Пример сочинения ЕГЭ по тексту И.К. Серкова. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Недавно я прочитал интереснейшую про одну американку, у которой начисто отсутствует чувство страха. (2)То есть вообще ноль целых ноль десятых. (3)Ученые обвешали ее датчиками, пугали-пугали всеми способами, на которые хватало воображения – никаких отрицательных эмоций.

(4)Причина бесстрашия нашей американки была сугубо медицинская. (5)В мозгу есть миндалевидный закуточек, который называется амигдала. (6)Именно он отвечает за формирование страха.

(7)При редкой болезни случается совсем уже редкое осложнение, в результате которого амигдала атрофируется. (8)Именно это с несчастной (или, наоборот, счастливой?) американкой и произошло.

(9)Иногда такой опыт ставят над животными. (10)Удалят мыши амигдалу, и она начинает наскакивать на кошку.

(11)А древние инки, как я где-то читал, владели начатками нейрохирургии и умели делать воинам в голове дырку, от которой те становились неустрашимыми.

(12)Пытаюсь представить себе, каково это – жить вообще без страхов. (13)Хотел бы я так или нет?

(14)Первый порыв, конечно, ответить: да, очень хотел бы!

(15)Страх – ужасно противное чувство.

(16)У Толстого замечательно описано, как Николай Ростов празднует труса, убегая от французов: «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом. (17)Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине». (18)Должно быть, поручик Толстой знал это состояние не понаслышке – оно впечатляюще описано и в «Севастопольских рассказах».

(19)А сколько недостойных поступков и подлостей совершается от страха, сколько ломается судеб.

(20)Нет, решено. (21)Удалите мне амигдалу, пожалуйста. (22)Хочу ничего не бояться. (23)Вообще ничего. (24)Как пел Высоцкий: «Я не люблю себя, когда я трушу».

(25)С другой стороны… (26)Всем наверняка в жизни приходилось делать что-то через страх.

(27)У меня одно из ранних воспоминаний, как мы во дворе зачем-то затеяли прыгать с крыши гаража. (28)Мне было, наверное, лет шесть-семь. (29)Как обычно, нашелся кто-то бесшабашный, а за ним полезли остальные, и я в том числе. (30)Сверху вниз посмотрел – ужас, оцепенение. (31)Особенно когда мой приятель, более смелый, чем я, прыгнул, подвернул ногу и завопил от боли. (32)А я – следующий. (33)Снизу девочки смотрят (они умнее нас - не полезли). (34)Прыгнул, конечно. (35)Куда деваться? (36)И впервые в жизни испытал чувство победы – самой драгоценной из побед, победы над собой. (37)Может, не такая уж это была глупость – прыгать с крыши гаража.

(38) Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно – срабатывает инстинкт самосохранения. (39)Но страх необходим и для развития личности. (40)Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41)Смелость – это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. (42)Трусость – наоборот. (43)Когда амигдала побеждает тебя.

(44)Страх очень извивист и живуч. (45)Справишься с одним - обязательно вылупится новый. (46)При этом в каждом возрасте свои страхи.

(47)Ну а у человека моей профессии есть свой специфический страх. (48)Я много раз слышал от коллег-писателей, находящихся в творческом кризисе, боязливые речи, что волшебное состояние полета никогда больше не вернется. (49)Допустим, у меня несколько иная писательская специальность – я беллетрист. (50)Мне полеты ни к чему, я строю архитектурные конструкции, снизу вверх – так высоко, как умею. (51)Но и это занятие страшноватое. (52)Невозможно написать живую книгу, если не вибрируешь от страха, что у тебя ни черта не получится. (53)Даже если это просто детектив. (54)И что бы я был без этого страха?

(55)Нет, хочу бояться и радоваться победе над страхом.

(56)Не троньте мою амигдалу.

(по Б. Акунину *)

* Борис Акунин - русский писатель, литературовед, переводчик, общественный деятель.

Пояснение.

От редакции РЕШУ: данная работа получила максимальный балл и публикуется в первоначальном виде. Примечания редакции РЕШУ даны в квадратных скобках, курсивом выделены места, которые, по мнению редакции, содержат ошибки и неточности.

Практически нет такого человека, который не испытывал чувство страха. А нужен ли он[кто он? чувство - оно, грамматическая ошибка] вообще? И[лишний союз] в данном тексте Борис Акунин ставит [не нужно бояться писать по-русски: «рассматривает» звучит лучше] следующую [канцеляризм, лучше: «волнующую его» ] проблему: страх -[не хватает местоимения это ] полезное или вредное чувство?

Чтобы раскрыть [лучше: показать значимость, важность] её, писатель вспоминает случай из детства, когда он, преодолев страх, прыгнул с крыши гаража. Это была приятная и драгоценная победа над самим собой.[можно было процитировать] А также [неудачное начало предложения, так соединяют части в сложном предложении, грамматическая ошибка] автор отмечает, что у писателей есть свой специфический страх [уместно цитирование] без которого невозможно создать живое произведение.

Позиция Бориса Акунина ясна, и её можно выразить следующим образом: чувство страха попросту необходимо. Без него не будет осознания того, что ты преодолел себя, ты победил! А [союзом А не стоит начинать новое предложение, если мы не хотим противопоставить его предыдущему, логическая ошибка] это очень важно для развития личности. Кроме того, эта [какая эта?, лучше: такая] победа определяет в человеке немаловажные качества: стойкость, силу духа, мужество.[победа не может определять качества, речевая ошибка]

Моё мнение полностью совпадает с позицией автора. Природа не просто так даровала живым существам это чувство. Оно необходимо не только для инстинкта [лишнее слово, речевая ошибка] самосохранения, но и для здорового развития личности. Однако ключевую роль играет победа над страхом, она дарует некий смысл жизни, основа которой[пропущено тире, пунктуационная ошибка ] преодолевать трудности и преграды [нужно: преодоление трудностей и преград, грамматическая ошибка]

В русской литературе существует множество примеров, подтверждающих эту мысль. Например, «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского. [не само произведение подтверждает, а его герои, их поступки; кроме того, проверяющие не любят такие парцеллированные куски, это грамматическая ошибка] . Главный герой, Родион Раскольников, совершил жестокое убийство старухи-процентщицы. Он был убежден, что другим людям будут нужнее ее накопления. После совершения преступления страх быть разоблаченным мучает [литературная норма: мучит, может быть засчитано за грамматическую ошибку] его, и он не выдерживает и признается в содеянном. Раскольников преодолел себя и понес наказание. На каторге в Сибири Родион встал на путь очищения души и начинания веры в бога [речевая ошибка] . Именно это событие [какое такое событие?, логическая ошибка] показывает, что победа над чувством страха ведет к доброму и теплому[мысль непонятна, логическая ошибка].

А [союзом А не стоит начинать новое предложение, если мы не хотим противопоставить его предыдущему, логическая ошибка] в произведении «Сотников» Василия Быкова два товарища, Рыбак и Сотников, пошли по разным жизненным путям. Сотников преодолел свой страх и тем самым совершил подвиг, отдав жизнь за Родину. А Рыбак, напротив, испугался и предал друга и отчизну. Но лучше героическая смерть, чем дальнейшая никчемная жизнь предателя с фашистами.

Таким образом, чувство страха очень нужно человеку не только с биологической точки зрения, но и с социальной: страх необходим для развития личности и раскрытия своего характера. Человек, сильный духом, преодолеет его и станет сильнее, а слабый - погрузится в него и потеряет смысл своего существования.

(1)Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (2)Может быть, следует признать, что есть какая-то высшая справедливость, которая выше норм общественной морали, потому что допускает к принятию решений всепонимающее и всепрощающее добро? (3)А может, напротив, законы, не знающие исключений, одинаковые для всех граждан, являются высшей ступенью нравственного развития? (4)Трудно ответить однозначно.

(5)Известный русский поэт И. Анненский некоторое время работал инспектором Петербургского учебного округа и ездил с проверками по разным учебным заведениям. (6)Надо ли говорить о том, как боялись учителя чопорного, застёгнутого на все пуговицы чиновника с пугающей

неподвижностью лица!

(7)Однажды ему в руки попала пачка письменных переводов с латинского языка, одна из работ ему понравилась художественным изяществом и точностью. (8)Анненский похвалил её автора, но тут ему сообщили, что написавшего этот перевод гимназиста придётся отчислить, потому что за письменный экзамен по математике комиссия поставила ему двойку.

(9)Инспектор попросил контрольную по математике. (10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в строгом соответствии с утверждёнными нормами, и потому не могло быть никаких сомнений в её справедливости. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нём природный дар?

(14)Однако есть правила, которые невозможно нарушить, как говорится, суров закон, но он закон. (15)Чем необходимо руководствоваться в принятии решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? (16)Ведь если нарушить закон один раз, то, значит, можно будет нарушить его и второй раз,

и третий… (17)Какой же тогда это закон?

(18)Анненский прекрасно понимал всю тяжесть ответственности, прекрасно понимал, что правильнее, да и легче всего признать нерушимую силу закона. (19)Но он, подумав, предложил исправить двойку на три с минусом. (20)Учителя с недоумением переглянулись: всегда строгий и принципиальный инспектор сам идёт на нарушение правил… (21)Оценку исправили, гимназиста оставили.



(22)Наверное, можно было бы добавить, что спасённый юноша впоследствии стал известным художником-графиком, но, как вы понимаете, смысл поступка Анненского не в этом. (23)Неужели проявлять участие нужно только в том случае, если есть уверенность, что облагодетельствованный тобою человек станет выдающимся художником, писателем или учёным? (24)А если бы юноша обманул ожидания, что тогда получилось бы: милосердие потеряло свой смысл, превратилось в

беспринципность?

(25)К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка. (26)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное дело, когда

Благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твоё сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением.

(По В. Захарову*)

*В.А. Захаров (родился в 1956 г.) – писатель и публицист.

Сочинение

Милосердие, сострадание, закон, справедливость. Об этих понятиях, столь важных для каждого времени, для каждого живущего на земле человека, рассуждает писатель и публицист В. А. Захаров. В самом начале он определяет круг вопросов, над которыми предлагает подумать вместе с ним. Главный среди них, по-моему, следующий: как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия?

Автор понимает, что решение поставленных им проблем может быть сложным и неоднозначным. То, что милосердие иногда выше законов справедливости, автор показывает на примере случая, произошедшего с известным поэтом Анненским. Он был строгим и бескомпромиссным инспектором Петербургского учебного округа. Однажды Анненский нарушил свой строгий подход к делу и правила, заставив исправить двойку за экзамен по математике на три. Им руководили сочувствие, сострадание к судьбе талантливого гимназиста. И не то главное, что впоследствии это юноша стал талантливым художником, главное, по мнению В. Захарова, что это «благодеяние совершено из чувства любви».

Автор считает, что милосердие, благодеяние не могут быть куплены за деньги, подвиг не может быть обусловлен честолюбием. Милосердие совершается из чувства любви, когда «твоё сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением».

Невозможно не согласиться с точкой зрения автора.

По Долининой. Ревность – чувство естественное… Проблема определения ревности

Исходньй текст

(1)Ревность – чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Дело не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Дело в том что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорит Пушкин.

(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.

(13)Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим, -

в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков -самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.

(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.

(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе одном. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке- непременный закон. (21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить свое «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.

(По Н. Долининой)

Информация о тексте

Основные проблемы: Авторская позиция:
1) Проблема определения ревности (Что такое ревность?) 1) Ревность - естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой, - с недоверием к тому, кого любишь.
2) Проблема соотношения любви и ревности. (Бывает ли любовь без ревности?) 2) Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви, её начало часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит и ревностью.
3) Проблема преодоления ревности. (Как преодолеть ревность?) 3) Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.
4) Проблема становления и крушения любви. (Как крепнет и разрушается любовь?) 4) с преодолением ревности связано становление любви, а крушение начинается с эгоизма.

Сочинение

Любовь и ревность… Первое чувство ассоциируется у нас с чем-то светлым, возвышенным, второе – с тёмным чувством собственника. Ты влюбляешься, тебе хочется всегда быть рядом с тем, кого ты любишь, но это невозможно, он самостоятельная личность. Вот тут-то и является она, ревность. Где твой избранник, с кем он, а вдруг тот, с кем он сейчас, покажется ему лучшим? Над проблемой определения ревности размышляет Н. Долинина.

Что такое ревность? Автор говорит, что это чувство естественное, его в той или иной мере испытывают все люди. Ревнуют, не веря в себя и не доверяя избраннику. Н. Долинина вспоминает сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Как среди пяти тысяч роз есть одна, так и любовь каждого единственна и неповторима. Радость от любви может отравить ревность, поэтому нужно учиться «властвовать собой». А ещё Долинина вспоминает строки великого Пушкина из стихотворения «Я вас любил». В этих строках –урок любящим, в них «нет худшего из людских пороков - самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой».

Размышляя о ревности, пытаясь дать её определение, Долинина приводит нас к выводу: ревность - естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой, – с недоверием к тому, кого любишь. Она губительна для любви, а любовь нужно беречь, переступать в любви через себя ради любимого.

С таким пониманием ревности я согласна полностью. Каждый из нас ревнует, но одного это чувство делает рабом, он отравляет жизнь себе и любимому, а другой, ревнуя, пытается понять и простить, спасти любовь, «найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку».

В трудную минуту, когда всё в мире тебе покажется окрашенным только в чёрный цвет, когда гнев застилает разум от ревности, обратись к книгам, к стихам о любви и ревности, они подскажут тебе выход из тупика. Их много, этих книг. О ревности писал Шекспир, Байрон, А. С. Пушкин, М. Ю Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Тютчев, Н. А. Некрасов, М. И. Цветаева… Всех не перечислить, слишком значимо в жизни человека это чувство. Вспомним трагедию Шекспира «Отелло». Мавр, венецианский полководец, умный и честный человек был обманут Яго, ревность ослепила его, он убил невинную Дездемону. Не случайно имя Отелло стало нарицательным, сегодня так называют всех ревнивцев.

Проблема ревности – одна из основных в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Герой драмы Арбенин наделён мятежным духом, умом, сильной волей. Но, будучи связанным с великосветским обществом рождением и воспитанием, он напрасно стремится обрести независимость и свободу. Он живёт по законам этого общества и, пытаясь защитить свою честь, ослеплённый ревностью и самолюбием, совершает убийство своей жены.

Когда мы читаем книги о ревности, о том, к каким трагическим последствиям она может привести, мы осознаём, что надо, действительно, помнить мудрый совет А. С. Пушкина, вложенный в уста Онегина: «Учитесь властвовать собою». Тогда ревность не застит глаза, потеряет свою разрушительную силу.

Ещё аргументы

  1. Ревность - это чувство, которое является самым разрушительным по отношению к любви. Вспомним почти забытую легенду о том, что прародительница рода человеческого Ева была не первой женой Адама. А случилось это так. В начале начал самую первую женщину Творец создал из огня. Красавица Лилит стала женой Адама. Но запах глины, из которой был сотворён Адам, чужеродный для Лилит запах тяготил её, и супруг стал ей неприятен. Изо дня в день разгоралась любовь Адама к жене, но первую на земле семью непрерывно сотрясали конфликты. Огненная Лилит тянулась к небу, к свободе. И однажды она встретила на своём пути существо, сотворённое, как и она, из огня. И пусть оказался им злой гений, Лилит сбежала к возлюбленному. Безысходное отчаяние обрушилось на Адама. Это гнетущее состояние и было впервые явленным миру чувством ревности.
  2. В одном из номеров номере газеты "Комсомольская правда" напечатана статья о ревности в наши дни. "Ревность, один из мощнейших моторов человеческих поступков, в нашем веке получила себе в пользование колоссальные просторы для проявления. Каждый шаг пользователя «Одноклассников» или «Фейсбука» зафиксирован поминутно, его жена знает все: кто у него в друзьях, что он кому написал, кому поставил "лайк" или пятерку за фото, на чьих сомнительных снимках он отмечен и где в комментах упомянут..."
  3. Ревность разрушает семью, душу человека, который ревнует любимую или любимого. О ревности размышляет И. А. Бунин в рассказе «Кавказ». «Любовь ревнивца более походит на ненависть»,- писал французский драматург Жан – Батист Мольер. Слова эти ярко характеризуют героя бунинского рассказа. Он, в захватившем его чувстве, только прикрывается словами о чести «мужа и офицера». Но автор, на мой взгляд, жалеет своего героя и осуждает женщину, которая так открыто изменяет мужу. И. А. Бунин считает, что ревность – разрушающее любовь чувство.
  4. Ревность разъедает душу Натальи Мелеховой, героини романа М. Шолохова «Тихий Дон». В своей ревности она доходит до ненависти, и в одну из трагических минут Наталья просит у Бога смерти мужу, отцу своих детей! Какой страшный грех!
  5. Ревность является не менее сильным чувством, чем любовь. Она разрушительна по своей сути и заставляет человека страдать, наблюдая за тем, как предмет обожания счастлив и безмятежен в обществе того, кого по-настоящему любит. Осмысление ревности – достаточно сложный процесс, потому как это чувство настолько поглощает человека, что не дает ему возможности трезво оценивать сложившуюся ситуацию. Ревнуя, многие испытывают любовь, которая граничит с ненавистью, о чем признался в своем стихотворении «О, не тревожь меня…» Федор Тютчев. Оставляя за своей избранницей право на личное счастье, автор, между тем, отмечает, что они оба влюблены. Но чувства той, которой адресованы эти строки, действительно чисты и возвышенны. Ревнивцу же вместе с любовью достается горечь утраты, досада на себя самого и неловкость оттого, что своим эгоизмом он разрушает тот образ, который создал в душе своей возлюбленной.

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас из двух завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я -

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,

Мной созданным самим, без веры я стою -

И самого себя, краснея, сознаю

Живой души твоей безжизненным кумиром.

Ф. Тютчев

6. Ревность, граничащая с потерей разума – еще один аспект этого непростого и многогранного чувства, которое попытался описать словами русский поэт Николай Некрасов. Его стихотворение «Ревность» наполнено болью и бессилием перед натиском коварного врага, которые способен отравить безмятежное существование любого человека. Достаточно лишь маленькому зерну ревности пустить корни в душе того, кто влюблен, как весь окружающий мир теряет свою красоту и привлекательность, чувства и желания притупляются, а сердцу наполняется холодной яростью, которая готова выплеснуться наружу при каждом удобном случае, причинив боль окружающим.

7. «Попытка ревности» Цветаева. В этом стихотворении анализируются чувства лирической героини по отношению к сопернице и любимому. Та хуже, приземлённее героини, но от этого не легче. Любимый несчастлив, хотя с земной женщиной ему живётся легче, но и героине стихотворения нелегко:

….К волшбам остыв,

Как живется вам с земною

Женщиною, без шестых

Ну, за голову: счастливы?

Нет? В провале без глубин -

Как живется, милый? Тяжче ли,

Так же ли, как мне с другим?

8. У всякой ревности, ей-богу, есть причина

И есть один неписаный закон:

Когда не верит женщине мужчина,

Не верит он не ей - в себя не верит он.

Николай Доризо

9. Вероника Тушнова

«Не охладела, нет...»

Не охладела, нет,

скрываю грусть.

Не разлюбила,-

просто прячу ревность.

Не огорчайся,

скоро я вернусь.

Не беспокойся,

никуда не денусь.

Не осуждай меня,

не прекословь,

в своем ребячестве

жестоком...

Я для тебя же

берегу любовь,

чтоб не изранил насмерть

ненароком.

2016г. Текст Б.Акунина "Про страх/смелость":

Недавно я прочитал интереснейшую статью в журнале Current Biology про одну

американку, у которой начисто отсутствует чувство страха. То есть вообще ноль

целых ноль десятых. Ученые обвешали ее датчиками, пугали-пугали всеми

способами, на которые хватало воображения – никаких отрицательных эмоций.

Причина бесстрашия нашей американки была сугубо медицинская. В мозгу есть

миндалевидный закуточек, который называется амигдала. Именно он отвечает за

формирование страха.

Пытаюсь представить себе, каково это – жить вообще без страхов. Хотел бы я так

Первый порыв, конечно, ответить: да, очень хотел бы!

Страх – ужасно противное чувство.

У Толстого замечательно описано, как Николай Ростов празднует труса, убегая от

французов: «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую

жизнь владело всем его существом. Быстро перепрыгивая через межи, с тою

стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка

оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его

Сейчас бросит пистолет и побежит

Должно быть, поручик Толстой знал это состояние не понаслышке – оно

впечатляюще описано и в «Севастопольских рассказах».

А сколько недостойных поступков и подлостей совершается от страха, сколько

ломается судеб.

Нет, решено. Удалите мне амигдалу, пожалуйста. Хочу ничего не бояться. Вообще

ничего. Как пел Высоцкий: «Я не люблю себя, когда я трушу».

С другой стороны… Всем наверняка в жизни приходилось делать что-то через

У меня одно из ранних воспоминаний, как мы во дворе зачем-то затеяли прыгать с

крыши гаража. Мне было, наверное, лет шесть-семь. Как обычно, нашелся кто-то

бесшабашный, а за ним полезли остальные, и я в том числе. Сверху вниз

посмотрел – ужас, оцепенение. Особенно когда мой приятель, более смелый, чем

я, прыгнул, подвернул ногу и завопил от боли. А я – следующий. Снизу девочки

смотрят (они умнее нас, дураков, - не полезли). Прыгнул, конечно. Куда деваться?

И впервые в жизни испытал чувство победы – самой драгоценной из побед,

победы над собой. Может, не такая уж это была глупость – прыгать с крыши

Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно – срабатывает

инстинкт самосохранения. Но страх необходим и для развития личности.

Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. Смелость – это не

бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. Трусость – наоборот. Когда

амигдала побеждает тебя.

(не нашла)

Я подумал-подумал и отказался. Невозможно написать живую книгу, если не

вибрируешь от страха, что у тебя ни черта не получится. Даже если это просто

детектив.

И что бы я был без этого страха?

Нет, хочу бояться и радоваться победе над страхом.

Не троньте мою амигдалу.

"Шахматы не могут быть коммерциа-лизованы".

НЕДАВНО я прочитал интересную статью о художнике Марселе Дюшане. С отрывками из нее знакомим сегодня наших читателей. "Жизнь шахматиста гораздо труднее, чем жизнь художника. Художник надеется, что, может быть, однажды он получит признание и денежное вознаграждение. У шахматного мастера нет и этой надежды... "

В 1967 году, за несколько месяцев до смерти, 80-летний французский художник Марсель Дю-шан приехал на шахматный турнир в Монако. Он хотел посмотреть на игру своего любимца Бобби Фишера. В жизни Дюшана было две любви - живопись и шахматы. Иногда эти две страсти расходились, иногда сосуществовали одновременно. Один из столпов французского авангарда, Дюшан был предан шахматам всю жизнь. Марсель Дюшан родился в 1887 году в Нормандии. Его отец, по профессии нотариус, не поскупился, чтобы дать всем своим шестерым детям художественное образование. Именно в кругу семьи, в детские годы, началось увлечение Дюшана древней игрой. В начале своего творческого пути юный живописец был пленен работами импрессионистов. Окончив школу живописи в Руане, он переехал в Париж. Очевидно, под влиянием Сезанна он написал известную картину "Портрет шахматистов", к которой постоянно возвращался, трактуя этот сюжет то в кубистском, то в сюрреалистическом ключе. А сюжет прост: два брата в окружении своих жен играют в шахматы. Напряженные, сосредоточенно склонившиеся над доской шахматисты - и умиротворенные, но полные внутренней настороженности лица женщин.

В середине 20-х годов, уже на вершине славы, Дюшан изумил мир искусства: он во всеуслышание объявил о том, что бросает живопись и начинает жизнь шахматного профессионала. Столь неодолимой оказалась его страсть к шахматам. Еще в 1920 году, когда Дюшан несколько лет жил в Нью-Йорке, он вступил в знаменитый клуб Фрэнка Маршалла, где встречался с сильными американскими мастерами, играл даже в сеансе с Капабланкой. Естественно, что, будучи вечным искателем в искусстве, он и в шахматах предпочитал новаторов - Рети и Нимцовича. Их книги всегда были при нем. Вернувшись во Францию в 1923 году, Дюшан начал беспрерывно играть в турнирах. С 1924 по 1928 год он играл во всех чемпионатах Франции. В 1932 году завоевал звание чемпиона Парижа. Четырежды выступал за сборную Франции на "турнирах наций", как тогда назывались нынешние олимпиады.

Первый брак Дюшана оказался скоротечным, и виной тому явились шахматы. Один из его друзей писал: "Дюшан проводил большую часть времени, занимаясь шахматами. Его юная супруга ночью в отчаянии, когда он спал, приклеила фигуры к шахматной доске. Через три месяца молодожены расстались... "

Дюшан играл в шахматы повсюду - в Буэнос-Айресе и Брюсселе, в Нью-Йорке и Париже. В шахматах художник видел строгую научную модель, которую экстраполировал на искусство. Он сам признавался, что логикой шахмат хотел вывести искусство из плена случайного и непредсказуемого. (Продолжение в следующем выпуске).

Под редакцией международного гроссмейстера Константина Чернышова

Недавно я прочитал интереснейшую статью в журнале Current Biology про одну американку, у которой начисто отсутствует чувство страха. То есть вообще ноль
целых ноль десятых. Ученые обвешали ее датчиками, пугали-пугали всеми способами, на которые хватало воображения – никаких отрицательных эмоций.

Сочинение

Наверное, каждому из нас знакомо ощущение, при котором в миг одна за другой, периодически сменяясь, начинают отказывать конечности, на кончиках пальцев появляется мелкий тремор, на лбу выступают капели холодного пота, а перед глазами, сами собой, совершено неосознанно начинают проноситься счастливые моменты жизни. Все это, может, не совсем в такой форме, но все же бывало у каждого обычного человека, и ощущения эти принято называть страхом. А что, если бы человек не мог испытывать это чувство? И для чего вообще нам нужен страх? Проблему роли страха в жизни человека поднимает в данном тексте Б. Акунин.

Рассуждения писателя касаются того эмоционального процесса, которой стал уже постоянным спутником личности любого возраста. Ведь и ребенок, и взрослый человек, с разной периодичностью, но сталкивается со страхом. Б. Акунин рассматривает это чувство с нескольких сторон и подводит нас к мысли о том, что, во-первых, страх в какой-то степени стал символом подлости и низости – так он описывается большинством авторов. Но это чаще всего является двигателем сюжета, нежели ключевой деталью произведения. А во-вторых, и автор акцентирует на этом наше внимание, страх очень часто выступает в роли некой ступени, очередной преграды, за которой находится самая приятная награда для человека – победа над самим собой.

Б. Акунин убеждает читателя в том, что страх, помимо своей основной биологической функции – инстинкта самосохранения, нужен также и для развития личности. Ведь, побеждая это чувство, мы побеждаем свою слабость, а значит становимся сильнее.

Нельзя не согласиться с мыслью автора о том, что «страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать». Роль этой отрицательной эмоции состоит в том, чтобы помогать каждому из нас совершенствоваться и расти в собственных глазах. Ведь вместе с победой над собой возрастает и вера в собственные способности, а за ней, несомненно, находятся новые свершения и открытия, которые, в какой-то мере, являются смыслом нашей жизни.

На эту тему рассуждали многие писатели в своих произведениях. Например, М.Е. Салтыков-Щедрин в одной из своих сатирических сказок, «Премудрый пескарь», высмеял неготовность многих людей бороться со своими страхами. Знакомя нас с главным героем, автор подчеркивает, что с самого детства пескарь, по наказу своих родителей, жил в страхе. Он считал, что ему отовсюду грозит опасность, и потому сто лет собственной жизни провел в норе, без семьи и друзей, без какой-либо пользы для общества. Не сумев побороть свой страх, герой сказки так и не почувствовал уважение к себе – всю жизнь он дрожал, и, умирая, тоже дрожал.

Обратным примером служит герой романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Гай Монтэг долгое время, как и многие другие жители его городка, пребывал в страхе – таков был режим. Людям было запрещено читать книги и интересоваться всем, что могло бы пробудить в них вольнодумство, и потому большинство довольствовалось простыми обывательскими развлечениями по типу просмотра телевизора, ведь за что-то большее каждому грозило полное исчезновение. Однако главный герой, взявшись однажды за книгу, понял, что никогда больше не сможет жить в страхе. Читая, он хранил в себе надежду когда-либо встретить таких же, как он, борцов с системой – и герою удалось это сделать. Поборов свой страх, Гай Монтэг поверил в собственные силы и полностью изменил свою жизнь, при этом встретив людей, которые, как и он сам, были по-настоящему достойны уважения.

В заключение всего вышесказанного хочется еще раз подчеркнуть: важны не сами отрицательные эмоции, а то, как человек борется с ними, как преодолевает себя и «побеждает амигдалу». Ведь неслучайно же существует так много подбадривающих пословиц и поговорок про страх? Народная мудрость испокон веков учит нас справляться со своими эмоциями.