Просфора – что это и для чего: суть хлеба. Вера православная - просфора-алф

Строка поиска: просфора

Найдено записей : 9

Здравствуйте, батюшки! Мне дали антидор из женского монастыря, сказали, употреблять строго натощак со святой водой, но не очень часто, при этом произносить молитву (но не ту, которая произносится при принятии святой воды и просфоры). Молитву я, к сожалению, забыла, переспросить в ближайшие 2 недели не смогу. Что делать? И можно ли вообще употреблять антидор мирянам дома? Ведь это, как я понимаю, служебная просфора? Простите за такой вопрос! Спаси Господи!

Виктория

Да, Виктория, мирянам антидор употреблять можно, а молитву при этом можете все же читать ту, которая читается на принятие обычной просфоры, в этом нет ничего предосудительного. Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Батюшка я по субботам в церкви покупаю просфору, и я знаю, что ее нужно разрезать на части и сушить, чтобы не испортилась. Просфора, когда засохнет, становится жесткой. Скажите, можно перед тем как есть, размочить ее в воде?

Андрей

Андрей, так и делается. Просфору или антидор разрезают, а перед тем как их съесть, если они засохли, размачивают в Святой воде.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, какую молитвы надо читать перед принятием Святой воды? В молитвослове есть молитва "На принятие просфоры и Святой воды", можно ли ее читать перед принятием только воды, без просфоры? На сайтах видел, что слово "просфора" в молитве "Перед принятием Святой воды" опускается; скажите, как правильно? Спасибо!

Андрей

Андрей, когда мы принимаем святую воду и просфору, то читаем молитву, а если принимать одну святую воду без просфоры, то слово «просфора» можно опускать в молитве. Зачем молиться о том, чего не будем делать?

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, благословите! Подскажите, что можно сделать с просфорой, если она заплесневела или засохла? Cпаси Вас Бог!.

Алексий

Алексий, если просфора засохла, то ее вполне можно вновь сделать мягкой с помощью воды и употребить в пищу, как и подобает. Если же просфора заплесневела, то придется поступить с нею так, как принято поступать со святыней, которую в силу необходимости нужно подвергнуть уничтожению: сжечь, либо закопать в непопираемом месте (т. е. таком, куда не будут наступать люди), либо опустить в проточную воду, в реку (но ни в коем случае не в канализацию!).

игумен Никон (Головко)

Добрый день! У меня просфора дома заплесневела. Что с ней делать?

Анна

Ее нужно выбросить в непопираемое место. Обычно такие специальные места есть при храмах; можно также в сухой колодец или в чистую реку.

диакон Илия Кокин

В чем смысл и значение приема просфоры? Как правильно принимать ее?

Татьяна

Значение вкушения просфоры в том, что через это мы приобщаемся к святыне. Просфора участвует в Литургии, ее частица, вынутая за спасение человека, погружается в Кровь Христову со словами "Помяни Господи принесших и ихже ради принесоша", т.е. и тех, кто молился, и тех, за кого молились. Вкушать просфору надо с молитвой: и натощак, можно запивать святой водой.

диакон Илия Кокин

Добрый день батюшка. Не могли бы Вы мне помочь и ответить на вопрос: проходил обряд причащения, после причащения, когда все уходили, каждому давали хлеб, в форме кекса. Хотел узнать, что с ним делать, можно ли его есть или нужно в какой-то определенный день есть? Заранее большое Вам спасибо.

Уважаемый Лев, «хлеб в форме кекса» - это святая просфора, церковный хлеб из которого вынимаются частички о живых и умерших, которые погружаются потом в чашу с причастием (Телом и Кровью Христовыми). Просфору нужно есть натощак с утра после того, как Вы прочитаете утренние молитвы.

Прошу прощения за такой деликатный вопрос. Я недавно интересуюсь религией, много не знаю, не понимаю. Так вот: 1) можно ли посещать церковь во время месячных? Кто-то говорит можно, кто нельзя. А если случилось что-то чрезвычайное - кто-нибудь умер и нужно в церковь на отпевание?! Как быть с большими праздниками (Пасха, Рождество), ведь они бывают раз в год. И иногда случается так, что эти дни из года в год выпадают на праздники. Как быть с такими событиями, как венчание, крещение, паломническая поездка? Их трудно планировать в зависимости от критических дней, тем более если ты только приглашенный (свидетель, крестный), да и как ни планируй, начаться они могут неожиданно и тогда нужно все отменять?! А иногда по состоянию здоровья месячные у женщины могут не прекращаться очень и очень долго. Поэтому прошу подробнее объяснить что можно, что нельзя и почему. Можно в эти дни ходить в церковь, пользоваться святым маслом, пить святую воду, прикасаться к иконам, просфорам, зажигать свечи, лампаду (как в храме так и дома), читать Библию, Евангелие, молитвослов, можно вообще просто молиться дома перед иконами, можно участвовать в Таинствах - причащение, исповедь, и т.д. 2) И еще: когда просто молишься дома перед иконами, нужно покрывать голову? Это просто отдельный вопрос, не зависимости от критических дней. 3) А беременным в церковь можно? Заранее спасибо.

Елена

Относительно первого вопроса отсылаю Вас к весьма обстоятельной статье, в которой на примере древних святоотеческих текстов и канонов показано, что все запреты, связанные с этой проблемой, возникли в Церкви достаточно поздно, и по существу не имеют серьезных причин: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1319/ И все же Вам следует взять благословение у священника Вашего храма, т.к. единого мнения на данный вопрос не существует. Для беременных же нет никаких причин уклоняться от посещения церкви - беременность не скверна, а благословение Божие, так что будущим мамам наоборот стоит почаще бывать в храме и причащаться. Что касается покрова на голове во время молитвы, то слова апостола Павла, в которых это предписывается, относятся только к замужним женщинам: «Жена должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов» (). Хотя, если честно, причины, по которым апостол дает такое предписание, лежат вне поля христианского учения и восходят к ветхозаветным талмудическим преданиям, но такова многовековая традиция.

Молитв перед Причащением , (совершается накануне или непосредственно перед Причастием), приход в храм с утра натощак (после полуночи ничего не едим и не пьем). Также, рекомендуется то, чтобы евхаристический опыт был регулярным, то есть в этом опыте нам нужно стараться укрепляться и возрастать. Для этого начните регулярно Причащаться - хотя бы не реже, чем раз в месяц. Что касается духовника, то он обретается опытно. Если будете регулярно исповедоваться и Причащаться, то присмотритесь к священникам в том храме, куда Вам будет удобно ходить. Возможно, кто-либо из них сможет быть Вашим духовником. Помощи Божией!

Если вы хотите освятить свое тело и придать своей душе чистоту и свободу мысли, вам необходимо осветиться с помощью принятия святой воды и просфоры. Конечно же можно просто выпить святой воды, но действие будет лучше если принимать со святой водой и просфору.

О том, как это делается, отвечает священник Никадим.

Сложности в принятии просфоры и святой воды нет, делается это по утру на голодный желудок, дабы просфора и святая вода не смешивалась с основной пищей и лучше проникали в дальние части организма и вашей души.

Если принять просфору и святую воду утром нет возможности, то сделать этом можно в любое время дня, но опять же лучше, если это будет на голодный желудок. Хотя даже если вы примите просфору и святую воду на сытый желудок и не поутру, в этом не будет греха. Главное попросите за это прощение у Бога и примите просфору со святой водой с чистым сердцем и светлой душой, без злых помыслов и желаний.


О Пресвятая Госпоже Царице Богородице, Высшая всех Небесных Сил и Святейшая всех святых! Припадаем и покланяемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего Заступницу и Помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения. Сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов. Подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну. Сподоби нас на нелицеприятнем Судище Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.Если вы хотите освятить свое тело и придать своей душе чистоту и свободу мысли, вам необходимо осветиться с помощью принятия святой воды и просфоры. Конечно же можно просто выпить святой воды, но действие будет лучше если принимать со святой водой и просфору.

О том, как это делается, отвечает священник Никадим .

КАК ПРИНИМАТЬ ПРОСФОРУ И СВЯТУЮ ВОДУ

Сложности в принятии просфоры и святой воды нет, делается это по утру на голодный желудок, дабы просфора и святая вода не смешивалась с основной пищей и лучше проникали в дальние части организма и вашей души. Если принять просфору и святую воду утром нет возможности, то сделать этом можно в любое время дня, но опять же лучше, если это будет на голодный желудок. Хотя даже если вы примите просфору и святую воду на сытый желудок и не поутру, в этом не будет греха. Главное попросите за это прощение у Бога и примите просфору со святой водой с чистым сердем и светлой душой, без злых помыслов и желаний.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и Святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

При обострении болезней, принимать просфору и святую воду нужно с одновременным чтением молитвы Божией Матери Целительнице.

О Пресвятая Госпоже Царице Богородице, Высшая всех Небесных Сил и Святейшая всех святых! Припадаем и покланяемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего Заступницу и Помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения. Сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов. Подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну. Сподоби нас на нелицеприятнем Судище Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.




13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских - преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.

Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.

Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Просфора - это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа - Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной - «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» - Иисус Христос и греческие «Ника» - «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.

Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.

К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) - Литургии.

Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку - в проточную воду.

По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.

Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.

Слово «просфора» греческое и в переводе означает – «приношение». В древности – приношения христиан, лучшая часть которых служила для Евхаристии, остальное употреблялось для вечери любви (агапы) после Литургии. После обособления Литургии от вечери любви название просфора сохранилось лишь за хлебом, употребляемым для совершения Литургии. Этот хлеб обычно имел сплюснутую круглую в плане форму с оттиснутым на нем изображением Креста. Позже при Кресте появилась надпись: IС ХС + НИ КА (IС ХС — Иисус Христос / НИ КА — Победитель), схожая с надписью на знамени святого Константина Великого , но более древняя, чем последняя. У сирийцев и египтян печать на просфора представляла собой несколько больших изображений Креста посредине и много малых Крестов вокруг. Употреблялись также хлебы с печатью приносившего их лица.

С VI века некоторые Церкви стали издавать постановления о том, чтобы внешний вид просфоры, употребляемых на Литургии, во всех приходах данной Церкви был одинаковым.

В Русской Православной Церкви в настоящее время употребляются просфора, состоящие из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней, «в ознаменование того, что Иисус Христос, в своем ипостасном соединении имея два естества, Божественное и человеческое, чрез посредство сей просфоры в таинственном священнодействии Евхаристии приносится Предвечному Отцу в жертву о Небесных и земных.

На просфоре, как Крестной Жертве, возносимой в Пренебесный Жертвенник, постановлено Церковью напечатлевать Крест с именем Иисуса Христа и словом НИКА, означающим победу Христову» (И. Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии). Такая печать на просфоре Русской Церкви утверждена Большим Московским Собором 1667 года .

Печать на просфоре бывает или круглая, или четырехугольная. Четырехугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображает Божество и человечество Христа, Сына Божия. Для единоверческих храмов разрешается печать с восьмиконечным крестом.

В некоторых храмах, особенно в монастырях, в виде исключения допускается применение печати с изображением праздника, иконы или святого, особо чтимых в данной местности. просфора с такими печатями обычно предназначаются для раздачи верующим, для совершения Божественной литургии не употребляются. Правда, имеются местные обычаи, когда частицу в честь Божией Матери на проскомидии вынимают из просфоры с Ее изображением.

Просфора приготавливаются из лучшей пшеничной муки, замешенной на чистой воде с добавлением соли и закваски из дрожжей, и выпекаются с чтением Иисусовой молитвы просфорницами – женщинами благочестивой жизни (или мужчинами).

Просфора в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста. «Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие, совершенно нас ради, восприняло нашу плоть; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего… В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода – крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: «Вы есть соль земли» (Симеон Солунский).

Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.

Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.

На проскомидии, за которой приготовляется вещество для Евхаристии, употребляется в Русской Церкви пять просфор: из первой, большей, вынимается Агнец, из остальных четырех – частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной, именно: из второй – в честь и память Пресвятой Богородицы, из третьей – в память святых, из четвертой – за живых членов Церкви, из пятой – за усопших. Кроме того, вынимаются также частицы за имена, которые подали верующие в записках. Эти в ынутые из просфоры частицы в конце Литургии погружаются в святую Чашу, при произнесении священником слов: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». После этого просфоры являются святыми и благоговейно вкушаются верующими прежде принятия всякой пищи.

СТАРИННЫЙ СПОСОБ ВЫПЕЧКИ

Берут 1200 г муки высшего сорта (крупчатки). На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г муки, обливают кипятком (для придания сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают. После охлаждения в эту же посуду добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г). Все тщательно перемешивают и после подъема (через 30 мин.) добавляют оставшуюся муку (800 г) и снова все месят. После подхождения (через 30 мин.) тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать.

Соединительные поверхности просфорe смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые – 15 минут, служебные – 20 минут). Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. просфоры «отдыхают» 1 час; когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме просфоры не кладется.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Го́с­по­ди Бо́­же мой, да бу́дет дар Твой свя­ты́й: просфора́ и свя­та́я Твоя́ вода́ во ос­тав­ле́­ние гре­хо́в мои́х, в про­све­ще́­ние ума́ мо­его́, во укреп­ле́­ние ду­ше́в­ных и те­ле́с­ных сил мои́х, во здра́­вие ду́­ши и те́­ла мо­его́, в покоре́ние страс­те́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Тво­ему́ мо­ли́т­ва­ми Пречи́стыя Твоея́ Ма́­те­ри и всех свя­ты́х Тво­и́х. Ами́нь.

Из газеты «Покров»

Слово «просфора» в переводе с греческого означает «приношение» . Просфора – маленький круглый хлеб, приготовленный из квасного пшеничного теста на святой воде, который используется во время богослужения.

Этот хлебец, выпекаемый без всяких добавок (кроме дрожжей и соли), состоит из двух частей и символизирует единство божественной и человеческой сущности Иисуса Христа.

Как выглядит просфора?

Части просфоры выпекаются отдельно, а после этого соединяются в единое целое. На верхней части просфоры должна быть печать в виде равностороннего креста, по углам которого впечатываются буквы IС ХС NI KА. Надпись означает фразу «Иисус Христос побеждает». Печать символизирует невидимую печать образа Божьего.

Просфоры во время литургии

Для первой части литургии – проскомидии – нужно приготовить пять просфор, в память о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами.


На агничной просфоре священник трижды делает копием изображение креста, в память о Спасителе. Из нее вырезает середину в форме небольшого кубика (эту часть называют Агнцем) и кладет его на дискос. Агнец крестообразно надрезается с нижней стороны, а правая его сторона протыкается копием.

Из второй просфоры – богородичной – также извлекается частица, в память о Богородице.

Из третьей просфоры вырезают девять частиц, поэтому она называется девятичинной. Эти частицы – в честь апостолов и пророков, бессребреников и святых, мучеников и преподобных, родителей Богородицы, а также в честь святителя, имени которого служится литургия.

Четвертая и пятая просфоры – источник частиц за умерших и живых. Частицы из тех просфор, которые приносят прихожане за здравие или за упокой, также вырезают. В конце службы священник высыпает вырезанные частицы в потир со Святыми Дарами и произносит молитву, обращаясь к Господу с призывом отмыть тех, кто поминался во время службы.

Особые просфоры

Антидор – это частички главной просфоры, которую используют при проведении Евхаристии. Эту просфору раздают всем, кто присутствовал на литургии, чтобы те, кто не приобщался Святых Тайн, вкусили освященного хлеба.


Антидор – это память о крестных страданиях Христа, и употреблять эту просфору, как говорилось выше, нужно внимательно и аккуратно. Антидор не дают тем, кто не крещен.

Артос – просфора, освящаемая в Пасхальную ночь. Священник, призывая на артос благословение, просит Господа исцелить недуг и болезнь, и подать здравие всем вкушающим этот хлеб. Артос находится на аналое напротив Царских врат на протяжении всей Светлой Седмицы. А в субботу его с молитвой делят на мелкие части и раздают верующим. Артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле.

Как хранить и вкушать просфору?

Просфору хранят в святом углу, возле икон. Обычно просфоры складывают в специальный мешочек. Едят просфору по утрам, натощак, с молитвой «На употребление просфоры и святой воды». Лучше делать это над чистым платком, чтобы крошки не упали на пол. Просфору вкушают со святой водой, подбирая все крошки с платка.

Просфоры не едят на кладбище и не крошат над могилами. Благоговейное вкушение просфоры с молитвой приносит душевное и телесное здоровье. Просфора – святыня не «в честь умерших или живых». Священный хлеб служит освящению тех, кто вкушает его.


Просфоры редко портятся, они могут разве что высохнуть. Но если просфора вдруг заплесневела, ее нужно отнести в , где есть специальное место для сжигания. Можно пустить испортившуюся просфору по течению реки с чистой водой.