Правление андрея боголюбского. Андрей Боголюбский — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Г., когда киевляне пригласили к себе в князья его племянника Изяслава Мстиславича . Между дядей и племянником началась упорная борьба, в которой приняли участие почти все русские области и почти все ветви княжеского дома, а также соседи Руси - половцы, угры и поляки. Два раза Юрий занимал Киев и был изгоняем, и только в 1155-м году, уже по смерти Изяслава (+ 1154), он овладел окончательно Киевом и умер киевским князем в 1157 г. В восьмилетней борьбе из-за Киева князь Андрей был деятельным помощником отцу и имел случай не раз выказать свою замечательную храбрость.

Впервые Андрей Боголюбский является на историческую сцену в г., когда вместе с братом Ростиславом изгоняет союзника Изяслава, рязанского князя Ростислава, из его стольного города . В г., когда Юрий, победив Изяслава, овладел Киевом, князь Андрей получил от отца Вышгород (в семи верстах от Киева).

Князь Андрей сопровождал отца в походе в Волынскую землю - удел Изяслава . Здесь при осаде Луцка (), где засел брат Изяслава - Владимир , князь Андрей едва не погиб. Увлекшись преследованием неприятеля, сделавшего вылазку, князь отделился от своих и был окружен врагами. Конь его был ранен, со стен города, как дождь, метали в него камни, и один немец хотел уже пронзить его рогатиной. Но Андрей Боголюбский, вынув меч свой и призвав мученика Феодора, память которого праздновалась в тот день, стал отбиваться и спасением был обязан коню, который вынес своего господина из битвы и тут же пал (за это А. похоронил коня над р. Стырем).

Будучи храбрым, Андрей Боголюбский был в то же время «не величав на ратный чин, но похвалы ища от Бога». Осада Луцка заставила Изяслава просить мира, который он и получил при посредничестве князя Андрея.

Великое княжение (1157 - 1174)

Начало правления Андрея Боголюбского сопровождалось политическими мерами, направленными на внутреннюю консолидацию княжества, следствием чего было происшедшее ок. г. столкновение владимирского князя с оппозицией со стороны ряда младших Юрьевичей. В результате трое младших братьев Андрея Боголюбского - Мстислав , Василько и Всеволод вместе с матерью последнего, второй женой Юрия Долгорукого (видимо, визант. происхождения), а также племянники князя Андрея, сыновья его покойного старшего брата Ростислава , вынуждены были искать убежище в Византии у имп. Мануила I Комнина . Князь изгнал также и «мужей передних» своего отца, что указывает на радикальность его преобразований.

Церковная политика

Примерно на то же время пришелся конфликт князя Андрея с Ростовским еп. Леон(т)ом , который в 1159-1164 гг. (точные датировки спорны) дважды изгонялся князем. Причиной конфликта, согласно летописям, стала попытка Леона (видимо, грека) упразднить принятую на Руси (отличавшуюся от византийской) практику отмены поста в среды и пятницы, если в этот день случался Господский или великий праздник. Вряд ли стоит усматривать здесь антивизантийские тенденции в политике князя Андрея (Н. Н. Воронин) - ведь спор о постах отнюдь не ограничивался Ростовской епархией, захватив также ряд др. церковных центров Руси, в т. ч. Киев.

Возможно, однако, что особую остроту борьбе князя против «леонтианской ереси» придавала сложившаяся к тому времени церковно-политическая ситуация. Несомненно, Леон сопротивлялся намерению князя Андрея учредить во Владимире независимую от Киева митрополию во главе с любимцем князя Феодором (Феодорцем), уже нареченным на Владимиро-Суздальскую кафедру, которую Андрей Боголюбский собирался отделить от Ростовской. В этом позиция Ростовского епископа совпадала с позицией Киевских митрополитов, а также других русских иерархов, в частности еп. Кирилла Туровского , который, по свидетельству его проложного жития, «Андрею Боголюбскому князю многа послания написа» . Категорический отказ Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга разрушил планы князя Андрея: хваля князя за усердие к Церкви, патриарх разрешил, однако, только перенести резиденцию епископа из Ростова во Владимир, ближе к княжескому двору.

Кризис власти

Территориально Владимиро-Суздальская земля приобрела при князе Андрее заметные приращения на востоке за счет сферы влияния Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также на севере, в Заволочье (Подвинье).

Вместе с тем в 1170-х гг. в типичной для князя Андрея политике военного давления и массовых походов очевидны признаки кризиса. Поход против волжских булгар в г. не нашел поддержки знати и союзных муромо-рязанских князей.

По-видимому, корни кризиса следует искать в социальной сфере. Подчеркнуто автократическое правление Андрея Боголюбского, сопровождавшееся чрезвычайными мерами военного и, очевидно, фискального свойства, привело к расстройству отношений между князем и знатью, причем не только старым ростово-суздальским боярством, но и новым, владимирским, в котором справедливо видят целенаправленно создававшийся князем Андреем в противовес родовому боярству класс служилой знати.

Добрые отношения Ростиславичей и князя Андрея вскоре нарушились. Андрею Юрьевичу дали знать, что брат его Глеб умер не своею смертью, и указали убийц в лице некоторых киевских бояр. Андрей потребовал выдачи их от Ростиславичей. Последние сочли донос неосновательным и не послушались. Тогда князь Андрей послал сказать Роману : «Неходишь в моей воле с братьями своими: так ступай вон из Киева, Давид из Вышгорода, Мстислав из Белгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите». Роман повиновался, но трое других братьев (Рюрик , Давид и Мстислав) обиделись и послали сказать Андрею: «Брат! мы назвали тебя отцем себе, крест тебе целовали, и стоим в крестном целовании, хотим тебе добра, но вот теперь брата нашего Романа ты вывел из Киева и нам путь кажет из Русской земли без нашей вины; так пусть рассудит нас Бог и сила крестная».

Не получив никакого ответа, Ростиславичи решили действовать силой, захватили Киев, изгнав оттуда Андреева брата, Всеволода , посадили там своего брата Рюрика. Другой брат Андрея, Михаил , стесненный в Торческе Ростиславичами, согласился быть заодно с ними, за что те обещали добыть ему к Торческу Переяславль.

Узнав об этих событиях, Андрей Боголюбский разгневался и, призвав своего мечника Михна, сказал ему: «Поезжай к Ростиславичам и скажи им: не ходите в моей воле - так ступайте ты, Рюрик, в Смоленск к брату, в свою отчину; Давиду скажи: ты ступай в Берлад, в Русской земле не велю тебе быть; а Мстиславу молви: ты всему зачинщик, не велю тебе быть в Русской земле». Мстислав, который смолоду не привык бояться никого, кроме Бога, за такие речи велел остричь Андрееву послу бороду и голову и отпустил с такими словами: «скажи от нас своему князю: мы до сих пор почитали тебя как отца; но если ты прислал к нам с такими речами, не как к князю, но как к подручнику, то делай, что задумал, а Бог нас рассудит». Князь Андрей изменился в лице, услышав ответ Мстислава, и немедленно собрал большое войско (до 50 тысяч), которое состояло кроме жителей Суздальского княжения также из муромцев, рязанцев и новгородцев. Он велел Рюрика и Давида выгнать из их отчины, а Мстислава живым привести к себе. «Умен был князь Андрей, - замечает по этому случаю летописец, - во всех делах доблестен, но погубил смысл свой невоздержанием и, раскалившись гневом, сказал такие дерзкия слова». На пути к войску Андрея присоединились смольняне (хотя и поневоле) и князья черниговские, полоцкие, туровские, пинские и городенские. Успех похода не оправдал ожиданий: после неудачной осады Вышгорода , обороняемого Мстиславом, это огромное войско обратилось в бегство.

Влияние князя Андрея на юг казалось потерянным. Но смуты из-за Киева, начавшиеся среди южных князей, заставили Ростиславичей менее чем через год опять вступить в переговоры с Андреем и просить у него Киева для Романа. Завершить переговоры Андрею Боголюбскому помешала смерть.

Заговор и убийство князя Андрея

Среди приближенных князя, недовольных его строгостью, составился заговор, во главе которого стали: Яким Кучков, шурин Андрея по первой жене (мстивший князю за казнь брата), Петр, зять Якима, и Анбал ключник, родом ясин (с Кавказа). Заговорщики в числе 20 человек пришли к спальне князя и выломали дверь. Князь хотел схватиться за меч, который принадлежал некогда св. Борису , но меча не было: Анбал заблаговременно убрал его. Несмотря на свой преклонный возраст, князь был еще очень силен и безоружный оказал убийцам значительное сопротивление. «Горе вам нечестивые! сказал Андрей, зачем уподобились Горясеру (убийце Бориса)? какое зло я сделал вам? Если кровь мою прольете, Бог отомстит вам за мой хлеб». Наконец князь пал под ударами. Заговорщики думали, что князь убит, взяли тело своего сотоварища, нечаянно убитого ими в схватке, и хотели удалиться, но услышали стон князя, который поднялся на ноги и пошел под сени. Они воротились и добили князя, прислонившегося к лествичному столпу.

Утром заговорщики убили княжеского любимца Прокопия и пограбили казну. Они опасались было мщения со стороны владимирцев и послали им сказать: «Не собираетесь ли вы на нас? не одною нашею думою убит князь, есть и между вами наши сообщники». Но владимирцы встретили равнодушно совершившийся факт. За убийством князя и грабежом его дворца последовали убийства княжеских посадников и тиунов и грабеж домов их; пограбили также и иностранных мастеров храма. Грабежи и убийства княжеской администрации происходили в самом Владимире и по всей земле («в волости») и прекратились лишь после крестного хода с Владимирской иконой Богоматери.

В первый день после убийства князя киевлянин Кузьма, преданный слуга покойного, взял обнаженное тело своего господина, лежавшее в огороде, завернул в корзно (плащ) и ковер и хотел внести в церковь. Но пьяные слуги не хотели отпереть церкви, и пришлось положить тело на паперти. Два дня тело лежало на паперти, пока не пришел козьмодемьянский игумен Арсений, внес тело в церковь и отслужил панихиду. На шестой день, когда волнение улеглось, владимирцы послали за телом князя в Боголюбов . Увидав княжеский стяг, который несли перед гробом, народ заплакал, припомнив, что за убитым князем было много добрых дел. Тело князя было перенесено во владимирский Успенский собор , где и совершилось погребение.

Рассказ о гибели князя живо отражает всю остроту общественного недовольства, царившего в конце правления князя и сфокусированного на личности князя, некогда пользовавшегося общей любовью.

Неудача слишком самовластной, по понятиям того времени, политики князя Андрея Боголюбского была очевидна, и она не нашла себе продолжателей, так же как и род князя. Единственный из его сыновей, переживший отца, - Юрий был вынужден по вокняжении во Владимире Всеволода Юрьевича бежать к половцам, в 1184 г. был приглашен в Грузию, где стал мужем царицы Тамары и после 1188/89 г. безуспешно боролся за грузинский престол.

Почитание и прославление

При всем том рассказ о гибели Андрея Боголюбского прославляет князя как храмоздателя, второго царя Соломона (перекличка с похвалой Ярославу Владимировичу Мудрому в ПВЛ), щедрого жертвователя в пользу Церкви, нищелюбца, ревностного распространителя Христианства. Высоко оценивается личное благочестие князя, любившего молиться в церкви по ночам: «Покаянье Давидово приимая, плачася о гресех своих». Составитель рассказа пишет о князе как об «угоднике» Божием, «страстотерпце», который «кровью мученичьскою умывся прегрешений своих со братома своима с Романом и с Давыдом» (т. е. со святыми Борисом и Глебом). Автор призывает погибшего князя молиться «о племени своем… и о земли Руськои». По-видимому, летопись отразила существование местного почитания Андрея Боголюбского во Владимире при жизни князя и после его смерти.

О существовании почитания свидетельствуют также слова Лаврентиевской летописи о ростовском кн. св. Василии (Васильке Константиновиче), убиенном от татар в г., которого «причте Бог смерти Андрееве кровью мученичьскою». Особо чтил князя Андрея царь Иоанн Грозный . В ходе подготовки к Казанскому походу, в 1548-1552 гг., он неоднократно посещал Владимир и сделал распоряжение о ежегодном поминовении погребенных в Успенском соборе князей и иерархов; торжественные панихиды по князю Андрею царским повелением было установлено служить 2 раза в год: в день его убиения и в день памяти ап. Андрея Первозванного (30 ноября). В царствование Иоанна Грозного оформилась отразившаяся в «Степенной книге» концепция русской истории, согласно которой Андрей Боголюбский стоял у корня российского самодержавия, являясь основателем великого княжества Владимирского - непосредственного предшественника Московского царства.

В святцах память Андрея Боголюбского прослеживается с XVII в. Под 3 августа «убиение благовернаго великаго князя Андрея Боголюбскаго, иж в Володимере, от своих боляр, от Якима Кучковича с товарищи» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг.; в Кайдаловских святцах конца того же столетия память Боголюбского князя значится под 2 октября по случаю основания им Покровского монастыря близ Боголюбова . Имя Андрея Боголюбского внесено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.).

Мощи святого были обретены 15 октября г. и положены в раке в Успенском соборе с северной стороны. При обретении святые мощи были переоблачены, остатки древней одежды положены в ризнице собора, тогда же святому было установлено местное празднование в день памяти свт. Андрея Критского (4 июля).

В начале XVIII в. было составлено житие, хранившееся во владимирском Успенском соборе. В г. при освящении собора после ремонта северный придел, который до того был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, переосвятили в честь св. Андрея Боголюбского; над ракой святого была устроена сень, а сама рака, так же как и стена возле нее, украшена посвященными князю Андрею стихами императрицы Екатерины II.. 23 июня святой упомянут в третьей стихире на Господи воззвах, а также в первом тропаре и богородичне третьей песни канона утрени .

Иконография

На миниатюре Радзивиловской летописи представлено убиение князя Андрея. Одним из ранних портретных изображений святого князя, очевидно, являлась фреска 1564-1565 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля; она воспроизведена в росписи 1652-1666 гг.: образ князя на северной грани юго-восточного столпа открывает исторический ряд портретов вел. князей владимирских. Князь Андрей представлен с нимбом, в рост, фронтально, с поднятыми в молении руками, в темно-зеленом платье, украшенном орнаментом, поверх которого надета красная ферезея, на голове отороченная мехом шапка, борода кудрявая, заостренная книзу, волосы темно-русые. Образ относится к традиционному парадному типу портретов правителей.

В «Степенной книге» при описании внешности Андрея Боголюбского отмечено, что он был красив лицом, с волосами черными и кудрявыми, с . Его изображения присутствуют на Владимирской иконе Божией Матери: в ряде клейм, иллюстрирующих Сказание о ее чудесах, напр. на иконе 1-й трети XVII в. (ГММК); раме письма Афанасия Соколова 1680 г. (ГТГ); иконе кон. XVII - нач. XVIII в. иконописца Кирилла Уланова (ПЗИХМЗ). В сер. XVII в. в Успенском соборе Владимира находилась икона св. князя Андрея в коленопреклоненном молении Христу.

В XVIII в. получили распространение иконы под названием «Моление о народе» (один из изводов Боголюбской иконы Божией Матери) с фигурой молящегося Богородице князя Андрея - одного (как на иконе кон. XIX - нач. XX в. (ЦАК МДА)) или в группе предстоящих; святой облачен в княжеские одежды, иногда в имп. мантию, подбитую горностаем.

На иконе, созданной в кон. XIX - нач. в. мстерским иконописцем О. С. Чириковым (ГЭ), князь представлен в древнерусском одеянии, без головного убора, с крестом в правой и жезлом в левой руке, на фоне пейзажа с видом на архитектурный комплекс - вероятно, дворец в Боголюбове. Образ написан в традициях репрезентативного княжеского портрета. Поясное изображение Андрея Боголюбского в медальоне, с иконой в руках, включено в мозаичное убранство храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1894-1907 гг.

Литература

  • ПСРЛ. Л., 1927-19282. Т. 1; СПб., 19082. Т. 2;
  • НПЛ (по указ.); Послание патр. Луки Хрисоверга Андрею Юрьевичу Боголюбскому // ПДРКП. Стб. 63-76;
  • [Отрывок из жития А. Ю. Б.] // Доброхотов В. Древний город Боголюбов. М., 1852. Приложение. С. 87-89;
  • Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского // Археол. изв. и заметки. 1895. № 2/3. С. 37-49 [изд. Слова о празднике 1 авг.];
  • Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 240-248;
  • Кучкин В. А., Сумникова Т. А. Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 501-509;
  • Погодин М. П. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. М., 1850;
  • Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-историческое описание владимирских древностей. Владимир, 1857. С. 80-81;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 59, 134;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 195-196;
  • Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 96-158;
  • Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915. С. 142-147;
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 128-375;
  • он же. Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг // ВВ. 1962. Т. 21. С. 29-50;
  • он же. Сказание о победе над болгарами в 1164 г. // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. ст. к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 88-92;
  • он же. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины ХII в. // ВВ. 1963. Т. 23. С. 23-46;
  • он же. Из истории русско-византийской церковной борьбы в XII веке // ВВ. 1965. Т. 26. С. 190-218;
  • он же. Существовал ли «Летописец Андрея Боголюбского»? // Памятники истории и культуры. Ярославль, 1976. С. 26-43;
  • Рохлин Д. Г. Болезни древних людей. М.; Л., 1965. С. 261-269;
  • Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси: XII век, Владимир, Боголюбово. М., 1969. С. 5-203;
  • Насонов А. Н. История русского летописания: XI - начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 112-167;
  • Рыбаков Б. А. Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972. С. 79-130;
  • Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XII вв. М., 1973. С. 127-133;
  • Vodoff W. Un «partie théocratique» dans la Russie du XIIe siècle? Remarques sur la politique ecclésiastique d"André de Bogoljubovo // Cah. de civilisation médiévale. 1974. T. 17/3. P. 193-215;
  • Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980; Wörn D. Armillae aus dem Umkreis Friedrich Barbarossas - Naplečniki Andrej Bogoljubskijs // JGO. N. F. 1980. Jg. 28. S. 391-397;
  • Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в Х-XIV вв. М., 1984. С. 86-93;
  • Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987. С. 38-98;
  • Колесов В. В. Повесть о убиении Андрея Боголюбского // СККДР. Вып. 1. С. 365-367 [Библиогр.];
  • Филипповский Г. Ю. Андрей Юрьевич Боголюбский // Там же. С. 37-39 [Библиогр.];
  • он же. Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа // Там же. С. 411-412 [Библиогр.];
  • Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987. Ч. 1. С. 318-326;
  • Ebbinghaus A. Andrej Bogoljubskij und die «Gottesmutter von Vladimir» // Russia Mediaevalis. 1987. T. 6/1. S. 157-183;
  • Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 2 // он же. Соч. М., 1988. Кн. 1;
  • Pelenski J. The Contest for the «Kievan Succession» (1155-1175): The Religious-Ecclesiastical Dimension // HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. Р. 761-780;
  • Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1992;
  • Янин В. Л. Моливдовул ростовского архиепископа Леонтия // ВИД. 1994. Вып. 25. С. 5-18;
  • Георгиевский В. Св. блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский: Его неоценимые заслуги для Русского государства и Православной Церкви. М., 1999п;
  • Аксенова А. И. Загробная одиссея князя // Живая история: (Памятники и музеи Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). М., 2000. С. 172-175.
  • Порфирий, архим. Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе. Владимир, 1903;
  • Побединская А. Г., Уханова И. Н. Произведения мстерских художников М. И. Дикарева и О. С. Чирикова в собрании Эрмитажа // Культура и искусство России XIX в. Л., 1985;
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 123; Маркелов. Святые Древней Руси. М., 1998. Т. 2. С. 50.

Использованные материалы

  • А. В. Назаренко, Т. Е. Самойлова. Андрей Юрьевич Боголюбский . Православная энциклопедия, т. 2, с. 393-398
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Так по Православной энциклопедии. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, князь Андрей убит на 63 или 65 г. возраста, следовательно, родился около 1110 г.

Данного эпизода нет в первоначальной редакции Сказания XII в., но его достаточная древность удостоверяется упоминанием о нем в статье первой пол. XV в. «А се князи рустии», дополняющей Комиссионный список НПЛ

Согласно Православной Энциклопедии, его тело 2 дня лежало брошенным сначала на огородах, а затем в притворе Рождественской церкви без отпевания.

Сергий (Спасский). С. 195-196

Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 262-280

Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 54-71

Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 240, 247, 248

БАН. 34.5.30. Л. 214об.; кон. XV в.

Большаков. С. 123

ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 178об., 1830-е гг.

РНБ. Лаптевский том. F IV. 233. Л. 184-208, 2-я пол. XVI в.; РНБ. Голицынский том. F IV. 225. Л. CIС об., 2-я пол. XVI в.

Одним из самых выдающихся правителей Древней Руси по праву считается Андрей Боголюбский, имевший громкий титул «Святой Благоверный князь». Он, как сын Юрия Долгорукого, правил достойно, с честью продолжая дело своих известных предков. Основал город Боголюбый, в честь которого и получил свое прозвище, перенес центр Руси из Киева во Владимир. При нем город и все Владимирское княжество развивалось активными темпами и стали поистине могущественны. В 1702 году Русская Православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского, сегодня его мощи находятся в Успенском соборе в его любимом городе Владимире.

Биография

Когда родился великий князь точно не скажет ни один историк, в летописях чаще всего указывается 1111 год, но есть и другие даты, например – 1115. Зато место рождения определенно точно – Ростово-Суздальская Русь, именно этот глухой край лесов он признавал родиной.

О его ранних годах жизни известно только, что он получил хорошее образование и воспитание, основанное на духовности и христианской религии. Гораздо больше информации имеется о времени, когда по приказу отца, Андрей, достигнув совершеннолетия, начинал править в разных городах.

Годы его княжества можно условно разделить на несколько периодов:

  • Вышгород (1149 и 1155)
  • Дорогобужск (1150-1151)
  • Рязань (1153)
  • Владимир (1157-1174).

В 1149 году Андрей Боголюбский отправлен своим отцом править Вышгородом, но уже через год получает перевод на запад, однако и там долго не задерживается. Вопреки желанию Юрия Долгорукого видеть сына в Вышгороде, тот после возвращения остается жить и править в любимом городе Владимире, куда, согласно некоторым историкам, перевозит знаменитую икону Владимирской Богоматери.

Даже унаследовав после смерти отца в 1157 году звание Великого князя, Андрей Болюбский в Киев не возвращается. Специалисты полагают, что этот факт дал начало организации централизованной власти и повлиял на перевод столицы во Владимир.

В 1162 князь, заручившись поддержкой своей дружины , выгоняет из Ростово-Суздальских земель всю свою родню и войско отца, что делает его единственным правителем этих земель. За время правления Андрея Боголюбского власть Владимира сильно укрепилась и расширилась, были завоеваны множество окрестных земель, это дало ему значительное влияние в политике на северной и восточной части Руси.

В 1169 князь со своими дружинниками в результате удачного похода, практически полностью разоряет Киев.

Многие бояре были разозлены его быстрорастущей властью, жестокими расправами и самовластным характером, и поэтому уже в 1174 они, сговорившись, убивают Андрея Юрьевича в основанном им Боголюбове .

Внешняя и внутренняя политика

Главным достижением князя Андрея во внутренней политике по праву считается увеличение благополучие и состоятельность Ростово-Суздальских земель. В начале его правления в это княжество приезжало множество людей из соседних городов, киевских беженцев, мечтавших осесть в тихом и безопасном месте. Большой приток народа повлиял на быстрый экономический рост региона. Княжество, а позже и город Владимир непривычно быстрыми темпами увеличивали свое влияние на политическое арене и благосостояние в целом, благодаря чему к последним годам жизни Андрея Боголюбского именно они, в обход Киева, стали центром Руси.

При Андрее Боголюбском огромное внимание уделялось развитию сфере духовной и культурной, он не единожды предпринимал попытки сделать Русь независимой от Византии в религиозном плане, учредил новые православные праздники. Частыми гостями стали зодчие, приглашенные для строительства храмов и соборов, за счет чего в зодчестве появилась особенная русская традиция и были возведены знаменитые Золотые ворота, город-замок Боголюбово и несколько храмов, например, Покрова-на-Нерли, Рождества Богородицы в Боголюбове.

Внешняя политика князем велась также тщательно. Более всего его волновала защита земель от кочевников, регулярно совершавших свои набеги. Он дважды провел походы в Волжскую Булгарию. В результате первого. состоявшегося в 1164, был взят город Ибрагимов сожжены три других города, второй поход в 1171 году состоялся при участии сыновей князей Мурома и Рязани и принес богатую добычу.

Итоги правления

Самым главным и важным итогом правления князя Андрея Боголюбского несомненно стало смещение политико-экономического центра из Киева во Владимир.

Но этим успехи князя не ограничились , среди его основных достижений следует упомянуть:

  • во многом удачные попытки объединения страны,
  • изменение политического строя (избавился от уделов и создал централизованную власть),
  • оказал существенное влияние на создание русской традиции в зодчестве.

В 1702 году князь был канонизирован. Несмотря на справедливую критику такого решения, понять мотивы Церкви можно. История изгнания Андреем Боголюбским своих младших братьев и разорение Киева забыты, но все помнят, что именно он привез икону Божьей Матери во Владимир. При нем построены великолепные храмы и, конечно, он принял мученическую смерть.

Историки не могут утвердительно сказать дату рождения Андрея Боголюбского. Впервые о нём упоминают русские летописи в связи с враждой его отца Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславовичем. Некоторые исследователи утверждают, что будущий князь Андрей родился в 1111 году (есть версия, что в 1113 году). О его детстве известно немного. Получив хорошее воспитание и образование, он уделял много времени изучению христианства. Детальные сведения о его жизни появляются только после достижения Андреем совершеннолетия. Именно тогда молодой князь по приказу отца начинает княжить в разных городах.

В 1149 году по настоянию отца отправляется на княжение в Вышгород, но уже спустя год его переводят в города Пинск, Пересопницу и Туров, где он пребывает около года. К 1151 году Долгорукий вновь возвращает сына в суздальскую землю, где тот княжит до 1155 года и снова отправляется в Вышгород.

Несмотря на отцовскую волю (Долгорукий хотел видеть сына именно князем в Вышгороде), князь Андрей возвращается во Владимир, куда привозит с собой икону Богородицы, которую позже начали называть иконой Владимирской Богоматери.

В 1157 году после кончины Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский принимает на себя титул отца, но при этом решает остаться во Владимире, не переезжая в Киев. Историки считают, что именно данный поступок князя явился первым шагом к децентрализации власти. Также в том же году его избирают князем Ростовским, Суздальским и Владимирским.

В 1162 году опираясь на помощь своей дружины, Андрей Боголюбский изгоняет из своих княжеств всех родственников, тем самым становясь единым правителем этих земель. За время своего правления князь расширил свою власть, подчинив и завоевав многие окрестные земли на северо-востоке Руси. В 1169 Боголюбский совершает нападение на Киев, результатом которого был полностью разорённый город.

Андрей Боголюбский был убит боярами в 1174 году тридцатого июня в городе Боголюбовка, который он же и основал. Историки считают, что на организацию заговора против князя повлияла его политика и растущий среди населения авторитет, что было не на руку боярам.

В 1702 году князь Андрей Боголюбский был причислен к лику святых именно за свою внутреннюю политику, основанную на христианской вере. Кроме того, князь возводил соборы и церкви по всей территории своего государства.

§ 31. Первые суздальские князья. Если не считать Владимира Мономаха, бывавшего лишь наездом в своем Суздальском владении, то первым князем Суздальским следует назвать Мономахова сына Юрия Долгорукого . Он смолоду жил в Суздале и много положил труда на устройство своего княжества. Но он принадлежал еще к тому поколению князей, для которых главные интересы были связаны с Киевом. Когда для Юрия явилась надежда получить великое княжение в Киеве, он обратил все свое внимание на юг, принял участие в усобицах южных князей и, добившись успеха, в 1154 г. переехал в Киев, где и умер в 1157 г. Свою далекую лесную вотчину, в которой он поставил много городов, он променял, таким образом, на беспокойный Киев.

Икона Владимирской Богоматери

Достигнув своей цели на севере и став полновластным государем в Суздальской области, Андрей желал влиять на дела киевские и новгородские и стремился к преобладанию во всей Русской земле. В Новгороде он хотел держать князей, от него зависимых, и по большей части успевал в этом. Новгородцы не один раз восставали против Андрея и его подручников; в 1170 г. они успели нанести решительное поражение войскам Андрея, прогнав их от Новгорода и набрав столько пленных, что продавали их за мелкую монету. Но в конце концов Суздальский князь одолел новгородцев, так как, кроме военной силы, в его руках находилось действительное средство против Новгорода: Андрей закрывал границы своей земли для новгородских купцов и не допускал подвоза к Новгороду хлеба из Поволжья. Доведенные до голода, новгородцы поневоле искали мира с Андреем и мирились «на всей воле» великого князя. Андрей желал властвовать и в Киеве. Когда на Киевском княжении сел его племянник Мстислав Изяславич (§18), Андрей послал против него войско, которое и овладело Киевом (1169). Два дня суздальцы грабили и жгли стольный город, после чего Андрей, не приехав сам в Киев, отдал его одному из своих младших братьев. Живя у себя во Владимире, он, однако, носил имя великого князя и требовал повиновения себе от южных князей, против же ослушников посылал свои войска. Так окраинный Суздальский князь распространил свое влияние на все Русские области.

Властолюбивый и деспотичный, представлял собою новый тип князя, стремившегося к единовластью не только в своей семейной вотчине, но и во всей Русской земле. Все те, кто стоял за старые, привычные порядки, не любили Андрея; напротив, люди, понимавшие преимущества единодержавного строя, видели в Андрее идеал государя. Оба взгляда на него – и враждебный, и сочувственный – отразились в летописях, в которых мы читаем похвалы Андрею рядом с осуждением. Властный характер Андрея был, однако, так тяжел для окружавших его, что в 1175 г. собственная дворня убила Андрея в его любимом селе Боголюбове и разграбила его дворец.

Андрей Боголюбский. Убиение. Картина С. Кириллова, 2011

После смерти Андрея в его земле произошла усобица. У Андрея не было сыновей. Старшие города Ростов и Суздаль призвали его племянников, а младшие Владимир и Переяславль – его братьев. Между князьями началась борьба, в которой приняли живое участие и горожане. Старшие города были побеждены; город Владимир окончательно получил первенство в Суздальской области, и в нем укрепился призванный владимирцами князь Всеволод, младший брат Андрея (прозванный «Большим Гнездом »). Княжение Всеволода Юрьевича (1176 – 1212) было временем расцвета Суздальского княжества. Старейшинство Всеволода было признано во всех краях Русской земли. Новгородцы были во всей воле Суздальского великого князя; он распоряжался и Киевом, потому что, как говорится в летописи, «положила на нем старейшинство вся братия во Владимирове племени»; даже далекие галичские князья искали у него поддержки. О его могуществе в «Слове о полку Игореве» поэтично сказано, что Всеволод может «раскропить Волгу веслами, а Дон шлемами вылить»: так много у него рати.

Еще при жизни Всеволода начались несогласия в его семье. Старший сын великого князя Константин навлек на себя гнев Всеволода тем, что хотел возвратить старому Ростову старшинство пред новым Владимиром и говорил отцу: «дай мне Владимир к Ростову». Всеволод собрал у себя на совет духовенство и дружину и торжественно лишил Константина старшинства, оставив после себя великое княжение второму сыну – Юрию . Константин не примирился со своим подчиненным положением и при первом же удобном случае попытался вернуть себе старейшинство. Он воспользовался враждою Новгорода к его братьям и соединился с новгородцами. Следуя примеру Всеволода, великий князь Юрий и его младшие братья (Ярослав и Святослав) желали держать Новгород в безусловном подчинении и озлобили новгородцев. Те обратились к одному из Мономаховичей старшей линии, Мстиславу Мстиславичу Удалому . Удалой пришел в Новгород из своего Торопца и повел новгородцев на суздальских князей в самую Суздальскую землю. С Мстиславом-то и соединился Константин против своих родных братьев. Решительная битва между противниками произошла недалеко от Владимира, на речке Липице (1216). Победили новгородцы с Мстиславом и Константином. Юрий убежал с поля битвы, отказался от великого княжения и отдал Владимир Константину; Новгород же вышел из зависимости от суздальских князей. С этой поры в Суздальской области не стало единодержавной власти. Область разделилась на несколько княжений; великий князь сидел во Владимире, а его братья и племянники сидели в других городах и мало зависели от великого князя. Великое княжение потомки Всеволода наследовали по родовому порядку: брат после брата, племянник после дяди. Отличие Суздальской Руси от древней Киевской состояло только в том, что в городах не было вечевого устройства и князья были полными хозяевами в своих «уделах» – так стали называться их владения.

Годы правления:1157-1174

Из биографии.

  • Сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Выдающийся и мудрый государственный деятель. Был сторонником сильной княжеской власти, властный, порой деспотичный с непокорными.
  • Своей резиденцией сделал Боголюбово, где построил дворец и церковь, поэтому вошёл в историю как Боголюбский.

Исторический портрет Андрея Боголюбского

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Укрепление княжеской власти, стремление быть единовластным правителем. 1. Опирался на горожан и младшую дружину, дружинники перестали быть вассалами князя, а стала слугами.2. преследовал и жестоко карал непокорных бояр

3. перенёс столицу во Владимир-на Клязьме, так как в нём не было вече.

2.Стремление сделать Владимир духовным центром Руси. Неудачная попытка, так как константинопольский патриарх не дал согласия на создание самостоятельной от Киева патриархии во Владимире.Вывез из Вышгорода во Владимир икону Владимирской Божьей матери.Ввёл новые праздники: Спас и Покров.
3. Стремление распространить власть на всю Русь. 1. Временно подчинил Новгород2. Подчинил Киев, однако править оттуда не захотел, посадил княжить своего Брата Глеба.
3. Дальнейшее развитие культуры. Велось активное строительство. При Боголюбском было построено:- церковь Покрова на Нерли

— Золотые ворота во Владимире- Успенский собор во Владимире

Стремился освободиться от влияния Византии и приглашал западноевропейских мастеров. Родоначальник русского белокаменного зодчества.

4. Усиление экономической мощи страны. Развитие ремесла и торговли. Установление новых торговых отношений со странами, создание новых торговых речных путей.

2. Внешняя политика

Итоги деятельности Андрея Боголюбского:

  • Значительно укрепилась великокняжеская власть, опирающаяся на дворянство, положено начало самовластию.
  • Расширилось влияние владимирского князя на Русь, произошло подчинение таких важных центров, как Киев и Новгород. Владимиро — Суздальское княжество становится ядром будущего Российского государства.
  • Происходило дальнейшее развитие культуры, развивались её самобытные черты.

Именно в его правление были построены шедевры мировой архитектуры.

  • Значительное укрепление экономической мощи страны, установление новых торговых путей.
  • Удачная внешняя политика.

Хронология жизни и деятельности Андрея Боголюбского

1158 Церковь Успения Божьей Матери
1160 Попытка создать во Владимире самостоятельную патриархию.
1158-1161
1158 Владимир становится столицей княжества
1158-1165 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово
1164 Построены Золотые ворота во Владимире
1164, 1172 Удачные походы на волжских булгар
1165 Церковь Покрова на Нерли
1169 Захват Киева
11591169-1170 Неудачная попытка подчинить Новгород.Временное подчинение Новгорода.
1174 Убит заговорщиками из своего окружения.
Около 1702г. Канонизирован русской православной церковью.

Успенский собор во Владимире. 1158-1161г.

Золотые ворота во Владимире. 1158-1164г.

Храм покрова на Нерли.1165г.

1158-1165г.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово.