Затонул теплоход булгария. "Булгария", теплоход: крушение судна

Сегодняшний воскресный день омрачен сообщением из Татарстана, где на крупнейшем водохранилище Волги — Куйбышевском — при невыясненных пока обстоятельствах утонул пассажирский теплоход «Булгария». К этому моменту известно о 84 спасенных и об одном погибшем. Таким образом, официально неизвестной остается судьба еще 102 человек.

Теплоход принадлежал компании «Агроречтур» и выполнял так называемый рейс выходного дня. Накануне вечером «Булгария» вышла из Казани и в 7 утра сегодня пришвартовалась в городке Болгар.

Пассажиры вернулись на судно около 11 утра. Оно вышло в обратный путь и спустя пару часов по невыясненным причинам затонуло напротив деревни Сюкеево. Несмотря на то, что все произошло на реке, по сути Куйбышевское водохранилище — это пресноводное море. От места катастрофы до берега около 3 км, глубина там 20 метров. Сообщается, что на борту было много пассажиров с детьми.

Глава МЧС Сергей Шойгу проинформировал Дмитрия Медведева о ходе спасательных работ на месте катастрофы. По сообщению пресс-службы Кремля, министр по телефону доложил президенту о принимаемых мерах по спасению пострадавших и в целом о спасательной операции. Также МЧС отправляет в Татарстан самолет Ил-76 с водолазами и спасателями.

Дмитрий Медведев поручил главе республики оказать всю необходимую помощь пострадавшим, главе следственного комитета Александру Бастрыкину — создать специальную следственную группу.

Управление МЧС по Татарстану открыло «горячую линию», по которой сейчас можно узнать о судьбе находившихся на теплоходе пассажиров и членов экипажа.

(843) 227–46 -55
Телефон горячей линии МЧС по Татарстану, по которому можно сейчас узнать всю информацию о выживших
.

Алексей Маврин, корреспондент, специально для НТВ : «Я нахожусь прямо на берегу в зоне видимости места кораблекрушения. Прямо примерно в километрах 2,5 от меня находятся несколько судов, которые и очерчивают место предполагаемого кораблекрушения. Судно „Булгария“ затонуло примерно в 8 километрах от берега. И сейчас находится на дне, на глубине в 20 метров. Корабль затонул не более чем за пять минут, но большинству находившихся на борту удалось спастись либо в спасательных шлюпках, либо надев спасательные пояса и жилеты. Около полусотни человек могло поднять на борт следующее по тому же курсу туристическое судно».

Пострадавшим пытаются помогать сотрудники МЧС. Идет обследование близлежащих островов. По свидетельству очевидцев, прогулочное судно «Булгария» попало в шторм и перевернулось.

Светлана Имякина , директор ООО «Аргоречтур»: «Ничего не известно. Сейчас теплоход „Арабелла“ придет. Было на глазах все перед „Арабеллой“. Связи пока с ними нету. Теплоход экономкласса. Ремонт, ремонтные работы были проведены. Он отходил 18 числа в рейсы. Все было нормально, все замечательно. Что случилось, я не знаю».

У нас есть лишь отрывочные данные о погоде, которая была в момент происшествия. Со слов очевидца мы знаем, что погода была нормальная, временами шел дождь, была гроза. Но в целом все было нормально, особого волнения на водохранилище не было.

Информация о количестве спасенных постоянно меняется. Пока с уверенностью можно говорить о 85 пассажирах и членах экипажа. размещен на сайте МЧС Татарстана.

О затонувшем судне известно, что это теплоход «785-го проекта», построенный в Чехословакии в далеком 1955 году. То есть он был практически музейным экспонатом. И раньше этот дизель-электроход носил другое название — «Украина».

«Булгария» совершала один из туров выходного дня. Казань — Булгар и обратно. Двухдневная поездка по сходной цене: билеты стоили от 1200 до 5000 рублей. Почему судно затонуло на обратном пути, пока не ясно, однако на интернет-форумах бытовало другое мнение: странно, что этот дизель-электроход вообще до сих пор эксплуатируется.

С 2003-го по 2010 год старенькую «Украину» вообще никто не эксплуатировал, но в 2010-м ее переименовали в «Булгарию», и она отработала сезон на компанию «Водофлот». Отзывы туристов были, мягко говоря, не очень. И если верить интернет-форумам, то всего несколько дней назад с «Булгарией» произошло следующее: за время рейса трижды глох двигатель. В последний раз — за 100 метров до причальной стенки казанского порта.

Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги на путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было.

На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую. Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии.

Туроператоры, продававшие билеты на круизы «Булгарии», уверяли, что судно отвечает всем требованиям безопасности. И уже завтра судно-ветеран должно было отбыть в недельный круиз по маршруту Казань — Самара — Волгоград.

Большинство пассажиров «Булгарии» не были застрахованы, поскольку страховка не входила в стоимость билета. Распространением билетов занималась, в частности, компания «Интур Волга». Там было приобретено большинство мест.

Как отмечает корреспондент НТВ Сергей Морозов , в России эксплуатируется еще несколько таких судов, в том числе два — на Волге. По словам специалистов, конструктивная особенность этой серии теплоходов — отсутствие внутренних водонепроницаемых переборок. Так, в случае большой пробоины в днище судно тонет за считанные минуты. Не исключено, что именно это произошло сегодня.

А сейчас два самых главных вопроса . Первый: что с людьми, которые числятся пропавшими без вести? И второй: почему же затонул теплоход? Ответы на эти вопросы будут искать специалисты сразу нескольких ведомств. В Росморречфлоте сообщили, что его руководитель Александр Давыденко уже вылетел в Казань, к месту трагедии отправился и замруководителя Ространнадзора Владимир Попов.

В Министерстве по чрезвычайным ситуациям собрали экстренное совещание

Егор Колыванов, корреспондент НТВ : «Да, до сих пор сейчас в здании МЧС проходит заседание оперативного штаба, который будет работать до окончания спасательно-поисковых работ на месте происшествия. Постоянно на связь с Москвой выходят штабы в Татарстане и в Приволжском округе и сообщают последнюю информацию».

Ирина Андрианова , начальник управления информации МЧС Рф: «На месте сейчас продолжаются поисково-спасательные работы, работает 80 человек, 22 единицы техники, помимо теплохода „Арабелла“, сейчас к месту гибели теплохода „Булгария“ прибыли еще 2 теплохода. Это теплоход
„Риф“ и теплоход „Остров“. Кроме того, в ближайшее время туда прибудут еще 2 патрульных теплохода».

В оперативном штабе МЧС также не смогли объяснить или назвать причину того, почему затонул теплоход «Булгария», но по крайней мере нам не подтвердили информацию о том, что теплоход перевернулся.

В 19:30 из Раменского вылетит самолет Ил-76 с 30 людьми на борту — это спасатели и водолазы, которые вот будут проводить эту спасательную операцию. Также на борту самолета будет специальное водолазное и поисковое оборудование. Сейчас самого теплохода не видно — только огромное масляное пятно на поверхности воды.

Большинство пассажиров судна — жители Казани. Их родные и близкие, узнав о происшедшем, стали собираться в Казанском речном порту, куда должен был вернуться теплоход.

В Следственном комитете России сообщили, что по факту ЧП с теплоходом «Булгария» уже возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения водного транспорта и эксплуатации судов».

Источник в следственных органах сообщил ИТАР-ТАСС: «Согласно предварительным основным версиям, судно могло затонуть либо из-за того, что было слишком старым. Не исключена и версия перегрузки. Какой-либо информации о возможном столкновении судна нет».

Это уже не первое крупное кораблекрушение на реке. Всего полгода назад по вине пьяного штурмана теплоход на Амуре врезался в берег. Но более известна катастрофа теплохода «Александр Суворов». В 83-м году он среди ночи врезался в полет моста в Ульяновске. Погибли сотни людей. Тогда в ходе расследования выяснилось, что теплоход был перегружен: на нем находилось гораздо больше пассажиров, чем было заявлено.

"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель‑электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).

Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1.9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров , максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель‑электроход имел класс Речного регистра "О" (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы .
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.

При постройке дизель‑электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ "Украину" ("Булгария") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
До 2003 года судно эксплуатировалось в Перми различными турфирмами. В 2003 году "Камское речное пароходство" по экономическим причинам отказалось от использования дизель‑электрохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году корабль прошел доковый ремонт, в 2007 году его вновь спустили на воду.
Каждый год, начиная с 2007-го, у теплохода был новый арендатор .

В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в июне 2011 года сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан).
Судно бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизель‑электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.

9 июля 2011 года дизель‑электроход "Булгария" вышел из Казани в город Болгар в двухдневный круиз выходного дня. У судна был крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек — пассажиры.

10 июля 2011 года начавшаяся гроза со шквалистым ветром , возвращавшийся из Болгар в Казань, на правый бок.
Несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и в считанные минуты в трех километрах от берега в районе села Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана на глубине 20 метров.

Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Сигнал бедствия с "Булгарии" подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена.

Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними.
Через некоторое время после крушения теплохода мимо спасшихся пассажиров прошло два грузовых судна — сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский‑66", капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Спасшиеся после крушения "Булгарии" продержались в воде около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", который и спас оставшихся в живых людей.
Сразу после крушения началась поисково‑спасательная операция, которая продолжалась 16 суток.

25 октября 2011 года теплоход "Булгария" как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении — Камскому речному пароходству. Корабль с помощью толкачей был отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.

За неоказание помощи терпящим бедствие сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский‑66" Александр Егоров, которые, находясь в районе крушения "Булгарии", по мнению суда, не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.

10 июля 2012 года в годовщину трагедии на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана в память о погибших на теплоходе "Булгария". Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Теплоход проекта «Булгария». Справка

Собственник теплохода : ОАО «Камское речное пароходство»;
Арендатор : ООО «Бриз»;
Субарендатор : ООО «АргоРечТур»
Основные характеристики
Год выпуска : 1955
Количество палуб : 2
Скорость хода : 20,5 км/ч
Мощность двигателя : 273 кВт
Количество двигателей : 2
Класс речного регистра : "о"
Пассажировместимость : 233
Длина : 80,2 м
Ширина : 14 м
Осадка : 1,9 м

По данным туристических агенств, пассажировместимость после модернизации - 140 чел.

Cамым запоминающимся событием в истории бывшего теплохода «Украина» (ныне «Булгария») стало ее участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году . Дизель-электроход «Украина» и 12 аналогичных судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией. После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда вернули в эксплуатацию.

12 июля

15:00
Подняты тела 82 погибших. Против гендиректора ООО «АргоРечТур» Светланы Инякиной и старшего эксперта Камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ «Выполнение или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Согласно этой статье, если деяние повлекло за собой смерть двух и более лиц, наказание может включать в себя до 10 лет лишения свободы.

14:00
Гендиректор ОАО «Камское речное пароходство» (собственник теплохода) Валерий Кирчанов опровергает слухи о том, что владелец компании Михаил Антонов бежал за границу. Кирчанов особенно подчеркивает: «В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность ».

13:00
Названы официальные дата и время подъема затонувшего теплохода на поверхность - 16 июля, 17:00.

12:00
Официальное число признанных погибшими - 71 человек. В Речном порту города Казани началась гражданская панихида в память о жертвах трагедии. Разыскиваются два судна, прошедшие мимо тонувшей «Булгарии» и не оказавшие пострадавшим никакой помощи - капитаны судов будут привлечены к ответственности.

10:30
Водолазы сообщили о готовности войти в музыкальную комнату затонувшего теплохода, где на момент катастрофы находилось около 30 детей. Следственным управлением СКР по Пермскому краю производится выемка документов у владельца «Булгарии» - ОАО «Камское речное пароходство»

08:30
Опознаны тела капитана «Булгарии» Александра Островского и его жены.

07:30
Управление информации МЧС РФ сообщило о завершении разработок проекта по подъему «Булгарии» на поверхность. Представитель управления особенно отметил, что разработкой проекта занимался Санкт-Петербургский НИИ Минобороны РФ - они же разрабатывали проект подъема подводной лодки «Курск».

По данным агенства РИА-Новости, общее число жертв - 54 человека.

В ходе совещания с руководителями профильных министерств и ведомств президент Дмитрий Медведев потребовал « провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров». Чиновники и надзорные органы также обязаны будут проследить, чтобы судовладельцы в срок проводили капремонт или же выводили транспорт из эксплуатации.

В России, кроме «Булгарии», в эксплуатации до последнего времени находятся еще 4 судна проекта 785. Это теплоход «Композитор Глазунов» (его сегодня уже задержали в Саратове «для проверки»), теплоход «Петр Алабин» (в данный момент находится в рейсе «Самара-Чебоксары-Самара») и теплоход «М. Ю. Лермонтов» (использует ОАО «Пассажирречтранс» для перевозок по маршруту Красноярск-Дудинка) и «Римский-Корсаков» (до недавнего времени ходил регулярными маршрутами по Иртышу и Оби).

РИА «Новости»: «В настоящее время с затонувшего теплохода подняты тела 49 погибших. Таким образом, общее число жертв трагедии на данный момент составляет 50 человек», - сказал собеседник агентства, добавив, что тело одной погибшей было обнаружено на поверхности воды.

С места крушения теплохода «Булгария» к настоящему моменту поднято 40 тел, об этом сообщил на селекторном совещании глава МЧС России Сергей Шойгу. Среди поднятых погибших 26 женщин, 10 мужчин и 4 детей. К поисково-спасательным работам привлечено 89 водолазов и 5 врачей. Пока специалистами обследовано лишь 30 процентов судна.

«Вечерняя Казань» установила личность капитана «Булгарии». Им оказался 55-летний Александр ОСТРОВСКИЙ , более 20 лет работавший капитаном в Казанском речном порту: «В речном порту его характеризуют как профессионала высокого уровня. В 2000 году Островский уволился из речного порта и перешел на работу в частные фирмы – стал возить туристов по туристическим маршрутам. Работники речного порта исключают возможность крушения по вине капитана».

В списках спасенных (уточненных МЧС на 17:30) фамилия капитана не значится.

В последний раз «Булгарию» серьезно ремонтировали в 2007 году, а эксплуатировалось оно на основании выданного Камским филиалом речного регистра в Перми заключения о годности к плаванию, - сообщает газета «Вечерняя Казань». Очередной капитальный ремонт теплоход должен был пройти по завершении навигации 2011 года.

Туркруиз по Волге, в результате которого затонуло судно «Булгария», осуществлялся незаконно. У перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров, заявил сегодня в ходе заседания оперативного штаба по ЧС представитель Приволжской транспортной прокуратуры. По его словам, установлено, что судно «Булгария» приписано к Камскому речному пароходству в Перми. Теплоход был передан в аренду ООО «Бриз», а оно в свою очередь передало судно в субаренду некой гражданке (речь, видимо, идет о владельце ООО «АгроРечТур» Светлане Имякиной - Ю.Ч. ). 25 мая «АгроРечТур» представил документ на получение лицензии на право перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, однако не успел его получить.

В ходе заседания оперативного штаба начальник отдела информации федеральной противопожарной службы МЧС республики Татарстан Рустам Минниханов сообщил, что по последним уточненным данным на борту могло находиться 208 человек. Вскоре после катастрофы называли гораздо меньшее количество - 175 человек: столько пассажиров и членов команды могло находиться на судне, если исходить из купленных путевок и штатной грузоподъемности. Позднее выяснилось, в Болгаре взяли на борт людей, которым нужно было добраться до Казани.

По последней пока информации (на 11 часов утра) спасено 79 человек: 50 туристов, 23 члена экипажа, 6 человек, не зарегистрированных на рейс. Обращает на себя внимание тот факт, что из 33-х членов экипажа спаслось большинство. Подтвержденное количество погибших составляет 13 человек.

По словам Рустама Минниханова, на месте трагедии работают 28 водолазов, в ближайшее время их количество увеличится. Условия для отдыха и проживания водолазов будут обеспечены на борту теплохода «Арабелла», прибытие которого к месту трагедии ожидалось в 13 часов. Это то самое судно, экипаж которого обнаружил вчера потерпевшую бедствие «Булгарию», поднял из воды и доставил в Казань абсолютное большинство ее спасшихся пассажиров.

МЧС РФ в течение нескольких часов планирует организовать работу по подъему со дна Волги затонувшего теплохода "Булгария", заявил в ходе селекторного совещания глава МЧС РФ Сергей Шойгу. До 15:00 будет организована работа по планированию подъема со дна затонувшего теплохода "Булгария". Из Волгограда к месту затопления судна должны прибыть два спецкрана.

Следователи обнаружили, что «Булгария» вышла в рейс неисправной.

Приволжское следственное управление на транспорте Следственного комитета России установило, что еще при выходе из Казани теплоход имел неисправность главного левого двигателя, но несмотря на это, судно вышло в двухдневный рейс. Также было установлено, что при выходе 10 июля в 11 ч. 15 мин. из Болгар в направлении Казани у теплохода имелся правый крен, что могло быть следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и т.п.

Штормовое предупреждение 10 июля не объявлялось (скорость ветра ожидалась до 18 м\с). Однако в ходе допросов члены команды заявили, что «в момент маневра и запрокидывания теплохода погодные условия резко ухудшились и подул шквалистый ветер». Захлестыванию воды в трюм могли способствовать и открытые нижние иллюминаторы.

Проведены допросы спасенных пассажиров и членов команды по обстоятельствам происшедшего, выемки документации у эксплуатанта (субарендатора) судна - ООО «АргоРечТур», а также у владельца судна - ОАО Судоходная компания «Камское речное пароходство» и арендатора судна - ООО «Бриз». Продолжается осмотр места происшествия. Работа водолазов осложняется сильным течением, плохими погодными условиями и вытеканием топлива из корпуса судна.

По состоянию на 11 часов утра 11 июля в результате аварии на судне «Булгария» погибли 12 человек, из них трое мужчин, одна девочка и остальные женщины. Спасены 80 человек.

В больницах Татарстана продолжают лечение 8 пассажиров затонувшего теплохода. Самой старшей пациентке - 61 год, самому молодому - 25 лет. В эти минуты в травматологическом отделении РКБ начинает работу консилиум врачей, которые следят за состоянием шести спасенных с "Булгарии".

Ещё пятерых пострадавших ночью после осмотра отпустили домой. Пытаясь выбраться с тонущего теплохода, люди получили ушибы и резаные раны. Однако их психологические травмы - серьезней физических, - считают врачи.

Все госпитализированные в РКБ - жители Татарстана, а вот 61-летняя пассажирка из Волгограда Нина Чеснокова сейчас проходит лечение в БСМП-1. По данным минздрава республики, ее состояние - удовлетворительное.

В Республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ опознан один труп. Это – Зиятдинова Г.Р., 1985 г.р. Ожидается, что в ближайшее время в бюро будут доставлены еще 6 трупов и будет произведено опознание.

В морг республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы в Казани вот-вот начнут поступать тела первых жертв с затонувшей «Булгарии».

В Приволжском следственном управлении на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по факту аварии возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта).

Список погибших на теплоходе «Булгария» увеличился до 9 человек.

«Подняли тела двух мужчин, одного ребенка, пяти женщин, плюс одна женщина, обнаруженная вчера. Всего девять человек», -сообщил начальник отдела информации федеральной противопожарной службы МЧС республики Татарстан Марат Рахматуллин.

К спискам незарегистрированных пассажиров добавились три женщины и трое детей и еще один член экипажа, родственники которых позвонили на телефон горячей линии.

8.00

По данным оперативного штаба ГУ МЧС РФ по РТ и по последним данным, которые поступили на телефон горячей линии от родственников тех пассажиров, которые в момент аварии находились на судне, на теплоходе первоначально было 199 человек, из них 148 пассажиров, следующих на теплоходе по путевкам.

Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров спасены 6 человек.

По состоянию на 8 часов утра 11 июля список погибших увеличился до 8 человек. Вместе с тем к спискам незарегистрированных пассажиров добавились три женщины и трое детей и еще один член экипажа, родственники которых позвонили на телефон «горячей линии»

На 7 часов утра водолазами «Центроспас» и Центр «Лидер» в зоне бедствия на поверхность поднят труп еще одной женщины. Всего на данный момент среди погибших числятся 6 человек. Напомним, 80 человек спасены и 101 человек считается пропавшим без вести.

6.00

На 6.00 часов утра списки спасенных пополнились гражданами, которые находились в момент крушения судна на борту, но не были зарегистрированы.

5.00

В 5.20 в район бедствия от берега отплыл катер с водолазами "Центроспас" и "Лидер" для извлечения тел погибших из затонувшего судна "Булгария" на поверхность.

В 5.55 в аэропорт "Казань" прилетел борт из Краснодара с 12 водолазами и двумя системами для видеонаблюдения под водой. Также ожидается помощь 9 спасателей из Уфы и мобильный водолазный комплекс с барокамерой.

4.00

На 4 часа утра 11 июля найдены тела еще четверых утонувших, среди которых один ребенок/

Погибшими во время крушения теплохода «Булгария» считаются 5 человек. Всю ночь и утро 11 июля на месте ЧС работают 307 человек и 73 единицы техники, из них 234 личного состава МЧС РТ и 37 единиц техники. На 4 часа спасено 80 человек, из них один пострадавший в больнице, двое добрались до Казани на метеоре и остальные на теплоходе «Арабелла», трое погибло и 103 пропавших без вести.

Из Москвы прилетел самолёт со спасателями «Центроспас» - 17 человек и «Лидер» -16 человек.

21.00

В речной порт г. Казани прибыл теплоход «Арабелла» со спасенными на борту. В речном порту с родственниками и спасенными работают психологи МЧС РТ и Минздрава РТ.

16.58

«Вести» сообщают, что удалось спасти 169 человек. Новость до сих пор висит на сайте:
Ссылка: www.vesti.ru/doc.html?id=504460

В акватории Куйбышевского водохранилища идет спасательная операция.

По состоянию на 16.00 часов с теплохода спасены 85 человек из 188 находившихся на теплоходе, из них 150 пассажиров и 38 человек персонала. Их переправляют в Казань на 3-х палубном судне «Арабелла»,на метеоре. Также из Казани выехал теплоход ОМ-249. Одного пострадавшего доставили в районную больницу г. Булгар, одна женщина утонула.

14.00

В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от диспетчера движения Казанского водного пути поступило сообщение от капитана проходившего теплохода о том, что у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района потерпел бедствие и затонул прогулочный теплоход «Булгария», на борту которого находились, по предварительным данным, 22 человека. Теплоход «Булгария» следовал рейсом из г. Болгар в Казань.

13.30

Момент катастрофы. Судно накренилось на правый борт, черпнуло воды и затонуло за 3 минуты. Многие пассажиры не смогли выбраться из кают. Почти все дети были собраны для проведения детского праздника в каюте на корме.

По материалам газеты «Вечерняя Казань»: «Как сообщают очевидцы, причиной кораблекрушения стал сильный шторм, в результате которого пароход с креном и буквально за 3 минуты ушёл под воду. Перед катастрофой лил сильный ливень, но больших волн не было ».


В ролике LifeNews, где реконструируются собятия катастрофы, неверно показано, что «Булгария» до Болгара не дошла. На самом деле корабль затонул на обратном пути из Болгара в Казань .

«Булгария» вышла в обратный рейс из Болгара в Казань .

Сообщение на сайте компании-туроператора, реализующей путевки на рейс теплохода «Булгар»:

«ООО «ИнтурВолга» с сожалением сообщает, что рейсы на тх «Булгария» в навигацию 2011 года не состоятся в связи с аварией теплохода ».

В настоящее время сообщение удалено с сайта, однако кэш интернет-поисковика «Гугл» сохранил его в памяти: (см. иллюстрацию)

По расписанию, именно в это время теплоход «Булгария» отправился из Казани в Болгар.

16.00

В 16.15 в ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды поступило штормовое предупреждение об опасном метеорологическом явлении следующего содержания: «В ближайший час, с сохранением вечером 9 июля, ночью 10 июля 2011 г. местами по РТ и в Казани ожидаются грозы, сильные ливневые дожди, шквалистые усиления ветра 22 – 27 м/с, крупный град. В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок.»

Основная новость на сайте «Вечерней Казани»: «Теплоход из Перми вчера около 40 минут «кружил» у речпорта и не причаливал. Пассажирам такую задержку никак не объяснили» .

«Нам ничего не объяснили, - делится одна из тех кто был на судне Галина. - Все люди устали с дороги, было душно и хотелось уже побыстрее попасть домой. Говорили, что-то сломалось. Но никакого объявления не было».

В справочной Казанского речного порта комментировать ситуацию отказались»

«Старая калоша, помпезно именуемая «Булгария», по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!).

Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи .

В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую).

Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры - люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание.

За 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый "сервис"!»

Теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным – по заявлению Минтранса.

По некоторым данным, в 2003-2009 гг. судно не эксплуатировалось вообще. По другим - после переоборудования в 2007 г. дизель-электроход начал выполнять туристические рейсы из Казани.

По материалам газеты «Вечерняя Казань», телеканала Vesti.Ru, сайтов МЧС, новостных агентств, сообщениях в Twitter и Livejournal подготовили:

Юлия Черненко

"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель‑электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).

Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1.9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров , максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель‑электроход имел класс Речного регистра "О" (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы .
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.

При постройке дизель‑электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ "Украину" ("Булгария") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
До 2003 года судно эксплуатировалось в Перми различными турфирмами. В 2003 году "Камское речное пароходство" по экономическим причинам отказалось от использования дизель‑электрохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году корабль прошел доковый ремонт, в 2007 году его вновь спустили на воду.
Каждый год, начиная с 2007-го, у теплохода был новый арендатор .

В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в июне 2011 года сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан).
Судно бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизель‑электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.

9 июля 2011 года дизель‑электроход "Булгария" вышел из Казани в город Болгар в двухдневный круиз выходного дня. У судна был крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек — пассажиры.

10 июля 2011 года начавшаяся гроза со шквалистым ветром , возвращавшийся из Болгар в Казань, на правый бок.
Несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и в считанные минуты в трех километрах от берега в районе села Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана на глубине 20 метров.

Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Сигнал бедствия с "Булгарии" подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена.

Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними.
Через некоторое время после крушения теплохода мимо спасшихся пассажиров прошло два грузовых судна — сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский‑66", капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Спасшиеся после крушения "Булгарии" продержались в воде около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", который и спас оставшихся в живых людей.
Сразу после крушения началась поисково‑спасательная операция, которая продолжалась 16 суток.

25 октября 2011 года теплоход "Булгария" как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении — Камскому речному пароходству. Корабль с помощью толкачей был отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.

За неоказание помощи терпящим бедствие сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский‑66" Александр Егоров, которые, находясь в районе крушения "Булгарии", по мнению суда, не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.

10 июля 2012 года в годовщину трагедии на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана в память о погибших на теплоходе "Булгария". Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

"Там катер затонул"

Там в Татарстане какой-то катер затонул, человек шесть пострадали, - такую информацию изначально получил ряд СМИ от своих корреспондентов. Двухпалубный дизель-электроход ушёл под воду в двух километрах от берега, в самом широком месте на Волге. Издалека его можно было принять не то что за катер - за надувную лодку.

Ужасные подробности начали поступать ежеминутно: изначально сообщалось о 10 погибших, затем о 20, 30, 50. Десятки "пропавших без вести", надежды - "а вдруг найдут?".

Ещё через час появилась информация, что тревога-то ложная!

Все спасены. Мимо проходило судно, которое увезло пассажиров на ближайший остров, - счастливо твердили родственники.

Не появилось. Не увезло. В течение суток стало понятно, что люди действительно погибли и что жертв много. Страшные подробности стали понятны в течение ближайших дней.

"Пьяные" рейсы

Подобные короткие рейсы называют "пьяными". Дело в том, что пассажиры часто приезжают к посадке уже подшофе, а выходят ещё нетрезвыми. Основная категория пассажиров на таких рейсах - это родители с детьми или коллеги шумной компанией. Первые любуются красотами, их детей развлекают в игровой комнате (чаще всего один из залов на верхней палубе), затем они выходят на экскурсию и возвращаются домой.

Вторые развлекаются до упаду. Как они умудряются сойти с борта - половина экипажа порой просто поражается. Но речь не об этом.

В такой выходной расслабленной обстановке меньше всего хочется думать о собственной безопасности. Ну что может случиться на Волге - главном месте отдыха для большинства местных жителей. Ну и что, что берегов не видно? "Что тут плыть" - в крайнем случае.

Какая безопасность?

Разумеется, большинство пассажиров не стали даже задумываться о спасательных жилетах. А когда выяснилось, что их нет, было слишком поздно.

Позже спасшиеся пассажиры вспоминали, что никакого инструктажа по безопасности не было. Хотя каждый рейс капитан или старпом обязаны рассказать пассажирам, куда бежать и как спасаться в случае ЧП. Кто вас должен эвакуировать, в конце концов, и где искать спасательные жилеты.

На самом деле возможно, что инструктаж был, но многие на него не попали. Как правило, его проводят на верхней палубе или в музыкальном зале в самом начале рейса. Продолжается рассказ минут 15. О начале инструктажа объявляют по всему борту. Только многие к тому моменту готовятся к ужину, раскладывают вещи в каютах.

О погоде

Вообще, в обе стороны от Самары - как на Саратов, так и на Казань - идти бывает страшновато. Оставим научные объяснения морякам, от себя скажу лишь, что, бывает, качает по-страшному. Бывают ситуации, когда суда кренятся так, что летит со столов посуда. Причин множество - от неаккуратного спуска в шлюзах до высоких волн. Но экипаж сочувствует официанткам и пассажирам, прося подождать. Скоро всё закончится.

Когда "опасное место" проходят, теплоход спокойно следует дальше. Повторюсь, подобные ситуации бывают далеко не на каждом теплоходе и далеко не каждую навигацию. К примеру, на четырёхпалубниках это вообще один случай на миллион.

10 июля 2011 года была скорее неприятная погода - дождь, ветер, гроза. "Страшный шторм на Волге", - писали СМИ шесть лет назад. Какой страшный шторм, это что, Чёрное море? Океан? Да, волны были, но не более. Даже штормовое предупреждение не объявлялось, хотя в Казани к этому относятся очень трепетно. При малейших переживаниях борт могут не выпустить из речпорта.

Скорее всего, "Булгария" спокойно бы добралась до Казани, если бы не техническая неисправность - судно шло с креном на правый борт. Причём теплоход косило как минимум с 2010 года, о чём не раз позже вспоминали члены экипажей других теплоходов.

В тот момент, когда "Булгария" входила в левый поворот у села Сюкеево Камско-Устьинского района, при перекладке рулей теплоход получил дополнительный динамический крен на правый борт.

Вот как момент описывали эксперты: "При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за одну минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом "на ветер". Для этого рули были положены на 15T влево. В результате крен увеличился, суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Произошло резкое увеличение крена, после чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.

Очевидцы вспоминали, что судно ушло под воду минут за пять максимум. Возможно, поэтому его изначально с берега приняли за катер. Ну не мог же теплоход более чем на 200 посадочных мест уйти вот так просто на 20 метров под воду.

Вариантов не было

Сигнала о бедствии никто не подавал даже по борту. Кому успели сказать члены экипажа, кто успел выскочить на палубу и прыгнуть на собственный риск, те и спаслись. В чём опасность прыгать за борт: во-первых, винты, под которые может затянуть. Во-вторых, судно уходило под воду, образовывалась воронка. Надо быть неплохим спортсменом, чтобы выгрести из неё.

Но вариантов у людей не было, плюс желание выжить творит чудеса. В катастрофе спаслись 79 человек: 50 пассажиров, 23 члена экипажа и шесть незарегистрированных. Позже стало известно, что всего на борту работало 33 человека.

Многие дети в момент крушения находились в музыкальном салоне. На некоторых из них успели надеть жилеты, но вывести на палубу - нет. Кого-то нашли в коридоре, других в музсалоне. Узнав об этом уже на берегу некоторые родители бросались обратно в воду. Спасатели и очевидцы до боли в руках держали матерей, которые были готовы не раздумывая броситься в воду, ослабь только хватку.

Немного об экипаже

Семья Лебедевых трудилась на "Булгарии" всей семьёй: отец Сергей - боцманом, его жена Алёна - поваром (экипаж), дочь Даша - официанткой, сын Саша стажировался в команде. Когда стало понятно, что судно не дотянет спасительные метры до мели, Сергей стал выкидывать людей за борт. Он прыгнул в последний момент, но потом вернулся под воду. Мужчина спас не менее шести человек ценой собственной жизни.

"Я только помню, что надо мной одна вода. Не хватает воздуха, я оттолкнулась от палубного ограждения и вынырнула. Открыла глаза, а вокруг вода. В момент трагедии я была на главной палубе, кормила команду. Сын в это время был в другом месте. Дочь находилась в ресторане, накрывала на стол", - позже вспоминала Алёна Лебедева.

Это кажется странным, но некоторые члены экипажа попросту не умели плавать. Так, из тонущего судна смогли выбраться две официантки - Даша и Гузель. Но вторая, пока выныривала, наглоталась воды с топливом и ушла под воду. Ивана, который был рулевым на судне, также нашли среди погибших. С самого начала навигации члены экипажа подшучивали по поводу "моряка, который не умеет плавать"…

Капитан Александр Островский и его супруга остались на борту. После этого моряки на других судах долго спорили, что это: благородство или отсутствие вариантов. Если бы он спасся (а шансы были), на месте родственники пассажиров бы устроили суд Линча или посадили бы надолго. Почему он не вытолкнул жену с борта - остаётся вопросом. Вряд ли "романтика Титаника" имела к этому хоть какое-то отношение.

Но таких историй с борта немного. Некоторые спасали собственную жизнь. Если честно, их можно понять. Многие работники ресторана и арт-бригада на борту - это люди, которые сами едут отдыхать и работать одновременно. Платят им ну очень скоромно (на 2012 год зарплаты официанток в среднем не превышали 15 000 рублей, артистам и ведущим платили "как договорятся" - бывало, что и по 500 рублей за день рейса).

Вскоре за спасшимися пассажирами подоспела "Арабелла" во главе с капитаном Романом Лизалиным. По одним данным, о "каком-то ЧП и плотах в Волге" сообщил капитан буксира "Дунайский-66" Александр Егоров. По другим данным, экипаж и арт-бригада стали спускать плоты, когда увидели первого пассажира двухпалубника в воде.

Теплоходы-близнецы

К тому моменту по Волге ходили два теплохода - близнеца "Булгарии". Один из них, "Пётр Алабин", выполнял рейс Самара - Казань - Самара. Его остановили прямо в речпорту столицы Татарстана. Когда пассажиры узнали, что произошло, потребовали отправить их домой "хоть пешком, а не на этой посудине".

А судно начали проверять с пристрастием. В итоге - куча нарушений, начиная от возраста (теплоходу было более 50 лет к тому моменту; реконструкции, ежегодные ремонты и частые перестройки - не в счёт) и заканчивая техническим оснащением. Сейчас "Пётр Алабин" не выполняет никаких дальних рейсов, максимум - прогулка по Волге часа на два-три.

Второй близнец, "Композитор Глазунов", направлялся из Астрахани в Ярославль. Его также начали проверять. Нашли, например, превышенный в 12 раз уровень радиации, множество нарушений технического характера. Кстати, теплоход впервые в 2010 году вышел из затона после 16 лет стояния на приколе. После проверок на него и вернулся.

Кто виноват

Зачастую владелец теплохода и фрахтовщик (арендатор) - совершенно разные люди. Так, владела "Булгарией" судоходная компания "Камское речное пароходство", а арендовал её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной. Как позже говорили спасшиеся члены экипажа, именно "Агроречтур" отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара во что бы то ни было. В июле 2014 года Инякина получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ написали, что Светлана Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей сократили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В одном из интервью, ещё в 2012 году, она призналась, что планирует и впредь заниматься речными судами. Ну, как выйдет из-за решётки.

Старпома судна, Рамиля Хаметова, приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года. За злоупотребление должностными полномочиями осудили чиновников Госморречнадзора Ирека Тимергазеева и Владислава Семенова - 11 лет на двоих. Срок получил и старший эксперт Росречрегистра Яков Ивашов - 5,5 года заключения.

Три сестры из Волгограда, Нина Чеснокова, Татьяна Пешеходько и Лидия Анисимова, на "Булгарии" отмечали день рождения Татьяны. Женщина решила собрать родственниц таким вот необычным способом. В роковом рейсе Лидия не выжила.

Кириллу Чернову на пятилетие путёвку подарили дедушка и бабушка. Родители остались дома, а мальчик вместе с родными отправился в путешествие. При крушении спасся только дедушка, Николай. 11 июля Кириллу исполнилось бы пять лет. На деньги, которые родители получили в качестве компенсации, решено построить детский парк в родном посёлке Красногорский Звениговского района республики Марий Эл.

Родители Алмаза Хайрутдинова, Риля и Айнур, отправились в Болгар в круиз. Больше оттуда они не вернулись. Бабушки смогли рассказать пятилетнему мальчику о произошедшем только спустя год после трагедии. "Спите спокойно, мамочка и папочка", - сказал мальчик, когда уезжали с могилы.