Периодизация перестройки 1985 1991 гг основные события. Причины перестройки

Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

Экономические реформы перестройки

Последствия (1985-1991 гг.).

Завершающий этап в истории СССР (1985-1991 гг.)

Глава XIII

1. Перестройка в СССР и ее причины.

В марте 1985 года после смерти К.У. Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С. Горбачев .

Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества.

1 . Застой в экономике , нарастание научно-технического отставания от Запада.

2 . Низкий уровень жизни населения : постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

3 . Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

4 . Негативные явления в духовной сфере общества . Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

5 . Гонка вооружений . К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

Цель перестройки : оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С. Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму . Они только хотели совершенствования социализма . Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С. Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка - еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.


Началась борьба с «нетрудовыми доходами . На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Л. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская представили хороший проект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

1 . Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

2 . Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально - путем развития кооперативного движения).

3 . Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

4 . Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

5 . Отказ от монополии внешней торговли.

6 . Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

Посмотрим, какие же законы были приняты:

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии» . Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике . В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

- Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

- Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

- Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса . Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

- Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

- Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. - предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Однако Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки.

- Одни считают , что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

- Другие видят , что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции , произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.

Перестройка в СССР 1985-1991 годов стало масштабным периодом в истории, охватившем социальную, политическую и экономическую жизнь в государстве. Многие считают именно перестройку этапом, который привел к распаду Советского Союза.

Предпосылки и основные причины перестройки

Период правления Л. И. Брежнева с легкой руки М. С. Горбачева был назван эпохой застоя.

Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

Несмотря на рост благосостояния населения, в экономике наблюдался спад. На рынке наблюдался постоянный дефицит товаров. Только продажа нефти помогала СССР финансово оставаться на плаву, благодаря эмбарго арабских стран. Однако после снятия этого эмбарго цены на нефть стали стремительно падать. Правительство Брежнева не хотело или не могло решить накопившихся экономических проблем, которые могли сказаться при любом изменении ситуации в мире. Это показало несовершенство системы управления. Ко всему прочему война в Афганистане также была экономически невыгодной Советскому Союзу. Капиталистический мир ввел против СССР санкции для прекращения боевых действий, что сократило количество экспорта и сказалось на доходах страны.

Именно эти явления и показали слабость советской экономики.

Перестройка

Март 1985 года стал началом перехода к новой политике М. С. Горбачева, который сразу дал понять, что будет проводить целый ряд изменений. Целями перестройки была реформа социально-экономического развития страны, омоложение кадров в политической системе, смягчение внешнеполитической деятельности и подъем промышленности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В апреле 1985 года Горбачевым впервые был использован термин «ускорение» экономического развития. Его задачами были административные реформы, модернизация машиностроения и тяжелой промышленности. Однако попытки реформирования экономики не дали желаемых результатов и от ускорения было принято решение перейти к глобальной перестройке.

Перестройку было предложено разделить на несколько этапов.

Таблица “События в период перестройки СССР”

Проводимые во втором этапе мероприятия произвели раскол общества на демократов и коммунистов. Это сформировало некоторую напряженность в социальной среде, породившие неуправляемость перестроечных процессов.

В 1985 году Горбачевым была провозглашена гласность. Были оправданы многие жертвы сталинских репрессий, начали печататься литературные произведения Солженицына и других диссидентов, по телевизору начала работать передача «Взгляд», печататься газета «Аргументы и факты», многие запрещенные ранее фильмы (например, «Собачье сердце») вышли на экраны телевидения. Власть позволяла себя критиковать и не проводила реакционных мер на жесткую критику.

Рис. 2. Портрет Солженицына.

Началась перестройка во внешней политике. Советский Союз взял курс на «потепление» отношений с Западом. Холодная война была фактически проиграна, когда Горбачев пошел на существенные уступки США, надеясь на отмену санкций. При переговорах с президентом США Рейганом была заключена договоренность о разоружении, а в 1989 году из Афганистана были выведены все советские войска.

Рис. 3. Вывод войск из Афганистана.

На втором этапе перестройке так и не были достигнуты поставленные задачи по переходу страны к демократическому социализму. Третий этап полностью проходил вне государственного контроля и был пущен на самотек.

Нарастание политических противоречий на втором этапе перестройки повлекло за собой и национальную конфронтацию. Периферийные республики все чаще начинали заявлять о своем неподчинении Москве. Начиная со второй половины 1989 года, в стране прошел парад суверенитетов. Местные власти декларировали о приоритете местных законов перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. В марте 1990 года Литва заявила о выходе из СССР. В том же году была утверждена должность Президента СССР, который избирался путем общего прямого всенародного голосования. Добиться положительных итогов этой реформой не удалось.4.6 . Всего получено оценок: 638.

В конце 70-х годов в советском обществе назревал серьезный социально-экономический кризис. Из-за своего преклонного возраста и хронических болезней, Л. И. Брежнев уже не мог руководить государством.

Причины начала перестройки

Свои полномочия он делегировал министрам, которые по собственному усмотрению осуществляли государственную политику. Общество все больше ощущало отсталость СССР от стран Запада, но, к сожалению, в государстве не было лидера, который мог бы инициировать реформы.

Основными причинами являются:

  • - Централизация власти в руках Партии;
  • - Как следствие, цензура на информацию, отсутствие гласности;
  • - Низкая конкурентоспособность советских товаров на мировом рынке, низкая производительность труда;
  • - Дефицит товаров на рынке.

В середине 80- х годов пост Генерального Секретаря СССР занял Михаил Горбачев, который в отличие от своих предшественников Черненко и Андропова, не побоялся начать масштабную реформаторскую деятельность.

Начало перестройки

В 1985 году новый лидер Советского государства огласил курс своей политики, который был направлен на полное обновление общества. Проведение реформ требовало поддержки населения, для этого Горбачев существенно смягчил цензуру, контроль над средствами массовой информации, разрешил критиковать действия власти.

Первым шагом к реформации государственной жизни была попытка переустройства экономики с плановой на рыночную. Непоследовательность проведения экономической реформы повлекла за собой тяжелый кризис: дефицит, инфляция, отсутствие рабочих мест стали неотъемлемым атрибутом жизни советского народа.

Изменения коснулись и политического устройства советского государства. Впервые в истории страны состоялась фактическая передача власти от государственных исполнительных органов выборному парламенту Верховному Совету СССР.

В период перестройки правительство СССР полностью поменяло приоритеты внешней политики. М. Горбачев и его ближайшие соратники понимали, что без заимствования опыта европейских капиталистических стран, обновить и осовременить государственный социализм им не удастся.

С официальным визитом М. Горбачев посетил ряд стран Западной Европы и США. В результате восстановления диалога с демократическими государствами, закончился период геополитической конфронтации социалистического СССР и капиталистического Западного мира, начавшийся по окончанию Второй Мировой войны.

В 1989 году М. Горбачев инициировал вывод советских войск из республики Афганистан, что можно расценивать как компромиссный шаг для сближения с Западом. По окончанию холодной войны произошло соединение ФРГ и ГДР, которые долгие десятилетия враждовали между собой.

Историческое значение и итоги периода перестройки

М. Горбачев, инициировав коренные изменения в системе государственной власти, проигнорировал историческую закономерность: существование любой империи возможно только в условиях жесткого деспотического режима.

Период перестройки, который начался с лозунгов социально политического обновления, закончился предоставлением союзным республикам права собственных политических решений, что неизбежно вело к распаду Советского Союза и краху коммунистических идей.

политика руководства КПСС и СССР, провозглашенная во второй половине 80-х гг. и продолжавшаяся до августа 1991 г.; ее объективным содержанием была попытка привести советскую экономику, политику, идеологию, культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями; осуществлялась крайне непоследовательно и вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЕРЕСТРОЙКА

официальный курс развития страны, провозглашенный правящей верхушкой СССР во главе с М. Горбачевым в 1985 г.

Совокупность действий партийногосударственного руководства страны, спровоцировавших масштабный кризис, приведший к распаду государственности, развалу экономической системы страны и упадку социально-духовной сферы.

Один из самых драматичных периодов отечественной истории, который закончился ликвидацией целого государства и открыл эпоху глубочайшего системного кризиса, охватившего все без исключения сферы российской жизни, последствия которого в стране еще долго будут сказываться.

Хронологические рамки перестройки - 1985–91 гг.

В 1985 г. апрельский Пленум ЦК КПСС, возглавляемый пришедшим месяцем ранее к власти генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым, провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития» страны. Именно тогда были заложены основы концепции перестройки.

Предполагалось, что принятие решительных мер по преодолению обозначившегося снижения темпов экономического роста, отставания таких отраслей промышленности, как машиностроение, от мирового уровня в относительно короткие сроки позволит вывести народное хозяйство СССР на новые рубежи, что, в свою очередь, активизирует социальную политику и приведет к заметному улучшению благосостояния граждан страны. Для этого предусматривалось усовершенствовать структуру управления экономикой и стимулирование материальной заинтересованности трудящихся в результате своего труда. Однако уже первые попытки проведения курса на ускорение провалились, встретив сопротивление со стороны многочисленного бюрократического аппарата.

Неудачей обернулись 2 первые общегосударственные кампании нового руководства: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами.

В результате антиалкогольной кампании количество потребления спиртного (даже с учетом всех видов суррогатов) сократилось на треть, вновь достигнув уровня 1986 г. только в 1994 г., а кроме того, был зафиксирован рост ожидаемой продолжительности жизни. Однако проведенная без подготовки общественного мнения, эта кампания обернулась резким сокращением продажи спиртного в стране, появились «винные очереди», повысились цены на алкоголь, велась варварская вырубка виноградников. Все это привело к росту социального напряжения, спекуляции самогоном и, как следствие, «сахарному кризису».

Столь же плачевной по результатам была и вторая инициатива М. Горбачева, от которой пострадали не воротилы «теневой экономики», воровавшие при попустительстве коррумпированной бюрократии, а реальные производители продукции, прежде всего сельскохозяйственной. Это привело к росту цен на продовольствие и дефициту товаров на прилавках.

Отсутствие у высшего политического руководства страны полной ясности о глубине кризиса и, как следствие, последовательной программы по его преодолению, обусловило последующие действия М. Горбачева, их хаотичный, разрушительный для государственности характер.

Борясь за власть со сторонниками «старого курса» в Политбюро, Горбачев все больше опирался на поддержку антигосударственных сил, целью которых было достижение состояния «управляемого хаоса» в стране и разрушение государства. Именно с их подачи в самом начале 1987 г. была провозглашена политика «гласности». Целью ее было разрушить идеологические основы существующего строя путем сначала критики недостатков социализма с целью его очищения, затем и вовсе полного отказа от социализма в пользу капитализма, а потом разрушения государства, истории пр.

Главный идеолог проекта, «архитектор перестройки» секретарь ЦК КПСС А. Яковлев, дал добро на то, чтобы в СМИ стали появляться материалы о «преступлениях сталинского режима» и необходимости возвращения к «ленинским нормам» партийной и государственной жизни.

Апогея разнузданная антисталинская кампания достигла к началу 1988 г., когда реальное изучение истории было практически заменено масштабной фальсификацией. Появились данные о «десятках миллионов расстрелянных» и т. п.

Психологическая атака на общественное сознание целью своей ставила посеять сомнение в правильности существующего строя, в том, что жизнь многих поколений советских людей была прожита впустую. Духовный разброд усиливался и возрастанием социальной напряженности. После искусственно вызванного Западом резкого падения цен на нефть осенью 1985 г. советская экономика затрещала по швам, и в считанные месяцы СССР, который во многом жил на «нефтедоллары», из сверхдержавы стал превращаться в страну-должника, государственный долг вырос в 3 раза.

Промышленность и сельское хозяйство приходили в упадок и не были в состоянии не только конкурировать с мировыми производителями, но даже и обеспечить всем необходимым собственное население. Ставка на частную предпринимательскую инициативу только усугубила ситуацию.

Принятый в 1987 г. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» открыл путь к разгулу спекуляции и привел к росту социальной напряженности. Кооператор, продающий «вареные» джинсы, получал в десятки раз больше денег, чем работник любого советского предприятия.

Бурное развитие кооперативного движения в 1988–89 гг. стало началом фазы формирования начального капитала, которому уже вскоре стало тесно в рамках торговли и посредничества. Постепенно на месте гигантов промышленности возникли АО, фирмы, концерны, затем - банки, где накапливались деньги, на которые впоследствии выкупались целые отрасли. В то же время государственный экстремизм в сфере налогообложения (с частных предпринимателей взималось до 70–90% доходов) подталкивал их к поиску способов неуплаты налогов, ставшей массовым явлением.

Согласно Закону СССР «О государственном предприятии (объединении)» (1987) появилась возможность оставить основные фонды предприятий в собственности государства, а прибыль распределять частным образом. Трудовые коллективы «демократическим» путем выбирали директором не лучшего хозяйственника, а того, кто обещал большую зарплату. Банк, на счетах которого сосредоточивалась прибыль предприятия, по требованию дирекции обязан был обналичивать любую сумму для выплат дополнительных зарплат и премиальных. В результате у населения появилось очень много ничем не обеспеченных денег, которые тратились не на вклады в сбербанках, как это было раньше, а на скупку товаров народного потребления, продуктов длительного хранения и предметов роскоши.

Притом, что роста производительности труда и качества продукции не произошло, это подстегнуло инфляцию и послужило разрушению финансовой системы государства. Товарный дефицит и огромные очереди в магазинах стали повседневным явлением.

В 1987 г. вышли 3 разрешительных документа: указ Президиума Верховного Совета, постановление Совета Министров СССР № 49, а также совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 1074 о децентрализации внешнеэкономической деятельности, предоставившие всем советским предприятиям и кооперативам право выхода на внешний рынок. Таким образом, государство отказывалось от монополии на внешнюю торговлю.

На Запад эшелонами потекло достояние советского народа - от металла до высокотехнологичного оборудования, где оно продавалось по бросовым ценам. Обратно завозились дешевая одежда, сигареты, шоколадные батончики и проч.

Процессы насаждения в СССР рыночных отношений критиковали даже на Западе. Известный антикоммунист Дж. Сорос писал: «Можно говорить о рыночной экономике, но нельзя говорить о рыночном обществе. В дополнение к рынкам общество нуждается в институтах, которые будут служить таким социальным целям, как политическая свобода и социальная справедливость. У России в этот период были все шансы воспользоваться этим и оказаться в авангарде. Но вместо этого отягощенные комплексом неполноценности “режиссеры” привели страну к “дикому капитализму”». Аналогичную позицию высказывали и Лауреаты Нобелевской прtмии по экономике, например Дж. Гэлбрэйт.

Неразберихой в СССР поспешили воспользоваться лидеры западных держав, увидев шанс максимально ослабить страну и лишить ее статуса сверхдержавы. М. Горбачев потакал им в этом как мог, проявляя удивительные мягкотелость и недальновидность. Поддавшись на блеф Р. Рейгана с программой СОИ, он пошел на крайне невыгодные условия ядерного разоружения, подписав в 1987 г. договор с американской стороной о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.

В 1990 г. Горбачев подписал в Париже «Хартию для новой Европы», что повлекло за собой распад советского военного блока, утрату позиций в Европе, вывод войск с территорий восточноевропейских стран. На фоне провалов в экономической и внешнеполитической деятельности продолжалась последовательная политика духовной агрессии против народа.

Уже в конце 1987 г. началась мощная раскрутка Б. Ельцина, «прогрессивного» первого секретаря Московского обкома партии, пострадавшего «за правду». Именно его прозападно ориентированная часть партийного руководства и готовила на роль нового властителя России вместо непоследовательного, трусливого Горбачева, который, выполнив свою незавидную роль разрушителя, стал Западу не нужен.

Горбачев еще пытался овладеть ситуацией: на XIX Всесоюзной партконференции, провозгласив «гуманный, демократический социализм» (повторив во многом лозунги срежиссированной в 1968 г. ЦРУ США провокации - т. н. «пражской весны»), он предложил куцый проект избирательной реформы, согласно которому допускалась альтернативность выборов. За КПСС закреплялась треть мест.

По этой схеме и прошли выборы народных депутатов Союза. I съезд народных депутатов СССР, состоявшийся 25 мая 1989 г., сыграл в жизни страны роковую роль. Именно на нем оформились и легитимизировались откровенно антироссийские, антигосударственные силы, активно поддерживаемые западными финансовыми структурами. Межрегиональную депутатскую группу, которая уже не скрывала своего неприятия социализма, даже «гуманного» горбачевского, возглавил, как это ожидалось, опальный Ельцин. С этого времени процесс развала страны пошел «по нарастающей».

Горбачев стремительно утрачивал свою власть и былое влияние. Ситуацию не изменило и его избрание Верховным Советом СССР президентом страны. В обществе возникали новые партии, нарастали центробежные тенденции.

Уже в 1990 г. практически независимыми стали республики Прибалтики, произошли кровавые столкновения на Кавказе - в Грузии, Азербайджане, Армении, а также в Средней Азии. Горбачев поддался на многочисленные провокации и использовал силу для «наведения порядка» в Тбилиси, Вильнюсе, Риге, Нагорном Карабахе и других регионах. Немногочисленные погибшие тут же были объявлены «жертвами, павшими за свободу народа», что усилило антисоветские настроения и подтолкнуло трусливое руководство республик к прямому провозглашению независимости.

В 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет РСФСР, через год Б. Ельцин стал президентом России. Окончательно выпустивший из рук рычаги управления страной Горбачев предпринял последнюю попытку установить контроль над ситуацией. Он инициировал работу над подписанием нового Союзного договора, который фактически узаконивал распад Союза. Но накануне его подписания часть руководителей страны попыталась, создав ГКЧП, сохранить государство, но этот шаг был слабо подготовлен, о нем знали даже сторонники Ельцина. Они только ждали возможности воспользоваться шансом столкнуться с «представителями строгого порядка».

«Августовский путч» 19–21 августа 1991 г. был превращен сторонниками Ельцина в грандиозный политический спектакль. Фактически именно это время можно считать датой окончательного развала страны (хотя юридически это было оформлено лишь Беловежскими соглашениями, отставкой Горбачева и декабрьской сессией Верховного Совета СССР) и полным крахом перестройки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. В апреле 1985 г. новое руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития. В обществе все громче звучали слова «Мы ждем изменения …». Необходимость изменений отметил и новый генеральный секретарь. Никто со времен Хрущева не общался так с народом: Горбачев ездил по стране, запросто выходил к людям, общался с ними в неформальной обстановке.

С приходом нового руководителя, вдохновенного планами рывка в экономике и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды и энтузиазм.

В ходе выполнения курса ускоренного социально-экономического развития «верхи» пришли к выводу, что все отрасли экономики необходимо перевести на новые методы хозяйствования. Постепенно, в 1986-1989 гг, вступили в силу законы о государственном предприятии, об индивидуальной трудовой деятельности и кооперативы, а также закон о трудовых конфликтах, предусматривавший право рабочих на забастовку. В ходе экономических преобразований была введена госприемка продукции, хозрасчет и самофинансирование, выборы директоров предприятий.

Однако все эти меры не только не способствовали улучшению экономического положения в стране, но, наоборот, ухудшили его через половинчатость и непродуманность реформ, значительные бюджетные расходы, увеличение денежной массы на руках у населения. Нарушались производственные связи между предприятиями о государственных поставок продукции.

Усилился дефицит потребительских товаров. На рубеже 80-90-х гг все больше и больше пустели полки магазинов. На местах власть начала вводить талоны на некоторые продукты. Страна нуждалась в проведении глубоких реформ и прежде изменении экономической модели.

Политика «гласности». Либерализация общественной и культурной жизни

Если в экономике «перестройка» началась с постановки задач «ускорения» социально-экономического развития, то в духовном и политическом жизни ее лейтмотивом стала «гласность». Горбачев открыто заявил, что «без гласности нет и не может быть демократизма». Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны прятаться от народа. В речах партийных идеологов и в публицистике пропагандировалась идея перехода от «казарменного социализма» к социализму «с человеческим лицом».

Изменилось отношение власти к диссидентам. Вернулся в Москву из Горького (так назывался Нижний Новгород) академик А. Д. Сахаров, который находился там в ссылке по поводу выступлений против войны в Афганистане. Из мест заключения и ссылки были освобождены и другие диссиденты, закрывались лагеря для политзаключенных. В ходе процесса реабилитации жертв сталинских репрессий, восстановился, в нашу историю «вернулись» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и другие политические фигуры.

Особый размах и звучание политика гласности приобретает с 1987 года. В стране публикуются много литературных произведений А. Рыбакова, В. Дудинцева, Д. Гранина, Ю. Трифонова, наследие писателей 30-50-х годов. Вернулись для отечественного читателя труды российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьева, В. Розанова и других. Расширился репертуар театров и кинематографистов. Процессы гласности ярко проявились в газетных и журнальных публикациях, телепередачах. Огромной популярностью пользовались еженедельник «Московские новости» (редактор Е. В. Яковлев) и журнал «Огонек» (В. А. Коротич).

Раскрепощения общества, освобождение от партийной опеки, критические оценки советского государственного строя, которые высказывались в условиях гласности, поставили на повестку дня вопрос о политические преобразования. Важными событиями внутриполитической жизни стали одобрение участниками XIX Всесоюзной партконференции (июнь 1988 г.) основных положений реформы государственного строя, принятие Верховной Радой поправок к конституции, а также закона о выборах народных депутатов. Эти решения открывали путь к системе выборов депутатов на альтернативной основе.

Высшим органом законодательной власти стал Съезд народных депутатов СССР, из своей среды выдвигал членов Верховного Совета. Выборы Съезда народных депутатов СССР состоялись весной 1989 г., в конце мая он начал свою работу. В составе съезда сформировалась легальная оппозиция: была создана Межрегиональная депутатская группа. Ее возглавили всемирно известный ученый, лидер правозащитного движения академик А. Д. Сахаров, бывший первый секретарь Московского горкома партии и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин, ученый-экономист Г. X. Попов. Гласность, плюрализм мнений вызвали повсеместное создание различных групп и объединений, в том числе и национальных.

Изменения во внешней политике

«Перестройка» была тесно связана с коренным изменением курса советской внешней политики: отказ от конфронтации с Западом, прекращением вмешательства в локальные конфликты и пересмотром отношений с социалистическими странами.

В новом курсе доминировал не «классовый подход», а общечеловеческие ценности. Горбачев считал, что международные отношения должны строиться на основе соблюдения баланса национальных интересов, свободы выбора странами путей развития, общей ответственности государств за решение глобальных проблем современности. Он выступал с идеей создания общеевропейского дома. М.С.Горбачев регулярно встречался с президентами США: Р. Рейганом (в 1985-1988 гг) и Дж. Бушем (с 1989 г.). На этих встречах «разморожены» советско-американские отношения, обсуждались вопросы разоружения.

В 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет средней дальности и крылатых ракет, потом договор по ПРО. В 1990 г. был подписан договор о сокращении стратегических вооружений. М. С. Горбачеву удалось установить доверительные отношения с лидерами ведущих европейских стран: Великобритании (М. Тэтчер), Германии (Г. Коль), Франции (Ф. Миттеран).

В 1990 г. участниками Совещания по безопасности в Европе был подписан договор о сокращении обычных вооружений на территории Европы. СССР стал выводить свои войска из стран Восточной Европы, Афганистана, Монголии.

В 1990-1991 гг были распущены военные и политические структуры Варшавского Договора. Этот военный блок прекратил свое существование. Результатом политики «нового мышления» стала принципиальное изменение международной обстановки — холодная война закончилась.

Усиление национальных движений и обострения политической борьбы в СССР

В СССР, как в любой другой многонациональном государстве, не могли не существовать национальные противоречия, которые всегда наиболее ярко проявляются в условиях экономических и политических кризисов и радикальных изменений. Советская власть во время строительства социализма не учитывала исторические особенности народов. Правительство, объявив о формировании нового сообщества «советский народ», перешел к фактическому разрушению традиционного хозяйства и быта многих народов страны. Шло наступление на ислам, буддизм, шаманизм и т.д.

Среди народов Прибалтики, Западной Украины, Молдавии, которые вошли в состав СССР накануне Великой Отечественной войны и понесли «чисток» от враждебных элементов, достаточно сильные проявления национализма, распространены антисоветские и антисоциалистические настроения. На центральную власть обижались депортированы в годы Великой Отечественной войны чеченцы, ингуши, карачаевцев, балкарцев, калмыки, немцы, крымские татары, турки-месхетинцы и др.. В стране сохранялись и устаревшие исторические конфликты между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Грузией, Грузией и Абхазией и др.. Гласность и «перестройка» способствовали созданию массовых национальных и националистических общественных движений. Наиболее значительными из них оказались «народные фронты» Литвы, Латвии, Эстонии, армянский комитет «Карабах», «Рух» на Украине, российское общество «Память». В оппозиционное движение «снизу» были привлечены широкие массы населения.

Пробуждалось и населения России. В избирательной кампании 1990 г., когда выбирали народных депутатов всех уровней, четко определилось противостояние партийного аппарата и оппозиционных сил. Последние получили организационный центр в лице избирательного блока «Демократическая Россия» (в дальнейшем он превратился в общественное движение). Февраль 1990 стал месяцем массовых митингов, участники которых требовали ликвидации монополии КПСС на власть.

Выборы народных депутатов РСФСР, Украины и Белоруссии стали первыми по-настоящему демократическими выборами. Около трети мест в высшем законодательном органе власти России получили депутаты демократической ориентации. Выборы продемонстрировали кризис власти партийной верхушки. Под давлением общественного мнения была отменена статья 6 Конституции СССР, которая провозглашала руководящую роль КПСС в советском обществе, в стране началось становление многопартийной системы. Сторонники реформ Б. Н. Ельцин и Г. X. Попов заняли высокие посты: первый был избран председателем Верховного Совета РСФСР, второй — мэром Москвы.

Важнейшим фактором кризиса «верхов» стало усиление национальных движений, возглавили борьбу против союзного (в терминологии представителей имперского) Центра и власти КПСС. Еще в 1988 г. трагические события развернулись в Нагорном Карабахе и, как тогда говорили, вокруг него. Состоялись первые со времен гражданской войны манифестации под националистическими лозунгами, погромы (армян в азербайджанском Сумгаите февраля 1988; турок-месхетинцев в узбекской Фергане — июнь 1989 г.) и вооруженные столкновения (Нагорный Карабах, Абхазия) на национальной почве. Верховный Совет Эстонии провозгласил верховенство республиканских законов над общесоюзными (ноябрь 1988 г.). В Азербайджане и Армении к концу 1989 г. обострились конфликты на национальной почве. Верховная Рада Азербайджана декларировала суверенитет своей республики, а в Армении был создан Армянский общественное движение, выступил за независимость и отделение от СССР. В конце 1989 г. компартия Литвы заявила о своей самостоятельности по КПСС.

В 1990 г. национальные движения развивались по восходящей. В январе в связи с армянскими погромами в Баку были введены войска. Военная операция, которая сопровождалась массовыми жертвами, лишь на время сняла с повестки дня вопрос о независимости Азербайджана. Тогда же литовский парламент проголосовал за независимость республики, и в Вильнюс вошли войска. Вслед за Литвой аналогичные решения были вынесены парламентами Эстонии и Латвии, летом декларации о суверенитете приняли Верховный Совет России (12 июня) и Верховная Рада Украины (16 июля), после чего «парад суверенитетов» охватил другие республики. В феврале-марте 1991 г. референдумы о независимости были проведены в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии.

Осенью 1990 г. М. С. Горбачев, избранный президентом СССР на Съезде народных депутатов, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь подчинялись непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган — Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Началось разработка и согласование проекта нового Союзного договора между республиками СССР, шло Передача.

В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны референдум — гражданам Советского Союза надо было высказать свое мнение по вопросу сохранения Советского Союза как обновленной федерации равных и суверенных республик. Показательно, что 6 (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия) с 15 союзных республик не приняли участия в референдуме. 76% тех, кто принимал участие в голосовании, высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум — большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.

12 июня 1991, ровно год спустя, как была принята Декларации о государственном суверенитете РСФСР, состоялись всенародные выборы первого в истории России президента. Им стал Б.Н.Ельцин, в поддержку его кандидатуры высказались более 57% избирателей. После этих выборов Москва превратилась в столицу двух президентов: общесоюзного и российского. Позиции двух лидеров согласовать было трудно, а личные отношения не отличались взаимной привязанностью.

Августовский путч 1991 года

К лету 1991 г. в стране назрел политический взрыв. В такой ситуации руководители девяти республик после острых дискуссий договорились подписать 20 августа новый союзный договор, что, по сути, означало переход к действительно федеративного государства, устранения ряда государственных структур, сформированных в СССР, и замену их новыми.

Представители партийно-государственных верхов, которые считали, что только решительные действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они воспользовались отсутствием в Москве президента СССР, находившийся на отдыхе в Крыму, и в ночь с 18 на 19 августа образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли 8 человек, в том числе вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, силовые министры. ГКЧП объявил в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действующие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги, собрания и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел в Москву войска. Фактически заговорщиков поддержал Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов, который, однако, не вошел в состав ГКЧП.

Сопротивление ГКЧП возглавили Б. Н. Ельцин и руководство России. В обращении «К гражданам России» они призывали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав действия его членов как антиконституционный переворот. Б.Н.Ельцина и руководство России поддержали более 70% москвичей, отдельные регионы страны и воинские части. Десятки тысяч жителей столицы и значительное количество приезжих граждан заняли оборону вокруг Белого дома, выражая поддержку Ельцину и готовность защищать резиденцию российской государственной власти с оружием в руках.

ГКЧП после трехдневного противостояния, испугавшись развязывание гражданской войны, начал вывод войск из Москвы. 21 августа члены ГКЧП были арестованы.

Руководство России воспользовалось августовским путчем для разгрома КПСС, был ядром тоталитарной системы. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории России. Имущество партии было национализировано, на средства КПСС наложен арест. Либералы, пришедшие к власти в центре, перехватили у руководства КПСС рычаги управления армией, КГБ, МВД, средствами массовой информации. Президент М. Горбачев, по сути, стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после попытки переворота отказались от подписания союзного договора. На повестке дня встал вопрос о дальнейшем существовании СССР.

Распад СССР

Последние месяцы 1991 г. стали временем окончательного распада СССР. Был распущен Съезд народных депутатов СССР, радикально реформирована Верховный Совет СССР, ликвидирована большинство союзных министерств, вместо кабинета министров создавался безвольный межреспубликанский экономический комитет. Высшим органом, который руководил внутренней и внешней политикой государства, стала Государственный совет СССР, в которую вошли президент СССР и главы союзных республик. Первым решением Госсовета было признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии.

1 декабря на Украине был проведен референдум, и большинство, приняла в нем участие (более 80%), высказалось за независимость республики. В этих условиях руководство Украины решило не подписывать новый Союзный договор.

7-8 декабря 1991 г. президенты России и Украины Б. Н. Ельцин и Л. М. Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, неподалеку от пограничного Бреста, объявили о прекращении существования СССР и образования в составе трех республик Содружества Независимых Государств (СНГ). В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие советские союзные республики, за исключением прибалтийских.