Основные темы и идеи лирики Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики тютчева сочинение

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные, наполненные чувством и лирикой пейзажи.

Мир поэта загадочен. Одной из его загадок является природа, где все время происходит борьба двух противоположных сил – хаоса и гармонии. Там где в избытке царит жизнь, всегда мрачной тенью проглядывает смерть. В радостном свете дня скрывается темнота беспроглядной ночи. Природа для Тютчева – это некое полярное явление, разные полюса которого находятся в вечном противостоянии. Таким образом, одним из самых излюбленных и наиболее часто им используемых литературных приемов является антитеза («юг блаженный» – «север роковой», «тусклая земля» – «блистающее грозой небо» и т.д.).

Природа Тютчева невероятно разнообразна, красива и динамична. В лирике поэта встречаются самые разные пейзажи в разные часы и времена года. Это может быть и раннее утро в горах, и «море ночное», и «весенний первый гром», и зима, которая «недаром злится».

Также автор умело передает моменты перехода одного состояния природы в другое. Например, в стихотворении «Тени сизые смесились…» читатель наблюдает удивительную метаморфозу, когда вечерние сумерки быстро сменяются темнотой ночи. Превращение одной картины в другую поэт рисует с помощью бессоюзных конструкций, часто употребляемых глаголов. В слове «движение» заложено понимание самой жизни, оно выступает в некотором роде синонимом бытия, жизненной энергии.

Еще одна особенность тютчевской поэзии – одухотворенность русской природы. Она словно юная красавица – так же прекрасна, свободна, способна любить, делиться своими мыслями и чувствами, вдохновлять, в ней есть живая человеческая душа.

Поэт всеми силами стремится понять это прекрасное создание вселенной – природу – и старается передать читателю картины всех ее разнообразных воплощений. Тютчев как истинный художник внимательно наблюдает за всем, что происходит в окружающем его мире, с огромной любовью создавая великолепные поэтические картины летних вечеров, осенних пейзажей, бесконечных снежных далей, весенних раскатов грома.

Во всех своих проявлениях тютчевская природа прекрасна и приковывает к себе взгляд. Даже в яростном буйстве стихий поэт видит гармонию и созидание. Автор противопоставляет природному равновесию беспорядок и разлад в человеческой жизни. По мнению поэта, люди слишком самоуверенны, отстаивая свою свободу и забывая о принадлежности к природе, о том, что они являются ее частью. Тютчев отрицает самостоятельность человека как отдельной единицы вне зависимости от природы, мира, Вселенной. Он верит в Мировую Душу, которая выступает неким фундаментом всего сущего. Забывая об этом, человек приговаривает себя к страданиям, рискуя оказаться во власти Рока. Хаос олицетворяет собой мятежный дух природы, который отпугивает людей. Человек спорит с Роком, отвергает хаос, от которого может нарушиться баланс энергии. Он всячески сопротивляется Року, отстаивая свои права.

Все творчество поэта пронизано нитью раздумий о противоречивых явлениях и вещах, наполняющих жизнь вокруг нас.

По мысли поэта, человек подобен песчинке в открытом космосе. Он находится во власти судьбы, природных стихий. Но в то же время Тютчев поощряет борьбу, мужество и бесстрашие людей, их стремление к подвигу. Несмотря на хрупкость человеческой жизни, людей охватывает огромная жажда полноты бытия, великое желание идти вперед, подниматься ввысь.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Казбича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Казбич – это разбойник, джигит. Он ничего не боится и, как и любой другой кавказец, бережёт свою честь и достоинство

  • Сочинение Старый граф Безухов в романе Война и мир

    Кирилл Безухов – один из второстепенных персонажей великолепного романа Толстого «Война и мир». Старый граф фигурировал только в самом начале, характеристика его мала, но мимо этой личности пройти нельзя.

  • Образ и характеристика Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения, которое написано в жанре сказочной повести, является помещик, изображенный писателем в образе глуповатого мужчины, считающего себя потомственный российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым.

  • Каждый год к нам приходит зима. Зимние развлечения отличаются от летних развлечений. Не всегда удается много проводить времени на улице. Нет возможности купаться и загорать.

  • Цыганок характеристика и образ в повести Детство Горького сочинение

    Персонаж повести Максима Горького девятнадцатилетний Иван, весьма неоднозначен. Прозвище Цыганок он получил из-за своего внешнего вида – смуглая кожа, темные волосы, плюс ко всему он часто воровал на базаре

«Как звезды ясные в ночи – любуйся ими – и молчи». В своем бессмертном творении «Silentium!» Тютчев формулирует вывод из своих многолетних размышлений и готовит заповедь к потомкам, как нужно понимать красоту, любовь и жизнь в целом. Не анализировать, не пытаться воспроизвести, не копировать – молчи и запоминай момент, когда тебе представляется Прекрасное. И хотя Тютчев говорил о звездах, эти же слова применимы для его стихотворений. Чтобы понять лирику этого необыкновенного русского поэта, нужно немного: любуйся ими – и молчи.

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Художественный мир

Особенности

Поэтика Тютчева отчасти похожа на пеструю мозаику, и в том ее красота и уникальность. Учитывая, что в 1822 году он уехал в Мюнхен как член русского посольства и прожил за границей 22 года, подавляющее количество его писем, корреспонденции, остроумных заключений были написаны на французском языке. Возможно, именно проживание за рубежом и классическое дворянское воспитание привили Тютчеву некоторый архаизм, глубокую философичность, приверженность к «тяжеловесной» поэзии Державина и Ломоносова. Ю. Н. Тынянов даже считает, что небольшие стихотворения у Тютчева – это отголосок, распад формы оды того же Державина и Ломоносова, и поэтому чувства и композиция в таких «фрагментах» максимально напряжены.

Еще одной яркой чертой поэтики Тютчева можно назвать «дублеты» –одинаковые образы, которые повторяются из стихотворения в стихотворение:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружён.

Получается, мы наблюдаем постоянное перемещение образов по стихотворениям, где каждый раз они открываются с новой стороны, а также «фрагментарность» самой формы поэзии Тютчева. Они объединяют все его творчество в единое целое без возможности рассматривать каждое стихотворение отдельно. Необходимо прочитать как минимум весь сборник, чтобы определить для себя, что все-таки поэт вложил в многогранный образ той же «двойной бездны».

Темы и мотивы

Исследователи выделяют 4 основных темы поэзии Тютчева: гражданскую, философскую, пейзажную и любовную. Однако, как мы уже заметили, образы и приемы переплетаются в каждом стихотворении, и поэтому многие произведения объединяют в себе несколько поэтических тем.

Например, произведение «14-е декабря 1825» – центральное стихотворение гражданкой лирики поэта – посвящено декабристскому восстанию. Здесь явно прослеживаются аллюзии на пушкинское «К Чаадаеву»: «Поносит ваши имена» – «Напишут наши имена», «Как труп в земле схоронена» – «На обломках самовластья» и т. д.

Стихотворение «Над этой темною толпой» также похоже на вольнолюбивую лирику Пушкина, поэт плачет о «растлении душ и пустоте» в государстве в смутные времена:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?

Вообще поэтике Тютчева свойственно настроение гибели, рока, трагического предопределения. Даже любовная лирика, которая, казалось бы, должна в сравнении выступать как более легкий и радостный жанр, пронизана пессимистическим настроением: «О, как убийственно мы любим», «Предопределение», «Последняя любовь». Важно отметить, что глубоким трагизмом насыщены именно последние любовные стихотворения поэта, написанные на смерть любимой женщины, Е. А. Денисьевой, в честь которой и назван цикл любовной поэзии Тютчева – денисьевский. После гибели возлюбленной, по воспоминаниям близких, Тютчев несколько лет оставался безутешным, а Тургенев, навестивший поэта, говорил о безжизненном голосе поэта; его одежда была «промокшею от падавших на неё слёз».

Еще один шедевр любовной лирики, стихотворение «Я встретил вас, и все былое» посвящено прекрасной Амалии Лерхенфельд, которая в юном возрасте ответила поэту отказом, но на склоне лет посетила старого друга. Любовь здесь уже не представляет источник страданий, теперь это чувство, которое и делает человека живым, не важно, взаимно оно или нет. Поэт просто счастлив лицезреть красоту и наслаждаться прекрасным чувством. Опять же, невозможно не заметить композиционное и смысловое сходство с пушкинским «Я помню чудное мгновение».

Стихотворение «Наш век» традиционно относят к философской лирике, но в нем также сильны мотивы гражданской поэзии:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…

По долгу службы имея возможность наблюдать и сравнивать жизнь в России и за рубежом, а также являясь свидетелем сложного периода существования империи, Тютчев философски анализировал историю, и потому многие философские и гражданские стихотворения близки по пафосу. К этому кругу произведений относится и любимая тема Тютчева — «космос и хаос». Проводя много времени в размышлении о месте и роли хаотического в миропорядке, о балансе дня и ночи, темного и светлого, Тютчев создает такие шедевры как «О чем ты воешь, ветр ночной? » и «Сижу задумчив и один».

Тютчев именовал себя «верным сыном Матери-земли», но это вовсе не отвлеченный образ. Земля в его поэзии отождествлялась с Родиной, и сам поэт признавался, что немецкий пейзаж мог вдохновить его только в том случае, если в ландшафте что-то напоминало родные просторы. Пейзажная лирика Тютчева музыкальна и образна, она наполнена точными и нетипичными эпитетами и сравнениями, чувственными деталями, что позволяет взглянуть на, казалось бы, давно воспетые пейзажи с совершенно другой стороны. «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы», «Весенняя гроза», «Море и утес», «Не то, что мните вы, природа» при всем торжестве образной и красочной поэзии являют собой глубокие философские размышления о первоначальности, бесконечности и цикличности мира:

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…

Образ лирического героя

Лирический герой Тютчева в основном отражает личность самого поэта, и это наиболее показательно в его любовных стихотворениях. Детали, аллюзии, намеки, скрытые в них, взяты из самой жизни поэта, его интимных переживаний и чувств. Так же, как сам автор, глубоко и трагически переживает эмоциональные потрясения его лирический герой. Он часто страдает от рока, ощущения предопределенности бытия, сверхразумной задачей мира, в котором человек – не просто деталь.

Его герой – мыслитель даже в любви. Он постоянно подвергает анализу даже чувства. Его страсть – это ограненный драгоценный камень, лишенный природного буйства, зато нашедший в огранке законченность.

Идеи Тютчева

Поэзия Тютчева пронизана космическими идеями и философскими теориями. В основе его философской лирики лежит попытка осмысления законов Вселенной, двусоставности мира, определением человеческой сущности как идеального микрокосмоса и так далее. Позже идеи Тютчева войдут в основу русского космизма.

Также он был первооткрывателем в сфере межличностных отношений людей. Пока другие поэты призывали читателей раскрыть свою душу, обнажить чувства и мысли, Тютчев был сторонником молчаливой сдержанности, духовного уединения человека. Только так можно остаться честным в отношении самого себя и не опошлить то, что люди называют внутренним миром.

Поэтический стиль

Во многом эти глубокие философские идеи предопределили и поэтический стиль Тютчева. Как мы выяснили ранее, композиционная особенность произведений Тютчева – это фрагментарность, сжатость, афористичность, наличие повторяющихся образов-дублетов.

Ю. Н. Тынянов утверждал, что творчество поэта являет собой переразложение жанров ораторского искусства и романтических фрагментов, таким образом, представляя собой уникальный сплав художественных средств. Наиболее частыми из них стали развернутые эпитеты и сравнения, метафоры, глубокая образность.

Своеобразные «маленькие оды» Тютчева стали переходным звеном между пушкинской и некрасовской эпохами, благодаря незаурядной личности и таланту поэта ставшие образцом удивительного лирического многообразия и поэтической философии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема урока:

«Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы»

(1 урок)

Цели урока:

    Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.

    Рассмотреть на примере известных стихотворений поэта своеобразие лирики природы, основные темы и идеи лирики.

    Отрабатывать умение анализировать лирические произведения, выделяя в них ключевые образы и определяя их значение.

    Развивать коммуникативные способности учащихся, грамотную монологическую речь, умение работать самостоятельно со справочными материалами, лирическими произведениями.

    Прививать любовь к природе через искусство слова, пробудить интерес к чтению шедевров русской литературы.

Алгоритм урока:

    Организационный момент. 1 мин

    Сообщение темы и целей урока. 1 мин

3. Знакомство с планом урока. 1 мин

4. Работа с эпиграфом к уроку. 2 мин

5.Вступительная беседа о Тютчеве. 2 мин

6. Изучение новой темы. 16 мин

7. Закрепление изученного материала

(практическая работа учащихся) 17 мин

8. Обобщения и выводы. 1 мин

9. Итог урока и выставление оценок. 2 мин

10. Домашнее задание. 2 мин

Критерии оценки эффективности урока.

1. Развитие познавательных интересов.

2. Полнота УЗН.

3. Активизация мыслительной деятельности.

4. Использование разнообразных форм работы.

5. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов.

6. Развитие воображения, всех видов мышления.

7. Развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

8. Нравственное и эстетическое воздействие.

9. Использование практического опыта учащихся и их знаний при объяснении нового материала.

10. Использование компьютера и мультимедийного проектора позволяют увеличить темп урока.

Макет рабочей тетради.

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

Опорный конспект.

Основные темы:

    Тема природы.

    Тема любви.

    Тема Родины.

    Философская лирика.

Особенности изображения природы:

1. Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

2. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

3. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.

Природа в различные времена года.

Зима: Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют

Осень:

Весна:

Лето:

Вывод:

    Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этапами биографии и творчества Ф.И.Тютчева, определим особенности лирики природы, рассмотрим основные темы и идеи его поэзии. Урок у нас необычный. На протяжение этого занятия нам будет помогать разбираться компьютер. Итак, в путь.

3. Ознакомление с планом урока.

Ознакомьтесь с планом нашего урока. Сегодня мне также помогают проводить урок … (учитель называет учащихся, которые готовили индивидуальные сообщения.)

4. Работа с эпиграфами.

Эпиграфами нашего урока могут стать высказывания великих русских писателей о Тютчеве. И.С.Тургенев говорил о поэте: «Тютчев … создал речи, которым не суждено умереть». И.С.Аксаков считал, что «… для Тютчева жить – значит мыслить».

Согласны ли вы с этими высказываниями?

(Ответы и рассуждения учащихся)

5. Вступительная беседа о Тютчеве.

Что знаете о Тютчеве вы? (ответы уч-ся).

Что вы можете сказать о его творчестве?

Какие стихи читали, учили?

О чём пишет поэт? (о природе, о её красоте).

Давайте познакомимся с этим удивительным поэтом поближе.

6. Работа по новой теме.

1.Сообщения индивидуально подготовленных уч-ся по биографии поэта .

(параллельно ведутся записи в тетради)

После сообщений учащимся предлагается просмотреть слайды по биографии поэта и внести корректировку в свои записи.

Чтение записанных фактов из жизни Тютчева (опрос 2-3 учащихся)

2. Тютчев-поэт (рассказ учащегося с использованием подготовленных слайдов).

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» (№3, 4, 1836г.) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т.

На Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным.

С конца 40-х годов начинается новый литературный подъём лирического творчества Тютчева, но имя его все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участие в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (в журнале «Современник» №1,1850г.), в которой он говорил о Тютчеве как поэте необыкновенного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Сборник стихов Тютчева выходит в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева. И к Тютчеву приходит поздняя, но подлинная слава.

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

3. Слово учителя об основных темах и идеях лирики Тютчева.

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы, так как в сознание читателей, как мы уже говорили, он вошел как певец природы.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильно назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает человек в мире и в чем его судьба.

В чем же состоят особенности изображения природы?

Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

Особенно привлекают поэта переходные промежуточные моменты жизни природы.

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество, история, культура, цивилизация – все кажется ему призрачным, обреченным на гибель.

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно.

Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы.

Он ввел в поэзию старинные образы, неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Попробуем разобраться в некоторых поэтических шедеврах, характеризующих различные времена года, раскроем значения образов.

7. Закрепление новой темы.

Практическая работа учащихся (работа в группах). Каждой группе заранее были даны стихотворения по временам года.

Выступление учащихся.

1 группа. «Зима»

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит ».

Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает, гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют.

2 группа «Осень».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Есть в осени первоначальной … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Картины осени рисуются ярко, действие на земле переплетается с излюбленным вертикальным движением с неба.

3 группа «Весна».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Люблю грозу в начале мая … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчев возвышенно передает красоту мира. Весеннее действие, «гроза», развернувшись на небесах, касается земли. Мы это чувствуем, возникает ощущение весны и свежести.

4 группа «Лето». (стихотворение по выбору)

1. Выразительное чтение наизусть стих.

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчевское лето часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.

8. Обобщения и выводы.

Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, Чем его взгляд отличается от нашего?

(Звучат ответы учащихся, делается вывод).

Тютчев изображает природу не со сторон, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

9. Подведение итога урока.

Что нового узнали из жизни Тютчева?

Какие образы ввел поэт в свою лирику?

В чем особенности изображения природы?

10. Выставление отметок за урок.

11. Домашнее задание.

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое Разоблаченная с утра, Сияет белая гора, Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем: Материал с сайта

Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • темы мотивы образы лирики поэтов xviii
  • основы образа тютчевской лирики
  • основные образы лирики тютчева
  • каковы мотивы и образы бунинскойлирики
  • тютчев над этой темною толпою анализ