"Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры. Солнце русской поэзии

Цель урока: познакомить учащихся с пушкинианой, показать, что творчество Пушкина вдохновляло поэтов, музыкантов и художников

Оборудование:

  • выставка книг А.С. Пушкина и о Пушкине,
  • картины различных художников с изображением поэта,
  • диски с записью романсов на стихи А.С. Пушкина,
  • музыка к произведениям Пушкина,
  • иллюстрации к произведениям поэта.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленье убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

А.С. Пушкин “Памятник”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о том влиянии, какое оказало творчество А.С.Пушкина на русскую культуру. Поэт дал толчок развитию литературы о нем самом, художники и композиторы почитали за честь создавать произведения на его сюжеты, современники считали долгом оставить свои воспоминания. И сейчас существует настоящая Пушкиниана, и поэтическая, и музыкальная. На нашем уроке мы познакомимся с небольшой частью этих произведений. Но вначале поговорим о том, когда и как появилось это образное определение великого русского поэта- Солнце русской поэзии.

Ученик. Впервые это выражение появилось в кратком извещении о смерти поэта, напечатанном 30 января 1837 г. в №5 “Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Наша народная слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 часа 45 м. пополудни”.

Автором этого извещения считался журналист А.А. Краевский, редактор “Литературных прибавлений”, однако позднее было найдено письмо С.Н. Карамзиной к брату, из которого ясно, что автором этого извещения был В.Ф. Одоевский. Это краткое извещение вызвало гнев министра народного просвещения С.С. Уварова. Краевский был вызван к председателю цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: “К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что это за выражения! “Солнце поэзии!” Помилуйте, за что такая честь?..” Выражение, испугавшее сановников николаевской России, прочно вошло в нашу речь.\Интересно отметить, что сходное по мысли выражение приведено Н.М. Карамзиным в “Истории государства Российского” (т. 4 гл. 2). Когда в 1263г. умер Александр Невский, митрополит киевский Кирилл, “сведав о кончине великого князя... в собрании духовенства воскликнул: “Солнце отечества закатилось”. Вот что я узнал из словаря Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной “Крылатые слова”.

Ученица. Я хочу немного добавить. Я впервые услышала это образное выражение в 5классе. Оно меня очень удивило: как это человека сравнивают с солнцем? Но, став старше, я поняла, насколько это верно и точно. Как солнце, поэзия Пушкина сияет над нами в своей недостижимости, её тёплые лучи согревают нас, всегда помним отдельные строки. Зимой, глянув в окно и увидев прекрасное утро, обязательно вспомним: “Мороз и солнце! День чудесный!” Войдя в осенний лес, непременно скажем: “Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса”. Как и солнце, поэзия Пушкина не стареет. И ещё одно я прочитала: оказывается, что в одно время с Пушкиным жили и создавали свои произведения и другие русские поэты. Мне, казалось, что был только Пушкин. Вот я и подумала: “Как солнце, днем затмевает звёзды, так и талант и гений А.С. Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: Поэты пушкинской поры.

2 .Работа по теме урока.

Учитель. Вот какой интересный материал нашли и сообщили нам Алёша и Лена. А теперь перейдём к следующей части нашего урока. Посмотрите на стенды, и вы увидите множество репродукций разных художников. Но дадим слово искусствоведческой группе и послушаем, что же удалось узнать ребятам этой группы.

Ученица. Так как материала оказалось очень много, мы решили разделиться на три группы: первая - расскажет о портретах Пушкина, написанных разными художниками в разное время, вторая – о памятниках поэту, установленных в разных уголках мира, а третья – об уникальной коллекции художественной миниатюры – экслибрисе.

Я начну первой. Для нашей мини-выставки я отобрала несколько репродукций с картин русских художников. Первая из них “Пушкин на лицейском экзамене” И.Е. Репина, написанная в 1911 году. Здесь изображен хорошо известный эпизод из жизни юного поэта-лицеиста. 8 января 1815 года. На экзамен в Лицей приехал старейший и самый прославленный поэт того времени Гавриил Романович Державин. Не отрываясь, смотрит он курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочинённые им на торжественный случай стихи.

Слёзы восторга текут по морщинистым щекам, лицо озарено отблеском внезапно вернувшейся молодости. Давайте и мы послушаем то, что так взволновало Державина (звучит отрывок из стихотворения Пушкина “Воспоминания в Царском Селе”).

Картина художника Н.Н. Ге “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском” написана в 1893 году.

Это новый этап в жизни Александра Сергеевича. Одиночество опального поэта скрашивает только старушка-няня. Неожиданно приезжает лучший друг И.И.Пущин. Именно об этой встрече в 1825 году будут написаны строки:

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
........................................................
..................Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Пущин привёз в подарок Пушкину комедию “Горе от ума” А.С. Грибоедова. Момент чтения до этого вовсе незнакомой поэту комедии и изобразил художник Ге. А позднее, в 1828году, в Чите, из рук А.Г. Муравьёвой Пущин получит листок бумаги, на котором было написано:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Это стихотворение было для Пущина огромной поддержкой, голос Пушкина отозвался в душе Пущина глубокой живительной благодарностью.

Следующая репродукция – это прижизненный портрет А.С. Пушкина, написанный в 1827 году В.А. Тропининым. Таким представляем мы поэта, потому что именно этот портрет чаще других публикуется. Взгляд поэта направлен в сторону, глубокая мысль скользит по лицу, еще мгновенье... и “пальцы просятся к перу, перо к бумаге” - новый поэтический шедевр явится миру.

Обратите внимание на шейный платок. Со времени Пушкина он стал признаком романтического стиля в одежде и отличительной чертой творческих людей. Привлекает наше внимание рука поэта с перстнем на пальце. Это подарок графини Е. Воронцовой, с ним Пушкин не расставался никогда, считал своим талисманом и посвятил замечательное стихотворение “Талисман” (звучит стихотворение “Талисман”).

Теперь посмотрим на следующую репродукцию с картины Н.П. Ульянова “А.С. Пушкин с женой на придворном балу”, написанную в 1936 году. Поэт проживает самое лучшее и самое трудное время своей жизни: он любит свою красавицу – жену и одновременно является объектом интриг и сплетен. Художник интересно построил изображение на картине: реально присутствуют только два человека, но в зеркальном отражении мы видим целую группу лиц, стоящих на парадной лестнице. Наталья Николаевна прихорашивается перед балом, смотрится в зеркало, а мы любуемся дивной красотой этой женщины, и на ум приходят строки, посвящённые ей:

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Лицо Натальи Николаевны спокойно и безмятежно: она в предчувствии веселья и успеха.

Пушкин изображён в непривычном для нас виде: он в мундире. Только так следовало являться на придворный бал. Поэт резко оглянулся. Пронзительным взглядом он окидывает кого-то из своих недоброжелателей. Стоящие на лестнице знатные особы бесцеремонно рассматривают чету Пушкиных.

И последняя репродукция. Художник А.А. Наумов “Дуэль Пушкина с Дантесом”,1885 год. Данзас и д. Аширак подняли с земли раненого поэта. Ямщик подаёт сани ближе к месту дуэли, чтобы уложить в них Александра Сергеевича. На окровавленном снегу валяются жерди разобранного забора, который мешал саням, дуэльный пистолет, одежда поэта. С укором и ненавистью глядят секунданты Пушкина вслед Дантесу. Понимает ли тот, что сейчас произошло? Осознаёт ли до конца, на Что он поднял руку? Трудно сказать наверняка. Но из дальнейшей жизни Дантеса известно, что забыть это ему не удастся никогда.

А для Пушкина время начало отсчитывать последние дни и часы жизни, чтобы после этого начать отсчёт векам бессмертия.

Ученик. Я расскажу о памятниках А.С. Пушкину, и покажу несколько иллюстраций.

Уже в первые годы после трагической гибели поэта передовая общественность России начала тернистый путь ходатайств перед властями об увековечении средствами монументального искусства имени и дел Пушкина. И только в ноябре 1860 года царь Александр 1 разрешил всенародную подписку. Казна же не расщедрилась ни на одну копейку. Сановный Петербург не нашёл места для памятника Пушкину – лучшие площади были заняты венценосными особами.

Было решено поставить памятник в Москве, на родине поэта. После трёх конкурсов победу одержал скульптор А.М. Опекушин, сын крепостного и сам бывший крепостной из Ярославской губернии.

И 6 июня 1880 года народ и видные деятели русской словесности собрались на открытие памятника Пушкину и прочитали изувеченные цензурой и заменённые подлинными пушкинскими словами лишь в 1937 году:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа.

Бронзовая фигура на Тверском бульваре была первой в мире. Посмотрите на иллюстрацию. Задумавшийся поэт сделал шаг и, кажется, ещё мгновение и он сойдёт с пьедестала. Сейчас это любимое место москвичей, где назначаются свидания. А в день рождения поэта здесь всегда многолюдно, звучат стихи, новое поколение постигает Пушкина.

В советское время фамилия поэта была внесена в список лиц, чьё имя должно быть увековечено в первую очередь. Первые советские памятники выполнялись, как правило, в гипсе, глине, цементе и существовали совсем недолго. Потребовалось немало времени, чтобы их заменили памятники из чугуна, мрамора, гранита, бронзы.

В 1937 году, в год 100 годовщины смерти поэта, в нескольких городах и сёлах были отмечены места, связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у Чёрной речки в Ленинграде на месте дуэли, бюст в селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где поэт встречался с декабристами.

В том же году в Армении на перевале, где Пушкин встретил крестьянскую повозку с гробом А.С. Грибоедова, убитого в Тегеране, был сооружён мемориальный родник, увековечивший трагически знаменательную встречу двух великих поэтов в 1829 году. Подобный родник – их с давних пор сооружает армянский народ – открыт в 1977 году в Ленинокане. На памятнике, установленном в Одессе, скромная надпись: “От жителей Одессы”.

В1937 году был установлен бюст Пушкина в КНР г. Шанхае. К сожалению, он был уничтожен в годы культурной революции. Есть бюст поэта в Веймаре (Германия) – городе Гёте и Шиллера.

В 1970 году в дар Нью-Йорку был преподнесён бюст Пушкина, выполненный украинскими скульпторами Ковалёвым и Бородаем. Как живой, стоит поэт на одной из площадей столицы Румынии Бухаресте.

Имеется памятник Пушкину и на воронежской земле: в 1947 году жители Россоши водрузили гипсовый бюст на высокий постамент на улице Карла Либкнехта. А к 200-летию поэта у нас в Нововоронеже был установлен памятный знак – Ротонда, напоминающая нам, что по нашей земле поэт проезжал по пути на юг. Здесь проходила дорога к переправе через Дон.

Проходят годы. Вырастают новые памятники поэту, что свидетельствует о неувядающей любви к великому к А.С. Пушкину.

Учитель. Спасибо, ребята. Я хочу немного добавить. В этом году я была в Одессе и с удивление и радостью обнаружила, что в городе появился новый памятник Пушкину. Он стоит прямо на тротуаре напротив дома, где жил поэт. Кажется, что Александр Сергеевич вышел из дому и на секунду остановился, раздумывая, в какую сторону идти. Посмотрите на фото, которое у меня есть. Фигура Пушкина в полный рост, на голове - цилиндр, одет в сюртук. Поэта можно взять под руку, что я и сделала, и теперь, как и гоголевский Хлестаков, могу сказать, что я с Пушкиным на дружеской ноге.

Теперь послушаем рассказ о выставке экслибрисов.

Ученица. Сначала я скажу, что такое экслибрис. В Словаре иностранных слов сказано следующее:

“Книжный знак (художественно исполненный ярлычок, виньетка с именем владельца книги или символическим рисунком), наклеиваемый на внутренней стороне переплёта или обложки”.

Эта выставка проходила в московском Центре образования и называлась “Пушкин в экслибрисе”.

Пушкинская тема в экслибрисе сравнительно молода. Первый посвящённый поэту книжный знак выполнен был в 80-х годах парижским гравёром Е. Пески по рисунку И.О. Микишина для библиотеки писателя-пушкиниста А.Ю. Онегина. На нём изображена Татьяна, выводящая на заиндевелом окне инициалы... Онегина, только не “заветный вензель Е и. О ”, а инициалы владельца книги. Мы взяли несколько экслибрисов из журнала “Народное образование” №5, 2004г. сегодня показываем вам.

Вот Арина Родионовна слушает стихи своего питомца. За окном темно, горит свеча. Это книжный знак Я.И.Бердичевского. Книжный знак библиофила В.Я. Бялого изображает Пушкина на прогулке

Н. Рерберг нарисовал для Нины Вогау Татьяну, читающую письмо Онегина. Для книг пушкиниста

С.С. Гейченко создан экслибрис, где поэт задумчиво лежит на траве, любуясь природой Псковщины. И последний - посвящён памяти талантливой юной художницы Нади Рушевой. Она очень любила творчество Пушкина, сделала много рисунков пером и тушью. Надя ушла из жизни

18-летней, но семья сохранила работы дочери. Экслибрис семьи Рушевых создан по мотивам её рисунков: лицеист Пушкин и Натали. Художнику В.Н. Кедрину удалось уловить летящую манеру рисунков Нади и повторить её в экслибрисе.

На выставке было представлено 135 работ.

3. В следующей части урока мы послушаем стихи, посвященные Пушкину.

Надо сказать, что каждый поэт чувствует себя учеником Пушкина и считает нужным написать несколько стихотворений о нём, поэтому поэтическая пушкиниана очень велика. Самым первым было стихотворение М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта”, ставшее трагическим гимном памяти Пушкина.

(Звучит это стихотворение, а также С.Есенина, А.Ахматовой и других поэтов).

Марк Лисянский.

Первая любовь.

В саду лицейском ветер верховодит,
Кленовый жёлтый лист припал к окну.
И Катенька Бакунина проходит
Царевною по Царскому Селу.

Идёт она легко, неторопливо, -
И строгий взор, и недоступный вид
Из окон все глядят на это диво,
И Саша Пушкин дольше всех глядит.

Потом стихи придут, как наважденье,
И он напишет - “Слёзы” и “Окно”,
И “Завещанье”, и Наслажденье”, и
“К ней” и “К живописцу” заодно.

Красавица. Художница. Вся в тёмном
На фоне пламенеющей листвы,
Она прошла, в порыве непокорном,
Не повернув надменной головы.

А он к окну приник, стоит, не дышит.
Пусть ветры след листвою заметут...
В тот день он в дневнике своём запишет,
Что был он счастлив целых пять минут.

Вера Инбер.

Написано в дни блокады Ленинграда.

Пушкин жив.

От бомбы дрогнули в огне
Стропила мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал: “Ко мне!”
Тут книги у меня. Тут Пушкин!

Ему кричали: “Выходи!”
Но книг оставить не хотел он.
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошёл обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.

В больнице долго он без сил
Лежал, как мёртвый на подушке,
И первое, что он спросил,-
Придя в сознание: “А Пушкин?”
И голос друга, поспешив,
Ему ответил: “Пушкин жив!”

4. Последнюю часть нашего урока мы посвятим музыке, произведениям, написанным на сюжеты пушкинских произведений.

Учитель. После изучения романа “Евгений Онегин” мы были с вами в театре и слушали оперу.

Ученик. Музыка написана Петром Ильичом Чайковским. Он не ставил задачу охватить все проблемы романа. У оперы есть подзаголовок – “лирические сцены”. Это говорит о стремлении автора показать, прежде всего, мир чувств героев. Центральное место в опере занимают герои, жизнь которых основана на любви – Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В характеристике Ленского нет и тени иронии, столь часто звучащей у Пушкина. Основа его партии – ариозо “Я люблю Вас, Ольга” и большая ария “ Куда, куда вы удалились”. Музыка, построенная на протяжённых лирических темах, полна такой эмоциональной силы, что порой абсолютно меняет восприятие текста. Например, стихи “Куда, куда вы удалились”, посвящённые Ольге, Пушкин комментирует довольно ядовито (“Так он писал темно и вяло”), а в опере они звучат очень искренно и проникновенно. Послушаем эту арию в исполнении Н.Баскова.

Ученица. В партии Татьяны психологически выразительна каждая фраза. Даже в сцене бала, где героиня находится на втором плане, её короткие реплики полны тонких музыкальных нюансов. Кульминация в развитии образа – сцена письма к Онегину. Это большой монолог, основанный на сочетании декламации с напевными темами. Музыка передаёт душевное смятение Татьяны: решимость внезапно сменяется сомнениями, любовь – тоской, но форма монолога сохраняет логическую чёткость и ясность.

Образ Онегина менее интересен. Неспособность к серьёзному чувству перечёркивает в глазах композитора его достоинства. Партия героя приятна для слуха, выигрышна для певца, но написана так, словно автор нарочито стремился заключить её в узкие рамки амплуа героя – любовника. Даже в финале оперы (когда Онегин полюбил Татьяну) он не имеет самостоятельных тем: ариозо из третьего действия и реплики в заключительном дуэте – лишь повторение основных эпизодов сцены письма. Послушаем ещё один фрагмент из оперы.

Ученик. Сюжет повести “Пиковая дама” П.И. Чайковский изменил очень серьёзно. Главный женский персонаж – Лиза из бедной воспитанницы- приживалки превратилась во внучку и наследницу старой графини. Героя оперы, Германа, Чайковский заставил полюбить Лизу: узнать тайну трёх карт и разбогатеть ему нужно, чтобы сделать девушке предложение. Однако постепенно жажда богатства превращается у Германа в навязчивую идею, которая лишает его разума. Действие оперы перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины 2.

Музыка точно воссоздает атмосферу екатериненского времени. В сцене бала (2 действие) дан изысканный вставной номер – пастораль “Искренность пастушки”; дуэт Лизы и её подруги Полины тонко имитирует бытовой романс конца XVIII века. Но главная задача музыки – раскрыть внутренний мир героев.

Предчувствием трагедии наполнены самые светлые по сюжету лирические сцены. Даже лёгкая по настроению французская ария графини, исполняемая низким женским голосом, звучит зловеще. Основной трагический “нерв” оперы – партия Германна. Композитор смог психологически точно передать состояние ума и души героя – как мечта о деньгах незаметно для него самого губит чувство к Лизе. Показывая Германна уже почти потерявшим рассудок, Чайковский использует образы, известные по его поздним симфониям: финальная ария “Что наша жизнь? Игра!” построена на интонациях торжественного марша, звучащего в мажорной тональности. Сейчас прозвучит эта ария.

Ученик. Значительное место в творчестве П.И. Чайковского занимают романсы. Романсы композитора – это маленькие драматические пьесы, и, даже если в тексте нет повествовательного сюжета, слушатель чувствует, как от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя. Один романс Чайковского по глубине и масштабности содержания может быть равен целому вокальному циклу европейских романтиков. К сожалению, романсов Чайковского на стихи Пушкина у нас нет, и мы послушаем произведения других авторов. Это романсы Г. Свиридова “Зимняя дорога”, “Подъезжая под Ижоры” в исполнении Б. Гмыри.

Учитель. Подводя итог всему услышанному и увиденному на уроке, не могу не вспомнить слова критика А.А. Григорьева: “...Пушкин - наше всё”. Время только увеличивает интерес к творчеству поэта, и наш урок подтверждение этому.

" Закатилось солнце русской поэзии..." В.Жуковский

Какое счастье, что Пушкин убит
рукой иностранца! Своей руки
не нашлось
.
М.Цветаева


Он был красив, как сто чертей,
Любил животных и детей,
Имел любовниц всех мастей
И был со всеми мил…
Да полно! Так ли уж права
Жестокая молва,
Швырнув в ответ ему слова:
«Он Пушкина убил!..»

Он навсегда покинул свет,
И табаком засыпал след
И даже плащ сменил на плед,
Чтоб мир о нём забыл.
Но где б он ни был тут и там -
При нём стихал ребячий гам,
и дети спрашивали мам:
«Он Пушкина убил?»

Как говорится, все течёт,
любая память есть почёт,
и потому на кой нам чёрт
Гадать, каким он был?..
Да нам плевать, каким он был,
Какую музыку любил,
Какого сорта кофий пил…
Он Пушкина убил!
Леонид Филатов


О том давнишнем поединке, который состоялся между Александром Сергеевичем Пушкиным и Георгом Дантесом, известно, пожалуй, всё: кто где стоял, как были одеты, как стреляли, какие были пистолеты, что было сказано участниками… Разумеется, известны и формальные причины дуэли: дескать, в обществе уже давно распространялись сл ухи о неприличных отношениях между женой Пушкина и Дантесом, вот и прозвучало: «Пожалуйте к барьеру!»


«Причины к дуэли порядочной не было, и вызов Пушкина показывает, что его бедное сердце давно измучилось и что ему хотелось рискнуть жизнью, чтобы разом от неё отделаться или её возобновить», - пишет его современник Алексей Хомяков. А близкий приятель поэта граф Владимир Соллогуб утверждает: «В последний год своей жизни Пушкин решительно искал смерти».

Пушкин действительно искал. Другое дело, что не смерти - скорее своей судьбы. Того, что предначертано или предсказано. «О! Это голова важная, вы человек не простой! - так сказала «угадчица на кофе немка Кирхгоф», когда совсем молодой Пушкин явился к ней узнать своё будущее. - Вы прославитесь и будете кумиром своих соотечественников, дважды подвергнетесь ссылке и проживёте долго, если на тридцать седьмом году возраста не случится с вами беды от белой лошади либо белой головы».

О том, что «на тридцать седьмом году возраста» в него станет стрелять платиновый блондин Дантес, Пушкин, конечно, знать не мог, но отнёсся к предсказанию вполне серьёзно.

И, тем не менее, перед последней дуэлью Пушкин как будто бросает судьбе дерзкий вызов. Закладывает фамильное серебро и на эти деньги покупает пистолеты в «Магазине военных вещей» по адресу: Невский проспект,13. Выйдя из дома, вспоминает, что забыл шубу, и возвращается за нею, хотя до этого всегда «велел распрягать и никуда не ехал, ежели забыл какую вещь, полагая, что не будет ему пути и удачи». В этот же день случилось так, как случилось…
И ещё одно стихотворене Леонида Филатова, так созвучное моменту:

Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане.

Полно, слышишь этот смех?
Полно, что ты, в самом деле?!
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.

Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.

В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.

Встала, и белым-бела
Разом руки уронила,
Значит, все-таки, была,
Значит, все-таки, любила!

Друг мой, вот вам старый плед!
Друг мой, вот вам чаша с пуншем!
Пушкин, Вам за тридцать лет,
Вы совсем мальчишка, Пушкин!

Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане...

Солнце русской поэзии

Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» - приложении к газете «Русский инвалид». Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским (1804-1869), состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».

Этот некролог разгневал министра народного просвещения С. С. Уварова. Редактор «Литературных прибавлений» журналист А. А. Краевский был вызван к председателю Цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь?..» (Русская старина. 1880. № 7).

Возможно, что выражение «солнце нашей поэзии закатилось» было навеяно В. Ф. Одоевскому другим, весьма схожим, из «Истории государства Российского» (т. 4, гл. 2) Н. М. Карамзина. Там историк повествует, как на Руси восприняли весть о смерти Александра Невского в 1263 г. Митрополит Киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя... в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось». Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время».

Для самого же Карамзина первоисточником послужил памятник русской литературы второй пол. XVI в. «Степенная книга», в котором впервые на Руси была сделана попытка собрать воедино исторические сведения, содержащиеся в разных русских летописях. Фраза из «Степенной книги» звучит так: «Уже заиде солнце земьля РусЫоя».

Солнце русской поэзии
Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» - приложении к газете «Русский инвалид». Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским (1804-1869), состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце-будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».
Этот некролог разгневал министра народного просвещения С. С. Уварова. Редактор «Литературных прибавлений» журналист А. А. Краевскпй был вызван к председателю Цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но чго за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь?..» (Русская старина. 1880. № 7).
Возможно, что выражение «солнце нашей поэзии закатилось» было навеяно В. Ф. Одоевскому другим, весьма схожим, из «Истории государства Российского» (т. 4, гл. 2) Н. М. Карамзина. Там историк повествует, как на Руси восприняли весть о смерти Александра Невского в 1263 г. Митрополит Киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя... в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось». Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время».
Для самого же Карамзина первоисточником послужил памятник русской литературы второй пол. XVI в. «Степенная книга», в котором впервые на Руси была сделана попытка собрать воедино исторические сведения, содержащиеся в разных русских летописях. Фраза из «Степенной книги» звучит так: «Уже заиде солнце земьля Русьмя».

  • - ФАНТАЗИЯ В ПОЭЗИИ есть та основная способность, которая создает художественность какого бы то ни было рода...

    Литературная энциклопедия

  • - Ж́́АНРЫ поэзии Лермонтова...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - МОТ́́ИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив - устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и лит.-худож...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - РЕЛИГИ́́ОЗНЫЕ МОТ́́ИВЫ поэзии Л. возникают на общем фоне богоборческих настроений. Р. м. важно отличать от обычной для романтич...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - в скандинавской мифологии священный напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение...

    Энциклопедия мифологии

  • - ежемесячный журнал, издававшийся Павлом Никольским в 1814 г., в СПб. Вышло 12 книжек в 6 частях...
  • - кодекс правил, по которым должны были сочиняться песни мейстерзингеров. Т. указывала тридцать две погрешности, за которые полагалось наказание...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Т. принадлежит к числу животных, излюбленных русской народной поэзией...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ода, жанр лирической поэзии и музыки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в скандинавской мифологии священный напиток, дающий мудрость, вдохновение и приобщающий к скальдическому искусству. История о том, как Один добыл богам Мед Поэзии, изложена в "Младшей Эдде"...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Митрополит Кирилл о смерти в. к. Александра Невского 1263 г. Ср. Карамзин...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - следует признать, что при переводе поэзии возникают совершенно специфические проблемы, ибо форма выражения являются существенным фактором при передаче аудитории духа сообщения...
  • - см. прозаический перевод...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - Митрополитъ Кириллъ о смерти В. К. Александра Невскаго 1263 г. Ср. Карамзинъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 гений русской литературы наше все пушкин...

    Словарь синонимов

"Солнце русской поэзии" в книгах

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги автора

«Гамлет» и традиции русской поэзии

Из книги автора

«Гамлет» и традиции русской поэзии В заметке о «Гамлете» Пастернак подчеркивает значение ритма для содержания драмы: «Ритм Шекспира – первооснова его поэзии. Размер подсказал Шекспиру часть его мыслей, слова его изречений. Ритм лежит в основании шекспировских текстов,

СОБРАНИЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги А теперь об этом автора Андроников Ираклий Луарсабович

СОБРАНИЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ 1Жизнь и труды Ивана Никаноровича Розанова - маститого профессора Московского университета, талантливого исследователя русской литературы, выдающегося знатока русской поэзии - неотделимы от его библиотеки, которую он собирал в продолжение

B чем сущность русской поэзии

Из книги Куда несешься, Русь? [Мысли у дороги] автора Гоголь Николай Васильевич

B чем сущность русской поэзии Несмотря на внешние признаки подражания, в нашей поэзии есть очень много своего. Самородный ключ ее уже бил в груди народа тогда, как самое имя еще не было ни на чьих устах. Струи его пробиваются в наших песнях, в которых мало привязанности к

Балы в русской поэзии и прозе XIX–XX вв.

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Балы в русской поэзии и прозе XIX–XX вв. Хрестоматия Тема русских балов нашла свое глубокое и многостороннее отражение в художественной литературе. Поэты и писатели XIX–XX вв. не случайно останавливались на описаниях бальных сцен: они содержали точные детали, помогающие

28. Из суперкомментария к «Письмам о русской поэзии»

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич

28. Из суперкомментария к «Письмам о русской поэзии» Рецензируя «Счастливый домик» Вл. Ходасевича, Гумилев написал: «Внимание читателя следует за поэтом легко, словно в плавном танце, то замирает, то скользит, углубляется, возносится по линиям, гармонично заканчивающимся

Приложение 7. Рюриковичи в русской поэзии.

Из книги Рюриковичи. История династии автора Пчелов Евгений Владимирович

Приложение 7. Рюриковичи в русской поэзии. Многие Рюриковичи оставили яркий след в русской поэзии (А. А. Ржевский, И. И. Дмитриев, кн. П. А. Вяземский, кн. А. И. Одоевский, кн. З. А. Волконская, кн. Ф. Н. Касаткин-Ростовский и др.), но также и ряд эпизодов истории Рюриковичей и образов

Солнце русской поэзии

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Солнце русской поэзии Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» - приложении к газете «Русский инвалид». Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским

Антология русской поэзии

Из книги Сочинения русского периода. Проза. Литературная критика. Том 3 автора Гомолицкий Лев Николаевич

Антология русской поэзии Наконец появилось первое сообщение о выходе антологии русской поэзии в Польше. Обещана антология была давно, еще весною этого года. Насколько помнится, издателем ее тогда был объявлен Варшавский Пушкинский Комитет. Тогда же в печати

Письма о русской поэзии

Из книги Том 10. Публицистика автора Толстой Алексей Николаевич

Письма о русской поэзии Россия, кажется, единственная страна, где сохранилась еще живая старина, где Рерих или Билибин могут воочию видеть быт допетровского времени, а фольклористы записывать в граммофон былины одиннадцатого века.Замечено, что чем древнее поэтическое

ПИСЬМО О РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги О поэзии автора Мандельштам Осип Эмильевич

ПИСЬМО О РУССКОЙ ПОЭЗИИ В блестящее время парижских, брюссельских, нижегородских и прочих всемирных выставок существовал обычай возводить архитектурные постройки в стиле чего угодно, но обязательно грандиозно.Сооружения эти, олицетворявшие художества, кустарную

АМЕРИКАШКА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги Бродский глазами современников автора Полухина Валентина

АМЕРИКАШКА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ Интервью с Юрием Кублановским29 мая 1989, ПарижНе помните ли вы ваше первое впечатление от стихов Бродского?Первый раз я прочитал Бродского в 1964 году, как только поступил на первый курс искусствоведческого отделения МГУ. Я был тогда 17 -летний

АПОКАЛИПСИС В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги Проблема культуры (сборник очерков и статей) автора Белый Андрей

АПОКАЛИПСИС В РУССКОЙ ПОЭЗИИ Панмонголизм! Вл. Соловьев Предчувствую Тебя. А. Блок IНет никакой раздельности. Жизнь едина. Возникновение многого только иллюзия. Какие бы мы ни устанавливали перегородки между явлениями мира - эти перегородки невещественны и немыслимы

Солнца русской поэзии

Из книги автора

Солнца русской поэзии /Завещание ленинцев/На дворе стоит душное огнедышащее лето 2014 года. Соображать в такой духоте очень трудно. Трудно думать о дне сегодняшнем, а вспоминать и анализировать историю своей нации, своей страны, своей родной культуры - просто не

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги Время Бояна автора Сычёва Лидия

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Выражение восходит к краткому извещению о смерти А. С. Пушкина , напечатанному 30 января (11 февраля) 1837 года, на следующий день после смерти, в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду »:

Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 ч. 45 м пополудни

Извещение не было подписано, его автором традиционно считался сам редактор «Литературных прибавлений» А. А. Краевский . Извещение вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова . Краевский был вызван к председателю Петербургского цензурного комитета , который довёл до него недовольство министра: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что за выражения! „Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь?..»

Предыстория

Уподобление какого-либо известного лица солнцу, а смерти его - заходу солнца встречается в русском языке много ранее. У Карамзина в его «Истории государства Российского » приводятся слова митрополита Кирилла на смерть Александра Невского в 1263 году, который

сведав о кончине великого князя <…> в собрании духовенства воскрикнул: «Солнце отечества закатилось.» Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить ещё долгое время.

Источником Карамзину послужила «Степенная книга » XVI века, в которой фраза приводится в таком виде: Уже заиде солнце земьля Руськія .

См. также

  • «Победа над Солнцем » - футуристическая опера Матюшина и Кручёных

Напишите отзыв о статье "Солнце русской поэзии"

Примечания

Отрывок, характеризующий Солнце русской поэзии

– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.