Когда начинается пасхальная служба в храмах. Пасхальная служба в церкви: во сколько начинается

Праздничной пасхальной службы может различаться, равно как и службы в обычные дни в каждом начинаются в свое время. Но от будничного богослужения отличается особенной праздничностью. Сколько существует христианских праздников, но самая возвышенная и радостная – на Пасху.
Служба начинается ближе к 11 часам вечера. Основную ее часть предваряет полунощница. Священники апостольские деяния и канон Великой субботы. В это время плащаница, которая выносилась на середину храма накануне праздника, уносится на до самого Вознесения.

Если вы хотите попасть в храм на пасхальную службу, придти лучше заранее. Ночью на Пасху в церковь приходит очень много людей: не только глубоко верующих, но и просто желающих посмотреть. Запоздав, можно вовсе не попасть внутрь храма.

Вскоре начинается самая впечатляющая часть богослужения – крестный ход. Прихожане медленно выходят из храма и, следуя за священниками, несущими хоругви, обходят трижды. Церковнослужители читают молитвы, поют тропари. Главный праздничный тропарь поет трижды: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Ночью можно освятить принесенную с собой еду. У христиан принято освящать крашеные яйца и куличи. Некоторые люди приносят и продукты, которые будут на пасхальном столе. Только не приносите алкоголь! Церковь это не приветствует.

Продолжение пасхальной службы

После полунощницы праздник продолжает заутреня. Кульминацией пасхальной службы является христосование. Все священнослужители и прихожане поздравляют друг друга с Воскресением Христовым пасхальным приветствием. Люди произносят «Христос !» и отвечают «Воистину воскресе!» После этого троекратно целуются и обмениваются освященными яйцами. Многие после этой части праздничного богослужения храм покидают, тем более что происходит христосование уже около часа ночи. Но большинство прихожан все-таки остаются, так как проходит праздничная литургия с причастием Крови и Плоти Христова. Причаститься на Пасху считается особенной благодатью. Поэтому такой шанс упускать никто не хочет. В зависимости от того, скольким захочется причаститься, так долго и будет длиться пасхальная служба. В результате она может идти до самого утра.

Пасхальное богослужение

Праздничное пасхальное богослужение в церкви своими корнями уходит в глубокую христианскую древность. На протяжении многих веков в него вливались новые обряды и песнопения.

Пасхальное ночное богослужение проводится с субботы на воскресенье. Начинается служба около 23 часов и продолжается вплоть до утра. Верующие начинают собираться в храме еще задолго до службы, для них это торжественное и волнительное событие. Служба во всех храмах начинается с пасхальной полунощницы, во время чтения которой диакон и священник уносят плащаницу.

Плащаница представляет собой ткань (плат) из бархата или драпа с золотым шитьем или аппликацией с изображением процедуры положения во гроб Спасителя: над гробом обернутого в пелены тела Христа склонились Богородица, Иоанн Богослов, ученики Христа и жены-мироносицы. По краям плащаницы вышиваются или наносятся типографским способом золотые слова тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаница – это своеобразный символ тех пелен, в которые было завернуто тело Христа после снятия со Креста. В каждом храме есть своя плащаница. До пасхального богослужения плащаница выносится в Великую Субботу из алтаря и до воскресного богослужения находится в храме на символическом Гробе Господнем. Чтобы провести параллель с процедурой помазания тела мертвого Иисуса благовониями, плащаница смазывается ароматическими маслами. Верующие могут молиться перед плащаницей, разрешено целовать раны на теле изображенного Спасителя.

Во время пасхальной полунощницы священник с диаконом после каждения плащаницы относят ее в алтарь, в это время поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати». Плащаница размещается на престоле, там она хранится сорок дней, вплоть до Вознесения Господня (символизируя период, после которого Спаситель вознесся на небеса).

Начинается пасхальная заутреня. Священнослужители облачаются в светлые одеяния. Храм празднично убран, горят сотни свечей, храм будто залит светом. Верующие радостны, сердца наполняются надеждой и верой.

Вот как описал атмосферу праздника в храме иеродиакон Евфимий:

Пасха священная

Вот они – святые дни

Светлыя седмицы!

Все какия у людей

Радостныя лица.

Все так весело глядят,

Все как будто братья,

С поцелуями спешат

Вас принять в объятья.

И слова: Христос воскрес!

С наших уст не сходят,

И везде колокола

Эту весть разносят.

Божий храм народа полн,

Слышны песнопенья,

Как прилив на море волн,

В славу Воскресенья.

Взглянешь на небо – и там

Солнышко играет,

А в воздушной синеве

Пташка распевает.

Вся природа в эти дни,

Сняв зимы оковы,

Вновь цветной убор весны

Одевать готова…

Всюду ныне радость, мир,

Все так полно ласки,

Всюду людям светлый пир

В дни священной Пасхи.

Во всех местах храма, и особенно перед Царскими Вратами, совершается курение фимиама, то есть сжигаются благовонные вещества. Это символизирует благодать, распространяющуюся из Гроба Христова на всех верующих.

О скором наступлении полуночи предупреждает колокольный звон. Этот благовест говорит верующим о торжественном моменте, когда наступит Воскресение Христово.

Ровно в полночь раздается пение, сначала тихое, затем громкое, стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Торжественно открываются Царские Врата. Оттуда выходят священники, начинается крестный ход вокруг храма со святынями, верующие присоединяются к нему. Колокола продолжают звонить, пение стихиры продолжается. Крестный ход рано утром вокруг храма символизирует то, как святые жены-мироносицы и апостолы направлялись в вертоград (виноградник) Иосифов, где размещалась погребальная пещера. Кроме того, крестный ход вне храма символизирует, что Христос был погребен за пределами Иерусалима.

В притворе участники крестного хода останавливаются. Двери в храм закрыты. Это означает, что Гроб Господень был задвинут камнем, закрыт.

Колокол перестает звонить. После каждения настоятелем храма духовенством и хором поется торжественный пасхальный тропарь:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Вослед звучат слова молитвы:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Хор поет:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Чтобы войти в церковь, священнослужитель творит крестное знамение при помощи креста и трехсвечника. Двери отворяются. Участники процессии торжественно, радостно входят в светлый храм.

Далее поется Канон святого Иоанна Дамаскина, передающий смысл и значение праздника. Во время пения песен канона священнослужители ходят по храму с крестом и кадилом, поздравляя всех присутствующих с праздником: «Христос воскресе!» Прихожане отвечают традиционно: «Воистину воскресе!»

Заканчивается утреня. Теперь все прихожане должны поприветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!», при этом обычай предписывает целовать друг друга три раза и обмениваться крашеными и освященными яйцами. Священнослужители в алтаре также христосуются между собой. Один из священников выходит с крестом к прихожанам и произносит трогательное приветствие. Он осеняет присутствующих крестом и после уходит в алтарь.

После целования поется Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху. Именно это произведение Православная Церковь считает самым точным, передающим смысл праздника. Хотя оно невелико по объему, имеет огромное значение для укрепления силы духа и веры прихожан. Слово призывает отметить праздник всех, даже тех, кто не соблюдал пост. Полный его текст был приведен выше.

По окончании утрени поются пасхальные часы. Это короткое богослужение, которое читается в Пасхальную неделю утром и вечером вместо молитв. В это время Царские Врата остаются открытыми. Они не будут закрываться всю неделю. Это означает, что Иисус своей искупительной жертвой открыл для людей двери в Царство Небесное. Когда поются часы, диакон производит каждение сначала алтаря, а потом всего храма.

После звучит литургия, прославляющая Пресвятую Троицу и памятующая о смерти и воскресении Спасителя. Читается Евангелие от Иоанна. Как правило, если службу совершают несколько священников, они читают фрагменты Евангелия на разных языках: на идише, латыни, греческом, русском, церковно-славянском, английском, немецком и пр. Набор языков в данном случае не важен. Важен просто факт многоязычия. Это делается для того, чтобы показать, насколько Воскресение Христа важно для всех людей мира и что учение Его открыто для всех. Чтение Евангелия сопровождается колокольным перезвоном-перебором (бьют по всем колоколам, от маленьких до больших).

Когда литургия подходит к концу, происходит освящение пасхального хлеба – артоса, части которого затем раздаются прихожанам. После литургии можно освятить куличи, пасхи и яйца.

Праздничная Пасхальная служба может разниться в отдельных приходах временем начала, также как и будние богослужения могут начинаться в различное время. Однако от повседневного это богослужение отличается особой торжественностью.

Несмотря на все изменения в современном мире, остается одним из главных и самых любимых праздников для большей части россиян. Пасхальные службы церкви начинают за неделю до Пасхи. В это время прихожане чаще ходят в храм. Есть традиция, по которой двери храмов перестают замыкать за несколько дней до Пасхи, чтобы любой верующий человек имел возможность посетить Обитель Божию во столько, во сколько ему будет удобнее.

Проходят Пасхальные службы всю Светлую седмицу (до субботы включительно). Особым днем становится суббота накануне самого праздника. Именно в этот день завершается Великий пост, и прихожане уже могут идти в церковь, чтобы священнослужители освятили святой водой куличи, яйца и другую еду к праздничному столу. В эту же субботу есть возможность помянуть своих умерших родственников и поставить свечки за упокой.

Вечером субботнего дня начинается ночное бдение, во время которого миряне идут на Всенощную.

Что и как нужно делать в доме Божием

Чтобы не вносить смятение в торжественность общего служения и ощущать себя уверенно, существуют некоторые условности, соблюдение которых необходимо. Следующие правила помогут уяснить, как вести себя на пасхальной службе.

Правила поведения

Описание

Внешний вид Женщинам нужно надеть длинный наряд и покрыть голову.Следует избегать глубоких выкатов и прозрачных тканей. От использования косметики лучше отказаться. Мужчинам при входе в храм следует обнажить голову.
Как войти и выйти из храма? На входе надо три раза осенить себя крестным знамением и поклониться.Уходя, три раза осенить себя крестным знамением и поклониться возле двери церкви и за её калиткой.
Соблюдайте тишину Следует воздержаться от громких разговоров и пользования сотовым. Детям пояснить, что нужно вести себя смирно.
Во время службы Нужно стоять лицом к алтарю.Когда батюшка осеняет мирян крестным знамением - поклониться.Осеняться крестом, слыша «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».Принимая благословение, сложить руки крестообразно и поцеловать благословляющую руку.
Вопросы Если требуется задать вопрос священнику, для начала нужно обратиться: «Батюшка, благословите!» и только после этого задать интересующий вопрос.

Церковь - обитель Божия, а посему следует помнить, сколько бы человек там ни находился, его пребывание должно быть овеяно благоговением и любовью.

Этапы и время начала Всенощной

Ночная Пасхальная служба является наиболее величественной и высокоторжественной из всех видов богослужений. Существует поверье, что Пасхальная ночь - самая тихая ночь в году. Белые с золотом и серебром одеяния священников, хоровые песнопения, перекатистый перезвон колоколов создают особую обстановку. Берет за душу и сакральное для всякого православного восклицание «Христос Воскресе!».

Пасхальная ночь знаменуется праздничным богослужением, которое состоит из нескольких этапов. Первый: вынесение Плащаницы. Оно происходит в Страстную пятницу в три часа пополудни - во столько, во сколько Иисус Христос умер на кресте. До момента выноса верующим запрещено в этот день веселиться, есть пищу и купаться. После возложения Плащаницы в храме постящимся будет разрешено употребление малой толики хлеба и воды. Затем происходит следующее:

  • пение стихиры в алтаре;
  • крестный ход;
  • утреня;
  • заутреня и вынос артоса (это праздничный хлеб, который потом разламывается и раздается прихожанам);
  • литургия.

Каждый этап служения важен и ни при каких условиях не игнорируется, поскольку имеет особый символизм, относящийся к истории воскрешения Господа. Ночное Пасхальное богослужение происходит непосредственно перед двенадцатью часами ночи. Начало Пасхальной службы носит название «Полунощница Пасхальная». После неё Плащаницу под пение «Восстану бо и прославлюся…» вносят в алтарь и возлагают на Великий престол, где она и будет оставаться Вознесения.

Перед двенадцатью часами раздаются три протяжных удара колокола - Благовеста, который после усиливает зычность мерных ударов, возвещая, что праздник Пасхи начался. Далее церковники три раза, вначале тихо, а далее громче поют «Воскресение Твое, Христе Спасе…».

Заутреня и крестный ход

В двенадцать часов ночи следует заутреня и крестный ход. Под звуки трезвона священники с распятьем, хоругвями, ликами Святых, благовониями и церковными светильниками шествуют процессией из алтаря к выходу. За несомыми светильником, запрестольным распятьем на кресте и иконой Богоматери парами шествуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы, диаконы и священнослужители. Завершающая пара церковников несет Евангелие и икону Воскрешения Господня. Замыкающим в праздничной процессии шествует настоятель. Миряне несут полыхающие свечи.

Три раза вся процессия обходит храм. Читается «Воскресение Твое, Христе Спасе…». В это же время над храмом Божиим разносится трезвон, возвещающий благую весть: ». Священники трижды приветствуют мирян: «Христос Воскресе!».

Останавливается все шествие в притворе. Звон колоколов стихает, и под пение «Христос воскресе из мертвых…» священник окропляет присутствующих святой водой. После читается «Да воскреснет Бог…», а миряне восклицают: «Христос воскресе». Как только прозвучит: «Христос воскресе из мертвых…», батюшка символически описывает кадилом на дверях крест, и они открываются.

Исход из храма и замыкание его входных врат символичны.

Христиане покидают свод Обители Бога, как и Адам с Евой покинули райский сад. Однако Господь наш, пролив свою кровь, вновь отворил для человечества врата рая. И когда на утрени снова открываются двери храма - для верующих символично отверзаются врата в жизнь вечную.

Продолжение заутрени и завершение ночного бдения

Продолжается утренняя служба, как только вся процессия снова находится в храме, где во множестве горят свечи и лампады. Оглашается великая ектения, пропевается канон и произносится малая ектения, поется светилен «Плотию уснув…», пропеваются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. По окончании оглашается Слово Иоанна Златоуста, символично напоминающее о смысле и значимости Воскресения Господня для всех верующих.

Завершает заутреню «Друг друга объимем…». После этого миряне целуют крест в руках священнослужителя и христосуются (троекратные символичные поцелуи) со священником. Идет по времени заутреня в среднем 90 минут. По её окончании православные приветствуют друг друга Благой Вестью «Христос воскресе», христосуются и обмениваются писанками. Следующим этапом является Литургия, на которой поется тропар, …», ипакой, кондак, отпуст и благословляются православные миряне. Верующие, соблюдавшие пост, идут на исповедь с причастием.

В Божьих храмах, где служба на Пасху проводится одномоментно несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках. Это тоже несет определённый символизм: именно так блюдется заповедь Спасителя нести Слово Божие в мир. Этот этап длится в среднем 120 минут. После Литургии миряне идут домой, разговляются и отмечают день Пасхи в кругу семьи и близких людей.

Всенощная Пасхальная служба своей благоговейной атмосферой призвана вводить верующих в таинство общения с Господом.

Служба в церкви на Пасху - особенно торжественна, поскольку знаменует собой главное для христиан событие года. В спасительную ночь Светлого Христова Воскресения принято бодрствовать. С вечера в Великую Субботу в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы.

Начало праздничной службы

Начнем с вопроса, во сколько служба в церкви на Пасху начинается. Итак, если вы планируете бодрствовать в пасхальную ночь, то должны знать, что начало службы в церкви на Пасху стартует незадолго до полуночи, когда во всех храмах служат полунощницу.

В это время иерей с диаконом направляются к Плащанице, вокруг нее совершают каждение. При этом поют «Возстану бо и прославлюся», после чего поднимают Плащаницу и относят ее на алтарь.

Как проходит служба в Церкви на Пасху? Есть ряд важных моментов. Плащаницу располагают на святом Престоле, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. В эти минуты все священнослужители в полном облачении выстраиваются по чину у Престола. В храме зажигают свечи.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах (двустворчатые двери напротив Престола в алтаре, главные врата иконостаса в православном храме) священнослужители тихо поют стихиру (текст, приуроченный к стихам псалма) о воскресении Спасителя мира.

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Завесу открывают и снова уже громче поют ту же стихиру. Царские Врата открываются. Стихиру о воскресении Спасителя поют в полный голос.

Крестный ход

Еще одна важная часть пасхальной ночи - шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход проводят вокруг здания храма в сопровождении непрекращающегося трезвона.

В самом начале крестного хода несут фонарь, за ним располагается запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. За ними, располагаясь двумя рядами, следуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами в руках, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники.

Последняя пара священников (тот из пары, который располагается справа), несет Евангелие, в руках у священника, следующего слева - икона Воскресения. Замыкает Крестный ход - предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Крестный ход останавливается перед закрытыми вратами западного входа в храм. В этот момент трезвон затихает. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение. При этом священнослужители трижды пропевают: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Далее поют ряд стихов, на каждый пропевают тропарь «Христос воскресе». После этого все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», завершая словами: «И сущим во гробех живот даровав». Двери в храм открывают и участники Крестного хода заходят внутрь храма.

Сколько идет служба в церкви на Пасху? Праздничное ночное богослужение длится до 2-3 часов ночи. Учитывайте этот момент, если планируете прийти в храм с детьми. После Крестного хода начинается утреня, которая продолжается Божественной литургией.

В этот время верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы планируете приобщиться к причащению, следует заранее сходить на исповедь и получить благословение. Это необходимо потому, что перед причащением следует быть чистым и телом, и духом.

Окончание утрени

По окончании утрени вы увидите, как священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. После этого они христосуются с каждым из молящихся, если храм небольшой и это позволяет количество верующих.

Обычно в больших храмах, куда на пасхальное богослужение приходит много верующих, священник произносит от себя краткое приветствие и завершает его троекратным «Христос воскресе!», при этом осеняя Крестом на три стороны, после чего возвращается на алтарь. В краткой фразе «Христос воскресе!» заключается вся сущность веры.

Пасхальные часы и Литургия

Во многих храмах за окончанием утрени следуют пасхальные часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме. Всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. Во время пения часов пред Литургией диакон совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение проводят несколько священников, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности. Во время чтения Евангелия с колокольни доносится «перебор», когда ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Как себя вести в храме

Входя в церковь, необходимо трижды перекреститься с поясными поклонами: тремя пальцами только правой рукой. Обязательно при этом снимите перчатки. Мужчины должны снять головной убор.

Если вы хотите обратиться к священнику, сначала нужно сказать: «Батюшка, благословите!». После этого можно задавать вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно — ладонями вверх правую на левую и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.

Храм, тем более в пасхальную ночь - особенное место, что происходит духовное таинство. Поэтому следует вести себя соответственно. Помните о том, что пока продолжается церковная служба, не рекомендуется поворачиваться спиной к алтарю.

Если вы пришли с ребенком, заранее объясните ему, что здесь нужно вести себя тихо, нельзя громко разговаривать, смеяться. Не пользуйтесь мобильным телефоном в храме и не позволяйте этого делать ребенку. Переключите аппарат на режим без звука. Пока проходит пасхальная служба, вы должны быть сосредоточены исключительно на этом.

Пока вы стоите в числе других верующих во время службы, и священник по время чтения осеняет вас крестом, Евангелием и образом, в этот момент нужно слегка поклониться. Крестным знаменем себя принято осенять в тот момент, когда вы слышите слова: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сын, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу».

Покидая храм, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Пасхи. Христиане особенно чтят этот праздник - главное воскресенье года, когда Иисус воскрес из . Пасха - олицетворение победы Любви и Жизни. Церковное в этот день радостное и лучезарное, как впрочем настроение всех прихожан, посещающих его.Основная часть службы длится с половины двенадцатого до четырех утра. Храмы в эту торжественную ночь, как правило, переполнены. Прихожанам, желающим попасть на богослужение, следует выходит из дома заранее, чтобы хватило места. Храм украшают белыми цветами, священники облачаются в торжественные одеяния, остальные служители церкви тоже нарядно одеты. Пение в эту ночь радостное и легкое, в церкви много свечей и в их свете таинственно золотятся оклады икон. Служба сопровождается Благовестом - особенным колокольным перезвоном.Куличи, и прочую снедь лучше освятить заранее, в субботу. Во время пасхальной службы, при большом скоплении народа, сделать это будет сложно.За полчаса до полуночи в алтарь через Царские врата священник и диакон на своих головах вносят полотно с изображением Христа в - плащаницу. Служители полагают ее на престоле. Здесь плащаница находится до отдания Святой Пасхи в знак того, что Иисус пребывал сорок дней на земле перед вознесением.С наступлением полночь в алтаре, который знаменует небо, священнослужители начинают петь стехиру. Она звучит так: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Пение стехиры происходит трижды. Второй раз ее поют тоже в алтаре, на тон выше и с отдернутой завесой. Это знак того, что судьбы человечества раньше открываются на небесах, чем на земле. Третье пение, еще более высокими голосами, начинается при выходе священников из алтаря и длится до середины. Заканчивают пение стехиры хор в середине храма и все молящиеся.Вслед за этим начинается трезвон. Из церкви выходи Крестный Ход и обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Ход олицетворяет жен-мироносиц, которые ходили с ароматами «зело рано ко Гробу». Участники Хода останавливаются у западных храма, словно у дверей гроба, где миронсицы получили весть о воскрешении. В этот момент трезвон стихает.Настоятель церкви берет и окутывает ароматом иконы и всех молящихся. Затем он берет в свободную руку крест с трисвешником и становится лицом на . Кадилом священник начертывает перед закрытыми воротами знамение Креста и начинает Светлую утреню.Вслед за этим двери храма открываются и взору молящихся является внутренние покои, украшенные свечами и цветами. Далее следует пасхальная заутреня. Она состоит из пения канона. Затем поют стехиры и торжественно читают Евангелие. Следующим шагом является заамвонная молитва, по окончании которой на аналое, перед иконой с Воскресшим Христом, полагается хлеб, приготовленный по специальному рецепту. Этот хлеб, именуемый по-гречески , освящается молитвой и окропляется святой водой. В течении всей Светлой Седьмицы хлеб остается в храме. В завершении Пасхальной литургии раздается радостное пение, и все верующие под колокольный звон подходят к Кресту Господнему. Здесь они обмениваются праздничными приветствиями: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»