Почему яндекс навигатор не осуществляет поиск. Обзор навигационной программы Яндекс.Навигатор

Активные люди заинтересованы в разнообразных навигационных программах, позволяющих успешно прокладывать маршруты к любым интересующим объектам. Yandex представляет специальную картографическую службу под названием Яндекс Карты. Удобный интерфейс, актуальные сведения, высокий уровень функциональности – основные преимущества программы. На что можно рассчитывать, внимательно изучая предлагаемый вариант приложения?

Особенности Яндекс Навигатора

Яндекс Навигатор – популярное навигационное приложение для Android устройств, которое можно без каких-либо проблем загрузить с абсолютно бесплатно. Объем дистрибутива составляет около 12 мегабайтов.

Основная задача – загрузка Яндекс Навигатора. Отдельно карты не нужно скачивать, потому что они доступны в интернете и могут кэшироваться в смартфоне. В то же время отсутствует возможность полностью выкачать карту.

Только последние версии приложения позволяют в off-line режиме прокладывать разнообразные маршруты для успешного поиска объекта. Если вас не устраивает чем-то данное приложение, то можете попробовать установить одно из вот .

Автомобилисты могут еще больше оценить Яндекс Навигатор: линия проложенного маршрута окрашивается в разные цвета, которые зависят от интенсивности движения транспорта. Таким образом, даже автомобильные пробки перестают быть опасными, ведь их во многих ситуациях удается успешно миновать.

Особенности работы в Яндекс Навигаторе

Итак, как пользоваться яндекс навигатором на андроид? На самом деле приложение отличается максимально простой схемой использования. Основная задача – прокладывание маршрута.

Водитель должен указать начальный и конечный пункт, после чего – ознакомиться с вариантами проезда. Путь может быть самым быстрым или коротким. Вверху публикуется информация о длине и времени проезда, которая дополняет проложенные маршруты.

Важное требование – правильная настройка отображаемых карт. Доступна возможность для использования 3D режима, ночного видения, автоматического масштаба или фиксации по принципу «север всегда наверху».

Как пользоваться Яндекс Навигатором в off-line режиме?

Для решения поставленной задачи требуется пройти четыре этапа. Однако общий процесс потребует минимум времени.

  1. Нужно зайти в Яндекс Навигатор на Android устройстве.
  2. Перейти в Меню.
  3. Теперь следует загрузить карты региона.
  4. Закачка может быть Обзорной или Полной.

Загруженные карты позволяют использовать Яндекс Навигатор в любых условиях.

Наверно одной из самых популярных программ навигации для айфона является программа Яндекс Навигатор. Сегодня будет очень много информации о Yandex Navigator.

Yandex.Navigator — что это за программа?

Если вы счастливый владелец автомобиля и вы очень плохо знаете город, то без такой программы как Яндекс Навигатор вам просто не обойтись.

Есть еще приложение Яндекс.Карты, но не в коем случае не путайте эти две программы. Картами тоже можно пользоваться, но именно Навигатор сделан с голосовыми подсказками и прочими деталями как на устройствах предназначенных для навигации в автомобилях.

Чтобы не писать долго и нудно о возможностях программы, достаточно просто составить список с ее основными функциями:

  • построение оптимальных маршрутов;
  • голосовые подсказки;
  • возможность просмотра пробок;
  • места как закладки;
  • перестроение маршрута в зависимости от ситуации.

Так что при наличии автомобиля и мобильного устройства, это приложение вам не раз пригодится.

Для появления этой программы на вашем устройстве ничего особо нового делать не нужно. Стоить только проверить пару нюансов, перед тем как устанавливать.


Первый нюанс — это само устройство. Если у вас iPhone ниже чем 4, то ищите старенькие версии в интернете и скачивайте их. Также должна быть iOS не ниже чем 7.0.


Как пользоваться Яндекс Навигатором?

Некоторые детали об использовании будут упоминаться в следующих пунктах, но я расскажу в целом как пользоваться этой чудесной программой.


Итак, запустив его, вы увидите четыре вкладки: Поиск, Карта, Мои места и Меню. Поиском пользуемся, когда нужно назначить новую точку для маршрута.

На Карте находимся во время навигации, также можно посмотреть есть ли пробки впереди. Мои места — это своего рода закладки мест, в которые вы будете чаще всего ездить.

И последняя вкладка — это Меню , на нем вы можете зайти в свой профиль Яндекса, поменять голос навигатора, отключить ночной режим и прочие детали.

Допустим у вас есть нужный адрес и вам нужно каким-то образом создать туда маршрут. Программа у вас запущена и теперь вы должны перейти на вкладку Поиск .

На этой вкладке внизу видим уже подборку разных заведений, которые могли бы вам пригодится. Это может быть ближайшая заправка или просто место для перекуса.

Итак, сверху видим строку Поиска, куда собственно и пишем нашу цель. Начав писать снизу будут высвечиваться подсказки, что немного ускорит весь процесс.

Вам будет предложено несколько самых оптимальных маршрутов, где будет показано время и расстояние, которое придется преодолеть.

Выбираете нужный и нажимаете Поехали . Иногда бывает такое, что нам нужно поехать через определенное место, но хочется построить маршрут сразу к конечной точки.

Для этого есть синий плюсик, который перетягиваем на нужную дорогу и маршрут перестроится.

Как в Яндекс.Навигаторе ввести координаты?

Вопрос очень похож на предыдущий и по сути чтобы его выполнить также переходим на вкладку Поиск и вводим нужный вам адресат.

Весьма часто бывает такая ситуация, что полностью просмотрел весь маршрут, начал ехать по навигатору и вдруг видишь, что места со всем не совпадают с ранее просмотренным маршрутом.


Если вдруг на вашем пути образовалась пробка и есть возможность ее обойти, то навигатор тут же меняет маршрут и ведет по совсем другому пути.

По началу это даже немного пугало, но потом начинаешь понимать сколько времени ты экономишь не простояв в пробке.

Yandex.Навигатор не определяет местоположение

Если вы запустили программу, но ваше местоположение просто не определяется, то в первую очередь проверяем или не выключили вы геолокацию на айфоне.

Где ее найти и включить можете найти в материале . Но также есть вероятность, что вы не можете найти спутник.

Такое случается если вы находитесь далековато от центра города или просто в недосягаемости для спутника.

Если очень часто ездите с использованием этого приложения, то есть вероятность, что голос может рано или поздно надоесть.


В наличии есть два голоса: Дима и Оксана. Чтобы поменять его просто зайдите в Меню Звук Голос .

Яндекс.Навигатор не работает без интернета

Даже если вы скачаете карты нужного города в этом приложении и захотите воспользоваться ей без интернета, то ничего не получится.

Этим картам недостаточно вашего местоположения. Очень много данных подгружаются именно из интернета и поэтому хотя бы Edge, но должен быть включен. Но посмотреть нужный адрес на карте вы сможете.

Для оффлайн навигации существует много программ, но они весьма специфичны и могут только рекомендовать оптимальный маршрут.


1. Введение

Собственная картографическая служба - “Яндекс.Карты” – существует у крупнейшего российского поисковика довольно давно. Вслед за Google «Яндекс» решил использовать имеющиеся картографические данные для предоставления навигационного сервиса. Он предназначен для смартфонов; отличительной особенностью «Яндекс.Навигатора» является то, что это offboard-навигация – то есть, карты и другая информация хранятся не в памяти устройства, а на сервере и подгружаются через Интернет.

2. Установка программы и дистрибутивы

Яндекс.Навигатор доступен для устройств, работающих на iOS и Android и может быть загружен непосредственно из App Store и Android Market. Объем дистрибутива составляет около 12 МБ; после скачивания программы и подтверждения всех разрешений происходит установка.

Карты отдельно скачивать не нужно, они сами загружаются из Интернета по мере надобности и могут кэшироваться в памяти смартфона. Однако целиком карту, как в «Яндекс.Картах», выкачать нельзя.

Каких-либо настроек приложение не требует; для определения местоположения используется системный Location API, который помимо спутников GPS может задействовать базовые станции и Wi-Fi, это включается в настройках операционной системы.

3. Интерфейс

Пользовательский интерфейс – одна из сильных сторон “Яндекс.Навигатора”. Главный экран содержит три вкладки – “Поиск”, “Карта” и “Избранное”.

На карте имеются полупрозрачные кнопки увеличения и уменьшения масштаба (хотя это же можно делать удобными multitouch-жестами), возврата к отображению текущей позиции, компас и индикатор загруженности дорог в «баллах». При нажатии на него можно отключить отображение пробочной информации на улицах.

Интересной дизайнерской находкой стала раскраска линии проложенного маршрута в различные цвета (от красного до зеленого) в зависимости от интенсивности движения на данном участке. Кроме того, график интенсивности по участкам располагается в виде тонкой разноцветной строки над картой. Он позволяет оценить, сколько вам осталось ехать и сколько затруднений движения вас ждет по дороге.

Также на экране карты во время навигации отображается время, оставшееся до финиша. Текущая скорость и другие данные о поездке не видны.

4. Поиск

Очень удобно в программе реализован поиск: вместо выбора каких-либо категорий достаточно сразу ввести в строку поиска произвольный запрос, например, адрес или название организации. Более сложные варианты поиска, например, перекрестки, координаты, места интереса вдоль маршрута и т.п. не поддерживаются. Однако под поисковой строкой находятся 19 иконок тематических категорий POI (начиная с АЗС и заканчивая банями). Коснувшись такой иконки, можно отобразить на карте все POI данного типа и, нажимая на их значки, выводить о них подробную информацию и прокладывать к ним маршрут, визуально контролируя их местоположение и удобство заезда.

Точки назначения можно добавлять в “Избранное”, при этом в разделе присутствуют удобные готовые шаблоны с иконками, например, “Домой” и “На работу”.

5. Прокладка маршрута

При прокладке маршрута система предлагает два альтернативных варианта: самый быстрый и самый короткий. Длина и время прохождения маршрута отображаются на двух вкладках в верхней части экрана, сами маршруты также видны на карте.

После выбора маршрут прокладывается однократно и в процессе движения не изменяется. Даже если вы сойдете с маршрута в процессе движения, то он останется прежним и сиротливо останется ждать вас на карте – чтобы проложить новый маршрут, придется воспользоваться поиском заново.

Дорожный граф также далек от совершенства, поэтому “Яндекс.Навигатор” может проложить маршрут по несуществующей дороге или совершить запрещенный маневр, так что полагаться на навигатор нельзя, нужно смотреть в оба.

6. Пробки

“Яндекс.Пробки” имеют собственный аналитический центр, в котором собираются статистические данные от участников движения и из других источников, например, с камер на улицах. Достоверность информации о пробках в крупных городах довольно высока. Вместе с данными о пробках подгружаются также пользовательские сообщения о ДТП (с комментариями участников движения), камерах, ремонтах дороги и разводках мостов. Другие пользователи, увидев уведомление о событии, могут подтвердить или опровергнуть его наличие. Для каждого события указывается время его добавления, чтобы пользователь мог оценить его актуальность.

Интенсивность дорожного движения измеряется в баллах от 1 до 10, что позволяет оценить общую обстановку в городе перед выездом: при 9-10 баллах лучше сразу ехать на метро или велосипеде.

7. Онлайн-сервисы

Из онлайн-сервисов следует отметить “Разговорчики” – пользователи могут оставлять произвольные сообщения с привязкой к местам, доступные для всех остальных. Чаще всего это попытки демонстрации собственного остроумия теми, кто стоит в пробках, но иногда встречается и полезная информация.

8. Запись треков/маршрутов

Запись треков в программе не реализована.

9. Настройки

Настройки “Яндекс.Навигатора” позволяют включить или отключить автоматический переход в ночной режим отображения карты с наступлением сумерек, выбрать категории отображаемых пользовательских точек и голос подсказок (мужской, женский или отключен). Здесь же отображается объем памяти, используемый для кэширования карт, чтобы не загружать их каждый раз; кэш можно очистить.

10. Картография

10.1. Россия

“Яндекс.Навигатор” содержит подробные (до дома, часто с внутридворовыми проездами) карты большинства городов России. Для некоторых городов подробных карт нет, но для них могут быть “Народные карты”, т.е. составленные пользователями, а не профессиональными картографами. На таких картах POI отображаются на самой карте, как, например, в «Навителе».

Также можно использовать не обычные карты-схемы, а спутниковые снимки. Это увеличивает объем данных, загружаемых из Интернета, однако делает картинку более реалистичной.

10.2. Мир

Карты “Яндекса” с основными дорогами включают весь земной шар, однако маршрутизация, помимо России, возможна лишь по дорогам Украины. Для остальных стран работает лишь поиск; следить за дорогой и думать, куда ехать, вам придется самостоятельно.

11. Личное впечатление

Первая версия “Яндекс.Навигатора” пока не способна заменить такие системы onboard-навигации, как «Навител», «СитиГид», «Прогород» и т.п. Пока что ее функциональность и качество работы годятся лишь на то, чтобы окончательно не заблудиться в незнакомой местности, если у вас нет других средств навигации.

Достоинства

Главным достоинством “Яндекс.Навигатора” является то, что он бесплатен и в случае необходимости может быть оперативно установлен на любой смартфон. Также радует простота и эстетика интерфейса.

Недостатки

Очень примитивная функциональность, слабая проработка дорожного графа и зависимость от Интернета (которого может, например, не быть в глухом лесу) не позволяют отнести программу к серьезным навигационным решениям. Кроме того, бесплатна программа лишь условно: для ее использования вам придется платить за мобильный Интернет, а если на смартфоне не подключена безлимитная тарифная опция, то помегабайтная оплата за пару поездок “съест” всю экономию от бесплатности приложения.

Компания "Яндекс" приготовила для своих пользователей новое приложение, которое способно быстро привести человека в нужное место. Карты разработаны для всех городов на территории Украины и России. Навигатор подходит для любой машины. Он позволяет комфортно ездить как днем, так и в темное время суток, благодаря ночному режиму работы.

Какие особенности приготовил "Яндекс" своим пользователям? Наверное, главное - это то, что навигатор способен предупредить человека о дорожных работах и камерах видеонаблюдения, но для этого понадобится Интернет. Другие функции также добавляют комфорта при езде. "Яндекс Навигатор" способен запоминать маршруты и сохранять их; если есть необходимость, можно найти дополнительную информацию о каком-либо здании. Удобный поиск позволяет отыскать нужное место всего за минуту, для этого необходимо написать адрес или название организации. Навигатор способен построить комфортный маршрут, исходя из пробок и дорожного покрытия, а сама поездка сопровождается голосовыми подсказками.

Как вводить координаты в "Яндекс Навигатор"

Многие автомобилисты пользуются навигатором. Конечно, покупать отдельное устройство будет довольно дорого, но сейчас появилось новое решение. Вы можете установить "Яндекс или телефона под управлением ОС Android или IOS. Это очень удобно. На телефон можно установить программу, настроить ее и спокойно ехать до нужного места. Кажется, что настроить приложение просто, но у многих пользователей возникают проблемы. Давайте рассмотрим это и ответим на главный вопрос: как вводить координаты в "Яндекс Навигатор"?

Зачем указывать месторасположение объекта? В контактах у многих компаний можно найти адрес или их координаты. Чтобы точнее указать навигатору место, куда необходимо двигаться, в программу вносят географическое месторасположение. "Яндекс Навигатор" не стал исключением, благодаря этой функции можно в несколько кликов найти нужное место.

Что означают цифры в координатах

Чтобы узнать, как вводить координаты в "Яндекс Навигатор", необходимо рассмотреть, что обозначают указанные в Сети цифры. В этой программе географические месторасположение нужно вводить в градусах, которые будут представлены в виде Но в мире также принято использовать другой формат записи. Координату в этом случае записывают так: градусы, минуты и секунды.

В "Яндекс Навигаторе" первая цифра указывает на широту, это направление, которое идет вверх от нужного объекта. Принято использовать такие указатели: N - указывает на северную широту, а S - южную.

Вторая цифра обозначает долготу, то есть линию, которая проходит горизонтально к необходимому месту. Долготу также разделяют: буква E указывает на восток, а W - на запад.

Ввод координат на "Яндекс Картах"

Мы узнали, что обозначают цифры в координатах, теперь можем перейти к главному вопросу: как вводить координаты в "Яндекс Навигатор"?

Сначала необходимо открыть приложение на своем девайсе. Чтобы найти нужное место, нужно узнать его Если вы ищете какую-либо компанию, то такие данные должны быть на сайте.

Итак, вы нашли координаты, что делать дальше? В адресной строке введите данные в "Яндекс Навигатор". Маршрут будет проложен только после того, как вы нажмете на кнопку «Найти». Как правильно ввести координаты? Они записываются в адресной строке без пробелов. Если координата содержит дробную часть, то ее необходимо отделить точкой. Также широту и долготу необходимо отделить запятой, но без пробелов.

Если вы правильно ввели данные, то навигатор быстро проложит маршрут. Главное - посмотрите правильность ввода месторасположения и пользуйтесь приложенными правилами ввода координат.

"Яндекс Навигатор" для Windows, Windows Phone, IOS или Android имеет один и тот же алгоритм работы, поэтому ввод данных будет осуществляться одинаково. Эта программа способна перевести координаты в другую систему, которая покажет данные в таком виде: градусы, минуты и секунды.

Если вы неправильно введете координаты, то навигатор укажет не то место, которое вам необходимо найти. В этой программе есть кнопка «Поменять местами». Так вы быстро сможете поменять долготу и широту местами, в том случае, если введете координаты неправильно.

Как пользоваться навигатором офлайн

Как правило, многие люди стремятся установить навигатор без Интернета, так как на него уходит лишний трафик и, вообще, мобильный Интернет довольно долго грузит страницы. В "Яндекс Навигаторе" предусмотрена такая возможность. Чтобы использовать программу без Интернета, необходимо скачать карты. Как это сделать?

  • Заходим в меню, где выбираем пункт «Загрузка карт». Вы можете скачать сведения для определенного города или всей страны.
  • В поиске нужно ввести название города или страны и нажать «Скачать». Как правило, размер карты указывают внизу.

На этом все. Как только карта загрузится, вы сможете ее использовать. Главное - включить GPS и подождать, пока программа подключится к спутникам.

Вывод

Навигатор - это отличная программа для автомобилистов. Она не требует никаких затрат, все, что нужно - это современный телефон. "Яндекс Навигатор" пользуется большой популярностью. Это и не удивительно, так как в нем приятный интерфейс и, что самое главное, встроено множество полезных функций. Можно использовать "Яндекс Навигатор" для Windows, Windows Phone, IOS и Android.

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

Михаил Высоковский

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой - это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту - большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство - по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, - остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение - тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию - так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог - это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться - мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения , что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. - Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом - была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок - и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, - все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое - это цветовой показатель в приложении, второе - пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик - это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый - ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй - обстановка на дорогах на данную минуту.

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков - получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом - только координаты находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной - не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал - и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым - получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами - отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки - это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое - начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка - может, они номера бумажками закрыли. Следующее - когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье - при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию - мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку - мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам - строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, - навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы - через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» - в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, - мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».