Аккредитация врачей стоматологов как будет проходить. Аккредитация на смену сертификации. Повышение квалификации по-новому

Аккредитация врачей с 2016 года является одним из этапов начавшегося еще в 2011 году процесса обновления отрасли, когда были внедрены новые стандарты вузовского образования.

Законодательная база

Четыре года назад вступил в силу Федеральный Закон №323–ФЗ. Согласно ст. 69, медицинской деятельностью имеют право заниматься лица, получившие профильное образование в соответствии с госстандартами и имеющие свидетельство об аккредитации установленного образца. Без этого документа врач не имеет права заниматься профессиональной деятельностью.

Положение это вступает в силу 1 января 2016 года, но происходит это не сразу и не вдруг. За четыре года подготовлены аккредитационные критерии, а также обозначен список учреждений, предназначенных для соответствующего мероприятия. Период действия нового документа ограничивается пятью годами, после чего процедуру необходимо будет пройти заново.

Аккредитация врачей с 2016 года упраздняет прежнюю систему выдачи сертификатов. Однако для тех специалистов, у которых сертификат выдан совсем недавно, его легитимность будет сохраняться в течение всего указанного срока.

Кардинальное отличие

Аккредитация не равнозначна сертификации специалистов. Врач должен повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Именно в этом и состоит отличие аккредитации врачей с 2016 года.

Как будет проходить аккредитация в 2016 году?

Медицинский работник должен не только подтвердить свой профессионализм посредством сдачи специального экзамена. При прохождении планового тестирования, работник здравоохранения должен получать дополнительное послевузовское образование.

С другой стороны, будет происходить отбор или своеобразная кадровая выбраковка непрофессионалов от высококвалифицированных специалистов. Выданное свидетельство подтверждает, что услуги конкретным специалистом будут оказаны на должном профессиональном уровне и в соответствии с современными достижениями медицины.

Где пройти аккредитацию?

В течение продолжительного времени не было единого мнения относительно организационных вопросов проведения аккредитации врачей с 2016 года. Было принято решение, что эта процедура будет происходить в тех же медицинских учебных заведениях, которые прежде осуществляли выдачу сертификатов. При этом количество учебных центров сократится.

Ведущую роль играет Национальный Центр на базе Первого медицинского университета им. И.М.Сеченова. Методическая поддержка будет осуществляться специально учрежденными региональными экспертными подразделениями. Всего на территории России предполагается создание не менее двенадцати подобных организаций.

Соответствие международным стандартам

Есть и еще одна причина введения аккредитации врачей с 2016 года. В 2003 году Российская Федераци присоединилась к так называемому Болонскому процессу, сутью которого является введение в перспективе на территории всей Европы единых стандартов высшего образования. В связи с этим в 2009 году все вузы России перешли на двухуровневую схему обучения: бакалавр и магистр. А традиционная одноступенчатая система для подготовки медицинских работников — специалист — осталась неизменной.

Подобный подход существует в большинстве европейских государств. Со временем договоренность в Болонье должна привести к сопоставимости не только различных государственных образовательных систем, но и возможности конвертации одной в другую. Врач, окончивший учебное заведение и получивший соответствующую лицензию или аккредитацию, без дополнительного подтверждения своей квалификации сможет практиковаться на территории другой страны.

Аккредитация — не единственное нововведение для медицинских работников, в 2016 году также .

Чтобы осуществлять свою деятельность, врач обязан получить на руки свидетельство об аккредитации. Но и имеющиеся у медиков сертификаты специалиста пока еще тоже действуют. Отсюда вопрос, которым часто задаются руководители медицинских клиник, - на что же тогда ориентировать персонал: на подготовку к медицинской аккредитации или прохождение повторной сертификации, когда вступать в систему непрерывного медобразования и как оплачивать ее услуги.

Чем прохождение аккредитации врачей будет отличаться от сертифицирования

По законодательству, допуск к меддеятельности регламентируют и сертификация, и аккредитация.

Аккредитация врачей определяет, соответствует ли специалист-медик требованиям к его квалификации. Чтобы получить допуск к меддеятельности, медработник должен сдать экзамены. Теперь же сертифицирование заменила аккредитация. По сути, это просто разные виды экзаменов. Но в обоих случаях их задача та же - раз в каждые пять лет любой медработник обязан подтвердить свою компетенцию, чтобы оставить за собой право заниматься меддеятельностью. По итогам сертификации медик получает на руки сертификат специалиста, а после аккредитации ему вручается свидетельство (ч. 1 и 2 ст. 100, ч. 1, 2, 2.1. ст. 69 ФЗ от 21.11.2011 No 323-ФЗ).

Аккредитацию можно дифференцировать по трем типам: первичное аккредитование, специализированное и периодическое. В первичном прохождении аккредитации нуждаются студенты, завершившие шестой курс обучения и медики, получившие свое образование еще до 2016 года. Аккредитация врачей, относящаяся к типу “первичная специализированная” (ПС), будет нужна для врачей и ординаторов, проходящих переподготовку по профдеятельности(см. схему ниже). По итогам прохождения ПС-аккредитации врачи и ординаторы получают на руки свидетельство об аккредитации, и это свидетельство уже дает им право работать в медицине в течение 5 лет. После этого срока потребуется получать новое свидетельство - но уже о периодической аккредитации.

Задача проведения аккредитации ложится на специальную аккредитационную комиссию. Медик, проходящий аккредитацию, подает документы ответственному секретарю аккредитационной комиссии. После этого в течение полутора недель члены комиссии определяют аккредитационные сроки. Аккредитационный экзамен проводится в течение трех этапов. Первым из них становится тестирование. Второй - проверка практических умений и навыков в симуляционном центре. Третьим этапом становится решение ситуационных профессиональных задач. Затем комиссия подписывает протокол и выдает испытуемому свидетельство о прохождении медработником экзамена аккредитации. Если что-то пошло не так, то подать документы на пересдачу можно лишь через 30 дней. Для прохождения аккредитационного экзамена положены лишь три попытки.

ВАЖНО!
Переход российских медработников на прохождение именно аккредитации будет постепенным, согласно Приказу Минздрава РФ от 02.06.2016 N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Начало этого перехода происходило еще в 2016 году. Тогда аккредитацию были вынуждены пройти провизоры и выпускники стоматологических факультетов.

Следующий этап состоялся летом 2017 года. В этом случае аккредитацию прошли все выпускники медицинских факультетов. По плану, третий этап должен состояться в период с 2018 по 2020 годы. Теперь аккредитацию обязаны проходить те специалисты, которые нуждаются в подтверждении иностранных дипломов. Вместе с ними аккредитоваться будут те, кто в 2016 году поступил в ординатуру. Если студенты поступали в 2017 году, то их ждет аккредитация в 2019. Их профессиональная переподготовка при этом будет вестись в рамках первичной аккредитации.

Последний этап ждет медиков с 2021 года. В это время первичную медаккредитацию должны будут пройти все практикующие врачи, которые получили медобразование в период до 01.01.2016 года и по каким-либо причинам не участвовали в прохождении аккредитации на первых трех этапах. В дальнейшем, начиная с 2026 года медикам будет нельзя работать в их профессиональной сфере, не имея полученного свидетельства об аккредитации.

Можно ли врачам пройти аккредитацию позже

Медицинские работники, получившие на руки сертификат до начала 2016 года, могут выбрать прохождение сертифицирования вместо аккредитования - это будет возможно сделать до 2021 года. Однако те медики, которые смогли получить профессиональные сертификаты в 2016–2017 годах, смогут пройти профпереподготовку лишь в рамках аккредитации (благодаря интерактивному алгоритму обучения). Врачам, получившим свои сертификаты в 2016–2017 годах, будет необходимо пройти аккредитацию в 2021–2022 годах.

Допуск к профдеятельности медработника зависит от того, когда им был получен подтверждающий его компетентность сертификат – до или после начала 2016 года

ФАКТ
Профессиональные мед. сертификаты, которые медработники получат в срок до начала 2021 года, будут действительны вплоть до истечения указанного в них срока.

Существуют два варианта обучения. В первом случае будет необходимо пройти цикл повышения квалификации общим объемом не менее 144 академических часов. Второй - стать частью системы непрерывного медобразования: при этом потребуется сформировать индивидуальный план медобучения общим объемом не меньше 144 акад. часов в течение того периода, когда будет действовать ваш сертификат. В разработанный план обучения могут входить одна или (по желанию) несколько программ, задача которых - повышение квалификации медработников, минимальная из которых должна составлять от 16 часов - в общей сумме не менее чем 108 часов. Либо медработник должен пройти одно или несколько очных или же заочных медобразовательных мероприятий - общим объемом не более чем 36 часов.

Начать новый процесс обучения до завершения этогосрока, пока вы работаете по еще действующему сертификату, нельзя. То есть, если медицинский работник получал свой сертификат в 2017 году, то до 2021 года он пока не сможет снова пройти процесс обучения, чтобы претендовать на получение нового документа. Это контролируется Минздравом России, который имеет единый реестр лиц, получавших сертификаты после 2016 года.

Когда нужно начинать пользоваться системой непрерывного медобразования

Предполагается, что врачей, завершивших последнюю из своих сертификаций или аккредитаций уже после 1 января 2016 года, обяжут повышать их квалификацию в рамках сформированной системы непрерывного медобразования.

Медицинский работник будет должен сформировать личный пятилетний план обучения.

ВАЖНО!
Если вы, будучи врачом, не работали по специальности более 5 лет, вы сможете обучиться и пройти первичную специализированную аккредитацию, согласно ч. 4 ст. 69 Закона No 323-ФЗ.

Продолжительность подобного плана должна составлять объем в размере 250 часов. В течение 5 лет обучающемуся медику ежегодно придется набирать по 50 часов/ЗЕТов: 36 - по общеобразовательным программам, и 14 - по медобразовательным мероприятиям и прохождению интерактивных модулей. Через пять лет медработнику потребуется прохождение новой периодической аккредитации.

На протяжении всего прохождения обучения Минздрав рекомендует медикам собирать портфолио (Приказ Минздрава России от 02.06.2016 No 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»). На данный момент обязательность сбора портфолио и его содержание пока еще не установлены законодательными актами. Однако есть предпосылки к тому, что Минздрав может издать приказ, распространяющий действие на правоотношения в медицинской сфере до вступления этого документа в силу. Чтобы у медработников в итоге не возникало проблем с допуском к меддеятельности, лучше все же заранее вступить в систему непрерывного медобразования до того момента, когда у сертификата медработника закончится срок его действия. Для начала прохождения образовательного процесса медицинский работник должен проходить регистрацию на портале edu.rosminzdrav.ru.

Поскольку в данный момент система непрерывного медобразования пока является экспериментом, участвовать в ней или нет - решение медик принимает добровольно. Работодатель не имеет права его к этому обязать. Более того, в случае самоуправства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

За что главврача могут наказать

У руководителей клиник могут возникнуть проблемы, если они:

1. Начнут приказывать своим подчиненным вступать в систему непрерывного медобразования. Помните, что пока юридически значимых актов об обязательном повышении квалификации с участием системы непрерывного медобразования еще нет. В единственном существующем акте содержится экспериментальная модель непрерывного медобразования (приказ Минздрава России от 11.11.2013 No 837). На rosminzdrav.ru сейчас отрабатывается образовательная модель. До появления правовой базы российские медработники участвуют в системе только добровольно (Письмо Минздрава РФ от 26.05.2017 No 16–2/2048112).

2. Начнут обязывать врачей оплачивать проходимое ими обучение. Да, существуют платные циклы, на которых медицинские работники набирают баллы. С другой стороны, работодатель, который не оплачивает обучение подчиненных, формально прав. Минздрав на edu.rosminzdrav.ru указывает, что обучение может оплачиваться за счет физлиц. Может, но это не является обязательным действием. Тем более что ФЗ от 21.11.2011 No 323 установил, что у работника есть право на прохождение переподготовки и обучение для повышения квалификации, которые он проходит за счет финансовых средств компании работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 72).

Трудовой кодекс определяет, что в обязанность работодателя входит обучение его же персонала тогда, когда это условие деятельности (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Если же Минздрав издаст новый нормативный акт, который будет распространять свое действие на правоотношения в клиниках задним числом, например, с 01.01.2016, может оказаться, что руководитель клиники был обязан оплачивать обучение своих врачей. В этом случае есть риск того, что работники, которые собирали чеки за свое обучение, потребуют у руководства возмещения потраченных сумм.

Наиболее приемлемый в этом случае вариант - оплата обучения за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС (постановление Правительства РФ от 21.04.16 N 332). Для применения этого варианта медорганизация подает заявку на финансовое обеспечение плана мероприятий на очередной квартал.

3. Начнут требовать от сотрудников прохождения обучения в свободное от работы время. Учеба в системе непрерывного медобразования может проходить в рабочее время с отрывом от профдеятельности, либо без отрыва от места работы. Медработник для прохождения обучения должен написать соответствующее заявление на обучение на имя главного врача. И руководитель медорганизации обязан его удовлетворить.

4. Откажут в трудоустройстве выпускнику по той причине, что у него вместо свидетельства об аккредитации имеется выписка из протокола. Принимать кандидатов на трудоустройство на должность с выпиской из такого протокола рекомендовал своим письмом Минздрав - от 20.07.2017 No 16–5/10/2–4889. Так что, если руководитель клиники откажет в приеме на работу только поэтому, соискатель вправе оспорить это в трудовой инспекции, прокуратуре или в суде.

Правда и ложь об аккредитации

Существуют следующие мифы о прохождении аккредитации:

1. С началом действия аккредитации появится персональная ответственность медработников. Есть мнение, что после начала аккредитации каждый медработник должен будет сам отвечать за вольно или невольно совершенные неправомерные действия. Это не так. Ответственность по-прежнему лежит на медорганизации.

2. Врачи после введения аккредитации сами будут оплачивать страховые штрафы. Некоторые медработники считают, что после того, как начнет действовать аккредитация, они будут обязаны оплачивать лично штрафы страховых компаний. Это неправда - законом такое не предусмотрено.

3. Многим медработникам будут грозить массовые увольнения. Возникающие слухи о возможных больших увольнениях связывают, в частности, с тем, что теперь получать предписываемое законом непрерывное системное медобразование можно будет только лишь через интернет-портал edu.rosminzdrav.ru. Но поскольку интернет в своей работе использует пока еще небольшая часть работников, если в дальнейшем ситуация не переменится, эти предположения могут и подтвердиться, поскольку не все врачи еще не используют ресурсы интернета либо не получили к ним доступ, и по этой причине не смогут в итоге осуществить необходимые действия для аккредитации.

Что предпочтительнее в качестве подтверждения компетентности специалиста-медика: свидетельство об аккредитации или сертификаты специалиста

Максим Привалов, старший врач-координатор , bookimed.com

О компании: Bookimed - сервис по подбору медицинских решений и организации лечения в зарубежных медицинских клиниках для людей из любой точки мира.

Если у врача нет аккредитации, то, конечно, сложно говорить вообще о возможности и праве этого врача работать - у каждого врача должна быть аккредитация для работы (до 2016 года была обязательной сертификация). Это является обязательным условием, и не влияет на качество работы медицинского специалиста.

В вопросе оценки принимается во внимание несколько факторов:

Важно обратить внимание и на то, какие источники использует кандидат для совершенствования и каким образом узнает о новой информации в области медицины.

Существуют немало сервисов, содержащих отзывы о работе каждого из врачей. Благодаря им также можно составить мнение об умении работать с пациентами. Конечно, порой по отношению к одному и тому же человеку могут встретиться диаметрально разные рекомендации и отзывы пациентов - но здесь всегда присутствует момент субъективности, который тоже необходимо учитывать.

Если рассматривать само наличие сертификатов - то у врача на самом деле может быть какое угодно количество этих сертификатов, но приоритетен вопрос об их “качестве”, так сказать: какого уровня научные конференции были посещены врачом, получившим сертификат? Были ли на этих научных конференциях доклады врача-держателя сертификатов?

Дополнительным фактором, на который можно обратить внимание - количество научных публикаций. Здесь важны два аспекта:

  1. Значим не сам факт публикации, а показатель индекса ее цитируемости в международных журналах - если он высокий, то это доказывает ценность опыта врача для других врачей, для его коллег в частности и вообще в целом для клиники. Это означает, что врач-специалист рефлексирует в области своего врачебного опыта и достаточно серьезно углубляется в свою тему - то есть, постоянно растет как профессионал. Индекс цитируемости стоит сравнивать только внутри конкретного направления: так как этот средний показатель может быть различным для разных направлений медицины. Для поиска можно использовать, например, реферативную базу данных Scopus.

Если медицинское учреждение оказывает услуги только в области какой-то конкретной специализации, то необходимо рассматривать конкретные темы научных публикаций врача, и уровень цитируемости именно среди этих тем.

По сумме этих факторов и стоит принимать решение о сотрудничестве с кандидатом на должность вашего будущего врача.

Планы реформирования системы здравоохранения предполагали, что аккредитация медицинских работников с 2016 года полностью вытеснит прежние с использованием сертификата.

Аккредитация медицинских работников затягивается

Деятельность медицинских работников, начиная с 2016-го года, должна была серьезно перемениться, во всяком случае, в той части, которая касается правил приема на работу. Основанием для этого должна была стать аккредитация, вытеснив тем самым прежнюю систему получения медицинскими специалистами сертификатов - документов, без которых работа в системе здравоохранения не допускается. Необходимость перехода на аккредитацию оговорена в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

Таким образом, на подготовку к новой системе на момент принятия закона отводилось по крайней мере четыре года, однако до сих пор процедура аккредитации не доработана до такого состояния, чтобы ее можно было применять на практике. Обращает на себя внимание то, что до сих пор нет никаких признаков начала работ над процедурой аккредитации среднего и младшего медицинского персонала - так что аттестация и сертификация средних медицинских работников проводится в прежнем порядке. Над процедурой аккредитации врачей работают примерно два года.

Примерно столь же "ударными" темпами ведутся и работы по созданию и утверждению профессиональных стандартов. Эта неспешность привела к тому, что медицинские учреждения ныне могут вовсе отказаться от соблюдения требований стандартов - ведь документы эти вполне официально считаются рекомендательными. Между тем, применять стандарты следовало бы, в соответствии с прежними планами, уже с 01.06.2016. Ни в справочниках, ни в сборниках требований по квалификации персонала о стандартах не говорится ни слова. На сегодняшний момент врачи лишь немногих специализаций могут воспользоваться стандартами.

Изменения в сертификации медицинских специалистов

Учитывая, что система аккредитации сейчас фактически не работает, при приёме нового работника в медицинскую организацию, как и ранее, используется Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 ноября 2012 года № 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста". В то же время, удостоверение, подтверждающее повышение квалификации, а также сертификат, ныне выглядят уже не так, как несколько лет тому назад.

Последние перемены во внешнем виде сертификата произошли в 2013-м году, но они касались лишь картинки с российским гербом. Сама же ныне действующая форма сертификата была введена ранее, 29 ноября 2012 года. Тогда же изменились правила обновления сертификатов - прежний документ можно было продлевать (максимум - четырежды) по мере окончания срока действия, а новый по окончании времени действия подлежит замене. Отличить внешность нового сертификата от прежнего несложно: у старого цвет "корочек" красный, у нового - зелёный.

На этой иллюстрации можно увидеть сертификат нового образца, а на следующей - старого: (смотреть в прикреплённых файлах).

Изменения затронули и документы, подтверждающие повышение квалификации. Теперь такой документ называется Удостоверением, в то время как раньше он именовался Свидетельством.

Образцы Удостоверения и Свидетельства показаны на иллюстрациях ниже: (в прикреплённых файлах).

"Документальные" трудности

К сожалению, в результате обновления формы удостоверений и сертификатов возникла возможность как для разного рода недоразумений и путаницы, так и для злоупотреблений. Уже после введения "зеленых корочек" некоторое время продолжалась выдача "красных", так как не все учебные заведения, которые проводят обучение врачей с получением сертификата специалиста, приобрели достаточное количество новых бланков. Предполагалось, что эту неприятность можно преодолеть, указывая на документах старого образца, что они подлежат замене, однако есть вероятность того, что из-за небрежности сотрудников учебного заведения часть сертификатов была выдана без соответствующей отметки.

Самое неприятное, однако, что старые бланки могли быть куплены недобросовестными гражданами. Использование при трудоустройстве поддельных документов - серьезное нарушение. Пункт 11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ дает право работодателю немедленно уволить самозванца. Установить факт подделки можно при помощи запроса, отправленного в учебное заведение, выдавшее сертификат (или свидетельство о повышении квалификации).

Отправить запрос могут и сотрудники отдела кадров, но часто это делает руководитель медицинского учреждения. При этом он же затем инициирует увольнение, отправляя в отдел кадров соответствующую служебную записку и прикладывая к ней ответ учебного заведения. Правильнее всего, конечно, заведомо не допускать к работе претендента с сомнительными документами, а не увольнять уже после приема на работу, но в некоторых случаях процедура проверки и получения ответа затягивается, и тогда руководитель может принять решение о трудоустройстве соискателя, сравнивая его документы с документами действующих сотрудников. Возможность такого сравнения обусловлена немногочисленностью центров повышения квалификации.

Новые требования к уровню квалификации медицинских специалистов

Как и ранее, каждый сотрудник обязан проходить повышение квалификации, как минимум, один раз в пять лет - но сами требования к квалификации подверглись изменениям. Вплоть до марта 2016 года можно было, оценивая квалификацию персонала, руководствоваться разделом "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" единого квалификационного справочника. Сейчас приходится оценивать соответствие фактически имеющейся квалификации персонала новым требованиям, которые пока в этот справочник не попали.

В качестве примера можно указать на то, что операционной медсестре теперь необходимо владеть операционным делом и обладать соответствующими документами - сертификатом и дипломом. Опираясь на статью 76 Трудового кодекса РФ, в том случае, если эти документы отсутствуют, руководитель может на два месяца отстранить медсестру от работы - но только если у него нет возможности перевести её на другую должность, не требующую знания операционного дела, или если медицинская сестра отказывается переходить на такую должность.

Сказанное не относится к медицинским сестрам, которые работали на своей должность больше десяти лет. У таких сотрудников есть право оставаться на занимаемой вакансии без перевода на другое место работы. Стоит напомнить о приказе Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 года №66н. Этот документ определил правила, в соответствии с которыми должно осуществляться повышение квалификации медицинских работников и повышение их квалификации.

Трудоустройство лиц, окончивших медицинское училище

Как уже отмечалось, работать в сфере здравоохранения без наличия сертификата специалиста запрещено. Несколько лет назад аттестация и сертификация средних медицинских работников осуществлялась одновременно, в стенах медицинского училища. В некоторых случаях это происходит и сегодня. Сейчас, однако, оформление сертификатов, как правило, возлагается на самих выпускников, либо на работодателя, предлагающего им вакансию. При этом на руках у выпускника имеется только подтверждающий наличие среднего профессионального образования диплом.

Таким образом, руководитель медицинского учреждения, когда ему требуется принять на работу человека, закончившего училище, может действовать двумя способами:

1. Сообщить соискателю, что он может получить должность сразу после того, как самостоятельно пройдет сертификацию. Этот способ самый простой, он не возлагает на работодателя ни расходов, ни ответственности, но при этом подходе потенциальный сотрудник, получив сертификат, может решить, что есть и более выгодные для него вакансии.

2. Предложить соискателю так называемый ученический договор. Это соглашение подразумевает, что после получения сертификата выпускник училища гарантированно получает должность в медицинском учреждении. Кроме того, работодатель оплачивает обучение и получение сертификата. Возместить эти расходы, в соответствии с ученическим договором, сотрудник сможет, трудясь на своей должности. При этом досрочное увольнение допускается лишь в том случае, если сотрудник компенсирует затраты на обучение соответствующей денежной выплатой. Чаще всего по окончании медучилища финансовые возможности выпускников ограничены, поэтому они охотно идут на подписание ученического договора. Недостатком этого способа является лишь одно обстоятельство: если сотрудник всё-таки уволится раньше срока и не выплатит компенсацию, её взыскание через суд едва ли даст нужный результат, но зато гарантированно займёт огромное количество времени.

Трудоустройство студентов высших учебных заведений

Основная особенность приема на работу студентов медицинских вузов, которые хотели бы потрудиться на должностях среднего медицинского персонала, заключается в том, что таким соискателям потребуется сдать специальный экзамен для допуска к медицинской деятельности. Этот экзамен принимается особой Комиссией, причем составляется протокол, под которыми расписываются все члены Комиссии, присутствовавшие на экзамене, а также председатель Комиссии. Допускается замена подписи председателя подписью его заместителя. Для подтверждения положительной оценки на экзамене соискатель должен предъявить выписку из этого протокола.

В выписке следует указывать следующие моменты:

    Решение Комиссии относительно результатов экзамена.

    Список лиц, составлявших Комиссию.

    Номер протокола и дата его составления.

    Наименование вуза, где сдавался экзамен.

При этом форма составления выписки, которую также называют справкой - свободная. Нужно только, чтобы на документе стояли росписи секретаря и главы Комиссии.

Помимо справки о результатах экзамена, студенты, желающие поработать на должностях среднего медицинского персонала, должны подтвердить, что они прошли обучение по основной образовательной программе вуза в объеме, который позволяет им соответствовать квалификационным требованиям при приеме на работу. Подтвердить этот факт можно, предъявив диплом о неполном высшем образовании, который называют также академической справкой.

Нормативной базой при трудоустройстве студентов медицинских вузов является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 марта 2012 года № 239н, а также пункт 5 статьи 69 323 ФЗ.

Основные правила допуска сотрудников и соискателей к медицинской деятельности

Для того, чтобы избежать неприятностей при проверке работы медицинского учреждения, руководителю следует выполнить следующие действия:

1. Привести в соответствие с действующей номенклатурой медицинских должностей штатное расписание учреждения.

2. Внимательно следить за приемом новых сотрудников, выявлять попытки использования поддельных документов. При отсутствии сертификата у соискателя нужно принять меры для того, чтобы такой сертификат был получен, и лишь после этого оформлять трудоустройство.

3. Привести в соответствие с действующими требованиями уровень квалификации персонала. Для этого, возможно, потребуется отправить часть сотрудников на соответствующие курсы.

Составить график прохождения курсов повышения квалификации и обновления сертификатов и следить за строгим соблюдением этого графика, не допуская устаревания документов.

О том, когда и что именно следовало бы исправить в системе профессиональной подготовки медицинских специалистов, в отрасли отчаянно спорят уже не один год. Дискуссия о высшей школе, постдипломном образовании и оценке квалификации врачей – тот хрестоматийный случай, когда все недовольны всем, но никто не решается заявить, что готов сделать как надо, и начать действовать. Герой нашелся. Минздрав своим приказом №127н от 25 февраля 2016 года обозначил план первого этапа модернизации, а заодно прервал досужие рассуждения. И о том, что заявленная им концепция изменений ущербна. И о том, что бессмысленно перестраивать систему образования, пока не закончилась реформа самой индустрии здравоохранения. И о том, что браться следовало не за наладку контроля качества знаний и навыков будущих и практикующих врачей, а базовые образовательные программы. Vademecum, выслушав тематических критиков и фанатов Минздрава, попытался составить собственное мнение о содержании и перспективах начавшихся преобразований.

«Представьте: вы несете рояль на девятый этаж, мучаетесь ужасно. Решаете оптимизировать процесс – надеваете на плечи ремни, чтобы легче его тащить, берете в помощь людей, подпиливаете перила и косяки, тратите на это кучу денег. И вот когда вы его дотащили, понимаете, что принесли рояль не в тот подъезд. Примерно это делает Минздрав», – беспощаден в оценке реформаторской деятельности ведомства Илья Фоминцев, исполнительный директор Фонда профилактики рака, реализующего в том числе и программы профессионального развития врачей. Его скепсис по поводу начавшихся преобразований в системе профессиональной подготовки врачей и их допуска к медицинской деятельности разделяет значительная часть опрошенных Vademecum представителей отраслевого сообщества. Вторая, тоже весьма многочисленная группа интересантов реформы лелеет надежду, что через несколько лет обновленная высшая медицинская школа, несмотря ни на что, сможет удовлетворить кадровые запросы индустрии.

В целом же в отрасли явно ощущается нехватка информации о том, что же все‑таки задумал регулятор. Ординаторы и практикующие врачи, отвечавшие на тематические расспросы Vademecum, искренне недоумевают, в чем концепция непрерывного медицинского образования и чем ее реализация для них обернется. Те же, кто думают, что разобрались в предлагаемой Минздравом модернизационной стратегии, выискивают и, увы, находят в ней пробелы, неувязки и явные противоречия. Vademecum попытался составить собственное представление о действующей системе подготовки и аккредитации врачей, а заодно – разобраться в замыслах реформаторов.

САКРАЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ «ТРИ»

Видимо, посчитав одномоментную перестройку всей высшей медицинской школы задачей непосильной, Минздрав предложил обновлять систему профподготовки врачей фрагментами. И начал с конца, с обустройства пунктов проверки качества полученных выпускником медвуза знаний и навыков. Ну а с чем еще можно сравнить протокол аккредитации – допуска специалиста к самостоятельной практической деятельности?

Переход от действующей до сих пор сертификации врачей к аккредитации был законодательно утвержден еще в 2011 году – базовым ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан». Регуляторы были уверены, что пяти лет апробации нововведения будет достаточно для того, чтобы уже с 1 января 2016 года к медицинской деятельности допускались исключительно владельцы свидетельства об аккредитации. «Когда в ФЗ‑323 прописывали аккредитационную формулу, никому и в голову не приходило, с чем в этой связи придется столкнуться врачам, клиникам и собственно Минздраву, – рассуждает член правления Объединения частных медицинских клиник и центров Дмитрий Борисов. – Но затем регулятор осознал, что поле непаханое, в заявленный срок точно не успеть, и накануне дедлайна – в конце 2015 года – подготовил законопроект, сдвигающий внедрение полномасштабной аккредитации на 2026 год».

В отредактированной таким образом концепции преобразований три основных пункта: утверждение аккредитации в качестве единого пропуска в профессию с вновь обозначенным переходным периодом – с 2016‑го по 1 января 2021 года (с этой даты перестанут выдавать сертификаты специалистов); ликвидация интернатуры; переход на систему непрерывного образования. В текущем году Минздрав выпустил нормативные акты, регулирующие первый компонент реформы – аккредитацию: приказ № 127н от 25 февраля определил сроки и этапы перехода к новой системе допуска в профессию врачей разных специальностей, а приказ № 334н от 2 июня утвердил непосредственно Положение об аккредитации специалистов. Последний документ описывает три вида аккредитации: первичная, проходить которую будут все выпускники вузов, первичная специализированная, предназначенная для ординаторов, и периодическая – для уже практикующих специалистов.

Первоначально предполагалось выделить еще один – компетентностный – вид аккредитации, подтверждающий наличие у врача дополнительных навыков. «Есть специальности, включающие компетенции, необходимые многим специалистам. Классический пример – ультразвуковая диагностика. Чтобы врач акушер‑гинеколог имел право проводить ультразвуковое исследование органов малого таза, ему нужно пройти ординатуру или профессиональную переподготовку по этой специальности, получить диплом и сертификат специалиста, – объясняет проректор по послевузовскому и дополнительному образованию РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ольга Природова. – Он освоит все разделы специальностей, получит много навыков – исследование сердца, сосудов, органов брюшной полости, но использовать в своей практике будет только один. При этом, если он не будет применять остальные навыки, ему придется через пять лет вновь проходить профессиональную переподготовку по специальности «ультразвуковая диагностика». Думаю, в ближайшее время, после утверждения всех профессиональных стандартов, мы сможем проводить аккредитацию отдельных навыков, потому что таких примеров достаточно много». Но пока компетентностная аккредитация в приказ Минздрава не попала. Да и в целом более или менее внятное нормативное описание получил только первичный допуск, что, в общем, логично – через новую систему контроля должны будут пройти все выпускники медвузов – 2017.

Процедура проверки их компетенций состоит из трех этапов – теоретического теста, демонстрации практических навыков в симуляционных центрах и решения клинических кейсов. Проводиться первичная аккредитация будет на базе профильных образовательных организаций (в 2016 году по специальности «стоматология» было задействовано 57 таких испытательных центров, по специальности «фармация» – 51). «Все медицинские вузы получили право на аккредитацию. Но я вижу проблему в определении объема навыков, которые должны быть минимально необходимыми, – заметил завкафедрой факультетской педиатрии московского факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Андрей Продеус, выступая на конференции «Медицина будущего». – Мы и другие вузы сейчас активно пытаемся унифицировать этот список навыков, умений, вопросов и задач. Генеральная идея в том, что мы должны иметь на территории всей страны единообразные требования для всех специалистов».

Нажмите, чтобы увеличить изображение


Оценивать навыки студентов будут аккредитационные комиссии – федеральный Минздрав будет ежегодно утверждать состав экзаменаторов, приписанных к каждой испытательной площадке. В комиссии должны быть представлены члены профильных некоммерческих организаций, представители органов исполнительной власти, медицинских и образовательных учреждений, реализующих программы медобразования.

«Как следует из нормативных актов, комиссию сможет возглавить только человек, состоящий во врачебной профессиональной организации, которая объединяет 25% всех врачей региона. И что интересно – не врачей конкретной специальности, а вообще врачей, – замечает Дмитрий Борисов. – С таким регламентом большинство врачебных профобъединений останутся за бортом, а управлять процессами будет гиперобъединение, членство в котором станет мандатом для руководителя комиссии. Я так понимаю, все под Национальную медицинскую палату».

Возглавляемая Леонидом Рошалем Нацмедпалата, в общем‑то, и не скрывает своих амбиций центрального во всей индустрии регулятора‑общественника. НМП разрабатывает профессиональные стандарты – основу для образовательных стандартов, то есть документы, определяющие требования к специалистам разного уровня подготовки и к процессу обучения непосредственно. Та же НМП в прошлом году получила полномочия Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении при Президенте РФ. «Именно этот совет и должен проводить мониторинг соответствующего сегмента рынка медицинских услуг, потребности в медицинских квалификациях, разрабатывать и организовывать применение профстандартов, а также устанавливать требования для подтверждения медицинских квалификаций и контролировать их оценку. И, конечно, организовывать и проводить профессионально‑общественную аккредитацию образовательных программ», – обозначил зону особого влияния Нацмедпалаты ее вице‑президент Евгений Шляхто, выступая в апреле 2016 года на V съезде НМП. А директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава Татьяна Семенова тут же, на съезде, гарантировала НМП поддержку ведомства: «Мы ожидаем, что Нацмедпалата будет нам направлять свои кандидатуры для аккредитационных комиссий. В дальнейшем мы хотим, чтобы вся деятельность по аккредитации врачей не имела отношения к федеральному органу исполнительной власти в сфере здравоохранения, а имела отношение к зрелому профессиональному сообществу – Нацмедпалате. И мы надеемся, что Минздрав отойдет от этой системы, и она будет полностью передана в ваши руки». Добавить к этому диалогу нечего – похоже, единый оператор аккредитационных комиссий уже определен.

Гораздо туманнее перспективы самой процедуры аккредитации: если протоколы первичной и первичной специализированной аккредитации хоть как‑то детализированы, то нормативный блок, касающийся практикующих врачей и потому вызывающий у отраслевого сообщества наибольший интерес, пока зияет пустотами. «Думаю, для проведения периодической аккредитации будут разработаны отдельные рекомендации или внесены изменения в существующие нормативно‑правовые акты, поскольку сейчас в Положении об аккредитации прописано только, что она будет в себя включать оценку портфолио и тестирование. Однако определения, что такое портфолио и из чего оно состоит, пока нет, – продолжает рассуждать Ольга Природова. – Предполагается, что оно будет включать профессиональную и образовательную составляющую, последнюю – в виде освоения индивидуального плана в рамках системы непрерывного образования». Скорее всего, гадают над этим нормативным пробелом эксперты, профессиональная часть портфолио врача будет содержать данные о числе принятых им пациентов, видах выполненных операций и их исходах, оценивать которые могут работодатели и профессиональные сообщества. С базами проведения первичной специализированной и периодической аккредитации регулятор тоже пока не определился, хотя эти испытательные площадки должны начать работу уже с 2018 года. Нет нормативной ясности и по поводу формата проведения повторной аккредитации – смогут ли, например, действующие врачи проходить экзамен дистанционно. И подобных лакун, утверждают критики реформы, в концепции преобразований множество.

ПРОЩАНИЕ С АЛЬМА-МАТЕР

Федеральный закон №273‑ФЗ «Об образовании» от 2012 года упразднил понятие «послевузовское профессиональное образование», к которому относились интернатура, ординатура и аспирантура. Тогда эти программы причислили к высшему профессиональному образованию, вернее, к одному из его уровней. В ФЗ №323 ликвидация интернатуры датировалась 1 сентября 2016 года, но в реальности опять произошла отсрочка: до 31 августа 2016‑го прием законно продолжался, и принятые тогда интерны завершат свое обучение и существование самой программы летом 2017‑го. Отмена этой стажировки имела и вполне прикладную цель – сокращение дефицита врачей в поликлиниках: теперь выпускники вузов получили право работать участковыми терапевтами и педиатрами без постдипломного обучения (раньше сертификат – то есть допуск в профессию – можно было получить только после окончания интернатуры или ординатуры).

Часть опрошенных Vademecum специалистов именно эту новацию встретили в штыки, пояснив свое негодование так: специалисты первичного звена призваны выявлять болезни и возможные риски осложнений, а ждать от вчерашних студентов навыков ранней диагностики – нереалистично. Впрочем, подобную радикальную точку зрения разделяют не все наши респонденты. «На мой взгляд, хорошо, что они смогут погрузиться в практическую деятельность. Этот новый механизм является давно забытым старым, когда выпускники медицинских институтов со студенческой скамьи приходили на работу. Но при этом должен быть разработан механизм поддержки специалистов: возможно, телемедицинские консультации, тьюторство, одним словом, должен быть кто‑то, к кому они сразу смогут обратиться с возникшим вопросом, – рассуждает Ольга Природова из РНИМУ. – Другое дело, что сейчас мы находимся в переходном периоде, и этому выпуску будет очень сложно, да и следующему, наверное, тоже. Думаю, через два‑три года программа подготовки войдет в свое русло».

Отмена интернатуры спровоцировала в отрасли слух – тем, кто собирается продолжить обучение в ординатуре, необходимо будет обязательно отработать несколько лет в поликлиниках. «Я пытался выяснять про ординатуру и отмену интернатуры, но покаэто выглядит как масонский заговор – шум какой‑то идет, о чем‑то все говорят, но совершенно неясно, на что опираться, на какой нормативный документ, – сетует близкий к теме постдипломной подготовки Илья Фоминцев. – Меня волнует, будут ли пускать студентов в ординатуру , потому что после трех‑четырех лет работы в поликлинике я в их головах уже ничего не поменяю». В Минздраве, куда Vademecum переадресовал эти тревожные вопросы, пояснили, что обязательная отработка действует только при целевом наборе в вуз, и заодно уточнили – в Минобрнауки разработан законопроект, предполагающий, что отработка в организации, с которой заключен договор о целевом обучении, будет составлять не менее трех лет.

МАРШ НЕСОГЛАСНЫХ

«На Неделе здравоохранения я задал вопрос Янушевичу [ректор МГМСУ Олег Янушевич. – Vademecum], как быть с аккредитацией, если у нас ничего не стандартизировано. Я говорю, что не надо лечить инсульт таким‑то препаратом, а профессор, который 25 лет сидит на кафедре и написал по этому поводу 10 книжек, говорит, что надо, – рассказывал коллегам на одном из отраслевых форумов медицинский директор сети клиник «Семейная» Павел Бранд. – А Янушевич отвечает: все аккредитуются, не переживайте. Но зачем мы тогда все это делаем?!» Подобные вопросы, касающиеся самой сути и последовательности проводимых в индустрии преобразований, практикующие медицинские специалисты задают неустанно.


Следующая претензия к авторам концепции реформы звучит так: кому нужна новая система оценки знаний и навыков, если сама система обучения и ее содержание остаются прежними? «Мы постоянно впрягаем телегу впереди лошади. Вводя аккредитационный экзамен, мы пытаемся выйти на международный стандарт и соответствовать, условно говоря, Америке. Основная проблема с аккредитацией в том, на мой взгляд, что наше образование не реформировано в той степени, чтобы выйти на новую систему контроля, – считает Павел Бранд. – Мы пытаемся перепрыгнуть путь, который люди проходили годами, – пересадить всадника в космическую ракету, не дав ему инструкции».

Российская система медобразования, по мнению ряда экспертов, устарела. «Клиническая медицина – это огромный провал, преподаватели не учат критическому мышлению и доказательной медицине, – считает Илья Фоминцев. – Все опираются на авторитеты – как сказал профессор, так и делайте, и все это с флером собственной школы – казанской, петербургской и так далее, где был одиозный лидер, чей портрет висит на кафедре и которого называют «врачом от Бога». Но отбирают в вузы и обучают студентов не боги. На деле подобная схема приводит к тому, что один и тот же пациент в разных точках будет лечиться по‑разному».

Такая «полифония», убеждены критики действующей образовательной системы, на базовом – подготовительном, организованном государством, уровне приводит в дальнейшем к отсутствию или чрезвычайно медленному внедрению единых протоколов, рекомендаций и порядков. Для иллюстрации этого тезиса у Павла Бранда находится пример из собственной практики: «Ко мне приехала неврологическая пациентка, которая до этого побывала в четырех городах, и у нее четыре разных диагноза. При этом, кроме инсульта, все остальные диагнозы не существуют нигде в мире, кроме нашей страны. А у нее совершенно четкие, понятные, проверяемые неврологические симптомы. Пациентка была в четырех медицинских университетах – беда в том, что эти люди пишут аккредитацию, а не проходят».

Действующая в России программа подготовки медицинских специалистов игнорирует немедицинские, но необходимые для современного врача навыки. «На английском написано 97% всей медлитературы, не менее важная история – тренинги по медицинскому общению: 80% жалоб связаны с тем, что доктор недостаточно полно и ясно объяснил все пациенту. Врачи юридически безграмотны, – возмущается Бранд, – например, легко перечисляют детям все заболевания мамы, игнорируя закон о защите персональных данных. Наконец, врачей не учат читать научную литературу».

ЗНАТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Пожалуй, самый спорный элемент начавшейся реформы – построение системы непрерывного медицинского образования. Подобное целеполагание несколько абсурдно: в медицине постоянное получение новых знаний – непреложный закон, имманентное свойство профессии врача, который иначе не сможет обеспечить адекватное лечение своим пациентам. «Непрерывное образование было и в советской, и постсоветской медицине, – подтверждает Ольга Природова. – И тогда, и сейчас врачи читают медицинскую литературу, периодику, ищут информацию в справочниках, посещают медицинские конференции. Внедрение телекоммуникационных технологий дало возможность делать все это с компьютеров, мобильных устройств. Для представителей специальностей, где развита небюджетная медицина, – УЗИ, урология, стоматология – характерно стремление самостоятельно, часто за свой счет, пройти курсы повышения квалификации. Концепция непрерывного образования позволяет учитывать образовательную активность врачей для допуска к профессиональной деятельности».

В прежней схеме врачу раз в пять лет – до окончания срока действия сертификата – нужно было прослушать цикл лекций. Зачастую, как все обязательное, курс этот проходился формально: врачи или их руководители находили не лучшие программы, а образовательные организации, расположенные ближе к месту работы и с наиболее подходящим графиком. Посещение интересных или полезных конгрессов и конференций в течение этих пяти лет никаким образом и нигде официально не учитывалось. «На кафедре, где я работал, за 15 лет только два человека меняли свои презентации», – признался врач‑психиатр коллегам, обсуждавшим на одном из отраслевых форумов тему непрерывного образования. «Сертификационные курсы у нас проходят в Ставропольском госмедуниверситете или Пятигорском медфарминституте, – делится с Vademecum врач стационара одной из больниц Мурманска. – Но мы «учимся», не выходя из своей ординаторской, – нам просто присылают сертификат». Новая концепция непрерывного образования предполагает различные варианты активности слушателей – конференции, семинары, стажировки, мастер‑классы. Вторая новация – повышать квалификацию можно будет как очно, так и онлайн. Наконец, третье: Минздрав с помощью привлеченных операторов намерен агрегировать все существующие образовательные программы на одном портале, чтобы врачам было легче выбирать наиболее интересные и актуальные учебные блоки.

В январе текущего года Минздрав разработал проект нормативного акта, регламентирующего порядок повышения квалификации по программе непрерывного образования. Главная новация – кредитная система: врачу нужно будет ежегодно набирать 50 часов подготовки (кредитов), из них 36 – образовательная часть, 14 – практическая (например, конгрессы). Причем 36 теоретических часов делятся поровну между очным и дистанционным форматами обучения. Затем раз в пять лет, имея за плечами 250 кредитов и собранное за это время практическое портфолио, врач может проходить аккредитацию. «Почему я считаю, что это большое достижение? Потому что эти 50 часов в год дают гибкость – можно каждый раз добавлять те компетенции, которых нам не хватает», – рассуждает Андрей Продеус.

Пока практикующие врачи имеют возможность выбора – вступать в модернизированную систему непрерывного образования или продолжать получать сертификаты по старой схеме (переходный период продлится до 2021 года, следовательно, срок действия последних сертификатов истечет 31 декабря 2025 года). Объединение частных медицинских клиник и центров, например, рекомендует врачам досрочно обновить имеющиеся у них сертификаты и таким образом использовать переходный период по максимуму. «После того как соответствующий проект приказа станет действующим документом, у специалистов с закончившимся допуском все еще будет возможность получить сертификат прежнего образца, но параллельно ему придется вступать в систему непрерывного образования, а это значит, что дальнейший допуск к деятельности будет осуществляться только через процедуру аккредитации, – объясняет сложную переходную схему Дмитрий Борисов. – Если же получить сертификат до того, как приказ Минздрава начнет действовать, это требование на вас не будет распространяться, и вы сможете до 2021 года еще раз получить сертификат по старинке, то есть отодвинете проблему допуска до 2026 года».

Минздрав же, напротив, советует врачам скорее учиться жить по‑новому. Для облегчения адаптации и в целом отстройки системы ведомство подключило к работе по продвижению новации два университета – ПМГМУ им. И.М. Сеченова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова. На базе Первого меда создан Методический центр аккредитации, который разрабатывает все тестовые задания и кейсы для испытаний, готовит экспертов аккредитационных комиссий, формирует и актуализирует их реестры, рассматривает апелляционные обращения. Если ПМГМУ становится, по замыслу реформаторов, замыкающим звеном вузовского цикла и каждого последующего этапа образовательной цепочки, то РНИМУ контролирует погружение специалистов в систему непрерывного образования – обеспечивает методическую поддержку тематического портала edu.rosminzdrav.ru, который Минздрав запустил 1 июня 2016 года. Здесь должны встречаться все участники системы непрерывного образования – врачи и организации, предоставляющие различные образовательные услуги или доступ на отраслевые мероприятия.

«Это информационная система планирования и учета образовательной активности специалистов здравоохранения, позволяющая создавать образовательные портфолио для допуска к профессиональной деятельности. Для допуска к аккредитации индивидуальный план обучения специалиста должен включать 250 часов по каждой специальности – программы повышения квалификации различных образовательных организаций, конференции, мастер‑классы, семинары, а также дистанционные образовательные модули. При этом сам портал является только сайтом‑координатором, направляющим специалиста на сайты организаций, проводящих обучение, – поясняет Ольга Природова. – В личном кабинете врач увидит только те образовательные программы, которые соответствуют его специальности». Как сообщили Vademecum в Минздраве, в настоящий момент на портале edu.rosminzdrav.ru зарегистрированы личные кабинеты 119 организаций и содержатся записи более 47 тысяч врачей. Здесь же размещено около 4,7 тысячи программ повышения квалификации, оплатить которые можно специальным образовательным сертификатом, около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медпомощи и федеральных клинических рекомендаций, и почти 3 тысячи образовательных акций – семинаров, конференций, вебинаров, мастер‑классов и так далее.

Нерешенным пока остается вопрос, кто и как будет отбирать образовательные мероприятия, идущие в кредитный зачет соискателям аккредитации. Например, провайдерами конференций могут быть как коммерческие, так и общественные организации – кто и как их будет оценивать? Сейчас полезные врачам ивенты отбирает Координационный совет непрерывного медицинского и фармацевтического образования, в его составе около 40 отраслевых опинион-лидеров и два сопредседателя – замминистра здравоохранения Игорь Каграманян и глава НМП Леонид Рошаль. «По сути, это общественная организация, созданная по приказу Минздрава, в которой есть некие эксперты, не являющиеся при этом сотрудниками Минздрава, – саркастически замечает Дмитрий Борисов. – По запросу образовательной организации они принимают ее программы на рассмотрение и либо публикуют их на своем сайте, чтобы организация могла выдавать кредиты, либо отказывают с какими угодно формулировками. То есть это некое объединение, которое по своему усмотрению будет кому‑то давать, а кому‑то не давать право обучать врачей».

Наконец, финальный вопрос – финансирование программ непрерывного медобразования. По замыслу авторов реформы, за обучение специалистов, как и прежде, будет отвечать работодатель – он сохраняет сотруднику зарплату на время обучения и обеспечивает командировочные расходы. Обучение медработников госсектора проходит либо по программам госзадания – за счет средств федерального бюджета (более 200 тысяч специалистов государственных учреждений ежегодно), либо по договорам об оказании платных услуг. Плательщиками с апреля текущего года (ПП №332), помимо юридических или физических лиц, стали ТФОМСы: средства нормированного страхового запаса теперь можно использовать для оплаты программ повышения квалификации врачей из организаций, работающих по программам ОМС. Медорганизациям придется участвовать в довольно сложном механизме заключения соглашений и планов, зато у главврача появляется возможность сэкономить или выбрать дорогую программу повышения квалификации своих сотрудников.

Врачи, медицинская реформа, медицинское образование, минздрав, образование врачей, фоминцев, рниму им. н.и. пирогова, медицинские вузы, нацмедпалата, президент, минобрнауки, янушевич, аккредитация, пмгму им. сеченова, омс, фомс, брандт, рошаль

В Сочи завершился Российский инвестиционный форум, в котором приняла участие глава Минздрава Вероника Скворцова. В интервью «Известиям» она рассказала об инвестпроектах в медицине, аккредитации врачей, а также о том, когда будут модернизированы все детские поликлиники страны, зачем сотрудники регистратур проходят курсы вежливости и кто уговорит россиян вести здоровый образ жизни.

Ваш проект «Реконструкция Центра микрохирургии глаза в Екатеринбурге» стал лауреатом национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА». Какие еще важные проекты государственно-частного партнерства удалось реализовать в последние годы?

Среди важнейших - запуск производственной площадки при научном центре травматологии и ортопедии в Новосибирске, создание учебного корпуса при Пермском медицинском университете. Вообще в регионах мы реализуем более ста проектов. Общий объем привлеченных негосударственных средств оценивается уже десятками миллиардов. Это все средства, направляемые на повышение доступности и качества именно бесплатной для самого человека помощи.

Хотела бы отметить отдельно ввод в строй протонного центра в Санкт-Петербурге. Это частный проект. Но технология - крайне важна для страны. В этом году у нас появляются три новые площадки с протонными технологиями. Одна из них - частная, две - государственные. Все эти площадки должны быть включены в систему оказания высокотехнологичной помощи. Сначала в рамках клинической апробации, т.к. эта технология новая для России, а затем, после просчета клинико-экономической эффективности, - в программу госгарантий.

Экзамен с трех попыток

- Расскажите о внедрении системы аккредитации медработников. Что вы ожидаете от этого нововведения?

Это для нас нововведение, а для всего мира такая система существует уже больше 20 лет. Аккредитация медработников - механизм допуска к профессиональной деятельности, который позволяет оценивать, во-первых, теоретические знания - с помощью беспристрастного тестового экзамена по типу школьного ЕГЭ. Во-вторых, умения и навыки - по международному экзамену ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен. - «Известия»). Он проводится с помощью компьютерных тренинговых программ, симуляторов, которые позволяют оценить, насколько человек может применить свои знания на практике. Третий экзамен, традиционный для России, - на клиническое мышление. То есть на возможность быстро и правильно принимать решения (стратегические и тактические) по диагностике, лечению и реабилитации.

Эта трехэтапная проверка позволяет оценить реальные знания медика.

Мы начали проводить ее в 2016 году. Первыми стали выпускники медицинских вузов по двум специальностям: фармация и стоматология. В 2017 году аккредитовали уже 32,5 тыс. выпускников всех медицинских и фармацевтических вузов по всем базовым специальностям.

- Какие медработники будут проходить аккредитацию в ближайшие годы?

- В этом году мы внедряем в систему аккредитацию выпускников медицинских колледжей. С 2019 года вводится аккредитация выпускников ординатур по узким медицинским специальностям. Меняется время обучения в ординатуре - оно будет варьировать от одного года до пяти лет, в зависимости от специальности. Структура ординатур станет модульной. Чтобы человек, проучившийся, например, три года в ординатуре по нейрохирургии, мог пройти аккредитацию и приступить к работе с выполнением вмешательств средней сложности. Но в то же время мог продолжить обучение в ординатуре в течение еще двух лет, чтобы стать специалистом экстра-класса - заниматься нейроонкологией, сложнейшими нейрососудистыми операциями. Каждый этап (модуль) обучения будет завершаться аккредитацией.

Наша задача - до 2021 года включить в систему аккредитации всех медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием. А далее внедрять повторную аккредитацию, которая должна проводиться не реже раза в пять лет на основе непрерывного профессионального образования. Мы создали специализированный портал, который уже сейчас содержит более 1 тыс. интерактивных образовательных модулей.

Он сопряжен с федеральным регистром медицинских работников. В течение двух лет мы внедрим самые современные подходы к электронным автоматизированным системам помощи для врача. Такое живое взаимодействие с компьютерными программами позволит поддерживать и развивать профессиональный уровень.

- Если врач не справился с экзаменами - он отстраняется от работы?

- Дается три попытки. Пока показатели, с учетом этих трех попыток, очень хорошие. По медицинским вузам самые высокие у педиатров - аккредитацию прошли более 99% выпускников. На втором месте стоматологи и терапевты - более 98%. Чуть ниже показатели у профилактологов - около 96%.

Если человек не справился за три попытки, он может повторить испытание через год - так работает весь мир.

Лечение по протоколу

- Как еще, помимо аккредитации, вы планируете поднять качество медуслуг?

- Мы подготовили законопроект, подробно описывающий систему управления качеством медицинской помощи. Он основывается на внедрении разработанных национальных клинических рекомендаций по основным заболеваниям человека - их сейчас уже разработано более 1,2 тыс. По сути, каждая рекомендация - это стандартизованный алгоритм действий врача, который позволяет лечить больных индивидуально и избежать возможных ошибок. Критерии качества медицинской помощи, вошедшие в структуру клинических рекомендаций, утверждаются приказом Минздрава и являются обязательными. На их основе разрабатываются регламенты экспертизы качества медицинской помощи, проводимой экспертами медицинских страховых организаций и Росздравнадзора, - вся система должна работать по единым требованиям.

Если медицинский работник повторно нарушает клинические рекомендации, его должны направить на внеочередную аккредитацию с тем, чтобы подтвердить его профессиональный уровень. Бывают случайности - совершил ошибку, например, из-за усталости или плохого самочувствия. Но если аккредитационная комиссия обнаружит бреши в знаниях специалиста, он должен быть направлен на дополнительное обучение или повышение квалификации. Таким образом система должна самоочищаться. И это очень важно, потому что врачи работают не с неодушевленным материалом, а с людьми.

Долгие годы поликлиники страдали из-за нехватки узких специалистов. Удалось ли что-то изменить в этой сфере?

- Традиционно первичному звену не хватало прежде всего участковых терапевтов и педиатров, а также и узких специалистов. С 2011 года внедрены новые государственные образовательные стандарты для медицинских и фармацевтических вузов. Теперь начиная с первого курса и в течение всего обучения студенты проходят практическую подготовку. По сути, шестой курс стал субординатурой по терапии или педиатрии. Благодаря этому, а также введению аккредитации мы впервые смогли сразу по окончании вуза выпускать терапевтов и педиатров в первичное звено. Уже в 2017 году более 5 тыс. выпускников пришли в поликлиники и сельские врачебные амбулатории.

Кроме того, нам очень помогла программа «Земский доктор». Сейчас в ней могут участвовать врачи до 50 лет. Это привлекло 29 тыс. медиков в удаленные районы. Поэтому ситуация начала выправляться.

Что касается узких специалистов, то по ним у нас сформировался выраженный дисбаланс начиная с конца 1990-х - начала 2000-х годов. Особенно выраженным был дефицит онкологов, анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, патологоанатомов.

Благодаря внедрению механизма целевого приема в вузы ситуацию удалось переломить. За последние два года на 9,5% увеличилось число онкологов, это очень существенно. На 7% - анестезиологов-реаниматологов, на 4,5% - рентгенологов и т.д.

Сейчас в ординатуре уже 60% бюджетных мест - целевые. То есть регионы имеют возможность заказывать тех специалистов, которые им нужны. При этом эффективность целевого приема приблизилась к 90%, то есть практически все обучающиеся возвращаются на целевые рабочие места.

- Можно ли это сравнить с распределением советских времен?

Де-юре это разные вещи, а де-факто целевая подготовка замещает отсутствующее распределение. Единственное различие в том, что распределение было обязательным для всех. Я через него проходила, мои родители. Сейчас, если ты по открытому конкурсу поступил (а он по многим специальностям доходит до 32 человек на место), - пожалуйста, можешь дальше распоряжаться своей судьбой так, как считаешь нужным. Но если ты идешь по целевому конкурсу, ты обязан отработать в течение трех лет на том рабочем месте, для которого тебя направляли на целевую подготовку.

В регистратуру - с любовью

- Как Минздрав планирует решить проблему очередей в поликлиниках?

- С помощью устранения дефицита кадров и внедрения бережливых технологий. Родоначальниками таких технологий являются японские производители. К нам проект «Бережливая поликлиника»принесли эксперты «Росатома». Суть заключается в том, что в любом медицинском учреждении проводится не только жесткая инвентаризация материальных объектов, но и скрининг организационных и технологических процессов. Выявляются логистические ошибки и несовершенства, которые заставляют людей долго ждать, создают очереди и риски инфицирования от заболевших. Далее создается план устранения несовершенств. Например, изменяется работа входной группы - организуются раздельные входы для здоровых и больных пациентов, вводится навигация движений пациентов, создаются удобная регистратура и отдельный call-центр, чтобы регистратор не отвлекался и занимался только посетителями. Расширяется спектр возможных механизмов записи на прием к врачу. Уже во всех регионах страны внедрена электронная запись: через интернет и терминалы в поликлинике. Работают информаты. Но по-прежнему можно записаться по телефону или придя в регистратуру. Как кому удобнее.

Мы поменяли расположение кабинетов. Сделали элементарную вещь - линейную траекторию прохождения кабинетов в рамках диспансеризации.

Это позволило сократить время прохождения первого этапа диспансеризации до одного-двух визитов. Вход в лабораторию для взятия крови тоже изменили: люди, которые входят и выходят, не пересекаются. Усовершенствовали рабочее пространство врачей и медицинских сестер. Выясняется, что такими несложными действиями можно в два раза увеличить число пациентов, проходящих через лаборатории и процедурные кабинеты за одну смену.

Благодаря внедрению четкой предварительной записи, а также организации кабинетов доврачебного приема ушли очереди у кабинетов врачей. Теперь медицинские сестры заполняют анкеты, измеряют температуру.

Очереди в поликлинике и время на прохождение записи сократились в 3,5–7,5 раза.

- Где работает «Бережливая поликлиника»?

- Мы начали этот проект менее года назад в трех регионах, взяв в каждом по две поликлиники: одну - детскую, вторую - взрослую. Сейчас таких поликлиник уже более трехсот в 40 регионах. Этот проект оказался очень эффективным. Мы планируем в него включить все детские поликлиники страны в течение трех лет. Эту задачу поставил перед нами президент страны в рамках пакета демографических мер. Выделен ресурс на обновление детских поликлиник - по 10 млрд рублей федерального финансирования ежегодно. Регионы должны обеспечить его софинансирование.

Пациенты нередко жалуются на недоброжелательность персонала в поликлиниках, отсутствие информации об услугах. Будут ли решаться эти проблемы в рамках проекта «Бережливая поликлиника»?

Да. Вводится психологический тренинг и тестирование для регистраторов и другого персонала, который работает с людьми. Очень важно, чтобы эти специалисты любили других людей, чтобы посетители их не раздражали, не вызывали желания нагрубить. Для этой работы подбираются доброжелательные люди. Даже то, что им ввели дресс-код - одинаковые халаты, эмблемы, косынки, - создает иную атмосферу.

Конечно же, важнейший вклад в совершенствование работы медицинских организаций вносит информатизация. В поликлиниках активно внедряются информационные медицинские системы, которые удовлетворяют единым для страны требованиям. Параллельно создаются единые региональные информационные системы, объединяющие все системы медицинских организаций, создающие централизованный архив цифровых изображений с приборов. Это позволяет вводить перекрестный обмен электронными документами. Скажем, человек из поликлиники отправляется на плановую госпитализацию, потом в санаторий, а потом на плановое амбулаторное наблюдение. Всё фиксируется в единой информационной системе. Не надо носить карты из кабинета в кабинет, сотрудник, который принимает пациента, видит в компьютере его историю болезни, результаты исследований и консультаций, может запросить изображения с приборов (томограммы, рентгенограммы) и оценить их в динамике.

Очень удобна и электронная документация. Так, электронные справки, заключения, выписки может быстро формировать медицинская сестра. Активно внедряются электронные больничные листы, электронные рецепты для льготного лекарственного обеспечения. Врач может получать результаты анализов автоматизированно, вводить в компьютер название лекарства, которое он хочет выписать, и видеть все аптеки, где оно есть и в каких количествах. Может посоветовать пациенту ближайшую аптеку.

Там, где информатизация уже внедрена, мы видим реальный ощутимый результат. Медицинская помощь становится более комфортной, быстрой и качественной.

Уговорят лечиться

- В 2016 году был создан институт страховых представителей. Зачем он нужен?

- Страховые медицинские организации - особые структуры. Они должны быть гарантом удовлетворения главного права каждого человека - на охрану жизни и здоровья. В 2016 году мы создали программу поэтапной подготовки и включения в работу страховых представителей трех уровней.

Первый уровень - это хорошо подготовленные операторы. Для их обучения разработали методические руководства, единые справочники наиболее частых вопросов и ответов. У операторов есть информационная база, графики работы всех учреждений, врачей. Они в состоянии ответить на любой вопрос, помочь в записи на прием к любому специалисту, на плановую госпитализацию, посоветовать, где меньше очередь.

Второй уровень страховых представителей - это специально обученная команда, которая занимается массовыми рассылками через SMS или звонками по телефону, приглашая застрахованных на профилактические осмотры, диспансеризацию. Они отслеживают, приходил ли человек на прием. Информируют пациентов о результатах диспансеризации.

Если по результатам диспансеризации человек оказывается во второй или третьей группе здоровья, он должен подлежать диспансерному наблюдению. Это позволяет предупредить ожидаемые патологические состояния. Например, если у пациента нарушена толерантность к глюкозе, но при этом диабет еще не сформировался, важно поставить на контроль все факторы риска. Их очень легко скорректировать, и в результате человек получает дополнительные годы здоровой жизни. Если выявляется хроническое заболевание, необходимо проводить лечение и вторичную профилактику. Здесь требуется опека со стороны страховых медицинских организаций. Она позволяет резко повысить приверженность пациентов к медикаментозной терапии. Так, за последние три года мы достигли максимальной за всю историю нашей страны приверженности людей с повышенным давлением к антигипертензивной терапии. Поэтому уже 40% гипертоников вышли на постоянные целевые значения артериального давления, то есть они застрахованы от гипертонических кризов, инсультов и инфарктов миокарда. Их правильно лечат.

Аналогичная ситуация и с лечением пациентов с ранним атеросклерозом, изменениями липидного спектра. Уже в 36% случаев у них полностью нормализуются уровни холестерина.

- Чем занимаются страховые представители третьего уровня?

- Они подключаются к работе с этого года - это специалисты, которые научены мотивировать людей к ответственности за свое здоровье, ведению здорового образа жизни, включению в профилактические программы.

Сейчас у нас в базе уже около 7 тыс. страховых медицинских представителей. Страховое сообщество очень консолидировалось за последнее время вокруг этой стратегии. Всероссийская ассоциация медицинских страховщиков стала настоящим нашим соратником и партнером по защите прав пациентов и обеспечению доступности и качества медицинской помощи.