Отмечают ли полгода со дня смерти. Как поминать полгода со дня смерти: основные правила

Когда после смерти близкого человека проходит определенное время, родственники задаются вопросом о том, полгода со дня смерти? Правила проведения помина существуют не только в православной традиции, но и относятся к светским нормам, принятым в определенной культуре.

Как почивших поминают христиане?

В церковных книгах нет информации о том, как организовать поминальный стол и стоит ли идти на кладбище спустя полгода после смерти родственника. Но церковные обряды для усопших все же существуют.

По традиции через шесть месяцев для умершего человека заказывается молебен. Еще читаются разнообразные молитвы за упокой. В церкви на поминальный канун ставится свеча для усопшего.

Дома родные почившего могут помолиться об упокоении его души перед иконой. Иногда во время этой молитвы рядом с ликом святого ставится фото умершего и зажигается свеча.

Застолье для поминок можно организовать как дома, так и в специальном ресторане, где есть особое меню для таких случаев. На кладбище в этот день можно унести кутью и блины, которые оставляют на могиле.

За поминальный стол приглашаются все родственники и близкие друзья умершего. Перед началом трапезы произносятся молитвы. Затем рассказываются истории из жизни почившего человека.

В меню для помина входят рыбные пироги, салаты, кутья, блины, соленья. Если во время этой даты проходит пост, то стол должен быть накрыт скромно. Особенно это касается тех людей, умершие родственники которых при жизни были глубоко верующими.

Пить ли алкоголь во время поминок, каждый решает сам. Но употреблять его в больших количествах все же не стоит. Вспоминать об умершем необходимо с легкой грустью. Не желательно предаваться сильной скорби, ведь он ушел в лучший мир к Богу.

Поминки с переносом даты

Как поминать полгода со дня смерти, если нет возможности организовать помин именно в эту дату? Согласно правилам, можно организовывать поминки за три дня перед этой датой, и по истечении двух дней после нее.

В день поминок можно раздать все вещи умершего нуждающимся. Раньше этого срока производить такие манипуляции можно, но не все могут это сделать. Иногда советуют подождать и год, чтобы подарить кому-нибудь личные предметы и одежду покойного.

Но если родственники сильно плачут за своим умершим, то необходимо вынести его вещи из дома именно после наступления шести месяцев со дня смерти.

Утром в день поминовения необходимо раздать милостыню нищим и попросить их, чтобы они помолились о почившем человеке. Вечером можно посетить службу и подать там записку с именем умершего, для того чтобы в церкви молились за него.

Что нельзя делать на поминках?

На поминках нельзя делать следующие вещи:

Так, как поминать полгода со дня смерти, если эмоциональное состояние оставляет желать лучшего? Необходимо выпить успокоительное. Попросить родных и друзей помочь в организации поминок. И постараться понять, что боль от утраты когда-нибудь утихнет, так плохо будет не всегда. Все, что связано с поминками, нужно организовывать со всей тщательность и вниманием. Ведь согласно поверьям, душа умершего в такую дату находится рядом и наблюдает, какую степень уважения ей оказывают живые.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

дни поминовения умерших

Ушедшие от нас любимые и дорогие люди навсегда остаются в нашей памяти. Мы вспоминаем их каждый день, но существуют дни, когда родственники и друзья умершего собираются вместе, и сидя за столом предаются воспоминаниям. Традиционно, поминки устраивают на 3 и 9 день. Поминки 40 дней после смерти считаются одними из самых важных. Третий день, сороковой, поминки 9 дней —, как считать? – отсчет начинается со дня смерти.

Следует отметить, что это поминки по православному обычаю. В иудаизме, к примеру, как таковых поминок нет. В исламе, католицизме поминальные обряды совершаются в дни, предписанные этими религиями.

Третий, девятый и сороковой день

Поминки в день похорон . они же третий день, совершаются после погребения. На похороны не принято приглашать, прийти могут все желающие. Сначала в церкви совершается отпевание, после чего все пришедшие прощаются с усопшим, гроб закрывают и везут на кладбище. Иногда процедура прощания проводится у дома умершего или на кладбище. После кладбища всех приглашают на поминальный обед, где все вспоминают все самое хорошее об умершем человеке.

Обед обычно включает в себя кутью (варенный рис с изюмом), которую не редко освящают в храме, блины, кисель. Это самые массовые поминки, так как попрощаться с усопшим приходят практически все знакомые, близкие друзья и родственники. Не редко в этот день раздают памятные подарки пришедшим, например, платочки.

Поминки 9 дней проходят уже в более тесной компании. Так же готовится поминальная трапеза. Церковь не одобряет спиртных напитков на поминках, это вредит душе усопшего. Если поминальные дни выпали на пост, следует приготовить постные блюда. Среда и пятница каждой, кроме сплошных седмиц (святки, масленица, первая неделя по Пасхе и другие) – это постные дни. А также четыре поста: Рождественский (ноябре – январе), Великий (конец зимы – весна), Петров (июнь- июль), Успенский (в августе). Даты постов переходящие, поэтому необходимо сверятся с церковным календарем текущего года.

40 дней поминки —, очень важны с точки зрения православной религии. Считается что в этот день душа предстает перед Богом, который решает куда отправится душа – в рай или ад. В этот день родственники готовят большой поминальный обед, молятся за душу усопшего и заказывают в церкви специальный молебен – сорокоуст, который так же заказывают и в сам день смерти.

40 дней после смерти —, традиции приписывают раздавать вещи покойного, хотя каких-то конкретных предписаний на этот счет церковь не делает. Довольно древней считается традиция раздавать деревянные ложки. Считается, что, когда человек ест такой ложкой он невольно вспоминает об умершем. Сейчас, конечно, вместо деревянных раздают обычные, хотя в целом, поминки 40 дней традиции соблюдаются крайне редко.

Полгода и годовщина

Многие задумываются, а делают ли поминки на полгода . Количество дней в году на которые будут устраиваться поминки определяют родственники усопшего. Поминальные дни могут быть приурочены к памятным датам: годовщина со дня смерти, день рождения, или быть церковными днями поминовения усопших, например, родительская суббота. Поэтому проводить или нет поминки полгода после смерти решают родственники или друзья.

1 год после смерти поминки —, это первая годовщина. В этот день вместе собираются уже как правило самые близкие друзья и родственники покойного за поминальным обедом. Поминки на годовщину смерти отличаются атмосферой: на смену глубокому трауру придет ощущение теплой, светлой грусти, вызванной добрыми воспоминаниями.

Итак, существует ряд общепринятых дней, в которые совершают поминовение усопших. Это родительские субботы, третий, девятый и сороковой день по смерти, годовщины. Православная церковь запрещает выпивать в дни поминок и предписывает в эти дни молится о душах умерших, посещать кладбище. Вечную память и вечный покой да дарует Господь вашим близким.

Смерть – это переход человека в вечность, начало новой жизни. Для человека заканчивается время подвигов, духовной борьбы, очищения души от греховных скверн. Пришло время воздаяния. Человеку предстоит встретиться лицом к лицу с Творцом. От того как человек жил на земле зависит, способна ли его душа принять в себя вечное блаженство Царствия Небесного. Омывалась ли она в водах покаяния при жизни своей или же предавалась грехам и порокам. Земная жизнь влияет на вечную участь. После разлучения души с телом помочь умершему могут только живые. Поэтому Святая Церковь установила чин поминовения усопших. Живым людям, родным и близким почившего, следует как можно чаще молиться о спасении его души. Поминки делаются прежде всего для общей молитвы. Молиться можно как дома, так и в храме.

Днями особого поминовения усопшего считаются третий и девятый дни по смерти, сорок дней, годовщина, день рождения и именины умершего. Совершают также поминки на полгода. Поминать на полгода можно на общей трапезе, которая делается для родных и близких умершего, можно также накормить нищих. В постные дни пища должна быть постной, в обычные – скоромной. На поминках не должно быть никакого спиртного. Перед трапезой необходимо помолиться: нужно прочитать «Отче наш» и спеть «Вечная память». Во время трапезы можно вспоминать об умершем. Если нет возможности сделать общую трапезу, можно раздать поминающим небольшие угощения или какую-либо памятную вещь (платок, посуда и т. д.) . Очень важно творить милостыню - помогать бедным с просьбой помолиться об усопшем.

Поминать усопшего можно в Православном храме, на Божественной литургии. Для поминовения заказывается сорокоуст – это поминание умершего на Божественной литургии в течении сорока дней. Поминовение в храме может совершаться и больший срок – полгода, год. Можно заказать поминовение на проскомидии. Проскомидия - это первая часть литургии, на которой хлеб и вино готовятся к таинству Причащения. Присутствуя на Божественной литургии, родные усопшего могу причаститься и исповедоваться. При этом из просфоры (особого хлеба, который пекут для служения литургии) вынимаются частицы за живых и за умерших. Существуют особые молитвенные песнопения об усопших – панихида и лития (в данном случае подразумевается вид литии, читаемый об упокоении души умершего) . Читать заупокойные молитвы можно дома, перед иконами.

Для служения панихиды можно пригласить священника - домой или на кладбище. Панихиду и литию могут служить и миряне, при этом молитвословия, которые обычно произносит священник опускаются. Панихиду и литию для мирян можно найти в православном молитвослове. Поминать на полгода можно читая заупокойную псалтирь. Читать ее дома могут родственники умершего, можно также пригласить домой, для чтения псалтири, церковнослужителя. Следует отметить, что об умерших священниках вместо псалтири принято читать евангелие. Поминки на полгода организуются не всеми. Но необходимо помнить, что для усопшего очень важна молитвенная помощь живых. Молиться об умерших родных и близких необходимо на протяжении всей жизни.

Поминание усопших должно проходить согласно христианским традициям. Все знают, что есть обязательные даты для этого, но вот поминки на полгода делают или нет, у многих вызывают вопрос. Неизменными датами для поминания являются: второй день после захоронения, на девятый день после смерти, на сороковой день, на год.

Вспоминаем вне взирая на даты

Но у большинства людей возникает вопрос относительно того, обязательно ли устраивать поминки на полгода после смерти. Да и как правильно организовать поминание, часто близкие не знают и обращаются за советом к старым людям или священнослужителям, которые уж точно скажут, что стоит сделатьв этом случае.

Дело в том, что православные люди должны вспоминать усопших независимо от дат и сроков со дня кончины, принято согласно церковным канонам молиться и посещать храм, оставляя записки или заказывать молебны. Делать это необходимо перед началом Божественной Литургии, так как во время службы священнослужитель в определенный момент зачитывает все имена людей, которые указаны в записках, он произносит молитвы о покое их душ в Царствии Небесном.

Подаются записки не только в обычных церквях и храмах, но и в монастырях и Лаврах, считается, что чем больше и дольше будут молиться об усопшем, тем его душе будет легче.

О том, как правильно нужно подавать записки и какие службы есть для этого, стоит узнать заранее и не совершить ошибки.

Правила поминания в церкви

Для того чтобы поминать в церкви, нужно подойти заранее перед службой и написать записки с именами усопших. Церковь не ставит дат и ограничений по датам и срокам, так как вспоминать людей, которых уже нет на этом свете по церковным правилам обязательно и даже необходимо каждый день в своих молитвах.

Существуют определенные правила, по которым можно подавать заупокойные списки, дело в том, что православная церковь может вспоминать в своих молитвах только людей крещенных, за людей иной веры можно молиться в сердце и в душе. Так же стоит знать, что нельзя поминать людей, которые самостоятельно ушли из жизни, их погребают без церковных обрядов и отпеваний. В остальном никаких запретов нет, священники говорят, что нужно вспоминать, как можно больше своих предков и родственников, которые находятся в миру ином, этим человек не только им делает благо, но и всему роду.


Итак, в полгода все же стоит прийти в церковь и отстоять службу, после чего можно заказать молебен о поминовении усопших и подать записку с именем. Стоит помнить, что в записке имена пишутся строго в родительном падеже. Даже если данный молебен вы пришли заказать ради одного человека, то в записке все же стоит написать всех усопших родственников и знакомых.

Еще стоит заказать «сорокоуст об усопшем», это определенные молитвенные правила, которые священнослужители будут читать на протяжении сорока дней. Подавать записки можно в разных храмах и в одно время, это только усилит их действие и мощь. Молятся в это период и дома, если не знаешь, как это сделать, то будет правильным решением не брать на себя молитвенные подвиги самостоятельно, а по благословению батюшки. Если священник даст благословение, то дома можно читать каждый день псалтырь и специальные молитвы, о которых скажет батюшка.

Конечно, для того чтобы молитва шла от чистого сердца и имела большую силу, стоит и самому принять причастие, но только достойно подготовившись к этому мероприятию. Перед этим необходимо три дня соблюдать пост и выполнять полностью утреннее и вечернее молитвенное правило, кроме того, прочитать три канона и последование ко святому причастию. Все эти правила и подробные рекомендации есть в каждом молитвослове, главное со спокойствием душевным и благими намерениями приступить к этому делу.

Сейчас очень развито паломничество, и у многих появилась прекрасная возможность побывать в разных святых местах, во многих храмах собирают записки и к определенной дате доставляют к священному месту, где будут они прочитаны.

Приходя в церковь, стоит знать, что свечи за людей умерших ставятся лишь в определенном месте. Если внимательно осмотреться, то вы найдете в церкви большое распятие Иисуса Христа, а рядом плоский подсвечник с большим количеством ячеек для свечек, возможны и другие варианты, но этот более распространенный вид.

Во многих храмах рядом есть распечатка с молитвой, которую стоит произнести у креста и поставить свечу.

Во многих церквях есть специальный поминальный стол, на него люди складывают еду для поминания. Это могут быть хлеб, крупы, фрукты, печенье и конфеты. При монастырях эта еда идет на кухню, где готовят трапезу для прихожан, а если это монастыри, то для паломников.

Как именно поминать в полгода

В определенную дату с утра нужно посетить храм, отстоять службу и подать записку. Стоит оставить продукты питания для поминания. Если будет возможность, то после Божественной Литургии нужно заказать поминальный молебен. Обязательно стоит поставить свечу и тихо помолиться от всего сердца за покойного, произносить слова нужно про себя и можно своими словами. Главное — не красноречие, а суть и чистота помысла и молитвы, которую обращают к Богу. Это поможет и вам немного утолить свою печаль и грусть, такие молитвы позволяют чувствовать душу близкого и обретать некое спокойствие.

После посещения церкви идут на кладбище. На могилке нужно зажечь свечу, для того чтобы огонек не угас, лучше заранее приобрести специальную лампу, в которую помещается свеча. На могиле можно оставить печенье и конфеты, чтобы случайные люди могли помянуть. Самим устраивать трапезу на могиле все же не стоит, обычай подразумевает оставлять поминальные продукты на могилке. Священнослужители всегда говорят, что главное - это молитва, а не еда и уж тем более на кладбище. Там место тишины и покоя, где стоит лишь скорбеть и молиться.

Часто устраивают поминальный обед в кафе или дома, приглашают людей, которые были знакомы с усопшим и вспоминают его добрыми словами. Как правило, люди приходят в первой половине дня, и сама трапеза не затягивается на длительное время. Ассортимент блюд должен быть сдержанным, иными словами устраивать пиршество все же не стоит.

Можно приготовить на стол любимые блюда покойного, а в остальном меню имеет классический вид, это первое, второе, салат и в обязательном порядке для каждого из гостей кладут на стол пирожок и конфеты с печеньем. Это довольно старинный обычай, пирожками поминают после смерти на девятый день и в последующие даты. А вот после того, как прошли похороны, на второй день близкие усопшего пекут лепешки, поливают их медом и разносят по соседям и близким, которые его хорошо знали. Эта традиция сохранилась с давних времен, когда пирожки и пышки не покупали, а пекли самостоятельно.

Перед трапезой обязательно необходимо прочесть молитву и отведать три ложки кутьи, а после этого уже можно приступать к принятию пищи.

Некоторые заранее знают, сколько будет человек на обеде, и приготавливают для них поминальные конверты. Это маленький набор, состоящий из печенья и конфет, количество определяет каждый самостоятельно, но, как правило, это пару штук печенья и столько же конфет. Стоит обязательно помнить, что если полгода выпало на время поста, то блюда должны быть в обязательном порядке постными.

Не нужно переживать и расстраиваться по этому поводу, так как существует большой выбор постных и довольно вкусных блюд.

Мясные блюда заменяются на рыбные, а в остальном меню остается неизменным. Если полгода выпало на время Великого поста, то поминать можно либо в субботу, либо в воскресенье. Среда и пятница считаются неизменными постными днями, в эти дни блюда не должны содержать мясных продуктов.

Со стороны церкви совершенно не одобряется поминание спиртными напитками. Желательно, чтобы на столе были безалкогольные напитки.

Блюда на поминальном столе

Обязательным блюдом на столе является кутья, она готовится из пшена или риса. Раскладывают ее в небольшие пиалы, каждая рассчитана на 2–3 человека. Перед тем как приступить к принятию пищи, необходимо съесть три ложки кутьи. Эта традиция своими корнями уходит в старину, когда христианские традиции только зарождались.

Готовят кутью из пшеницы следующим образом:

  1. Крупу замачивают в воде на ночь. Рано утром пшеницу варят до готовности.
  2. Когда крупа будет готова, ее заправляют медом и добавляют изюм.
  3. Изюм стоит замачивать в горячей воде на пару часов до того, как добавлять в кутью.
  4. Заправку делают из теплой кипяченой воды и меда.
  5. Кутья не должна быть слишком жидкой или густой.

Помимо традиционной поминальной кутьи, обязательным является компот или кисель, а также пирожки, испеченные в духовке.

Основное меню состоит из первого блюда, чаще всего это борщ. Данное блюдо может быть как постным, так и мясным, все зависит от времени поминания.

Вторые блюда, это, как правило, картофель пюре и мясная подлива. Из мясных блюд отдают предпочтение котлетам или отбивным. Для постного меню гуляш можно заменить на запеченную или жареную рыбу.

Остальное меню составляется на ваше усмотрение. К примеру, подаваемый салат может быть мясным, рыбным или овощным, некоторые готовят два вида. Из закусок можно приготовить блинчики с начинкой или рулетики из лаваша. Закусок много ставить не стоит, достаточно двух видов, два салата и нарезки с сыром и колбасой.

Если поминки делать в кафе

На сегодняшний день многие люди предпочитают поминальные обеды проводить не дома, а в кафе, где есть поминальные столы. В таких заведениях меню уже тщательно составлено, и по желанию его можно будет немного дополнять и изменять на свой взгляд.

В кафе предусмотрено два вида меню, постное и классическое. Заказывая обед в кафе, необходимо заранее согласовать время и количество приглашенных, многие делают заказ блюд с запасом, так как бывают разные ситуации. Дело в том, что раньше на поминальную трапезу приходили все, кто желал почтить память усопшего, но на сегодняшний день эта традиция немного изменилась, люди, как правило, не приходят без приглашения.

Все же важно поминать усопшего в первую очередь в церкви, этому стоит уделить особое внимание.

Для христиан очень важно заказать в день поминания молебен по душе усопшего в храме и сходить на могилку, где зажигают лампаду в память о человеке.

Очень часто на территории или возле кладбища есть маленькие часовни, в которых можно поставить свечки и оставить записки. Кроме того, нередко священники соглашаются провести молебен непосредственно на могиле покойного, это считается хорошей традицией, где батюшка упоминает не только имя усопшего, но и тех, кто похоронен рядом.


Поминать стоит не только в определенные даты, но и каждый день в своих молитвах, это поможет сохранить теплую и светлую память о близком человеке и обрести душевное спокойствие и некое утешение в своей потере.