Высказывания, цитаты и афоризмы марка аврелия. Лучшие цитаты марка аврелия

Цена людская зависит от цены его деяний и увлечений. Хлопоты и стремления стали универсальным мерилом личности.

Упускать нельзя, даже в мелочах стремиться к совершенству и законченности деяний, справедливо считая каждый миг последним, а вздох окончательным. Вспять время не повернешь, миг не воротишь. – Марк Аврелий

Наша жизнь, по существу – наши мысли и думы.

Тщательно осматривай вещи, людей, желания – наслаждение придет, наберись терпения. Мимолетно смотреть, значит, весь мир проглядеть.

Лишь общественное дело принесет покой и удовлетворение, приправленное радостью и социальной благодарностью.

М. Аврелий: Пусть меня уличат в неверных поступках – я сам добровольно переменюсь, или постараюсь изменить для себя мнение людское в лучшую сторону. Правда мне не вредит. Кто во вранье и неведении костенеет, тому правда, как кость в горле.

Несправедливость тесно связана узами действия, иногда, бездействия, которое убивает. Неоказание помощи карается статьей.

Когда ты забудешь обо всем – забвение коснется и тебя.

Малодушие презренно, когда себя жалеешь неустанно.

Продолжение лучших афоризмов и цитат Марка Аврелия читайте на страницах:

Величайшая радость жизни в том, чтобы одно добро сразу переходило в другое, без перерывов на ненужное и несущественное.

Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства.

Однорукий и одноногий страдалец – вот что останется от человечества без взаимопомощи.

Ни с кем не случается ничего такого, что он не в силах был бы вынести.

Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя.

Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.

Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к нему, подобно потоку, относящееся к душе - сновиденью и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение. Но что же может вывести на путь?

Люди рождены друг для друга.

Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Смерть не имеет к нам никакого отношения - когда существуем мы, не существует она, когда же есть она - мы уже не существуем.

Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться.

Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет.

Лучший способ защититься - не уподобляться.

Действовать без цели, не дарить доброго и полезного для людей других – бездарно потраченное время.

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

Совокупление - трение внутренностей и выделение слизи с каким-то содроганием.

Все, что смог сделать хотя бы один во вселенной, доступно и тебе, нужно лишь поверить, поставить цель и идти к ней не жалея ни себя ни сил своих.

Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.

Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

Примерь на себя личину достойного, хорошего человека, который жизнь готов положить за других – вдруг этот образ сидит на тебе, как влитой.

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Говорить правду - это не столько дело воли, сколько привычки.

Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан.

Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни.

Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе.

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

Надо осознавать, что говорится - до единого слова, а что происходит - до единого устремления. В одном случае сразу смотреть, к какой цели отнесено, а в другом уловить обозначаемое.

Не нужно стесняться признавать ошибки свои, ведь идти по пути ошибочному – еще большая ошибка!

Не бойся деяний, ничего не делая в любом случае привнесешь в мир больше горя и несправедливости, чем совершая хоть что-то.

Не нужно следовать толпе бездумной. Правильным будет слышать сердце свое, оно всегда зовет в правильную сторону.

Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.

Совершенство нравов в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним: без тревоги, без трусости, без притворства.

Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.

Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления.

Не нужно прислушиваться к одобрению и лести людей, которые чего то ждут от тебя.

Все настоящее – мгновение вечности.

Так вот благо разумного существа в общности, а что мы рождены для общности, давно доказано.

Любовь к тем людям, которые рядом с тобою, позволит жить правильно и счастливо.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и вникни сколько можешь в душу говорящего.

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью.

Разумные существа, устроены для некоего единого сотрудничества.

Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.

Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы – вот совершенство характера. Наша жизнь – это то, во что ее превращают наши мысли.

Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.

Тщеславный признаёт собственным благом чужую деятельность (похвалу своим делам от других), сластолюбец - свое переживание, разумный - собственное деяние.

Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Настоящий способ мстить врагу - это походить на него.

Против доброты невозможно устоять. Что может сделать вам даже самый непонятливый человек, если вы постоянно добры к нему?

Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, ещё и похвалы за своё доброе дело ожидаешь?

Всюду, где можно жить, можно жить хорошо.

Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.

Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже, или, неизвестно, будет ли.

Ты можешь прожить свою жизнь счастливо, если сумеешь идти правильным путём и сумеешь думать и действовать правильно.

Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли.

Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления.

Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?

Испробуй, не подойдёт ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада.

Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.

Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло.

Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться.

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть нижней.

Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан.

Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе.

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться.

Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием - и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла».

ошибки

Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

помощь

Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту.

Говорить правду – это не столько дело воли, сколько привычка.

Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.

слава

Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чём помнят.

Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужой избегать, что никак не возможно.

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием: часто она состоит именно в бездействии.

Приспособься к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба.

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых.

Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой.

Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.

Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни.

Следует раз и навсегда положить конец дискуссиям о том, каким должен быть хороший человек, и просто… стать им.

Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.

на другие темы

Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

Время человеческой жизни - миг.
Её сущность - вечное течение.
Ощущение смутно.
Строение всего тела бренно.
Душа неустойчива.
Судьба загадочна.
Слава недостоверна.
Одним словом, всё, относящееся к нему.
Подобно потоку, относящееся к душе сновидению и дыму.
Жизнь - борьба и странствие по чужбине.
Посмертная слава - забвение.
Но что же может вывести на путь?

Если бы ты видел, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы добиваться одобрения и похвалы людей.

Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нём. И в ваших силах изменить это суждение.

Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав. У меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты.

Изгнанник, кто бежит от гражданского разумения.

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию.

Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет.

Как ты сам - один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твоё деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твоё деяние не соотнесено, непосредственно или отдалённо, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не даёт ей быть единой.

Кто бы что ни делал и ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком.

Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам.

Любить тех, кто ошибается и заблуждается,- особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди - твои братья. Что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство.

Ни с кем не случается ничего такого, что не в силах был бы вынести.

Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого.

Проявляй те качества, какие ты в силах проявить: искренность, серьёзность, выносливость в труде, безразличие к удовольствиям, умение удовлетворяться малым, благожелательность, откровенность, презрение к поверхности, свободу от ложного великодушия.

Пусть дела твои будут такими, какими бы ты хотел их вспомнить на склоне жизни.

Скоро ты забудешь обо всём, и всё, в свою очередь, забудет о тебе.

Суди каждое слово и поступок в соответствии с их природой, и пусть тебя не смущает хула других людей и любые их слова. Ибо у других людей свои особые принципы.

(121-180 гг.) римский император с 161 г., покровитель науки и философии, философ-стоик

Не пошел я в общие школы, а учился дома у хороших учителей и понял, что на такие вещи надо тратиться не жалея.

Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновенью. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?

Все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. (…) И долговечнейший, и тот, кому вот-вот умирать, теряет ровно столько же.

Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.

Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение.

Кто чувствует и вдумывается поглубже, что происходит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно пристроено. (…) Своими здравомысленными глазами он сумеет увидеть красоту и некий расцвет старухи или старика, и прелесть новорожденного.

Не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным, и наоборот.

Жить, не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность. Покуда жив, покуда можно – стань хорош.

Что же такое вечная слава? Сущая суета. (…) Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.

Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно послезавтра – не стал бы ты ломать голову, как умереть именно послезавтра, а не завтра, если ты, конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли промежуток? Точно так же через много лет или завтра – не думай, что велика разница.

Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной это случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло такое, но беспечальным остаться сумел бы не всякий.

Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести.

Нет (…) ничего устойчивого, а рядом с нами безмерная бездна прошедшего и грядущего, в которой все исчезает.

Хоть бы и с трудом тебе давалось что-нибудь – не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.

Азия, Европа – закоулки мира. Целое море – для мира капля. (…) Всякое настоящее во времени – точка для вечности.

Нет, что они делают! – людей, живущих в одно с ними время и вместе с ними, они хвалить не желают, а сами тщатся снискать похвалу у потомков, которых они никогда не видели и не увидят. Отсюда совсем уже близко до огорчения, что предки не слагали тебе похвальных речей.

Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.

Город и отечество мне, Антонину, Рим, а мне, человеку, мир.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.

Лицо, искаженное гневом, есть нечто совершенно противоестественное. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, совершенно погашает его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого уже можно понять, что оно противоречит разуму.

О боли: что непереносимо, уводит из жизни, а что затянулось, переносимо.

Как морской песок ложится покровом поверх прежнего, так прежнее в жизни быстро заносится новым.

Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?

Представь себе, что ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и оставшееся время жизни, как доставшееся тебе сверх ожидания, проводи согласно с природой.

Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.

Вполне возможно стать богоподобным человеком, оставаясь никому не известным.

Совершенство характера – (…) чтобы всякий день проводить как последний.

Боги бессмертны, а не сетуют, что уж придется им целую вечность терпеть вечно великое множество прескверных людей; более того, боги всячески о них заботятся; а ты, который вот-вот прекратишься, зарекаешься.

Смешно, стараясь избежать чужой порочности – что невозможно, не стараться избежать своей собственной – что вполне возможно.

Ты сделал добро, другому – сделано добро. Что же ты, как безумный, ищешь что-то третье сверх этого? чтобы еще и знали, как хорошо ты сделал, или чтобы получить что-то взамен?

Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывают, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся. И эти поколения тоже смертны.

Хочешь, чтобы тебя хвалил человек, который за один час трижды тебя обругает? хочешь нравиться тому, кто сам себе не нравится?

Люди рождены друг для друга. Значит, переучивай или переноси.

Либо боги ничего не могут, либо могут. Если не могут, зачем молишься? А если могут, почему бы не помолиться лучше о том, чтобы не бояться ничего такого, ни к чему такому не вожделеть и ни о чем таком не печалиться?

Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, делает себе зло.

Когда тебя возмутит чье-то бесстыдство, тотчас же спроси себя: «Возможно ли, чтобы в мире не было людей без стыда?» Нет, невозможно. Не требуй же невозможного.

Если делаешь добро человеку, чего еще хочешь? мало тебе сделать нечто сообразное со своей природой – еще ты мзды себе ищешь? все равно как глаз требовал бы плату за то, что смотрит, или ноги – за то, что ходят.

Тот, кто во всем следует разуму, не суетлив и в то же время деятелен, весел и вместе с тем уравновешен.

Все происходящее ничем не отличается от происходившего ранее и имеющего произойти в будущем. (…) Повсюду одно и то же, только действующие лица другие.

Нет такого счастливца, чтобы по смерти его не стояли рядом люди, которым приятна случившаяся беда. Был он положителен, мудр – так разве не найдется кто-нибудь, кто про себя скажет: «наконец-то отдохну от этого воспитателя. Он, правда, никому не досаждал, но я-то чувствовал, что втайне он нас осуждает».

Презирающие друг друга – друг другу угождают, а желающие превзойти друг друга – пресмыкаются друг перед другом.

Я часто дивился тому, что каждый, любя себя больше других, в то же время своему убеждению о себе придает меньшее значение, нежели убеждению других (…) Мы более стесняемся своих ближних – что-то они подумают о нас, – нежели самих себя.

Ни на богов нельзя сетовать (они-то не погрешают ни вольно, ни невольно), ни на людей (эти не иначе, как невольно). Сетовать, выходит, не на кого.

Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть – нижней.

Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться жизнью.

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Настоящий способ мстить врагу – это не походить на него.

Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства.

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.

Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.

Для меня, как Антонина, град и отечество – Рим, как человека – мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня.

Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо?

Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.

Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.

Дата рождения:

26.04.0121

Дата смерти:

17.03.0180

Род деятельности:

Марк Аврелий Антонин - римский император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Совокупление - трение внутренностей и выделение слизи с каким-то содроганием.

Люди не знают, сколько многозначны такие слова, как «воровать», «сеять», «покупать», «бездействовать», «усматривать надлежащее»; для этого знания нужны не телесные очи, а некий другой орган зрения.

Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.

Мечтайте о великом: лишь великие мечты в силах затронуть людские души.

Пойми не только то, что жизнь убивает с каждым днём и остаётся всё меньшая её доля, но и то, что при очень долгой жизни не всегда сохраняется сила мысли для понимания происходящего и постижения дел человеческих.
Если человек тупеет, это не отражается на его дыхании, пищеварении, воображении, желаниях и тому подобному. Но слабеет властьнад самим собой...

Говорить правду - это не столько дело воли, сколько привычки.

Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить...

Надо каждое утро говорить себе: сегодня меня ждёт встреча с глупцом, наглецом, грубияном, мошенником.

Чем бы я ни был, я только немощное тело, слабое проявление жизненной силы и господствующего начала. Пренебреги своим телом, как будто ты при смерти. Оно лишь кровь да кости, бренное плетение нервов, жил и артерий...

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом.

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

Приучай себя внимательно относиться к словам других людей и старайся по возможности проникнуть в душу говорящего. Но что тебе там делать?

Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе.

Чтобы ни случилось с тобой - оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием.

Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

Люди существуют друг для друга.

Кто видел настоящее, тот уже видел всё, бывшее в течение вечности, и всё, что ещё будет в течение беспредельного времени.

Не живи так, точно тебе предстоит ещё десять тысяч лет жизни. Уже близок час. Пока живёшь, пока есть возможность, старайся стать достойным.

Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни.

Ни с кем не случается ничего такого, что он не в силах был бы вынести.

Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его ещё не имеем.

Если ты проникнешься известным основоположениями и отдашься служению разуму, то через десять дней покажешься богом тем, кому теперь кажешься зверем и обезьяной.

Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.

Твои мысли становятся твоей жизнью.

Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами.
Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая направляет действия на пользу людей.
Во-вторых, умей изменить своё мнение, если кто-то указал на твою ошибку или сумел переубедить тебя. Но изменять своё мнение возможно лишь в соответствии со справедливостью, общей пользой и тому подобным, а не потому, что новый взгляд кажется более лёгким, приятным или сулит славу.

Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, что устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.

Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную – зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму. Я защищен знанием от их зла. Они не могут вовлечь меня во что-либо постыдное. Но нельзя и гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу – противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать».

Не проникайся ни тем убеждением, которого держится обидчик, ни тем, которое он хочет навязать тебе, но всё рассматривай со стороны истины.

Чем больше человек любит себя, тем сильнее он зависит от мнения окружающих.

Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?

Смерть есть такая же тайна природы, как и рождение. В одном случае соединение, в другом разложение одних и тех же элементов. Вообще в них нет ничего, что могло бы быть для кого-нибудь постыдным, ибо нет ничего несоответствующего одухотворённому существу или разуму того же строения.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Спокойствие - не что иное, как надлежащий порядок в мыслях.

Ничего не следует делать зря и никогда не поступать иначе, как сообразно строгим правилам искусства.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.

Всё, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сейчас твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь всё прошлое, будущее поручишь промыслу, и единственно с настоящим станешь справляться праведно и справедливо.
Праведно - это с любовью к тому, что уделяет судьба, раз природа принесла тебе это, а тебя - этому.
А справедливо – это благородно и без обиняков высказывая правду и поступая по закону и по достоинству.
И пусть не помешает тебе ни порок чужой, ни признание, ни речи, ни, конечно же, ощущения этой нарощенной тобою плоти - страдает, так её забота.
И когда бы ни предстоял тебе выход - если ты оставишь всё остальное и, почитая единственно своё ведущее и то, что в тебе божественного, не того станешь бояться, что надо когда-то прекратить жизнь, а что так и не начнёшь никогда жить по природе, тогда будешь ты человек, достойный своего родителя - мира, а не чужестранец в своём отечестве, изумляющийся как неожиданности тому, что происходит изо дня в день, и от всякой всячины зависящий...

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться.

Не мудри над собой, старайся быть простым. Прегрешает кто-нибудь? Он прегрешает против самого себя. Случилось с тобой что-нибудь? Прекрасно. Все случающееся с тобою было изначально суждено тебе и сопряжено с тобою в силу устройства Целого.

Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже, или, неизвестно, будет ли.

Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.

Для счастливой жизни нужно очень мало. Всё зависит от вас, от того, как вы думаете.

Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо – вот чего ты должен желать.

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне лет.

Мнение грядущих поколений стоит ничуть не больше, чем мнение современников.

Кто не исследует движение своих мыслей, не может быть счастлив.

Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Если это неправильно - не делай этого. Если это неправда - не говори этого.

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.


Марк Аврелий Антониниус родился 26 апреля 121 года в Риме. Римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Автор сочинений - "Наедине с собой", "Размышления". Умер 17 марта 180 года, в городе Виндобона(Вена).

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Марк Аврелий Антониниус

  • Люди рождены друг для друга.
  • Все настоящее - мгновение вечности.
  • Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.
  • Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
  • Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя.
  • Настоящий способ мстить врагу - это походить на него.
  • Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе.
  • Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.
  • Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
  • Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.
  • Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.
  • Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни.
  • Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.
  • Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.
  • Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.
  • Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан.
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
  • Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления.
  • Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.
  • Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней.
  • Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию.
  • Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.
  • Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.
  • Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
  • Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.
  • Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.
  • Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью.
  • Совершенство нравов в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним: без тревоги, без трусости, без притворства.
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
  • Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада.
  • Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.
  • Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
  • Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что ее превращают наши мысли.
  • Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться.
  • Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.
  • Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к нему, подобно потоку, относящееся к душе - сновиденью и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение. Но что же может вывести на путь?