и мыслить непротиворечиво и последовательно. Читайте далее о развитии логического мышления.

Логическое мышление и логика

Логика представляет собой науку о формах, способах и правилах умственной познавательной деятельности.

Логика необходима людям практически во всех жизненных ситуациях: начиная с простой беседы с оппонентом, выбора товаров в магазине, и заканчивая решением сложных технических или информационных задач.

Мышление способствует нахождению обоснования определенным явлениям. Логика помогает осмысленно оценивать окружающий мир и грамотно выстраивать речь и суждения.

5 особенностей логического мышления


Наука логика изучает методы достижения истины, исключающие чувственный опыт, а основываются на процессе изучения и познания окружающих вещей на знаниях, которые были получены ранее.

Существуют интересные отличительные черты и особенности развития логического мышления:

Эмпирическое познание

Основанием для логических законов служат эмпирическое познание. Конкретный человек сформировал ситуацию, стал очевидцем происшествия, увидел их последствия и сделал свои умозаключения и выводы. Законы логики формируются экспериментальным путем.

Приобретенное, а не врожденное

Логика и логическое мышление является приобретенным, а не врожденным качеством людей. Человек изучает и развивает их в течение всего жизненного пути.

Стремление к комфорту

Люди иногда неосознанно не желают развивать мышление и делать грамотных логических умозаключений, стремясь думать так, как комфортнее и проще.

Циничный расчет

Логическое умозаключение и мышление может стать орудием для совершения антигуманных поступков.

Мир, который окружает людей, обладает двумя противоположными сторонами: добро и зло, положительное и отрицательное.

Поэтому логика, несмотря на всю пользу, приносимую человеку, может принести много вреда.

Циничный расчет и логика ставят на последний план такие понятия, как «самопожертвование» и «любовь к ближнему».

Научность

Наука обладает некоторыми аксиомами. Отклонение от них является признаком психического расстройства.

6 главных аксиом логики


Развитие и усовершенствование логического мышления невозможно без знания логических аксиом, являющихся основой мировоззрения человека:

Необратимость времени

С детства люди знакомятся с понятиями «вчера», «завтра», «сегодня». То есть начинают осознавать разницу между прошлым и будущим.

Следственные связи, их последовательность

Невозможность существования одних и тех же фактов в определенном промежутке времени: при плюсовом температурном режиме вода не может замерзнуть, а женщина, ждущая ребенка, не имеет возможности забеременеть.

Дедукция

Дедуктивный метод мышления основывается на логических законах и ведет от общего к частному: прошел сильный ливень, деревья стали мокрыми. Метод дедукции дает 99,99% истинный ответ.

Индукция

Этот метод умозаключений ведет от общего к частному и основывается на похожие свойства разных предметов и объектов: деревья, дорога и машины мокрые – идет ливень. Индуктивный метод обладает 90% правдивости, так как деревья и другие предметы могут стать мокрыми не только из-за дождя.

Последовательность действий

Если человек совершает поэтапно несколько последовательных действий, то он получает ожидаемый и удовлетворительный результат.

Человек – нелогичное существо

Умозаключения очень часто идут вразрез с моралью и этикой, а в отдельных случаях с законодательством.

Ведь маньяки и люди с нарушенной психикой считают, что убивая и осуществляя насильственные действия, они поступают логично.

Неестественное формирование логического мышления с детства в условиях военных действий и экстремальных ситуаций провоцируют впоследствии людей к совершению ужасных поступков с точки зрения гуманности.

Наука не является совершенной, поэтому в реальной жизни логика может уступать истине. Ярким примером является ситуация, когда женщина делает логичное, по ее мнению, умозаключение: мужчина не звонит, ведет себя отчужденно, значит, я ему не нравлюсь.

Как показывает практика, в 85% случаев безразличие со стороны противоположного пола является признаком заинтересованности в формировании и развитии взаимоотношений. А в выводе женщины виноваты погрешности индуктивного метода.

Функции логического мышления

Главная задача науки заключается в получении истинного знания о предмете размышления, основываясь на рассуждениях и разборе различных аспектов рассматриваемого явления и ситуации.

Логика – это основной инструмент, используемый в каждой известной на сегодняшний день науки.

  1. исследовать утверждения и вывести из них другие умозаключения;
  2. научиться грамотно мыслить, что поможет в самореализации и достижении целей.

Как развить логическое мышление

Люди, стремящиеся к внутренней гармонии, успеху и благополучию в основных сферах жизнедеятельности, задают вполне естественный и актуальный вопрос: как развить логическое мышление?

У каждого человека оно в определенной степени развито. Но для оптимального и наилучшего понимания действительности и получения способности использовать это в определенных ситуациях необходимо уметь быстро и грамотно логически мыслить. Каким образом можно научиться этому?

Тренировка мозга

Необходимо регулярно тренировать мозг, не ленясь и не откладывая на потом.

Многие ошибочно предполагают, что люди появляются на свет с предварительным конкретным умственным потенциалом, поэтому не могут стать умнее, мудрее или глупее, чем заложено генами и природой.

Это утверждение неверно, так как любой человек, регулярно тренируя свое мышление, развивается до конца своего жизненного пути.

Эффективным методом самосовершенствования является постоянная зарядка для ума.

  • Рекомендуется в свободное время разгадывать любые логические задачи, созданные и для детей, и для взрослых. Необходимо решать ребусы. Не стоит пренебрегать простыми загадками вида «найди отличия».
  • Регулярно необходимо проходить тесты на IQ. Результат при этом не очень важен, главное, процесс, во время которого происходит развитие мыслительных и умственных способностей.
  • Следует играть в логические игры с друзьями или знакомыми: шахматы, нарды и другие виды.
  • Рекомендуется заниматься самообразованием и изучением наук.
  • Необходимо учиться спорить, основываясь на факты и аргументируя свои умозаключения.
  • Нужно ввести в привычку чтение хороших детективов.
  • Специалисты утверждают, что в развитии логики большую роль играет интуиция. Как не парадоксально это звучит, но человеку необходимо научиться доверять ей. Ведь интуиция представляет собой итог умозаключений, сделанных на подсознательном уровне, когда люди неосознанно делают выводы из информации, которая некогда уже была получена мозгом.

3 упражнения для развития логического мышления

Очень эффективны коллективные упражнения для логического мышления:

Кодирование известных фраз, куплетов песен и пословиц

Группа людей делится на две компании. Каждая из них предлагает своим соперникам разгадать смысловую загадку, предающую содержание текста.

Пример: У служителя церкви в собственности находилось живое существо. Несмотря на большие чувства к нему и привязанность, человек нанес насильственные действия над биологическим видом, что привело к летальному исходу последнего. Причиной такого поведения стало то, что живое существо употребило в пищу кусок продукта животного происхождения, который ему не был предназначен. Алгоритм таких действий является бесконечным.

Ответ: «У попа была собака…».

Аргументы и причины

Один человек из команды начинает искать причины конкретного действия кого-либо, потом причины причин и так далее до тех пор, пока не будут выяснены аргументы поведения.

Убрать лишнее

Очень полезно выполнять упражнения, где из набора слов, чисел или картинок необходимо убрать лишнее, основываясь на логическом мышлении.

Пример: стул, шкаф, табурет, пуф.

Ответ: шкаф.

Тренировать мышление при помощи этого упражнения можно самостоятельно, прибегая к тематическим играм в социальных сетях, или в коллективе, где каждая команда самостоятельно придумывает задания для противников.

Упражнения для развития логического мышления помогут любому человеку в личностном росте, самоутверждении и решении спорных жизненных вопросов.

Многие, наверное, слышали, что жизнь становится намного проще, если .

Но как мыслить логически , и что нужно для этого делать знает далеко не каждый.

Начнем с самого главного: с понятия логики. Древние греки были настолько умными и продвинутыми, что современным людям еще долго придется осваивать то, что они там в своих древнегреческих полисах (городах-государствах) напридумывали.

Именно они и ввели в наш обиход термин «логика» и соответствующую ему науку об операциях и неких законах правильного (разумного) мышления. Следовательно, чтобы узнать, как мыслить логически , необходимо понять суть этих законов, правил логики.

Логика является формальной наукой, то есть для нее важно не содержание высказываний, явлений или чего бы то ни было еще, а их форма, структура, взаимосвязь.

Поэтому и все правила логического мышления основаны на построении правильной формы рассуждения.

Основное правило логического мышления: «правильность вывода заключается в том, что от истинных, верных посылок (того, на основании чего делаются выводы, умозаключения – факты, суждения о фактах, принципы, явления, события, высказывания и пр.) всегда следует истинное заключение.

Из чего можно сделать вывод, что логическое мышление может основываться только на реальных фактах, а не на гипотетических (предполагаемых) событиях. В противном случае вывод также будет предполагаемым, неоднозначным, неточным, условным.

Вторым правилом логики является двойственность природы. То есть каждое суждение может быть либо ложным (не соответствующим истине), либо истинным.

Такие правила позволяет нам получать новые сведения из уже существующих фактов, используя только логическое рассуждение.

Особенностью логического мышления является также неприемлемость всего иррационального (того, что выходит за рамки понятия разума: , интуиции, предчувствия и т.д.).

Поэтому в логическом мышлении используются только законы логики и ничего кроме них.

Попробуем освоить простейший закон логики: из двух истинных суждений получим истинный вывод.

Посылка № 1: «Яблоня – это дерево», Посылка № 2 «Некоторые яблони приносят плоды». Вывод: «Некоторые деревья приносят плоды».

Мы из двух разных суждений пришли к частному выводу. Такое умозаключение напрашивается из двух нам известных и истинных фактов. Яблоня – это действительно дерево. И некоторые яблони, правда, плодоносят.

Почему некоторые? Потому что молодые яблони не плодоносят, а бывают еще неурожайные периоды. Поэтому утверждать, что все яблони приносят плоды, мы не можем.

Конечно, логика содержит огромное количество запутанных, а иногда и противоречивых законов, которые на протяжении сотен веков открывали многочисленные ученые в надежде хоть чем-то удивить мир.

Чтобы как мыслить логически , всегда нужно начинать с простого. Разбейте всю имеющуюся информацию на малейшие детали и составляйте из них логический конструктор.

Так, 1. «Иванов – предприниматель». 2. «Все предприниматели ». Вывод: «Иванов зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность». С простыми суждениями работать несложно, главное – понять принцип логического вывода.

Фев 24 2016

Умение решать задачи в уме и делать выводы о явлениях опосредовано позволяет логическое мышление. Человек и не задумывается, на сколько логика является ценным приобретением в ходе развития интеллекта. Что же такое логика? Логика – это наука о правильности суждений, включающая в себя правила соблюдения последовательности реальных фактов, доказательства, проверку наличия или поиск аргументов.

Логика дает способность подтверждать и доказывать свои теории, грамотно отвечать оппонентам в споре. На начальной стадии развития в школе, способность логиески мыслить приравнивается к умению решать задачи по математике. Именно с математических операций ребенок учится абстрагироваться от конкретного материала и связывать абстракции между собой. Логика, образно выражаясь, счищает с информации конкретный смысл и доводит мысль до элементарной формулы.

Что такое логика?

Действие логических преобразований в уме выделяется как тип мышления. В этом случае логика представляет собой процесс во времени, то, как разум выстраивает связи между реальными предметами. Такие связи более устойчивы и предметны, чем те связи, которые образуются в рамках простого восприятия. Проводятся связи не только между отдельными явлениями реальности, но и между словами и целыми предложениями, которые представляют собой графический образ мысли.

Кроме этого, логика причастна к созданию абстрактных понятий.

Понятие – это абстрактная сущность, оно объединяет сразу несколько объектов (или предметов реальности). Содержанием понятия становится обобщенный признак, который проявляется в разной степени у всех этих объектов.

Например, в понятие «живой организм» могут входить растения и животные, которых объединяет наличие органических азотистых соединений (нуклеиновых кислот). Далее, в понятие «растения» входит любое растение (роза, папоротник, елка). Затем эту цепочку можно разложить на конкретных представителей рода – «цветковые», «водоросли», «мхи». Таким образом, понятия низкого уровня поднимаются в результате обобщения к более высшим. Например, к понятию «жизни» вообще, на основе понятий «воссоздания себя» и «обмена энергии».

Такая многоуровневая иерархия понятий образует систему упорядоченных знаний , любое явление на своем месте, как книги в библиотеке. В отличие от слова, оно не имеет четких границ смысла. Его невозможно передать одним каким-то словом. Но оно помогает лучше освоить информацию и то, о чем идет речь, исключает двусмысленность в обмене фактами и присуща только живому субъекту. Понятия формируются в рамках какой-либо специфической системы. Например, в рамках науки социологии есть понятия: «семья», «город», «общество» и так далее.

Получение абстрактных единиц и их связывание друг с другом начинается с двух главных логических операций – анализа и синтеза. Анализ – это разложение явления реальности, предмета или информации на элементарные единицы. В процессе определяется, из чего и как состоит объект, что лежит в его сущности, как соотносятся части целого между собой.

С Викиум вы сможете организовать процесс развития памяти и логического мышления по индивидуальной программе

Синтез – это объединение различных элементов. Например, объединение двух объектов в одно понятие, либо соединение частей объектов для получения новой абстракции или модели реальности. Хорошим примером демонстрации понятия «синтез » может быть объединение всех сенсорных сигналов организма в один смысл, в компонент сознания. Однако, логика, как способность разума, занимается объединением уже готовых смыслов в суждения, а суждения в умозаключения. Хотя по своей природе мозг (разум) стремится объединять все в целостную картину сознания и только логика помогает достичь правильности её восприятия .

Логика занимается поисками истинного знания, отождествлением правильных представлений о реальности с положением дел в мире.

Язык представляет главную знаковую систему и инструмент, с помощью которого можно увидеть и почувствовать отражение логических связей.

Знак – это двойственная сущность, которая состоит из формы (звуковая, графическая), воспринимаемой с помощью органов чувств и его значения или содержания. Эти две стороны знака имеют между собой ассоциативное, условное соответствие, образованное в процессе общения людей и их культурного развития. Знаком может быть и одно слово, словосочетание, законченное предложение и даже целый текст.

Каждый знак имеет свой десигнат, то есть то, что этот знак обозначает. Под десигнатом понимается реальная вещь — конкретный человек, сущность, предмет, его толкование и концепт. Отношения между знаком и десигнатом называется смыслом — какое свойство или признак предмета подразумевается под его фонетической оболочкой. Конкретный предмет приобретает практическое значение в той или иной ситуации. Например, слово «огонь» — обозначает и «тепло», и «свет», и «пожар». Понятие «тепло» имеет в своем содержании и «тепло» от огня, и «тепло» от человеческого тела и метафорический смысл «тепло» души. Каждое значение входит в содержания понятий каждого из них.

Два или несколько знаков в одной ситуации (контексте) образуют синтаксические связи, которые позволяют реализовать один из смыслов знака на более конкретном уровне (лексическом) и получить развернутое представление о мире. Ещё один вид связи знака и десигната в отношении к субъекту– прагматический, который соотносится с конкретной ситуацией и то, как её понимает говорящий.

С помощью языка можно построить любые предложения (в логике – суждения), даже те, которые не будут иметь смысла в реальном мире. Язык в этом плане не заботится о правильности представлений и мыслей.

Например, предложение «зеленые мысли яростно спят» может быть бессмысленно, с точки зрения логики, однако, оно соответствует всем правилам грамматики языка и на основе элементарных смыслов распознается. Также в языке строятся вопросительные, восклицательные предложения, которые выходят за пределы формальной логики и означают различные эмоции человека. Они являются и не истинными, и не ложными, поэтому не представляют ценности для логики.

Некоторые языковые теории выдвигают версии о том, что любое, даже самое абсурдное предложение может получить свой смысл с помощью воображения. Например, существует теория о параллельных мирах: концептуально она означает, что не стоит отбрасывать бессмысленное предположение, а попытаться представить тот мир, в котором оно будет иметь действительное значение.

Логика в отличие от языковой системы занимается рассмотрением утвердительных предложений то, что соотносится с реальными фактами . Такие предложения называются истинными суждениями.

Этапы развития логического мышления у человека

Логическое мышление классифицируется по этапам развития, а также разделяется на типы в зависимости от преобладания того или иного элемента сознания:

  1. Формирование логики начинается с наглядно-действенного мышления . На ранней стадии у маленьких детей отсутствуют устойчивые логические связи. В этом случае мыслительный процесс опирается на реальную ситуацию – построение слов из кубиков, фигур из конструктора.
  2. Вторая стадия развития логического мышления – наглядно-образная , развивается в дошкольный период. На этом этапе происходит отрыв конкретных образов от реального предмета. Ребенок оперирует не реальными предметами, а вызываемыми из памяти образами этих предметов. На этом этапе ещё отсутствует анализ, образ предмета не расчленяем на составляющие.
  3. Следующая ступень развития логики, происходит в младший школьный период. На этой стадии развития все практические действия преобразуются во внутренний процесс мышления. Ребенок школьного возраста с успехом улавливает элементарные связи, сходства и различия объектов. Мышление достигает абстрактного уровня , появляется умение игнорировать конкретные свойства предметов и объединять их в категории, классы.

Как развить логическое мышление?

Занятия интеллектуальными играми способствуют развитию логического мышления.

  1. Шахматы, покер и подобные им являются одними из лучших методом тренировки для ума.
  2. Использование созвучных слов, придумывание рифм может стать упражнением на развитие логического мышления. Популярная английская игра – лимерики – придумывание абсурдных стишков. Также придумывание пародийного стишка на популярный стих или песню. Отличными пародиями являются стишки из книги Кэрролла «Алиса в зазеркалье».
  3. Другим упражнением на развитие логики может стать пересказ или перефразирование предложения и текста . Постарайтесь выделить глубинный, абстрактный смысл и обозначить его, другими словами. Попытайтесь свернуть в одно слово или развернуть в несколько один и тот же смысл.
  4. Игра в аналогии. Возьмите любой объект – структуру, постарайтесь увидеть её суть (смысл). Попробуйте представить этот объект или смысл в другой системе. Например, возьмите характеры своих друзей и попробуйте представить их, как химические элементы: «золото» — богатый, «свинец» — ленивый, «мышьяк» — ехидный, вредный и так далее.
  5. Для развития логики подойдет разгадывание кроссвордов, головоломок и соответсвующие компьютерные игры , в том числе онлайн тренажеры.
  6. На развитие интеллектуальных способностей влияет тренировка объединения любых слов в классы, либо подробная детализация объекта . Например, возьмите несколько слов: «рыба», «квадрат», «кружка», «погода» и детально рассмотрите их, из каких элементов они состоят и с чем могут быть связаны. «Квадрат» – это «прямая», «угол», «параллельные прямые», «плоскость». «Погода» — «атмосфера». Используйте матрицу связей (отношений слова): причина-следствие, часть-целое, вид-род, последовательность, противоположность.
  7. Занимайтесь изучением толковых словарей, придумывайте собственные толкования явлений.
  8. Для улучшения словесно-логического мышления психологи рекомендуют вести записи в дневнике . Конкретизировать свои мысли с их помощью. При прочтении какой-либо информации (статьи, книги) постарайтесь законспектировать все новые знания.
  9. Чтение философских трактатов и научных книг также усовершенствует логику, структурирует мысли.

Опять же, отметим, что только регулярные упражнения и постоянные тренировки в данном направлении дадут ожидаемый результат.

Все знают, что такое логическое мышление, но сформулировать эту концепцию не всегда просто. Мысленная активность - это увлекательное и многоплановое движение вперед. Логика необходима человеку, это своеобразный механизм для изучения, в первую очередь, себя и окружающего мира. Помощниками в этом нелегком труде выступают органы чувств, а также работа мысли.

Без логического мышления невозможно сформировать умственный процесс так, чтобы исходя из реального восприятия действительности получить истинные заключения. Логика по сути изучает и законы умственного развития и рассуждения, а также формирует их.

Виды логического мышления

Словесно-логическое

Словесно-логический вид мышления дает возможность правильно мыслить, уметь грамотно говорить, виртуозно владеть своим языком и речью. Он помогает при ведении дискуссий и даже споров.

Пожалуй, каждый человек хотя бы один раз в жизни попадал в ситуацию, когда не мог выразить те чувства и мысли, которые красиво выстраивались в голове. Выходит, что развитие работы мысли и слова - это не роскошь, а средство общения в информационном веке.

Абстрактно-логическое

Абстрактно-логическое мышление стоит выше чувственного опыта. Оно, опираясь лишь на рассудок, пытается определить сущность объективной реальности. Уровень впечатлений, воззрений и оценок серьезно не рассматривается. Другими словами - это кульминационная форма познания окружающего мира.

Образно-логическое

Образно-логическое мышление обусловливается воображением, которое помогает наиболее явно и толково восстановить параметры предмета или действия. Оно формируется в детстве, начиная с полутора года.

Важно! Приемы логического познания мира развивают логику, изобретательность и так далее. Упражнения, помогающие развить словесно-логического мышления дают возможность держать связь между речью и мышлением.

Таких мастер-классов великое множество, особенно в интернете.

Для тренировки памяти необходима:

  • обобщенность;
  • опосредованность.

Получается, что развитие логического мышления зависит от процесса суммированного и опосредованного (посредством умозаключений) отображения сущности. Суть мышления заключается во взаимодействии мыслительных процессов с представлениями во внутренней картине мира. Такие упражнения позволяют сооружать меняющийся образ мира.

Своеобразие познания заключается в следующем:

  • оно позволяет глубоко понять законы существующего мира;
  • вникает в меняющийся, динамичный мир;
  • угадывает будущее, строит планы;
  • опирается на знания, накопленные в течение жизни;
  • истекает из живого наблюдения, но не сливается с ним.

Различают три вида логического мышления:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие - это ничто иное, как особый механизм ума, мысли. Суждение - это базис на который основывается работа мысли, в свою очередь, либо объединяющая, либо нет предметы и явления. Суждения могут быть:

  • правильными;
  • ошибочными;
  • тотальными;
  • индивидуальными;
  • нехарактерными.

Важно! Умозаключение - вывод, обобщение, которое человек извлекает из предыдущих рассуждений.

Развиваем логику и мышление

Полагается также классифицировать способы познания по характерным чертам:

  • степени формирования;
  • направления задач;
  • по доскональности;
  • по нетривиальности;
  • по образу и ;

Важно! Степень развития зависит от образа, действия, логики и абстрактной логики. Умственный процесс наглядно проявляет себя как в теории, так и на практике. Доскональный (развернутый) процесс работы мысли зависит от степени дискурсивности (аналитичности) и интуитивности.

Аналитичность - это, в первую очередь, рассуждение, которое имеет четкую последовательность во времени. Интуитивность базируется на эмоциональных восприятиях, не имеет четких периодов, быстро проходит и так далее.

По степени непривычности и экзотичности различают два вида развития мысли:

  • репродуктивное:
  • творческое или продуктивное.

Репродуктивный или самовоспроизводящий образ мысли невозможно представить без образов и представлений, которые берутся из реальных источников. Творческая работа мысли базируется на изобретательном воображении.

По степени достижения мышление бывает:

  • наглядное;
  • вербальное.

Наглядное полагается на внешний вид и свои представления, а вербальное действует абстрактными схемами, конструкциями.

По своим действиям умственный процесс разделяется на:

  • критичный;
  • творческий.

Запомните! Критичный направлен на выявление недостатков во взглядах других людей. Творческая работа мысли открывает неизвестные знания. Это формирование собственных идей, а не осуждение чужих оценок и соображений.

Развитие логического мышления (упражнения для тренировки)

Каждый член общества мыслит по-своему, индивидуально, в этом проявляется его особенность, а также это зависит от:

  • плодотворности ума;
  • независимости;
  • размаха;
  • масштабности;
  • сговорчивости;
  • стремительности;
  • созидания;
  • критичности;
  • смекалистости.

И это еще не все критерии. Многие задают вопросы как развить логическое мышление. Для этого как нельзя лучше подходит начать самостоятельно мыслить. По сути совершенствование логики подвластно умению заметить, различить, поставить себе задачу и решить ее собственными силами.

Гибкость умственного познания заключается в способности принять новое решение, поменять заранее намеченный путь, если в этом есть необходимость. Инертность мыслительного процесса проявляется в склонности использовать штампы, привычные ходы действия. При инертном развитии ума, бывает трудно переключиться от одной системы действия к другой.

Стремительность, с какой совершенствуется логика, зависит от тех упражнений, которые необходимы для ее тренировки. Масштабность ума охватывает огромный круг проблем. А вот глубина умственного познания зависит от умения взглянуть в корень предметов, явлений, действий и так далее.

Для того чтобы выдерживать порядок в мыслях необходимо развивать последовательность мышления. Критичность - это особый вид мышления, который дает возможность реально и даже более чем дать оценку результата умственной деятельности. Критичность находит слабые и сильные стороны умственной деятельности, может обосновать истинность собственных суждений и так далее.

Устойчивость мышления базируется на уже известных законах и регулярности. Все эти качества формируются и меняются с течением жизни. Зная свои индивидуальные способности можно их корректировать и развивать.

Важно! Каждый, кто виртуозно применяет особые приемы для развития логики становится более внимательным, мыслит ясно и четко.

Для таких людей не трудно сконцентрировать внимание, усвоить суть материала. Они посвящают тренировке памяти много времени, им легче добиться собственной цели, работать. Вывод следующий: развиваем логику - живем полноценно и творчески.

Позднее, при династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае, поскольку тогда философия легизма жестоко подавляла все остальные философские школы. Вновь логика в Китае появилась только с проникновением туда индийской логики буддистов и далее сильно отстала от развития европейской и ближневосточной логики.

Индийская логика

Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школиндийской философии - ньяя и вайшешика - занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.

Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы ): , умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.

Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основательмадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.

У Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.

Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, он и опирался на работы своих предшественников X века.

Европейская и ближневосточная логика

В истории европейской логики можно выделить этапы: аристотелевский, или традиционный - период доминирования формальной логики - продолжался сотни лет, в течение которых логика развивалась очень медленно; схоластический этап развития, пик которого приходится на XIV век; нововременной этап.

Логика античности

Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, иПлатон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».

После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

Логика в Средневековье

По мере приближения к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870-950 гг.). Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёныхУильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.

Логика в эпоху Возрождения и в Новое время

Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.

Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднееДжоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть Индукции(Обобщения) в том, что знания нужно возводить в принципы. Также необходимо искать причину своих ошибок.

В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.

Современная логика

В конце XIX - начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.

Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX векематематическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.

В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.

В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.

В 80-ые годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения и разработка учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.

Основные понятия науки логики

Традиционная логика

Дедуктивное и индуктивное рассуждение в традиционной логике

  • Индукция
  • Дедукция

Силлогистика

  • Силлогизм
  • Силлогистические теории

Классическая математическая логика

Аппарат математической логики

Математическая логика (теоретическая логика, символическая логика) - раздел математики, изучающий доказательства и вопросы оснований математики. «Предмет современной математической логики разнообразен. » Согласно определению П. С. Порецкого, «математическая логика есть логика по предмету, математика по методу ». Согласно определению Н. И. Кондакова, «математическая логика - вторая, после традиционной логики, ступень в развитии формальной логики, применяющая математические методы и специальный аппарат символов и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков) .» Это определение соответствует определению С. К. Клини: математическая логика - это «логика, развиваемая с помощью математических методов ».Также А. А. Марков определяет современную логику «точной наукой, применяющей математические методы ». Все эти определения не противоречат, а дополняют друг друга.

Применение в логике математических методов становится возможным тогда, когда суждения формулируются на некотором точном языке. Такие точные языки имеют две стороны: синтаксис и семантику. Синтаксисом называется совокупность правил построения объектов языка (обычно называемых формулами). Семантикой называется совокупность соглашений, описывающих наше понимание формул (или некоторых из них) и позволяющих считать одни формулы верными, а другие - нет.

Важную роль в математической логике играют понятия дедуктивной теории и исчисления. Исчислением называется совокупность правил вывода, позволяющих считать некоторые формулы выводимыми. Правила вывода подразделяются на два класса. Одни из них непосредственно квалифицируют некоторые формулы как выводимые. Такие правила вывода принято называть аксиомами. Другие же позволяют считать выводимыми формулы A , синтаксически связанные некоторым заранее определённым способом с конечными наборами выводимых формул. Широко применяемым правилом второго типа является правило modus ponens: если выводимы формулы A и , то выводима и формула B .

Отношение исчислений к семантике выражается понятиями семантической пригодности и семантической полноты исчисления. Исчисление И называется семантически пригодным для языка Я, если любая выводимая в И формула языка Я является верной. Аналогично, исчисление И называется семантически полным в языке Я, если любая верная формула языка Я выводима в И.

Математическая логика изучает логические связи и отношения лежащие в основе логического (дедуктивного) вывода с использованием языка математики.

Многие из рассматриваемых в математической логике языков обладают семантически полными и семантически пригодными исчислениями. В частности, известен результат К. Гёделя о том, что так называемое классическое исчисление предикатов является семантически полным и семантически пригодным для языка классической логики предикатов первого порядка. С другой стороны, имеется немало языков, для которых построение семантически полного и семантически пригодного исчисления невозможно. В этой области классическим результатом является теорема Гёделя о неполноте, утверждающая невозможность семантически полного и семантически пригодного исчисления для языка формальной арифметики.

Стоит отметить, что на практике множество элементарных логических операций является обязательной частью набора инструкций всех современных микропроцессоров и соответственно входит в языки программирования. Это является одним из важнейших практических приложений методов математической логики, изучаемых в современных учебниках информатики.

Пропозициональная логика

  • (Пропозициональная логика)

Логика предикатов

  • Логика кванторов
  • Логика первого порядка
  • Логика второго порядка

Исчисления и логические методы

  • Разрешимость,
  • Семантическое древо
  • Таблицы Бета
  • Аксиоматика
  • Натуральный вывод
  • Секвенция (логика)

Логическая семантика

  • Алгебраические семантики
  • Теоретико-множественные семантики
  • Реляционные семантики возможных миров
  • Проблема содержательности семантик логических систем
  • Категорная семантика
  • Теория семантических категорий

Законы логики

  • Закон тождества
  • Закон исключённого третьего
  • Закон противоречия
  • Закон достаточного основания
  • Законы де Моргана
  • Законы дедуктивных умозаключений
  • Закон Клавия
  • Законы деления

Теория моделей

Раздел математической логики, который занимается изучением связи между формальными языками и их интерпретациями, или моделями. Название теория моделей было впервые предложено Тарским в 1954 году. Основное развитие теория моделей получила в работахТарского, Мальцева и Робинсона.

Теория доказательств

Это раздел математической логики, представляющий доказательства в виде формальных математических объектов, осуществляя их анализ с помощью математических методов. Доказательства обычно представляются в виде индуктивно определённых структур данных, таких как списки и деревья, созданных в соответствии с аксиомами и правилами вывода формальных систем. Таким образом, теория доказательств является синтаксической , в отличие от семантической теории моделей. Вместе с теорией моделей, аксиоматической теорией множеств и теорией вычислений, теория доказательств является одним из так называемых «четырёх столпов» основ математики.

Теории логического вывода

  • Теории логического вывода (теория логического вывода)
  • Теории следования (теория следования)
  • Теории импликаций (теория импликаций)
  • Материальная импликация

Неклассические логики

Логики с неклассическим пониманием следования

  • Релевантная логика
  • Паранепротиворечивая логика
  • Немонотонные логики
    • Динамическая логика

Логики, отменяющие закон исключённого третьего

  • Интуиционистская логика
  • Конструктивная логика
  • Логика квантовой механики (Квантовая логика)

Логики, меняющие таблицы истинности

  • Многозначная логика
  • Двузначная логика
  • Трёхзначная логика

Логики, расширяющие состав высказывания

  • Логика вопросов
  • Логика оценок
  • Логика норм

Модальная логика

  • Модальность
  • Алетические модальности (алетическая модальность, алетическая модальная логика, алетические модальные логики)
  • Деонтические модальности (деонтическая модальность, деонтическая модальная логика, деонтические модальные логики)
  • Эпистемологические модальности (эпистемологическая модальность, эпистемологическая модальная логика, эпистемологические модальные логики)
  • Временные модальности (временная модальность, временные модальные логики, временная модальная логика)
  • Строгая импликация
  • Материальная импликация

Недедуктивные логические теории

  • Индуктивная логика
  • Вероятностная логика
  • Логика решений
  • Логика нечётких понятий (логика нечётких множеств, нечёткая логика)
  • Аналогия (умозаключение по аналогии).

Другие неклассические логики

  • Категориальная логика
  • Комбинаторная логика - это логика, которая заменяет переменные функциями с целью прояснить такие интуитивные операции с переменными, как подстановка. Построенная на базе комбинаторной логики система арифметики содержит все частично рекурсивные функции и избегает гёделевской неполноты.
  • Кондициональная логика (условная логика). Её предмет - истинность условных предложений (в частности, сослагательного наклонения). Логика контрафактических утверждений.

Приложения логики

Прикладные проблемы логики и логической семантики

  • Приложения логики в философии
  • Приложения логики в теологии
  • Приложения логики в правовых науках
  • Приложения логики в других дисциплинах

Приложения логики в анализе познавательных процедур

Логический анализ форм и приёмов познания

  • Формы мышления
  • Определение
  • Классификация
  • Абстракция
  • Идеализация
  • Аксиоматизация
  • Формализация
  • Логические проблемы аргументации
  • Логика доказательств

Приложения логики в методологии науки

  • Методология науки
  • Логика науки
  • Логика и эмпиризм

Приложения логики в философии

  • Приложения логики в философии
  • Приложения логики в онтологии
  • Приложения логики в эпистемологии
  • Приложения логики в этике
  • Логические проблемы аргументации (теория аргументации)
  • Аналитическая философия

Приложения логики в психологии

  • Когнитивная наука
  • Когнитивная психология
  • Логика открытий

Поскольку логика устанавливает законы и схемы мышления, существует проблема соотнесения логики с , которое опирается наинтуицию. Творчество без ограничений является идеализацией: оно ограничено психологическими закономерностями восприятия или, например, законами композиции в изобразительном искусстве. Творчество предполагает не только способность выдвинуть интересную идею, но и умение убедительно обосновать её и претворить в жизнь по определённым правилам, следовательно, должно следовать каким-то правилам мышления.

Приложения логики в лингвистике

  • Логический анализ языка
  • Аналитическая философия

Приложения логики в компьютерных науках

  • Динамические логики (динамическая логика)
  • Логики программ (логика программ)
  • Логика экспертных систем (логики экспертных систем)
  • Логика в информатике
  • Доказательное программирование
  • Автоматическое доказательство теорем
  • Логическое программирование