Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики (продолжение)

Витторино да Фельтре (1378-1446) - итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Необходимо отметить, что сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны. Известны только основные вехи его жизни, некоторые подробности биографии. Объясняется это прежде всего тем фактом, что Витторино не оставил никаких записей, которые касались бы его жизни или педагогических методов. Все, что мы знаем о нем, почерпнуто из воспоминаний современников, учеников, переписки и других источников личного происхождения. Из этих же текстов мы можем узнать о том, как велось преподавание в его школе.

Известно, что его настоящее имя - Витторино Рамбальдони. Псевдоним был им взят по названию родного города. Витторино рано потерял отца, который был нотариусом. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьера, там он преподавал грамматику и математику. Нельзя не сказать еще о прекрасном знании Витторино музыки, которое он приобрел в Падуе.

Закончив Падуанский университет, он был назначен профессором философии. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости».

В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В школьных делах учитель был вполне самостоятелен и не допускал никакого вмешательства в них, даже со стороны Гонзаги 16 . Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Больше всего внимания уделялось классическим языкам, изучению литературы. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

Школа Витторино да Фельтре получила всеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены в последующие эпохи и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль 17 . Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в преподавании элементы игры, отказался от такой популярной в Средние века формы обучения, как диспут, применял различные наглядные пособия, прежде всего в преподавании математики. Известно, что он считал необходимым пробудить у учащихся интерес к предмету, стремился учитывать их индивидуальные способности. Созданное им учебное заведение было светской школой, дававшей образование классического типа.

Сохранилось довольно большое количество писем учеников школы Витторино, в которых они вспоминают время обучения у да Фельтре. Например, в своем письме Сассоло да Прато пишет о нравах и жизни своего учителя. Витторино для него самый чистый человек и опытный учитель, и его наука - путь к добродетели. Он приводит в пример Джованни Франческо Гонзага, который, будучи наслышан о невероятных добродетелях Витторино, приглашает его для обучения своих детей.

Витторино глубоко почитал религию и благочестиво относился к Богу, старался соблюдать самым тщательным образом все христианские предписания. «Эти вещи он каждодневно делал столь охотно, словно убедил себя, что весь род человеческий – его семья и что он – отец для всех, предназначенный к этому самой природой» 18 . Сассоло говорит о доброте своего учителя, о том, как он принимал под свою защиту и покровительство обездоленных. Витторино де Фельтре в отличие от Сократа, пишет Соссоло, не только даром обучал молодежь, но и выполнял роль «наилучшего и милостивейшего отца» 19 .

Кастильоне в своих воспоминаниях рассказывает также и о жизни Витторино да Фельтре. Он сравнивал своего учителя с архиепископом Антонином, потому как считал, что их связывает добродетель и благочестие и их устремления во многом схожи. «Ибо один из них, как мы писали, посвятил себя религии; другой постоянно занимался делами светскими, внося в само исполнение дел чистейшее религиозное чувство, которое было у него в душе» 20 . «Всякий, кто любит добродетель, кто старателен в добрых искусствах и прежде всего сведущ в доброй литературе, должен прочитать то, что написано о Витторино» 21 .

Витторино, как писал Кастильоне, обладал незаурядным умом, что подходило для любой науки, красноречием, а также безмерным благоговением перед Богом. В юности он старательно занимался гуманистическими науками, проявляя огромное старание. Витторино был также знаком с гражданским правом священными канонами.

Витторино да Фельтре, по словам Кастильоне, был щедрым благотворителем. «От Витторино не получал ничего только тот, кто ничего не просил» 22 .

В своем письме к Балдассаре Суардо Бартоломео Платина называет Витторино да Фельтре свои «дедом». «Платина говорит о духовном родстве ученика и учителя; его учитель Оньибене да Лониго учился у Витторино, и тот был его «отцом», а для Платины – ученика Оньибене, Витторино является «дедом»» 23 .

Далее Бартоломео описывает жизнь Витторино да Фельтре. В юности Витторино оставляет родину и уезжает в Падую – «общее средоточие знаний» 24 . В Падуе он по решению падуанского Сената был включен в число докторов. Желая освоить математику, он становится учеником Бьяджо Пелакани.

«Витторино вызывал у всех восхищение любой своей добродетелью» 25 . Он был очень терпелив, его не пугал труд, голод, недостаток средств. Ради своего здоровья он много уделял времени телесным упражнениям. «Ему нравилось соревноваться в прыжках, играть в мяч, бегать со сверстниками, так как упражнения этого рода укрепляли и тело, и ум, после перерыва в умственном труде он с большей готовностью возвращался к тому, что предстояло изучить» 26 .

Бартоломео пишет, что Витторино не избежал также и любви, как и другие юноши. Но по природе и воспитанию он был очень застенчив и простодушен. Он никогда не вызывал у ровесников ни ненависти, ни зависти. «Часто он говорил, что был бы удовлетворен, если бы ученики научились искусно говорить и нравственно жить» 27 .

«Тело у него было маленькое, но крепкое и живое, без какой-либо полноты, достойное чело, скромное лицо, голова с сединой. Он получал удовольствие больше всего от простой пищи, беря простое блюду, а не изысканное, вторым блюдом для него иногда были свежие фрукты. Потреблял умеренное вино, некрепкое и приятное. Он хотел, чтобы за трапезой хранили молчание, особенно во время чтения» 28 . Бартоломео отмечает, что Витторино любил знатность и при спорах склонялся на сторону знатного. «Говорил, что с людьми надо так обращаться, чтобы из друзей сделать еще больших друзей, а тех, кто враждует с нами по причине какого-то соперничества, сделать друзьями» 29 .

Витторино всегда жил воздержанно и умеренно, что заболел только в последний период жизни. Даже страдая, он показывал себя очень терпеливым, от него никогда нельзя было услышать стона или жалобы.

Джованни Андреа Бусси в своем предисловии к изданию Тита Ливия говорит о том, что он в то время первым начал публичное чтение слушателем Ливия, чем вызвал огромное восхищение и похвалу. «Витторино да Фельтре – Сократ нашего времени, краса и гордость своего века, хвала и слава мантуанской академии, при жизни почитаемый за последовательную жизнь, восхитительный лектор, нужный, когда его нет рядом, желаннейший после смерти; гостеприимный хозяин и, даже вернее, отец бедных студентов, возбудитель человечности» 30 . Джованни называет Витторино «воссоздателем латинской культуры, учителем мудрости, образцом высокой нравственности, примером доброты, человеком, презирающим богатство, поддерживающим дарования» 31 . Далее Джованни рассказывает о жизни Витторино: где он был рожден, где преподавал, о стиле его обучения. Он говорит, что если преуспел в чем-то в науке, то все узнанное идет от его руководителя Витторино.

Амброджо Траверсари был флорентийским гуманистом и монахом. В своих воспоминаниях, он рассказывает, что когда прибыл в Мантую, Витторино да Фельтре поспешил ему навстречу. Амброджо вспоминает, что нигде не встречал большей человечности. Он был большим знатоком старых книг, и увидел в библиотеке Витторино множество книг неизвестных еще во Флоренции. Среди них были такие как: речи императора Юлиана, «Жизнеописания Гомера» Псевдо-Геродота, трактат Августина «О троице» и другие. «Он оставил нам некоторые книги, прежде всего иноземные, чтобы они послужили нам утехой, и одарил небольшими и очень достойными подарками; и от нас он, насколько ему это было позволено, не отходил» 32 . Духовная культура Витторино и его рвение в преподавании греческого языка очень восхищала Амброджо Траверсари и его спутников.

В своем письме к Николо Никколи, Амброджо рассказывает о гостеприимстве Витторино, когда он прибыл в Мантую. Витторино послал Николо некоторые книиг: сочинение блж. Августина «О Троице», «Законы», письма и «Государство» Платона и том творений св. Иоанна Златоуста.

В другом письме к Николо, Амброджо упоминает о том, как он отправился вновь повидать Витторино и посмотреть греческие книги. Перевод из Иоанна Златоуста, сделанный одним из учеников. очень впечатлил его. Доброта Витторино также восхитила Амброджо.

Помимо писем учеников, мы можем узнать о Витторино из такого источника, как «Жизнеописания» Веспасиано да Бистиччи. В этом своем сочинении Бистиччи в том числе пишет и о Витторино.

По его словам, Витторино имел очень много достоинств. Среди своих сверстников он был самым воздержанным. «Стал ученейшим [мужем] во всех семи свободных искусствах, [а также] в греческом, не менее, чем в латыни» 33 . Витторино также был глубоко верующим человеком. Все, кто его знал, вспоминали, что когда он шел к столу, то всегда благословлял пищу и читал благодарственную молитву, когда поднимался из за стола. Витторино часто исповедовался и хотел того же от своих учеников. «Дом его был святая святых нравов, дел и слов» 34 .

Веспасиано да Бистиччи пишет, что из школы Витторино вышли достойнейшие люди как в жизни, так и в науке. Делом Витторино было дать удивительный пример своей жизни, он вдохновлял каждого жить нравственно.

«Был Витторино низкого роста, худой, очень веселый от природы, так что казалось, он всегда смеется» 35 . Говорил мало, одевался в темную одежду, носил длинные до земли платья.

Письма правителей Мантуи и самого Витторино дают дополнительные данные об образе учителя. К Витторино обращались carissime noster, так правители обращались друг к другу. «Письма подтверждают постоянную заботу Витторино о людях – о женщине, почему-то не оформившей «вид на жительство» в Мантуе. И что характерно, Джанфранческо Гонзага по просьбе Витторино дает разрешение вопреки порядкам города, и оба правителя сообщают Витторино, что они это делают вовремя» 36 . Это подтверждается словами Гонзаги в письме к Витторино: «мы постановили, чтобы та женщина, которая пришла сюда из Бреши, и ее спутники никакому наказанию не подвергались и не претерпели его из-за небрежности, которую проявили, не получив ночную грамоту, согласно нашим порядкам, и их благодаря твоему усилию мы освобождаем о всякого осуждения» 37 . Видно, что они уважительно относятся к просьбам Витторино. Также из этой фразы можно судить о настойчивости и характере Витторино. Тон писем Гонзаги показывает его большое доверие к Витторино.

В письме Виторино к Андреа Корреру можно заметить уже упомянутую заботу о других. В этом письме он просит разузнать о положении Якопо Скудели, у которого отняли имущество и довели до нищеты. Витторино хочет защитить его права и освободить его от податей, чтобы хотя бы немного облегчить его несчастья. Из письма видно, что он доверяет Андреа Корреру: «Я решился возложить это дело на тебя, [к тому] меня склоняют как твоя исключительная благожелательность по отношению ко мне, так и моя не меньшая постоянная забота о Джованни Франческо, которого из-за того, что он ваш, я уважаю и нежно люблю не иначе, как сына» 38 .

Из школы Витторино вышло множество ученых, педагогов, государственных деятелей, военачальников, которые пополняли ряды новой интеллигенции и правящих групп населения.

Из воспоминаний учеников можно сделать вывод, что Витторино остался в памяти современников как благородный, сдержанный человек, всецело преданный своему делу и имевший авторитет среди учеников и друзей и оказывавший большое влияние на окружающих.

Витторино де Фельтре родился в 1378 году в городе Падуе. В свое родном городе занимался изучением греческого языка и математики, в чем добился большого успеха. Позже он использовал полученные знания в своей педагогической практике.

В эпоху Возрождения, когда начал свою профессиональную деятельность итальянский педагог Витторино де Фельтре, основным достижением образования и науки стал тот факт, что в центре учебно-воспитательного процесса находились не методы и средства работы, а человек, ученик, как субъект основного воздействия. Именно тогда педагоги стали учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, планировать их развитие, опираясь на возможности, интересы и потребности.

Именно такие идеи преследовал и де Фельтре, ведь основной его идеей было не заставить ребенка учиться, а мотивировать его к обучению. Это один из немногих педагогов того времени, которые уважительно относился к своим ученикам. Он был убежден, что интеллектуальное и физическое развитие, формирование ценностей должно происходить одновременно, формируя таким образом гармоничную личность. Организовывая процесс обучения, он руководился тем, что ученики должны иметь энциклопедические обширные знания, которые помогут им выбрать любую специализацию в будущем. С помощью организации труда ребят, учил их быть трудолюбивыми, а показывая уважительное отношение к ним, формировал уважение к окружающим.

Это один из педагогов, который воспитывал с помощью своего примера, что является одним из самых крепких методов воздействия на психику и процесс развития ребенка.

Все эти взгляды и принципы он пытался обобщить и внедрить в процесс обучения в своей собственной школе, которая получила название «Дом радости». Назвав так свое детище, Витторино де Фельтре пытался сказать о том, что в его школе обучение будет приносить не только пользу, но и удовольствие, что являлось большим новшеством в то время, когда физическое наказание находилось в центре наиболее часто используемых учителями методов.

Школа была большим достоянием эпохи, поскольку олицетворяла идеи гуманистической теории. Основана она была по инициативе герцога Гонзага, который, заметив успехи педагога в педагогической деятельности, предложил ему заняться воспитанием своих детей. Так и началось развитие школы, где позже обучались не только дети герцога, но и потомки других знатных семей. Для школы было отведено специальное помещение, которое находилось среди прекрасной природы. Здание со всех сторон было разрисовано фресками, что существенно отличало их от классических школ того времени, которые характеризовались особой сдержанностью, даже аскетизмом. Позже там начали обучаться и дети из обычных семей, которые могли получить образование совершенно бесплатно.

В школе происходило частое чередование деятельности: сначала дети занимались умственным развитием, потом практиковали физические упражнения. Педагог способствовал формированию художественного восприятия, то есть эстетических чувств, преподавая танцы, пение и музыку. Большое внимание уделялось этическому и религиозному воспитанию, что является основой ценностной ориентации личности. Он впервые начал применять в школе игры, как метод обучения. Стараясь раскрывать личность, ее интересы, педагог становился кумиром своих учеников.

Среди основных наук, которым обучал Витторино, было изучение греческих и латинских языков, математики, в состав которой входили геометрия, алгебра и арифметика. В преподавании данных предметов педагог применял наглядность и практические работы.

Исходя из принципов современной педагогики, можно сказать, что методы работы Витторино де Фельтре были совершенно оправданы и максимально близки к современным. Данный факт переопределяет то, что основными категориями современной педагогики является обучение, воспитание и социализация. Соединение всех этих компонентов способствует формированию гармоничной личности, что является одним из принципов работы Витторино.

Организовывая учебный процесс в «Доме радости», он не только обогащал знаниями своих учеников и способствовал их воспитанию, но и помогал им социализироваться. Ведь суть социализации лежит в принятии принципов, убеждений, норм общества и их присваивании. Такое возможно только в том случае, если человек находится в постоянном контакте с социумом, который ему дает это знание и понимание. Общаясь в коллективе, хоть и маленьком, с людьми совершенно разных взглядов и слоев, дети принимали друг друга, как личностей со своими особенностями.

Что касается его идеи о гуманном подходе, то следует заметить, что современная система образования также ориентирована на личность. Изучение индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка является главным условиям нормальной организации учебного процесса. С такой целью была создана дифференциация на уроках, которая позволяет ученикам выбирать задание с таким уровнем сложности, которое ему под силу. Изучение личности, развитие личности, воспитание личности и формирование личности – основные принципы современного обучения, которое, как уже стало видно, во многом соприкасается с принципами де Фельтре.

Совершенно неприемлемыми для гуманной педагогики современности являются физическое наказание и наказания любого другого характера, ведь оно способно разрушать личность, а значит, о гармоничности речи быть не может.

Частое чередование деятельности учеников в школе (умственное развитие – физическое развитие) способствует повышению продуктивности организма, а значит, и лучшему усваиванию нового материала. Данный принцип активно используется современными педагогами на уроках, не смотря на то, какой возраст учеников.

Существует прекрасное выражение, которое гласит, что труд из обезьяны сделал человека. Приучая детей к труду, педагог облагораживает их, способствует их личностному росту. В современной школе также приучают к труду посредством распределения школьных обязанностей, дежурств или организации субботников.

И, наконец, вероятно, самым важным положением, которое стоит осветить является то, что в основе обучения лежит добровольное получение знаний, ребенок учится только тогда, когда хочет, и заставить его можно только одним способом – мотивировав его. Мотивация – это то, что заставляет человека действовать. В нашем случае мотивировать ученика к учебе можно интересным материалом, разнообразным учебным процессом, системой поощрений и наказаний. Примерно также действовал и де Фельтре, заинтересовывая и мотивируя своих учеников к деятельности.

Итак, современная педагогика много полезного и качественного взяла из арсенала мировых образователей. Одним из них оказался Витторино де Фельтре, который чуть ли не впервые показал, как правильно относится к ребенку и его обучению.

Подход к обучению, предложенный Витторино де Фельтре, намного упрощает работу учителя и делает результат в несколько раз заметнее, поскольку исключает физический примус и насилие.

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Организация: ФГБОУ ВО «Т ГП У им. Л.Н. Толстого»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Витторино да Фельтре - это выдающийся итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. После себя он не оставил сочинений, в которых бы рассматривал и выражал своё мнение по поводу теоретических и практических аспектов образования. Основу деятельности Витторино да Фельтре составляла педагогическая практика, которая характеризовалась смешением античных и средневековых традиций, а также новых подходов в воспитании и образовании.

В 1420 году он был приглашен правителем Мантуи, чтобы воспитывать его детей. А уже в 1423 году Витторино да Фельтре основал свою собственную школу, которая постепенно стала называться «Школа Радости». Она очень скоро стала очень известна не только в Италии, но и за её пределами.

«Школа Радости» содержалась за счёт самого Витторино и обеспеченных родителей воспитанников. В этой школе все дети содержались в равных условиях. Возраст учеников варьировался от 7 до 24 лет. Витторино да Фельтре всегда придерживался гуманистических взглядов и был убеждён: «Не род делает благородными отдельные личности, а отдельные личности делают род благородными». Поэтому именно природный дар к учению и желание учиться стали главным критерием отбора учеников в эту школу. А основной задачей обучения и воспитания в школе стало выявление и развитие в ребёнке его природных наклонностей, но при этом главным условием реализации данной задачи стала свобода самого ученика в обучении.

Школа Радости стала универсальной школой. Здесь изучались предметы по схеме тривиума и квадривиума семи свободных искусств: грамматика, риторика, арифметика, диалектика, геометрия, астрономия и музыка. На Гомере, Демосфене, Цицероне и Вергилии изучались греческие и латинские языки, ведь именно на них был написан весь учебный материал. История изучалась в рамках истолкования исторических событий, а в философии обращались к этическим учениям. Особое значение в этой школе отводилось искусству говорить. Витторино постоянно произносил то, что нужно уметь хорошо говорить и хорошо жить. Впервые именно в Школе Радости стало практиковаться изучение предметов посредством игры. Музыка являлась предметом эстетического воспитания человека.

Занятия в школе радости начинались рано и длились по 7 или 8 часов. Витторино да Фельтре был уверен в том, что чередование предметов – это самый верный подход. На умственные занятия чётко время не определяли, ведь педагог считал, что это зависит от степени одарённости ученика, на которого и времени не жалко. Умственная деятельность чередовалась с физическими упражнениями. Подвижности детей и физическому развитию отводилось также особое внимание, поскольку это было обусловлено данной эпохой. Многие его воспитанники были предназначены для военной службы.
Следовательно, именно здесь получила практическое развитие идея физического воспитания как необходимого условия формирования полноценной гуманистической личности.

Качество обучение в школе радости было очень высоким. Примером могут служить известные гуманисты – Лоренцо Валла, Лониго, Корраро, Перотти. Поэтому школа Витторино да Фельтре стала одной из уникальных авторских школ эпохи возрождения, и он одним из первых в практику воплотил идею Аристотеля о необходимости гармоничного воспитания детей, а также о соединении умственного, нравственного и физического воспитания.

В настоящее время Школа Радости бесследно не исчезла. Во многих современных школах присутствуют её черты: гуманистический подход к воспитанию и образованию, ценность желания постигать новые знания и развивать природные наклонности у детей, но при всём этом ребёнок должен чувствовать себя свободным. Школа Витторино да Фельтре также дала толчок к развитию в дальнейшем дифференцированного подхода в обучении. Она вошла в историю как авторская, универсальная, но при этом имеющая очень крепкую связь с современностью.

Литература:

1. Антохина В. А. Профессиональная лингводидактическая подготовка будущих учителей начальных классов к реализации развивающей функции обучения // Вестник ТГУ. № 12(56). 2007

2. Салимова К. И. , Безрогов Б. Г. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. науч. тр. / К. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. – М.:1990. -200 с.

3. Данте А. Малые произведения. – М., 1986

Однажды мне пришлось наблюдать два эпизода из жизни одной учительницы: на работе и дома… Учился в нашей школе тогда один пятиклассник – мальчик с непростой судьбой и «соответствующим» поведением. В тот день я стала свидетельницей общения моей героини с этим мальчиком: много ласковых слов, нежные интонации в голосе. В итоге ей удалось с ним договориться о чем-то… В тот же вечер я оказалась в качестве гостьи в ее доме. Не успели мы переступить порог, прозвучало грозное: «Оля, тапки!». Эта фраза была адресована дочери учительницы – подростку лет 12.

С тех пор прошло больше десяти лет, но эти две сцены все не стираются из моей памяти. Я хорошо помню свои чувства в тот день: диссонанс между настолько разным отношением к двум детям – на работе и дома. Было очевидно наличие скопившегося напряжения в душе этой женщины. Вот только в одной ситуации она его сдерживает, а в другой – нет. А что должна чувствовать девочка-подросток, которая почти каждый вечер принимает на себя поток маминого негатива?.. Подобную ситуацию, к сожалению, часто можно наблюдать в учительских семьях.

Проработав в системе образования больше десяти лет, наблюдая за детьми педагогов, я пришла к однозначному выводу: нельзя допускать, чтобы мама (учитель) и ее ребенок находились в стенах одной школы. Главная выгода мамы от такого пребывания очевидна: есть возможность постоянного контроля за чадом. Но каково этому самому чаду постоянно находиться под пристальным оком не только родительницы, но и всех ее коллег! Да еще и нести бремя ответственности «учительского ребенка». (О, как велик соблазн у взрослых сказать ему: «Как ты можешь? Ведь твоя мама учительница! Ты позоришь свою маму!»). А между тем, кто может отнять право у такого ребенка быть ПРОСТО РЕБЕНКОМ, который может озорничать, дергать за косички одноклассниц, прийти неготовым к какому-то уроку? Получается, мама-учитель – это приговор!

И если отследить судьбы этих детей в дальнейшем, сколько среди них искалеченных перфекционизмом (стремлением во всем быть идеальным), комплексом неполноценности и откровенно асоциальных личностей (судимых, наркоманов, алкоголиков, социопатов). Психологам понятно, что такое поведение – чаще всего выступает своеобразной формой протеста против жестких требований в детстве.

Отношение учительницы к своему ребенку – это один аспект проблемы. Но есть еще огромное множество детей, с которыми ей приходится каждый день иметь дело. И образец разговора, который я привела в начале, к сожалению, далеко не всегда можно наблюдать в школьных стенах. Если пройтись по школьному коридору во время уроков, можно составить очень точное представление о коммуникативной культуре наших педагогов.

Согласно результатам одного исследования, к педагогической деятельности стремятся в основном люди с нереализованным комплексом власти. Согласно определению, «Комплекс власти связан с желанием быть сильным, быть победителями и управлять другими людьми. Сильная сторона такого комплекса – лидерство, умение брать ответственность за других, направлять их. Но этот комплекс часто опьяняет человека своими возможностями, и тогда мы видим уже не подлинных лидеров, но скорее диктаторов, для которых сама идея власти становится важнее идей и ценностей, ради которых такая власть была дана этому человеку».

У каждого из нас есть опыт общения с педагогами. И для кого-то он весьма травматичный. Я хорошо помню эпизод из начальной школы, когда нас за что-то наказала учительница, и мы вынуждены были стоять во время урока какое-то время, весь класс. Я обратила внимание, что на стульчике моей соседки по парте образовалась небольшая лужица. Эта ситуация вселила в девочку такую тревогу, что произошло непроизвольное мочеиспускание. А ведь это невротический симптом. Другими словами, ребенок тогда пережил психологическую травму. Кто дал учительнице на это право?

Безусловно, управлять большой группой детей непросто. И не зря в частных школах одно из главных правил – ограниченное количество детей, как правило, 12 – 20 человек. В массовых школах встречаются классы наполненностью 36 человек. Учителю, и правда, непросто. Но вопросы дисциплины каждый педагог решает по-своему: кто-то использует игровые методы, кто-то индивидуальный подход, а кто-то силу голоса.

Работая школьным психологом, я часто сталкивалась с жалобами отдельных учителей на поведение того или иного ученика. Тогда я подходила ко всем учителям, работающим в классе, где учился этот ребенок и спрашивала об особенностях его прилежания. Надо сказать, что ВСЕГДА находилось несколько педагогов, у которых не было претензий к данному ученику. И не потому, что учитель проявлял равнодушие к детям, а потому что у него были ДРУГИЕ методы работы. Эти мудрые педагоги понимали, что вызывающее поведение ребенка – это призыв о помощи, стремление обратить на себя внимание, чаще всего свидетельство эмоциональной депривации (нехватки душевного тепла в семье). И на уроке такого учителя ребенок получал это внимание в виде индивидуальных заданий, значимость которых особенно подчеркивалась учителем, либо наделением его лидерскими полномочиями.

Могу представить себе, что эти строки читает учитель со стажем и говорит: «Милочка, да Вы себе не представляете, КАКИЕ бывают дети!». Так вот я не просто представляю. Я ЗНАЮ. Как знаю и то, что к любому ребенку МОЖНО найти подход. Для этого нужно желание и душевные силы. С желанием все понятно. Далеко не все учителя идут «на работу как на праздник». Но даже имея желание, не всегда есть на это силы . И это объективно! Профессия педагога считается одной из самых энергоемких и подверженных эмоциональному выгоранию. В европейских странах педагог может позволить себе заграничный отдых два раза в год, во время которого есть возможность восстановиться эмоционально. Наши же соотечественники из материальных соображений чаще всего стараются летний отдых совместить с работой в детских оздоровительных заведениях. Таким образом, круглый год нервная система педагога истощается, практически не получая эмоционального ресурса.

Вот, на мой взгляд, источник извечного конфликта на уровне учитель-ученик. Оба являются заложниками образовательной системы, которая подвергается бесчисленным реформам, но гармоничнее, увы, не становится.

Многие родители обеспокоены сложившейся ситуацией и находятся в поиске оптимального образовательного режима для своих детей. Закон об образовании Украины дает им право на домашнее обучение, но и здесь система выдвигает бюрократические препятствия, которые каждый родитель обходит в меру своей изобретательности и социальной адаптивности…

Проблема, поднятая в этой статье, имеет широкий социально-нравственный аспект, и решение ее найти не так просто. Но пока мы можем хотя бы говорить об этом. Ведь наша пассивность – причина жизненной рутины и отсутствия перемен.

И, похоже, все забыли, что в переводе с греческого языка школа – это досуг, то есть, возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Давайте вспомним, что к досуговой деятельности относятся: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. И ведь все это присутствует в школе. Только в каком-то карикатурном виде. Мало во всем этом личной мотивации школьников, да и самих учителей. А ведь известно, что никакая деятельность не будет успешной, если не имеет начала в индивидуальной заинтересованности человека. И только тогда школа станет домом радости, когда каждый, и ребенок, и взрослый, будет спешить в ее стены в ожидании красочных эмоций и ярких впечатлений!

Педагогика эпохи Возрождения.

Деятели эпохи возрождения – гуманисты, с уважением относятся к ребенку, против суровой дисциплины, стремились развит в ребенке любознательность, интерес к знаниям. Для детей знатного происхождения требуют полноценного физического и эстетического воспитания, овладение латинским и греческим языками. Развиваются городские школы. Появляются школы для девочек (частные). Некоторые сектантские общины организовывают всеобщее начальное обучение для детей общины.

Витторино да-Фельтре организовал школу «Дом радости», принципы гуманистической педагогики, большое внимание – физическому и духовному развитию, играм. Ф.Рабле: продуманный режим для ребенка, развитие самостоятельного мышления, творчества, активности; идея наглядности, жизненности обучения. Т.Мор: равное воспитание мальчикам и девочкам; широкая организация самообразования, огромная роль у трудового воспитания

Я.А.Коменский ()

«Великая дидактика»

Коменский своей педагогикой завершает период средневековья. Основные характеристики этого периода: обучение на латыни, подчинение церкви. Идеалы средневековья отложились на Коменском. Он был глубоко верующим, вера в Бога – главный момент воспитания. С другой стороны, он знаком с идеалами Возрождения: внимание к человеку, гуманизм, возрождаются идеалы античности (восхваление физической красоты, физическое воспитание, близость природы, жажда научных открытий). Все эти идеи Коменский приветствует. Он впервые детально занимается педагогическим исследованиями и придает педагогике характер самостоятельной науки. Коменский формирует, обобщая опыт прошлого, три закона педагогики: 1) закон всеобщего характера обучения: все дети, и богатые, и бедные, и тупые, и даровитые, должны получить школьное образование, «все дети – дети Бога», тупой ребенок больше нуждается в учителе. 2) обучение должно носить практический характер: учить тому, что пригодится человеку в его настоящей и будущей жизни. Задача учителя – тщательно отбирать материал, учитывая особенности возраста. 3) закон природосообразности обучения. Обучение должно согласовываться с законами природы (последовательность, систематичность, размерность). Чтобы реализовать законы обучения, Коменский разрабатывает первую возрастную периодизацию, с учетом которой он строит систему школ и для каждой школы разрабатывает содержание образования. Выделил школьный период, который, в свою очередь, делит на 4 периода: 1) до 6 лет (детство), материнская школа. Содержание образования: Простейшие представления об окружающем мире; развитие органов чувств, речи; ребенок знакомится с основными нравственными понятиями, развивается трудолюбие, любовь к богу; 2) 6-12 (отрочество), школа родного языка. Содержание образования: Чтение и письмо на родном языке, арифметика, отечественная история, география, родная литература, знание своего края, нравственность, труд, закон божий, музыка; 3) 12-18 (юность), латинская школа (гимназия). Содержание образования: Традиционные средневековые дисциплины: грамматика, риторика, диалектика; общеобразовательные: математика, астрономия, мировая история, география, литература, естествознание; воспитывающие: богословие, этика, труд; 3) 18-24 (возмужалость), обучение по выбору студентов.

Коменский создает классно-урочную систему обучения. Чтобы обосновать ее, он в своих трудах дает понятие класс – группа детей примерно одного возраста и примерно одинаковых способностей, совместно изучающих основы наук; урок – промежуток времени, в точение которого класс работает с одним учителем и изучает одну науку; учебный год – промежуток времени, в течение которого все дети посещают школу. Необходимо одновременно начинать и заканчивать обучение. Между занятиями должны быть каникулы, должны быть 4 периода обучения и 4 периода каникул. Тщательно разрабатывал дидактические принципы («правила»): последовательность, систематичность, прочность, посильность обучения, наглядность обучения («золотое правило дидактики»), активность учеников.

В своей дидактике Коменский много места отводит воспитанию. Разработал теорию воспитания, цель которой – воспитание добродетельного человека. Главных человеческих добродетели 4: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Лучший метод воспитания – метод примера. образцом примера должны быть родители и учитель. Взаимоотношения учеников и учителей должны строиться на основе гуманизма, относиться к детям нужно по-отечески. Обязательный элемент воспитания – дисциплина («школа без дисциплины, что мельница без воды»). Учитель — центральная фигура школы. Он обязан воплощать в себе все человеческие добродетели. Коменской впервые рассуждает о положении учителя в обществе («Должность учителя должна стать столь превосходной как никакая другая под солнцем»).

Ж.-Ж. Руссо (18 в., Франция)

«Теория свободного и естественного воспитания», «Эмиль, или о воспитании»

На личность человека, появляющегося на свет, влияют три фактора: природа, вещи (окружающая среда) и люди (общество). В древности все 3 фактора действовали едино и были положительны. Но с течением времени вещи и люди утратили свою естественность и их влияние стало отрицательным, положительное влияние сохраняет только природа, но если правильно, т.е. естественно организовать воспитание ребенка, то можно добиться того, что этот ребенок будет в дальнейшем придерживаться естественного порядка в жизни.

Руссо: «Естественное воспитание способно привести к мирному социальному переустройству общества». Естественное воспитание должно осуществляться в природосообразном режиме и среди природы; воспитание должно быть свободным (не приказывать, не распоряжаться, не наказывать, не требовать). Путь свободного воспитания – управлять внутренним миром ребенка, его эмоциями, желаниями. «Ученик должен хотеть того, что учитель от него ожидает».

Чтобы управлять внутренним миром ребенка, учитель должен знать возрастные особенности ребенка. 1) до2 лет (физический период). Соблюдение режима, закаливание, гимнастика. 2) 2-12 (период Сенсорного развития («сон разума»)). Опытное обучение («Чтобы Эмиль не выучивал науку, а выдумывал науку»). 3) 12-15 (период умственного развития). Классическое обучение, естественные науки, математика.4) от 15 до вступления в брак (период нравственного развития). Сравнительное образование.

Методы свободного воспитания:

Метод естественных последствий, действует в системе воспитания и позволяет избегать наказания. Наказанием являются естественные последствия поступка.

Метод косвенного воздействия, применим в дидактике. Воспитание должно осуществляться в процессе труда. Труд должен быть организован особым образом (Эмиль целый день в неделю провдит в семье труженика). Важен нравственный характер труда (Эмиль должен уважать жизнь труженика, сам процесс труда и результаты труда).

И.Песталоцци (18 в., Швейцария)

Исследует воспитывающий труд и развивающее обучение, ему принадлежит идея элементного воспитания. Необходимо воспитывать умственно, физически, нравственно. Первичные элементы умственного воспитания – число, форма, язык. Большое внимание уделяет наглядности. Умственные способности развиваются постепенно, поэтому обучение должно соответствовать каждому возрасту. Выступает за строгую последовательность обучения, связанность его ступеней. Придерживается принципа самодеятельности учащихся (надо руководить детьми, не побуждать их). Физическое воспитание: («Азбука умений») из инстинктивных, природой заложенных движений ребенка можно сформировать сложные трудовые навыки. Физическое и трудовое воспитание составляет единое целое. Нравственное воспитание: от элементарных инстинктивных чувственных порывов развитие идет к представлению о мире, от представлений – к взглядам о мире, затем к поступкам, далее к убеждениям, наконец, поведению, привычкам.

А.Дистервег. (19 в)

«Руководство к образованию немецких учителей».

Обучение нужно вести от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему. Процесс обучения имеет два субъекта: ученик и педагог. Они взаимодействуют через объект обучения – учебный материал. Ученик будет активным субъектом, если создать благоприятные условия обучения. Для этого учителям необходимо придерживаться правил, распределенных в 4 группы: 1) Правила, относящиеся к ученику как к субъекту (учи как можно меньше; заставь ученика работать сначала руками, потом языком, потом головой; следи за речью учащихся). 2) Правила, относящиеся к учебному материалу как к объекту обучения (распределяй материал на малые части; задерживайся на изучении основ, не спеши; выбор методов обучения соотноси с источником). 3) Правила, касающиеся места, времени и других условий обучения. 4) Правила, относящиеся к учителю как к субъекту (обучай живо, энергично; никогда не останавливайся, поскольку для учителя остановка есть шаг назад. Покажи мне твоих учеников, и в них я увижу тебя).

Обосновал 3 принципа, составляющих основу развивающего образования: 1) природосообразность (учитывать склонности, задатки, темперамент); 2) культуросообразность (опора на традиции и учет сложившихся тенденций); 3) самодеятельность (самостоятельность, активность, собственная деятельность ребенка).