Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Поможем Старичку-Лесовичку. Приключения в гостях у старичка-лесовичка

Наталья Никитина

Педагогический проект

тема: «ПИСЬМА ЛЕСОВИЧКА»

(нравственно-экологическое воспитание младших дошкольников в работе с родителями в условиях реализации ФГОС)

Актуальность проекта

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

Физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

Эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

Условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления в том числе в процессе общения с окружающей природой.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Цель проекта:

Повысить уровень нравственно-экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

1. Поднять уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме нравственно-экологического воспитания детей.

2. Развитие детско-родительских отношений в ходе реализации проекта посредством специально организованной игровой ситуации.

3. Формирование у детей необходимых знаний о сезонных изменениях в природе, на основе предложенного материала.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня знаний и информированности у родителей по проблеме экологического воспитания детей.

2. Активное участие родителей в экологическом образовании детей.

3. Развитие у детей нравственных мотивов в общении с окружающей природой.

Участники проекта: Родители, дети, воспитатель.

Продолжительность проекта: Два месяца.

В своем проекте я использую, следующие виды детской деятельности, которые соответствуют их возрасту:

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Восприятие художественной литературы;

Конструирование из природного материала;

Изобразительная.

Формы и методы работы с родителями.

1. Консультации и сообщения нравственно-экологической направленности для родительского уголка «Малыш в мире природы». Беседы с родителями о важности данной работы.

2. Домашнее задание (оформление папки «Экологический дневник», участие в выставках).

3. Изготовление папок-передвижек, на предложенные темы, по выбору родителей.

4. Привлечение родителей к совместной с детьми творческой деятельности.

5. Проведение родительских собраний, совместных экологических мероприятий.

6. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

7. Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Этапы проекта

1. Организационный

Цель: вызвать у родителей интерес к проблеме нравственно-экологического воспитания детей.

Родительское собрание на тему «Роль семьи в нравственно-экологическом воспитании детей.

Анкетирование с целью выявления их экологической компетентности.

Выбор семей готовых к участию в педагогическом проекте.

Написание тематического плана по реализации проекта.

Обсуждение плана работы с родителями.

2. Практический

Организованная работа участников проекта в соответствии с представленным планом.

Экологический утренник «В гости к нам спешит Лесовичок»

3. Заключительный (подведение итогов работы)

Продукты проекта

Информационный стенд для родителей

«Малыш в мире природы».

Письма от Лесовичка

Почтовый ящик для писем Лесовичку

Письма детей Лесовичку


Экологические дневники участников проекта


Выставка совместных творческих работ детей и родителей из природного материала «Друзья Лесовичка»

Папки – передвижки


Копилка совместных творческих работ детей и родителей для Лесовичка

Копилка информационного материла экологической направленности в уголок «Малыш в мире природы»

Заключение.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Благодаря тому, что родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в ходе реализации проекта, нам удалось в достаточной степени решить поставленные задачи.

Тема «Загадки Старичка-Лесовичка»

Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.

Задачи:

Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.

Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление, речь, умение слушать друг друга.

Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы
Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на своем столе письмо. Вот оно. Адресовано детям подготовительной группы №1. А от кого оно пришло – не указано.

– Посмотрим, кто же его написал. Так это же письмо от Старичка-Лесовичка. Он пишет, что хочет пригласить нас к себе в гости, в лес.

– Вы хотите побывать в весеннем лесу?
Дети: Да.

Воспитатель: Для получения приглашения нам с вами нужно выполнить задания Старичка-Лесовичка.

Задание 1 . «Назовите правила поведения в лесу»

(Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, разбрасывать мусор, разводить костры, рвать охапками цветы, разорять гнезда птиц, муравейники, ловить и убивать насекомых…).

Задание 2. «Каким бывает лес».

(Весенний, хвойных, грибной, смешенный, волшебный, загадочный, осенний, нарядный…).

Задание 3. Воспитатель предлагает назвать слова, которые можно образовывать от слова «лес» (Лесник, лесоруб, лесная, Лесовичок, лесовоз, лесочек).

Задание 4. «Что таким бывает?».

Лесной (гриб, пень, шум, житель, хор…)

Лесная (тропинка, речка, ягода, лесная сказка, прогулка…)

Лесные (звери, обитатели, хоромы, ягоды, грибы…).

Лесное (озеро, приключение, чудо, дерево…).

Задание 5. «Назови лист дерева».

Береза – березовый
Осина – осиновый

Дуб – дубовый
Клён – кленовый

Рябина - рябиновый
Тололь – тополиный

Физ. Минутка

Заяц мчится что есть мочи,

(Бегут на месте)

Спрятаться в лесу он хочет

(Приседают и закрывают лицо ладонями)

То бежит он, то кружится,

(Встают, кружатся)

Бедный, он всего боится.

Где укрыться от зла?

(Прижимают руки к груди)

От лисицы, от куницы?

(Поворачивают туловище вправо-влево).

От совы и от орлицы?

(Машут руками).

Задание 6. Стихотворение – чистоговорка.

Ручеек – журчалочка –жур – жур – жур!

Завертелась палочка – чур - чур – чур!

Козочка копытцами – клоц – клоц – клоц!

Хорошо напиться бы – буль – буль – буль!

А пастух на дудочке – ду – ду –ду!

Все вороны каркают – кар – кар – кар!

А лягушки квакают – ква – ква – ква!

Задание 7 . «Отгадайте загадки».

«Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой

Всё равно он будет мой»

«Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький»

(Подснежник)

«Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы»

«В лесу у пня

Суета, беготня

Народ рабочий

Весь день хлопочет

Себе город строит»

(Муравьи)

Задание 8. «Лесные обитатели».

Воспитатель называет дерево, ягоду, цветок, зверя, птицу…, а ребенок перечисляет названия известных ему обитателей леса.

Звери – волк, лиса, медведь, кабан, лось…

Птицы – сова, дятел…

Насекомые - …

Задание 9. «Назовите жилища обитателей леса».

У волка – логово;

У мышки – норка;

У белки – дупло;

У птицы – гнездо;

У медведя – берлога;

У крота – нора;

У лисы – нора;

У муравья - …

Задание 10. «Цепочка».

Дети делятся на две команды и составляют цепочку из слов, передавая друг другу шишку. Первый ребенок называет слово, второй ребенок повторяет предыдущего, затем называет свое слово и т.д.

Грибы (подберезовик – масленок – груздь…)

Ягоды (малина – черник – брусника…)

Задание 11. «Исправь ошибку».

Исправьте ошибки, которые допущены при составлении предложений.

На дятле сидит дерево (На дереве сидит дятел).

Лес растет в ягоде (Ягода растет в лесу).

Корзину положили в гриб (…).

Елка спряталась за зайцами (…).

Задание 12. Составь рассказ о весне.

(Воспитатель вывешивает на доску сюжетную картинку «Весна в лесу» и предлагает двум- трем детям составить по ней рассказ).

Воспитатель : Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Дети : О лесе, весне.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданиями Старичка-Лесовичка, теперь думаю он нас обязательно пригласит к себе в гости.

Программное содержание занятия:

1. Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи, используя определения и эпитеты.
2. Обогащать эмоционально-чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы. Закреплять знания детей цветов спектра. Развивать умения созерцать предметы, Явления, Всматриваться вслушиваться.
3. Развивать умение детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач об осени; способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие. Развивать творческое мышление.

Используемые материалы:

Картинки (на каждого ребенка): разноцветные листья, паутинки, облака;
- репродукция с картины И. Левитана «Золотая осень»;
- репродукции с изображением хмурого, ненастного, дождливого осеннего дня;
- бумажный лист с изображением палитры для смешивания красок;
- макет «пруда» из большого листа голубой бумаги с «плавающими» по нему разноцветными опавшими листьями разных деревьев;
- засушенные листья осенних деревьев, а также силуэты березы, осины, рябины;
- аппликации по теме «Природа и фантазия»;
- грамзапись музыкального цикла «Времена года» , «Октябрь».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Лесовичка. Хотите с ним познакомиться?

Письмо Лесовичка

В лесу мокром, золотом
Ходит осень под зонтом…

А что происходит осенью в городе? Ребята, расскажите мне о природе-чудеснице в это время года. Что вы почувствовали, услышали и ощутили.
Я посылаю вам свои загадки и загадочные объявления. А вы пришлите мне ваши рассказы про осень.
Жду ваших ответов.

Загадки и загадочные объявления, присланные Лесовичком

Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья на дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Я тащу к своей норе.
Кому нужны грибы, приходите ко мне!

Друзья! Прошу разбудить весной!
Приходите лучше с медом.

(Медведь)

Воспитатель: Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет осень? (Грибами, ягодами, овощами, фруктами, прелыми листьями, сыростью.)
А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они? А поможет вам услышать их вот это стихотворение.

В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши…

(В. Суслов)

Воспитатель: Давайте представим себе, какие легкие лесные шорохи можно услышать осенью? (Ответы детей.)
А какие звуки можно услышать в осеннюю погоду?

Игровое упражнение «СЛУШАЕМ ЗВУКИ ОСЕННЕЙ ПОГОДЫ»

Листья опадают на землю и шепчутся, прощаясь друг с другом, - вот так;
- слышен шум текущей воды - вот так;
- капли дождя тихонько стучат по земле, слышен шорох листьев (шелест бумаги).

Музыкальные шумы (грамзапись).

Воспитатель: Узнаете, что это за звуки?
- Шум ветра; стук дождя (по стеклу, по асфальту, по крыше, по лужам…).
А теперь отгадайте загадку Лесовичка.

(Воспитатель читает рассказ «Разноцветные кораблики».)

«Добрался я и до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».

Расскажите, что это за кораблики плавают по пруду? Почему это произошло? (Ответы детей.)
А теперь я приглашаю вас на «пруд» («голубой островок» из бумаги с разбросанными разноцветными листьями от разных деревьев).
Потрогайте их, понюхайте. Чем они пахнут? Какие они на ощупь?
А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? (Они падают, кружатся, летят, вальсируют…) А как все это можно назвать? (Листопад.)
Давайте еще устроим листопад (неоднократно повторить это слово).
Каким стало ваше настроение?
Как вы думаете, какой цвет главный в осеннем лесу? (Желтый, золотой.)
А теперь посмотрите, какое множество оттенков в этих листьях-корабликах.

Игровое упражнение «НАЙДИ ПАРУ»

Дети подбирают похожие по цвету листья, а воспитатель показывает и называет оттенки цветов: красный, багряный, оранжевый, лиловый, лимонный и т. д.

Воспитатель:

Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой -
Как хорош ты, лист цветной!

Это разноцветная осень, но если вы хотите увидеть золотую осень во всем ее очаровании, давайте отправимся в лес. (Переход к выставке осенних картин.)

Воспитатель обращает внимание детей на картину И. Левитана «Золотая осень». «Осенний пруд»

Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»?
Найдите, что здесь золотое?
Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. (Среди осенних листьев дети находят листочки похожих цветовых оттенков и прикладывают их к картине.) Лес сверкает, как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром.
А теперь взгляните на остальные картины и скажите, какой еще бывает осень? (Хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая…)
«Унылая пора, очей очарованье», - так об этом сказал поэт.
А художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками.
А теперь из этого прекрасного золотого уголка Осени мы с вами перенесемся в ее тайную лабораторию.
Какой необычный «транспорт» мы для этого выберем? Осенние листочки, облака-путешественники или последние осенние «паутинки»?

Ну, отправляемся!
Закройте глаза, присядьте...

Ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на листочки пестрые

(варианты: на облака воздушные или на паутинки легкие)

Подул, подул, подул.

Игровое упражнение на дыхание

Воспитатель: А теперь отдадимся власти нежного ветерка и, тихонько покачиваясь, как бы паря в воздухе, отдохнем под музыку осени. (Релаксация под музыку «Времена года» , «Октябрь» - фрагмент.)
Что ощущали вы, «паря» в воздухе осени? Хотите спросить у меня об этом?
Я почувствовала шорох листьев, ощутила запах лесных грибов. А вы? (Дети дают свои ответы и получают «пропуска» в лабораторию осени.)
Теперь обратите внимание на «волшебный глаз» этой лаборатории. Это лупа.
Давайте рассмотрим опавшие разноцветные листья через неё
Хороша художница-Осень?

Практическое задание: найти листья рябины, березы, осины.

Игровое упражнение «С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?»

Дети отгадывают по силуэтам разных деревьев их названия: береза, осина, рябина.

Воспитатель: Рябина осенью похожа на настоящую лесную сказку: села в высокую траву жар-птица и распустила свой огненный хвост. (Показ аппликаций из листьев рябины с изображением птицы.)
А Золушка-осина осенью превращается в ослепительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок. Листья осины бывают лимонно-желтыми, зеленовато-розовыми, пурпурными. (Дети с помощью воспитателя находят листья этих оттенков.)
Давайте составим главный цвет осени - огненный, золотой - из красок, приготовленных в ее лаборатории.

Игровое упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

(См. книгу «Упражнения с Монтессори-материалами», с. 23.)

Воспитатель: Давайте полюбуемся «прощальным лучиком осени», который у нас получился. У королевы-Осени есть не только своя лаборатория, но и «Умей-город». Она такая выдумщица! Хотите побывать в нем?
Вот ее выставка «Фантазия». Все работы сделаны из засушенных листьев. Присмотритесь к ним получше!
Мастером здесь может стать каждый: составьте из осенних листочков каждый свою картину про осень. Потом мы сложим из них целую книжку про осень и отправим ее нашему знакомому Лесовичку. Согласны?
В конце занятия можно предложить детям немного потанцевать под песню «Танец осенних листочков» (слова Е. Макшанцевой, музыка П. Филиппенко).

Листочки, листочки
По ветру летят,
У деток под ножками
Тихо шуршат.
И, плавно качаясь,
Ведут хоровод.
И ветер осенний
Им песню поет.
То вправо, то влево
Листочки летят,
Прощается с нами
Веселый наш сад.
Листочки, качаясь,
Ведут хоровод.
И ветер осенний
Им песню поет.

/интегрированное занятие в старшей группе/

Цель: развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные» ;
  • Формировать грамматический строй речи: образование притяжательных прилагательных, согласование существительного с числительным, образование однокоренных слов, употребление в речи предлогов (за, из-за) ;
  • Развивать координацию речи с движением;
  • Развивать физиологическое дыхание;
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление;
  • Развивать творчество у детей;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность, взаимопонимание.

Оборудование:

Игрушки: ёж, оленёнок, заяц, лиса, солнышко; мультимедийная установка; фотоаппарат; ели; брёвнышко; диск с презентацией; аудиокассета с записью

«Пение птиц» ; мнемотаблицы «Угадай животное» ; письмо от Лесовичка; корзина с подснежниками; корзина с гостинцами для животных: косточка, рыбка, морковь, бочонок с мёдом, сено, мышка, шишка; магнитофон; диктофон; белая ткань (проталинка) ; карточки с изображением силуэта белки, волка, зайца, лисы, медведя, лося, оленя; гуашь; поролон; мятая бумага, ватные палочки; клей; «глазки» ; коробка с цветными ленточками; влажные салфетки; столы и стулья.

Методы и приёмы:

  • Словесный – беседа, пояснение, объяснение, художественное слово;
  • Наглядные – показ слайдов, мнемотаблиц, показ способов изображения;
  • Практический – упражнения, дидактические игры;
  • Проблемная ситуация;
  • Социоигровой метод;
  • Здоровьесберегающие технологии: массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;
  • Приёмы гуманной педагогики: нашёптывание, показ ответа с закрытыми глазами при помощи пальцев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие: дети стоят в кругу, передавая игрушку - солнышко говорят о том, что они рады видеть друг друга.

II. Основная часть.

  1. Сюрпризный момент: чтение письма от Лесовичка.
  2. Упражнение «Назови родственные слова» .
  3. Игра-имитация «Оденься на прогулку» .

Обуваем ножки в тёплые сапожки,

Шапку на головку мы завяжем ловко.

На руки перчатки.

В добрый путь ребятки.

Вокруг себя повернись, в лесу весеннем окажись.

4. Упражнение на дыхание «Подыши глубоко воздухом» (под музыку с закрытыми глазами) .

5. Дидактическая игра «Угадай животное» (мнемотаблица) .

6. Дидактическая игра «Кто спрятался?» .

Кто спрятался за брёвнышком?

Чьи уши виднеются из-за брёвнышка?

Кто спрятался за пушистой ёлочкой?

Чьи рога виднеются из-за пушистой ёлочки?

Кто спрятался за ёлочкой?

Чья мордочка виднеется из-за ёлочки?

Кто спрятался за высокой елью?

Чей хвост виднеется из-за высокой ели?

7. Массаж – движения выполняются в соответствии с текстом.

Утром лисонька проснулась, лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась, солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала, растирать все лапки стала.

Лапки, лапки и бока, вот какая красота.

8. Мультимедийная игра «Кто где живёт?»

Ответы дети нашёптывают на ушко.

Где живут лисы?

Как называется жилище волка?

Куда складывают свои запасы белки?

Где спят зимой медведи?

9. Физминутка.

Медвежата в чаще жили, дружно головой крутили.

Вот так, вот так, дружно головой крутили.

А потом они плясали, дружно лапы поднимали.

Вот так, вот так, дружно лапы поднимали.

10. Мультимедийная игра «Посчитай-ка»

Ответы дети показывают при помощи пальцев с закрытыми глазами.

Послушайте и посчитайте, сколько лосят у лосихи.

Сколько медвежат у медведицы?

Сколько зайчат у зайчихи?

11. Гимнастика для глаз – движения в соответствии с текстом.

Мы морковку в руки взяли, с ней немного поиграли.

Вверх морковку подними, на неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти, только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево, ай да заинька умелый.

Глазками моргает, глазки закрывает.

Прощание с Лесовичком.

12. Упражнение «Продолжи предложение» .

Мы сейчас были в гостях у…

Я в лесу видел…

Мне больше всего запомнилось…

Мне понравилось…

Я сегодня узнал о…

Бобры живут в…

В лесу нельзя…

Своим друзьям я расскажу…

13. Сюрприз для детей – подснежники.

14. Возвращение в детский сад.

По тропинке мы пойдём, в детский сад попадём.

15. Создание проблемной ситуации: на фотографиях видны только силуэты животных.

Что можно сделать?

16. Игра имитация «Переоденься» .

17. Рисование с использованием рисуночных техник (рисование пальчиком, ватными палочками, комком бумаги, тампонирование) .

Путешествие в осень. Конспект занияия по развитию речи

РАБОЧИЙ СТОЛ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ

(Конспект занятия по развитию речи)

Программное содержание занятия:

1. Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи, используя определения и эпитеты.
2. Обогащать эмоционально-чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы.
3. Развивать умение детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач об осени; способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.

Используемые материалы:

Картинки (на каждого ребенка): разноцветные листья, паутинки, облака;
- репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень»;
- репродукции с изображением хмурого, ненастного, дождливого осеннего дня;
- бумажный лист с изображением палитры для смешивания красок;
- макет «пруда» из большого листа голубой бумаги с «плавающими» по нему разноцветными опавшими листьями разных деревьев;
- засушенные листья осенних деревьев, а также силуэты березы, осины, рябины;
- аппликации по теме «Природа и фантазия»;
- грамзапись музыкального цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Октябрь».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Лесовичка. Хотите с ним познакомиться?

Письмо Лесовичка

В лесу мокром, золотом
Ходит осень под зонтом…

А что происходит осенью в городе? Ребята, расскажите мне о природе-чудеснице в это время года. Что вы почувствовали, услышали и ощутили.
Я посылаю вам свои загадки и загадочные объявления. А вы пришлите мне ваши рассказы про осень.
Жду ваших ответов.

Загадки и загадочные объявления, присланные Лесовичком

Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья на дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Я тащу к своей норе.
Кому нужны грибы, приходите ко мне!

Друзья! Прошу разбудить весной!
Приходите лучше с медом.

(Медведь)

Воспитатель: Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет осень? (Грибами, ягодами, овощами, фруктами, прелыми листьями, сыростью.)
А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они? А поможет вам услышать их вот это стихотворение.

В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши…

(В.Суслов)

Воспитатель: Давайте представим себе, какие легкие лесные шорохи можно услышать осенью? (Ответы детей.)
А какие звуки можно услышать в осеннюю погоду?

Игровое упражнение «СЛУШАЕМ ЗВУКИ ОСЕННЕЙ ПОГОДЫ»

Листья опадают на землю и шепчутся, прощаясь друг с другом, - вот так;
- слышен шум текущей воды - вот так;
- капли дождя тихонько стучат по земле, слышен шорох листьев (шелест бумаги).

Музыкальные шумы (грамзапись).

Воспитатель: Узнаете, что это за звуки?
- Шум ветра; стук дождя (по стеклу, по асфальту, по крыше, по лужам…).
А теперь отгадайте загадку Лесовичка.

(Воспитатель читает рассказ Д.Н. Кайгородовой «Разноцветные кораблики».)

«Добрался я и до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».

Расскажите, что это за кораблики плавают по пруду? Почему это произошло? (Ответы детей.)
А теперь я приглашаю вас на «пруд» («голубой островок» из бумаги с разбросанными разноцветными листьями от разных деревьев).
Потрогайте их, понюхайте. Чем они пахнут? Какие они на ощупь?
А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? (Они падают, кружатся, летят, вальсируют…) А как все это можно назвать? (Листопад.)
Давайте еще устроим листопад (неоднократно повторить это слово).
Каким стало ваше настроение?
Как вы думаете, какой цвет главный в осеннем лесу? (Желтый, золотой.)
А теперь посмотрите, какое множество оттенков в этих листьях-корабликах.

Игровое упражнение «НАЙДИ ПАРУ»

Дети подбирают похожие по цвету листья, а воспитатель показывает и называет оттенки цветов: красный, багряный, оранжевый, лиловый, лимонный и т.д.

Воспитатель:

Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой -
Как хорош ты, лист цветной!

Это разноцветная осень, но если вы хотите увидеть золотую осень во всем ее очаровании, давайте отправимся в лес. (Переход к выставке осенних картин.)

Воспитатель обращает внимание детей на картину И.Левитана «Золотая осень».

Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»?
Найдите, что здесь золотое?
Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. (Среди осенних листьев дети находят листочки похожих цветовых оттенков и прикладывают их к картине. ) Лес сверкает, как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром.
А теперь взгляните на остальные картины и скажите, какой еще бывает осень? (Хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая…)
«Унылая пора, очей очарованье», - так об этом сказал поэт А.С. Пушкин.
А художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками.
А теперь из этого прекрасного золотого уголка Осени мы с вами перенесемся в ее тайную лабораторию.
Какой необычный «транспорт» мы для этого выберем? Осенние листочки, облака-путешественники или последние осенние «паутинки»?

Ну, отправляемся!
Закройте глаза, присядьте...

Ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на листочки пестрые

(варианты: на облака воздушные или на паутинки легкие)

Подул, подул, подул.

Игровое упражнение на дыхание

Воспитатель: А теперь отдадимся власти нежного ветерка и, тихонько покачиваясь, как бы паря в воздухе, отдохнем под музыку осени. (Релаксация под музыку «Времена года» П.И. Чайковского, «Октябрь» - фрагмент.)
Что ощущали вы, «паря» в воздухе осени? Хотите спросить у меня об этом?
Я почувствовала шорох листьев, ощутила запах лесных грибов. А вы? (Дети дают свои ответы и получают «пропуска» в лабораторию осени.)
Теперь обратите внимание на «волшебный глаз» этой лаборатории. Это микроскоп.
Давайте рассмотрим опавшие разноцветные листья через него.
Хороша художница-Осень?

Практическое задание: найти листья рябины, березы, осины.

Игровое упражнение «С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?»

Дети отгадывают по силуэтам разных деревьев их названия: береза, осина, рябина.

Воспитатель: Рябина осенью похожа на настоящую лесную сказку: села в высокую траву жар-птица и распустила свой огненный хвост. (Показ аппликаций из листьев рябины с изображением птицы.)
А Золушка-осина осенью превращается в ослепительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок. Листья осины бывают лимонно-желтыми, зеленовато-розовыми, пурпурными. (Дети с помощью воспитателя находят листья этих оттенков.)
Давайте составим главный цвет осени - огненный, золотой - из красок, приготовленных в ее лаборатории.

Игровое упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

(См. книгу «Упражнения с Монтессори-материалами», с. 23.)

Воспитатель: Давайте полюбуемся «прощальным лучиком осени», который у нас получился. У королевы-Осени есть не только своя лаборатория, но и «Умей-город». Она такая выдумщица! Хотите побывать в нем?
Вот ее выставка «Фантазия». Все работы сделаны из засушенных листьев. Присмотритесь к ним получше!
Мастером здесь может стать каждый: составьте из осенних листочков каждый свою картину про осень. Потом мы сложим из них целую книжку про осень и отправим ее нашему знакомому Лесовичку. Согласны?
В конце занятия можно предложить детям немного потанцевать под песню «Танец осенних листочков» (слова Е.Макшанцевой, музыка П.Филиппенко).

Листочки, листочки
По ветру летят,
У деток под ножками
Тихо шуршат.
И, плавно качаясь,
Ведут хоровод.
И ветер осенний
Им песню поет.
То вправо, то влево
Листочки летят,
Прощается с нами
Веселый наш сад.
Листочки, качаясь,
Ведут хоровод.
И ветер осенний
Им песню поет.

Валерия ПЛЕШАКОВА,
воспитатель-методист специального
(коррекционного) ДОУ д/с № 59
«Медвежонок», г. Апатиты

Валерия Плешакова