Как называется звон когда бьют множество колоколов. Православный колокольный звон

Искусство колокольного звона

4. Виды колокольного звона

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.

1. Благовест

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары. Благовест в свою очередь делится на два вида: 1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и 2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста. Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол. Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех. [ 5 с. 74]

2. Собственно звон

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на: 1. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема. Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола. 2. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема. 3. Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз. 4. Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

3. Употребление звона и его значение

1. Перед началом Всенощного Бдения - благовест, который заканчивается трезвоном. 2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения - утрени и выражает собою радость Рождества Христова - воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". В народе двузвон на всенощной называется "вторым звоном" (второй звон после начала всенощной). 3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: "Воскресение Христово Видевше"...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется "звоном к Евангелию". В народе трезвон на Всенощной ("звон к Евангелию") называется "третьим звоном". 4. В начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии). 5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон. 6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.

Информационно-семиотическое понимание культуры

Обычно выделяют пять основных видов знаков и знаковых систем: - естественные; - функциональные; - иконические; - конвенциональные; - вербальные (естественные языки); - знаковые системы записи...

Искусство колокольного звона

Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё египтяне, евреи, римляне. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии...

Искусство колокольного звона

духовная музыка колокольный звон Почему энергетика церкви и вибрации колокольного звона целительны? Колокольный звон излучает ультразвуковую радиацию и тем самым очищает биосферу, его звук целителен для живой клетки...

История фотографии

Культура потребления чая

Выделяют шесть традиционных разновидностей чайной церемонии: · Ночная "Ночная" церемония проводится обычно при луне. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии...

Культурные сценарии деятельности

М. С. Каган выделяет такие его виды и разновидности: 1) общение человека с реальным партнером. Его разновидностями являются: - Практическое общение -- в процессе совместной практической деятельности...

Лозоплетение и ажурная резьба по дереву

Ива пурпурная, или желтолозник. Одиночный ветвистый куст высотой до 3 м. Кора у ветвей желтолозника с внутренней стороны лимонно - желтая, однолетние побеги пурпурные и блестящие, почки мелкие, глубоко сидящие...

Питирим Сорокин: культурная динамика и эволюция культурных стилей

Идеациональная культура В первой, "идеациональной" фазе в фокусе духовной жизни социума оказывается "сверхчувственная реальность" Божественного, которая априорно признается первичной, если не единственной реальностью вообще...

Современное искусство фотографии

Чёрно-белая фотография Чёрно-белая фотография -- исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность...

Создание анимационного клипа на музыкальное произведение

Компьютерная анимация -- вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики...

Создание художественного образа "театральной куклы" для детского спектакля

Грим играет огромную роль в спектакле, представлении, являясь одним из ведущих компонентов образа. Грим помогает раскрывать характер роли актера. Помогает ему в работе над ролью...

Состав и тенденции развития системы библиотечных каталогов

Запросы, с которыми читатели обращаются в библиотеку, очень разнообразны. Иногда им нужны определенные книги, в другом случае их интересуют произведения известного им автора, часто они просят дать книги по тому или иному вопросу, не зная...

Стили в искусстве

Искусство суще-ствует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоратив-ное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение...

Технологические особенности выполнения натюрморта в графике

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюра на дереве (ксилография)...

Феномен коллекционирования

Понятие «коллекционирование» было введено в обиход более 2000 лет назад Цицероном. Знаменитый оратор в своей речи «О назначении Гнея Помпея полководцем» словом «коллекция» назвал собрание разрозненных предметов в одно целое...

По сложившимся церковным традициям, колокольный звон подразделяется на две большие группы: собственно звон и благовест.

Первый вид: собственно звон

Собственно звоном церковные служители называют колокольный звон, который производится при помощи всех имеющихся или нескольких церковных колоколов. Такой звон разделяют на несколько разновидностей:
- трезвон;
- двузвон;
- перезвон;
- перебор.

Трезвон совершается при помощи ударов во все . Такие удары осуществляют три раза в три приема. Сначала производят удары во все колокола, затем делают небольшой перерыв, потом опять удар и перерыв, затем опять удар и перерыв. Таким образом, колокольный звон происходит трижды.

При переборе после удара в большой колокол ударяют сразу во все колокола и так повторяют множество раз.

Двузвон – таким звоном называют удары, которые совершают дважды по всем колоколам. При этом звонят в колокола в два приема. Перезвон – это поочередное извлечение звука из колокола, которое начинается с самого большого и заканчивается маленьким.

Перебор представляет собой медленный звон по очереди в каждый колокол по 1 разу, начиная с наименьшего и заканчивая наиболее большим.

Второй вид колокольного звона: благовест

Благовестом церковные служители называют мерные удары в огромный колокол. Такой вид ударов очень хорошо слышно на большом расстоянии. Именно поэтому работники решили использовать этот колокольных звон для созыва народа на .

Благовестом такой звон называли потому, что с его помощью возвещается добрая, благая весть о начале богослужения.

Совершается благовест определенным образом. Сначала церковный служитель производит три медленных и протяжных удара, дожидаясь при этом затухания звука, а затем совершает более мерные удары. При этом ударные воздействия могут отличаться, в зависимости от размера самого колокола. Если он сравнительно большой, они производятся по всему диаметру колокола. Если же он не очень большой, язык колокола просто притягивают веревкой к его краю и при помощи положенной доски совершают удары нажимом ноги.

В свою очередь, благовест разделяется на несколько разновидностей:
- обыкновенный (частый) - такой звон производят при помощи самого большого колокола;
- (редкий) – такой звон выполняют при помощи маленького колокола во время Великого Поста.

Если при храме есть несколько больших колоколов, а это возможно при больших монастырях, кафедральных соборах, лаврах, то большие колокола в зависимости от их назначения разделяют на несколько видов:
- воскресный;
- праздничный;
- будничный (простодневный);
- полиелейный;
- малый.

Пара, которая решила пойти на совершение такого обряда, должна четко осознавать свои намерения и быть искренними друг с другом. Это довольно значимое и торжественное событие. Поэтому к нему следует подойти ответственно и подготовиться заранее, в том числе и морально.

Инструкция

Если у людей, собравшихся соединить друг друга узами брака, нет никаких препятствий провести обряд венчания, можно продолжить подготовку к нему и выбрать храм, в котором пройдет это событие. К выбору храма обычно приступают заблаговременно: за две-три недели до самого обряда. Это делается для того, чтобы служители располагали временем на объяснения процесса прохождения обряда венчания, определения места расположения приглашенных гостей, возможность съемки венчания на фотоаппараты и видеокамеры.

При организации данного мероприятия будет предоставлена возможность самой будущей супружеской паре выбрать себе священника, который проведет обряд. Выбор можно будет сделать из числа священнослужителей храма, в котором пройдет венчание, либо это может быть

1. Общие сведения

Н а сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона , каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон - в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благо-лепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осущест-вляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.


2. Католический звон - в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения.Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.


3. Кариольный звон - в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном..

Зная основные отличия православной и западной традиций колокольного звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке и подбору колоколов для создания цельного звона.

2. Основы православного звона

К олокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:

• созывать верующих к богослужению.

• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.

• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.

Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.


В церкви различают 4 канонических звона : благовест, перебор, перезвон и трезвон.


Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.


Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).


Перезвон - более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.


Трезвон - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

3. Группы колоколов

П ри многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:

I группа - БАСОВЫЕ

• Благовестник

• Праздничный

• Полиелейный

• Воскресный

• Постовой


II группа - ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)


III группа - ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)


Во многих храмах различаются следующие колокола:


• Праздничный

• Воскресный

• Полиелейный

• Простодневный (будничный)

• Малый (или пятый)


Однако колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…

4. Звон-целитель

Ц елительство колокольным звоном - Елена Задубовская в книге "Лечение колокольным звоном" отмечает: "Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном.

Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон." Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!


Альбом: Колокола России (Лечение колокольным звоном)


Год выпуска: 2009

Формат: MP3

Качество: 320 kbit/s

Общее время: 48 min

Общий размер: 108 MB

  1. Благовест и будничный колокольный звон
  2. Вариации на тему пьесы Р. Фриппа «Нагорная проповедь». М.Капранов, А. Иванов, Д. Петров
  3. Воскресный колокольный звон В.Кайчука
  4. Звон А. Иванова
  5. Звон М. Капранова
  6. Ионинский Акимовский колокольный звон (К.Киянцева)
  7. Колокольные звоны Петропавловского собора (Петербургский, Красный и Георгиевский)
  8. Колокольные звоны Ростовского Кремля (Водосвятный, Будничный, Егорьевский)
  9. Праздничный колокольный звон №1
  10. Праздничный колокольный звон №2
  11. Праздничный колокольный звон Псково-Печерского монастыря
  12. Праздничный колокольный звон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле
  13. Преображенский Д.Петрова
  14. Ростовский Красный колокольный звон
  15. Свадебный колокольный звон
  16. Этюд Д. Петров

Невозможно представить себе Русь без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольного звона. Это неповторимое слияние веры, искусства и уклада жизни создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.


Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон - символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют "голосом Церковным", и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию. И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики).


Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом. Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!


Более подробную информацию про колокола можно посмотреть на сайте О колоколах


Большая коллекция колокольных звонов можно скачать и послушать

(как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.

Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокола средних размеров и включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).


Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:

1. Благовест

2. Собственно звон

БЛАГОВЕСТ

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида:

1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и

2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

СОБСТВЕННО ЗВОН

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:

1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон , выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

Наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон. В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

(В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви).