Игры с водой в доу. Летние развлечения с водой для детей

Жаль только, что мы, взрослые, уже забыли чувство радости и наслаждения от игр с водой, шлепания по теплым лужам босиком, громкие вопли при обливании друг друга, восторг от прыжков под «грибным» дождиком и другие приятные впечатления от встречи с водной стихией.

Наши «ворчалки-бурчалки» по поводу мокрых рукавов, платьев, маек надолго портят настроение малышей. Но ведь одежда высыхает быстрее, чем исчезает грусть и обида из детских глазок. Только совсем лишенные чувства юмора воспитатели и родители заставляют своих «утят» сидеть на «сухом» пайке.

Не отнимайте у детей возможность наслаждаться играми с водой, которые они любят в любом виде. Установите правила:
— нельзя играть там, где мокрый скользкий пол;
лучшие игры с водой на улице в теплую погоду;
— в любое время дня вода нужна детям не только для игр;
— ребенок должен иметь возможность пить воду всегда, когда ему хочется;
— на летней прогулке нужно иметь поднос с индивидуальными стаканчиками, покрытыми красивой салфеткой, яркий кувшин или чайник с водой.

В жаркие летние дни организуйте с детьми игры с водой, или, как назвала их одна маленькая девочка, «мокрые игры».

В самых укромных уголках площадки, под тенистыми деревьями, удобно разместить столы, скамейки, оборудование для игр с водой: небольшие надувные бассейны, ванночки, тазики, лейки и пластмассовые баночки разной формы, плавающие и легко моющиеся игрушки, водные пистолеты, бутылочки-обливалочки и другие забавные, милые детскому сердцу предметы. Приобрести все это «богатство» помогут мамы и бабушки, а выносить их на прогулку удобно в ярких, легких пластмассовых корзинках или тазиках.

Примерные темы занятий по рисованию, конструированию из бумаги, проводящиеся до развлечения.

Радужные рыбки

Рисование с детьми 3-4 лет.

Ложкой положить краску 4-5 цветов на газету.

Приложить ладонь к краске, потом к бумаге (вертикально).

Повернуть листочек (ладошка оказалась в горизонтальном положении).

Нарисовать глазки и яркие пятнышки.

Рыбки-подвески

Конструирование из бумаги с детьми 5-6 лет.

  • Нарисовать на блестящей бумаге тело рыбки.
  • Вырезать и приклеить глаз.
  • Нарезать полоски из цветной бумаги, приклеить.
  • Наклеить на рыбку бумагу разной формы. Все лишнее обрезать.
  • Вырезать бумажные зубчики для плавника, наклеить на спинку рыбке.
  • Нарезать полоски из гофрированной бумаги для хвостика. Приклеить.
  • Липкой лентой приклеить ниточку, на которой будет висеть рыбка.

Подводный мир

Коллективная игра.

  • Нарисовать рыбку с узорами.
  • Вырезать, наклеить на общий лист.
  • Сделать много рыбок разной формы и узоров.
  • Нарисовать вокруг них волны, раковины, водоросли.

Как приятно почувствовать запах лета под струйками воды, обсыхая под лучами солнышка!

Ой-ей! Ой-ей-ей-ей!

Кто тут мокренький такой?

Кто тут голенький,

Да веселенький?

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Мокрые игры (игры с водой на улице)

1. Из пустого в порожнее.

Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют потешки о водичке.

2. Тонет-не тонет.

Дети рассматривают группу игрушек. В игре «отгадалки» называют, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Раскладывают их в два ведерка разного цвета. Игра «Проверялка»: опускать игрушки в воду. Угадали - молодцы, а ошиблись - не беда: еще раз разложите игрушки в ведерки.

3. Тонущий кораблик.

Оборудование: большой таз, пластмассовые мыльницы или мисочки, лейки.

В большой таз, наполовину наполненный водой, дети опускают мыльницу или мисочку. Затем один ребенок наливает в нее из лейки немного воды, другие дети по очереди подливают туда воду так, чтобы кораблик не утонул. Все с интересом наблюдают, сколько времени удастся продержаться кораблику на воде.

4. Поиск сокровищ под водой.

Оборудование: большой прозрачный сосуд, мелкие предметы, игрушки, платочек.

Наполнить сосуд водой, положить туда тонущие предметы. Дети должны их увидеть, пощупать. Завязать глаза одному ребенку, который опускает руку в воду. Нащупав игрушку, называет ее. Эти же действия выполняют остальные дети.

5. Веселые пузырьки (водный оркестр).

Дети получают пластмассовые баночки с водой, пластмассовые соломинки. По сигналу начинают дуть в соломинки, опущенные в воду. Шум пузырьков можно сопровождать игрой воспитателя на металлофоне.

6. Водный ловишка.

Дети с зонтиками стоят в углу, в середине - воспитатель-дождик.

Дети. Где ты, дождик, побывал?

Что ты, дождик, поливал?

Дождик.

Побывал в саду,

Поливал ягоду.

Дети.

А какую ягоду

Ты полил в саду?

И клубнику, и малину,

И смородину!

Дети.

А крыжовник ты полил?

Дождик.

Не полил, забыл!

Дети.

Ой, вернись назад,

Да полей весь сад!

Дождик.

Раз, два, три, убегай,

Да под дождь не попадай.

Дети убегают, ловишка догоняет, стараясь облить каждого из бутылочки-обливалочки. Затем все вместе сохнут на солнышке.

Игры водяного

Летние развлечения для детей 4-5 лет.

Оборудование:

  • надувной бассейн или большой таз для Водяного;
  • костюм Водяного (дайте волю своему воображению), шапочки лягушек, рыбок для детей;
  • для оформления площадки - воздушные шары, детские работы с изображением подводного мира;
  • купальные шапочки;
  • яркие пластмассовые баночки, бутылочки, лейки и другие емкости, шланг для воды;
  • махровые полотенца;
  • цветные губки, мыльные пузыри;
  • для фокусов - пластмассовые чашки, салфетки;
  • «Мокрые угощения»: минеральная вода, соки, соломинки.

З.Котляр

«Познание»:
- ознакомление детей со свойствами воды (прозрачная, чистая, течет, льется, капает);
- развитие тактильных ощущений детей (сухое - мокрое, легкое - тяжелое);
- развитие познавательно-исследовательской деятельности (Почему мы видим свои ручки под водой? Сначала губка была легкой, а потом стала тяжелой, почему?).

«Социализация»:
- поддержание интереса к совместным играм; формирование умения играть вместе с другими детьми.

«Коммуникация»:
- обогащение и активизация словарного запаса детей (плывет, цветная, прозрачная, кораблик, отжимаю);
- развитие свободного общения детей и взрослых;
- формирование связной речи (помогать детям отвечать на вопросы).

«Здоровье»:
- закаливание организма ребенка через игры с водой.

«Чтение художественной литературы»
- формирование восприимчивости к чтению художественных произведений.

«Труд»:
- привлечение детей к выполнению простейших трудовых действий (предложить убрать после игры раздаточный материал на место).

«Безопасность»:
- знакомство детей с элементарными правилами обращения с водой (нельзя пить грязную воду).

Что нужно приготовить для игр с водой

Пластиковые стаканчики, поролоновые губки, пластиковые крышки, кисточки с краской, стаканчики с чистой и грязной водой, фартук, полотенце, куклу. И, конечно, воду.

Игры с водой в детском саду (3-4 года)

Вступление

Воспитатель и дети входят и здороваются с куклой, которая их встречает. Рассматривают куклу. Говорит, что кукла Юля приглашает всех поиграть с водичкой. Подводит к столу, на котором стоят два стакана с чистой и грязной водой (берет стакан с чистой водой).

В-ль: Посмотрите, какая вода в этом стаканчике, грязная или чистая? Правильно, чистая, прозрачная. Из чистой водички что можно приготовить? (ответы детей: суп, компот, чай и др.)

В-ль (берет стакан с грязной водой): А в этом стакане какая вода, чистая или грязная? Конечно, грязная. Где мы встречали такую грязную водичку? (на улице в луже)

В-ль: Ребята, Юля, скажите, какую воду можно пить, грязную или чистую? (чистую) Почему нельзя пить грязную воду? (ответы детей: там микробы, живот заболит, можно в козленочка превратиться и др.)

В-ль: А вы знаете, какую песенку поёт водичка? Послушайте и вместе с водичкой спойте её (берет кувшин и наливает воду в пластиковые прозрачные стаканчики по количеству детей). Ш-ш-ш, поет водичка (дети подражают).

Игра «Окрашивание воды»

В-ль: А ещё чистую, прозрачную водичку можно покрасить в разные цвета (берёт кисточку с краской на ворсе и окунает её в стаканчик с водой, размешивает).

Посмотрите, что стало с водичкой? (окрасилась, стала цветной) А вы хотите раскрасить свою водичку в стакане? (дети берут каждый по стакану с водой и кисточке, размешивают краску) Алиса, у тебя водичка стала какого цвета? Юле понравилось так играть, красивая у вас получилась водичка! (предлагает детям собрать свои кисти и стаканы на поднос)

Игра «Потрогаем водичку»

Воспитатель предлагает детям опустить руки в тазик. В-ль: Какая водичка, холодная или теплая? (ответы детей) Ребята, а вы видите свои ручки через водичку? Почему мы их видим! Правильно, потому что водичка прозрачная, чистая.

Игра «Кораблики»

В-ль: Ребята, давайте превратим наш таз с водой в море, по которому будут плавать кораблики! Посмотрите, что принесла нам Юля. (показывает поднос с пластиковыми крышками) Эти крышки на что похожи? (ответы детей: на кораблики). Я возьму один кораблик и осторожно опущу его на водичку, в море (воспитатель берёт одну крышку и показывает действия с ней). А теперь я подую на него, как ветер. Что делает мой кораблик? (плавает по воде)

Воспитатель предлагает детям взять себе по кораблику и опустить их в тазик с водой.

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви кораблик мой,
А потом вернись домой!
(Р. Бикметова)

Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!
(Е. Арс)

(после игры дети достают свои кораблики, убирают их на поднос)

Игра «Наберем губкой воду»

В-ль: Ребята, посмотрите, что нам ещё принесла Юля! (показывает поднос с поролоновыми губками) Вы знаете, что это? (ответы детей) Губки одного цвета или разного? (разного) Давайте потрогаем губку, какая она на ощупь? Правильно, губка мягкая, она мнется. Губка тяжелая или легкая? (легкая) А зачем нужна губка? Что ею можно делать? (ответы детей)

В-ль: А ещё губки умеют плавать. Давайте опустим их на воду и посмотрим, что с ними будет. Да, они плавают, как кораблики! А теперь снова возьмем губку в ручки, что вы чувствуете? Какая губка стала, лёгкая или тяжёлая? (тяжелая) Давайте сильно сожмем губку, что у нас получилось? Да, полилась водичка, как будто сильный дождь пошел! (после игры дети убирают губки на поднос, вытирают руки)

Заключение

В-ль: Ребята, Юля вас спрашивает, понравилось ли вам играть с водичкой? (ответы детей) Давайте пригласим Юлю к нам в группу, споем ей песенку про дождик и тучку и напоим вкусным чаем с пряниками.

Картотека игр с водой для воспитателей

Игра «Цветная вода»

Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения

Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.

Вариант 1.

Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.

Вариант 2.

Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры — организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: «Давай откроем кран. А где наша бугылка? Вот она, нальем в нее водичку — ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль -течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо» и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.

Игра «Смешиваем краски»

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего -фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.

Экспериментируйте вместе с ребенком!

Игра «Кукольный обед»

Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: стаканчики, куклы, игрушки.

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а коричневая — в кофе…

Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете — посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

Игра «Переливание воды»

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

Игра «Открывай — закрывай»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: пластиковая бутылка, водопроводный кран.

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: «Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!» Вот, открыла — снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

Игра «Фонтан»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился — ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

Игра «Бассейн»

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать — вот так. Поплыли!»

Игра «Озеро»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро — много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. «Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.

Игра «Море»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики: «Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик — давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше» и т.д.

Игра «Купание кукол»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички — попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.

Игра «Мытье посуды»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Вымойте посуду после кукольного «обеда», используя губку и средство для мытья посуды: «Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую — тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!»

Игра «Мыльные пузыри»

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются — это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.

Игра «Плыви, кораблик! »

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

Игра «Бульки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует. Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

Игра «Пенный замок»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке.

Игра «Праздник на воде»

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей — в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

Игра «Льдинки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Заранее приготовить лед. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла — стала холодная и твердая». Погрейте кусок льда в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду».

Игра «Тает льдинка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «чай быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает: «Ах, какой холодненький сок!»

Игра «Разноцветный лед»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.

Игра «Веселые кораблики»

дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы- лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

Игра «Нырки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды.

Игра «Ловкие пальчики»

Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

Игра «Бульбочки»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

Игра «Тонет — не тонет»

Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.

Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

Игра «Морские сокровища»

Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

Игра «Веселые зверушки»

Цель: развитие зрительной координации, знакомство со свойствами воды.

игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.

Игра «Достань ракушку»(«Достань камешек»)

Цель: развитие внимания, координация движений.

На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь малышу.

Игра «Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство детей со свойствами различных материалов.

Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?- Они растаяли, превратились в воду».

Игра «Тёплый – холодный»

Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».

Воспитатель наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки — в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Воспитатель предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

Игра «Капитаны»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Воспитатель наполняет емкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега к другому. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет.

«Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» — взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П — П — П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П». Предлагает подуть так же и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно.

Во время игр педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игры с песком и водой должны

Игра «Переливание воды из кружки в кружку или через воронку»

Цель: дать представление о свойствах воды- «льется», О «мокром», о «сухом».

Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу». (называет кто кому нальет).

Игра «Мокрое — сухое»

Цель: закрепить понятие о «мокром» и «сухом». Закрепить название одежды.

Группа детей стоит около таза с водой.

«Сегодня я хочу постирать кукольное белье»_ говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму.В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим. Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды).

Игра «Горячо-холодно»

Цель: дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.

Была одна уточка, а теперь сколько?

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и отереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра «Чистюли»

Цель: привитие элементарных трудовых навыков.Дать понятие о «грязном» и «чистом».

Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.

В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.

Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Игра «Попади в цель»

Цель: научить подбрасывать вверх мяч и ловить.

Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».

Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие мелкой моторики.

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Литература.

  1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с.
  2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1.
  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. — СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
  4. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. — СПб.: КАРО, 2006.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — Спб.:«ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2010 — 64с., ил.
  6. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.

Подготовила Шадрунова Светлана Дмитриевна воспитатель МБДОУ № 54 «Искорка» г. Набережные Челны

Изучаем свойства воды

Всех детей очень привлекают игры с водой.
Если ваш малыш раскапризничался, то попробуйте отвлечь его, посадив в ванну, полную воды, и дав пустые баночки и бутылочки из-под шампуня, пластиковые стаканчики, губки и маленькие махровые полотенца. Очень скоро настроение ребёнка изменится - он будет занят интересной игрой.
Малыш начнёт переливать воду, наблюдать, как
тонут наполненные водой ёмкости и всплывают со дна пустые.
Летом, в тёплый солнечный день, можно организовать игры с водой на свежем воздухе,

налив её в тазик или надувной бассейн. Если вы вместе с ребёнком проводите время на берегу водоёма, то игры станут ещё более разнообразными и увлекательными. В ходе опытов и игр у юного экспериментатора наверняка появится масса вопросов, на которые вам непременно придётся отвечать.
Итак, ребёнок начинает знакомиться со свойствами воды. Для этого снабдите его всем
Приготовьте лейку, воронку, прозрачные ёмкости разной формы и величины, мерный стаканчик. В первую очередь обратите внимание ребёнка на то, что вода прозрачна. Дайте ребёнку небольшую игрушку или камешек и попросите спрятать в кулачок. Затем спросите: «Где же игрушка? Нет её не видно. А теперь давай спрячем игрушку в воду, положи её в таз». Выполнив задание, ребёнок убеждается, что игрушку лежащую на дне, видно. Объясните ребёнку, что вода прозрачная, поэтому в ней всё видно. Если у вас есть аквариум, рассмотрите вместе с ребёнком камешки, рыбок и растения в нём. Спросите у ребёнка, почему они так хорошо видны.
Продемонстрируйте ребёнку ещё одно свойство воды: вода не имеет вкуса. Для доказательства налейте в три чашки кипячёную
воду: в одну чашку положите чайную ложку саха-
ра, в другую - соли, а третью оставьте нетро-
нутой. Предложите ребёнку попробовать воду из всех чашек на вкус.
Убедиться в том, что вода не имеет запаха, можно понюхав разные жидкости, например, шампунь, фруктовый сок, водный раствор вале-
рианы и сравнив их запах с «запахом» чистой воды.
Покажите ребёнку, что вода льётся и прини-
мает форму того сосуда, в который налита. Для игры дайте юному исследователю лейку, наполненную водой, и несколько прозрачных баночек разной формы. Наливая в них воду, ребёнок сам убедится в свойстве воды заполнять собою сосуды любой формы.
Предложите ребёнку проверить поговорку «Водичка дырочку найдёт». Предложите для опыта пластиковую бутылку, в нижней части которой проделано несколько отверстий разной величины. Причём чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся из бутылки.
Для измерения объёма бутылок разной формы предложите ребёнку мерный стаканчик и воронку. Вставив воронку в горлышко бутылки, покажите ребёнку, как надо аккуратно вливать в неё воду из мерного стаканчика. Не забывайте при этом вслух считать количество стаканчиков, которые вливаются в
измеряемую ёмкость. Проделав то же самое с бутылкой другой формы, ребёнок узнает, в которую из них входит большее количество воды, и вместе с вами сможет сделать вывод о том, какая из двух бутылок больше.
Можно провести вместе с ребёнком и ещё
один интересный эксперимент, погружая в воду
предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребёнка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.
Следующий опыт докажет, что воздух легче воды и поэтому всегда стремится вырваться из воды наружу. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку и осторожно, горлышком
вниз опустите её в воду. Затем нагните бутылку под водой так, чтобы из неё кверху побежали пузырьки воздуха. Наверняка ребёнок захочет сам повторить этот опыт.
Познакомьте ребёнка со свойством воды - растворителя. Для этого дайте ребёнку несколько прозрачных стаканчиков с водой и краску, акварель или гуашь. Ему будет интересно получать разные оттенки одного и того же цвета, добавляя в один стаканчик больше краски, а в другой - меньше. Можно создать и три оттенка, добавив в воду только чуть-чуть краски. А если очень постараться, оттенков станет ещё больше. Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешения цветов. Сочетание
красной и жёлтой краски даёт оранжевую воду,
жёлтой и синей - зелёную, синей и красной - фиолетовую.
Когда юный художник закончит свои опыты по окрашиванию воды, поставьте её в морозильник. А на следующий день покажите ребёнку цветные льдинки, вместе понаблюдайте, как они будут таять. Таким образом ребёнок узнает ещё об одном свойстве воды - её способности на морозе превращаться в лёд.
Для того, чтобы продемонстрировать ребёнку способность воды превращаться в пар
(испаряться), понаблюдайте вместе с ребёнком
за кипящей водой. А затем проведите опыт: накройте ёмкость с вскипячённой водой и посмотрите, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и подает вниз.
Налейте в блюдце немного воды и оставьте его на несколько дней. В конце концов вода испарится и блюдце станет пустым.
На прогулке вместе с ребёнком понаблюдайте
за лужей.В воде отражаются окружающие предме-
ты, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной вели-
чины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мелкие - одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Глубину лужи
можно измерить палочкой или лопаткой.
Продемонстрируйте ребёнку животворное свойство воды. Для этого поставьте в воду ветки кустарника или дерева, через некоторое время на них появятся листочки. Если на улице лето или осень, то можно поставить в воду цветок, а другой такой же оставить без воды - пусть ребёнок сам понаблюдает, какой из них завянет раньше.
Вот сколько интересных наблюдений можно сделать, изучая свойства самой обыкновенной воды.

Полезные и забавные
игры с водой

В этой главе описываются игры, в которые
можно играть и дома, и на улице в жаркую погоду. Главное, что их объединяет, - это то, что, играя в них, ребёнок получает новые знания и полезные навыки. Некоторые из этих игр могут быть проведены как весёлые конкурсы или соревнования. А участвовать в этих соревнованиях могут не только дети, но и их родители.
Купание игрушек
Предложите ребёнку самому искупать свои иг-
рушки в тазу с тёплой водой. Дайте ему для этого всё необходимое: таз, мыло, щётку, губку
и полотенце. Если в воду добавить пеномоющее средство, то это занятие для ре-
бёнка станет более привлекательным.

Стираем - маме помогаем.
Когда вы соберётесь стирать, привлеките к этому полезному делу и своего ребёнка, обеспечив его для этого всем необходимым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться. Можете попутно загадать маленькому помощнику загадки или прочитать стихотворения.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, мыть,стирать не ленится.
(мыло)

Постираем мы сейчас, нужно мыло, нужен …
(таз)

Я один у мамы сын, нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь постирать платочки.
Мыло пенится в корыте, я стираю-посмотрите.
Вот старательные дочки постирали все платочки.
А потом погладят сами - помогать умеют маме.

Рыбалка

Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить её самим, вырезав рыбок из тонкого пластика и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетрудно, нужен лишь магнит.
Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребёнок

ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните ребёнку, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной удочки можно снять скрепку и продемонстрировать ребёнку, что рыбка перестала «ловиться».

Уровень
(игра для детей старшего дошкольного возраста)
Расскажите ребёнку, что строители в своей работе пользуются одним самым простым и удобным прибором, который называется уровень. С его помощью рабочие определяют, ровно ли сделан в доме пол, нет ли наклона в какую либо сторону. Прибор этот можно изготовить самим. Для этого понадобится
прозрачная трубка диаметром от 1,5 до 4 см и длиной 10-18 см, запаянная или крепко закупоренная пробкой с одного конца. В неё необходимо набрать воду почти до самого края, а затем надёжно заткнуть пробкой. Важно, чтобы у поверхности остался один
пузырёк воздуха. Когда вы положите «уровень» на горизонтальную поверхность, пузырёк воздуха начнёт двигаться, а затем остановится ровно посередине трубки. Если поверхность наклонная, то пузырёк убежит от центра к краю. Попросите ребёнка проверить, ровно ли у вас доме стоит стол, нет ли, пусть даже небольшого, наклона у пола или подоконника.

Тонущий корабль

На поверхность воды в таз или ванну положите мыльницу, миску или небьющуюся
тарелку. Затем покажите ребёнку, как из лейки или другой посуды с носиком тонкой струйкой лить в неё воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей ёмкости достигнет критического и она начнёт крениться и тонуть. Предложите юному испытателю самому провести этот опыт.
Можно организовать эту игру для 2 детей, внеся в неё соревновательный момент. Пусть
дети льют воду в одинаковые ёмкости очень тонкими струйками так, чтобы «корабли» дольше оставались на поверхности. Выигрывает
в этом соревновании тот, у кого корабль затонет последним. Спросите у ребёнка, почему корабль сначала плавал, а потом затонул.

Дальнее плавание

Сделайте вместе с ребёнком бумажный кораблик (как это сделать показано на рисунке), а затем спустите его на воду в таз или ванну. Покажите ребёнку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Посоревнуйтесь с ребёнком в том, чей кораблик уплывёт дальше. Спросите у ребёнка, от чего, по его мнению, зависит дальность пути кораблика.

Игры с водой в жаркий летний день

В эти весёлые игры можно играть, отдыхая в жаркий солнечный день на даче или загорая на пляже, когда нестрашно оказаться мокрым с ног до головы, а наоборот, приятно побрызгать друг на друга водой.

Меткий стрелок
Для этого соревнования на стол или скамейку нужно поставить бутылки по количеству игроков. На горлышко каждой бутылки положите лёгкий пластмассовый шарик (для игры в настольный теннис). Каждому ребёнку изготовьте по брызгалке. Её можно сделать из любой пластиковой бутылки, проткнув в крышке отверстие диаметром в 3-5 мм. Брызгалки заполняются водой. Теперь всё готово для состязания в меткости.
Участники игры становятся на определённое расстояние (отмеченное чертой) и с помощью водяной струи из брызгалки пытаются сбить шарики с бутылки. Побеждает тот, кому первому это удалось.

Мокрый бой
Двое или больше детей, вооружившись брызгал-
ками, пытаются облить друг друга водой. Участники игры поочерёдно то уворачиваются
от струи, то, наоборот, идут в атаку на противника, стараясь обрызгать его водой. Перемирие наступает лишь тогда, когда в брыз-
галках заканчивается вода. Победителем в этой игре считается тот, кому удалось больше намочить соперника.

Пятнашки с брызгалками
Игра напоминает традиционные пятнашки, отличаясь от них лишь тем, что водящий не пятнает игроков рукой, а пытается обрызгать их струёй воды. Тот, кого ему удалось облить водой, становится водящим и получает брызгалку. А водящий превращается в игрока.

Перечерпай воду
Для этой игры двум игрокам дать одинаковые тазики или ведёрки с водой и кружки одного объёма. Игроки соревнуются в том, кто быстрее сумеет вычерпать воду из ведра с помощью кружки, перелить её в тазик и при этом не разлить воду.

Водоносы
Каждому игроку дают наполненный до краёв стакан с водой. Дети по сигналу ведущего бегут
к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

Елена Погонышева
Картотека игр с водой (младший дошкольный возраст)

Картотека игр с водой .

Младший дошкольный возраст .

«Я и река»

Необходимый инвентарь : бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной водой .

На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.

Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой . Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.

Затем с помощью салфетки – фильтра очистите воду в стакане с речной водой . Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?

Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.

Очищенную воду можно «вернуть реке» . В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.

Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов . Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться

«Луковая грядка»

Необходимый инвентарь : стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.

Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.

В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

«Поливаем цветы»

Необходимый инвентарь : детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой . Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой . Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

«Капли»

Необходимый инвентарь : контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой , пипетка, губка или салфетка.

С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.

Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

«Выжми мочалку»

Необходимый инвентарь : две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой . Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

«Кораблики»

Необходимый инвентарь : тазик, бумага.

Нелейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

«Налил – вылил»

Необходимый инвентарь : ёмкость с водой , 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой , покажите как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

«Шарики в воде»

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь : две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые шарики не тонут в воде.

Тонет – не тонет»

Необходимый материал : тазик с водой , несколько предметов из разных материалов : пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т. д.

В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»

1. Тонет сразу

2. Тонет после намокания

3. Не тонет.

«Волшебное свойство воды»

Необходимый инвентарь : резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой , бутылка, губка.

Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

«Разлить поровну»

Необходимый инвентарь : три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой , салфетка.

Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

«Свойства солёной воды»

Необходимый инвентарь : два стакана с водой , два яйца, поваренная соль (4ст. ложки., ложка.

Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.

Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.