Высшая эстетическая ценность. Эстетические ценности

Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – "эстетическое". Иногда его отождествляют с понятием "прекрасное". Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.

К эстетическим чувствам и ценностям относятся также категории "возвышенное и низменное", "героическое и трусливое", "комическое и трагическое". Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, "возвышенным" или "низменным" в обществе признаются такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.

Под "героическим" обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным, обыденным (например, героизм медиков, оперирующих и выхаживающих после травм больных СПИДом; героизм матери, вопреки

обстоятельствам внушающей добросердечие своим обездоленным детям ит. п.).

Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий (см. лекцию о смехе в элективных темах в данном учебном пособии).

Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства. Эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования.

Религиозные ценности и свобода совести

Не случайно религия возникла на том историческом этапе развития человечества, когда была осознана смертность человека. Тайна смерти, проблема смерти была одним из первых и главных стимулов и философского исследования. Силлогизм Сократа: "Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен" в Античности превозносился как пример совершенного рассуждения. Считалось, что от значения этого силлогизма зависит судьба человека, участь наций и даже существование бога. Проблема смерти, таким образом, теснейшим образом связана с понятием Бога и религией.Основной психологический элемент религии и одно из основных понятий религии – вера. Исходным определением веры у христиан является определение, приписываемое апостолу Павлу: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Ректор Киевской духовной академии архимандрит Антоний в 1862 году дал вере следующее определение: "Это суть истины, недоступные опыту и превышающие разум человеческий, чем отличается вера от знания". Таким образом, "вера" – это убежденность в истине того, что недоступно разуму и знаниям. Именно поэтому парадоксальность формулы римского раннехристианского богослова Тертуллиана (160–222): "Credo, quia absurdum" ("верю, потому что нелепо") только кажущаяся. Если человек остро нуждается в знании или некоторой истине, но не имеет объективной возможности это знание получить, ему остается только верить в наличие искомого знания или в бездоказательную истину. Например, человек не может смириться со смертью близкого человека и он нуждается в знании того, что и после смерти возможна встреча с любимым. Но такое знание получить объективно невозможно. Тогда человек обращается к вере в загробную жизнь, и ему становится легче: ведь и в земной жизни мы иногда расстаемся на время с любимыми. Вера в бессмертие души помогает человеку смириться с потерей. Эта вера не нуждается в рациональном объяснении; вера готова принять все, что успокаивает душу.Тема смерти неразрывно связана с идеей бессмертия. Бессмертие – с верой. Вера неразрывно связана с понятием надежды и другими нравственными категориями. Справедливый бог воздает добродетели блестящие награды после смерти, а зло подвергает страшным наказаниям. Как заметил Эмерсон, по существу, "мы считаем себя бессмертными потому, что мы считаем себя годными для бессмертия". Речь идет о ценности личности, надежда на бессмертие которой и провозглашается религией. По сути, идея ада выносит за скобки земной жизни все негативные морально-нравственные проявления человека: эгоизм, ненависть, несправедливость, зло и осуждает их носителей на вечные страдания; а идея рая увековечивает альтруизм, любовь, справедливость, честь, добро и обещает добродетельным при жизни людям вечную благодарность Бога.В основе ценностных ориентаций религиозной личности лежит убеждение, что свое высшее и абсолютное выражение ценности имеют в Боге, который выступает как совершенные истина, справедливость, красота и т. д. Религиозные заповеди учат ценить человеческие добродетели и осуждают зло во всех его основных видах. Религия как социальный институт потому и существует тысячелетия, что за время своего существования выработала действенные механизмы морально одобряемого обществом примирения со сложностями земной жизни и смертностью человека. Но верить или не верить в Бога – личное дело каждого человека. В соответствии с законодательством РФ все граждане имеют право исповедовать любую религию, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Право и обязанность общества – требовать от личности морального поведения, а право и обязанность личности – вести себя в обществе в соответствии с морально-нравственными нормами и законом.

Человек общество культура

Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве«социальной наследственности », которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.Не менее важной являетсярегулятивная , илинормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.С уже названными тесно переплетаетсякоммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука, искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.Еще одна функция -ценностная, илиаксиологическая , - также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.Особого выделения заслуживаеттворческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше - во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).Второй подход , напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).Четвертый подход - марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.Первый тип - первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм - невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции - традиции и обычаи, обряды и ритуалы - находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкаетархаическое общество и культура - современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированиюгосударства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм - восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделитьдоиндустриальное общество и культуру , где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой сталоиндустриальное общество и культура , где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

Человек и природа

Природа – одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это – все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и человека, это своеобразное ядро вещи, совокупность существенных признаков, сторон вещи. Природа в узком смысле – естественная часть мира, естественная среда обитания человека.

В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек – ощущал свою слабость в противостоянии им.В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен Божественный план.В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была далее развита в Новое время . Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам.Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального производства в обеспечении их противоречивого единства, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало.Проблему единства человека и космоса обсуждали русские космисты XIX–XX вв . Современный человек, по мнению К. Э. Циолковского , не является завершающим звеном эволюции. «Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство». Наукой XX в. сформулирован антропный принцип , согласно которому ритмы Вселенной и человека близки или совпадают. Антропный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.Философы отмечают двойственную роль природы по отношению к человеку. В конце XX в. природа рассматривалась А. А. Богдановым как враг и в то же время – как полный тайн и загадок друг человека. По его мнению, необходимым дополнением «товарищеского сотрудничества» становится сотрудничество с природой.

Исходя из методологии ошибочно как преувеличивать роль природы, так и недооценивать её географических факторов. Вторая половина XX в. утверждает необходимость коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и человека, а также надобность сопоставлять цели, средства и последствия такой деятельности.

Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстаёт носителем коэволюции, целостности природы и общества.

Общество и его структура

В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек - его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т. п" имеющие свои интересы и особенности.

Эстетика как одна из специфических философских дисциплин зародилась еще в эпоху становления философии в Древней Греции, хотя сам термин «эстетика» введен в XVIII в. Эстетика отвечает на вопросы: что такое красота и как она связана с другими основополагающими философскими категориями, какова специфика и роль искусства в жизни человека и общества.

Прекрасное в произведениях искусства часто является отражением красоты природы и человека («отблеском» красоты как первофено- мена, по Гёте), оставаясь вместе с тем творением качественно нового мира, внутренняя гармоничность которого соответствует гармонической направленности души художника. Шеллинг различал органическое произведение природы как представляющее собой первозданную нерасчлененную гармонию и произведение искусства - гармонию, воссозданную художником после ее расчленения.

Искусство по самой сути своей является средством гармонизации психофизиологических процессов человеческой жизни, компенсаторным способом уравновешивания человека с окружающим миром, что проявляется уже в древних наскальных рисунках.

Аналогично тому, как различные виды искусства отражают и творят жизнь, процесс творчества в сфере формирования человеком материи состоит в изучении объекта, выработке идеального плана преобразования и воплощении его в жизнь. Поэтому для древних греков, скажем, положительный ответ на вопрос, имеет ли эстетическую значимость деятельность, связанная с созданием предметно-материального окружения человека, был столь же очевиден, как и ответ на вопрос об эстетической значимости самого мира.

Лишь в Новое время в западной культуре произошло разделение вещи и прекрасного, что означало разрыв между бытием и красотой. Причем творение красоты становилось уделом отдельных достаточно замкнутых отраслей духовной культуры, а бытие само по себе рассматривалось как эстетически нейтральное. Категория эстетического, так же как и категория художественного, имеет всеобщий характер и применима ко всем сферам человеческой деятельности, хотя в каждой из них имеет свое своеобразие и неодинаковые трудности актуализации. Эти трудности для современной техники больше, чем для современного искусства, именно из-за большей ее утилитарности. Иногда ссылаются на то, что современная техника не может удовлетворять эстетическим требованиям, потому что функционирует с использованием типовых конструкций и в ней преобладают экономические соображения. Не правильнее ли считать, что экономические соображения должны гармонировать с эстетическими, что, по-видимому, оптимально даже с точки зрения экономики?

Чтобы гармонизировать отношения между человеком и природой, техника может и должна стать эстетичной. Гармония есть добро и красота, и коль скоро между человеком и природой находится техника, последняя должна быть добром и красотой. Прекрасное - это и свободное творение художника, и атрибут объективного мира. Присутствуя в этих двух сферах, оно, несомненно, возможно и в сфере отношений между человеком и природой. Творя прекрасное, художник творит устойчивое, т.е. гармоничное. Понять, что красота - существенный аспект преобразования природы и что она является одной из сторон разнообразия, - главное в эстетических моментах экологической проблемы.

Красота имеет и онтологический смысл сама по себе, поскольку связана с полнотой и разнообразием мира, что необходимо для его устойчивости. Гёте так выразил онтологичность и вместе с тем гносеологическое значение прекрасного: «Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми» .

Искусство в целом можно рассматривать как творение нового живого целостного мира (человеческого и человечного). Тогда искусство в ныне превалирующем узком смысле предстает как творение идеального мира, а искусство в широком смысле - как творение не только духовной, но и материальной действительности. Эту роль может и экологически должна взять на себя техника, становящаяся искусством. В процессе синтеза науки, техники и искусства ученый становится одновременно конструктором и художником, так сказать, режиссером действительности.

Дизайн, художественное конструирование и сейчас демонстрируют примеры расширения границ эстетического. Техническая эстетика часто подчеркивает преимущественно субъективную сторону потребности в прекрасном, а именно то, что приятнее иметь дело с красивыми предметами, хотя через субъективное имеется переход к вещам объективным: работа в более красивой обстановке, поскольку таковая соответствует целостной природе человека, способствует, как показали эксперименты, повышению эффективности труда. Хочется подчеркнуть объективную сторону эстетизации техники, заключающуюся в том, что техника, чтобы стать средством гармонизации отношений человека и природы, должна вернуть свое исконное значение искусства, а производство - значение поэмы.

В истории взаимоотношений человека и природы сохраняются линии гармоничного взаимодействия. Д.С. Лихачев заметил, что русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту родной природы, «эстетику параллельных линий, идущих в унисон друге другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях» . Речь идет о красоте взаимоотношений между человеком и природой. Ее должны воплощать в жизнь наука, техника и искусство будущего, созидаемые человеком, ответственным за гармонию истины, добра и красоты.

Ф.М. Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение. Н.К. Рерих прибавил одно слово: «осознание красоты спасет мир». Если попытаться дать экологическую интерпретацию эстетической максимы Достоевского, то можно сказать: «творение красоты спасет мир». Спасет оно мир в силу своих онтологических потенций, а также потому, что творение красоты неразрывно связано с истиной, добром, любовью к человеку и миру, становлением целостной личности и утверждением гармонии человека и природы.

  • Гёте И.В. Максимы и рефлексии // Собрание сочинений: в 10 т. Т. 10. М.: Художественная литература, 1980. С. 427.
  • Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1984. С. 17-18.

Эстетика (от греч. - относящийся к чувству) - философская дисциплина. Ее предмет определяют по-разному. Часто эстетику считают философской наукой о красоте, прекрасном и возвышенном. Согласно более современному ее определению эстетика есть метанаука по отношению ко всему комплексу искусствоведческих дисциплин, как то литературоведение, музыковедение, теория театра, теория кино. Для введения читателя в курс обсуждаемых проблем, представим основные эстетические направления.

Таблица 8.1.

Итак, существует много эстетических направлений, некоторая их часть, причем в нарочито упрощенном виде представлена в табл. 8.1. Выше эти направления всего лишь констатировались. Но теперь пора поставить по-настоящему актуальный с философской точки зрения вопрос. Каким образом можно осмыслить сферу эстетического? Пора заняться поиском ответа на этот вопрос.

Абсолютное большинство философов считает, что в систематической форме эстетика была впервые изложена И. Кантом в его книге "Критика способности суждения" (1790). Его решающая идея состояла в том, что эстетический вкус, проявляющийся как склонность к тому или иному предмету, имеет свою априорную предпосылку в разуме, и ею является способность суждения. Внутри нас самих есть такая гармония, которая позволяет любое чувственное восприятие оценить как приносящее либо не приносящее удовольствие. Таким образом, эстетика подобно другим наукам имеет свои априорные предпосылки в разуме. Но, по Канту, эстетика в отличие от этики не вырабатывает некоторые цели, которые необходимо достичь. Суждение о красоте исключает интерес к цели. Она не инструментальна и абсолютна. Искусство бескорыстно, и в этом своем качестве оно всеобще. Всеобщее в искусстве выступает как общее чувство. "Во всех суждениях, в которых мы признаем что-то прекрасным, мы никому не позволяем быть другого мнения, хотя мы основываем наше суждение не на понятиях, а только на нашем чувстве, которое мы, следовательно, полагаем в основу не как частное чувство, а как общее". Как видим, Кант в своем стремлении обосновать эстетику в качестве философской дисциплины принизил понятия в пользу чувств. Сделал он это неслучайно. Многие деятели искусства при всяком удобном случае подчеркивают, что в отличие от науки искусство имеет дело не с понятиями, а с чувствами. После Канта эстетическая теория многократно пересматривалась, но, как правило, с учетом сделанного им. Обратимся и мы к наиболее актуальным в плане понимания природы эстетики вопросам.

Во-первых, несомненно, что в искусстве оперируют ценностями. О том, что герои литературных произведений руководствуются различными ценностями, не приходится спорить. Но концептуально-ценностным содержанием обладает любое произведение искусства. Если, например, блюз выражает меланхолию, одиночество и трагедию, то музыкальный марш - бравурность и торжественность. Эстетическая ценность- это всегда некоторый концепт, посредством которого интерпретируется содержание произведения искусства.

Во-вторых, как нам представляется, не следует эстетические ценности квалифицировать в качестве общих чувств. Концепты, к какой бы области они ни относились, всегда выступают в единстве чувства и мысли. Странно утверждать, что, например, знаменитые стихи К. Симонова "Жди меня" выражают чувства, но не мысли. Эстетические - это особые концепты, но отсюда не следует, что они лишены мыслительного содержания.

В-третьих, искусство представляет собой поле широчайшего варьирования ценностей. Обилие ценностей, характерное для искусства, не встречается в какой-либо другой области действительности.

В-четвертых, искусство имеет дело с вымыслом, все его миры являются исключительно воображаемыми. Нелепо утверждать, что реальная действительность должна быть перестроена в соответствии с некоторым произведением искусства. Среди деятелей искусства часто встречаются моралисты, а порой, как об этом свидетельствует случай с Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым, даже выдающиеся этики. Но это имеет место лишь постольку, поскольку эстетическим ценностям вменяются этические ценности.

В-пятых, крайне сомнительно, что искусство, как это часто утверждается, лишено критериев истинности. Рассматриваемое убеждение основано на том, что искусство не является описанием действительности и поэтому оно не может быть истинным или ложным. Но совсем не обязательно критерий истинности связывать с описанием действительности. Истина имеет место там, где проводится некоторая сепарация, что-то принимается и что-то отвергается. Такого рода процесс характерен для искусства не меньше, чем для другой области деятельности человека. Эстетическая истина- это разновидность прагматической истины, она устанавливается в соответствии с содержанием искусствоведческих теорий. Значимее то произведение, которое более искусно.

В-шестых, художник стремится создать искусное произведение. Следовательно, он руководствуется своеобразным принципом ответственности, который выступает как принцип искусности.

В-седьмых, люди, причастные к сфере искусства, оперируя концептами, непременно руководствуются некоторыми теориями. Строго говоря, эти теории являются не эстетическими, а искусствоведческими.

В-восьмых, потенциал философии реализуется при проблематизации и критике искусствоведческих теорий. В своей метафизической форме эстетика замещает искусствоведение. Его развитие приводит к переводу эстетики на метанаучный уровень. Системы соответственно К.С. Станиславского и Б. Брехта - это разновидности теорий театра. Но эти теории не лишены проблемного содержания. Чтобы с ним совладать, необходима философия, а именно эстетика.

В-девятых, разнообразный мир искусствоведческих ценностей группируется посредством определенных теорий. Он не может быть представлен одной категорией, например концептом красоты. Поэтому все попытки дать определение красоте обречены на провал.

В-десятых, противопоставление искусства, искусствоведения и эстетики науке является метафизическим пережитком. Его живучесть определяется недостаточно развитым характером современного искусствоведения и эстетики. Очень часто искусствоведение и эстетика просто-напросто отождествляются.

Итак, эстетика - это высококонцептуальная область философского аксиологического знания, которая, способствуя совершенствованию человека, занимает видное место в его жизнедеятельности. Что касается искусствоведческих ценностей, то они изобретаются. Если бы человек не обладал креативной способностью, то, надо полагать, вообще бы не было сферы искусства.

Искусствоведческие ценности могут вменяться другим концептам. Если это случается, то налицо вполне определенная интердисциплинарная связь. В этом отношении весьма показательным является статус дизайна, одной из сфер проектирования промышленных изделий. Концепты дизайна своеобразны, но они могут "нагружаться" искусствоведческим содержанием. Иногда к искусству приравнивают спорт. Но и это отождествление несостоятельно. Говорили, например, что шахматы для М. Таля- искусство, а для М. Ботвинника - наука. Но в матче друг с другом оба стремились к выигрышу, а это концепт спорта.

Следует отметить, что в плане интерпретации статуса эстетики современные философы весьма активны. Статус этики интерпретируется в соответствии с содержанием основных философских направлений.

Таблица 8.2.

Недостаток приведенных в табл. 8.2 концепций состоит в том, что все они не учитывают современное состояние искусствоведческих дисциплин (теорий театра, кино и т.п.). Но зато они актуальны в качестве интерпретаций этих дисциплин (их содержание в рамках данной книги не может быть рассмотрено).

В заключение параграфа обратимся к вопросу об актуальности искусства в жизнедеятельности людей. Само по себе искусство и его теории, как уже отмечалось, не ориентированы на переустройство действительности. Но тем не менее оно в высшей степени актуально. Объясняется это тем, что в рамках человеческой культуры эстетика является ближайшей соседкой этики. Сохранить их в изоляции друг от друга невозможно. Поэтому в той или иной форме эстетическое непременно нагружается этическим. Эстетика становится символом этики. В силу этого эстетика приобретает не только сугубо теоретический, но и практический характер. В тысячах фильмов повествуется о взаимоотношениях детективов и преступников. Ни один из этих фильмов не является руководством к поведению каких-либо реальных людей. Но зритель может интерпретировать их именно таким образом. В результате один берет пример с экранного преступника, а другой- с экранного детектива. Возможно, что режиссер фильма этого не желает, но зритель интерпретирует содержание фильма не по его указке, а в соответствии со своими собственными эстетическими и этическими представлениями.

Сфера эстетического (искусство, искусствоведение и эстетика), разумеется, не ориентирована однозначно на добро. В этом смысле афоризм князя Мышкина из известного романа Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир" не следует воспринимать в качестве научного закона. Сам Достоевский неоднократно отмечал, что с красотой часто связаны зло и позор. Мир спасет не красота, а бдительность людей, ответственно использующих потенциал субнауки и метанауки, в том числе эстетики и особенно этики.

Таким образом, сфера эстетического неоднозначна в этическом отношении. Далеко не все, что в ней происходит, заслуживает высокой оценки. В этой связи часто негативно оценивается поп-арт (популярное искусство, или массовая культура). Отмечается, что он в своей изменчивости подвержен моде, меркантильности, низкопробным вкусам. Согласно другой точке зрения, поп-арт представляет собой всего лишь повседневный образ жизни.

Довольно часто отождествляют сферу эстетического с культурой. Однако эта позиция не является доминирующей. К сведению читателей приведем смысл ряда культурологических терминов.

Таблица 8.3.

Человеческое общество за время своего существования создало разветвленную культуру Ее будущее зависит от людей. В его обеспечении нет более надежной опоры, чем наука и метанаука, особенно эстетика и этика.

  • - Намой взгляд, современное искусство недопустимо рассматривать вне экономики. И дело тут не в том, что экономика калечит искусство. Просто в эпоху развитых рыночных отношений искусство становится другим.
  • - Связь искусства с экономикой, конечно же, существует. Но, по-моему, Вы явно недооцениваете относительную самостоятельность искусства от экономики.
  • - Я не отрицаю эту самостоятельность. Но я не вижу ничего плохого в том, что люди искусства стремятся заработать много денег.
  • - Любыми средствами?
  • - Не любыми, а теми, которые эффективны с экономической точки зрения.
  • - Искусство- это не бизнес, а сфера деятельности людей, связанная с экономикой.
  • - Но почему бы не оценить искусство просто сферой бизнеса?
  • - В искусствоведении господствуют иные ценности, чем в экономике. И в этом все дело. Если все сферы жизнедеятельности людей свести к экономике, то получите общество, изображенное в кинофильме Г. Данелия "Кин-дза-дза".
  • 1. Искусство имеет дело с областью художественного вымысла.
  • 2. Искусствоведение - это совокупность теорий об искусстве. Оно удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к науке.
  • 3. Эстетика - это метанаука по отношению к искусствоведению.
  • 4. При метафизической интерпретации эстетики ею подменяют искусствоведение.
  • 5. Основными современными эстетическими направлениями являются авангардизм, модернизм и постмодернизм.
  • 6. В рамках каждого основного философского направления статус эстетики определяется по-особому.
  • 7. Эстетические ценности входят в состав искусствоведческих теорий.
  • 8. Эстетическое может быть символом этического.
  • 9. Будущее культуры человечества зависит от людей.

Эстетика как философская наука о прекрасном складывается в виде самостоятельной дисциплины лишь XVIII столетия. Немецкий философ Александр Баумгартен в 1735 году в диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» впервые употребляет термин «эстетика», образуя его из греческого «чувственное восприятие». Согласно мыслителю, эстетика -- эта наука о чувственном познании, которая дает возможность «проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира». Заслуга Баумгартена заключалась в том, что он нашел ключ к единству эстетической сферы, введя не только термин «эстетика», но и производное от него «эстетическое». С этого момента философское познание уже не расставалось с «эстетическим» как самостоятельной категорией, охватывающей весь предмет эстетики -- эстетическое отношение человека к миру. И хотя у Баумгартена понятие «эстетическая ценность» отсутствует, на подступах к нему находятся термины «эстетическая значимость», «эстетическое богатство», «эстетическое достоинство». Соединение «эстетического» с понятием «ценность» происходит в работе Иоганна Зульцера «Всеобщая теория изящных искусств»: «Художник, притязающий на подлинную славу, должен направить свое внимание на ценность эстетического материала». Следует отметить, что до этого «ценность» употреблялась лишь в морально-нравственном смысле.

Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

Было бы неверным полагать, что возникновение понятия «эстетическая ценность» привело к возникновению «пропасти» между эстетическим и этическим. Возводя понятия ценности в ранг философской категории, Герман Лотце показал, что высшая степень эстетической ценности неразрывна с нравственно-этической. Эстетическая ценность единства и многообразия, последовательности и контраста, напряжения и расслабления, ожидания и неожиданности, тождества и противоположности не заключается сама в себе. И если сложность, напряженность и расслабление, если неожиданность и контраст обладают эстетической ценностью, то эта ценность основывается на том, что все эти формы отношений и явлений являются необходимыми элементами в порядке мира, которые в своей взаимосвязи должны создавать неизбежные формальные условия для всестороннего осуществления добра.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим.

Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности -- возвышенное -- также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», -- с безобразным (уродливым) и низменным.

Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

Следует обратить внимание на противоречивую природу эстетических ценностей. Еще древние заметили несовпадение внутреннего и внешнего. Впервые в философии Платон ставит проблему отличия сущности красоты от ее проявлений. «Что такое прекрасное?» и «Что прекрасно?» -- вопрошает он. Различение между сущностью эстетической ценности и ее проявлением, между объективной и субъективной стороной ценности можно найти и в размышлениях Рихарда Авенариуса. Этот представитель эмпириокритицизма для пояснения своей мысли ввел понятие «Е-ценность», называя ее также «характером». По его определению, «Е-ценность» есть доступная описанию ценность, «раз она считается содержанием заявления другого человека». «Прекрасное» и «безобразное» мыслитель относит к «характеру», или «Е-ценностям», со всеми вытекающими из его интерпретации субъективистскими последствиями. Авенариус видит ценностную природу «этической и эстетической апперцепции»: «Каждая из них имеет целью определение ценности предмета, и результат этой оценки в виде предиката присоединяют к предмету, называя его хорошим или дурным, красивым или безобразным».

Однако сама ценность, по Авенариусу, сводится к позитивистски понимаемой целесообразности -- «принципу наименьшей траты сил». «Мы не покажемся, пожалуй, слишком смелыми, -- пишет от в «Философии как мышлении о мире согласно принципу наименьшей меры силы», -- если мы попытаемся свести и эстетическую ценность определенных форм к тому же принципу целесообразной затраты силы».

Оригинальную систему ценностей предложил психолог и философ Гуго Мюнстерберг. Эстетические ценности выражают самосогласованность мира. Они существуют на двух уровнях: на уровне жизненных ценностей и на уровне ценностей культурных. На первом уровне -- это предмет радости: гармония внешнего мира, любовь между людьми, чувство счастья в человеческой душе.

На уровне культурной ценности -- это ценности прекрасного, воплощенные в искусстве, воспроизводящем внешний мир (изобразительное искусство), раскрывающем связи между людьми (поэзия), выражающем внутренний мир человека (музыка). Красота как ценность воплощает эстетическое единство человека и мира. Она сверхиндивидуальна, но предполагает индивидуальное отношение -- стихийное на первом уровне и осознанное на втором.

Проблема эстетической ценности подробно исследуется таким неокантианцем баденской школы, как Ионас Кон. Он ставит задачу определить место эстетической области ценностей среди других видов ценностей -- «ценности приятного», логической, моральной сфер ценности, религиозной.

Мыслитель делит ценности на два класса:

  • 1) консекутивная ценность -- это то, что мы ценим как средство к цели;
  • 2) интенсивная ценность -- это то, что мы ценим ради него самого, поэтому степень и мера ценности лежит исключительно в самой этой вещи.

Эстетическая ценность является интенсивной ценностью, и это отличает ее от полезного. Но интенсивной ценностью в таком ее понимании являются также истина как логическая ценность и добро как ценность моральная. Для определения последующих различий в мире ценностей и выявления специфики эстетической ценности Кон сами «интенсивные ценности» подразделяет на 1) ценность имманентную, т. е. такую ценность, которая замкнута на своем внутренним значении; 2) трансгредиентную ценность -- ценность, указывающую в своем значении за пределы собственной области. Последней является ценность истины и нравственности. Эстетическая же ценность имманентна, это имманентно-интенсивная ценность, или ценность чисто интенсивная, т. к. имманентность представляет собою, в известной мере, добавление и восполнение интенсивности.

Следует согласиться с Коном в том, что эстетические ценности могут сочетаться с другими ценностями, образуя новые, «промежуточные ценности». Так, в прикладных искусствах и архитектуре «эстетическая ценность действует совместно с полезностью». «Промежуточной» ценностью являются «нравственная красота», «красивое решение математической задачи», «художественная правда».

Как мы видим, существует большое множество концепций эстетических ценностей. Этот аксиологический плюрализм выражает сложность самого изучаемого явления и подчеркивает актуальность вопроса о специфике эстетических ценностей.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считают высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих

друг друга установок, отражающих разные системы ценностей.

Одна из наиболее древних - гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека.

Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников.

Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И.Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как Ф. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел и др. бурные социальные потрясения, появления возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.

Известное выражение Ф.М.Достоевского - «Красота спасет мир» - нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине 18в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов, самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.

Эстетические ценности - это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием красоты и гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис», означающего чувственное восприятие. Эстетика - как особая философская наука - подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.

Красота и Гармония - основные эстетические ценности. Они выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой.

К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое . Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, т.е. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини - Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.

Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повседневности, быта, суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения - все это лики возвышенного.

Трагическое - категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история - это войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы, такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса .

Катарсис - очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, которое закаляет человека, вселяет в него мужество и стойкость. Это - как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического - это школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.


Однако переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического . Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического - смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Умение отнестись с юмором к себе самому - первый шаг в преодолении недостатков.

Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные , лежащие в основе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.

Таким образом, содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.