«Выйти из зоны комфорта»: как постятся православные, католики и протестанты. Чем католический пост отличается от православного

МОСКВА, 10 фев — РИА Новости, Милена Фаустова. С Пепельной среды, которая в этом году приходится на 10 февраля, у католиков наступает время духовной и физической подготовки к "празднику праздников" — Воскресению Христову. И, несмотря на общий смысл, она у западных христиан сильно отличается от предпасхального поста православных, который начнется позже, 14 марта.

Пепельная среда

Пепельная среда традиционно начинает католический Великий пост. В этот день во всех соборах мира священники в знак смирения и покаяния совершают обряд "возложения пепла" — посыпают им головы верующих или чертят им на лбу крест. Это пепел сожженных пальмовых ветвей, сохраненных с прошлогоднего Пальмового (или Вербного) воскресенья — праздника Входа Господня в Иерусалим.

Этот обряд имеет ветхозаветные корни, но есть свидетельства, что еще в III веке его совершали в христианских церквях. А в день особого празднования в Римско-католической церкви он превратился приблизительно в X веке.

"Когда-то и на Западе Великий пост начинался с воскресенья. В храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху — ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов Церкви, а крещение совершалось один раз в году, в пасхальную ночь. Но была и другая категория людей — те, кто за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения: за время Великого поста они должны были подготовиться к воссоединению с Церковью. И специально для них проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения — в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы (Великого поста — ред.), епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или рисовал им этим пеплом на лбу крест, который они не смывали до начала поста. Обряд этот был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно в западной традиции и стал началом Четыредесятницы ", — рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Символика сорока дней

По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви "в зачет" идет не все.

"Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа. Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием. И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней — просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова", — пояснил священник Кирилл Горбунов.

Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.

Священное Триденствие

Завершается Четыредесятница у католиков так называемым Священным Пасхальным Триденствием — с вечера Великого (Страстного) четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.

"Страстной четверг — это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.

В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится месса, причащаются только заранее освященными дарами, алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница — то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей.

Страстная суббота — день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.

И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года — "матерь всех бдений", Великая Пасхальная ночь", — говорит католический священнослужитель.

Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции — богослужение Крестного пути , когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.

И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое "постановление". Этот "подвиг", который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта. И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет — соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.

Пост, молитва, милостыня

"Когда мы говорим слово "пост", мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост — это не просто гастрономическое упражнение силы воли. Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается. И этот аспект Великого поста —добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости — Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие", — отметил Кирилл Горбунов.

"Пост — то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни", — добавил он.

Конечно, российские католики, которые "живут в пространстве русской христианской культуры", кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.

Православное вхождение в пост

Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции "Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное", и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

"Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы", — отметил он.

И хотя подготовка к посту — еще не пост, с точки зрения "пищевого устава", эти недели тоже имеют свои особенности.

"Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является "сплошной", то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу. А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала поста до Пасхи — а восемь", — продолжает Максим Козлов.

Два этапа Четыредесятницы

В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта — с Чистого понедельника — и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.

православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: "душеполезную совершившие (окончившие — ред.) Четыредесятницу". А последующие дни — Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем. В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня", — поясняет богослов.

Не случайно все дни этой недели называются Великими.

В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд "умовения ног" совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях. И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).

На утрени Великой пятницы , которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых. А около трех часов дня (в евангельский "девятый час" — время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.

Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.

Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма. А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви. А после литургии совершается освящение пасхальных куличей — обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.

Пассии

Одним из особых богослужений православного Великого поста — кстати, заимствованным, из латинского обряда — является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Слово "пассия" происходит от латинского passio ("страдание" или "страсть"). Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя.

В Русской церкви пассии появились в XVII веке на юго-западе: в 1702 году этот чин впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья (2-е, 3-е, 4-е и 5-е) Великого поста.

Поминовение усопших

Еще одна особенность православной Четыредесятницы — сугубая молитва об усопших. В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение "более акцентировано".

"Одна из этих суббот — перед мясопустным воскресеньем (началом масленицы) — называется Вселенской родительской , на ней мы поминаем всех "от века почивших православных христиан". Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших. Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии (на которых поминают и живых, и усопших — ред.) служатся только в субботние и воскресные дни, а в среду и пятницу совершаются так называемые литургии Преждеосвященных даров (на них верующих причащают Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии — ред.), и бескровная жертва за живых и усопших не приносится. Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается", — поясняет православный священнослужитель.

И только 5-я суббота Великого поста выпадает из этой череды поминальных дней — в этот день, который называют еще Субботой акафиста (торжественного хвалебного песнопения — ред.) или Похвалой Богородицы, совершается праздничное богослужение, посвященное прославлению Божией Матери.

Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия — в воспоминание Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место занимает и чин анафематствования тех, кто, по мнению Церкви, совершил тяжкие прегрешения перед православием.

Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии.

"Если мы вспомним, как понимали пост в первом тысячелетии существования христианской Церкви, то литургия — это всегда праздник, всегда некоторое освобождение и уменьшение поста. Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе: будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения "пищевого устава", чем субботние и воскресные", — поясняет Максим Козлов.

Великопостное путешествие

"Длинная дорога до Пасхи", помимо Торжества Православия включает и другие праздники — преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них — святитель Григорий Палама (2-е воскресенье Великого поста), преподобный Иоанн Лествичник (4-е воскресенье Великого поста), преподобная Мария Египетская (5-е воскресенье Великого поста). Третье воскресенье особое — Крестопоклонное , когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста.

"Память о тех или иных святых вошла в канон святой Четыредесятницы не сразу, и история их связи с конкретными воскресеньями не однозначна. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и "Лествица" (аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству — ред.) — это две стороны постного делания: раскаяние в грехах и аскетическое усилие. А память Григория Паламы — это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни", — заключил протоиерей Максим Козлов.

Рождественский пост у католиков в 2019-ом году отличается от поста, который соблюдают православные верующие.

Первые упоминания о Рождественском посте в письменных источниках относятся к IV веку. Первоначально он длился у одних христиан семь дней, у других – несколько дольше.

Мы расскажем о традициях католического Рождественского поста, о принятых в это время правилах и ограничениях в рационе.

Когда начинается и заканчивается Рождественский пост у католиков в 2019 году?

Он начинается ровно за четыре недели до католического Рождества, которое отмечают 25 декабря 2019 года. Этот праздник стали отмечать в этот день только в IV веке (ранее он приходился на 6 января).

Срок соблюдения поста был окончательно установлен папой Григорием I Великим (590 – 604 гг.). Рождественский пост соблюдается католиками по воскресным дням, предшествующим празднику Рождества: 1, 8, 15 и 22 декабря 2019 года. В 2019 году через день после последней из этих перечисленных дат наступает Рождественский сочельник, который сам по себе также является днем воздержания.

Рождественский пост у католиков также называется Адвентом или ожиданием Рождества. В эти дни верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. В католической церкви Адвент считается временем всеобщего покаяния.

Каких-либо особых ограничений в рационе верующих в это время не предусматривается, кроме обычного для католиков отказа от употребления продуктов животного происхождения (мяса, яиц, молочных продуктов, в том числе сливочного масла и сыра) по пятницам.

Священнослужители напоминают, что отказ от каких-либо продуктов в католический Рождественский пост будет бесполезен, если человек не заботится о своей душе. В таком случае пост сводится к обычной диете и не приносит человеку пользы.

Теперь вы знаете, когда начнется и сколько продлится Рождественский пост у католиков в 2019 году.

Вечером накануне праздника, в Сочельник, в католических странах семьи собираются в этот вечер вместе. Трапеза, которая носит религиозный характер, очень торжественна.

Перед началом застолья католики читают отрывок из Евангелия от Святого Луки о Рождестве Христа и общую семейную молитву. К столу на Сочельник подают постные блюда. Члены семьи предлагают друг другу отломить и съесть кусочек облатки (рождественского хлеба), поздравляя с наступающим праздником и прощая нанесенные прежние обиды.

Длительный пост у католиков – время, когда верующие с помощью молитвы и самоограничения готовятся к празднованию Воскресения Христова и воздерживаются от употребления определённой пищи. Католики постятся по правилам, отличным от тех, что регулируют соблюдение православных постов. Как именно питаются в католическом мире во время поста, выяснял

Сколько длится католический Великий пост?

Великий пост в христианстве связан с числом 40 – именно столько дней, согласно Евангелиям, Иисус Христос постился в пустыне. Однако в католичестве пост начинается за 46 дней до Пасхи, хотя, собственно, время поста составляет 40 дней (6 недель и 4 дня). Католики постятся все дни, кроме воскресенья. А в православии пост начинается за 48 дней до Пасхи, и не в среду, а в понедельник (Чистый понедельник). Он является непрерывным, включая 40-дневный период Четыредесятницы и Страстную Седмицу. В 2016 году Великий пост у православных начался 14 марта.

Как постятся католики?

Первый день католического поста называют Пепельной средой. В этот день верующим полагается соблюдать строгий пост. Далее же католики постятся по правилам, отличным от тех, что регулируют соблюдение православных постов. Католический пост гораздо более мягкий, чем православный. Различают два канона, которые соблюдают католики. Традиционный, принятый до середины XX века, и современный. Первый соблюдают ревностные христиане-католики, а второй допускает больше вольностей, он более гибкий, многие верующие предпочитают придерживаться именно этих мягких правил.

Хотя и традиционный католический пост по сравнению с православным предпасхальным кажется очень лояльным. Католики выделяют два типа дней: постные и дни воздержания. Постные дни – когда верующие должны ограничивать себя в количестве пищи, только в одну трапезу они могут позволить себе поесть досыта, а две другие должны быть очень легкими. Эти дни достались в наследие с древних времен, когда в ходу была практика поститься, воздерживаясь от еды вообще в течение какого-то времени. Например, не ели до 3 часов пополудни (по библейскому времени до 9 часов).

В дни воздержания запрещено мясо. Но разрешены молочные продукты и рыба. Нечто похожее мы видим в Восточной церкви, где не всегда регламентируется количество съеденного, зато исключаются из рациона некоторые продукты.

Какие бывают виды поста у католиков?

Во время Великого поста, по канонам, принятым до середины XX века:

    С понедельника по субботу – постные дни

    Все пятницы и Пепельная среда – пост и воздержание

    Великая суббота – пост и воздержание

    Все воскресенья – обычные дни

Новые каноны несколько смягчили эти правила, и теперь католики могут поститься следующим образом:

    Пепельная среда - пост и воздержание

    Каждая пятница Великого поста - воздержание

    Великая Пятница - пост и воздержание

Данное расписание отражает практику, сложившуюся к началу XX века и соблюдаемую в настоящее время преимущественно католиками-традиционалистами.

© РИА Новости. Вадим Жернов

С Пепельной среды, которая в этом году приходится на 10 февраля, у католиков наступает время духовной и физической подготовки к «празднику праздников» – Воскресению Христову. И, несмотря на общий смысл, она у западных христиан сильно отличается от предпасхального поста православных, который начнется позже, 14 марта.

Пепельная среда

Пепельная среда традиционно начинает католический Великий пост. В этот день во всех соборах мира священники в знак смирения и покаяния совершают обряд «возложения пепла» – посыпают им головы верующих или чертят им на лбу крест. Это пепел сожженных пальмовых ветвей, сохраненных с прошлогоднего Пальмового (или Вербного) воскресенья – праздника Входа Господня в Иерусалим.

Этот обряд имеет ветхозаветные корни, но есть свидетельства, что еще в III веке его совершали в христианских церквях. А в день особого празднования в Римско-католической церкви он превратился приблизительно в X веке.

«Когда-то и на Западе Великий пост начинался с воскресенья. В храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху – ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов Церкви, а крещение совершалось один раз в году, в пасхальную ночь. Но была и другая категория людей – те, кто за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения: за время Великого поста они должны были подготовиться к воссоединению с Церковью. И специально для них проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения – в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы (Великого поста – ред.), епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или рисовал им этим пеплом на лбу крест, который они не смывали до начала поста. Обряд этот был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно в западной традиции и стал началом Четыредесятницы «, – рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Символика сорока дней

По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви «в зачет» идет не все.

«Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа. Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием. И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней – просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова», – пояснил священник Кирилл Горбунов.

Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.

Священное Триденствие

Завершается Четыредесятница у католиков так называемым Священным Пасхальным Триденствием – с вечера Великого (Страстного) четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.

«Страстной четверг – это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.

В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится месса, причащаются только заранее освященными дарами, алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница – то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей.

Страстная суббота – день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.

И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года – «матерь всех бдений», Великая Пасхальная ночь», – говорит католический священнослужитель.

Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции – богослужение Крестного пути, когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.

И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое «постановление». Этот «подвиг», который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта. И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет – соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.

Пост, молитва, милостыня

«Когда мы говорим слово «пост», мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост – это не просто гастрономическое упражнение силы воли. Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще – для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается. И этот аспект Великого поста –добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости – Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие», – отметил Кирилл Горбунов.

«Пост – то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни», – добавил он.

Конечно, российские католики, которые «живут в пространстве русской христианской культуры», кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.

Православное вхождение в пост

Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции «Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное» и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

«Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний – о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы» – отметил он.

И хотя подготовка к посту – еще не пост, с точки зрения «пищевого устава» эти недели тоже имеют свои особенности.

«Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является «сплошной» то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу. А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, – уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель – с начала поста до Пасхи – а восемь» – продолжает Максим Козлов.

Два этапа Четыредесятницы

В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта – с Чистого понедельника – и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.

«В православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: «душеполезную совершившие (окончившие – ред.) Четыредесятницу» А последующие дни – Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица – с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем. В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня» – поясняет богослов.

Не случайно все дни этой недели называются Великими.

В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд «умовения ног» совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях. И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).

На утрени Великой пятницы, которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых. А около трех часов дня (в евангельский «девятый час» – время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.

Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.

Великая суббота – единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма. А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви. А после литургии совершается освящение пасхальных куличей – обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.

Пассии

Одним из особых богослужений православного Великого поста – кстати, заимствованным, из латинского обряда – является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Слово «пассия» происходит от латинского passio («страдание» или «страсть»). Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя.

В Русской церкви пассии появились в XVII веке на юго-западе: в 1702 году этот чин впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья (2-е, 3-е, 4-е и 5-е) Великого поста.

Поминовение усопших

Еще одна особенность православной Четыредесятницы – сугубая молитва об усопших. В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение «более акцентировано»

«Одна из этих суббот – перед мясопустным воскресеньем (началом масленицы) – называется Вселенской родительской, на ней мы поминаем всех «от века почивших православных христиан» Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших. Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии (на которых поминают и живых, и усопших – ред.) служатся только в субботние и воскресные дни, а в среду и пятницу совершаются так называемые литургии Преждеосвященных даров (на них верующих причащают Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии – ред.), и бескровная жертва за живых и усопших не приносится. Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается» – поясняет православный священнослужитель.

И только 5-я суббота Великого поста выпадает из этой череды поминальных дней – в этот день, который называют еще Субботой акафиста (торжественного хвалебного песнопения – ред.) или Похвалой Богородицы, совершается праздничное богослужение, посвященное прославлению Божией Матери.

Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия – в воспоминание Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место занимает и чин анафематствования тех, кто, по мнению Церкви, совершил тяжкие прегрешения перед православием.

Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии.

«Если мы вспомним, как понимали пост в первом тысячелетии существования христианской Церкви, то литургия – это всегда праздник, всегда некоторое освобождение и уменьшение поста. Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе: будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения «пищевого устава» чем субботние и воскресные» – поясняет Максим Козлов.

Великопостное путешествие

«Длинная дорога до Пасхи» помимо Торжества Православия включает и другие праздники – преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них – святитель Григорий Палама (2-е воскресенье Великого поста), преподобный Иоанн Лествичник (4-е воскресенье Великого поста),преподобная Мария Египетская (5-е воскресенье Великого поста). Третье воскресенье особое – Крестопоклонное, когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста.

«Память о тех или иных святых вошла в канон святой Четыредесятницы не сразу, и история их связи с конкретными воскресеньями не однозначна. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и «Лествица» (аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству – ред.) – это две стороны постного делания: раскаяние в грехах и аскетическое усилие. А память Григория Паламы – это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни» – заключил протоиерей Максим Козлов.

Это длительный пост, во время которого верующие с помощью молитвы и самоограничения готовятся к празднованию Воскресения Христова и воздерживаются от употребления определённой пищи.

Сколько длится католический Великий пост?

Великий пост в христианстве связан с числом 40, ведь именно столько дней, согласно Евангелиям, Иисус Христос постился в пустыне. Но есть свои особенности: так, в католичестве пост начинается за 46 дней до Пасхи, хотя собственно время поста составляет 40 дней (6 недель и 4 дня). Дело в том, что католики постятся все дни, кроме воскресений, то есть воскресенья из времени поста «выпадают», а сам пост по этой причине начинается на 6 дней раньше.

А в православии пост начинается за 48 дней до Пасхи, начинается не в среду, а в понедельник (Чистый понедельник) и является непрерывным, включая 40-дневный период Четыредесятницы и Страстную Седмицу. В 2013 году Великий пост у православных начнётся 18 марта.

Что касается протестантизма, здесь существуют определённые сложности, они связаны с наличием нескольких деноминаций протестантского вероисповедания, их традиции зачастую различаются. Так, у лютеран существует Великий пост, он начинается в Пепельную среду, как и у католиков. Упоминается, что понятие «Великий пост» у лютеран ассоциируется в первую очередь с воздержанием от пищи и увеселений , но при этом не подразумеваются какие-либо запреты на определённые виды пищи, в том числе мясо. У протестантов других деноминаций пост не привязан к каким-то определённым дням, они постятся, когда видят в этом необходимость (в случае болезни или какой-либо трудной жизненной ситуации; вообще же, считают пост делом глубоко интимным и не обсуждают его с другими).

Каковы традиции Великого поста?

В Пепельную среду, с которой у католиков начинается пост, в католических церквях проводят специальный обряд. Священники посыпают головы верующих освящённым пеплом. Этот обряд имеет библейское происхождение и символизирует покаяние и смирение. В этот день католикам следует строго поститься.

Считается, что основное «техническое» отличие католического поста от православного в том, что в католичестве ограничивается не столько употребление определённых продуктов, сколько число приёмов пищи в течение дня.

Вообще же, в католической церкви различают пост и воздержание. Пост заключается в том, что в день верующему разрешена только одна полноценная трапеза и два лёгких перекуса (утром и вечером). Между этими приёмами пищи больше ничего есть нельзя. А воздержание состоит в отказе от употребления некоторых продуктов, таких как мясо.
Воздержание обязательно для верующих старше 14 лет, а пост - для совершеннолетних и до 60 лет. Таким образом, детям и старикам поститься не нужно.

В продолжение поста верующие молятся, каются в грехах, делают добрые дела и занимаются благотворительностью, отказываются на время поста от чрезмерных развлечений.

Ранее пост в католичестве был строже - тогда запрещалось употреблять в пищу не только мясо, но и яйца и молочные продукты. Было разрешено есть всего один раз в день - вечером. Соблюдать пост было необходимо все дни, кроме воскресений, а по пятницам, в Пепельную среду и Страстную пятницу ещё и воздерживаться от употребления запрещённых продуктов.

После реформ середины ХХ века строгий пост и воздержание теперь предписываются верующим в Пепельную среду и Страстную пятницу, воздержание от употребления мяса - по пятницам. Однако католики-традиционалисты до сих пор придерживаются старых правил.

Как рассчитывают время начала поста в христианстве?

Время начала поста зависит от времени празднования Пасхи, которая рассчитывается на каждый конкретный год по лунно-солнечному календарю.

Первые христиане праздновали Воскресение Христа каждую неделю, праздник стал ежегодным во II-III веках н. э., и возник спор о том, когда его нужно праздновать.

В III веке Александрийская церковь разработала правила и календарь, по которым стала рассчитываться дата праздника. Правила были таковы: Пасху следовало праздновать в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день сразу же после весеннего равноденствия (21 марта) и только после еврейской Пасхи. Если дата христианской Пасхи совпадала с еврейской Пасхой, нужно было перейти к полнолунию следующего месяца.

Рим перенял Александрийскую пасхалию в VI-VIII веках. Однако католическая и православная церковь примерно через тысячу лет перестали рассчитывать время Пасхи по одинаковым правилам. Это было связано с тем, что дни календарных полнолуний и равноденствий перестали совпадать с астрономическими наблюдениями. По юлианскому календарю равноденствие смещается на одни сутки назад за 128 лет, и в результате разница между календарным и астрономическим равноденствием к XVI веку составила 10 суток.

Поэтому в XVI веке Папа Римский Григорий XIII ввёл григорианскую пасхалию и григорианский календарь. Он предложил Константинопольскому патриарху Иеремии II перенять новый календарь, в большей степени соответствующий астрономическим наблюдениям, однако патриарх предал анафеме и сам григорианский календарь, и пасхалию, и тех, кто его принимает.

В связи с тем, что католическая и православная церкви с того времени стали рассчитывать дату празднования Пасхи по разным системам, то и даты начала поста перестали совпадать.

В 2013 году католический пост продлится с 13 февраля по 30 марта. Католики будут праздновать Воскресение Иисуса Христа 31 марта. Для православных же верующих пост в этом году начнётся 18 марта и продлится до 4 мая. Православные христиане отметят Пасху 5 мая.

Бывает ли, что Пасху празднуют одновременно все христианские конфессии?

Да. Интересно, что совпадение пасхалии (системы расчёта даты празднования Пасхи) у разных конфессий действительно периодически происходит. Так, православные, католики и протестанты одновременно праздновали Пасху в 2010 году - 4 апреля. Также совпадения происходили в 2001, 2004 и 2007 годах. Когда ждать совпадения дат в будущем? В 2014 и 2017 годах.