Когда родительское в году. Родительская суббота: что нельзя делать

Мы неизменно проявляем тягу к воздаянию почестей усопшим родным и близким. Ведь так важно отдавать им дань памяти и уважения. Это помогает сохранять связь поколений и является обязательным условием духовной жизни. От нас требуется совсем немного — знать, когда будут отмечаться эти дни, только в этом случае мы можем достойно подготовиться к их проведению.

Что такое Радоница?

Называемый Радоницей или иногда Радуницей этот день входит в число специальных праздников, отведенных церковью для почитания умерших. Такие особенные дни (всего их в году 8) отмечаются по субботам, откуда и пошло их название – «родительские субботы».

Однако Радоница стоит особняком в череде этих памятных дней, так как в большинстве своем практически всегда выпадает на вторник. Особенностью этого самого главного родительского дня в году является не только то, что он отмечается во вторник, но и то, что он по своей значимости стоит на первом месте среди всех поминальных дней.

За Радоницей не закреплена точная дата, каждый год время проведения этого дня меняется в зависимости от того, когда отмечается Пасха. Надо лишь отсчитать 9 дней от Светлого Христова Воскресенья и получим собственно точную дату Радоницы. То есть, иными словами, это первый вторник после Красной горки (Фомина воскресенья). Таким образом, дата родительского дня в 2017 году выпадает на 25 апреля.

Поминальные дни

Чтобы иметь возможность вовремя почтить память усопших родных и близких, позаботившись об их душах прочтением молитв и посещением кладбища с целью поддержания порядка на могилах, просто необходимо знать точные дни поминовения. Православные родительские дни в 2017 году приходятся на следующие даты:

Теперь зная родительские дни посещения кладбища в 2017 году, вы сможете грамотно подготовиться и устроить достойный ваших усопших родных и близких поминальный обряд.

Истоки и смысл Радоницы

По свидетельству множества ученых и библейских личностей, в том числе Иоанна Златоуста, история Радоницы уходит своими корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества это был великий праздник поминания усопших, проводившийся с широким размахом. Люди, собираясь на могильных курганах, устраивали тризну (поминальный пир) и шумные гуляния, пытаясь задобрить души почивших. В народном сознании этот праздник засел так глубоко, что официальная церковь по прошествии долгого времени признала этот день, возведя его в особый ранг.

Значение этого праздника скрыто в его названии, которое у разных славянских народов может звучать по-разному. Это и Радовница (некоторые регионы России), и Могилки, и Гробки (Украина), и Навий день (Белоруссия).

Радость воскрешения в особенные дни

Однако в любом случае «Радоница» по своему происхождению приравнивается и к слову «радость» и к понятию «род, родственный». О какой же радости может идти речь в такой скорбный день? Церковь объясняет: в Радоницу посещая храм и могилы предков, мы не должны впадать в уныние и тоску, но радоваться за близких людей, представших перед ликом Господа. Они теперь близки Богу и их души радуются, находясь в любви и счастье.

Так, почему бы нам, их потомкам, не радоваться за них, вознося молитвы? Приводя в порядок могилу, мы также совершаем некое ритуальное действие, символически означающее подготовку к воскрешению души.

Главное, что мы должны и можем сделать в этот день для умерших родственников, – уделить достаточное время молитвам. Если нет возможности пригласить на могилу священника с целью прочитать литию (поминальный молебен), то можно это сделать самому. Именно в молитвах нуждаются наши родные и близкие, а не в чрезмерном поедании пищи и распитию спиртного. Так учит Церковь, и так нужно поступать согласно совести и велению сердца.

Порядок действий и основные правила

С утра в любой родительский день православные отправляются в церковь, захватив с собой постный обед, который жертвуются либо храму, либо малоимущим, остро нуждающимся в помощи людям. Отстояв заупокойную службу, обычно отправляются на кладбища, где также читают молитвы, прибираются. Еще очень сильны такие традиции как поминания едой и выпивкой прямо на могилах. Традиционно это можно понять, но вот церковь против таких действий. В принципе, каждый поступает по своим понятиям, но все же устраивать пьяный пир на могилах это дело не богоугодное.

Радоница на Руси

К слову сказать, на Руси на Радоницу расстилали рушники и скатерти прямо на могильный холм, и, разложив обильное яство, придавались трапезе всей семьей. Кушали и пили так много, что подчас тут же и засыпали. В перечень обязательных блюд входили крашеные в желтый или зеленый цвет яйца, сухие пироги по специальному рецепту, блины, каша.

Перед началом тризны глава семейства катал по могиле яйца и затем закапывал одно из них в землю, как бы давая усопшему приобщиться к пасхальной трапезе. Обязательно на могилу выливали стопку водки, что также не приветствуется современной церковью. После обеда, к которому обязательно приглашались и угощались нищие, еще недолго оставались на кладбище, мирно проводя время в беседах, и уже потом шли домой. Вечером же молодежь устраивала гулянья с песнями, плясками и веселыми забавами.

Приметы и поверья на родительский день

В народе большое значение придавали значение погоде, которая выпадала на Радуницу. Особенно ждали дождя.

  • Считалось, что дождь в этот день обладал особой силой – сохранять и продлевать молодость и здоровье, красоту, достаток, счастье. Маленькие дети пели специальные песни, зазывая дождь. В случае если дождь действительно шел, его водой умывались, подставляя ливню лицо. А девушки проделывали это специальным образом, пропуская дождевую воду через золотое или серебряное колечко, чтобы быть красивой и счастливой.
  • Дождь предвещал год, богатый на урожай.
  • Категорически запрещалось что-либо сажать или сеять – это приводило к тому, что можно было потерять весь урожай.
  • Если на Радоницу стояла теплая погода, говорили «родители теплом дохнули».

Теперь мы сможем по-иному взглянуть на смысл, которым обладает этот праздник поминовения. А показывая правильный пример своим детям, мы можем надеяться, что эта традиция будет передаваться и дальше, объединяя представителей рода в единое целое.

Дмитриевская родительская суббота - день, в который православные верующие отдают дань памяти своим предкам.
Поминовение усопших традиционно совершается в первую субботу ноября, это 3 ноября 2018 года.
Очень старая и вероятно многие и не помнят, почему именно в это время православный люд поминает своих усопших. Родительских суббот несколько в течении года, а эта особая…

Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – день покоя, а в Новом – день прощения, отпущения грехов. И не случайно субботний день был выбран Церковью для соборного поминовения героев Куликовского сражения. Накануне праздничного дня – воскресения, когда по обычаю все христиане должны быть в храме, верующие собирались для молитвы об упокоении душ братьев по вере.

…Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу.

Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

От Кулишек были видны купола храма в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение. По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала она для ополченцев и горожан.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.


Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Она была подобна священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь.

Как царь Давид, еще отрок, вышел навстречу великану с пращей в руке, и с призыванием Имени Божия сокрушил нечествица, так и на этот раз из оробевшего стана навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках.

8 сентября 1380 г. подобное чудо видело многотысячное русское войско. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов. Каждый год в один и тот же осенний субботний день князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то «Димитровская суббота» - так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской».

С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие. Обычай, установленный в Церкви со времен князя Димитрия Иоанновича, оказался той «связующей нитью», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей.


Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу

На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие.

Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится. Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться.

Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.

В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.

Как поминать: Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.

Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Приметы на Дмитриевскую родительскую субботу и поговорки

Инновационный стимулятор роста растений!

Увеличение всхожести семян на 50% всего за одно применение. Отзывы покупателей: Светлана, 52 года. Просто невероятное удобрение. Много слышали о нем, но когда попробовали, удивились сами и удивили соседей. На помидорных кустах выросло от 90 до 140 штук помидор. О цукини и огурцах говорить не стоит: урожай собирали тачками. Дачей занимаемся всю жизнь, и никогда не было такого урожая....

Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются». На дедовой неделе и родители вздохнут. Живы родители - почитай, а умерли – поминай. Деды́ не знали беды́, а внуки познали муки. Покойника не поминай лихом, а добром - как хочешь.

  • Поминай живых добром, а покойничков зелёным вином.
  • Без пива, да без вина - и не поминки.
  • Человек рождается на смерть, умирает на жизнь.
  • Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом - всё полегчает.
  • Добром поминай, зло забывай.
  • Русский человек без родни не живёт.
  • Мужик своей роднёю крепок. И велико поле, да не родимое.
  • Дмитриева суббота - кутейникам работа.
  • Пей, не жалей - поминай веселей.
  • С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее.
  • На Дмитрия девки хитрые (собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда).
  • С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки. Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. На дедовой неделе отдохнут родители, стоит оттепель - всей зимушке-зиме быть с теплинами.
  • На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу.

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Православный календарь — это обязательная и неотъемлемая часть жизни верующих людей.

Заглянув в него, можно узнать даты великих постов и праздников, а также распланировать свой график на последующий год — рабочие, выходные, посадочные, постные и поминальные дни.

Родительские субботы в 2017 году имеют четко установленные даты. Если нет времени сходит в церковь и поставить свечку, то надо обязательно съездить на могилы усопших. Отвезти цветы, прибраться и выказать дань почтения. Родительских суббот в течение года не много, но они позволяют остановиться в повседневной суете и вспомнить, хотя бы на минуту, о тех людях, которые были и остаются для нас очень дорогими. Важно иметь в сердце весь смысл Великого поста, и ограничивать себя в слабостях.

Родительские субботы в 2017 году

Родительскими днями называются специальные дни, в которые принято вспоминать усопших людей.

. 9 мая 2017 года , вторник - день памяти по погибшим в Великой Отечественной войне.

Июньская Родительская суббота предшествует великому празднику Троице и выпадает на 3 июня.

11 сентября 2017 года , понедельник - день поминовения усопших православных воинов

Что нужно делать в родительский день

Довольно большое количество народу посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи. Многие, к сожалению, придерживаются кощунского обычая сопровождать посещения умерших пьяным диким разгулом. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать усопших.

Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, остро противоречит установлениям Церкви: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

Как и многие православные священнослужители, священник Валерий Числов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском кладбище Челябинска, предостерегает от необдуманных поступков и от прочих действий, совершенных по незнанию в праздник Радоницы:

«Следует помнить, что кладбище — это место, где следует вести себя с благоговением, Печально видеть, как некоторые люди пьют там водку и поют мирские песни. Кто-то крошит на могильный холм хлеб и яйца, льёт спиртное. Устраивают порой настоящий разгул. Всё это напоминает скорее языческие тризны и неприемлемо для христиан. Если уж мы взяли на кладбище еду, лучше раздать её нищим. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным»

Придя на кладбище в праздник Радоницы, нужно зажечь свечку и совершить литию (усиленно помолиться). Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего.

Не нужно пить, и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм - эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным.

Торжество Радуницы или родительский день — духовное празднество поминок покойников, уходящий своими истоками в первобытные языческие времена. Православная религия поддержала эту традицию и занесла ее в перечень православных христианских праздничных дней. В соответствии церковным статутом данное празднество справляется на девятые сутки после Воскресения Христова во второй день Фоминой седмицы. Это 1-ый рабочий день после Ясной Пасхальной седмицы. В случае если на этот день случается то или иное торжество, то празднование Радуницы переносится на последующий день. Таким образом, подобным способом возможно установить дату празднования Радуницы в 2017 году. Воскресение Христово в России в 2017 году празднуется 16 апреля. Отсчитываем девять суток и получаем, что празднование родительского дня будет происходить 25 апреля 2017 года .

ИСТОРИЯ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ДНЯ.

Эти торжества совершались у славян еще в давние времена. Сначала само название Радоницы (радоницы, тризны) относилось к божествам, воплощавших почитание мертвых, охранительницам душ скончавшихся пращуров. Радоницам приносились жертвоприношения, в их честь устраивались изобильные торжества и возлияния на погребальных холмах, чтобы умерший мог оценить то почтение, с которым к нему относились оставшиеся в живых. С течением времени термин “тризна” стал означать помины, а “радоница” — весеннее поминовение умерших. Данный обычай был воспринят Русской Православной Церковью. Слово «радоница» исходит от сочетания слов «радость» и «род». Торжество это занимает заметное место сразу после празднования Светлой пасхальной недели и обязывает православных верующих не очень предаваться печали по ушедшим в мир иной, а возрадоваться их вечной жизни вместе с Господом Богом. Весь христианский мир празднует Христово Воскресение, его торжество над земной смертью, а затем, через девять суток, верующие отмечают возрождение к новой жизни своих предков, родных и близких, поминая их в особый день – Радуницу. Смерть в христианстве связана с вечностью, души не имеют срока, они живут вечно на небесах и радуются за живых людей. Возрождение Христа, как символ победы жизни над смертью, вытесняет грусть о расставании с близкими.

“На радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут”, то есть занимаются различными видами работ, навещают места захоронения и развлекаются вечером. Это торжество давно стало светским днем памяти, в отличие от церковных родительских суббот.

Кладбища – это освященная церковью территория, где находятся покойники в ожидании предстоящего воскресения. По обычаям и законам языческих государств и народов места захоронения считали священными и неприкосновенными, за надругательством над которыми полагались различные виды наказания. Из давних языческих времен сохранилась традиция отмечать место захоронения насыпанием над ним холма. В развитие этого обычая, христианская Церковь украшает могильный холмик победным знамением нашего спасения – крестом, изображенным на намогильной плите или установленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

В году всего восемь родительских дней и семь из них приходятся на субботы и называются родительскими субботами. Радуница 2017 — самый важный из них для каждого православного христианина. Он напоминает нам о необходимости заботиться о душах наших предков. Считается, что это день радости, потому что умершие уходят в новую вечную жизнь. Обычай поминать усопших не отмечен особым последованием в Уставе. Основывается он на том, что в Фомину неделю вспоминается сошествие Христа в ад и с понедельника Фоминой недели Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших — живые радуются благой вести о Воскрешении с мертвыми. Нужно обязательно знать дату родительского дня, чтобы воспользоваться возможностью вспомнить своих умерших родных, близких и знакомых, помянуть их, посетить кладбища, на которых они похоронены и прибраться на могилках.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ 2017?

Довольно значительное количество людей посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи . Многие, к сожалению, придерживаются традиции сопровождать посещения умерших неумеренным потреблением алкогольных напитков. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать покойников. Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, входит в противоречие с богослужебным уставом Церкви на том основании, что нельзя допускать смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

В тоже время на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах умерших, куда приносят пасхальные куличи, крашеные яйца и другие пасхальные яства. Количество блюд по традиции должно быть нечетным. Там совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищим в виде подаяния на помин души. На кладбище происходит реальное, живое бытовое общение с умершими. С ними делятся радостями и горестями происшедшими с момента последнего посещения кладбища. Кроме того, придя на кладбище в родительский день, нужно зажечь свечку и усиленно помолиться. Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего. Церковь осуждает некоторые народные обычаи, происходящие в этот день. Не нужно пить и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм – эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным. Но несмотря на это многие люди, как и их предки, приходят на кладбище, чтобы самому пригубить и покойнику налить.

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду.

В некоторых регионах Российской Федерации Радоница была днем домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбищах было не принято. Так на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии готовили баню для мертвых, оставляя для них воду с веником, чистое белье, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню. А на утро на золе, рассыпанной на полу искали следы умерших.

Также в этот день сложилась традиция “окликания дождя”. Дети несложными заклинаниями вызывали первый весенний дождь..Народные приметы утверждают, что не было ни одного радоницкого вторника, в который не капнуло бы несколько капель дождя. Если после заклинаний начинался дождь, то все начинали умываться “небесной водицей”, которая должна принести счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки должны умыться дождевой водой через золотые и серебряные кольца. По народным верованиям это надолго сохраняло красоту и молодость.

ТРАДИЦИИ НА РАДОНИЦУ.

Изначально этот замечательный праздник отмечался на каком-либо возвышении, оттого и название Красная горка. Для гулянья жители еще до рассвета собирались всей деревней, чтобы почтить главное божество - Ярило. На этом же месте и устраивали веселые праздництва с богатым столом и множеством различных развлечений и игр. А как только появлялось солнце, то всей деревней кричали: «Слава Яриле! Здравствуй, красное солнышко!»

Также было принято раньше зазывать весну. В разных деревнях то и дело можно было услышать: «Приди к нам весна! Со радостью, со милостью! Со рожью зернистую, со овсом кучерявым, с ячменем усатым …». Многие верили, что если этого не сделать, то урожай будет скудным и небогатым.

Находили время и для того, чтобы сходить на кладбище к усопшим родственникам. Как и сегодня, народ нес много яст и вареные куриные яйца. Однако наши предки не просто подкладывали их под могилу. Для начала они его били о могилку, после чего очищали и скорлупу закапывали в землю, а само яйцо отдавали бедным.

Стоит отметить, что раньше Радоницу отмечали не один день, посему гуляли всем селом, приглашая в гости к себе и другие деревни. Обязательно всех угощали традиционными для этого дня блюдами - яичницей, блинами, караваями, различными пирогами, в общем всем, что было в форме круга. Обязательным развлечением в этот день было катание яйца с горы. У кого дольше всех прокатится яйцо и не разобьется, тот и будет всех счастливей на все село.

Красная горка еще была праздником любви, а все потому, что это тот праздник, когда собиралось много молодежи и не только с одной деревни, иногда даже с нескольких сел. Молодые люди присматривались друг другу, знакомились, а некоторые в игровой и шутливой форме признавались в любви или симпатии. Поэтому Радоница всегда была праздником зарождения любви и крепкой семьи. Девушки же к этому празднику готовились особенно - наряжались в новую красивую одежду, плели косы и вплетали в них цветы или даже венки с лентами. А вот оставаться дома в Радоницу считалось плохой приметой, кроме того, молодежь в таком случае не упускала возможности поглумиться над таким человеком и придумать различные смешные прозвища. Многие верили, что тот, кто останется в этот день дома, обязательно в грядущем году будет несчастен.

Замужние и взрослые женщины старались в этот день приготовить как можно больше еды, чтобы часть отложить для храмов, а другую часть отдать нищим. Многие верили, что это может принести удачу в грядущем году.

Еще Красная горка всегда считалась самым удачным днем для свадьбы и совсем не из-за приметы или суеверий, а потому, что свадьбы зависели от посевного сезона. Поэтому отмечали их или ранней весной или поздней осенью до сбора урожая. Возможно из-за этого часто можно услышать, что Радоница - Девичий день.

А для тех, кто в этот праздник посватался, был отдельный обычай. Для этого всей молодежью в селе собирались и отправлялись толпой к дому, где отмечали сватанье. Под домом они пели песни, а иногда даже показывали представления, за что их угощали вкусными блюдами со стола. А девушку и парня, которые были сосватаны, называли «вьюница» и «вьюнец».

Так как дождь на Радоницу была хорошей приметой, то его старались вызвать. Для этого дети на улице его окликали: «Поливай, дождь, на бабью рожь, на дедову пшеницу, на девичий лён поливай ведром». Или: «Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!».

Если все же начинался дождь, то весь народ выходил на улицу и умывался этой водой на счастье, а девица обязательно брала с собой серебряные кольца и через них также умывалась.

ПРИМЕТЫ НА РАДОНИЦУ 2017.

Плохой приметой полагалось, если в этот день не прийти на могилку к родным. Считали, что и этого человека никто не помянет и не вспомнит после смерти.

Ни в коем случае нельзя было раньше начинать какие-либо работы на огороде. Считалось, что это может привести к засухе, неурожаю и смерти одного из близких.

Нехорошей приметой был и дождь до обеда, после которого вечером дует ветер. В таком случае считалось, что предки не довольны тем, что о них забыли и не приходят на могилки. А вот если в Радоницу просто идет дождь, а ветра нет, то это к счастью в доме и к богатому урожаю.

Та хозяйка, которая первая приготовит праздничную трапезу, первая будет и собирать жатву, при чем урожай у неё будет богаче, чем у остальных.

Также наши предки верили, что та семья, которая первая придет на кладбище будет самой счастливой в году, а даже возможно, получит особенную мудрость, которая поможет в решении многих проблем.

ГАДАНИЯ НА РАДОНИЦУ 2017.

Гадания на Радоницу 2017. На Радоницу незамужние девушки собирались вместе и гадали. При этом необходимо отметить, что на Радоницу не было четко установленных ритуалов, как правило девушки применяли те гадания, которые использовались на все святки. Например, девушки пытались узнать судьбу с помощью книги.

Весной женщины плели венки из березовых веток, а потом шли к реке, чтобы пустить его на воду. Полагали, что куда поплывет венок, оттуда жених и придет. В случае, если он задерживался у берега, то в этом году замужества не будет, если же венок тонул, то предполагали что быть беде. Многие девицы верили, что в таком случае в скором времени она умрет.

Одним из самых распространенных гаданий было гадание на березовой ветке. Незамужние девушки отправлялись в рощу и срывали одну веточку. Затем перед сном клали её под подушку. Кто в эту ночь придет во сне, тот и будет её жених.

Видео: родительский день 2017.