Адам Мицкевич: наследие позора. Адам мицкевич: биография, коротко о жизни и творчестве

Польский поэт, публицист, участвовал в национально-освободительном движении. Родился 24 декабря 1798 года в Литовской губернии. Его произведения стали серьезным вкладом в белорусскую и польскую литературы 19 века. Как и Юлиуша Словацкого и Зигмунта Красинского, его признали величайшим поэтом Польши в эпоху Романтизма. «Литовский Наполеон Орда» - так его величают в Литве.

Биография Адама Мицкевича

Адам был сыном Миколая Мицкевича, новогрудского адвоката. Отец был обедневшим шляхтичем. Фамилия имеет белорусские корни, происходит от имени, созвучного с русским Дмитрий. Родители матери были последователями Якова Френка, крещеными евреями. В феврале 1799 года юношу крестили в Новогрудке.

Адам получал образование в Доминиканской школе, в которой учился с 1807 по 1815 гг. После ее окончания продолжал обучение в Виленском университете. В последующие годы Мицкевич написал большое количество стихотворений, наиболее популярным стало «Ода к юности». Во время учебы создавал филаретские и филоматские кружки. После окончания университета с 1819 на протяжении 4 лет работал школьным учителем.

В 1823 раздули дело о филоматах, Мицкевича арестовали в Вильне. Будущего писателя посадили в тюрьму, находившуюся в бывшем монастыре. Через полгода его освободили, в конце 1824 выслали из Литвы.

В последующие годы Адам побывал в Санкт-Петербурге, Одессе, из которой иногда выезжал в Крым, в Москве. Каролина Павлова, ставшая впоследствии знаменитой поэтессой и переводчицей, могла стать его женой в 1825, во время одного из посещений российской столицы.

С конца 1827 Мицкевич постоянно проживал в Санкт-Петербурге. Во время пребывания там подружился с декабристами Бестужевым и Рылеевым, а также писателями Пушкиным и Грибоедовым. Ранее считалось, что знакомство с последним состоялось в 1825 году в Крыму, но по последним сведениям Мицкевич встретил писателя именно в Москве в 1828 г. Янушкевич, Олизар, Веневитинов, Полевой, братья Ксенофонты, Дельвиг и некоторые другие теперь были его хорошими знакомыми. Князь Петр Андреевич Вяземский стал наиболее близким другом Мицкевича, он же позднее и переводил на русский язык «Крымские сонеты». С 1829 года Адам покинул Петербург и уехал за границу.

Годы эмиграции

За это время Мицкевич побывал в Германии, Италии, а также Швейцарии. В 1831 году тщетно пытался примкнуть к восстанию 1831 года и его участникам. После этого на некоторое время остановился в Дрездене. Затем, с 1832 года начал жить в Париже. За это время писатель активно сотрудничал с представителями эмигрантов из Польши и Белоруссии, много времени уделял политической публицистике. 1839 - и последующие годы, занимался преподаванием в Лозанне латинской литературы, позднее Мицкевич - первый профессор в Колледже де Франс, преподающий славянскую литературу. Анджей Товяньский и его идеи на некоторое время увлекли Мицкевича, в 1845 г. ему запретили читать лекции, причиной стала пропаганда товянизма, которой Адам активно занимался. С 1852 г находился по решению правительства в отставке.

Спустя 4 года стал вдовцом, поехал в Константинополь. Целью этой поездки явилось создание легионов помощи англичанам и французам в противостоянии с Россией.

Умер от холеры 26 ноября 1855 года. Из источников известны последние слова писателя, сказанные близкому ругу и товарищу Служальскому. Тот спросил, не хотел ли бы он что-то сказать для своих детей? Мицкевич ответил, что желает, чтобы они всегда любили друг друга.

Прах покойного отвезли в Краков. В 1890 останки Мицкевича поместили в саркофаг, находящийся и в настоящее время в кафедральном соборе в Вавеле.

Личная жизнь

Свадьба с Целиной Шимановской состоялась в 1834 году. Впоследствии от девушки родилось 6 детей. Их звали Юзеф, Александр, Владислав, Яна, Мария и Хелена. Владислав стал видным деятелем польской эмиграции.

Творчество

Самое первое стихотворение писателя было напечатано в 1818 в местной газете. Произведение называлось «Городская зима». Первый же сборник носил название «Поэзия», включал в себя несколько частей. Предисловие называлось «О романтической поэзии», также была часть под названием «Баллады и романсы». Сборник восхвалял романтическое направление в литературе Польши, его опубликовали благодаря Юзефу Завадскому.

Одной из первых работ Мицкевича стала «Живиля», повествовавшая об убийстве девушкой своего любимого. Сделала же она это, потому что он впустил русских в свой родной город. Симон Даукантос перевел работу на литовский язык в 1819 году, перевод стал одним из первых появившихся за границей произведений писателя.

Лирическая поэма «Гражина», а также 2 и 4 части «Дзяды», попали во 2 том трилогии. В вышедшей в России книге «Сонеты» появлялись и новые, не свойственные польской поэзии мотивы. В произведение попали и «Крымские сонеты», рассказывающие про человека, скучающего по родным местам.

«Конрад Валленрод» посвящено Николаю 1; поэму опубликовали в Санкт-Петербурге в 1828. Главной темой произведения стало противостояние крестоносцев и литовцев. Герой романа - персонаж довольно трагический, он жертвовал своей жизнью и собственным счастьем для всего своего народа, жил во вражеской среде. Герой стал во главу Тевтонского ордена и отрекся от Литвы, своей настоящей родины. При помощи хитрости и коварства ему удалось разрушить Орден. Читатели воспринимали поэму, как своеобразный призыв к борьбе против поработителей. В решении усматривалось одновременно принятие морали и политики: с внешней стороны казалось, что жители смирились с победившим врагом и теперь выступали на его стороне, на деле же побежденные постоянно втайне боролись за свободу и действовали против победителей (подобное явление также носило название валленродизма). Некоторые лирические стихи, а также «Фарис», баллады вошли в сборник «Поэзия»

В 1832 году была выпущена 3 часть поэмы «Дзяды». Особенность повествования заключалась в совмещении реальности и фантастики, фрагментарном построении. В сюжете присутствовало ведение дела филаретов, параллельно с его описанием рассказывалась суть доктрины, которая приводила к выводу, что причиной страданий польского народа стало его историческое призвание к этому. Логическим продолжением «Дзядов» стал сборник стихотворений «Отрывок». В нем много описаний и природных картин России. Наиболее популярными стихами из сборника - «Дорога в Россию», «Русским друзьям» («Моим друзьям-москалям», «Петербург» и другие).

Остановимся подробнее на стихотворении «Русским друзьям». В нем автор призывал осознать то, что он призывает бороться не с самим русским народом, а с захватившей все императорской властью. От нее, по мнению Мицкевича, плохо и тем, и другим. В стихотворениях он также обращался к российским поэтам, задавал им вопросы, до сих пор ли они воспевали свои идеалы свободы, и никто ли не перешел на другую сторону и теперь заискивал перед царем и радовался тому, как плохо бывшим друзьям.

Опубликованные в 1182 году «Книги польского народа и польского гостеприимства» стали наиболее ярким изображением идей распространенного в Польше мессианизма. Мицкевич стремился показать, что поляки обязаны участвовать во всеобщей войне, бороться за свои права и свободу, что победа других народов приведет к победе Польши и ее воскресению. Газета «Польский Пилигрим» стала местом публикации многочисленных работ автора в 1832-1833 годах. Он писал множество статей для нее, в основном продвигал идеи освобождения польского народа.

«Пан Тадеуш» - наиболее крупная работа писателя. Он писал ее с 1832 по 1834 гг. Первое издание появилось на свет в 1834 во французской столице. В произведении Мицкевич старался наиболее ярко изобразить и передать обреченные, по его мнению, шляхетские нравы и обычаи. Он изображал все это с ностальгией, и в то же время с большим количеством иронии и юмора. «Пана Тадеуша» называли в Польше национальной эпопеей, а также шедевром словесного искусства. Анджей Вайда, польский режиссер, в 1999 году снял одноименную экранизацию книги.

Результатом действий Мицкевича стала возможность воздействия польской поэзии на российскую. В то же время с его помощью польская поэзия смогла заявить о себе по всей Европе, кроме этого он собрал воедино польский дух.

Если говорить о манере изложения и языке писателя, то его, скорее, можно отнести к польской шляхте, жившей в Литве и Белоруссии. Вообще в то время в языке проживавших в Литве народов с точки зрения грамматики и лексических ресурсов многое заимствовалось из белорусской речи, носители которой проживали совсем рядом. В речи Мицкевича много и провинциализмов. Считается, что он вводил их в таком количестве именно для того, чтобы подчеркнуть данные областные особенности. По словам Николая Хаустовича, доктора наук и профессора БГУ, сам Адам Мицкевич считал свои произведения написанными, скорее, на польском нежели «литвинском», хотя иногда употреблял оба названия.

Для начала необходимо изучить весь объем и характеры использовавшихся в работах писателя провинциализмов - так считают не только ученые, но и многие языковеды и литераторы. Уже потом, по их мнению, можно будет говорить о речи писателя, как о художественном средстве. Именем Мицкевича назван университет. Профессор заведения Станислав Добжыцкий написал целую работу «Несколько наблюдений за языком Мицкевича», в которой он изучал все выходящие за пределы польского языка языковые факты, встреченные им на страницах произведений писателя.

Занимался исследованием языка Мицкевича и еще один литературовед, доктор философских наук Станислав Станкевич. Он в 1936 году выпустил свой труд, подводивший итог всем его исследованиям. Станкевич изучал стихотворные произведения поэта, некоторую его филоматскую корреспонденцию, а также другие работы с целью выявления отличительных особенностей фонетики, синтаксиса, особенностей построения предложений, категорий числа и рода, морфологии в речи Адама Мицкевича. Особенно стоит отметить, что данное исследование проводилось программно, а не вручную.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Мицкевича Адама представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Ёсць у мяне зямля, край светлых мрояў,

Мілейшага – мне не знайсці другога.

Мне ўся радня там – болей чым крывёю,

Там сэрцу гэтак многа дарагога!

Споры насчёт происхождения Адама Мицкевича – автора этих слов, ведутся и до нашего времени, но он еще при жизни ответил на этот вопрос, называв себя «литвином». Один с выдающихся сыновей Беларуси был предан своей земле, и где бы он не был – всегда вспоминал про свой родной уголок, куда так тянула душа.

Если Вы случайно будете проходить около Городского Вала, то сможете увидеть небольшой сквер названный в его честь, а также непосредственно . Установлен он 6 октября 2003 года по приказу Министерства культуры Республики Беларусь. Возвел этот – лауреат государственной премии А. Заспицкий, скульптора – А. Финский, архитектор – Г. Фёдоров. Заспицкий является также автором большого бюста Мицкевича в Гродно, в музеях в Минске и Новогрудке.

Поэт родился на хуторе Заосье на Новогрудчине, в семье бедного шляхтича, адвоката Николая Мицкевича.Первоначальное образование получил в Новогрудской доминиканской школе. В 1815 году он поступает в Виленский университет на физико-математический факультет, но понимая, что точные науки это не его призвание, через год переводит документы на историко-филологический факультет. В это время в Речи Посполитой начинает подниматься национально-освободительное движение. Не остались в стороне от событий и студенты Виленского университета. Тут возникает тайное студенческое товарищество филоматов (друзей науки), одним из руководителей которого стал Адам Мицкевич.

Целью этого товарищества была культурная работа в массах, по воспитанию патриотизма в кругах польской, белорусской и литовской молодежи. Первые его стихи были написаны именно под влиянием филоматской идеи. По его инициативе созданы ряд массовых организаций молодежи, в которых планировалось готовить новые кадры для филоретов. На воспитание молодых патриотов была направлена и его поэтическая деятельность. Одновременно со стихами-манифестами написал цикл романтических баллад, которые в 1822 г. вошли в 1-ый том его произведений («Люблю я!», «Рамантычнасць», «Свіцязь», «Рыбка»).

В период преподавания в Ковне Адам полюбил М. Верашчаку. Мариля искренне ответила на любовь молодого поэта взаимностью, но обязана была выйти замуж за другого.

В это время умерла горячо любимая мать поэта. Переживания подорвали его здоровье, и он вынужден был взять отдых на год. Жил в Вильно. Тут он создал знаменитую поэму “Гражына”, которая является олицетворением страродавней истории Литвы-Беларуси.

В 1823 году в Вильно его арестовала следственная комиссия, создана с целью остановить патриотическое движение “польской молодежи в Литве”. 8.11.1824 поэт прибыл в Петербург по назначению. В ожидании приговора Мицкевич сошелся с декабристами. Решение с назначением места ссылки затянулось, и поэт поехал в Крым, там написал поэтический цикли “Крымских сонетов”. Наконец-то его зачислили в канцелярию в Москве.

Серьезной работой этого времени была поэма “Конрад Валенрод”, которую он начал писать в Москве, а закончил в Петербурге.

В феврале 1829 году, благодаря ходатайству Жуковского, князя Галицына и Валконской М Мицкевич выезжает заграницу. Больше 4 месяцев путешествует по Европе. В Париже он начинает работу над своим главным произведением – поэмой “Пан Тадэвуш”, которую потомки называют “энциклопедией жизни литвинов”. Произведение полнится воспоминаниями и ностальгией по родному краю, который пришлось покинуть. “Пан Тадэвуш” – это прежде всего тоска по своей Родине.

Революционное время

В 1854 году волна революций охватила Францию и Италию. Мицкевич приложил большие усилия, чтоб создать в Италии Польский легион. Европейская революция 1848-49 г. потерпели поражения, но Мицкевич не потерял веру.

В 1854 году начинается русско-турецкая война. Князь Чарторыйский предлагает создать военное формирование как Польский легион в Турции, чтоб оно воевало под управлением англичан и французов против Российской империи. Мицкевича направили в Стамбул посланцем от министерства просвещения. Там он помогает польским патриотам М. Чайковскому и генералу У. Замойскому, но потребовал, чтоб Польский легион действовал самостоятельно, а не под управлением иностранцев. Польскую эмиграцию это очень взбесило, а еще больше взбесило то, что Мицкевич одновременно с Польским легионом начал создавать Жидовский легион. Но в разгар этих дел поэт неожиданно умирает в Константинополе. С траурными почестями тело Мицкевича было перевезено во Францию и погребено на парижском кладбище, а уже в 1890 г. останки были перевезены в Польшу и похоронены в нише дворца Вавель в Кракове, рядом с Т. Костюшкой.

Творчество А. Мицкевича сделало большой влияние на развитие белорусской литературы. В 1830-1840 -е года в польской литературе сложилась так называемая белорусская школа, представители которой вслед за Мицкевичем писали на темы жизни белорусского народы. Белорусский язык он называл “самой гармоничной, и со всех славянских языков меньше всего измененной”….это наиболее богатая и наиболее чистая речь, которая давно появилась и прекрасно разработана”. Под влиянием его произведений литературную деятельность начинали Борщевский, Рыпинский, Сырокомля и другие.

Время от времени на сцене можно увидеть спектакль “Пан Тадэвуш”. Также создан одноименный фильм, режиссером которого является Анджей Вайда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мицкевич Адам, (1798-1855) польский поэт

Родился на хуторе Заосье близ города Новогрудка. Сын обедневшего шляхтича, ставшего адвокатом. Его отец умер в 1812, оставив семью в трудном положении.
Жестокая политика, которую проводило российское правительство на этой территории, оказала сильное влияние на становление личности поэта.

В 1815 поступил на историко-филологический факультет Виленского университета. После его окончания был учителем в Ковно. В 1817 под влиянием освободительных идей Мицкевич вместе с несколькими друзьями основал тайное «Общество филоматов» («любящих добродетель»). Арестованный в 1823 по делу филоматско-филаретских организаций, был выслан из Литвы (1824) и до 1829 пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва). Здесь он сблизился с участниками декабристского движения – К. Рылеевым, А. Бестужевым и видными писателями, высоко ценившими его талант. В России вышла книжка его стихов «Сонеты» (1826) с циклом «Крымских сонетов». В 1828 была опубликована поэма «Конрад Валленрод» (о борьбе литовцев с тевтонской агрессией).

В 1829 выехал из России и посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки примкнуть к восстанию 1830 поэт навсегда остался в эмиграции в Париже, продолжая литературную и революционную деятельность.

Автор национальной эпопеи «Пан Тадеуш» (1832-1834), которая стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей.
Умер в Париже, в 1890 прах его был перенесён в Краков.

МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz) Адам (1798 1855), польский поэт, обществ. деятель. В 1824 был выслан царским пр вом из Литвы в Россию, где сблизился с декабристами и А. С. Пушкиным. Л. в 1838 перевел (по подстрочнику, составленному Н. А. Краснокутским)… … Лермонтовская энциклопедия

Мицкевич Адам - (Mickiewicz) (1798 1855), польский поэт, деятель освободительного движения. В 1817 23 создатель и участник тайной организации «филоматов». Основоположник польского романтизма: статья «О романтической поэзии» (1822), цикл «Баллады и романсы»,… … Энциклопедический словарь

Мицкевич Адам - Мицкевич (Mickiewicz) Адам (24.12.1798, Заосье близ Новогрудка, ныне БССР, 26.11.1855, Константинополь), польский поэт, деятель национально освободительного движения. Сын обедневшего шляхтича, адвоката. Учился на историко филологическом… … Большая советская энциклопедия

Мицкевич Адам - Запрос «Мицкевич» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Адам Мицкевич Adam Mickiewicz Литография (1827) Имя при рождении: Adam Bernard Mickiewicz Дата рождения: 24 декабря 1798 … Википедия

Мицкевич Адам - величайший польский поэт, начинатель польского романтизма, род. 24 дек. 1798 г. в с. Заосве, близ Новогрудка, Минской губ., где отец его Николай, родовитый средней руки шляхтич, обремененный многочисленным семейством, занимался адвокатурою.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МИЦКЕВИЧ Адам - МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz) Адам (1798—1855), польский поэт, деятель нац. освободит. движения. В 1824 выслан царскими властями из Литвы; жил в России (до 1829). С 1829 в эмиграции (преим. в Париже). «Ода к молодости» (1827); лирич. стихи и баллады … Литературный энциклопедический словарь

МИЦКЕВИЧ Адам - (Mickiewicz, Adam) (1798 1855), великий польский поэт. Родился 24 декабря 1798 в Новогрудке (ныне Белоруссия) в мелкопоместной шляхетской семье. В 1819 закончил Виленский университет. В 1822 и 1823 опубликовал два небольших поэтических сборника,… … Энциклопедия Кольера

Мицкевич, Адам - Смотри также (1798 1855). Первый том стихов М. вышел в 1822 г., второй в следующем году (Ода к юности, Дзяды, 2 и 4 ч., Гражина). Высланный из Вильны во внутренние губернии России, М. отправился из Петербурга в Одессу (1825), посетил Крым (… … Словарь литературных типов

Мицкевич Адам - (1798 1855) великий польский поэт, деятель национально освободительного движения. Основоположник польского романтизма … Словарь литературных типов

Мицкевич А. - Мицкевич А. МИЦКЕВИЧ Адам (1798 1855) величайший польский поэт. Происходил из мелкопоместной шляхты, в которой во времена М. шел усиленный процесс расслоения. В ту пору русское самодержавие, стремясь сделать Польшу поставщиком промышленной… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Адам Мицкевич. Стихотворения. Поэмы , Адам Мицкевич. Издание 1968 года. Сохранность хорошая. Имя Мицкевича, наряду с другими славными польскими именами - Коперника, Шопена, Склодовской-Кюри, - давно воспринимается как олицетворение того вклада,… Купить за 320 руб
  • Адам Мицкевич. Сонеты , Адам Мицкевич. Издание 1976 года. Сохранность хорошая. Первое издание "Сонетов" Адама Мицкевича появилось в Москве в декабре 1826 г. (Sonety Adama Mickiewieza. Moskwa, 1826). В настоящий том вошли, как…

В виленской газете „Tygodnik Wileński“ . Изданный Юзефом Завадским первый стихотворный сборник «Поэзия» („Poezje“ , т. 1, Вильна , ) включал «Баллады и романсы» („Ballady i Romanse“ ) и предисловие «О романтической поэзии» („O poezji romantycznej“ ), став манифестом романтического направления в польской литературе.

Одним из первых его произведений была «Живиля», в котором героиня - литовская девушка Живиля убивает своего возлюбленного за то, что тот впускает в родной город русских. Это было одним из первых его произведений, переведённым на другой (литовский) язык Симоном Даукантосом в 1819 году.

Во второй том «Поэзии» (1823) вошли романтическая лироэпическая поэма «Гражина» („Grażyna“ ) и части 2 и 4 драматической поэмы «Дзяды» . В России вышла книга «Сонеты» (1826), включившая цикл «Крымские сонеты » (Sonety krymskie ) с образом героя-пилигрима, тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами.

В 3-й части поэмы «Дзяды» (1832) с фрагментарным построением и двумя планами действия, фантастическим и реальным, изображено, в частности, следствие по делу филаретов, излагается доктрина «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика - «Христа народов».

К «Дзядам» примыкает «Отрывок» - цикл стихотворений с картинами России. В него вошли такие стихи, как «Памятник Петру Великому», «Дорога в Россию», «Олешкевич», «Петербург», «Моим друзьям-москалям» (в русском переводе - «Русским друзьям»). Своим стихотворением «Моим друзьям-москалям» (1830) Мицкевич хотел сказать, что призывает к борьбе не с русским народом, а с имперским гнетом, от которого страдают как поляки, так и русские. В нём, обращаясь к русским поэтам, он спрашивает, остались ли они верны своим свободолюбивым идеалам: «Может быть, кто-то из вас продал душу свою царю и сегодня на его пороге бьёт ему поклоны… Может быть, кто-то из вас продажным языком прославляет его триумф и радуется мучениям своих друзей…»

Идеи польского мессианизма развиты в художественно-публицистическом сочинении «Книги польского народа и польского пилигримства» („Księgi narodu polskiego i pielgrzymstwa polskiego“ , 1832). Польское рассеяние призвано участвовать во всеобщей войне за вольность народов, воскресение которых должно привести в воскресению