Все искусства. Национальный герой: что Вацлав Гавел сделал для Чехии

Вацлав Гавел – чешский драматург, эссеист, политический арестант, публичный активист и совесть цивилизации, позднее – девятый президент Чехословакии и 1-ый президент Чешской Республики, на данный момент – пенсионер.

Родился 5 октября 1936 года. в известной пражской семье предпринимателей и интеллигентов, которой, меж иным, принадлежал дворец “Люцерна” и студия “Барандов”. После коммунистического переворота 1948 года. дворец и студия были национализированы, а семья попала в немилость режима, в итоге чего юному Вацлаву было запрещено обучение на гуманитарных специальностях чехословацких ВУЗОВ. После военной службы (1957-1959) он начал работать рабочим сцены в театре “АВС”, скоро перебежал в театр “На перилах” (Na zabradli), где через пару лет дослужился до должности заведующего литературной части. В 60-е Гавел смог поступить на заочное отделение пражской Академии искусств, а в 1964 г. была осуществлена дебютная постановка одной из его первых пьес “Праздник в саду”.

С пришествием Пражской весны Вацлав Гавел активизирует свою общественную активность, среди остального он возглавляет Клуб независимых писателей, становится членом Клуба беспартийных, пишет очередные пьесы. По угнетению Пражской весны Гавел был обязан бросить театр. В 1975 г. из-под его пера выходит “Открытое письмо Густава Гусака” (Otevreny dopis Gustavu Husaku), в 1977 г. – текст “Хартии-77”, который стал толчком к созданию одноименного движения несогласных с официальным курсом Чехословакии, в 1978 г. Гавел – посреди основоположников Комитета защиты несправедливо преследуемых, пишет еще одно программное эссе “Сила бессильных” (Moc bezmocnych). Власти коммунистической Чехословакии не могли оставить без внимания его активность, Вацлав Гавел отсидел за решеткой три срока общей длительностью практически 5 лет. Во время отсидок появилась ещё одна книжка – “Письма Ольге” (Dopisy Olze), которая своим заглавием отсылает к первой супруге (1933-1996), сильной и мужественной даме, которая смогла простить собственному супругу его измены и поддерживала его в трудные моменты его жизни.

В процессе Бархатной революции Гавел стал одним из её фаворитов и по её успешном окончании был избран президентом Чехословакии, а в 1993 г., после “мирного распада” Чехии и Словакии, – президентом Чешской Республики, пробыв на этой должности два срока. За время президентства Вацлав Гавел стал на Западе истинной иконой, тем временем как на родине его много критиковали за упущения в проведении наружной и внутренней политики, за закулисные игры, за брак с актрисой Дагмар Вэшкрнавай скоро после погибели первой супруги Ольги либо за судебные разбирательства с братом Иваном при разделе имущества, обращенного в доход реституции. Тут, кстати, следует сказать, что значительную часть средств с реализации возвращенного имущества Вацлав Гавел отправил на учреждение благотворительного фонда “VIZE 97”.

Уйдя в 2003 г. из политики, Вацлав Гавел остался авторитетной фигурой, к воззрению которой прислушиваются бюрократы высших рангов как в Чешской Республике, так и за рубежом. Вкупе с тем, у него опять появилось время для литературного драматического творчества. В 2007 г., после 19-летнего перерыва, появилась новая пьеса Вацлава Гавела “Уход” (Odchazeni), которая с огромным фурором ставится на многих сценах мира.

В целом Вацлав Гавел написал практически два 10-ка пьес. Его драматические произведения собственной эстетикой близкие к пьес бреда, но абсурд у их очень специфичный, это абсурд в жизни социалистического общества и столкновения индивидума с механизмом тоталитарной страны.

За свою литературную, общественную и политическую деятельность Вацлав Гавел получил огромное количество интернациональных наград, не один раз выдвигался на Нобелевскую премию мира.


Большая ошибка – ожидать от преследуемых диссидентов, которые вдруг стали президентами, что они разом изменят весь этот мир

Правила жизни

БОЛЬШАЯ ОШИБКА – ожидать от преследуемых диссидентов, которые вдруг стали президентами, что они разом изменят весь этот мир.

ОПАСНОСТЬ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКОВ апатии ко злу, мы, пережившие это зло в тоталитарной системе, должны были почувствовать сразу.

ИНОГДА я говорю себе, что в определенной степени стал ошибкой истории, этакой кундеровской шуткой истории. То есть я оказался в положении и роли, которые я, возможно, вообще не заслужил и которые стали следствием бесконечного множества случайностей.

ЕСЛИ И СУЩЕСТВУЕТ ЧТО-ТО вроде национального интереса, то им должна стать охрана языка. Язык, которым говорят в СМИ, язык, которым говорят политики, – это просто катастрофа. Не то что я умею говорить лучше, но, по крайней мере, я обращаю на это внимание.

Я ПЬЮ ПИВО по утрам как лекарство, и перед сном – как снотворное, днем с пищей я предпочитаю вино.

Я ВСЕ ЧАЩЕ ДУМАЮ о приближающейся смерти и размышляю о том, что будет после нее. Я не только думаю, но и чувствую кожей, что я каким-то образом должен быть к ней подготовлен, и точно не знаю, почему не хочу умирать, но ужасно не хочу.

ЭРА ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА принесла новый тип диктатуры, опасный уже одной своей незаметной формой. Удивительно, как в нем сочетаются худшие черты коммунизма и капитализма. Проще говоря, к власти пришла шайка кагэбэшников и мафиози. К тому же это люди, наученные недавним прошлым, поэтому многое они уже не делают так открыто, как было принято при Брежневе.

НЕТ НИКАКОГО РЕЗОНА отказаться от обеда с президентом Путиным. Но, воспользовавшись случаем, надо задать ему неприятные вопросы.

В НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ слово получает куда большую силу, чем целая армия избирателей или солдат. Но мы никогда не знаем, насколько правдиво слово, которое влияет на реальность.

ТЕОРИЯ МЕНЬШЕГО ЗЛА не отменяет то, что и меньшее зло все же зло.

Я САМ себя ощущаю человеком достаточно депрессивным, но у меня, наверное, настолько сильная воля, что я это не показываю. Я не люблю конфликты и конфронтации и мечтаю о гармонии.

УЖЕ СОРОК ЛЕТ от меня хотят, чтобы я постоянно кого-то ободрял и сеял вокруг себя надежду. Но где же ее без конца черпать, скажите на милость? Не то чтобы у меня ее было навалом.

ГОДУ В 1975-М меня стало мучить чувство, что я лишь объект событий и только жду, что власть решит со мной делать. Посадят меня или не посадят, будут меня преследовать больше или меньше. Я решил, что должен сделать что-то, что, наоборот, их заставит мучиться тем, что им со мной делать. В таком психическом состоянии я написал свое открытое письмо Густаву Гусаку.

ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ садиться за пустую страницу, у меня страх любого начала, я откладываю его и разными способами увиливаю. Эра президентства в этом смысле послужила для меня хорошей школой. По выходным я всегда должен был – нравилось мне это или нет – писать свои речи, и никто меня не спрашивал, есть ли у меня на это вдохновение и настроение.

Я НЕ ОТРЕКАЮСЬ От своей гражданской роли, но уже не так внимательно слежу за политикой. Она меня порой скорее забавляет, потому что видится мне как серия полубульварных сенсаций.

ВСЛЕД ЗА ЭЙФОРИЕЙ, когда все радовались падению железного занавеса и были полны жертвенности, отваги и восхищения демократией, пришла какая-то обратная волна – как будто открылись шлюзы для темных чувств и инстинктов общества.

Я ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ союзником всех разумных людей, которым есть дело до всеобщего блага. Людей, которые не одержимы какой-нибудь конкретной идеологической доктриной и не фальсифицируют действительность, чтобы она подходила к этой доктрине.

ДУМАЮ, мне бы плохо умиралось с чувством, что я оставляю за собой беспорядок, что в моем архиве путаница и хаос. Это такой слегка бюрократический подход к смерти.

Киностудия "Баррандов", кинокомпания "Люцернафильм", которая во время войны стала практически единственным производителем чешских фильмов, рестораны, охотничий домик на Чешско-Моравской возвышенности (а при нем - 1400 га леса, ежегодно сдававшихся в аренду), дома на пражской набережной - вот чем владела тогда семья Гавелов. В обычных обстоятельствах родиться в семье с подобными традициями и репутацией было бы большим везением. Но в Чехословакии после февраля 1948 года это означало пожизненное клеймо.
Первый класс Вацлав закончил в 1943 г. на одни пятерки. Его домашним воспитанием и образованием занималась в первую очередь мать, которая до замужества изучала живопись, а также владела несколькими языками. В период немецкой оккупации в семье Гавелов по-прежнему царил дух творческой активности и целеустремленности, стремление к самому широкому образованию.
В 1951-м Вацлав учится на лаборанта-химика и начинает работать, одновременно занимаясь в вечерней гимназии.
На встрече молодых писателей 8-10 ноября 1956-го выступление Гавела ошеломило слушателей смелостью, с какой он высказывал еретические по тем временам мысли о свободе творчества, и отточенным лаконизмом формулировок.
Закончив в 1954 году гимназию, Гавел сдает экзамены в FAMU (Академия кино и музыкального искусства), но неуспешно. Не найдя ничего лучшего, он поступает в Чешское высшее техническое училище (специальность - экономика транспорта).
В 1957-м Гавел пробует перейти в другой вуз, но это ему не удается. Затем - армия. Военную службу он проходит сапером в Ческе-Будеевице, организует театральный коллектив, в котором играет и сам; кроме того, в соавторстве с Карелом Брындой пишет весьма политизированную пьесу о воинской чести "Жизнь впереди".
Когда после демобилизации начинающий драматург в очередной раз провалился на экзаменах в гуманитарный вуз, отец Гавела по старому знакомству пристроил сына рабочим сцены в театр АВС.
Именно в театре Вацлав смог сочетать роль инициатора с равноправным участием в общем деле, творчески объединяя поэзию с политикой.
В 1959-м Гавел пишет одноактную пьесу ("Семейный вечер") и возобновляет занятия театральной критикой и теорией. Он публикует статьи в журналах "Divadlo" ("Театр"), "Kultura". Из критика-искусствоведа вырастает политизированный публицист и эссеист с очень широким кругом интересов.
В 1963 театр "На Забрадли" ("Под парусами") в Праге поставил первую пьесу Гавела - "Вечеринка в саду". В 1965 была поставлена пьеса "Меморандум" - едкая сатира на бюрократизм.
Вторжение советских войск 21 августа 1968 года застает Гавела вместе с Яном Тржишкой в городе Либерец, и оба идут работать на местное радио. Гавел участвует в многочисленных акциях протеста, призванных спасти хотя бы основные завоевания недавней демократизации, становится членом ЦК Союза писателей и возглавляет редколлегию обновленного журнала "Лицо". Однако дни его как общественного деятеля сочтены.
Начало семидесятых принесло Гавелу горькое осознание собственной отверженности.
После 1968 пьесы Гавела были запрещены в Чехословакии, но ставились на многих европейских сценах. В 1969 Гавел получил австрийскую государственную премию по литературе. Гонорары из-за границы позволяли чете Гавелов сравнительно безбедно жить в Градечке.
Гавел пытается по-своему решить обрушившиеся на страну проблемы, приступив в начале семидесятых к работе над пьесой "Spiklenci" ("Заговорщики"; поставлена в 1974-м в Западной Германии, а премьера в Чехословакии состоялась почти через двадцать лет - в 1992-м).
В январе 1977 более 200 чехословацких интеллектуалов подписали "Хартию-77", декларацию с требованием соблюдать Хельсинские соглашения по правам человека.
14 января 1977 года, после неоднократных допросов, Гавел оказывается в тюрьме, откуда выходит только весной - 20 мая.
"...Я вышел из тюрьмы опозоренный и оказался лицом к лицу с обществом, которое представлялось мне одним сплошным упреком", - так скажет об этом Гавел позднее в одном из писем жене.
В 1978 году становится одним из организаторов Комитета по защите несправедливо преследуемых и самым деятельным образом участвует в его работе вплоть до 29 мая 1979 года. Именно в этот день на комитет обрушиваются репрессии; Гавела вновь арестовывают, обвиняют в попытке свержения существующего строя и 23 октября приговаривают к четырем годам заключения без отсрочки приговора.
В 1983 в Чехословакии подпольно появился том эссе Гавела "Письма к Ольге", впоследствии неоднократно издававшийся за рубежом. Гавел продолжал писать пьесы, в частности, широкую известность получила его пьеса "Большое опустошение" (Largo Desolato, 1985).
В 1989 Гавел был подвергнут еще одному, "предупредительному" аресту. В конце 1989 становится центральной фигурой известных событий, которые привели к падению коммунистического режима. После призыва Гавела (19 ноября 1989 г.) и по его инициативе возникает Гражданский форум; Гавел как его лидер становится единственным реальным кандидатом в президенты, и 29 декабря 1989-го его избирают на этот пост.
5 июля 1990 переизбран на двухлетний срок в ходе первых свободных выборов.
После своего избрания на второй президентский срок Вацлав Гавел еще был для всех живым мифом, обаятельно-неловким символом революции, гуманным и терпимым. В его правление любой лежебока мог чувствовать себя - в сравнении с президентом - отважным революционером.
Симпатии к президенту стали убывать в 1992-м, когда шел процесс разделения Чехословакии на два государства. Гражданский форум подвергся чистке в ходе развернутой правыми компании, когда бывшие члены тайной полиции и бюрократы использовали фальсифицированные полицейские архивы для устранения наиболее активных лидеров движения реформаторов первого "призыва". Пражское правительство возглавил В.Клаус, экономист, отказавшийся в свое время поставить свою подпись под "Хартией-77", но затем активно выступивший в поддержку корпоративного капитализма. Политика обвальной приватизации вызвала массовую безработицу в Словакии, где В.Мечьяр выдвинул сепаратистские требования. Ни Гавел, ни Мечьяр не имели достаточной поддержки электората. В июле 1992 словацкие депутаты наложили вето на переизбрание Гавела. Столкнувшись с неизбежностью распада Чехословакии, Гавел ушел с поста президента, не дожидаясь формального окончания срока своих полномочий.
Премьер Вацлав Клаус (и не он один) попался на ту же удочку, что и коммунистическая власть: казалось, что за человеческой порядочностью непременно должна быть скрыта слабость, в то время как хамство - выражение силы. До выборов 1996 новый партийный аппарат пребывал в заблуждении, что Гавел - безвредный мечтатель из Града, безобидная пустышка.
Решимость, с которой тогда повел себя Вацлав Гавел перед выборами, поставив на карту едва ли не все, и на выборах 20 января 1998 года он был избран на второй пятилетний срок.
Возглавив чешское государство, Гавел стремился вернуть его в Европу, вновь открыть его западным соседям. Этой цели ему удалось достичь. Ему принадлежит главная заслуга в том, что Чехия в 1999 году стала членом НАТО, а спустя три года принимала у себя гостей саммита Североатлантического альянса, на котором было принято историческое решение о дальнейшем расширении альянса. Гавел отстаивал право и стремление Чехии стать полноправным членом Евросоюза. За 13 лет, которые он находился на президентском посту, Гавел посетил 59 стран, проведя в общей сложности за пределами Чехии год.
Несмотря на то, что чешское общество высоко ценило заслуги Гавела, он неоднократно подвергался критике. Чаще всего предметом критики были помилования и амнистии. За 13 лет Гавел объявил три амнистии. Самой крупной и наиболее критикуемой стала амнистия 1990 года, когда на свободу было выпущено 75 процентов осужденных, то есть 15 тысяч человек.
После того, как Гавел стал президентом, он не написал ни одной пьесы и неоднократно заявлял, что вернется к литературному творчеству на политической пенсии.
Гавел был удостоен ряда чешских и международных наград. К самым знаменательным можно отнести немецкий Крест за заслуги (2000), шведскую премию Улафа Пальме (1990) или нидерландскую премию Эразма Роттердамского (1986). Несколько раз был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.
В 2003 году пражское общество международного сотрудничества наградило Вацлава Гавела премией "За гражданские заслуги" имени Гано Эленбоген. Врученная премия была основана в 2000 году Марком Эленбогеном в честь матери, Гано, которая выросла в послевоенной Германии и всю жизнь отдала делу объединения людей. По традиции передавать эту премию другим Гавел передал свою премию редактору "Нашай Нівы" Андрею Дынько.

Каспаров.ru

Михаэль ДОРФМАН. Биография Гавела – это постоянное разбивание абсурда

«Трагедия современного человека не в том, что он знает всё меньше и меньше о смысле своей собственной жизни, а в том, что это заботит его всё меньше и меньше». Так говорил Вацлав Гавел – революционер, диссидент, драматург, последний президент Чехословакии и первый президент Чешской республики, скончался 18 декабря 2011 года в возрасте 75 лет. Почти во всех некрологах написано ещё «политик», и это уже как бы оскорбление памяти Вацлава Гавела. Если политиками назвать тех, кто сегодня занимается политикой для достижения и удержания власти, то Гавел всю жизнь был антиполитиком. Он всегда ставил моральность выше «реал-политик».

Я встречал Гавела всего один раз в Париже в конце 1980-х. Он выступал на встрече «ПЕН-клуба», говорил о том, что такие люди, как он, не должны заниматься политикой, а должны доставлять миру беспокойство. Я не помню буквально, но смысл был в том, что мир слишком самодоволен, и необходимо разбить это самодовольство - для пользы людей сделать мир беспокойным. Гавел делал это в своём творчестве, делал это и в своей борьбе за права человека, делал это и на посту президента.

Слово «революционер» в устах Гавела не звучало, но то, о чём он говорил, определённо можно называть революцией. Точно так же он писал свои пьесы. «Драма предполагает порядок, – сказал однажды Гавел. – Если так, то единственное, что там может быть – это нарушение порядка как способ поразить воображение». Гавел был одним из стратегов «Бархатной революции», положившей конец просоветскому режиму в Чехословакии. И стратегия революции в чём-то напоминает его пьесы.


Вацлав Гавел: "Мы научились ни во что не верить, не заботиться друг о друге… Любовь, дружба, милосердие, смирение, прощение потеряли свой смысл глубину. . . Они стали какой-то психологической диковинкой и принимаются как давно потерянные странники из далёких времен…»

Первый постсоветский парламент единогласно избрал его президентом. В своей инаугурационной речи 1 января 1989 года Гавел назвал старый режим, правивший Восточной Европой после Второй мировой войны, «чудовищной, ветхой и вонючей машиной», чьё худшее наследие заключалось не в экономическом провале, а в «отравлении моральной среды». «Мы стали морально больны, потому что мы привыкли говорить одно, а думать другое, – говорил Гавел. – Мы научились ни во что не верить, не заботиться друг о друге… Любовь, дружба, милосердие, смирение, прощение потеряли свой смысл глубину. . . Они стали какой-то психологической диковинкой и принимаются как давно потерянные странники из далёких времён…»

Мало кто вне круга специалистов знаком с пьесами Гавела. Главная коллизия его драматургии построена вокруг абсурдов новояза, бюрократического языка сталинского социализма. Не удивительно, что корпоративные менеджеры шоу-бизнеса свободно-рыночного общества, имеют столь же малый интерес к пьесам Гавела, как и бонзы социалистического агитпропа.

Гавел - не только земляк, но продолжатель традиций Франца Кафки. Прага породила многих авторов, чешских, немецких и еврейских, осознавших абсурдность жизни: что если не разбить окружающие человека абсурдные клише и матрицы, его жизнь теряет смысл. И это прямая противоположность тому, чем заняты политики. Политики провозглашают пустопорожние фразы, приятные для слуха их электората, но лишённые смысла, а тем более истинности.

Биография Гавела – это постоянное разбивание абсурда. Ирония заключается в том, что такой человек, как он, вообще стал президентом. И на посту президента Гавел постоянно сражался с алчными и продажными неолиберальными политиками «грабительского капитализма», занятыми монетаризацией краха социализма нуворишами, почувствовавшими вкус власти и не способными противостоять её коррупции. Типичный представитель этой породы – его собственный премьер-министр Вацлав Клаус. Гавел жестоко сражался со своим тёзкой.

Вацлава Гавела больше нет, и его пытаются вставить в антикоммунистический иконостас. Чилийский драматург Ариэль Дорфман хорошо знал Гавела, и числит его среди вдохновителей своего творчества. Он рассказывал, как в 1984 году в Чехословакию с визитом прибыл один из признанных адептов антикоммунизма, чилийский диктатор Аугусто Пиночет. Между делами по закупке оружия диктатор возжелал встретиться с диссидентами. Гавел отказался видеть Пиночета. Его уговаривали, мол - это хорошо для диссидентства, надо быть реальным политиком, продажа оружия – хорошо для экономики. Гавел ответил, что мы вообще не должны никому продавать оружия. Это не ординарный политик, и не ординарный драматург.

Ариэль Дорфман вспоминает в своих мемуарах, как Гавел говорил ему: «Осторожно относись к языку своих произведений. Язык, который ты создаёшь сегодня, может спасти или извратить завтрашний мир… Если ты позволяешь людям власти, неважно справа, слева или из центра, подавлять твой язык, если они способны заставить тебя жить во лжи и верить лжи, то они репрессируют тебя, коррумпируют и делают соучастником».

И ещё одно, что отличало Гавела от многих суровых борцов-диссидентов – это неувядающее чувство особого и парадоксального среднеевропейского юмора, умирающее сегодня в мире, где специальные спичрайтеры пишут для политиков и выверяют в фокусных группах шутки и анекдоты. Гавел был уверен, что главное в юморе – это умение смеяться над собой.

Вацлав Гавел и начал свою общественную деятельность не из каких-то абстрактных идеалов социализма или капитализма, коммунизма или антикоммунизма. Гавел не считал себя диссидентом, тем более не думал делать диссидентство профессией. Он просто хотел иметь возможность свободно творить, и делал для этого то, что надо было делать. Гавел не мог свободно творить в социалистической Чехословакии, как Ариэль Дорфман не мог творить свободно в пиночетовском Чили. Моральное противостояние злу стало сердцевиной творчества и общественной деятельности Гавела, оставалось с ним на посту президента. Трудно представить себе избрание в президенты такого человека в «нормальной политике» в любой стране мира. И тем не менее, когда такое случается, то это внушает надежду.

«Надежда – это определённо не то же самое, что оптимизм, – говорил Вацлав Гавел. – Это не убеждение, что всё получится хорошо, а уверенность в том, что всё, что ты делаешь, имеет смысл независимо от того, как оно получается».

. Написано год назад, но, по-моему, автор попал в точку.

Потомственный коллаборационист Вацлав Гавел
Будучи в Праге, плавали на кораблике по Влтаве.

Вот эта набережная, — показывает гидша, — принадлежит Вацлаву Гавелу.

Если кто думает что сей хитрожопый го…он (Admin — моя цензура ) был безобидным интеллигентиком-диссидентиком (и вообще «европейцом», в отличие от нашей новорусской элиты) — тот очень сильно ошибается.

Гавел — сын довоенных чешских олигархов. Первое что он сделал придя к власти — продавил принятие закона о реституции, который одним махом превратил его в одного из богатейших людей Чехии. Был, правда, один неудобный нюанс. Гавелы были коллаборационистами, т. е. лицами сотрудничавшими с фашистским режимом. Таким по закону реституция не полагалась, иначе бы пришлось возвращать имущество судетским немцам , которых в Чехии была третья часть населения (если считать со Словакией — четверть) и которые были коллаборационистами поголовно. Поэтому закон обошли персонально в интересах первого президента, который, между прочим, и в советские времена далеко не бедствовал

В общем, не добили чешские товарищи сучье племя.

ГАВЕЛ ВАЦЛАВ - чешский государственный и политический деятель, драматург.

Из се-мьи круп-ных пред-при-ни-ма-те-лей, вла-дев-шей фир-мой «Бра-тья Га-ве-лы - Пра-га, Лю-цер-на», ко-то-рая за-ни-ма-лась строи-тель-ст-вом и ки-но-про-из-вод-ст-вом (по-строи-ла, в ча-ст-но-сти, район Бар-ран-дов и ки-но-сту-дию Бар-ран-дов в Пра-ге, ком-плекс Лю-цер-на, вла-де-ла сту-ди-ей «Лю-цер-на-фильм»). В 1957 году Гавел за-кон-чил Чешское выс-шее тех-ническое училище по спе-ци-аль-но-сти эко-но-ми-ка транс-пор-та. По-сле служ-бы в ар-мии (1957-1959 годы) в 1959-1968 годы ра-бо-тал в «Те-ат-ре АБЦ» и «Те-ат-ре на пе-ри-лах» ра-бо-чим сце-ны, помощником ре-жис-сё-ра и дра-ма-тур-гом. В 1959 году на-пи-сал од-но-акт-ную пье-су «Се-мей-ный ве-чер» («Rodinný večer»), на-чал пуб-ли-ко-вать те-ат-ро-ведческие ста-тьи в жур-на-лах «Divadlo» и «Kultura».

В 1963 году бы-ла по-став-ле-на пер-вая пье-са Гавела, при-нёс-шая ему ши-ро-кую из-вест-ность, - «Празд-ник в са-ду» («Zahradní slav-nost»), в ко-то-рой, как и в по-сле-дую-щих пье-сах «Уве-дом-ле-ние» («Vyrozumeni», 1965 год), «Труд-но со-сре-до-то-чить-ся» («Zit-zená moznost soustre-deni», 1968 год), с по-мо-щью приё-мов аб-сур-да те-ат-ра Гавела на-ри-со-вал гро-те-ск-ный об-раз то-гдаш-ней Че-хо-сло-ва-кии.

В 1966 году Гавел окон-чил те-ат-раль-ный факультет Ака-де-мии музыкальных ис-кусств в Пра-ге по спе-ци-аль-но-сти дра-ма-тур-гия ; в том же го-ду вы-шла его книга «Про-то-колы» («Pro-tokoly»). Во вре-мя «Праж-ской вес-ны» в 1968 году Гавел ак-тив-но вы-сту-пал про-тив вво-да в ЧССР войск стран Вар-шав-ско-го до-го-во-ра , воз-гла-вил организацию «Круг не-за-ви-си-мых пи-са-те-лей». С 1969 года дис-си-дент-ская по-зи-ция Гавела ста-ла при-чи-ной за-пре-та на пуб-ли-ка-ции его про-из-ве-де-ний в Че-хословацкой Со-циа-ли-стической Рес-пуб-ли-ке (ЧССР). В 1974 году его пье-са «За-го-вор-щи-ки» («Spik-lenci») бы-ла по-став-ле-на в ФРГ (на родине в 1992 году). В 1975 году Гавел об-ратил-ся с «От-кры-тым пись-мом к Гус-та-ву Гу-са-ку» («Dopis Gustávu Husákovi»), в ко-то-ром под-верг кри-ти-ке внутренюю по-ли-ти-ку пра-ви-тель-ст-ва ЧССР. В по-сле-дую-щие го-ды им бы-ли на-пи-са-ны од-но-акт-ные са-ти-рические пье-сы «Ау-ди-ен-ция» («Audience», 1976 год), «Вер-ни-саж» («Ver-ni-sáž», 1976 год), «Про-тест» («Protest», 1979 год), па-ро-дий-ная пье-са «Гос-ти-ни-ца в го-рах» («Horsky hotel», 1977 год) и пр.

С 1977 года про-из-ве-де-ния Гавела на-ча-ли ши-ро-ко пуб-ли-ко-вать-ся западными из-да-тель-ст-ва-ми; Гавел вы-пус-ка-ет сам-из-да-тов-ский сборник «Мне-ния 1» («Poh-ledy 1»). В 1977 году он стал од-ним из ини-циа-то-ров соз-да-ния пра-во-за-щит-ной организации «Хар-тия 77». Дея-тель-ность Гавела в Комитете за-щи-ты не-спра-вед-ли-во пре-сле-дуе-мых и сам-из-да-тов-ские пуб-ли-ка-ции ста-ли при-чи-ной его не-од-но-крат-ных аре-стов в 1977-1989 годы (про-вёл в тюрь-ме поч-ти 5 лет). В 1984 году им бы-ло на-пи-са-но наи-бо-лее зна-чительное про-из-ве-де-ние - ко-ме-дия о пси-хо-ло-гическом кри-зи-се дис-си-ден-та «Боль-шое опус-то-ше-ние» («Largo desolato»; по-став-ле-на в Че-хии в 1990 году).

Во вре-мя «бар-хат-ной ре-во-лю-ции» в Че-хо-сло-ва-кии 1989 года Гавел стал од-ним из со-уч-ре-ди-те-лей Гражданского фо-ру-ма, а в декабре 1989 года был из-бран пре-зи-ден-том Че-хословацкой Фе-де-ра-тив-ной Рес-пуб-ли-ки (ЧСФР), в ию-ле 1990 года пе-ре-из-бран на но-вый срок. Гавел не смог пре-дот-вра-тить рас-пад ЧСФР, что ста-ло при-чи-ной его от-став-ки в ию-ле 1992 года. В январе 1993 года он был из-бран пре-зи-ден-том Чешской Рес-пуб-ли-ки, в 1998 году пе-ре-из-бран на вто-рой срок. В 2003 году вы-шел в от-став-ку.

Сочинения:

Труд-но со-сре-до-то-чить-ся. М., 1990;

За-оч-ный до-прос. М., 1991;

Spisy. Praha, 1999. T. 1-7;

Гос-ти-ни-ца в го-рах. М., 2000.

(Václav Havel) родился 5 октября 1936 года в Праге в семье предпринимателей. Его дед Вацлав Гавел занимался строительным бизнесом, был основателем кинокомпании «Люцернафильм». К началу Второй мировой войны во владении семьи Гавелов была киностудия «Баррандов», сеть ресторанов, ряд доходных домов в Праге, лесные угодья на Чешско-Моравской возвышенности. По материнской линии Вацлав Гавел был внуком Гуго Вавречки - посла Чехословакии в Венгрии и Австрии. С 1932 года он был директором обувных заводов Томаша Бати, а в 1938 году занимал пост министра пропаганды.

После окончания начальной школы (1947) Вацлава отправили в школу-интернат для мальчиков в Подебрадах, но год спустя, после прихода к власти в Чехословакии коммунистов , имущество его семьи конфисковали, а Вацлава исключили из школы. Он продолжил образование в профессиональном училище, получил специальность химика-лаборанта. В 1950 году Вацлав начал работать лаборантом в химической лаборатории, одновременно продолжил учебу в вечерней гимназии.

В 1955-1957 годах Вацлав Гавел учился на экономическом факультете Чешского технического университета в Праге.

В 1955 году он выступил как литературный критик и приобрел известность в литературных кругах. В это же время Гавел начал работу над своими первыми пьесами.

В 1957-1959 годах Вацлав Гавел проходил военную службу в чехословацкой армии.

В 1960-1968 годах работал в театре «На Забрадли». Был работником сцены, затем помощником режиссера и литературным менеджером.

В 1962-1966 годах Гавел заочно изучал искусство драматургии в Пражской академии искусств.

В 1963 году театр «На Забрадли» в Праге поставил первую пьесу Гавела - «Вечеринка в саду». В 1965 году была поставлена пьеса «Меморандум» - едкая сатира на бюрократизм.

Им были также написаны пьесы «Аудиенция» (1975), «Искушение» (1985), «Ассонанс» (1987). Большую известность приобрели его эссе «Власть безвластных» (1978), «Письма к Ольге» (1983).

Как драматург Гавел писал сатирические пьесы в духе драмы абсурда о чехословацкой действительности. В своих произведениях драматург часто использовал термин «Абсурдистан» - ироническое название страны, в которой абсурдные вещи стали нормой, особенно в политике правительства.

В политику Гавел включился в 1965 году, став членом редакции литературно-художественного журнала «Тварж» ("Лицо"), впоследствии запрещенного коммунистической властью.

В 1968 году, в период «пражской весны», Гавел - член «Клуба активных беспартийных» и председатель «Круга независимых писателей».

Вацлав Гавел выступил против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию.

Издание книг Гавела и постановка его произведений были запрещены в Чехословакии, но ставились на многих европейских сценах. В 1975 году Вацлав Гавел опубликовал «Открытое письмо» Густаву Гусаку - генеральному секретарю коммунистической партии Чехословакии и действующему президенту страны, позднее стал одним из инициаторов подписания «Хартии 77» - программного документа, который стал основой для формирования новой политической оппозиции в Чехословакии.

В период с 1970 года по 1989 год Вацлав Гавел был трижды осужден. В общей сложности Вацлав Гавел провел в тюрьме около пяти лет.

В конце 1980-х годов Вацлав Гавел стал одним создателей «Гражданского форума» - общественно-политической организации, ставшей ведущей оппозиционной силой в Чехословакии.

29 декабря 1989 года после «бархатной революции» депутатами Федерального собрания был избран президентом Чехословакии, а 5 июля 1990 года переизбран на двухлетний срок в ходе первых свободных выборов.

26 января 1993 года, после распада Чехословакии, был избран первым президентом Чешской Республики, в январе 1998 года переизбран на очередной срок. Срок президентских полномочий истек 2 февраля 2003 года.

За 13 лет, которые он находился на президентском посту, Гавел посетил 59 стран, проведя в общей сложности за пределами Чехии год.

Вацлав Гавел - лауреат премий различных международных организаций, в том числе премии ЮНЕСКО в области прав человека за 1990 год. В 2003 году Вацлав Гавел был награжден высшими государственными наградами Чехии - Орденом Белого Льва и Орденом Томаша Гаррика Масарика (Масарик - первый президент Чехословакии). Он также удостоен высшей государственной награды США - медали Свободы (2003).

Годы, проведенные в тюрьмах, отразились на здоровье Вацлава Гавела. В 1996 году он был прооперирован по поводу злокачественной опухоли правого легкого - ему была удалена половина легкого. После операции у Гавела началась тяжелейшая пневмония, и с тех пор проблемы с легкими уже не отпускали его. Всего за время пребывания на посту главы Чехии (с 1993 по 2003 годы) Гавел был госпитализирован более 15 раз и провел в больнице свыше 200 дней.

В марте 2013 года ПАСЕ, Библиотекой Вацлава Гавела в Праге и чешским фондом «Хартия-77» была учреждена ежегодная Премия Вацлава Гавела, она присуждается за выдающуюся гражданскую активность в деле защиты прав человека.

Гавел был дважды женат. Первой супругой была Ольга Гавлова (в девичестве Шплихалова, 1933-1996), второй - актриса Дагмар Вешкрнова.