О творчестве Ф. И. Тютчева

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи "Денисьевского цикла"). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Биография

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 — 1830 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 — 1850 выступил с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представлялась ему "всеславянской" империей.

В 1848 — 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год — двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860-1870 преобладают политические стихотворения и мелкие. — "на случаи" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "Славянам", 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Эти строки принадлежат замечательному русскому поэту Федору Ивановичу Тютчеву, который сам относился к своему литературному творчеству весьма небрежно и не считал себя поэтом.

Краткая биография

Родился он 23 ноября 1803 года в имении Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, которое принадлежало богатой стародворянской семье. По традиции своего времени начальное образование он получил дома. Ему очень повезло – его наставником был молодой, но хорошо образованный С.И. Раич, начинающий поэт и переводчик. Раич поощрял своего молодого воспитанника в искусстве стихосложения и помог освоить латынь. Благодаря этому, тринадцатилетний Федор делал замечательные переводы Горация и увлекался написанием стихов в подражании классикам античности. Его успехи были настолько блестящи, что в пятнадцать лет он становится членом Общества любителей русской словесности. Все стихи поэт писал исключительно на русском языке, хотя свободно владел несколькими иностранными.

В 1821 году он блестяще заканчивает Московский университет, поступает на службу в Коллегию иностранных дел и на 22 года покидает родину. Находясь на дипломатической службе, он живет в Германии и Италии, изредка навещая Россию. Тютчев всегда ощущал духовную связь с родиной и отсюда его определение России, которое мы с гордостью произносим и сейчас:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Еще во время учебы Федор Иванович увлекся философией. Особенно близка ему была философская теория француза Паскаля, математика и философа. Одновременно философский и нравственный вопрос, что есть человек в бесконечности, глубоко взволновал его и не оставлял до конца жизни. Поэтому его поэтическое творчество всегда отражает не только душу, но и разум. Не смотря на легкость строк, стихи поэта глубоко проникают в сознание и остаются там, глубоко затрагивая самые сокровенные чувства.

Поэтическое творчество Тютчева

Окончательно поэтический слог сложился у Тютчева к 30-м годам 19 века. К этому времени он уже написал прекрасные лирические стихи "Бессонница”, "Весенние воды”, "Летний вечер”, "Видение”, "Осенний вечер”. К попадает тетрадь его стихов, от которых Александр Сергеевич приходит в восторг и печатает несколько в журнале "Современник”. Это делает имя Тютчева известным для широкой публики и приносит славу как поэту. Умение передать единение души человека с душой природы проявились в таких замечательных строках:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Но все чаще поэт обращается к любовной лирике, хотя грустные и даже трагические мотивы преобладают в его стихах о самых возвышенных человеческих чувствах. Печаль звучит в стихах поэта, потерявшего жену Элеонору, любимого и близкого человека. Трагизм и боль рвутся из души и изливаются поэтическими строками из-за невозможности быть рядом с любимой женщиной. Большая и настоящая любовь Тютчева к Елене Денисьевой, закончившаяся трагедией, оставила читателям изумительные по силе чувств и откровенные в своей искренности стихи.

Всё отнял у меня казнящий бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему еще молиться мог.

Тютчев и современность

Изумительно точный в передаче чувств стиль стихосложения и удивительно лаконичный слог передают бесчисленное множество оттенков самых разнообразных чувств – к природе, к женщине, к Родине. Поразительно современный поэт! Почему же так редко стали включать стихи Тютчева в хрестоматии для чтения? Почему мы вообще перестаем читать стихи таких поэтов как Тютчев? Очевидно, боимся, или не хотим обнажить нерв души своей….

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Умер Федор Иванович в 1873 году в Царском селе.

Со дня смерти Федора Ивановича Тютчева (15июля 1873 года) прошло 137 лет. Несколько поколений россиян привыкли говорить о явлениях природы тютчевскими стихами.

На любое событие природной жизни Федор Иванович способен был откликнуться и красочно его запечатлеть. В этом ему никто не был равен, даже Фет.

Лучшие достижения этого лирика-мыслителя, вдохновенного и вдумчивого певца природы, тонкого выразителя человеческих чувств и переживаний современный читатель хранит в золотом фонде русской классической литературы.

Как сформировалось у Федора Ивановича Тютчева поэтическое чувство природы? Какими приёмами он пользовался, что все написанное им навсегда запало в душу русского человека, стало дорого и близко ему?

Цель данной работы – глубже познакомиться с поэзией природы русского поэта и философа Федора Ивановича Тютчева, с его «творческой кухней».

1. Краткий обзор жизни и творческого пути

Ф. И. Тютчева

Потомок старинной дворянской фамилии Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Детские годы главным образом прошли в деревне, юношеские – связаны с Москвой.

В семье свято хранили русские обычаи, хотя говорили по-французски. У малолетнего сына Фёдора был дядькой вольный крестьянин Н. А. Хлопов, который сыграл ту же роль в жизни будущего поэта, что и Арина Родионовна в судьбе А. С. Пушкина.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с поэтами древней Греции, с современными «стихотворцами». Учитель поощрял первые стихотворные опыты своего ученика. В 12 лет Фёдор уже успешно переводил Горация.

В 1819 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Есть предположение, что профессор поэт и переводчик А. Ф. Мерзляков в обществе Любителей Российской словесности прочитал оду своего ученика «Вельможа» (подражание Горацию). 30 марта 1818 года пятнадцатилетний поэт стал членом общества.

Окончив университет в 1821 году со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев он был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени связь будущего известного поэта с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине дипломат провёл двадцать два года, из них двадцать – в Мюнхене. Здесь он женился, познакомился с философом Фридрихом Шеллингом и подружился с Генрихом Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 – 1830 годах в России в журнале С. Раича «Галатея» были опубликовании стихотворения поэта, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта (« Летний вечер», «Видение», « Бессонница», « Сны»), но не принёсшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» были напечатаны его стихотворения. Известно, что поэт не относился серьёзно к своему поэтическому таланту, не издавал своих работ. Князь И. С. Гагарин, сослуживец по Мюнхену, переправил рукописи Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». Читатели так и не узнали, кто был автором «благоухающих строк», так как под ними стояли только две буквы Ф. Т. Великий поэт не был тщеславным.

В 1837 году Тютчева назначили первым секретарём Русской миссии в Турине, где он пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. Через 2 года Фёдор Иванович вступил в новый брак. Для венчания с невестой он самовольно уехал в Швейцарию, после чего ему пришлось уйти в отставку. Пять лет Тютчев с семьёй жил в Мюнхене, не имея никакого официального положения.

В 1844 году Федор Иванович переехал с семьёй в Россию, а через полгода вновь был принят в Государственную коллегию иностранных дел.

Ф. И. Тютчев, как известно, постоянно интересовался политическими событиями в Европе и России. В 1843 – 1850 годах он выступил со статьями «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

Продолжая писать удивительные стихи («Неохотно и несмело», «Когда в кругу убийственных забот», «Русской женщине» и др.), поэт по-прежнему не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось об огромном таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений. О поэте заговорили!

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой.

«Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочерей продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны, так как жену свою Тютчев не бросил и жил на две семьи.

В 1858 году у Фёдора Ивановича Тютчева новая должность: он назначен председателем Комитета иностранной цензуры. Благодаря настойчивости и эстетическому вкусу поэта, многие произведения иностранных авторов «прописались» в России.

С 1864 года Федор Иванович теряет одного близкого человека за другим: умирает от чахотки Елена Денисьева, через год – двое их детей, его мать. Но поэт не может молчать: в творчестве шестидесятых годов преобладают политические стихотворения.

В последние годы у Тютчева умирают старший сын, любимый брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. Вторая жена поэта была рядом с ним до последней минуты. Тяжело больной, Федор Иванович поражал окружающих остротой и живостью ума и неугасающим интересом к событиям литературной и политической жизни.

15 июля (27 июля) 1873 года в Царском Селе перестало биться сердце великого русского поэта и гражданина. «Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости – прощай!» - с горечью отозвался на известие об этой смерти И. С. Тургенев.

В сознание любителей поэзии Фёдор Иванович Тютчев вошёл прежде всего как певец природы. Пожалуй, только у одного Тютчева философское восприятие окружающего мира составляло в огромной степени самую основу видения мира.

2. Личность поэта и формирование его взглядов на природу

« молодое поколение писателей успело уже убедиться, какой тонкий и высоко критический ум соединяется в них (стихотворениях) с поэтическим талантом», - так заявлял в «Записках о действительном статском советнике Федоре Ивановиче Тютчеве» академик, поэт и критик, ректор Петербургского университета П. А. Плетнёв.

Современники подчеркивали неординарность личности дипломата и поэта Тютчева.

Зная в совершенстве все европейские языки, Федор Иванович стихи свои писал главным образом по-русски. Почему? Вероятно, он и жил, и чувствовал, и мыслил как истинно русский человек. На звание поэта этот удивительный лирик никогда не претендовал. Свои поэтические труды именовал «бумагомаранием», печатать не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым; их находили забытыми в деловых бумагах, книгах, на счетах и подорожных.

Нельзя не указать на тот факт, что жил поэт в неспокойную пору революций, политических перемен и войн.

Страстная любовь к жизни, активная жизненная позиция и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием реальной действительности, составляют основу мироощущения Тютчева-поэта. Он никогда не был представителем «чистого искусства», так как не мог оставаться равнодушным к важнейшим вопросам современного мира. Лирика природы его уходила корнями в русскую землю.

Полное собрание сочинений Ф. И. Тютчева – около четырёхсот стихотворений. Но каких!

Как поэт Тютчев сформировался в пушкинскую эпоху, но, как известно, после публикации 24 стихотворений в «Современнике» (ещё при жизни А. С. Пушкина) надолго перестал печататься. Влияние первого учителя и переводчика античных поэтов С. Е. Раича, безусловно, было важным во время формирования творческого лица юноши. Часто его произведение о природе «непроизвольно перекликается с творчеством Эллады: так странно уживаются мифологические отступления Тютчева с описанием русской природы» .

Органически уживаются у поэта мифологические представления с картинами русской природы. Нередко образы природы, как и отвлеченные понятия, выделяются автором прописными буквами: «Чародейкою Зимою», «До восшествия Зари», « Стоим мы слепо пред Судьбою».

Находясь продолжительное время в Германии, Тютчев не мог не воспринять идеи и философию Ф. Шеллинга, с которым сошелся близко.

Г. Гейне писал: «Шеллинг снова утвердил природу в её законных правах, он искал примирения ума с природой, он желал соединить их в вечной душе мира». И у Ф. И. Тютчева тождественны явления внешнего мира и состояние человеческой души.

Сейчас уместно обратить внимание на краткое, в восемь строк, раннее стихотворение «Полдень», написанное в конце двадцатых годов:

Летний южный полдень. Разомлела от солнца природа, жизнь на время замерла. В небе «лениво тают облака». Это содержание первой строфы.

Дремлющий мир наполнен таинственной жизнью. «Великий Пан» с Нимфами покоится в пещере. Хозяин лесов и долин Пан «покойно дремлет», укрывшись от знойного полдня в пещере. Это содержание второй строфы стихотворения.

Как мы видим, «Великий Пан» лишён тут всякого мифологического ореола. Его образ органически уживается с картиной тютчевской природы.

Человек, как сначала нам кажется, отсутствует, но он уже вошёл: если мы не видим его, то перед нами отчетливо нарисована картина его видения, мир под его взглядом изменяется: «Лениво тают облака».

У поэта «дремлющий мир» исполнен таинственной жизни, а образ великого хозяина лесов и долин Пана почти лишён величия и очеловечен.

«Так что тютчевская мифология живет прежде всего не в именах античных богов, а в образном постижении им Природы, прозреваемой во всем разнообразии её бытия: её первоначального и уничтожимого, лишь притаившегося ночного хаоса, её светлого дневного космоса, беспредельного и беспредельно прекрасного».

Так пишет поэт в начале 30-х годов в стихотворении « О чем ты воешь, ветр ночной?» Ночной мир томительно ужасен, а дневной – светится радостью, ликует и смеётся в произведении тех же лет «Утро в горах»:

Итак, у Тютчева нет сравнения природы со смеющимся человеком. Поэт рассматривает её как первоисточник радости, наделяет способностью улыбаться, петь, ликовать.

Поэзия Федора Ивановича Тютчева мужала. Чтобы доказать это, обратимся к стихотворению «В небе тают облака» 1868 года:

Между этими «облаками» и теми, что «лениво» таяли в «тверди пламенной» прошло 40 лет. Поэт не перестал быть романтиком, но в его работах много реализма. Исчезли мифологические имена: не Пан, а тень скрылась от полдневного жара. Автор отказался от мифологии, но мир не сделался «обезбоженным». Жизнь природы ушла в глубь пейзажа. И главное – она отдалилась от человека, который, забывая о себе, по-прежнему готов рассуждать о природе. Можно утверждать, что в русской поэзии фактически совершилось «открытие природы»!

В чем же своеобразие поэзии Тютчева – романтика, философа и реалиста? Федор Иванович остро чувствует противоречивость жизни во всех её проявлениях.

Человек бессилен перед природой: он стареет и умирает, а она вновь возрождается ежегодно.

День и ночь! Сущностью природы философ считал ночь, а день для него – лишь «златотканный покров», наброшенный над бездной.

Подводя итоги, можно утверждать, что философия поэта не мешала ему создавать удивительные, маленькие по объему лирические стихи. Их даже нельзя назвать пейзажами – это внутреннее состояние природы.

Что в существе разумном мы зовём?

Божественной стыдливостью страданья!

Эти две строки из «Осеннего вечера» буквально потрясли поэта Бальмонта, который напишет: «Тютчев поднимается до художественного понимания осени, как душевного состояния природы .

Замечательный писатель Ю. Н. Тынянов знал и любил творчество Федора Ивановича Тютчева. В работе «Вопрос о Тютчеве» он восхищался языком поэта, его умением сказать кратко о многом, заставляя читателя за малым представить огромное и вобрать это огромное в себя. Маленькие по объему, но полные глубокого философского смысла творения Тютчева названы Ю. Тыняновым лирическими фрагментами.

3. «Не то, что мните вы, природа»

В лирике Федора Ивановича Тютчева 30-х годов поэтизация природы доведена до наивысшей точки своего выражения. В апреле 1836 года написано стихотворение «Не то, что мните вы, природа» в форме обращения, где говорится о природе такими словами, какими принято говорить о человеке. Произведение не имеет заглавия, а это читателя всегда заставляет серьезнее вдумываться в смысл поэтических строк.

Стихотворение – как бы важный продолжающийся спор, как можно предположить, с русским собеседником. Оно оказалось переломным, решающим не только для автора, но и для всей традиционной русской поэзии о природе.

Данные строки написаны в полемической запальчивости. В стихотворении должно было быть восемь строф, но цензура изъяла две строфы, и, видимо, они потеряны навсегда. Что крамольного могло содержаться в произведении, написанном на отвлеченную философскую тему? Возможно, автор довольно смело высказался против взглядов служителей церкви на природу?

А. С. Пушкин, печатая в 1836 году в третьем номере журнала «Современник» это стихотворение, настоял на обозначении цензурных купюр. Без них произведение было бы неполным по содержанию.

Какова же главная мысль «Не то, что мните вы, природа»? Тютчев выступает против тех, кто природу недооценивает, он обвиняет людей в глухоте, очерствении души. В этом виновато отдаление человека от природы. У Тютчева она живет, мыслит, чувствует, говорит:

Продолжая свой разговор, автор других оппонентов называет «они». Мы снова не знаем, к кому конкретно обращены слова автора, но сейчас уже перед нами предстает поэт-философ, который отстаивает собственный взгляд на мир. Все в природе представляется ему живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».

Первые две строфы начинаются с отрицания, так как автор утверждается в своем несогласии с точкой зрения тех, к кому он обращается. И читатель делает вывод: «душа», «свобода», «любовь», «язык» - вот что главное для Тютчева в природе.

В стихотворении « Не то, что мните вы, природа» чувствуется раздражение автора, видимо, раньше с оппонентами он не смог договориться, доказать свою правоту.

Обратим внимание на особенности языка, которым пользуется поэт для доказательства своей точки зрения.

Ассонанс на [и, а, о] придает стихотворению возвышенный тон; мелодичным его делает огромное количество сонорных звуков [м, л, р, н].

Устаревшие слова («лик», «древо», «чрево», «зрите»), употребленные в тексте, придают строкам торжественность.

Они как бы подчеркивают несомненную правоту сказанного Тютчевым.

Красочные и выразительные олицетворения («солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза», «леса не говорили»), метафоры («ночь нема была», «весна не цвела»), сравнение («живут всём мире, как впотьмах») придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию идейного содержания произведения.

У Тютчева встречаются сложные предложения, в конце которых - восклицательные знаки, что ещё более подчеркивает полемический характер стихотворения.

На первый взгляд, произведение заканчивается довольно странно: Тютчев не осуждает тех, к кому только что обращался, с кем спорил. «Глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для поэта природа – «голос матери самой».

В «Отечественных записках» автор неподписанной восторженной статьи о Тютчеве говорил: «Этот немного жесткий, по-видимому, упрек поэта непоэтическим душам в сущности исполнен такой любви к природе и к людям! Как хотелось бы автору разделить наполняющее его чувство с другими, которые своею невнимательностью лишают себя одного из самых чистых наслаждений! » .

Да, в глазах Федора Ивановича Тютчева природа одушевлена и жива сама по себе.

Фёдора Ивановича Тютчева называют поэтом-философом, потому что он направляет свою поэзию и мысли на все мироздание и каждый миг бытия соотносит с вечностью. Поэт не описывает природу, а его пейзажи эмоциональны.

4. Времена года

4. 1. Весна

Все времена года отражены в поэзии Тютчева, и человек везде присутствует. Каждый из нас читал или знает наизусть стихи о весне: «Люблю грозу в начале мая», «Весенние воды», «Весна», «Ещё земли печален вид» и другие. Кажется, что об этом времени года лучше сказать, чем Федор Иванович уже сказал, нельзя:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Так начинается короткое, в три строфы стихотворение «Весенние воды». В первом четверостишии автор говорит, что долгожданная весна наконец-то вступила в свои права, снег начал таять, звенят и бегут ручьи.

Зима кончается! Светлое душевное состояние и чувство восторга перед оживающей природой передается читателю.

В первой строфе воды будто только набирают силу, «шумят», «бегут и будят сонный брег», а просыпающаяся природа начинает вторить и подпевать им. И тогда шум весенних вод превращается в мощный многоголосый хор.

Пика своего он достигает во второй строфе, где звучит ликующая песня талой воды.

Весенние воды названы гонцами весны, потому что они первые дают нам знать о конце зимы: ведь, услышав звон капели, увидев на дороге проталины и ручьи, мы понимаем, что наступает весна. И бегут ручьи не молча, а радостно звеня, пробуждая всех вокруг своей песенкой.

Воспринимается стихотворение легко. Автор использует сложные метафоры: «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», « они гласят во все концы». Все эти и другие метафоры, дополняя одна другую новыми подробностями, сливаются в один художественный образ – олицетворение весны.

Характерное для Тютчева обилие эпитетов («молодой весны», «тихих теплых дней», «светлый хоровод»), среди которых один – «румяный» - придает «хороводу майских дней» не только особую теплоту, но и напоминает нам о светлом веселом девичьем хороводе.

Трепет жизни, стремительность весенних вод передается с помощью обилия глаголов (воды «шумят, бегут, будят, блещут, гласят»). В одной только первой строфе их семь.

Звукопись стихотворения прекрасна. Так, гул весенней воды ощущается в звуковой гамме: в первой строфе звук [ у ] повторяется 6 раз, [ б ] и [ г ] – тоже по 6 раз. Как видим, звукопись передает движение весенней воды.

Мелодичность тютчевских строк привлекла внимание Сергея Рахманинова – он создал романс. Голос исполнителя «Весенних вод» всегда взлетает и приобретает торжествующее, почти «фанфарное» звучание, когда он поет: «Она нас выслала вперед!».

«Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева принадлежат к тем немногим шедеврам русской лирики, которые несут нас на крыльях радости всякий раз, когда мы внимаем чуду наступающей весны.

В 1828 году русскую поэзию освежила «Весенняя гроза» – первый вариант замечательного стихотворения. Окончательный текст сложился в 1854 году.

Хотя стихотворение написано за границей, мы все же воспринимаем его «грозу в начале мая» как настоящую весеннюю грозу в средней полосе России. В небе рождается звук, вместе с которым впервые прогремело.

Можно повторить сказанное А. С. Пушкиным по другому поводу, но сюда подходящее: «Плохая физика, но какая смелая поэзия!».

«Весной навеяны самые радостные, самые жизнеутверждающие мотивы стихов Тютчева. Таково проникнутое бодрым, мажорным настроением «весеннее приветствие стихотворцам – «Любовь земли и прелесть года» (около 1828 года), таково поэтическое описание пробуждения природы и одновременного пробуждения души человека в стихотворении «Ещё земли печален вид» (до 1836 года), таково изображение победы весны над зимою, нового над старым, настоящего над прошлым в стихотворении «Зима недаром злится» (до 1836 года), таковы, в особенности, торжественные строфы стихотворения «Весна» (не позднее 1838 года)» .

Человек и природа вновь неразрывны. Тут образ природы, заключенный в первой строфе, приобретает черты живого существа, которые перенесены на неё автором.

Весна для Ф. И. Тютчева – полнота бытия, единение с природой и восторг перед возрождением Матери-земли.

За весной приходит теплая пора радости, веселья – лето. Человек, как известно, неразлучен с природой, он восторгается всеми её проявлениями. Федор Иванович пишет жене письмо от 5 августа 1854 года: «Какие дни! Какие ночи! Какое чудное лето! Его чувствуешь, дышишь им, проникаешься им и едва веришь этому сам».

Буря приоткрыла хаос, взметнула «прах летучий», но «сквозь мимолетную тревогу продолжает звучать немолчный птичий свист, предвещающий финал этого действа».

Летняя буря – веселое потрясение природы, но «первый желтый лист» – печальное напоминание и проблеск человеческого сожаления, что лето пройдет.

«Летний вечер» 1828 года. Молодой поэт утверждает, что природа чувствует так же, как и человек:

Стихотворные строки Тютчева о лете идут из глубины души, сливаясь с нашими представлениями об этом времени года.

«Мир природы у Тютчева как бы светится изнутри, внутри его родимый огонь, проникающий во все краски дня Поэт пропел подлинный гимн солнечному сиянию, неодолимому стремлению всего земного к светилу В последней строфе этого стихотворения поэт противопоставил счастье летней природы и измученную душу человека, который тянется к счастью. И человеческая «улыбка умиленья» – это прикосновение души смертного к бессмертному вечно обновляющемуся блаженству цветущего мира» .

4. 3. Осень

Осень – любимое время года Федора Ивановича Тютчева. Особенно его привлекали переходные состояния природы. Это мы наблюдаем в «Весенних водах», «Первом листе», «Есть в осени первоначальной». Интересна история создания последнего произведения.

22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву Федор Иванович Тютчев написал карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов стихотворение «Есть в осени первоначальной». В 1868 году оно вошло в собрание сочинений. Едва ли не самым пленительным из пейзажей, созданных Тютчевым, является согретое мягким лиризмом данное стихотворение. Это подлинно реалистическое изображение ранней осени:

Стихотворение не имеет заглавия, что, конечно, затрудняет возможность сразу до конца раскрыть идейное содержание произведения.

Бегло прочитав три четверостишия, видим, что они о дивном времени – ранней осени. Но не только!

Как утверждает преподаватель Е. Е. Маркина из Ульяновска, «в этом стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре золотой осени, но и об «осеннем времени в жизни любого человека».

Одним эпитетом «как бы хрустальный» Тютчев в первой строфе передает прозрачную ясность и кратковременность ранних осенних дней, которые называют ещё «бабье лето».

Обращаем внимание на то, что в самом начале стихотворения автор использует длинное слово «первоначальной». Оно многосложное, а рядом с короткими словами звучит более протяженно, медленно, неторопливо, раздумчиво. Первая строка задает торжественный размышляющий тон всему стихотворению.

«Короткая, но дивная пора» – особенное время осени, очень-очень непродолжительное. А значит, дорогое каждому человеку, и ему, конечно, хочется запечатлеть эти мгновения в памяти.

Первую строфу заканчивает многоточие, в которое вложено много смысла. Во-первых, нарисованную поэтом картину читатель может представлять себе ещё подробнее. Во-вторых, пауза подготавливает нас к восприятию следующих строк.

Вторая строфа отличается особенной глубиной включенных в неё мыслей. Читатель представляет осенний пейзаж («пусто все – простор везде»), где недавно весело и бодро убирали хлеб, а на «праздной» борозде блестит «паутины тонкий волос».

Значение слов «тонкий волос паутины» может привести нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но ещё и о человеческой жизни, используя при этом олицетворение.

Слово «осень» в первой строфе словно бы перекликается с «тонким волосом паутины», и тут на ум приходят словосочетания: весна жизни, лето жизни, осень жизни.

Осень жизни! Как догадывается читатель, речь идет именно о старости человека, который прошёл длинный жизненный путь. Третья строфа тоже об осени. Перед зимой природа утрачивает все, что украшало её летом. И вдруг во второй строке появляется образ «зимних бурь». Каких бурь? Думается, что речь идет не только об ураганах и метелях, но и о душевном состоянии пожилого человека – «буре в его душе». Поэт говорит: «Но далеко ещё до первых зимних бурь».

«Дивная пора» в природе – это время покоя и тишины, ещё далеко до настоящих метелей, а для человека это время, когда пожилой возраст только начинается. У него ещё много сил для жизни, творчества, нет больших неприятностей.

Исследователи творчества Тютчева пришли к выводу, что образы гроз, бурь, зарниц благодаря поэту обрели философскую значимость в русской поэзии.

«Читаем» последние строки стихотворения. В них наше внимание привлекают слова: «льётся чистая и тёплая лазурь». Это метафоры, но какие! «Чистая и тёплая лазурь» не просто заменитель слова «небо». Здесь и солнечный свет, и тепло, которое как бы проливается сверху. А слово «лазурь» приобретает качество вещи» .

«Отдыхающее поле» – очеловеченная, одухотворенная земля, так как её касались руки человека.

В произведении идет речь не только о прекрасной поре, о ранней осени, но и об «осеннем» времени жизни человека, которое он должен принять смиренно, мудро, спокойно.

Через много лет Лев Николаевич Толстой, прочитав своим гостям стихотворение «Есть в осени первоначальной», сказал, что не знает более точных задушевных и выразительных слов, рисующих «бабье лето», чем эти стихи.

«Осенний вечер» – это не только «предчувствие сходящих бурь» самой природой, но и «кроткое увядание» человеческой жизни:

Итак, поэт словно оживляет осень, образно наделяет её присущими только человеку чертами и свойствами. У Тютчева осенний вечер – это таинственная красота. Это время года воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф. И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления. Лирический герой не хочет расставаться даже с мельчайшей, незаметной, но милой для него деталью: «умильная, таинственная прелесть» осенних вечеров, «грустно – сиротеющая» земля, «туманная и тихая лазурь» – все дорого, все необыкновенно, все таинственно!

Конец октября 1849 года. Душа человека несет страшный груз и забот, и тревог. А за окном «поля уж пусты, рощи голы, бледнее небо, пасмурнее долы». Но даже в эти мрачные осенние дни душа может встрепенуться, как весною, и рождаются стоки:

Добрые воспоминания «минувшего» «страшный груз минутно приподнимет», как осеннею порою ветер теплый и сырой «душу обдаст как бы весною». У поэта плохое настроение созвучно осенней поре, но развеивается оно при воспоминании о прекрасных весенних днях, которые Тютчевым были очень любимы.

Загадочную, но неугасающую жизнь природы Федор Иванович различает даже под снежным покровом. В 1852 году он был в имении Овстуг, где и под влиянием окружающей красоты написал дивное стихотворение «Чародейкою Зимою»

Уже отмечалось, что «пониманием природы как одушевленного целого обусловлены многие особенности тютчевской поэтики – прежде всего метафоры Тютчев даже ходячие, стертые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их эпитетами и тем самым как бы внося «душу» в описываемые им картины и явления природы» .

Лес «околдован Зимою-чародейкой» и «блестит чудной жизнью». Он спит, очарованный «сном волшебным», окованный «легкой цепью пуховой». Эти олицетворения, наделяющие лес и зиму чертами живых существ, и создают ощущение волшебной сказки и тайны.

А эпитеты («чудной жизнью», «сном волшебным», «легкой цепью пуховой», «ослепительной красой») делают поэтическую картину колоритной и выразительной.

Единственный архаизм «мещет» использован для придания строке высокой экспрессии. Солнце зимнее не может справиться со снегом, который опутал лес, но под его лучами рождается сказка.

Три строфы стихотворения имеют по пять строк. Рифма не совсем обычная: первая строка рифмуется с третьей и четвертой (Зимою – бахромою – немою), а вторая с пятой (стоит – блестит).

Тире после второй строки во всех строфах – важный знак. Он заставляет читателя остановиться, задуматься над тем, какой же глубокий смысл заключается в последующих строках.

Образ «легкой пуховой цепи» помогает нам представить сонное оцепенение зимнего леса.

О какой «чудной жизни» говорит поэт? Кому она открывается? «Чудная жизнь» леса невидима взору равнодушному, невнимательному, но открыта любознательным людям с поэтической душой

Без солнца лес кажется неподвижным, спящим, заколдованным. Не вздрогнет ни одна ветка: все сковано морозом и льдом. Но стоит выглянуть из-за облаков солнышку, как все «вспыхнет и заблещет ослепительной красой» .

Тютчеву было свойственно иногда рассматривать явления природы «с точки зрения народного чувства». У него Зима – олицетворение живого всемогущего существа, которое в природе – хозяйка-чародейка.

Судя по количеству стихотворений, посвященных лету и зиме, видим, что автор отдавал предпочтение весне и осени, но образ Зимы, которая не хочет освобождать место Весне, запечатлен в ещё одном шедевре Тютчева - «Зима недаром злится».

В замечательной природе Брянщины лежат истоки тютчевской поэзии. Интересен тот факт, что даже в тех стихотворениях, которые написаны Тютчевым в заграничный период его жизни, лежит глубокая печать родной русской природы, горячо любимой им с детства. Вероятно, поэту редко в зрелом возрасте приходилось наблюдать природу зимой, поэтому об этом времени года у него мало произведений.

Если бы Федор Иванович оставил нам в наследство всего одно стихотворение - «Чародейкою Зимою», можно было бы утверждать, что Тютчев - гений.

Заключение

«Кто побывал на холмах Овстуга, тот согласится с моим утверждением, что только рожденный на этой земле смог передать, как весело бегут весенние воды и действительно торжествующе «гласят во все концы» о приходе весны», как «околдованный чародейкою Зимою» стоит русский лес.

У произведений Ф. И. Тютчева малая лирическая форма - миниатюра, фрагмент – вмещает содержание, равное по масштабу обобщений роману

Тютчев завершил целую полосу развития философского течения русского романтизма и дал определенный толчок реалистической лирике.

«Подробно проанализировав ряд стихотворений о природе, можно сказать, что тютчевские пейзажи по своему лиризму и философской насыщенности напоминают живописные полотна Левитана или Рылова».

«Чуткость к конкретным деталям в конце его творческой жизни заметно усиливается в лирике Тютчева, отражая общее движение русской поэзии от романтизма к реализму».

Тютчев вообще тонко различает краски и обладает искусством колорита. Даже в непейзажных стихах поэта часто вкраплены «яркие кусочки» природы.

Тютчев любит краски, как любит все яркое и живое. Природа и человек у него почти в каждом стихотворении.

Когда после смерти поэта вышло очень небольшое по объему издание его стихотворений, А. А. Фет приветствовал его стихотворным посвящением, заканчивающимся строками, которые можно было бы поставить эпиграфом ко всем последующим изданиям тютчевских стихов:

В наше время интерес к Тютчеву неуклонно возрастает не только у нас, но и за рубежом, так как душа природы и душа человека в поэзии Тютчева неразрывно связаны.

Тютчев, эстетические взгляды и поэтические принципы которого складывались в 20-х-начале 30-х гг., конечно, не был противником публикации литературных произведений, но главное их назначение видел в самосознании и самовыражении личности. Именно этой особенностью творчества Тютчева может быть объяснен тот факт, что его консервативно-славянофильские политические воззрения, изложенные им в специальных статьях и наложившие отпечаток на его дипломатическую деятельность, почти совсем не отразились в его философской и интимной лирике. Тютчев представляет редкое в русской литературе явление поэта, в творчестве которого стихотворения, содержащие непосредственное выражение политических идей поэта, имеют второстепенное значение.
Его поэзия менее всего была декларативна. Она отражала живое бытие познающего разума, его искания, порывы, страсти и страдания, а не предлагала готовые решения.
Природа всегда была для Тютчева источником вдохновения. Лучшие его творения - стихи о природе. Его пейзажи в стихотворениях: «Как весел грохот летних бурь», «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою...», «В небе тают облака...» и другие - по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы. Но поэту чуждо бездумное любование природой, он ищет в природе то, что роднит его с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, хмурится, иногда дремлет, грустит. У нее свой язык и своя любовь; ей свойственно то, что и человеческой душе, поэтому стихи Тютчева о природе - это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях, тревогах: «В душном воздухе молчанье...», «Поток сгустился и тускнеет», «Еще земли печален вид...» и другие.
Первый цикл стихотворений был напечатан в 1836 году в журнале «Современник» Пушкина, который дал высокую оценку Тютчеву как поэту, а критика заговорила о Тютчеве лишь спустя 14 лет.
Вклад Тютчева в литературу был не сразу оценен. Но те, кто сами мастерски владели словом, понимали, что в России появился новый, не похожий на других поэт. Так, И. С. Тургенев писал: «Поэт может сказать себе, что Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Первый его сборник был небольшой - всего 119 стихотворений. Но как сказал Фет,
Муза, правду соблюдая,
Глядит, а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
Ф. М. Достоевский подметил «обширность поэзии Тютчева, которому доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, нравственность и интересы общественной жизни».
Тютчев часто «уходил» к первоисточникам Вселенной, в этом он «обширнее» творчества, например, Некрасова. У Тютчева всегда есть два начала: мир и человек. Он пытался решить космические «последние» вопросы, а поэтому оказался интересным не только для XIX века, но и для XX.
За каждым явлением природы поэт ощущает ее загадочную жизнь.
Мир тютчевской поэзии раскрывается (это заметил еще Пушкин) только в комплексе многих стихотворений. У него даже там, где только отдельный пейзаж, мы всегда оказываемся как бы перед целым миром.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
В этой реальной картине осени есть нечто от земли обетованной, от светлого царства. Не случайны такие эпитеты, как «хрустальный», «лучезарный». «Лишь паутины тонкий волос» - это не только подмеченная деталь, реальная примета, это то, что служит восприятию всего огромного мира, вплоть до тонкой паутины.
Лирика Тютчева одногеройна. Но примечательно то, что человек в ней есть, но нет героя в привычном смысле этого слова. Личность в его поэзии представляется за весь род человеческий, но не как за род в целом, а за каждого в этом роде.
Отсюда и вторая особенность Тютчева - диалогич- ность. В стихах постоянно идет спор.
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Замечательна и любовная лирика поэта. Тютчев, по замечанию З. Гиппиус, один из первых при изображении любви главное внимание переключает на женщину. Трудно назвать другого поэта, кроме Тютчева, в лирике которого четко намечен индивидуальный женский образ.
Не чужд был Тютчев и социальным темам, хотя очень часто его причисляли к «парнасцам», поборникам «чистого искусства». Действительно, проблема народа, как такового, в 50-40-е гг. XIX века Тютчева не занимает, но к концу 50-х гг. в мировоззрении поэта намечаются радикальные изменения. Он пишет о прогнившей императорской власти, уподобляет судьбу России кораблю, севшему на мель. И только «волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход».
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Принцип веры был и навсегда остался живым для Тютчева:
Над этой темною толпою
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
В 50-е годы Тютчев сближается с Некрасовым в изображении природы.
Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной...» гармония окружающего бытия у Тютчева связана с трудовым крестьянским полем, с серпом и бороздой:
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Тютчев не проникает в самую народную крестьянскую жизнь, как Некрасов в «Несжатой полосе», но это уже и не отвлеченная аллегория.
Тютчев навсегда остается поэтом трагических духовных исканий. Но он верит в подлинные ценности жизни:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Для него дух идет дальше мысли, поэтому «мыслью» не понять Россию, но «дух» помогает верить в нее.
Родина для него не абстрактная отчизна. Это страна, которую он искренне любил, хотя и прожил долгое время вдали от нее. Именно здесь, в ощущении тайны народной жизни, более всего близки два столь разных русских поэта - Тютчев и Некрасов.
Итак, поэзия Тютчева чрезвычайно широка как по тематике, так и по охвату проблем, поднимаемых в ней. Не чуждаясь тем социальных, Тютчев в то же время создал мир глубоко лирический, интимный. В своих стихах он говорил о красоте мира, о величии Творца, а также о том, что необходимо восстановить гармонию между миром природы и человеком. Он призывал к интуитивному познанию мира, к «вслушиванию» в природу, к тому, чтобы человек вновь ощутил себя органической частью вселенной.
Творчество Тютчева явилось важнейшим этапом в развитии русской литературы. Оно открыло в ней новую страницу, стало прологом к творчеству таких поэтов, как А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, предопределило тот великий прорыв, который был совершен в эпоху «серебряного века» русской поэзии.

По природе своих основных занятий Тютчев был не поэтом, а дипломатом, чиновником и даже цензором. Поэтическое творчество считал в своей жизни вторичным делом, даже называл забавой. Никогда не добивался напечатания своих стихов.

Первое собрание сочинений поэта вышло в свет лишь через много лет после смерти, в 1913 году, когда его поэзия (уже в разгар Серебряного века) стала ближе по духу. Он, как и А.А.Фет, словно опередил время примерно на полвека. В XIX веке читатели увлекались больше сюжетно-публицистической лирикой некрасовского склада. А ёмкая по мысли, полная противоречий философская лирика Тютчева явилась своего рода дверью в поэзию начала ХХ века.

Ф.И.Тютчев – мастер лирической миниатюры. Его стихи словно философские зарисовки, своеобразные притчи. Он поэт-философ, но не угрюмый и рациональный, а страстный и чувственный.

Тайный, внутренний смысл, а не прозрачную ясность имеют стихи Тютчева. Кроме того, поэт часто как человек высокообразованный обращается к мифологическим, историческим сюжетам и образам. Поэтому для чтения его произведений нужна определённая культурологическая подготовка (например, стихотворения «Цицерон», «Два голоса», «Полдень», «Колумб» и др.).

Его поэтическая лексика не отличается изощрённой изысканностью. Довольно просты и нередко не слишком точны рифмы, мало глубоких метафор, неожиданных эпитетов. Но при этом поэт достигает высокой музыкальности и сильного эмоционально-интеллектуального воздействия на читателя. В чём тут секрет?

Во-первых, отметим парадоксальность словосочетаний и поэтических конструкций: «Убийственно мы любим», «В отжившем сердце ожило», «Ты и блаженство и безнадежность», «Улыбки умиленья измученной души твоей».

Во-вторых, особенностью поэтического языка Тютчева является острая тяга к законченности суждений, яркая афористичность:

Ты был богов орган живой,

Но с кровью в жилах… знойной кровью.

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!..

Тревога и труд лишь для смертных сердец…

Кто, ратуя, пал, побеждённый лишь Роком,

Тот вырвал из рук их победный венец.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

(«О, как убийственно мы любим!..»)

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Последняя любовь»)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

(«Есть в осени…»).

Как у других поэтов есть, например, стихотворения, представляющие целостную развёрнутую метафору, так и у Тютчева можно найти целые стихи-афоризмы: «Умом Россию не понять…», «Волна и дума», «Слёзы людские…», «Фонтан» и др.

Многие стихи Тютчева положены на музыку и стали романсами. Это неслучайно. Тютчевская лирика чрезвычайно музыкальна. Секреты этой музыкальности – в благозвучности стихов и умелом использовании характерных для песенной поэзии полных или частичных повторов («Я встретил Вас…» и т.д.).