Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова. Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова

одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ищет, кинул, свищет, просит

одинокий , далекой (стране), золотой просит бури, стране далекой ), антитеза ().

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Стихотворение было написано в 1832 году, опубликовано в 1841 году. Стихотворение принадлежит к переходному периоду от ранней к зрелой лирике поэта. Это был тяжелый период для Лермонтова, он переосмысливал свое раннее творчество, находился в душевном кризисе.

Тема стихотворения – парус, плывущий по волнам моря, и размышления поэта, наблюдающего за ним.

Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Лермонтов проводит параллель с человеческой душой, находящейся в смятении и растерянности, не желающей успокаиваться и в то же время не знающей, к чему стремиться. (Слова, выражающие авторскую идею из текста: «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит», «а он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой»).

Композицию стихотворения составляют 12 строк, объединенных в 3 четверостишия с перекрестной рифмовкой. Первое четверостишие вводит тему одинокого паруса, плывущего по морю, второе и четвертое – о том, что окружает парус и что с ним происходит в море. Каждое четверостишие построено по одной модели: первые две строки – рисуют внешние события, третья и четвертая – отражает мысли и чувства лирического героя.

Жанр произведения «Парус» – стихотворение.

В стихотворении главным образом является парус, который символизирует одинокую человеческую душу. Образ моря, по которому плывет парус, тоже символичен – это сама жизнь, с ее волнениями, радостями, опасностями.

Автор использует нейтральную лексику. Основными частями речи являются прилагательные и существительные. Прилагательные помогают ярче охарактеризовать образы, точно и художественно описать различные понятия (парус одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ). Существительные служат для создания наглядной картины плывущего по морю корабля. Также немало глаголов 3-го лица единственного числа (ищет, кинул, свищет, просит ), которые свойственны скорее человеку, чем неодушевленному предмету. Благодаря этому мы начинаем понимать, что парус символизирует человека. В тексте распространены ассонансы звуков о, и; аллитерации звуков к, щ.

Основными изобразительно-выразительными средствами в этом стихотворении являются: эпитеты (одинокий , далекой (стране), золотой (луч солнца) и т.д.), инверсии (просит бури, стране далекой и т.д.), риторические вопросы (что ищет он в краю далеком? что кинул он в краю родном? ), антитеза (стране далекой – краю родном, бури – покой ).

«Парус» М.Ю. Лермонтова написан четырехстопным ямбом.

На мой взгляд, Лермонтов выражает свое смятении души и чувство одиночества в данном стихотворении, так как оно было написано в тяжелый период его творчества, период его духовных исканий, когда прошлое его разочаровало, и он хотел чего-то нового, но не знал к чему стремиться, не нашел еще новых идеалов, но не мог позволить себе находиться в покое, хотел быть в движении и в поиске.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова

Лермонтов написал стихотворение «Парус» в 1832 г. Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни.

По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова. От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды.

Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва («в краю родном») и Петербург («в стране далекой»).

Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье.

В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка.

Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. «Парус» — прекрасный образец пейзажной лирики. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину («голубом», «золотой»).

Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя.

В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой – редкое поэтическое качество. Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее.

Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. Об этом говорят многочисленные лингвистические исследования текста и различные переложения и интерпретации произведения.

В сентябре 1832 года М.Ю. Лермонтов пишет М.А. Лопухиной письмо, где признаётся, что расстроен неудачной попыткой поступить в петербургский университет. Молодой поэт был одинок и подавлен. В этом же послании были строки стихотворения «Белеет парус одинокий». Первая строка заимствована из неоконченной поэмы Бестужева-Марлинского «Андрей — князь переяславский». Вопрос, какой именно «морской» пейзаж вдохновил Михаила Юрьевича, остаётся спорным. Это мог быть Финский залив или река Нева.

Жанр, направление и размер

«Парус» написан в жанре лирической новеллы. Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности.

Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха.

Смысл названия

Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.

  1. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
  2. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились.

Образы и символы

Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.

Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.

Темы и мотив

  • Одиночество . Это основная тема стихотворения. Она раскрывается через центральный образ сочинения – белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией. Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова.
  • Свобода . Цель лирического героя – обрести свободу. Потому он и решился покинуть родной край, бежать от солнечных лучей навстречу невзгодам.
  • Революция . Её в стихотворении олицетворяет образ бури. Кроме того, не случайно автор считает лирического героя мятежным, ведь его действия противоречат общепринятым традициям. Он желает покорять новые горизонты, ищет приключений.

Идея

Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.

Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.

Средства художественной выразительности

Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул.

В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный.

Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена.

Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания.

Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит (о парусе).

Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

"Парус" - безусловно, одно из величайших творений поэта М. Ю. Лермонтова. В нем основными темами являются поиск места в жизни и одиночество человека. Стоит отметить, что в большинстве произведений поэта эти темы чаще всего являются основными. Ниже представлен анализ стихотворения Лермонтова "Парус". Ознакомимся также с историей написания произведения.

История написания

Анализ стихотворения Лермонтова стоит начать с истории его создания. Написано оно было Михаилом Юрьевичем в юном возрасте 17 лет в 1832 году в Санкт-Петербурге. Тот период жизни был непростым для будущего поэта: ему пришлось покинуть Москву и оставить университет. Конечно, такие резкие перемены в жизни не могли не отразиться на внутреннем состоянии юноши.

Несмотря на то, что он мечтал стал филологом, по наставлениям любимой бабушки он отправился в Петербург для того, чтобы поступить в юнкерскую школу. И в этом городе Михаил Юрьевич остался наедине со своими переживаниями и размышлениями о дальнейшей судьбе. Поэтому неудивительно, что во время одной из прогулок вдоль Финского залива, он и создал одну из жемчужин русской поэзии - стихотворение "Парус".

Первоначальный вариант он отправляет в письме М. Лопухиной. В нем в первой строчке говорится о парусе отдаленном. Позднее, поэт заменит это слово, и строка будет звучать так: "Белеет парус одинокий". Это начало Лермонтов позаимствовал у А. А. Бестужева-Марлинского из поэмы "Андрей, князь Переяславский". Так появилось всем известное стихотворение "Парус".

Образы в произведении

В анализе стихотворения Лермонтова следует отметить, что главный герой - парус - это не просто средство передвижения по морю. Это образ человека, который плывет по течению жизни, пытаясь найти свое место. Это образ человека, который чувствует себя одиноким среди людей. Но он не теряет надежды, что когда-нибудь сможет найти ответы на свои вопросы, и что его жизнь озарит луч надежды.

Море в стихотворении - это жизнь, и парусник отчаянно пытается плыть в нужном ему направлении. Да, в жизни бывают трудные периоды, но после любой бури море вновь становится спокойным. Но в стихотворении Михаила Лермонтова, парусник - это человек, постоянно находящийся в поиске, который не может найти свое место, даже когда в жизни все спокойно.

Нет ничего удивительного в том, что для своего произведения поэт выбрал именно такие образы. Ведь в тот период жизни он принял для себя непростое решение: оставить все в Москве и начать новую жизнь в Санкт-Петербурге. Конечно, это решение далось ему нелегко, поэтому все переживания юноши нашли отражение в этом стихотворении.

В каком жанре написано произведение

В анализе стихотворения Лермонтова следует также указать, в каком жанре оно написано. "Парус" можно отнести к лирической новелле. На фоне красивого морского пейзажа и одинокого парусника поэт размышляет об одиночестве и поиске своего места в жизни.

В суматохе жизни юный поэт пытается найти место вместе со своими взглядами, переживаниями, мечтами. Лермонтов хотел вырваться из этого бушующего течения и найти свою тихую гавань, которая приютила бы его и успокоила его бунтующий внутренний мир.

Главные темы произведения

В анализе стихотворения Лермонтова "Парус" нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения - это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. Следует подчеркнуть, что они довольно часто будут встречаться и в других его произведениях. В стихотворении не только красочно описан морской пейзаж, но и передано настроение поэта, оказавшегося перед непростым выбором.

Михаил Лермонтов, переехав в Петербург, оставил все, что ему было дорого в Москве, и не только свою мечту о филологии, но и влюбленность. Но вместе с тем юноша понимает, что мысли о переживаниях не помогут ему найти место в жизни. Что для того, чтобы найти счастье, свою гавань нужно бороться и учиться принимать непростые решения.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Лермонтова одним из пунктов является перечисление использованных художественных средств выразительности. "Парус" написан четырехстопным ямбом с использованием перекрестного способа рифмования.

Экспрессию в стихотворении усиливает использование таких средств как анафора, инверсия и синтаксический параллелизм. Яркость образам придают олицетворения, эпитеты и метафоры.

Это был краткий анализ стихотворения "Парус" Лермонтова. Несмотря на то, что оно было написано поэтом в юном возрасте, уже тогда можно было увидеть его талант, как удивительно в нем сочетались глубокие внутренние переживания и зрелые рассуждения. И вот это сочетание можно увидеть в одном из самых известных его творений "Парус".

Перед нами изумительное по своей образности и
выразительности стихотворение, могущее быть
эпиграфом ко всей лермонтовской лирике.
Н.М.Шанский.

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой!

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Эти двенадцать строк хорошо знакомы каждому культурному человеку. Их учат наизусть в детстве, любят всю жизнь и не забывают до глубокой старости. Стихотворение давно вошло в сокровищницу великого искусства слова в качестве одного из самых блистательных лирических произведений.
«Парус» - поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус». Об этом он сообщил в письме М.А.Лопухиной.
Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший: каждые две первые строчки строфы содержат описание объективной действительности (моря и паруса), каждые две последние – размышления по этому поводу поэта. Поэтической канвой «Паруса» является образ «море – жизнь».
Лермонтов пользуется для обозначения жизни традиционным поэтическим образом моря, которое символизирует различные перипетии жизни (ее бедствия, перемены, волнения), а парус – символ брошенного в житейском море человека.

Образующие «Парус» строфы складываются из антитезных по своему пейзажному и психологическому назначению двустиший. Противопоставлены друг другу основные герои произведения (парус, поэт, с одной стороны, и реальное, житейское море – с другой).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет всякого типа повторы, анафору, синонимику.

Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.

1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул

2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»

3-е четверостишье: парус – «просит бури»

В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.

2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».

Художественное новаторство Лермонтова в организации словесно – образного материала приводит к созданию лирического шедевра, в котором поэт точно и просто высказал свои чувства в один из решающих моментов его жизни. Мятежный Лермонтов не ждет бури жизненных трудностей, а просит их, так как, по его мнению, именно в них заключен его покой, т. е. довольство, благоденствие и счастье.

Прилагательное мятежный у Лермонтова – беспокойный, тревожный, мятущийся. Слово «мятежный» связано со словом «буря», которое также испытало на себе влияние эпохи. Поэтому стихотворение «Парус», дойдя до читателей, было воспринято в обществе более широко и вольно, и в нем нашли и отрицание окружающей поэта действительности, и революционные порывы.

Обращаем внимание на синтаксис стихотворения. Для «Паруса» характерны параллельные конструкции:

или зеркально построенные:

счастия не ищет – не от счстия бежит.

Интересен синтаксис двух последних строк каждого четверостишия:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в стране чужой?

Но вместо ответа на первый вопрос в следующей строке читатель находит новый вопрос, который также пока остается без ответа.

При чтении стихотворения сразу же бросается в глаза наличие многоточия. Эти многоточия призваны разделить паузой каждое из трех четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несет в себе глубокий смысл. Пейзаж, вполне реальный, не может слиться со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его к пейзажной лирике.