Как писать и ы после ц. Справочник по русскому языку

  • обобщение материала по правилу написания Ы - И после Ц
  • развивать кругозор учащихся, мышление, творческую активность;
  • культуру речи
  • воспитывать взаимоуважение, любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: мультимедийный проектор,ноутбук,презентация к уроку, карточки.

I. Организация класса. Определение темы урока.

1. Прием "Удивляй"

(цель: настроить на фрагмент урока, повысить интерес к обучению)

Звучит песенка из передачи "Радионяня"

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут И, а где же Ы.

Ребята, кто из вас определит тему нашего урока. Что же мы сегодня будем повторять?

2. Работа по таблице (на экране)

II. Обобщение ранее пройденного материала

Презентация новых слов из песенки. (словарная работа) (на компьютере)

(цель: развивать навыки самостоятельной работы, творческую активность учащихся)

Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бью крючками. Род малых гуслей.

Цилиндр -

1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью.

2. головной убор джентельмена

/показать картинки/

Операции работы:

1. толкование слова (работа со словарем)

2. выделение орфограммы

3. составь словосочетания

4. составь предложение.

2. Работа с тестами (на компьютере)

(цель: активизировать мыслительную деятельность, контроль за полученными знаниями)

1. В корне пишется буква и

б) ц:корий

в)ц:почки

2. В корне пишется буква ы

а) ц..тата

б) ц:ркуль

в)ц:кнуть

3. В окончании пишется буква ы

а) белолиц:й в

в)широколиц:й

4. В суффиксе пишется буква ы

а) синиц:н

б) куниц:н

в) племянниц:н

г) сестриц:н

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву ы

а) резц:, зайц:, сестриц:н, длиннолиц:й

б) куниц:н, куц:й, Грец:я,ц:ганский

в) борц:, горц:, порц:я, перц:

г) дверц:, дикц:я, купц:,ц:фровой.

3. Творческая работа "Программисты" "

(цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний)

А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек.

Молодой ц:ган, куц:й хвостик, большая ц:фра, чистые улиц:, спортивная секц:я, ходили в ц:рк, ц:ркуль в футляре, ц:ц всем, прочный панц:рь.

4. Работа на карточках (самопроверка на обратной стороне)

(цель: побуждение к мышлению, формирование высокого уровня умственного развития)

Ц:пленок прыгнул на ц:новку

И там на ц:почки привстал.

А мимо шел ц:ган на танц:

Ц..п - ц..п, - ц:пленка он позвал.

Циновка - плотная пленка из соломы, камыша для подстилки на пол.

5. Игра "КТО ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИТ МЕЛОК"

(работа у доски: записывают под диктовку слова, если ребенок ошибся, передает мелок другому.)

Ц:рк, медиц:на, порц:я, ц:ган, молодц.., рукавиц:, ц:фра,куц:й, бледнолиц:й, модниц:, ц:почки, красавиц:, ц:Стерна, огурц:, Ц:олковский, ц:нга, девиц: - красавиц:,операц:я, акац:я, нац:я,купц:, лисиц:н, хвост, делегац:я, жильц:, плантац:я, принц:,голубц:, хлебц:, пальц:, ц:клон, ц.ю..рюльник, пьяниц.., скитальц:,певц:, ц:пленок, панц:рь.

III. Итог работы.

Звучат заключительные слова песенки из передачи "Радионяня"

Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас есть определенный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь успешно.

Задание на дом:

1. Создать кроссворд по изученной теме.

2. Задание на карточке (разноуровневые)

Птицы, улицы, волчицы, гусеницы, гостиницы, единицы, лестницы, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, молодцы, пальцы, огурцы, братцы.

Нора волчицы, пение синицы, след лисицы, посев пшеницы, письмо сверстницы, строительство столицы, ответ ученицы, совет учительницы, хвост ящерицы, уезжать из станицы.

Куцый, бледнолицый, Птицын, сестрицын, Лисицын.

Цыпленок, цыган, цып, цыпочки.

Циркуль, цинк, цитрусовый, мотоцикл, цирк, антрацит, цикл, циник, медицина, дефицит.

Циклон, цитата, дисциплина, пациент, циферблат, цикорий, панцирь, цирюльник, цинга, цигарка, цигейка, цилиндр, цистерна, цитадель.

Лекция, секция, рация, станция, акация, операция, демонстрация, конституция, эмоция, иллюстрация, цивилизация, авиация, агитация, делегация, иллюминация, экспедиция.

Цепочка, центральный, цена, цеховой, целевой, цепляться, целеустремленный, цепенеть, цедить.

Цемент, целебный, целовать, целиком, церемония, целлофан, целлюлоза, сердце, зеркальце, маслице, полотенце, креслице.

Подъезжать к границе, жить в столице, приходить к учительце, беспокоиться о пшенице, советовать лыжнице.

I. 1. Поднялись ленинградцы на великую борьбу за родной город. (Тих.) 2. Удивительные пичуги чистики: все птицы на зимовку на юг летят, а эти на север. (Сл.) 3. Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, птиц, яйца. (Сл.) 4. В лесу запели чижи, синицы и корольки. (В. Бианки.)

II. 1. У дверей светлицы Швабрин опять остановился, (П.) 2. Снег растаял на дорожке, на орешнике сережки в желтом облачке пыльцы. Скоро явятся скворцы. (А. Барто.)

III. 1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (Кр.) 2. Цыплят по осени считают (Посл.) 3 Дед Щукарь торговался с цыганом до полудня. (Ш.) 4. На привычное «цыпы! цыпы!» вышел десяток кур. (Марк.)

IV 1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал (П.) 2. Над нами темнела густая листва буков, где-то внизу трещали цикады. (Закр.) 3. В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. (Ант.) 4. Погоду на нашей планете определяют циклоны и антициклоны. Циклоны, которые атакуют Европу, зарождаются в Атлантике и в Средиземном море. 5. При виде врага черепаха быстро прячет в костяной панцирь ноги и голову, словно дверь в дом за собой захлопывает. (Сл.)

V. 1 «Дружина» - старинное русское слово - традиции дружбы великой хранит. И всем поколениям снова и снова о предках отважных оно говорит. (М. Садовский.) 2. Авиация всегда воплощала и воплощает в себе самые передовые тенденции в развитии современной науки и техники. 3. Словари справедливо называют спутниками цивилизации. 4. Экспедиция пересекла плоскогорье между Леной и Алданом. (Алд.-Сем.)

VI. 1. Все птицы и звери в горах знают про целебные источники - роднички. Все к ним торопятся: горлышко прополоскать, ножки прогреть, ссадины и царапины залечить. (Сл.) 2. В воздухе пахло оттепелью, по крышам цеплялись клочья тумана. (А. Н. Т.) 3. Мы вышли на площадь к центральным воротам парка. (Ив.) 4. До горизонта длинная, в метелках ковыля, лежала здесь целинная земля. (Дуд.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова: с ы мосле ц в одну колонку, с и после ц - в другую.

I. 1 Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (Купр.) 2. Великий М. В. Ломоносов впервые в мире научно обосновал принцип полета аппарата тяжелее воздуха, построил и испытал такой аппарат в виде модели вертолета. 3. Коллекционирование иллюстрированных почтовых карточек специалисты называют филокартией. 4. Общественная организация Российский фонд культуры организует выставки, аукционы, благотворительные вечера, заботится о памятниках культуры, помогает одаренной молодежи. 5 Горная куропатка славится добротой. Если куропатку-соседку ястреб скогтит или лисица сцапает, она непременно заберет к себе осиротевших цыплят. (Сл.) 6. Высокие лиственницы стояли вперемежку с приземистыми елями. (А. Н. Т.) 7. Сухой цикорий рос по сторонам тропинок. (Пауст.) 8. Цепочка экспедиции остановилась перед обрывом. (Алд.-Сем.)

Цели:

  • Обучающие :
    • познакомить с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы-и после ц ;
    • учить обосновывать выбор гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;
    • повторить правописание о-ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении;
    • пропедевтически познакомить с правописанием -онн- в прилагательных.
  • Развивающие :
    • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
    • расширить лексический запас учащихся.
  • Воспитательные :
    • вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: плакат с алгоритмами, текст стихотворения, дифференцированные карточки, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы продолжим работу в нашей небольшой научной лаборатории, узнаем к концу урока, кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

II. Объяснение нового материала

– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. (Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Станция улицы
Цирк синицын
цыплёнок

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее.
«Правописание ы-и после ц ».

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы , а когда – и , продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

(И.Козловский)

– К какому стилю относится этот текст?
– Что такое цимбалы?
– Назовите слова с ы и И после ц (Цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы) .
– Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 173 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).
– Когда же после Ц пишется Ы, а когда И?
– Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:

1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы .
2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын .
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып . Эти слова нужно запомнить.

– А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.

Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.

– Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)

Прозвучал для вас, ребята,
Нашь урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

– Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть) .
– Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц» – формула общеизвестная.
– А когда же пишем после ц И?
– В корнях слов: цирк, цифра и др.
– В словах на -ция : лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на -ция, а окончание Я, а ЦИ – входит в состав корня.
Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения (плакат перед учащимися).

Правописание Ы-И после Ц

III. Закрепление изученного

1. Устный орфографический разбор (Учащиеся объясняют устно правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом).

делегация, цилиндр, птицын, синицы, смуглолицый.

2. Словарный диктант. (Учитель диктует, учащиеся объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом).

панцирь, Царицыно зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем.

3. Предупредительный распределительный смысловой диктант. (Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

1) Детёныш курицы (цыплёнок).
2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).
3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).
4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).
5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).
6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

– Прочитайте слова,когда после Ц написали И, а когда – Ы.
– Итак, с чем познакомились сегодня на уроке?

IV. Задание на дом: п. 86, упражнение №446.

V. Итог урока. Диагностическая работа

I вариант.

Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган, ц…рк, ц…плёнок, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… .

2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы-И после Ц).

Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.

II вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.

Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.

Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, сл…жение, станц…я, панц…рь.

3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.

    Буква Ы пишется в окончаниях слов : гостиницы, улицы, смуглолицый и в суффиксе ын : сестрицын, лисицын. Исключениями являются слова: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них (цыганский, цыкать, цыпа).

    Буква И пишется в корне существительных: цилиндр, цирк, циркуль, цифра и в словах на ция : нация, конституция.

    По правилам русского языка после буквы ц следует писать букву и в существительных практически всегда кроме нескольких слов исключений:

    цыц, цыган, цыпочки, цыпленок

    Это не касается окончаний в словах, когда после ц идет ы (Сестрицын, лисицын и так далее)

    После согласной Ц пишется гласная И в следующих случаях:

    • в корне слова : цитата, нарцисс, дисциплина, панцирь, цинга. У данного правила есть исключение: цыплнок,цыган, на цыпочки (цыпочках), цыц. Их легко запомнить с помощью фразы:

    - в словах, которые заканчиваются на -ция : лекция, инспекция, композиция, демонстрация, иллюстрация, репетиция.

    Гласная Ы после Ц пишется в следующих случаях:

    • в окончаниях: столицы, устрицы, пословицы, таблицы, куцый;
    • в суффиксе -ын- у прилагательных : куницын мех, синицыно перо, сестрицына качель, ящерицын хвост.
  • В русских словах после буквы ц пишутся как буква и , так и ы . Выбор написания напрямую зависит от того, в какой морфеме слова находится эта орфограмма. Если это корень слова , то в нем пишется буква и :

    панцирь, цигейка, цинга, нарцисс, цикорий, цитрусовые плоды, циклевать пол.

    Запомним слова-исключения:

    цыган, цыпочки, цыпленок, цыц и прозводные слова (цыганский, цыганята, цыганочка, цыплячий, цыплята, цыплятница, цыкать)

    В словах на -ция и -ционный пишем букву и :

    авиация, демонстрация, лекция, трапеция, композиционный, аукционный, репетиционный.

    В окончаниях существительных множественного числа после ц пишется ы :

    столицы, огурцы, молодцы, красавицы, устрицы.

    В суффиксе -ын- притяжательных прилагательных напишем букву ы :

    После ц пишется буква и или ы ?

    Вот случаи, когда следует писать букву Ы:

    1. цыпленок, цыган, цыпка, цыкать, цып цып, на цыпочках, цыпки и в производных словах.
    2. в окончаниях как прилагательных, так и существительных: куцый, стрельцы, огурцы.
    3. в суффиксе ЫН у прилагательных: царицын, лисицын.
    4. буквы И ли Ы в фамилиях пишутся в соответствии с регистрацией или традицией: Цыбин, Ципко, Вицин, Солженицын и т.д.
  • Действительно, правило совсем не сложное. Следует запомнить несколько исключений и знать, что только в них пишется буквы Ы, в остальных всегда И:

    цыпленок

    Ну и производные, типа цыкать. Остальные пишите с буквой И. Циклон, цитадель, цифра.

    Буква и после ц пишется в следующих случаях:

    1. в корне слов: цитата, цинга, цирк, бацилла, пациент, дисциплина, панцирь и т.д.

    Исключения цыган, цыплнок, на цыпочки, цыц и производные от них слова.

    Можно запомнить в такой фразе: Цыган встал на цыпочки и сказал цыплнку: Цыц!

    1. в словах заканчивающихся на ция: инспекция, демонстрация, репетиция, композиция, интеллигенция, плантация.

    Буква ы пишется после ц :

    1. в окончаниях слов: устрицы, столицы, возле границы, у таблицы, две пословицы;

    широколицый, куцый

    1. в суффиксе прилагательных ын: императрицын трон, ящерицын хвост, курицыно гнездо, синицыно перо, сестрицына шаль, куницын мех.
  • Буква И после Ц пишется в корнях всех слов, кроме исключений (цыган, на цыпочках, цыц, цыплнок) и в окончании -ия после оканчивающегося на Ц корня или суффикса напр. нация, медитация.

    Буква Ы после Ц пишется в словах исключениях (приведены выше), в окончаниях слов напр. овцы, старцы и в суффиксах напр. Сестрицын.

    В корне слов после буквы Ц всегда пишется буква И (а не Ы), например аукцион,нарцисс, цигарка, цивилизация. Исключения: цыган, цыкать, на цыпочках, цыпленок, цып-цып, цыпки и производные от этих слов: цыганский, цыканье, цыплятник.

    Это правило легко запомнить, если выучить несложную поговорочку: Цыган подошел к цыпленку на цыпочка и цыкнул - цыц! Все остальные имена собственные в единственном числе пишутся с буквой И после согласной Ц.