Можно ли ходить на кладбище на троицу. В какое время ходят на кладбище в Троицу



Последнее время всё чаще получаю письма с вопросами про кладбище -
когда, в какое время, что делать и вообще есть ли правила... Часть нашла в сети, по спорным утверждениям обратилась с иерею и архимандриту (имён не называю). Ответы ниже...
чтобы не ранить трепетную психику многих, не готовых к этим вопросам - прячу под кат -

Когда ходить на кладбище :
- в день похорон;
- на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;
- каждый год в день ухода человека из жизни;
- в поминальные дни - понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;
- Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;
- 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;
- Троицкая суббота - день перед праздником Святой Троицы;
- Дмитровская суббота - первая суббота ноября.

правила поведения
- По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.

Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них.

Не нужно трогать чужие захоронения, наводить порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае если вы что-то обронили на мертвую землю, лучше вещь не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, подняв его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).

Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь.

Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

Принимайте душ после прихода с кладбища. Стирайте одежду, даже если она чистая, с Вашей точки зрения. Мойте обувь - чистите обувь... тогда не будете болеть или не прочувствуете состояние недомогания и острой тоски... (психосоматику некто не отменял)

---
Когда нежелательно ходить на кладбище :
- В православие не приветствуется посещение могил в Пасху, Благовещение и Рождество Христово;

Троица на кладбище не отмечается. На Троицу ходят в церковь;(в советские времена в Троицу ходили поминать, поэтому на это указали особенно)

Говорят - не нужно ходить на погост после заката;

Женщинам не советуют навещать кладбища во время беременности и критических дней. Конечно, это личный выбор каждой, но не рекомендуют. Платок или головной убор - одевать обязательно, но не для того, чтобы укутаться, а для того, чтобы сохранить особенности женской психики, так как она очень трепетная... А длинная юбка или ряса - это Ангельский вид.
(немножко не по теме - Знайте, переступая порог храма - Вы для Бога и его Небесных Помощников - Земной Ангел, которому нужно руководство. Дальнейшая расшифровка на Ваш вкус...)

Некоторые источники говорят - неправильно идти на могилку в день рождения покойного. Но действие нужно - поэтому лучше помянуть добрым словом в семейном кругу с близкими людьми. Иерей посоветовал в церкви свечу за упокой поставить и помянуть пред лицем Божиим.

Некоторые общенародные приметы в день Святой Троицы устрашают. Среди православных людей ходит поверье, что умерший придет за кем-нибудь из семьи, если не посетить могилу на Троицу. Так можно ли ходить на кладбище на праздник Троицы? Сейчас мы об этом расскажем.

Троица - это светлый православный праздник, который имеет огромное духовное значение для каждого христианина. В нем заложено огромное количество традиций, примет и суеверий. Многие столетия назад, люди верили и боялись злых духов, отсюда и происходят многие обряды в этот день. Один из самых важных вопросов, можно ли все-таки приходить на кладбище и навещать усопших в день Святой Троицы.

1. Можно ли посещать кладбище на Троицу

Троицкая (родительская) суббота - день, когда происходит поминовение усопших. Каждый православный верующий хочет в этот день навестить умерших близких на кладбище и помолиться перед Господом за грехи ушедших. Также, на родительскую субботу необходимо посетить церковь, поставить свечку за упокой душ усопших и произнести молебны. Служители церкви настоятельно рекомендуют в этот день не забывать о покойных родственниках, так как и в загробном мире им нужна наша поддержка.

Так как посещение кладбища приходится именно на субботу, то в сам праздник Троицы, которой празднуется в воскресенье, этого делать не стоит. Троица - это светлый праздник, который сопровождается улыбкой, радостью и торжеством. Не следует затмевать этот великий праздник грустью, тоской и скорбью по умершим близким. Именно поэтому, для поминовения усопших отводятся специальные родительские дни .

2. Как почтить память умерших

В день Пресвятой Троицы, верующие люди воздают свои молитвы не только за ушедших в иной мир, но и тех, кого покинула вера. Также, в этот день можно вознести слова молитвы за людей, ушедших из этой жизни по своей воле, о тех, чья смерть является причиной отравления алкоголем, либо наркотическими веществами.

В народе ходит поверье, что тех людей, кто не навестил усопших на кладбище, ждет серьезное наказание, например умерший может забрать кого-нибудь из семьи в мир мертвых. Каждый решает сам, верить в это или нет, но, по словам священника, каждый имеет право о поминовении, особенно перед Троицей.

После службы в храме, следует пойти на кладбище к могиле умершего родственника и прибраться на ней. Можно принести с собой цветочки или веточки берез. Ни в коем случае нельзя приносить на кладбище еду и напитки. Лучше оставьте все съестное в храме, либо раздайте неимущим.

День Блаженной Троицы - это празднование для живых, радостное событие, и приходить на кладбище лучше не стоит. Но, если вам все же не удалось навестить ушедших в субботу, то вы можете сделать это и на Троицу, прочитав, в обязательном порядке, молитвы от тоски. В светлый торжественный праздник Пресвятой Троицы любая работа запрещается. Мы желаем вам счастья , и не забывайте нажимать на кнопки и

Каждый православный праздник имеет свой неповторимый облик, а также культурные традиции. Поэтому часто возникает множество вопросов – например, можно в Троицу ходить на кладбище или нельзя?

Подробный ответ на него, а также комментарий представителей церкви - в материале.

  • Можно ли ходить в Троицу на кладбище
    • Троица: когда идти на кладбище?
      • Значение праздника Троицы

Можно ли ходить в Троицу на кладбище

По сути, Троица – это праздник, связывающий времена и поколения, и он актуален до сих пор. Святой Дух сошел на землю, и это событие положило новую веху в истории человечества.

Надо ли говорить, что это торжество имеет животворящую, духоподъемную силу, которую каждый может прочувствовать на себе. Для этого нужно только правильно настроиться, а желательно – еще и посетить воскресное богослужение.

Из этих слов буквально вызревает ответ на вопрос о том, ходят ли в Троицу на кладбище. Православие считает, что подобные действия нежелательны. Атмосфера светлого дня Троицы никак не сочетается со скорбными мыслями. А почему же тогда в Троицу как раз многие стремятся попасть на кладбище?

Ответ на этот вопрос, по сути, раскладывается так:

  1. Прежде всего, это выходной день, на который люди стремятся запланировать те дела, которые трудно выполнить во время рабочей недели. К тому же праздник всегда выпадает на май или июнь (реже – на апрель) – одним словом, в этот день даже в наших северных широтах наступает долгожданное тепло.
  2. А вторая причина лежит гораздо глубже и связана со славянскими, дохристианскими традициями. В день Троицы обычно начиналась русальная неделя, когда наши предки стремились вспомнить всех умерших близких. Они как бы провожали их души в вечное путешествие в ином мире.

Вот и ответ на вопрос, почему люди посещают кладбище на Троицу. А можно ли это делать, стоит ли обязательно ехать и идти туда – это уже отдельный разговор. Мнение представителей церкви подробно описано ниже.

Посещают ли в Троицу кладбище: ответ священника

Представители церкви единодушны в том, что в Троицу на кладбище не ходят. Этот праздник олицетворяет саму жизнь - подобно Пасхе или Рождеству. Поэтому в такие важные христианские даты лучше отложить посещение могилы (комментарий дает настоятель Храма святых апостолов Петра и Павла Алексия, г. Москва):

Троица: когда идти на кладбище?

Более того – в церковном календаре специально предусмотрено несколько родительских суббот, в какие можно посещать кладбище, сообщает сайт. Накануне Троицы есть одноименная (Троицкая) родительская суббота, когда даже нужно идти навестить своих покойных близких, чтобы отдать им заслуженную дань уважения.

Также священники утверждают, что нет никакого греха в том, чтобы установить и собственные дни поминовения покойного человека. Очевидно, что мы будем стремиться делать это в день рождения, а также дату смерти.

Ведь душой и мыслями мы все равно во многом будем с тем, кто нам дорог. Да, человек ушел от нас, но все равно он продолжает жить в нашем сердце. А если мы вспомним христианское вероучение о бессмертной душе, то и вовсе можно сказать: дух вечен, а тело является его временным пристанищем. И лучшее, что живые могут сделать для душ усопших близких - помянуть их молитвами.

Не секрет, что любой приход на могилу – это моральное испытание. Например, человек начинает задумываться о том, о чем раньше в суете дня и пустоте ночей он и не мог помыслить. В то же время, кладбище навевает отнюдь не праздничные мысли.

Можно привести условный пример: человек не пойдет гулять, если на улице дождь и шквальный ветер. И не отправится на пляж, если за окном пасмурно, а солнце спряталось за пеленой густых облаков. Одним словом, всему свое время, место и настроение. Время радоваться и время скорбеть, время праздновать и время поминать.

Если мы подойдем к этому именно так, то, пожалуй, больше и не останется вопросов. Можно ли ездить и ходить в Троицу на кладбище, чтобы навестить усопших и убираться там - момент весьма деликатный.

Поэтому у человека могут быть сомнения, да и все ситуации невозможно подвести под единую формулу. В таком случае лучше получить совет и благословение от священника или духовно близкого человека.

Значение праздника Троицы

Так уж повелось в нашей культурной традиции, что о Пасхе люди знаю все или почти все, а Троице – значительно меньше. Тогда как событие, произошедшее в этот день, не иначе как чудом и не назовешь.

Интересно, что еще при жизни Христос обещал, что на землю после его смерти Бог пошлет своего помощника – Святого Духа. 2000 лет тому назад Христос воскрес и спустя 40 дней ушел на небо. И вот, проходит еще 1 декада. Все последователи Господа собрались вместе, в одном из домов легендарного Иерусалима.

Внезапно возник сильный шум – он напоминал сильный ураганный ветер. Если бы мы попытались описать его сегодня, пожалуй, можно сказать, что это был звук низко летящего самолета. Внезапно над каждым из учеников загорелся язычок пламени, и все они начали говорить на других, ранее незнакомых языках.

Интересно, что образ Святого Духа с тех пор ассоциируется с горящим язычком пламени, который символизирует духовную силу человека и его способность творить чудеса и пророчествовать.

Вот и получается, что в святой день Пятидесятницы люди узнали о третьем лице Бога – Святом Духе. Все предсказания о нем исполнились, и наступило благодатное время, которое, впрочем, продолжается до сих пор.

Святой Дух – Утешитель, Дух благодати, Спаситель, который незримо помогает верующим людям. Он является посланником Бога, который был дан практически сразу после воскресения Христа.

— День добрый, батюшка!
Возник вопрос: а можно ли на Троицу ходить на кладбище, посещать могилы близких людей? А в какие церковные праздники еще можно посещать кладбище?

Нет, не нужно в сам праздник ходить на кладбище, для этого есть Троицкая родительская суббота. После службы можно в любой праздник сходить на кладбище, но вместо службы или в эти праздничные дни устраивать поминки совершенно неверно и даже грешно. Спаси Христос!

Троица — праздник весны и жизни

День Святой Троицы (Пятидесятница) празднуется через семь недель (в 50-й день) после Пасхи

Евгений Фиалко

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. А название «День Святой Троицы» объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась «совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты».

Троица - один из тех праздников, который очень гармонично соединил в себе чисто церковные каноны и лучшие из традиций язычества. Именно поэтому мы празднуем Троицу с особым удовольствием.

В соответствии с Евангелием

Согласно Евангелию от Луки, на 50-й день после воскресения Иисуса 12 апостолов и Богоматерь собрались в одной горнице. И вдруг услышали сильный шум с неба, который вскоре наполнил весь дом. Вслед на шумом появились огненные языки, которые остановились по одному на каждом из учеников Христовых. Так в каждого из апостолов вошел Святой Дух. И все они с этой минуты получили возможность нести слово Божие на всех языках мира, которых прежде не знали.
Именно с этого дня миру раскрылось действие Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.
Апостолы передавали Святой Дух другим людям через рукоположение и те, кто раньше скрывал свою веру в Иисуса, боясь распятия, после такого обряда смело проповедовали Слово Божие. И очень часто умирали мученической, но светлой смертью на аренах цирков, на крестах, сгорали заживо.
Троица охватывает собой несколько праздников: Троицкую родительскую субботу, Троицкое воскресенье и Духов день.

Троицкая родительская суббота

В этот день (в 2010 году - 22 мая) принято ходить на кладбище к могилам своих усопших родственников и чтить их память. Церковь всегда подчеркивает важность того, что «поминовение» означает молитвенную память о человеке, т.е. собственно молитву. И, с точки зрения церкви, совершенно недопустимо в этот день «опрокидывать» рюмки с водкой, произнося при этом «Помянем!» Это - не поминовение, а пьянство, кощунство. Недопустимо и лить спиртное на могилу: это осквернение могилы. Нельзя также в этот день идти на кладбище вместо храма.

Символом Троицы в Киевской Руси издавна считается береза. В этот день березовые ветви несли в церковь на богослужение. Да и не только их. Несли цветы и даже траву. Вся зелень, которая украшала церковь во время богослужения, тщательно собиралась, разбиралась людьми по домам и тщательно хранилась в течение всего года. Мудрые бабушки советовали лечить такой травой — вперемешку с другим кормом — больных животных. В первую очередь - коров, конечно. Но и кошкам иногда перепадало…
Деревенские знахарки сушили и толкли освященные на Троицу травы и использовали их при лечении. Согласно поверью, достаточно было вовремя окурить больного благовонным дымом порошка из «священного цвета», чтобы недуг оставил несчастного.

Духов день

Это — народное название праздника Сошествия Святого Духа. Празднуется в первый понедельник после Троицы (в этом году - 24 мая).
Церковные обряды. В церкви празднование Духова дня начинается церковным богослужением вечером в Троицын день. Во время богослужения прихожане просят Бога «даровать им Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших» и молятся об усопших.

Народные традиции

В Духов день к божницам подвешивается деревянное изображение голубя — символа Святого Духа. Верующие люди верят, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах.
В Духов день земля-матушка считается беременной, поэтому ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.
В этот день завершаются празднества в честь березы. Березку, вокруг которой всю Троицкую неделю водили хороводы, топили в реке, чтобы летом не было засухи. В этот же день из церквей выносили стоявшие там березки, которые также разбирались верующими. Считалось, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.
В старину считалось, что в Духов день русалки выходят на сушу из болот, рек, озер и бегают по полям и лугам. Там, где пробежит русалка, влаги будет больше, а урожай - обильнее. (Согласно народному поверью, русалками становились девушки, умершие до замужества, младенцы, умершие некрещеными, и женщины, похороненные без отпевания или покончившие жизнь самоубийством.)
В Духов день, как и в Троицкую субботу, необходимо добрым словом помянуть всех покойников, включая и тех, кто покончил жизнь самоубийством. Считается, что доброе слово, сказанное о самоубийце в этот день, даст его бесприютной душе хотя бы временный покой.

Троицкая суббота


Троицкая суббота — день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» - во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.


У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать - тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

Ходить ли на кладбище на Пасху?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Каждый православный праздник имеет свой неповторимый облик, а также культурные традиции. Поэтому часто возникает множество вопросов – например, можно в Троицу ходить на кладбище или нельзя?

Подробный ответ на него, а также комментарий представителей церкви — в материале.

По сути, Троица – это праздник, связывающий времена и поколения, и он актуален до сих пор. Святой Дух сошел на землю, и это событие положило новую веху в истории человечества.

Надо ли говорить, что это торжество имеет животворящую, духоподъемную силу, которую каждый может прочувствовать на себе. Для этого нужно только правильно настроиться, а желательно, – еще и посетить воскресное богослужение.

Из этих слов буквально вызревает ответ на вопрос о том, ходят ли в Троицу на кладбище. Православие считает, что подобные действия нежелательны. Атмосфера светлого дня Троицы никак не сочетается со скорбными мыслями.

А почему же тогда в Троицу как раз многие стремятся попасть на кладбище? Ответ на этот вопрос, по сути, раскладывается так:

  1. Прежде всего, это выходной день, на который люди стремятся запланировать те дела, которые трудно выполнить во время рабочей недели. К тому же праздник всегда выпадает на май или июнь (реже – на апрель) – одним словом, в этот день даже в наших северных широтах наступает долгожданное тепло.
  2. А вторая причина лежит гораздо глубже и связана со славянскими, дохристианскими традициями. В день Троицы обычно начиналась Русальная неделя, когда наши предки стремились вспомнить всех умерших близких. Они как бы провожали их души в вечное путешествие в ином мире.

Вот и ответ на вопрос, почему люди посещают кладбище на Троицу. А можно ли это делать, стоит ли обязательно ехать и идти туда – это уже отдельный разговор. Мнение представителей церкви подробно описано ниже.

Посещают ли в Троицу кладбище: ответ священника

Представители церкви единодушны в том, что в Троицу на кладбище не ходят. Этот праздник олицетворяет саму жизнь — подобно Пасхе или Рождеству.

Поэтому в такие важные христианские даты лучше отложить посещение могилы (комментарий дает настоятель Храма святых апостолов Петра и Павла Алексия, г. Москва):

Троица: когда идти на кладбище?

Более того – в церковном календаре специально предусмотрено несколько , в какие можно посещать кладбище. Накануне Троицы есть одноименная (Троицкая) родительская суббота, когда даже нужно идти навестить своих покойных близких, чтобы отдать им заслуженную дань уважения.

Также священники утверждают, что нет никакого греха в том, чтобы установить и собственные дни поминовения покойного человека. Очевидно, что мы будем стремиться делать это в день рождения, а также дату смерти.

Ведь душой и мыслями мы все равно во многом будем с тем, кто нам дорог. Да, человек ушел от нас, но все равно он продолжает жить в нашем сердце.

А если мы вспомним христианское вероучение о бессмертной душе, то и вовсе можно сказать: дух вечен, а тело является его временным пристанищем. И лучшее, что живые могут сделать для душ усопших близких — помянуть их .

Не секрет, что любой приход на могилу – это моральное испытание. Например, человек начинает задумываться о том, о чем раньше в суете дня и пустоте ночей он и не мог помыслить. В то же время, кладбище навевает отнюдь не праздничные мысли.

Можно привести условный пример: человек не пойдет гулять, если на улице дождь и шквальный ветер. И не отправится на пляж, если за окном пасмурно, а солнце спряталось за пеленой густых облаков. Одним словом, всему свое время, место и настроение. Время радоваться и время скорбеть, время праздновать и время поминать.

Если мы подойдем к этому именно так, то, пожалуй, больше и не останется вопросов. Можно ли ездить и ходить в Троицу на кладбище, чтобы навестить усопших и убираться там — момент весьма деликатный.

Поэтому у человека могут быть сомнения, да и все ситуации невозможно подвести под единую формулу. В таком случае лучше получить совет и благословение от священника или духовно близкого человека.


Значение праздника Троицы

Так уж повелось в нашей культурной традиции, что о значении Пасхи люди знаю все или почти все, а Троице – значительно меньше. Тогда как событие, произошедшее в этот день, не иначе как чудом и не назовешь.

Интересно, что еще при жизни Христос обещал, что на землю после его смерти Бог пошлет своего помощника – Святого Духа. 2000 лет тому назад Христос воскрес и спустя 40 дней ушел на небо. И вот, проходит еще 1 декада. Все последователи Господа собрались вместе, в одном из домов легендарного Иерусалима.

Внезапно возник сильный шум – он напоминал сильный ураганный ветер. Если бы мы попытались описать его сегодня, пожалуй, можно сказать, что это был звук низко летящего самолета. Внезапно над каждым из учеников загорелся язычок пламени, и все они начали говорить на других, ранее незнакомых языках.


Интересно, что образ Святого Духа с тех пор ассоциируется с горящим язычком пламени, который символизирует духовную силу человека и его способность творить чудеса и пророчествовать.

Вот и получается, что в святой день Пятидесятницы люди узнали о третьем лице Бога – Святом Духе. Все предсказания о нем исполнились, и наступило благодатное время, которое, впрочем, продолжается до сих пор.

Святой Дух – Утешитель, Дух благодати, Спаситель, который незримо помогает верующим людям. Он является посланником Бога, который был дан практически сразу после воскресения Христа.