И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Охарактеризуй особенности композиции произведений бежин луг и зелёная лампа

В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы, крестьянский быт. Свой рассказ «Бежин луг» писатель посвятил простым крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку по литературе ученикам 6 класса.

Краткий анализ

Год написания – 1851 год.

История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и незамысловатой крестьянской жизни.

Тема – Гармония человека и природы - центральная тема произведения. Также автор поднимает тему суеверия в жизни необразованного темного керстьянства.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамленные воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, и уже в начале 1851 года он был готов, и опубликован в популярном журнале «Современник».

Автор не придал особого смысла названию своего произведения - он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтическое - «Бежин луг».

Тема

Будучи непревзойденным мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему - взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

Крестьянские мальчишки всю ночь должны пасти табун лошадей, следя за тем, чтобы к ним не подобрались волки. Однако вся неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят - счастье, возможность прожить яркую и интересную жизнь. И даже во время работы они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения - необходимо ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье - чувствовать себя частью природы, ощущать на себе ее милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильно могут быть порабощены простые, необразованные люди идеей мистицизма.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Ее непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной всех этих зол является невежество деревенских жителей, погрязших в пучине дикого суеверия. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет - все это тяжелым грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов.

Композиция

Проводя в рассказе «Бежин луг» анализ, следует отметить, что для него характерно сложное, многослойное композиционное построение.

  • Экспозиция - описание дневного пейзажа.
  • Завязка - появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу.
  • Кульминация - встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра.
  • Эпилог - рассказ о судьбе одного из мальчиков - Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологам каждого из них. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру их повествования. В результате каждая история приобретает уникальную интонацию.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Все происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с ее изменениями, происходящими в течение суток.

Главные герои

Жанр

«Бежин луг» написан в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объемом, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нем явственно проступают черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

"Бежин луг" - это произведение Ивана Тургенева, входящее в известный цикл "Записки охотника", начавший публиковаться в 1847 году. В произведениях этого цикла присутствуют не только яркие краски природного наследия России, но и проводится анализ характеров тех или иных персонажей, а кроме того Тургенев создал замечательные сюжеты. Поэтому сейчас мы рассмотрим краткий анализ "Бежин луг".

Пейзажные зарисовки

Сразу отметим важную деталь анализа: Тургенев буквально пропитал повесть "Бежин луг" чувствами любви и восторга по отношению к родным краям, их природе. Мы встречаем красочное представление летнего дня, в разгар июля, в то время как охотник, являющийся главным героем, ходит по лесу. Здесь Тургенев с удивительной простотой для читателя, но глубоко передает палитру красок клонящегося к завершению дня. Анализируя эти краски, видно как меняется настроение автора - темные и мрачные оттенки неспешно поглощают отблески и восторженность светлых тонов.

Проводя анализ повести "Бежин луг", становится видно, какими основными принципами в своем творчестве руководствовался Иван Тургенев. Описав то или иное природное состояние, он замечательно мог передать настрой души, он показывал взаимосвязь - тесную и прочную - между душевным состоянием и природой. Например, по ходу того как сгущаются краски и наступает ночь, у рассказчика все больше нарастает тревога и волнение. Потерявшись в лесу, главный герой набредает на совершенно чужую ему поляну, на которой расположились деревенские мальчишки.

Анализ повести "Бежин луг" - особенности

Охотник решает переночевать здесь, поскольку уже поздно и возвращаться в лес нет никакого смысла. Он устраивается у горящего костерка, наблюдая за мальчишками – у каждого из них своя особая внешность и уникальный характер, интересующий рассказчика.

Чем так интересны эти персонажи в повести "Бежин луг" Тургенева? Герои произведения непосредственны, просты и открыты. Да, они простые деревенские ребята, и автор очень умело создал их образы. Старший из них – Фёдор. Это лидер среди мальчиков, он, скорее всего, из состоятельной семьи, потому что со вкусом и опрятно одетый. Павлуша хоть и кажется неловким, на самом деле отличается смелостью и силой. Илюша замыкается в себе, молчалив. Костя тоже не очень словоохотлив – что-то печалит его и заставляет думать о своём. Наконец, младшего Ваню одолел сон, поэтому он не участвует в беседе.

Делая анализ "Бежин луг", обязательно учитывайте характеры этих деревенских ребят, подумайте, почему именно так они себя ведут.

Что вызывает особый интересен в повести "Бежин луг"

Одна из самых драматичных частей повести – это рассказы мальчишек о своих страшных выдумках, где они, пытаясь произвести впечатление и напугать друг друга, включили в свои истории разные детали языческих обычаев и верований. Тут еще более зловеще выглядит природа леса. Ребята и так напуганы своими же рассказами, но Тургенев добавляет красок, потому что мы как будто слышим странные лесные шумы, какие-то крики и чью-то возню.

Вспоминается как Павлуша кинулся по следам убежавших собак, которые почуяли неподалеку волка – вот где проявилась отвага и смелость Павлуши, о которой упоминалось выше. Лишь к утру мальчиков склоняет сон, поскольку они никак не могут остановиться, выдумывая всё новые страшные истории.

И совершенно нельзя опустить характеристику самого рассказчика, раз мы делаем анализ "Бежин луг", потому что хотя он сам дворянского рода, он тянется к простым труженикам, обычным людям. Рассказчик сам исполнен доброты и отзывчив, он любит и чувствует природу, ему нравится наблюдать за мальчиками из деревни и слушать их. Выводы из повести также очень ясны: Тургенев побуждает читателей любить и уважать деревенских мальчишек, а также задуматься над их дальнейшей судьбой.

Главные герои рассказа «Бежин луг» из сборника «Записки охотника» — крестьянские дети, которые выехали в ночное и стерегут лошадей на лугу. К ним из леса выходит охотник, от лица которого ведется рассказ. Весь день он стрелял тетеревов, а под вечер сбился с пути и заблудился. Уже в полной темноте он случайно наткнулся на костер, который развели ребята, чтобы сварить картошки.

Пристроившись у костра, охотник не стал докучать детям и сделал вид, что уснул. Ребята, сначала примолкшие при виде чужого взрослого человека, через какое то время возобновили разговор. Оказалось, что они по очереди рассказывали разного рода страшные мистические истории, которые слышали в деревне от взрослых. В этих историях упоминались лешие, русалки, утопленники и такое необычное для крестьян природное явление, как солнечное затмение, наделавшее в свое время много шума в деревне и послужившее причиной массовой паники среди крестьян.

Истории-страшилки звучали у костра до самого утра. Временами повествование прерывалось таинственными звуками, доносящими от реки и из леса. Один раз собаки, которые вместе с ребятами стерегли лошадей, с громким лаем вскочили и убежали в темноту. Один из мальчиков по имени Павлуша бесстрашно отправился вслед за ними и привел собак обратно к костру.

Ранним утром охотник покинул спящих ребят и Бежин луг, на котором услышал множество занимательных и жутковатых историй, характерных для крестьянского быта того времени. Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Бежин луг» состоит в стремлении автора показать истинную красоту русской природы. В рассказе подробно описываются живописные места Тульской губернии тех времен. С большой любовью к природе Тургенев рассказывает нам о рассвете в начале рассказа и не менее красочно пишет о закате. Главная интрига рассказа сосредоточена в элементах мистицизма, которые передаются через беседу у костра крестьянских детей, сторожащих лошадей в ночном. Детские страшилки из деревенской жизни, которые ребята по очереди рассказывают друг другу, создают атмосферу таинственности и тревожности. Автор усиливает мистическую составляющую рассказа в самом его конце, сообщив читателю, что мальчик Павлуша, ходивший ночью к реке за водой и услышавший голос утопленника, в том же году трагически погиб, упав с лошади. Рассказ учит не придавать слишком большого значения различного рода суевериям и рассказам мистического толка, поскольку это может породить неуверенность человека в своих действиях и привести к неприятным для него последствиям.

В рассказе Тургенева мне понравился охотник. Встретив ночью крестьянских детей на Бежином лугу, он не стал навязывать им свое общество, а скромно переночевал возле их костра, не мешая беседе детей.

Какие пословицы подходят к рассказу «Бежин луг»?

Охота – природа человека.
Не поминай лихо, пока оно тихо.
Если тебе интересен мир, то все вокруг тебя становится источником открытий.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И.С.Тургенева «Бежин луг».
Образовательные задачи: открыть учащимся красоту русского пейзажа в литературе; углубить понятия “пейзаж и его функции в литературном произведении”.
Развивающие задачи: развивать у учащихся литературно – творческие способности письменной и устной речи, развитие умений работать с учебной статьей.
Воспитательные задачи: нравственное и экологическое воспитание.
Оборудование: иллюстрации луга, портрет писателя.
Метод – стратегии критического мышления.

Ход урока.

1. Побуждение.
Мы сегодня познакомимся с произведением И.С.Тургенева «Бежин луг».
Перед нами 5 проблем (вывешиваются на доску):
1 – организация пространства и времени
2 - особенности сюжета и композиции
3 – особенности повествования и роль автора – персонажа
4- роль пейзажных зарисовок
5 -другие образы – персонажи
Ваша задача: через 7 минут выступить по определенной проблеме и раскрыть её.

2. Осмысление. Выступление ребят. Работа в тетрадях – запись ключевых слов.

1 – организация пространства - не вымышленное, располагалось в 30 км от имения Тургеневых Спасское – Лутовиново. Но эта картина художественная, увиденная писателем и переданная читателю словами. Центром пространственной композиции художественного мира рассказа можно считать огни двух костров, вокруг которых располагаются люди, собаки, дальше кони, река, обрыв, холмы, лес.
времени – реальное время человеческой жизни сочетается с фантастическим временем жизни мифологических персонажей. Используются следующие виды художественного времени: настоящее и прошедшее, время суточного цикла, время человеческой жизни, бытовое время и фантастическое время.

2 - особенности сюжета – автор – рассказчик, заблудился в сумерках и ночи, встретил 5 мальчиков, передает истории, рассказываемые мальчиками, в конце рассказа опять переключает внимание на себя.
Композиция (кольцевая):
Экспозиция – описание прекрасного июльского дня и наступающего вечера.
Завязка – начало блуждания охотника в наступающей ночи.
Кульминация – подслушанные ночные рассказы детей
Развязка – пробуждение и уход от спящих мальчишек.
Рамочная композиция – сцена у костра (ночные рассказы мальчиков) как бы вставлена в раму пейзажного описания дня, наступающей ночи, начинающегося утра.
Особенность композиции данного рассказа И.Тургенева в том, что в нем создается цепочка малых сюжетов - галерея словесных картин природы, портреты мальчиков, цепочка историй, рассказанных мальчиками (каждую часть можно выделить, рассказать, озаглавить).

3 – особенности повествования и роль автора – персонажа
Автор-рассказчик ничего не говорит о себе, не дает портрета, он отводит себе роль повествователя и наблюдателя, который подробно описывает место и время событий, встречу с мальчиками, их поведение и разговоры.

4- роль пейзажных зарисовок
Тургенев – пейзажист любит описывать природу в динамике. В рассказе создается воображаемый мир, а не непосредственно – зримый. Читатель из слов – знаков должен мысленно воссоздать картину, рисуемую писателем. Художественный мир рассказа полон звуков, цвета, запахов, реальных природных зарисовок. Можно выделить несколько законченных, но композиционно связанных картин природы. Их можно выделить и дать названия: «Летний день», «Постепенное приближение ночи», «Борьба мрака со светом», «Утро».
В рассказе пейзаж выполняет следующие функции: аллегорическую - мальчики ведут разговоры ночью – время мрачных предчувствий и смерти, эмоционально – психологическую – пейзаж помогает раскрыть внутреннее состояние персонажей, передает определенные настроения, эмоции автора.

5 -другие образы – персонажи.
В рассказе изображены реалистические образы-персонажи и фантастические, фольклорно –мифологические персонажи (домовые, русалки, покойники, сверхъестественный Тишка). Поэтому можно говорить о двоемирие: в рассказе параллельно существует реальный мир людей и потусторонний, воображаемый, «иной» мир.

3. Рефлексия.
Мы уже говорили, что художественный мир рассказа «Бежин луг» полон звуков, цвета, запахов. Выпишите из текста образы – звуки, образы – запахи, цветовые образы (по рядам)

4. Домашнее задание.
Подготовить пересказ каждой истории мальчика.

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.