Картотека дидактических игр по умк. Дидактические игры по умк своими руками для дошкольников

Дидактические игры по обучению детей татарскому языку Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями по обучению татарскому и русскому языкам в дошкольных учреждениях. Также при разработке дидактических игр были учтены требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно использовать как во время НОД воспитателями по обучению детей татарскому и русскому языкам, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Все игры можно использовать с детьми по возрастам: 4-5 лет, 5-6 лет; 6-7 лет. Цели дидактических игр: Развитие устной монологической и диалогической речи на двух государственных языках. Расширение у детей словарного запаса по тематическим принципам. Перечень и содержание дидактических игр: 1. Дидактик уен «Нәрсә артык?” Цель игры: Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Задачи игры: Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость. Ход игры: Ребенку предлагаются четыре картинки, три из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребенку вопросы: «Бу нәрсә?» (Что это?), «Бу кем?» (Кто это?). Ребенок должен ответить на вопрос на татарском языке. Затем воспитатель задает вопрос: «Нәрсә артык?» (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить, почему он выбрал именно ее. Пример: Үрдек, тавык, әтәч – бу кошлар. Әфлисун – ашамлык. 2. Дидактик уен «Унга кадәр саныйбыз” Цель игры: Учить детей порядковому счету в пределах десяти на двух языках; после пересчета изображенных предметов подбирать общее число и правильное окончание при произношении существительного. Задачи: Развивать навыки порядкового счета, обобщать, устанавливать причинноследственные и логические связи. Обучать детей умению вести монологическую и диалогическую речь на двух языках. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость. Ход игры: Ребенку предлагается картинка с изображением определенного количества предметов. Задача ребенка сосчитать предметы по порядку и назвать общее количество на татарском языке. Далее педагог задает вопрос: Ничә? - Сколько? Ребенок отвечает на вопрос полным ответом на двух языках. Примеры: Сколько зайцев?Один заяц. - Ничә куян? Бир куян. Сколько книг? – пять книг - Ничә китаплар? Биш китаплар. Пример проведения диалога между воспитателем и детьми; между детьми и детьми: Тәрбияче: Ничә китап? Бала: өч китап. Тәрбияче: Ничә куян? Бала: бир куян. 3. Дидактик уен “Нинди?” Цель игры: Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак. Задачи: формирование лексико-грамматических категорий; согласование прилагательных с существительными; использование в устной монологической речи словарный запас русского и татарского языков. Ход игры: Ребенок внимательно рассматривает картинки и называет их, после чего подбирает общий признак всех предметов, изображенных на картинках. Например: кишер, күлмәк, алма – кызыл. Кишер, Күлмәк нинди? - ребенок называет изображения, затем также объединяет их по принципу общего признака, использует в своей речи антонимы. Например: пычрак – чиста (грязный чистый). Эт һем курчак чиста – Собака и кукла чистые. Песи һем куян пычрак. – кошка и заяц грязные. Эт нинди? 4. Дидактик уен «Минем өем” Цель игры: Закреплять знания детей по темам: «Дом» «Семья», «Продукты». Задачи игры: Расширять представления о жилище; Расширять представления о семье и ее членах. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Активизировать монологическую и диалогическую речь детей на двух государственных языках. Ход игры: Ребенку предлагается картинка с изображением дома. Ребенок составляет описательный рассказ с использованием прилагательных; Предлагается картинка с изображением членов семьи живущих в одном доме. Ребенок последовательно называет всех членов семьи. Ребенку предлагаются несколько картинок с изображением членов семьи, после рассматривания ребенок должен определить, кого в данный момент не хватает, и ответить на вопрос воспитателя: кем юк? – кого нет? Примеры построения диалогов: “Бу кем? – Это кто?” (диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте - между детьми) Тәрбияче: Бу кем? Бала: Әти. Тәрбияче: Бу кем? Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай). Тәрбияче: Әни нинди? Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт. “Кем юк? – Кого нет? (диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте – диалог между детьми). Тәрбияче: Кем юк? Бала: Әти (әни, кыз, малай). Тәрбияче: Кем юк? Бала: Әни юк. Примечание: используя данные игры можно провести также и другие игры, представленные в методических рекомендациях, для того чтобы закрепить пройденный материал и совершенсовтовать навыки диалогической речи у детей: “Бу нәрсә? – Это что?” (диалог между воспитателем и детьми). Тәрбияче: Бу нәрсә? Бала: Чәй (сөт, ипи, алма). Тәрбияче: Сөт нинди? Бала:Сөт тәмле. “Ничә? – Сколько?" Пример ведения диалога между воспитателем и детьми, между детьми. Тәрбияче: Бер куян? Бала: Әйе, бер куян. Тәрбияче: Өч курчак? Бала: Юк, дүрт туп. Тәрбияче: Өч? Бала: Юк, дүрт. 1.Дидактическая игра «Мой дом» С помощью этого коллажа удобно проверять знания детей. Можно придумать различные вопросы, задания. Детям очень нравится. Например, А) «Пальчиковая игра». Этот пальчик дедушка, Это пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик - я. Б) Д/и «Позови домой» Воспитатель: Позови домой папу? Ребенок: Папа, иди домой и т.д. Все задания выполняются на татарском языке. Таким образом, у детей развивается речь, умение правильно говорить слова. В) На тему «Продукты»: «Назови правильно» Дети называют те продукты, которые видят на картинке (яблоко, хлеб, молоко, чай, груша, банан, виноград). Г) Тема «Игрушки»: игра «Что, какой?» Воспитатель: Что это? Ребенок: Кукла. Воспитатель: Какая кукла? Ребенок: Чистая, маленькая кукла (на татарском языке). Д) Тема «Счет до 5» Д/и «Сколько яблок» Воспитатель: Сколько яблок у девочки? Ребенок: Одно яблоко. Воспитатель: Сколько яблок у ежика? Ребенок: Два яблока и т. д. А также такая же игра для старшего возраста. Называется «Учимся играя» А) Д/и «Магазин одежды» Воспитатель: Дай маме сарафан. Ребенок: Мама, возьми сарафан (на татарском языке). (Так же с остальными членами семьи). Б) На тему «Овощи» игра «В огороде» Акбай посадил в огороде овощи. Ребята, посмотрите, какие овощи он вырастил? Дети называют овощи на татарском языке. А потом и считают. Например, две капусты, четыре картошки, пять морковок и т.д. В) Д/и «Кто что делает?» Воспитатель: Что делает мама? Дети: Мама моет картошку. и т.д. Г) На тему «Мебель» д/и «Подбери мебель» Воспитатель показывает двух медведей и говорит, что им нужно подобрать мебель по величине. Большому медведю большую кровать, большой стул, большой стол, а маленькому - маленький стол, стул и кровать. Дети отвечают на татарском языке. Д) Д/и «Назови правильно» Воспитатель: Какие продукты питания вы здесь видите? Ответы детей на татарском языке. Воспитатель: Сколько яблок? Дети: Четыре яблоки. Здесь закрепляется и название продуктов и счет. И для подготовительной группы «Мы уже большие - дороги ведут в школу» А) Д/и «Кто на горке» Дети называют лесных, домашних животных и домашних птиц. Б) Д/и «Что в портфеле» Дети по очереди называют школьные принадлежности на татарском языке. В) Сказка «Репка» Дети рассказывают по картинкам сказку. Г) Словесная игра «Что ты делаешь?» Мальчик: Я прыгаю, я сижу на стуле, я играю, я бегаю, я кушаю и т.д. Д) На тему «Цвета» д/и «Какой шарик ты подаришь?» Воспитатель: Даша, какой шарик тебе нравится? Даша: Мне нравится красный шар. Воспитатель: кому ты подаришь шарик. Даша: Я подарю шарик Акбаю. Е) Диалог между детьми «Куда ты идешь?» Девочка: Что ты делаешь? Мальчик: Я бегаю. А что ты делаешь? Девочка: Я иду в цирк (в кафе, магазин и т.д.). 2. Следующая игра называется «Кто что делает?» С начала дети выбирают лепесток. Воспитатель: Какой цвет? Ребенок: Это красный (называют цвет на татарском языке), переворачивают и составляют предложение по рисунку. Ребенок: Мама сидит на стуле. Эта игра учить детей называть правильно цвета, составлять предложения на татарском языке, обогащает словарный запас детей. 3. Дидактическая игра «Помоги маме» Воспитатель объясняет, что надо помочь маме приготовит салат и компот. Дети должны называть что нужно для салата, а что для компота на татарском языке.

Дидактические игры по обучению детей татарскому языку(УМК)

Дидактические игры позволяют повысить качество обучения,способствует лучшему усвоению программного материала,дает возможность усвоить лексику татарского языка,закрепить речевой материал в игровой форме,поддерживать интерес к языку.

Каждый педагог,учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, может усложнять или облегчать игровые задания в дидактических играх.

Мною были изготовлены следующие дидактические игры :“Кто в домике живет?”, “Подарки для Алсу”, “Волшебное солнышко”,“Чудесная корзина”, “Цветочная поляна”.

Такие игры не только закрепляют пройденный материал, но и развивают память, внимание, воображение, речь,мелкую моторику; воспитывают усидчивость.

УМК кысаларында дидактик уеннар.

Дидактик уеннар балаларның сүзлек запасларын арттыру белән генә чикләнми, программа материалын яхшырак үзләштерергә ярдәм итә,татар теленең лексикасын,сөйләм материалын уен формасында үзләштерергә мөмкинлек бирә,телгә карата кызыксыну уята.

hәрбер тәрбияче, балаларның яшь hәм шәхси үзенчәлекләрен исәпкә алып,дидактик уеннарны катлауландыра яисә җиңеләйтә ала.

Өйдә кем яши?”, “Алсуга бүләкләр”, “Тылсымлы кояшкай”,“Искиткеч кәрзин”, “Чәчәкле алан” кебек дидактик уеннар тәкъдим итәм.

Бу уеннар үткән(өйрәнгән)материалны ныгытып кына калмыйлар,ә балаларның хәтерен,игътибарын, сөйләмен,фикерләү сәләтен,кул чуклары мускулларын үстерәләр.

Кто в домике живет?”-

Өйдә кем яши?”

Цель:научить детей узнавать и правильно называть членов семьи,развивать внимание,память,речь,мелкую моторику пальцев,воспитывать усидчивость.

Описание:воспитатель объясняет,что в домике живет семья,но сейчас там никого нет.Надо поместить всех в домик.Дети называют изображенных на картинках всех членов семьи и зашнуровывают картинки “паровозиком”так,чтобы вся семья оказалась дома.

2 вариант игры “Назови, кто это?”- “Бу кем?”

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: “Это кто?”(“Бу кем?”).Дети отвечают: “Это мама”(“Бу әни”)и т.д.

3 вариант игры “Кого нет?”-“Кем юк?”

На столе разложены картинки.Воспитатель вместе с детьми рассматривают их,затем воспитатель просит детей закрыть глаза.Убирает со стола одну или несколько картинок.На вопрос “Кого нет?”(“Кем юк?”) дети должны отвечать,например,әти юк.

Подарки для Алсу”-

Алсуга бүләкләр”

Цель: закреплять знание названий игрушек;способствовать развитию памяти,внимания,речи,мелкой моторики рук.

Описание игры:воспитатель рассказывает детям,что у Алсу-день рождение.Ей надо подарить подарок.Алсу очень нравится играть с игрушками. Показывая картинки с изображением игрушек, воспитатель вместе с детьми проговаривает название игрушек. Каждый ребенок выбирает картинку с игрушкой,в отверствие фигуры-девочки продевает шнурок, при этом произносит: “Алсу,мә курчак(куян,туп)”.

2 вариант игры “Чего нет?”-

Нәрсә юк?”

Игра начинается с двух картинок,остальные закрываются бумагой.Нужно назвать,что изображено на картинках: “Это кошка”(“Бу песи”).”Это мяч”(“Бу туп”).

После этого дети должны отвернуться,а воспитатель закрывает одну картинку.Затем спрашивает: “Чего нет?”(“Нәрсә юк?”).Далее берется другая пара картинок и игра продол жается аналогично. Затем можно увеличивать количество картинок.

Волшебное солнышко”-

Тылсымлы кояшкай”

Цель:закреплять знание названий игрушек,фруктов,умения подбирать предметы по цвету и величине;развивать речь.

Описание игры:воспитатель с детьми рассматривает солнышко,где на лучах прикреплены картинки с изображением игрушек.Затем воспитатель просит: “Найди,где зайчик?”.Ребенок показывает и произносит: “Это зайчик”(“Бу куян”).Далее можно продолжить: “Зайчик какой?” (“Куян нинди?”) “Маленький зайчик”(“Кечкенә куян” ).

2 вариант игры Найди пару ”-

Парын тап”

Нужно подобрать пару(по величине)к той картинке с изображением игрушки, которую назовет воспитатель,и приложить рядом.Например, большая машина-маленькая машина(зур машина-кечкенә машина).

3 вариант игры Найди, назови ”-

Тап-әйт”

Нужно найти, показать и назвать фрукты, которые расположены в центре круга.

4 вариант игры Подбери по цвету(форме) ”-“Төсе(формасы) буенча сайла”

Каждому ребенку раздается фигурки фруктов. Ребенок должен найти тот фрукт, который дан на образце и закрыть им образец.

5 вариант игры Что лишний? ”-“Нәрсә артык?”

Детям предлагается фигуры с фруктами, где есть лишний предмет. Ребенок должен назвать все фрукты, найти то, что не относится к фруктам (это может быть какой-то овощ).

6 вариант игры Угости фруктами ”-“Җиләк-җимешләр белән сыйла”

Дети выбирают фрукты и угощают своих близких. Каждый ребенок должен произносить: «Әби, мә груша аша» . “Бабай,мә алма аша”.

Чудесная корзина”-

Искиткеч кәрзин”

Цель:закреплять название фруктов,овощей;развивать навыки классификации,внимание,память,речь,мелкую моторику.

Описание игры:воспитатель показывает “пустую”корзину и объясняет детям,что бабушка собрала полную корзину фруктов и овощей.Но так торопилась домой,что уронила корзину и все рассыпала.И предлагает детям помочь бабушке собрать все фрукты и овощи в корзину.Каждый ребенок выбирает фигурку овоща или фрукта,затем кладет в корзину.На вопрос воспитателя: “Какой фрукт(овощ) у тебя?”ребенок отвечает,например, яблоко(алма).

2 вариант игры “Собери фрукты(овощи)”-“Җиләк-җимешләр(яшелчәләр)җый”

Воспитатель раскладывает на столе картинки и предлагает сгруппировать их: “Соберите все фрукты(овощи)”.После этого воспитатель спрашивает: “Какие же фрукты(овощи) ты собрал?”Ребенок перечисляет,если затрудняется,то воспитатель вместе с ребенком проговаривает название фруктов(овощей).

3 вариант игры “Подбери по цвету”-“Төсе буенча сайла”

Воспитатель детям раздает фигурки фруктов и овощей.Показывая картинку фрукта или овоща,воспитатель говорит: “У кого фрукты(овощи)такого цвета,как у меня,подойдите сюда”.Дети выходят,показывают свои фигурки,называют их(“Красное яблоко”- “Кызыл алма”, “Зеленая капуста”-“Яшел кәбестә”)и кладут в корзину.Игра продолжается до тех пор,пока все дети не сложат свои фигурки в корзину.

4 вариант игры “На дереве ли,на грядке...”-“Агачтамы,түтәлдәме...”

На столе разложены фигурки фруктов и овощей.Воспитатель просит детей правильно распределить фигурки,вспомнив,что где растет:овощи-на грядке,фрукты-на дереве.

5 вариант игры “Большие-маленькие”-“Зурлар-бәләкәйләр”

Детям предлагается отобрать фигурки фруктов и овощей по названному признаку.Например:все большие фрукты(овощи) или все маленькие фрукты(овощи).

Цветочная поляна”-“Чәчәкле алан”

Цель: закреплять знание названий цветов,умение группировать предметы по цвету,величине;развивать цветовое восприятие,память,внимание,речь.

1 вариант игры “Найди свой домик”-“Үз өеңне тап”

Воспитатель показывает круглую полянку,поделеннную на шесть секторов- красный,синий,желтый,зеленый,фиолетовый, оранжевый.Воспитатель говорит,что каждый цветочек живет в домике такого же цвета,что и он сам:красный-в красном домике,синий-в синем и т.д.Дети по очереди раскладывают цветы по домикам.Воспитатель спрашивает,сколько цветочков он положил в домик и какого они цвета?Ребенок отвечает: “Бер сары чәчәк”.

2 вариант игры “Какой цветок ты выбрал?”-“Нинди чәчәк сайладың?”

Н а столе лежат разноцветные цветочки.Дети по очереди подходят к столу,выбирают понравившийся цветок,называют какого цвета у них цветок.Например: “Красный цветок-кызыл чәчәк”.

3 вариант игры “Я дарю тебе...”-“Мин... бүләк итәм”

Дети обмениваются выбранными цветочками:

-Яна(Ирина,Ринат и т.д.),я дарю тебе зеленый цветок(Яна,мә, яшел чәчәк).

-Спасибо.А я дарю тебе красивый синий цветок(Рәхмәт.Мә, матур,зәңгәр чәчәк).

4 вариант игры “Разные цветы” - “Төрле чәчәкләр”

Воспитатель раскладывает на столе цветы разных размеров и цветов.Первый ребенок должен выбрать только большие цветы,второй-маленькие.Затем дети выбранные цветы раскладывают в цветочный домик,при этом говорят: “Большой синий цветок”(Зур зәңгәр чәчәк)или “Маленький белый цветок” (Бәләкәй ак чәчәк)и т.д.


Людмила Соловьева

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №397» Ново-Савиновского района г. Казани.

Возрастная группа : старшая .

Дидактическая игра "ЛОТО"

Цель : повысить качество обучения, способствовать лучшему усвоению программного материала, усвоить лексику татарского языка,закрепить речевой материал в игровой форме,поддерживать интерес к языку.

Задачи :

Образовательные :

1. закреплять знание детей о цвете; закреплять порядковый счет от 1 до 10.

2. Учить ребенка составлять развивающий диалог «Нинди?» , «Ничэ?»

3. Расширять кругозор детей.

Развивающие :

1. Развивать внимание, быстроту рекции, воспитывать честность.

2. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ход игры :В игре участвует от 2 до 4 человек. Дети должны собрать 4 карточки по цвету и цифрам. Ведущий спрашивает “ НИНДИ? и НИЧ?

Выигрывает тот, кто из детей быстро закроет свои катрочки, а затем посчитает их на татарском языке.

Оборудование : набор из четырех цветных карточек, на которых изображены цифры, цветные «бочонки» с цифрами, мешочек для «бочонков» ,

Правила игры : раздаются карточки по количеству детей, ведущий достает из мешочка «бочонок» с цифрой громко и четко называет цвет «бочонка» и изображенную на «бочонке» цифру. Игроки накрывают цифру «бочонком» . Выигравшим считается тот , кто первым закрыл «бочонками» все цифры.


Публикации по теме:

«Автоинспекторы»-игра по ПДД для детей подготовительной группы Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении.

«Два поезда». Цель: Закрепить знания о последовательности чисел в числовом ряду (до 10, навык количественного и порядкового счёта до 10,.

«Построй неделю» Цель: закрепить знания о днях недели и частях суток, умения в количественном и порядковом счёте (до7, знания о том, что.

Дидактическая игра для детей 1 младшей группы по ПДД Составитель Наталья Петровна Агафонова ДС № 27 "Семицветик" г. Юрги Игра «Дорожная сказка» для 1 мл. группы Предварительная работа: слушание.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №104» Дидактическая игра «Домик.

Я работаю в ясельной группе детского сада. Сейчас в продаже очень много пособий и дидактических игр. Так как я люблю вязать, обвязала кукол.

Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру "Дорога" по ПДД во второй младшей группе. Я воспитатель в детском саду корпус "Палермо". Для.

Дидактические игры своими руками

Макет «Домашние животные»

был изготовлен из бросового материала (картона и газетных трубочек), для детей дошкольного возраста.
Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Макет "Дворик мельника"

Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.

Дидактическая игра: «Накорми колобка»


Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)

«Рыболов»


Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
Ребенок ловит удочкой рыбку.
1."Какого она размера, цвета"
Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.
2."Где, что растет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Овощи", "Фрукты".
3."Кто, где живет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Домашие, дикие животные"
4."Где чья мама" (нужны дополнительные карточки с изображением животных)
Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.
5."Четвертый лишний"
Цель: учить классифицировать предметы по темам.

"Гвоздики и резиночки"


Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.

Игра "Веселые гномики".



Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.
"Какого гномика не стало".
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

«Тактильные крышечки»


для игры я взяла:
- крышечки из-под бутилированной воды;
- разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
- клей.
Ход работы:
- вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
Как играем:
- Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.
- "Найди пару"
- "Найди не похожие крышечки" (например, мех и кожа)
- "Угадай на что (кого) похоже"
- "Угадай, кто я" (рыжий мех - лиса, наждачная бумага - ежик, гладкая кожа - лягушка)

Развивающая игра «Квадратики с секретом»



Цель: обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, мелкую моторику.
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. И связано с развитием воображения, образного мышления и творческих способностей речи у детей. А тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует своевременное развитие речевых навыков.
Каждый «квадратик» сшит из непрозрачной ткани. Это плоская подушечка размером 6х6, внутри которой находится картонный каркас, а в центре – один маленький предмет. «Квадратиков » с одинаковыми предметами внутри должно быть парное количество. Эта игра многофункциональная.
Первый вариант «Найди пару». Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару.
Второй вариант. Нужно разделить «квадратики» на две кучки так, чтобы в каждой не было одинаковых. Первую кучку разложите на столе, а «квадратики» из второй раздайте игрокам поровну. Свои «квадратики» игроки кладут перед собой. Взрослый становится ведущим, но тоже может принимать участие в игре. Ведущий берет «квадратик», ощупывает его и описывает его содержимое словами. Например, говорит, что там большой гладкий камень. Игрок, у которого есть парный «квадратик», берет его себе. Выигрывает тот, кто первым получит пару для каждого из своих «квадратиков».

Развивающая игра «Конфетки»


Цель: учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «конфетки», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Первый вариант «Найди такую же». Играют двое. «Конфетки» раскладывают на столе, игрок берет одну любую «конфетку» и гремит ею, а затем берет еще одну и тоже трясет. Больше двух «конфеток» брать нельзя. Если звук разный, то игрок кладет каждую на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку. Если звук одинаковый, то игрок забирает обе конфетки себе, и получает право сразу сделать еще один ход. Игра продолжается, пока на столе не закончатся «конфетки».
А это подобная игра "кофеткам", пособие сделано из шоколадных яиц и обклеено термопленкой

Игра для развития мелкой моторики"Коробочка с сюрпризом"

Пояснительная записка.

Использование дидактических игр в обучении русскоязычных детей татарскому языку по УМК З.М.Зариповой «Говорим по-татарски» позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, дает возможность усваивать лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддержать интерес к языку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.

Дидактическое пособие: « Я учу татарский!»

Предмет: татарский язык.

Подготовительная к школе группа.

Описание пособия: Пособие состоит из картонной коробки обернутой материалом и множествами застежек-молний, пуговиц, крышек из пластиковых бутылок и счетного материала и под каждым находится дидактическая игра. Всего дидактических игр 5.

Цель пособия: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

1.Дидактическая игра “Сделай комплимент”-“Комплимент әйт”.

Задачи:Образовательные:

1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Игрушки», «Цвета»

2.Учить ребенка составлять развивающий диалог «Бу нәрсә? Нинди?»

3.Расширять кругозор детей.

Развивающие:

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Используемое оборудование: круг разделенный на 6 равных частей, разного цвета в котором помещены игрушки.

Ход игры: Ребёнок называет игрушки, крутит стрелку и делает комплимент.

Речевой образец:

Бу нәрсә? (Что это?)

Нинди? (Какой?-ое,-ая).

2.Дидактическая игра:”Помоги маме”- “Әниеңә булыш”

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Задачи: Образовательные:

1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Одежда», «Цвета», «Глаголы».

2.Продолжать учить составлять развивающий диалог «Бу нәрсә? Нинди? Нишли?»

3.Расширять кругозор детей.

Развивающие:

1.Развивать зрительное восприятие и внимание.

2.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать маме, умение правильно пользоваться вещами.

Используемое оборудование:2 картонные полоски формата А4, обернутые материалом и приклеенными 4 «стиральными машинками»; карточки с изображениями одежды.

Ход игры: Ребята, сегодня мама задержалась на работе. А наши игрушки запачкались. Давайте постираем им одежду.

Речевой образец:

Бу нәрсә? (Что это?)

Күлмәк (чалбар,футболка,сарафан) нинди? (Платье (брюки,футболка,сарафан)какое?)

Яшел. (Зелёное)

-Әйдәгез,юабыз. (Давайте, постираем)

Нинди машинада юабыз? (На какой машинке постираем?)

Яшел машинада. (На зелёной машине).

3.Настольная дидактическая игра: «Веселое путешествие».

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Задачи:Образовательные:

1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Семья», «Цвета», «Игрушки», «Животные»,пиктограммы-задания «Бас!»,»Утыр!»,»Сикер!», «Уйна!» , «Йөгер!» «Аша!»

2.Продолжать учить составлять развивающий диалог «Бу нәрсә? Кем?»

3.Расширять кругозор детей.

Развивающие:

1. Вооружить способами мыслительной деятельности: учить детей анализировать объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности и т.д.

2.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Вызывать желание помогать маме.

Используемое оборудование:фишки,настольная карта,кубик.

Ход игры:Ребята,мы с вами сегодня отправимся в веселое путешествие.Сейчас,с помощью считалочки выберем водящего.Водящий кидает кубик и вдигается вперед к финишу,называя изображения картинок и делая задания.Удачи всем!

4.Дидактическая игра: “Кто вытащил репку?”- “Шалканны кем тарткан?”

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Задачи:Образовательные:

1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке