Сообщение на тему тютчев жизнь творчество. Биография тютчева самое главное

Особенности творчества
«Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие- около 300 стихотворений). Начав печататься рано (с 16 лет), он печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837-47 гг. почти не писал стихов и вообще мало заботился о своей репутации поэта». (Михайловский, 1939, с. 469.)
«Тоска, - свидетельствовал И.С. Аксаков, - составляла как бы основной тон его поэзии и всего его нравственного существа... Как это часто случается с поэтами, мука и боль стали для Тютчева сильнейшими активаторами. Молчавший четырнадцать лет поэт не только вернулся к литературной деятельности, но именно после смерти Е.А. Денисьевой, на седьмом десятке, когда поэты окончательно выдыхаются, создал лучшие свои стихи... У него не было "творческих замыслов", часов, отведенных для работы, тетрадей, черновиков, заготовок, вообще всего того, что зовется творческим трудом. Он не корпел над стихами. Свои озарения он записывал на приглашениях, салфетках, почтовых листках, в случайных тетрадях, просто на клочках бумаги, попавших под руку. П.И. Капнист свидетельствовал: "Тютчев в задумчивости написал лист на заседании цензорского совета и ушел с заседания, бросив его на столе". Не подбери Капнист написанного, никогда б не узнали "Как ни тяжел последний час...". Бессознательность, интуитивность, импровизация - ключевые понятия для его творчества». Гарин, 1994, т. 3, с. 324, 329, 336-337, 364.)

Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский.

Ф. И. Тютчев как поэт-философ

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее - а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом это сама плоть мысли. (И.С.Аксаков).

Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. (И.С.Тургенев).

Политическая лирика Ф. И. Тютчева

Поэт, без которого по словам Л.Н.Толстого «нельзя жить», до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России, даже на смертном одре спрашивал: «Какие пришли политические новости?».Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.

Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые!
«Цицерон», 1830

При этом у Тютчева-поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя событий.

Он не был сторонником революций, каких-либо переворотов, не сочувствовал декабристам:

О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула - И не осталось и следов.

Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира. Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.

Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.

Пейзажная лирика

Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия.

Дума за думой; волна за волной -
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заточенье, там - на просторе, -
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно - пустой.
«Волна и дума», 1851.

Человек - малая часть природы, мирозданья, он не свободен жить по своей воле, его свобода - иллюзия, призрак:

Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаём.
«Певучесть есть в морских волнах»,1865.

Разлад, созданный самим же человеком, приводит к дисгармонии его бытия, внутреннего мира, к разладу человека с внешним миром. Создаются два противоборствующих начала: одно - воплощение тьмы, хаоса, ночи, бездны, смерти, другое - это свет, день, жизнь.Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.

Но меркнет день - настала ночь;
Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
«День и ночь»,1839

Лирический герой Тютчева постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти. Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его.

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.
«Святая ночь на небосклон взошла», 1848-5о-е годы

Днём, даже при вечернем свете, мир спокоен, прекрасен, гармоничен. Об этом мире многие пейзажные зарисовки Тютчева.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера
1857
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть
1830

Ночью приходит тьма, обнажается

Ужас бездны, смерти, трагедии

Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывём пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
« Как океан объемлет шар земной», 1830.

Тема человека как малой частицы мироздания, которая не в силах противиться власти вселенской тьмы, судьбы, рока, ведёт начало от стихов

Ломоносова, Державина, будет продолжена в стихах поэтов начала ХХ века..

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
1852

Любовная лирика. Адресаты любовной лирики

Адресаты любовной лирики Тютчева

Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван - в России.

В 1851 г. (с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: "Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми". И в другом письме: "...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою".

Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью по-французски: "Для вас (чтобы разобрать наедине)". Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воспрянуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была -
Ты, ты, мое земное провиденье!..

Любовь Тютчева к Елене Денисьевой принесла поэту и великое счастье и величайшее горе. Чувство Тютчева было подчинено законам его бытия, творчества. Любовь соединила жизнь и смерть, счастье и горе, явилась перекличкой миров.

Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.

"Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - говорит Лев Озеров. - По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из "Идиота" Достоевского и Анной Карениной у Толстого".

В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.

В минуты страстного чувства к Денисьевой, он пишет своей жене: «Нет в мире существа умнее тебя и мне не с кем больше поговорить».
Внезапная утрата Елены Александровны, последовавший за её смертью ряд потерь, обострили чувства рубежа, границы миров. Любовь к Денисьевой - это для Тютчева смерть, но и высшая полнота бытия, «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой» жизни и смерти:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня
Тяжело мне замирают ноги
Друг мой милый видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землёю -
Улетел последний отблеск дня
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева

Литературовед Ю. Тынянов первый заметил, и многие исследователи согласились с ним в том, что для лирики Ф. Тютчева не характерно разделение стихотворений на жанры. А жанрообразующую роль у него играет фрагмент, «жанр почти внелитературного отрывка».

Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово», «Итак, опять увиделся я с вами», «И в Божьем мире то ж бывает».
Форма фрагмента подчеркивает бесконечное течение, движение мысли, чувства, жизни, истории. Но и вся поэтика Тютчева отражает идею всеобщего бесконечного движения, в основе стихотворения часто - мимолётное, мгновенное, быстротекущее в жизни человека и природы:

И как, виденье, внешний мир ушёл.
Столетье за столетьем пронеслось.
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве.

Особенности композиции лирических стихотворений

Тютчевская мысль о противостоянии и, в то же время, о единстве миров природы и человека, мира внешнего и внутреннего, часто воплощается в двучастной композиции его стихотворений: «Предопределение», «Цицерон», «Ещё земли печален вид» и многих других.

Другой композиционный приём поэта - это прямое изображение чувств - таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки.

Песок сыпучий по колени
Мы едим - поздно - меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий -
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!

Стиль лирики

Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

28 ноября 1866 Под влиянием поэтов-классицистов XVIII века в тютчевской лирике немало риторических вопросов, восклицаний:

О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как

Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла»

Говоря о поэтической манере Тютчева, позднее станут употреблять термин «чистая поэзия».
(Философская лирика - понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого...)

"Чистая поэзия"

У всех поэтов, рядом с непосредственным творчеством, слышится делание, обработка. У Тютчева деланного нет ничего: все творится. Оттого нередко в его стихах видна какая то внешняя небрежность: попадаются слова устарелые, вышедшие из употребления, встречаются неправильные рифмы, которые, при малейшей наружной отделке, легко могли бы быть заменены другими.

Этим определяется и отчасти ограничивается его значение как поэта. Но это же придает его поэзии какую-то особенную прелесть задушевности и личной искренности. Хомяков - сам лирический стихотворец - говорил и, по нашему мнению, справедливо, что не знает других стихов, кроме тютчевских, которые бы служили лучшим образом чистейшей поэзии, которые бы в такой мере, насквозь, durch und durch, были проникнуты поэзией. И.С.Аксаков.

Характеристика творчества Тютчева, творчество тютчева, особенности творчества Тютчева, тютчев творчество

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.

Начало литературного пути

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.

Возвращение в Россию

Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.

Смерть и наследие

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».

Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи "Денисьевского цикла"). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Биография

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 — 1830 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 — 1850 выступил с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представлялась ему "всеславянской" империей.

В 1848 — 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год — двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860-1870 преобладают политические стихотворения и мелкие. — "на случаи" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "Славянам", 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

23 ноября 1803 года в Орловской губернии Брянского уезда в имении Овстуг родился мальчик. Назвали его Федором. Родители Федора Иван Николаевич и Екатерина Львовна были выходцами из старинных дворянских родов.

Екатерина Львовна состояла в близком родстве с семьей Льва Толстого. Екатерина Львовна была очень красивая, тонкая, поэтичная женщина. Считается, что все эти черты она передала своему младшему сыну Федору. Всего в семье Тютчевых родилось 6 детей. Последние 3 детей умерли в младенчестве.

Начальное образование Федор Тютчев получил дома. Его первый наставник был Раич Семен Егорович, молодой, очень образованный человек. Он писал стихи и занимался переводами. Занимаясь с Федором, наставник склонял его к стихосложению. При выполнении домашнего задания, он часто устраивал соревнования - кто быстрее сочинит четверостишие. Уже в 13 лет Федор был отличным переводчиком и всерьез увлекся написанием стихов. Благодаря
наставнику, а также своему таланту и упорству, Федор Тютчев свободно говорил и писал на нескольких иностранных языках. Но вот что интересно, все свои стихи Тютчев писал только на русском языке.

Московский университет факультет словесности Тютчев оканчивает с отличием в 1821 году.

Знание многих иностранных языков и отличная учеба в университете помогают ему поступить в коллегию иностранных дел на должность дипломата. Почти четверть века Тютчеву придется прожить за границей. В Россию он приезжал редко и от этого очень страдал. Работая дипломатом в Мюнхене, Тютчев встретит свою самую большую любовь Элеонору Петерсон. У них родится три дочери. С Элеонорой было недолгим счастье. Она умирает. Трагедией заканчиваются его отношения с Еленой Денисьевой. Об этом периоде своей жизни он напишет: «Все отнял у меня казнящий бог...».

Творчество Тютчева

Творческое наследие Федора Тютчева насчитывает чуть более 400 стихотворений. Тетрадь со стихами Тютчева случайно попадает к А. Пушкину. Пушкин в восторге, печатает стихи в журнале «Современник». Тютчев становится знаменит как поэт. Все творчество Тютчева можно условно разделить на 3 этапа:

  1. Нравственно - философская лирика. В стихах этого периода Тютчев искусно сочетает душу, разум, бесконечность человеческого бытия.
  2. Любовная лирика. Тютчев был очень влюбчивым человеком, всем своим возлюбленным он посвящал стихи. Любовная лирика у Тютчева отражает его настроение. К этому периоду относятся его возвышенные, грустные, трагичные стихи. Стихи очень мелодичные, трогающие душу.
  3. Стихи о родной природе. Стихи о природе Тютчев писал с юношеских лет. Он считал, что красивее русской природы, ничего нет. Больше всего за границей он страдал от невозможности погружаться в русскую природу. С упоением и счастьем писал он о полях, перелесках, временах года. Его стихи о природе вошли в школьную программу для детей.

На закате своей жизни Тютчев начал писать стихи на политические темы, но они не нашли отклика у читателей и по большей части остались невостребованными стихами у широкой публики.

Тютчев и современность

Стихи из любого этапа творчества поэта находят живой отклик у читателей. Его известные строки: «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Все отнял у меня казнящий бог...» знает практически каждый грамотный человек. Его поэтическое творчество по популярности можно сравнить с творчеством Пушкина. Тонкий, лиричный, западающий в душу стиль Тютчева перешагивает времена и границы. Его стихи переведены на многие языки мира.

Летом 1873 года Федор Тютчев умер в Царском селе. Похоронен он на Новодевичьем кладбище. Каждый год в день рождения поэта и на годовщину смерти приходят поклонники его таланта, чтобы отдать дань его творчеству.

Очень краткая биография Тютчева для детей 4 класс

У Тютчева был его любимый учитель-наставник Егор Ранч, который помогал ему во всем и воспитывал больше родителей. Уже в двенадцатилетнем возрасте, при помощи своего учителя, Федор Иванович написал свои первые стихотворения. В пятнадцатилетнем возрасте, не нуждаясь в своем учителе, стал учиться в институте на словесном факультете. После того как окончил институт, почти на 20 лет уехал работать заграницу. Где работал дипломатом в Италии и Германии.

Все это время так и не занимался литературной деятельность. По возращению на родину, начал работать в комитете иностранных дел. Первые его стихотворения в 1836 году увидел Пушкин и помог опубликовать во многих журналах. После чего он вышел в свет. Первая сборка Федора появилась в свет в 1854 году. У Тютчева множество знаменитых стихотворений таких как: «умом Россию не понять», « зима недолго длится», «вечер», «песок сыпучий по колено».

Тютчев не стал писателем и работал в другой сфере, его стихи учат дети в школе до сих пор.

Скончался Федор Тютчев в июле 1879 года в селе Царском. Так и не начал карьеру в литературе.

4 класс. 6 класс.. 3, 10 класс. для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

  • Людвиг ван Бетховен

    Людвиг ван Бетховен - выходец из музыкальной семьи. В детстве будущего композитора приобщали к игре на музыкальных инструментах, таких как орган, клавесин, скрипка, флейта.

  • Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

    Тютчев родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

    Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

    В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

    На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

    В 1829 - 1830 в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

    Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

    В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

    В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

    В 1843 - 1850 выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

    В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело…», «Когда в кругу убийственных забот…», «Русской женщине» и др., но не стремился напечатать их.

    Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

    В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

    В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

    С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

    В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. - «на случаи» («Когда дряхлеющие силы…», 1866, «Славянам», 1867, и др.).

    Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить.

    У ней особенная стать:

    В Россию можно только верить.

    Каков же смысл знаменитого “умом Россию не понять ”? Прежде всего тот, что “ум не есть высшая в нас способность” (Н.В.Гоголь). Чтобы ориентироваться в многослойном русском пространстве-времени, нужна вера, надежда и любовь. Если трактовать веру как “обличение вещей невидимых”, то Россия в некотором отношении не всем видна. Подобно граду Китежу, при приближении чужих для неё духовных энергий Русь уходит на глубину.

    Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.

    Приметы внешней биографии Федора Ивановича Тютчева известны достаточно хорошо. Потомственный аристократ духа и крови, учился в Московском Университете, и с 1822 года посвятил себя служению Отечеству – прежде всего на поприще дипломатии. Более 20 лет в общей сложности провел он в Германии и Италии, где успешно защищал государственные интересы России. Одновременно он представлял свою Родину в высших интеллектуальных кругах Европы, в частности, был лично знаком с Шеллингом и Гейне. В 1836 году первая подборка стихотворений поэта была опубликована в пушкинском “Современнике”, причем сам Пушкин пришел от них в восторг. В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, где получает придворное звание камергера, и с 1858 года по высочайшему повелению становится председателем Комитета иностранной цензуры. Нет нужды специально подчеркивать, какова была идейно-социальная значимость этой высокой должности.

    В 1856 году министром иностранных дел был назначен А.М. Горчаков. Вскоре Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание, и назначен председателем Комитета цензуры иностранной. У него была прямая связь с Горчаковым, возможность влиять на русскую политику. Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов. Он использовал все свои связи при дворе (две его дочери были фрейлинами), среди литераторов и журналистов, чтобы добиться реализации своих идей. Тютчев считал, что «единственная естественная политика России по отношению к западным державам — это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию…» Во многом Тютчев оказался прав — только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить с себя унизительные путы, навязанные ей после поражения в Крымской войне.

    Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. 18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

    Как аналитик, он во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.

    Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им было написано 4 статьи: «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1848-49гг.), «Папство и римский вопрос» (1850), «О цензуре в России» (1857) и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко была выражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Не община, но Империя».

    Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия».

    Русофобия - болезненная неприязнь или даже патологическая ненависть к русскому народу, ко всему созданному им. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству.

    Впервые обратил внимание на проблему русофобии А.Пушкин. С его точки зрения, нельзя прощать “клеветников России”, особенно ту категорию людей, которая в ответ на “русскую ласку” способна “клеветать на русский характер, мазать грязью связанные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев”. Нападки на праотцев Пушкин воспринимал как оскорбление народа и нравственного достоинства нации, составляющие главную и составную особенность патриотизма. Поэт признавал самобытность русской истории и считал, что её объяснение требует “другой формулы”, чем история христианского Запада.

    Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.

    Эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях. Изменения произошли лишь в эпоху Генералиссимуса И.В. Сталина. В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.

    Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке..

    Бедная Россия! Весь мир против нее! На самом деле, нет.

    У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата «Россия и Запад», оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии.. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.

    В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал ИДЕЮ возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.

    Нынешний владелец сайта эту статью не писал и со всем этим «русофобским» жалостливым комплексом неполноценности не согласен, но я решил не удалять — пусть будет как мнение. Вот если это правда про Тютчева, то он прямо упал в моих глазах. Не знал, что Тютчев был таким фашистом. Никакое «исторически оправданное возвращение земель» и «русофобия» (выдуманная она или нет) не может быть оправданием для агрессии в сторону другого государства. Именно такие идеи были у небезызвестного Муссолини, который хотел «возвратить», читай захватить земли, принадлежащие ранее Священной Римской империи. Такие дела.

    Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. «Идея Империи, — писал Тютчев, всегда была душою Запада», но сразу же оговаривал: «но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией». Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.

    Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить «срываются в неудачу». История Запада вся сжимается в «римский вопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможности западной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в «учреждение», стало «государством в государстве», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я» и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.

    Ох уж этот злобный запад, аж смешно читать. Ребята этот мир построен на конкуренции и каждый преследует свои интересы — это факт. И, чем меньше главы и граждане государств будут мерятся своими, простите, пиписьками с другими, а чем больше заботиться о процветании своей страны — тем лучше будет всем.

    Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии. “Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”. Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию: “Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде”. Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве – но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.

    Щас бы еще православное государство построить, вообще будет «здорово». Надеюсь, вы помните уроки истории и понимаете, что единственно правильный путь развития — это светской государство.

    Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это “Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого “белого царства” — разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:

    У меня сейчас от пафоса слезы чуть не потекли. Канализацию надо бы везде провести сначала, а потом уж Святую Русь строить.

    Москва, и град Петров, и Константинов град –

    Вот царства русского заветные столицы…