Чем отличается субъективное мнение от объективного. Что такое мнение? Что такое субъективность

Любой человек мыслит и делает свои умозаключения своих знаний и чувств. Чувства, как известно, сугубо индивидуальны. Даже понимание такого простого чувства как у разных людей расходится, что отражается не только в быту, но и .

Таким образом, точка зрения человека и его мировосприятие основывается на пережитом опыте. Несмотря на то, что опыт может быть одинаковым, его интерпретация окажется для отдельного человека своей, отличной от множества других – она будет субъективной.

Получается, что каждый человек обладает своим субъективным мнением и, практически, каждый день сталкивается с другими субъективными мнениями друзей, знакомых и т.д. На основе этого между людьми возникают споры и дискуссии, развивается наука и движется прогресс.

Субъективное мнение – это то, что присуще одному человеку, индивидуально представление окружающего по средствам собственных эмоций и мыслей.

Объективность и объективное мнение

Объективное мышление не свойственно ни одному человеку. Хоть и считается, что чем кругозор человека шире, тем больше объективности в его мнении, само понятие «объективность» гораздо шире.

Объективность – это независимое от человека, его желаний и мнений, свойство предмета. Поэтому такого понятие, как «объективное мнение» в прямом значении существовать не может.

Что же тогда подразумевают люди, когда употребляют это выражение? Чаще звание человека, имеющего объективное мнение, получает тот, кто не участвуют в какой-либо ситуации, и, находясь за ее пределами, может оценить происходящее «со стороны». Но даже этот человек рассматривает мир через призму своих личных представлений.

Также к объективному мнению можно отнести совокупность субъективных мнений. Но здесь тоже есть свои подводные камни. Если собрать все мнения воедино, получится огромный клубок противоречий, из которого невозможно вывести .

Противоречия и абсолютная истина

Наука стремится к объективности. Законы физики, математики, и других научных сфер существуют вне зависимости от человеческих знаний и опыта. Но кто открывает эти законы? Конечно, ученые. А ученые – это обыкновенные люди, с большим запасом научных знаний, основанных на опыте других ученых и т.д.

Получается, что понимание всех открытых законов Вселенной, это обыкновенное скопление субъективных мнений. В философии существует понятие объективности, как сумма всех возможных субъективных вариантов. Но сколько бы ни существовало этих вариантов – собрать их воедино невозможно.

Таким образом, зародилось понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это исчерпывающее понимание существующего, самая «объективная объективность» и достичь такого понимания, как говорят философы, невозможно.

Поэтому, услышав «с объективной точки зрения», относитесь к следующим словам критично и не забывайте, что на любое «объективное мнение» при желании можно найти еще десяток объективных возражений.

Квалиа

Субъективность может относиться к конкретной, отличной от других интерпретации любого аспекта опыта. Опыт всегда является уникальным для человека, испытывающего его, его квалиа , которые существуют только в сознании этого человека. Хотя источник опыта, как считается, «объективен» и доступен для каждого, (как, например, каждому доступна длина волны конкретного луча света), опыт сам по себе доступен только для субъекта (качество света - его цвет).

Субъективность часто встречается в теоретических построениях, измерениях и концепциях, против воли тех, кто пытается быть объективным, и в большинстве областей целью является вопрос удаления субъективности из научных или математических утверждений и экспериментов. Во многих научных областях, таких как физика, биология, информатика, химия пытаются устранить субъективность из своей методологии, теории и результатов, и это сегодня составляет значительную часть процесса исследования в этих областях.

Несмотря на это, субъективность является единственным способом, с помощью которого мы познаём мир, математически, научными методами или иным способом. Мы разделяем субъективность на общечеловеческую и индивидуальную, и все теории и философские концепции, которые формируют наше понимание математики, науки, литературы, любое понятие, которое мы имеем о мире, основано на общечеловеческой или индивидуальной точке зрения. Субъективность внутри нас является только истиной, несмотря на предположении о субъективности «истины», которое мы делаем. Создание мировоззрения внутри нас является субъективным, наряду с существованием концепции открытия или создания идей.

Этот термин противопоставляется понятию объективности , которое используется для описания общечеловеческого представления Вселенной в том виде, как она есть, с позиции, свободной от человеческого восприятия и влияния, без общечеловеческого культурного вмешательства, прошлого опыта и независимо от ожидаемого результата.

См. также

  • Портал:Философия

Примечания

Литература

  • Ned Block|Block, Ned; Flanagan, Owen J.; & Gzeldere, Gven (Eds.) The Nature of Consciousness: Philosophical Debates . Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 978-0262522106
  • Bowie, Andrew (1990). Aesthetics and Subjectivity: From Kant to Nietzsche . Manchester: Manchester University Press.
  • Dallmayr, Winfried Reinhard (1981). Twilight of Subjectivity: Contributions to a Post-Individualist Theory Politics . Amherst, MA: University of Massachusetts Press.
  • Ellis, C. & Flaherty, M. (1992). Investigating Subjectivity: Research on Lived Experience . Newbury Park, CA: Sage. ISBN 978-0803944961
  • Farrell, Frank B. Farrell (1994). Subjectivity, Realism, and Postmodernism: The Recovery of the World in Recent Philosophy . Cambridge - New York: Cambridge University Press.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Субъективность" в других словарях:

    Новолатинск., от лат. subjectum, субект. Зависимость, подлежательность. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. СУБЪЕКТИВНОСТЬ особенности, принадлежащие данной… … Словарь иностранных слов русского языка

    Зависимость суждений, мнений, представлений и т.п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д. (противоположность объективность). Под субъектом может пониматься не только индивид, но и группа лиц, общество, культура,… … Философская энциклопедия

    СУБЪЕКТИВНОСТЬ, субъективности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к субъективный. Субъективность взглядов. || Субъективное отношение к кому чему нибудь. Проявить крайнюю субъективность в споре. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Вкусовщина (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. субъективность сущ., кол во синонимов: 10 вкус … Словарь синонимов

    субъективность - СУБЪЕКТИВНОСТЬ, разг. вкусовщина СУБЪЕКТИВНЫЙ, личный, разг. вкусовой … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    СУБЪЕКТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    субъективность - отношение к чему либо, определенное личными взглядами, интересами или вкусами субъекта; отсутствие объективности. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    СУБЪЕКТИВНОСТЬ - (subjectivity) видение человека (субъекта); недостаток объективности. Разброс отношений к этому термину указывает на его, по существу, спорный характер. Он часто используется с уничижительным оттенком в позитивистской социологии, чтобы снизить… … Большой толковый социологический словарь

    Ж. 1. то же, что субъективизм II 2. устар. то же, что индивидуальность 1. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Субъективность, субъективности, субъективности, субъективностей, субъективности, субъективностям, субъективность, субъективности, субъективностью, субъективностями, субъективности, субъективностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по… … Формы слов

Книги

  • Субъективность, язык и Другой. Новые пути и искушения мысли, открываемые учением Эммануэля Левинаса , Сокулер Зинаида Александровна. Представлено учение известного французского философа Эммануэля Левинаса. Его философия интересна и важна прежде всего тем, что она пронизана идеей защиты ценности человеческой жизни. В то же…

В настоящее время субъективное мнение - это самый модный тренд в процессе личного самовыражения. При желании казаться современным индивид должен всегда смотреть на происходящее с персональной точки зрения. Это предоставляет прекрасную возможность демонстрировать свою уникальность в любой ситуации… К сожалению, в последнее время новомодное ИМХО (расшифровывается следующим образом: имею мнение, хочу озвучить) заполонило информационное пространство и вытеснило культуру публичного высказывания и мысли, тягу к достоверным знаниям, уважительное отношение к собеседникам и адекватное восприятие действительности.

Почему сугубо субъективное мнение стало столь популярным? Объяснить причины этого явления довольно просто, если понимать психологическое состояние современного социума.

Претензия на оригинальность

Мнение является проявлением сознания в форме суждения, которое выражает субъективную оценку. Оно исходит из потребностей и увлечений индивида, системы его ценностей. Следовательно, субъективное мнение - это выражение того, что человеку мнится, представляется, кажется. Об этом важно помнить, когда мы читаем или слышим точку зрения собеседника. Раскрывая нам свое мнение, человек демонстрирует собственное

Сохраняйте благоразумие

Даже если вам на сто процентов кажется, что собеседник неправ, попытайтесь не переходить на личности. Никогда нельзя исключать того, что в высказываемом есть все-таки доля истины. Такое происходит, когда у человека имеются определенные знания о предмете, он компетентен в обсуждаемом и аргументирует свою позицию. В противном случае его субъективное мнение - это так называемая кочка зрения, суждение, основанное на эмоциях и слухах.

Негативные изменения

Важно учитывать тот факт, что мнение представляет собой естественную форму реализации человеческого сознания, активизируемого посредством бессознательных мотивов. В процессе формирования мировоззрения оно играет одну из ведущих ролей. Печальная тенденция современности такова, что ИМХО, являясь, по сути, вкусовым, личностным, ситуативным восприятием, пытается занять место истинного фундаментального варианта характеристики происходящих событий.

Психология нам в помощь

Есть ли у человека возможность четко разграничить субъективное и объективное мнение? Да. Понимание принципа действия внутренних механизмов, активизирующих бессознательное, позволит отделить зерна от плевел, научиться отличать мнящего от знающего.

Постулаты системно-векторной психологии стали для многих точным инструментом для препарирования человеческих душ. Благодаря системному психоанализу предоставляется возможность объективным образом оценивать то или иное психическое проявление индивида. В этом процессе помогает целостная восьмимерная матрица устройства психики.

Механизм формирования

Субъективное мнение - это точка зрения, формулируемая ситуативно, стихийно. Она выражает состояние человека как реакцию на воздействие внешнего фактора. Психологи отмечают, что влияние внешнего раздражителя вторично - базой для формирования персонального мнения выступает внутреннее состояние индивида. Именно поэтому даже в разных ситуациях форма и характер личных высказываний могут быть неизменными. Это явление во всей своей красе мы можем наблюдать на просторах Глобальной сети. Так, сексуально или социально фрустрированные индивиды к статьям на самые разные темы оставляют комментарии одного характера, гордо величая свое критиканство новомодным ИМХО.

Оружие для уничтожения интеллекта

Как понять субъективное мнение? Для начала необходимо уяснить, что оно искажает истину и в большинстве своем является заблуждением. Именно так считали многие древние мыслители. Современные психологи выделяют тупиковый тип поведения. Так, индивид думает примерно следующее: «Если так говорят, значит, так оно и есть. Сотни людей просто так говорить не станут». Таким образом достигается патологическая экономия собственных умственных усилий, а ведь они просто необходимы для критичного отношения к субъективному мнению окружающих. Доверчивое отношение к чужим словам - не лучший вариант.

Мнение начинается там, где заканчивается знание. И действительно, зачастую пресловутое ИМХО является всего лишь формой выражения интеллектуальной отсталости, слабости.

Если человек не понимает собственных ошибок и все больше убеждается в своей правоте, в нем стремительно растет и крепнет чувство превосходства над другими. Вот почему так часто мы видим, как некомпетентные люди, с уверенностью считающие себя профессионалами, выступают с громкими фразами. При этом заявления о том, что автор высказывает личное мнение, вполне хватает для того, чтобы убить на корню все сомнения в объективности сказанного.

Что означает субъективное мнение? Это лишь чувственное отношение индивида к происходящему, а потому оно нередко характеризуется недостатком доказательственной базы. Кроме того, его невозможно проверить, аргументированно подтвердить. Источник ИМХО - стереотипы, верования, некритическое отношение. Формирование персонального мнения находится в неразрывной связи с психологическими установками и мировоззренческой позицией индивида.

Что заставляет выражать мнение?

Самым первым действием, помогающим в оценке реальной содержательности и объективности ИМХО, является выяснение намерений, подвигнувших человека на высказывание. Почему он так написал/сказал? Какое внутреннее состояние подтолкнуло его к этому?

Что значит субъективное мнение? Это лишь точка зрения. Одна из миллионов возможных. Нередко она оказывается совершенно пустой, не несущей никакой пользы. При этом автор высказывания пребывает в твердой уверенности, что это та самая истина, рожденная в процессе напряженного интеллектуального труда.

Время ИМХО

Современность в системно-векторной психологии определяется как период «кожной фазы развития социума». Одна из основных его особенностей - укрепление индивидуализма. Культура находится на таком уровне развития, что каждый индивид провозглашается высшей ценностью, уникальным созданием. Утверждается, что человек имеет исключительное право на все - естественно, что не возбраняется законом. Первую позицию в системе «кожного» общества занимает независимость, свобода.

Технологический прорыв подарил человечеству интернет, ставший огромной ареной, на которой проходит пышный парад ИМХО. Глобальная сеть дала возможность высказываться по любому поводу. Многие отмечают, что интернет стал необъятной помойной ямой, заполненной смердящими массами недостоверной грязной информации.

Друг против друга

Задайте себе вопрос о том, хотите ли вы быть потребителем чужих субъективных мнений, готовы ли вы стать своеобразным мусорным ящиком, в который помещают все, что кому-то очень захотелось сказать. Конечно, намного труднее дается формирование собственного, максимально объективного представления о мире.

Проанализируйте свои высказывания. Возможно, они дадут повод задуматься о том, какого рода суждения представляете окружающим вы сами. Не падаете ли вы в пустоту собственных мыслей? Не слишком ли часто обнажаются все ваши фрустрации? Попытайтесь честно ответить на эти вопросы. Понимание и анализ собственных ошибок помогут избрать верную дорогу.

Разве можно полностью, предельно и и несомненно доверять представлениям современной науки? Если она, как хорошо известно из истории, меняла весьма сильно свои воззрения?! И будет менять!
Истинно - это то, что "объективно"? А то, что "объективно" - истинно?
А что такое "объективность"?
Это всё то, что есть одинаково или близко между собой для всех воспринимающих людей? Или хотя бы для большинства людей?
Большинство, например, считает, что данное чёрное, а то белое и потому это утверждение считается "истинным". А кто-то из меньшинства уверен, что имеется, по меньшей мере, пятьдесят оттенков серого и сорок зелёного! И по прошествию некоторого времени, "вдруг" большинство меняет своё мнение и соглашается, что оттенков цветов много... И это новое представление становится "объективным"... То есть, "объективное" - это совсем не обязательно "истинное"!
Считается, что "объективное" не зависит от желания и мнения или способностей отдельного, конкретного человека. Человек может "видеть" и "слышать" только так, как позволяют его личностные ограниченные способности и технические возможности!
Можно ли к себе относиться "объективно"?
Вопрос, конечно, интересный. Ты лично к себе относишься обычно хорошо. Так? Ну неприятно, дискомфортно относиться к себе плохо, хотя ты может не очень хороший человек. Объективно. В противном случае будет депрессия.
- А что такое, вообще, означает это слово "объективно"?
- Оно означает, что это не "субъективно"!
Вроде понятно, на первый взгляд, как и со всеми словами очевидно "понятными" для уровня понимания детей...
Глядя на этот скорбный мир, я пришёл к однозначному выводу, что любая (!!!) информация, любые события воспринимаются большинством людей не как набор фактов, не как нечто якобы "объективное" или "субъективное"...
У каждого человека заведомо есть сформировавшаяся вполне определённая общая "картина события", "картина мира", набор штампов, клише, ячеек... Человек привык всё понимать именно так, как привык... Вполне искренне. И такие люди всё воспринимают только в парадигме, только в рамках, руслах этих представлений. Всё, что не подходит под их заранее имеющееся отношение и способ понимания, отбрасывается, не замечается, этому не придаётся значимого значения, это не замечается...
Например, некто А - негодяй. Это "известно". В - хороший. Это "очевидно". С - хорошо. Так считают, к примеру, все мои друзья. Д - плохо. Хорошо известно...
Человек в это искренне верит. А человек-обычный интеллектуально слаб и ленив... Бессознательно или надсознательно человек имеет то, что "на самом деле" для него есть истинно. То есть всё.
Что бы не происходило, что бы человеку не говорили, такой человек всё будет трактовать в рамках этих своих общих шаблонных, стереотипных пониманий и представлений.
Большинство людей "зомбировано" набором "исторически" сложившихся у них представлений обо всём... Особенно взрослый человек. Человеку очень трудно выйти за пределы своего штампованного мышления. Это удобно, это не требует больших умственных усилий... Это понятно. Это не напрягает...
Таких никогда не "переспорить". И не надо! Пусть идут своим лесом... Горбатых и могила не исправит...
"Объективное" - это нечто обязательно верное для всех людей!? Так? Объективное отношение, объективное мнение, объективное суждение, объективность - это всё то, что не зависит от личностных качеств человека, не субъективно, лично. А словом "субъективное" мы характеризуем нечто специфическое, личностное, индивидуальное, собственное, присущее только данной особи, конкретному человеку.
"Объективно" - это значит совершенно независимо от конкретных особенностей воспринимающего и говорящего субъекта! То есть, это не несёт на себе качеств, особенностей личности, не субъективно. А разве это возможно, в принципе? Ведь всегда говорю и выражаю мысли только я лично или кто-то персонально. Это факт. А откуда тогда берётся "объективное" мнение?
- Не понял. Ведь думаю лично я, а не кто-то на облаке... Всё, что исходит от меня - это всегда есть "субъективно"?
- Ну это совсем просто: субъективно - это всё то, что ты лично думаешь о чём-то или ком-то и что отличается от дум других людей... Это мнение отдельного субъекта - человека. Отличается от всех иных по его личным признакам.
- Значит объективно - это мнение, представление большой группы лиц, толпы, общества, государства? Одинаковое для всех. А где это мнение формируется и находится?
- В головах некоторых, отдельных людей! Субъектов.
- Так мнение отдельного субъекта - это же субъективное мнение, по определению! Получается, что "объективное" мнение всегда возникает в головах конкретных субъектов и высказывается этими отдельными личностями? Как, в таком случае, выяснить, что это мнение объективно, а не наоборот?
- Ну, когда это "мнение" одновременно разделяется многими людьми, когда они считают, что оно возникло у них само-собой, и когда оно совпадает... Групповое, коллективное, так сказать, мнение. И главное - одинаковое.
- А большинство не может ошибаться?
- Ещё как может и ошибается. Почти всегда. История свидетельствует.
- ???
- Пока какой-нибудь субъект не объяснит этому большинству, что они не правы!
- Так это же невозможно! Большинство же всегда считает себя правым. Это же основной принцип демократии!
- Да! Демократия такая вот объективная штука!
- Но, получается, что "объективное мнение" - это мнение самого умного субъекта общества, с которым все согласились?
- Ну, что-то вроде того... Все должны признать, согласиться, что кто-то высказал "объективное мнение" и оно также признаётся верным у них в головах. Обычно это признание происходит после смерти этого субъекта. Так сложилось. Чтобы не портил объективности...
- Значит любое "объективное" мнение - это всегда мнение какого-то отдельного субъекта - субъективное мнение, - которое все люди считают верным.
- Да! Они в это верят. Вера - основа знания!
- Так в чём же принципиальная, философская, научная разница между "объективным" и "субъективным" мнением?
- Только в степени веры в его правоту. Верности. Справедливости. Правде. Одержимости этой правдой...
- А если кучка людей средствами массой информации начинает всем навязывать, что вот это мнение и есть самое верное, правильное и справедливое?
- Так и есть! Обычное сейчас дело. Для противостояния этому у людей и есть субъективное мнение. Критерием истинности объективного мнения является мнение субъективное!
- Диалектика, блин... Получается, что объективно объективного мнения в природе нет.
- Да! Нет!
- Людям всегда преподносят некое мнение, которое называют объективным. Человек верит, если в это верят все вокруг. Это главный критерий "объективности"?
- Не хочешь верить - думай. А это мало кто может делать. Всегда так было. Для этого надо столько знать, сколько никто не знает...
- Значит проще поверить и жить как все - объективно, по их субъективным представлениям?
Субъективное - вовсе не противоположно объективному. Любое "субъективное" вполне может быть "объективным" - если в него поверят миллионы. А нечто "объективное" совсем не обязательно есть не "субъективное" и "истинное". Истинность - это иная категория, не обязательно связанная с "объективностью".
Субъективное может быть истинным в объективном смысле, но считаться в определённых обстоятельствах неправильным.
Объективное считается реально существующим независимо от индивидуальных качеств конкретных субъектов его носителях.
Субъективное же, это то, что несёт на себе различия и вносит особенности в формулировку и понимание, в силу индивидуальности качеств конкретных личностей.
Объективное производится из субъективного путём отсечения специфического, конкретного, личностного, возникает как форма обобщения представлений отдельных людей. Оно всегда единое, одинаковое по основным, корневым, главным параметрам и сути для всех и каждого. Но не обязательно является истинным.

Рецензии

Вы сами сказали, что объективное не зависит от мнения человека. Такие объекты, значит, и нужно рассматривать. Например. Земля крутится вокруг Солнца, Солнце летит по своей траектории в галактике и так тыщи лет. Это объективно, не зависит от нашего мнения. так же- 2+2=4 -это объективно, не зависит от мнения.
Даже если это высказывает субъект, это не означает, что какой-то фундаментальный закон вселенной рожден субъектом.
В этом случае субъект только транслирует полученное знание.(вы скажете, что оно может быть не точным. Да, может быть, а может быть оно просто не полное, а часть, но все равно, если это часть, то оно все равно остается объективным, не зависящим от нас)

Объективное это - не когда совпало мнение, а это - конкретный факт или даже закон(физический и тп). Если какое-то явление сомнительно и не понятно, то проверяется многократными экспериментами, и только тогда делается вывод - о правильности нашего умозаключения и тп.
Законы природы объективны, а не выдуманы субъектами. Иначе, мы не могли бы на них опираться, как на фундамент множества открытий.

Мы опираемся на законы природы не потому, что мы в них верим, а потому, что они существуют объективно и без нашей веры в природе вселенной.

Еще пример.. собрались сто человек, или тысяча.. и очень сильно верят, что размахивая руками они полетят к облакам как птицы(без приспособлений).. но.. сколько бы они не размахивали и верили, они останутся на земле. Потому что - против объективных Законов Природы не попрёшь - верь-не верь, а ты раб этих законов и рамок Природы(Вселенной).

Понятие объективности информации является относительным. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых процессах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события, и лиц, получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).

В неменьшей степени объективность информации учитывают в исторических дисциплинах. Одни и те же события, зафиксированные в исторических документах разных стран и народов, могут выглядеть совершенно по-разному.

Специалисты располагают необходимыми методами для тестирования объективности и создания новых, более достоверных данных путем сопоставления, фильтрации и селекции исходных данных;

Доступность информации.

Доступность информации - это мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность информации.

Актуальность - это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

Несвоевременность поступления информации, во-первых, затягивает процесс принятия решения, ведет к реализации деятельности в условиях большей неопределенности, а во-вторых, приводит к снижению ценности и достоверности информации, так как на момент принятия на ее основе корректирующих действий она в какой-то мере устаревает.

Однако нельзя согласиться с мнением, что несвоевременно поступившая информация не имеет никакой ценности. Это неверно по следующим причинам:

    во-первых, информация используется многократно, и, следовательно, она может быть эффективно использована при принятии аналогичных или других информационных решений;

    во-вторых, эта информация может быть использована для корректировки уже принятого решения;

    в-третьих, она может быть использована при выявлении причин неэффективности ранее принятых решений, уточнении методов принятия решений в условиях неопределенности и выявлении уровней риска при несвоевременности поступления различных видов информации.

Ценность информации - это степень ее важности, необходимости для принятия информационных решений.

Определение ценности информации - субъективный процесс, и в большинстве случаев нет объективных критериев определения ценности конкретных видов информации при принятии информационных решений.

Существует, например, подход, в рамках которого ценность информации определяется приращением вероятности достижения цели вследствие получения той или иной информации*(39). Но практическое применение этого подхода затруднено тем, что, как правило, невозможно определить с достаточной точностью вероятности достижения конкретной цели до и после получения информации.

Попытки связать понятие ценности информации с понятием цели представляются весьма плодотворными, однако имеющиеся пути к количественной оценке ценности пока мало эффективны, ибо они основаны на использовании предварительных оценок априорных вероятностей цели, знания и последовательных действий потребителя. Это осложняется и тем, что очень трудно сформулировать в информационных понятиях цель, стоящую перед потребителем информации.

Кроме того, ценность не является чисто природным свойством информации, а образуется в результате предметно-практического взаимодействия объекта (информации) и субъекта (пользователя). Любая ценность обусловлена практикой, понимаемой в самом широком смысле этого слова, и практика выступает как объективный определитель ценности.

Ценность является тем, что требуется человеку для его практически-познавательной деятельности, а практика способствует объективности оценок.

Ценность объективна как порождение практического отношения (взаимодействия) объекта и субъекта; она объективна, так как образуется в процессе общественно-исторической практики, хотя ее объективность может и не осознаваться субъектом. Следовательно, оценка ценности субъективна. Эта оценка как выражение субъективного отношения к ценности может быть истинной, если она адекватна ценности, или ложной, если она ценности не соответствует.

Информация как объект научного исследования и изучения предполагает выделение семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов.

В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов;