Как отличить правшу от левши. Левши. Реальность и заблуждения. Что является причинами “леворукости” человека

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша ) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так казываемые амбидекстры , у которых одинаково работают оба полушария , они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

  • Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
  • Трубку телефона прикладывает к правому уху
  • Ведущие глаз, ухо – правые
  • Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша . Таких людей ученые называют “скрытыми левшами” .

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62% ! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами . Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):

  • Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)
  • Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)
  • Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.
Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

  • Нарушения сна
  • Нарушения аппетита
  • Головные боли
  • Боли в животе
  • Страхи
  • Дневной и ночной энурез
  • Заикание
  • Тики, навязчивые движения
  • Повышенная возбудимость, раздражительность
  • Укачивание в транспорте
  • Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
  • Длительное беспокойство, неусидчивость
  • Вялость, заторможенность
  • Ухудшение зрения
  • Бронхиальная астма, аллергические реакции
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

  1. Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
  2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
  3. Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
  4. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  5. Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
  6. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
  7. Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
  8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
  9. Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
  10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

Как часто мы сталкиваемся с навешиванием ярлыков? К сожалению, в современном мире это происходит довольно часто. Буквально с рождения дети подвергаются четкому разделению в зависимости от социального статуса родителей, национальности и расовой принадлежности. А со временем количество ярлыков только увеличивается, но все же существует одна особенность, которая делит всех людей земного шара всего лишь на две категории — правшей и левшей. Таковыми мы являемся по праву рождения, и изменить данный факт невозможно. Да и не нужно. Уже давно прошли те времена, когда левшей сжигали на кострах как детей дьявола и переучивали их действовать правой рукой. Сегодня ребенок может быть таким, каким создала его природа. А вот понимать, чем отличаются левши от правшей, должны знать абсолютно все родители.

Леворукость и праворукость: краткая характеристика

Кем будет ваш ребенок — правшой или левшой — закладывается уже в момент зачатия. Ученые давно относят этот фактор к наследственным, ведь шансы рождения леворукого малыша у таких же родителей увеличивается до сорока пяти процентов. Хотя, когда оба родители являются правшами, эта цифра не превышает два процента. Однако ученые утверждают, что истинными левшами в мире являются не более двадцати процентов населения. Причем это количество практически всегда остается стабильным.

В научном мире существует четкое определение праворукости и леворукости. Например, правшой считается человек, у которого доминирующей является деятельность правой руки, уха, глаза и ноги. При этом первичная обработка информации и большинство мыслительных процессов проходит в левом полушарии мозга. У левшей все процессы протекают иначе, их мозговая деятельность связана с правым полушарием.

Историческая справка

Во все времена к левшам относились с настороженностью. Их часто считали детьми дьявола, а родители стремились избавиться от таких малышей. Особенно печальной была судьба рыжих леворуких девочек. Их обычно ожидал костер инквизиции, ведь они признавались ведьмами без суда и следствия.

На Руси к левшам относились настороженно и считали, что они могут легко связаться с темными силами. Поэтому такие люди не могли занимать важные посты в общине или выступать со свидетельством в суде. Все слова, сказанные леворуким человеком, подвергались сомнению и не могли использоваться в качестве доказательства.

К счастью, сегодняшний мир весьма благосклонно относится к любым проявлениям индивидуальности. И левши считаются абсолютно нормальными детьми, которые от природы чуть более талантливы, чем большинство их сверстников.

Левша и правша: отличия

Кажется, что каждый знает, чем отличается леворукий ребенок от праворукого. В первую очередь ведущей левой рукой, ведь он берет ею все предметы и пишет в отличие от правши. Но мало, кто представляет, что левши подразделяются на две основных категории:

  • скрытых;
  • истинных.

Скрытая леворукость может выражаться в доминирующей левой руке и, например, ведущем правом глазе. Из общего количества левшей таких людей насчитывается около половины. Причем они часто даже не догадываются о том, что их организм наполовину функционирует точно также как у правшей.

Истинно леворукие люди полностью ориентируются на органы чувств, расположенные в левой части тела. С этой же стороны расположена ведущая рука и нога. Таких людей не более двадцати процентов.

Естественно, что различия на этом не заканчиваются. Основные отличия левшей и правшей заключаются в мозговой деятельности. Ученые утверждают, что левши — это в своем большинстве креативные и творческие люди, готовые к решению любой проблемы подойти с энтузиазмом. Левши обрабатывают всю полученную информацию правым полушарием мозга, поэтому им свойственно проводить параллели, мыслить образно и с помощью ассоциативного ряда. Им легко дается запоминание различных текстов, и они довольно быстро схватывают суть любого вопроса. Считается, что левши способны «впитывать» информацию и видеть любую проблему целиком, будто свысока. Это позволяет им быстро принимать решение в критической ситуации. Левшу можно определить по эмоциональности, ранимости и быстрой речи, которая порой кажется другим людям абсолютно бессвязной. Левши часто застенчевы, совестливы, впечатлительны, не сдержаны, чувственны и более пессимистичны, чем правши или амбидекстры (люди, одинаково владеющие и правой и левой рукой).

Мозг правши функционирует совсем иначе. Вся информации попадает в левое полушарие, что позволяет праворуким успешно выстраивать причинно-следственные связи, продумывать стратегию поведения и раскладывать любую проблему на составляющие части. К тому же подобные люди имеют склонность к точным наукам, а подход к решению сложных вопросов позволяет им из массы вариантов выбрать самый эффективный и единственно правильный.

Родители часто не уделяют внимания таким характеристикам как леворукость и праворукость. Данный факт интересует их только в связи с бытовыми нюансами, но на самом деле особенности мыслительных процессов должны учитываться родителями при воспитании детей. Ведь, зная, левша или правша твой ребенок, гораздо легче донести до него нужную информацию. Но как же узнать это?

Мой ребенок левша или правша: как определить

Детские психологи утверждают, что уже в три месяца можно определить, является ли ваш малыш левшой. Но трудность заключается в том, что до пяти лет большинство детей относятся к амбидекстерам. Эта категория людей одинаково хорошо владеет правой и левой рукой, подобная способность сохраняется на протяжении первых четырех-пяти лет жизни и в дальнейшем пропадает. Именно к этому возрасту у ребенка окончательно определяется доминантное полушарие, которое и будет руководить его деятельностью всю последующую жизнь.

Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, то вы можете провести серию тестов и в игровой форме выяснить, левша или правша ваше чадо. Например, ребенка можно попросить причесаться, скрестить руки на груди или посмотреть в подзорную трубу. Таким образом можно выявить ведущую руку и глаз. Также можно завязать малышу глаза и дать в каждую руку по карандашу. Затем попросите его нарисовать одновременно два круга или квадрата. Обычно более ровная фигура получается доминирующей рукой.

Понаблюдайте, на каком боку любит спать ваш ребенок. Организм всегда гасит излишнюю активность во сне, поэтому правша будет укладываться на правую сторону в отличие от левши, стремящегося заснуть на левом боку.

Для детей более старшего возраста можно провести тесты другого уровня. К примеру, в каждое ухо с помощью наушников должен идти разный текст. Ведущее ухо определяется по количеству запоминаемой информации. Имейте в виду, что амбидекстеры выдают абсолютно различные результаты. Они могут иметь ведущую правую руки и левую ногу, это вполне распространено среди подобных людей.

Для того, чтобы не ошибиться с тестами, обязательно проведите их несколько раз. Только в этом случае можно считать результаты максимально достоверными.

Особенности воспитания левшей

Если вы обнаружили, что ваш малыш левша, то постарайтесь воспитывать его таким образом, чтобы выявить все скрытые таланты и способности. Ведь доказано, что леворукие детишки имеют склонность к занятиям искусством. Понаблюдайте за ребенком — он сам подскажет вам, какое занятие вызывает у него интерес. И тут родителям необходимо проявить терпение и настойчивость, чтобы их чадо полностью раскрыло свои таланты.

Имейте в виду, что левши очень эмоциональны и часто капризны, поэтому постарайтесь научить ребенка брать себя в руки и справляться с нахлынувшими эмоциями. Не забывайте и о ранимости леворуких детишек, они очень тяжело переносят критику и любое негативное мнение о них. Это тоже необходимо учитывать, воспитывая ребенка. Ведь, чтобы добиться от него выполнения своих просьб, необходимо доносить информацию спокойно и доброжелательно.

Стоит ли переучивать левшу?

В советские времена левшу всегда переучивали, что вызывало у несчастных детей стойкую ненависть к школе и окончательно портило почерк. Поэтому сейчас подобная методика не практикуется. Ученые утверждают, что переучивать левшу крайне опасно. Это влияет на эмоциональное состояние ребенка, а также вызывает ряд трудностей:

  • зеркальное письмо;
  • искажение пропорций;
  • плохая концентрация внимания и медлительность;
  • потеря в пространстве и тому подобное.

Поэтому не стоит создавать своему малышу дополнительных трудностей, просто позвольте ему быть самим собой. Ведь неважно, кто он — правша или левша — в любом случае главное, чтобы он вырос счастливым и успешным человеком.

Знаменитости среди левшей

Немало леворуких и среди знаменитостей? Кто из известных и знаменитых обладал или обладает ведущей левой рукой? Как выяснилось, среди левшей много талантливых ученых, а также людей творческих профессий. Имеется много примеров «леворукости» и среди них есть философы, ученые, военные, политики, путешественники-первооткрыватели, писатели, поэты и художники, актеры. Вот только некоторые из них: Аристотель и Фридрих Ницше, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Наполеон и Адольф Гитлер, Лев Толстой и Александр Пушкин, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Чарли Чаплин, Пол Маккартни и Дэвид Боуи, Анджелина Джоли и Скарлетт Йоханссон и т. д.

Леворукие президенты

Среди левшей были и руководители государств:

Бенджамин Франклин
Уинстон Черчилль

президент Форд
Рональд Рейган
Джорж Буш Старший
Джорж Буш Младший (наш позор!)
Билл Клинтон
Фидель Кастро
Махатма Ганди
Биньямин Нетаньяху
Коллин Пауэл
Альберт Гор
королева Виктория
Барак Обама

Ну а что касается президента нашей страны Владимира Путина, то многие утверждают, что он тоже является скорее левшой, чем правшой и некоторые признаки являются тому свидетельством — к примеру, тот факт, что Владимир Владимирович жестикулирует преимущественно левой рукой, кроме этого наш президент носит часы не на левой, как это принято у праворуких, а на правой руке. Хотя по этому поводу, он как-то ответил в прямом эфире на встрече с соотечественниками — «Я ношу часы на правой руке, потому что так заводная головка не натирает мне кисть, вот и весь секрет». Но, также возможно, что российский президент является амбидекстром, т. е. человеком, одинаково хорошо владеющим обеими руками.

С каждым годом в мире всё больше рождается детей-левшей и сейчас армия леворуких насчитывает миллионы людей, где-то около 10% от всего населения планеты. И ученые-психологи убеждены, что будущее – за левшами. И кто знает, что ждет нас этом в будущем, если по статистике — каждый пятый гений — левша…

Все мы знаем, что левшей на свете гораздо меньше, чем правшей, однако далеко не всем известно, как достоверно определить, является ли человек лево- или праворуким, какие особенности личности психологи связывают с данными группами и насколько достоверны расхожие мнения о специфике характера право- и левополушарных. Именно эти понятия, явления и процессы я решила сделать объектом своего исследования.

В связи с этим в своей работе я решила рассмотреть типы мышления под несколько нетрадиционным углом — с точки зрения право- и левополушарности. Вследствие этого, тема моего исследования, на первый взгляд, может показаться не вполне корректной: с типами мышления у психологов, как правило, ассоциируется конвергентность, дивергентность, логика, интуитивность, интровертность, экстравертность и ряд других понятий. Однако, с моей точки зрения, доминирование одного из полушарий человеческого мозга оказывает на формирование личности, характера и темперамента человека влияние, глубину которого сложно переоценить, и одной из целей моего исследования является обоснование и доказательство данного тезиса.

Из остальных задач моей работы следует отметить определение соотношения между правшами, левшами и амбидекстрами, а также определение зависимости между функциональной ассиметрией головного мозга и некоторыми особенностями восприятия и реакции методом тестирования.

Из истории

На нашей планете, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности, больше правшей. Так было всегда. Закрепление функции речи за левым полушарием, доминирующем у правшей, произошло еще во времена верхнего палеолита. На наскальных рисунках, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Французский ученый Джерре Леви объясняет это явление принципами естественного отбора: мужчины всегда выполняли роль охотников и руководителей переселений, и те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями (а подобные свойства психология приписывает, в основном, праворуким), имели преимущество.

Но человечество никогда не состояло исключительно из правшей. На древнегреческих вазах нередко встречаются изображения воинов, которые правой рукой прикрываются щитом, а левой наносят удар. В войске Александра Македонского имелась специальная «левая дивизия» — семьсот отборных воинов-левшей.

В древние времена леворуких людей считали «нечистыми». В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она левша. В фольклоре многих народов и в Библии слово «левый» означает все плохое, а слово «правый» — все хорошее. По-английски левый — еще и «зловещий», «скверный», по-французски — «неуклюжий», «нечестный», по-итальянски — «дефектный», а по-русски — «некачественный».

В Италии каждый ребёнок знает, что дьявол — левша. На иконах, изображающих страшный суд, праведники стоят справа от Спасителя, а слева — грешники. О традиционном отношении к левшам говорят и народные поговорки и приметы: «Встал с левой ноги — весь день пойдёт наперекосяк», «Родинка на левом плече — останешься старой девой», если кто-то протягивает для приветствия левую руку — значит, недолюбливает, желает зла. Существует убеждение, что чёрная кошка перебегает дорогу исключительно слева направо.

В средние века, охотясь на ведьм, леворукость связывали с дьяволом. Возможно, тот факт, что Жанна д’Арк была левшой, помог инквизиторам приговорить ее к сожжению на костре. Император Петр Первый запрещал свидетельствовать в суде кривым, рыжим и леворуким, «понеже Бог шельму метит». А в Советском Союзе левшей переучивали вплоть до 1985 года.

Но леворукость отнюдь не всегда и не везде считалась дефектом. Так, древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги, ацтеки делали операции на почках левой рукой, древние инки считали, что быть левшой — большое счастье, а эскимосы по сей день верят, что каждый левша — колдун, а значит человек, пользующийся уважением и многочисленными привилегиями.

Если говорить о более современных примерах, то левша Наполеон Бонапарт был изображен своим современником на картине верхом на лошади и держа телескоп у левого глаза. При работе над Сикстинской Часовней Микеланджело рисовал обеими руками — он, как и президент США, Джеймс Гарфилд, который одной рукой мог писать по-латински, а другой - по-гречески, был амбидекстром.

Нейл Армстронг свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» сделал левой ногой. Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США — Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш — были левшами.

Разделение функций между полушариями

Из-за особенностей строения головного мозга большинство людей пишет, рисует, перелистывает страницы книги, держит телефонную трубку, нажимает кнопки в лифте и так далее какой-нибудь одной рукой, вследствие чего мы разделяем мир на правшей и левшей.

Вышеупомянутые особенности строения мозга заключаются в его функциональной ассиметрии: левое полушарие контролирует сокращения мышц правой части тела, а правое — левой. В упрощенном виде это явление характеризуют термины «правополушарность» и «левополушарность», обозначающие, соответственно, правшей и левшей; разделение же функций между гемисферами получило название функциональной ассиметрии.

Изучение принципов «разделения труда» между большими полушариями головного мозга началось в середине XIX века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. К примеру, у правшей при поражении правого полушария выявлялись обонятельные галлюцинации, нарушение образного мышления, топографической памяти; при поражении левого полушарие наблюдалось нарушение речи, сознания, вербальной памяти; у левшей же были отдельные, только им присущие синдромы — такие, как состояние сумеречного сознания, зеркальность, кожно-оптическое чувство, нарушение сна с последующим развитием эндогенной депрессии и нарушение речи (в 85% случаев), что впервые было установлено английским ученым Э. Броком.

Исходя из этого, легко предположить, что задачи правого и левого полушарий различны. Более того, современные медики с уверенностью могут сказать, что нет такой функции, за которую были бы ответственны как правая, так и левая гемисфера.

Однако, исследователями были зафиксированы факты «обмена» функциями между полушариями. В частности, широко известен случай с двухмесячного возраста британским подданным Брайаном Бертеном, попавшим в автокатастрофу. Мальчику удалили левое, сильно травмированное полушарие и создали самые благоприятные условия для развития, после чего, вопреки прогнозам, он стал нормально говорить (т.е. функции речи взяло на себя оставшееся у него правое полушарие). Врачи и нейрофизиологи наблюдали за Брайаном в течение многих лет. Пять лет спустя после операции коэффициент интеллекта у него составлял 164 пункта из 200, а к 26 годам Бертен окончил университет и получил ученую степень.

Но, по мнению ученых, этот случай должен оставаться исключением, не переходящим в правило. Считается, что причиной невротизации детей независимо от их функциональной ассиметрии полушарий является нарушение межполушарного взаимодействия: блокирование активности ведущего и перегрузки менее активного полушария. Прямым следствием этого являются различные невротические расстройства — истерия, психастения, шизофрения и т.п.

В 30-40 годах началось изучение функциональной асимметрии на здоровых людях. Выявленные асимметрии разбили на три основных вида: психическая, моторная и сенсорная.

Моторная асимметрия — асимметрия функционирования ног, рук, мышц лица. Например, у правшей левая рука более вынослива, чем правая к статичному усилию; мышцы левой части лица сильнее правой, в результате левая половина лица кажется более мужественной.

Сенсорная асимметрия — асимметрия функционирования органов чувств. Различают асимметрию органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, а ее обработка и хранение происходит в гемисфере, адаптированной к данному виду информации.

Наиболее выражена асимметрия функционирования органов зрения и слуха. Известно, что ведущий глаз первый «ловит» предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший по размеру и более и контрастный. В опытах по изучению асимметрии осязания установлено, что болевой порог выше на ведущей руке, а температурная чувствительность — у неведущей.

На данный момент времени не существует убедительных данных, доказывающих существование функциональной асимметрии органа вкуса и обоняния.

Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) определяется как психическая асимметрия. Известно, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правое полушарие: состояние отрицательного эмоционального напряжения проявляется активацией теменно-височной области правой гемосферы: в результате выработки некоторых веществ в данной зоне в крови повышается уровень кортизола, наблюдается сдвиг болевого порога, повышение частоты и сила сердечных сокращений.

Психическая асимметрия полушарий мозга проявляется также в отношении речевых функций. Центр речи лишь в 15% случаев локализуется справа, что чаще обусловлено перемещением центра речи из левого в правое полушарие в результате травмы левой гемисферы головного мозга в период детства и полового созревания.

Правши, левши и оберукие

Исходя из анализа трех типов функциональной ассиметрии, составляется профиль ассиметрии человека, который позволяет условно разделить людей на правшей и левшей. При этом лишь наличие 75—100% «левых» или «правых» признаков позволяет говорить о том, что человек является так называемым истинным левшой или правшой.

Всех остальных относят к людям «смешанного типа», способным пользоваться обеими руками, ногами, глазами и так далее в равной степени. Их называют оберукими или амбидекстрами, и они, в свою очередь, делятся на «чистых» и «смешанных». «Чистые» оберукие одинаково хорошо работают и правой, и левой рукой. Но чаще амбидекстры одной рукой хорошо пишут, а другой, например, держат ложку — это «смешанный» тип. Французы для большей ясности даже ввели понятие «графический левша, но бытовой правша» — для тех, кто все делает правой, а левой только пишет или рисует.

Оберукость — явление не столь редкое, как может показаться. Так, с точки зрения физиологии, у детей до двух лет обе руки развиты совершенно одинаково — из-за этого, кстати, возникло предположение, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых детей, превращаемся в калек-взрослых.

Медики утверждают, что распознать в человеке правшу или левшу можно только на четвертом-пятом году жизни. С этим утверждением, правда, не согласны психологи, которые заявляют, что леворукость дает о себе знать уже на третьем месяце. Народные приметы говорят о том, что если, лежа на спине, ребенок принимает «позу фехтовальщика», значит, он, скорее всего, станет левшой; если же младенец все время норовит повернуть голову вправо, значит, будет правшой.

Почему человечество разделилось на правшей и левшей неясно. Так, З. Фрейд полагал, что леворукость — это эмоциональное следствие чего-то негативного, что было в жизни человека; генетики утверждают, что лево-/праворукость передается по наследству, а некоторые совсем уж фантастические теории говорят о том, что когда-то на нашей планете побывала экспедиция из «параллельной Вселенной». У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих «богов» детей — левшей, обладавших удивительными способностями и талантами.

Экология жизни. Наука и открытия: С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала...

Развенчиваем мифы

С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала внимание и вызывала много споров.

В темном средневековье левшей считали приспешниками нечистой силы и жгли на кострах. В XX веке, вплоть до 80-х годов, детей-левшей старались переучить и превратить в правшей.

Во многих языках слово «правый» означает «правильный», а «левый» - «ложный», «фальшивый».

Некоторые специалисты, интересовавшиеся проблемой леворукости, в том числе итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, пытались доказать, что левшество является отклонением, которое, в частности, свойственно умственно неполноценным преступникам. Такое негативное отношение не могло не вызывать протеста в обществе и попыток доказать, что быть левшой вовсе не плохо, а, даже наоборот, очень хорошо.

В последнее время принято «доказывать» особую одаренность левшей, обнаруживая их среди известных личностей. Правды ради надо заметить, что поиском знаменитых людей-правшей почему-то никто не занимается. Вероятно, это никому не интересно.

А кто такие левши?

Во всем мире левшой называют человека, у которого левая рука более ловкая, чем правая (не более того). Таких людей в популяции около 10%. Среди людей можно встретить чистых левшей, чистых правшей и смешанные варианты. Смешанные левши/правши это либо амбидекстры, которые любые действия могут выполнять как правой, так и левой рукой с одинаковым эффектом, и «двурукие», которые одни действия (например, письмо, пользование ложкой и ножницами) выполняют правой рукой, а другие (например, забивание гвоздей, продевание нитки в игольное ушко) – левой.

В 70-80 годах прошлого века разразился целый научный «бум», преследующий цель выяснить, чем левши отличаются от правшей. Часть исследователей находила левшей более креативными, творческими, музыкально и математически одаренными. Другая часть утверждала, что среди левшей высок процент лиц с отклонениями психического развития (задержка умственного развития и трудности обучения) и нервно-психическими заболеваниями, такими как шизофрения и эпилепсия.

Также были попытки утверждать, что мозг левшей отличается от мозга правшей тем, что у левшей доминантным, более активным является правое полушарие (в некоторых версиях – оба полушария и они теснее друг с другом связаны). Отличиями в деятельности мозга и пытались объяснить большую одаренность, интеллектуальность и креативность левшей.

Современные исследования, имея существенно большую материальную оснащенность и возможность изучения огромных масс людей (в том числе, с помощью социальных сетей), к сожалению, не подтверждают более ранних выводов. Ни по поведению, ни по умственным способностям, ни по частоте встречаемости разных болезней и отклонений левши не отличаются от правшей. Единственным преимуществом левшей оказывается преимущество в некоторых видах спорта, таких как бокс, теннис, да и то по причине вполне банальной – спортсменов тренируют сражаться с противником-правшой, просто потому, что правшей намного больше.

Интересно, что некоторые отличия ученым удалось обнаружить при сравнении чистых левшей и правшей со смешанными вариантами. Оказывается, чистые левши и правши более авторитарны и эгоцентричны, а «смешанные» больше склонны к магическому мышлению (верят в мифы, приметы, гороскопы, колдунов и прочее) и более креативны.

Мозг левшей мало отличается от мозга правшей и по своему строению и по функции. Это выясняется благодаря современным методам исследования, таким как функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая изучать работу мозга в процессе решения разных задач.

Контроль ведущей руки у большинства левшей осуществляется действительно правым полушарием (а у правшей – левым), однако эта истина не абсолютна. Так, например, при некоторых патологических состояниях (в частности, после инсульта в двигательную зону коры), контроль за движениями руки может перейти к противоположному полушарию.

«Речевым» у большинства (60%) левшей, также как и у правшей, является левое полушарие, и только у 10% - правое.

Еще труднее говорить о мозговой организации у левшей других функций, таких как восприятие, память и т.д. Поэтому по ведущей руке (а также по ведущему глазу и уху) нельзя судить о том, как функционально организован мозг человека.

Миф о так называемом «скрытом левшестве», которое некоторые психологи находят у ряда детей, всего лишь миф. С его помощью пытаются объяснить особенности развития ребенка и часто, в результате, оставляют без внимания реальные проблемы и реальные способы их решения.

Откуда берется леворукость?

Многие исследователи ищут объяснение в наследственности. Показано, что если родители ребенка левши, то вероятность, что он также будет левшой выше (21,4-27%), чем в тех случаях, когда оба родителя правши (8,5-10,4%). Однако стопроцентной вероятности нет ни там, ни там. У матерей-левшей дети-левши рождаются чаще, чем у отцов-левшей, а среди мальчиков левшей несколько больше, чем среди девочек.

Один из самых существенных доводов в пользу генетического происхождения левшества – очень раннее проявление ведущей руки. Уже 10-недельные плоды сосут преимущественно правый или левый палец, и после рождения зачастую выбранная рука оказывается ведущей. Однако есть и контраргументы. Один из них (и очень веский) – частая встречаемость (18%) среди однояйцовых близнецов отличий по ведущей руке (один - правша, а другой – левша).

Определенную роль играет и культурологический аспект. Переучивание приводит к тому, что доля чистых левшей в обществе сокращается.

Также продолжают говорить о патологическом аспекте левшества. Оказывается, оно может развиться вследствие влияния на организм ребенка неблагоприятных факторов. К таким факторам, в частности, относится неблагоприятное состояние ребенка сразу после родов (низкий балл по шкале Апгар) и курение матери во время беременности. И то и другое связано с повышенной частотой повреждений мозга у новорожденного.

Как определить, левша ребенок или правша?

Существует масса методов, с помощью которых определяется склонность ребенка быть правшой или левшой.

Особой популярностью пользуются так называемые «деятельностные» анкеты. Ребенку предлагается выполнить ряд действий: порисовать, разрезать ножницами бумагу, просунуть шнурок в отверстие, кинуть мячик, показать, как он ложкой ест суп, как он причесывается, чистит зубы. О результате судят по преимущественному использованию в бытовых действиях правой или левой руки.

Еще один метод – оценка ловкости руки. С этой целью можно взять, например, узкий пенал в виде открытой коробочки и десяток карандашей. Сначала пенал кладут справа от центра, а карандаши слева на столе перед ребенком и просят ребенка как можно быстрее переложить карандаши в пенал по одному. Затем пенал кладут слева, а карандаши справа и просят сделать то же самое левой рукой. Сравнивают скорость и точность движений рук ребенка.

С помощью этих несложных приемов можно предположить, какой рукой лучше ребенка учить писать, если он никак не может определиться самостоятельно.

Если у родителей есть сомнения по поводу того, какого происхождения у ребенка леворукость, не связана ли она с изменениями в работе головного мозга, особенно если у него отмечаются проблемы с обучением или отклонения в поведении, лучше всего обратиться за консультацией к специалисту-нейропсихологу.

Левша - человек, который пишет, ест и делает другие вещи левой рукой. Такое простое определение можно дать, если глубоко не вникать в вопрос. И оно будет справедливо, но только отчасти. Умение управлять левой рукой лучше, чем правой - это только видимая часть айсберга, у которого, как известно, девять десятых находится под водой. И у левшей тоже самое. Делать что-то левой рукой ­- это далеко не единственное, что отличает левшей от правшей. Здесь более интересны процессы, происходящие в глубине организма, в самом центре нервной системы - мозге!

Определение правши и левши

Правши - правшу иногда называют праворуким. То есть у такого человека ведущая, основная рабочая рука - правая. Она ловкая, умелая, разработанная и может выполнять более сложные действия, нежели левая конечность. По статистике на планете земля от 85 до 90 процентов правшей, что определяет их как доминирующее население. Что касается нижних конечностей, то быть правшой еще не означает, что ведущая нога тоже будет справа. К примеру, многие праворукие используют левую ногу как ударную в футболе. С точки зрения нейрологии у правшей правое полушарие мозга отвечает за образность мышления, а левое за логику.
Левши - или леворукие представители человечества. Здесь, исходя из определения, ведущая рука левая. Учитывая то, что таких людей на планете всего 10-15 процентов, с леворукостью связано множество интересного и даже необъяснимого. Для начала стоит отметить, что нейрология определяет иную роль полушарий мозга, чем у правшей. Левши левым полушарием мечтают, а правым решают математические и логические задачи.
Почему люди становятся левшами? На этот счет есть множество теорий и пока ни одного четко проверенного факта. Среди гипотез:
однояйцовость близнецов во внутриутробном развитии;
длительная травма правой руки и вынужденное переучивание на левую сторону;
большие дозы тестостерона во внутриутробном развитии;
просто адаптивная реакция на перемены во внешней среде.

Ученые давно знают, что изначально первобытные люди одинаково хорошо владели обеими руками. Затем, не понятно по каким причинам, произошло смещение в одну сторону (правую). Тем не менее, считается, что навык владения обеими руками в одинаковой степени может быть специально развит.
Интересно, что в советские времена левшей в школах насильно переучивали на правую руку, в силу всеобщей стандартизации общества. Подобное и сейчас происходит в ряде стран.
Во многих странах мира стремятся защищать права левшей. Выпускаются дверные ручки, бытовые приборы, различные приспособления в которых учтено использование левой руки в качестве ведущей.
С историко-лингвистической точки зрения само слово «правый» означает - правильный, а «левый» - выражает нечто плохое. С такими явлениями можно столкнуться в русском, английском, французском и китайском языках.
С интеллектуальной точки зрения леворукие ученики имеют более высокие оценки, что подтверждено соответствующими исследованиями, а также считаются более талантливыми, нежели правши. Среди левшей есть такие известные личности, как: Юлий Цезарь, Джордж Клуни, Барак Обама, Уинстон Черчилль, Наполеон Бонапарт и многие другие.

ImGist определил, что разница между правшами и левшами заключается в следующем:

У правшей ведущая рука правая, а у левшей левая.
У правшей правое полушарие отвечает за образы, а левое за логику, тогда как у левшей все наоборот.
Правши воспринимаются обществом привычно, поскольку их намного больше, а левшей меньше, поэтому во все времена к ним было неоднозначное отношение.
Правшей никогда не переучивали в школе на левую руку, а вот левшей на правую в ряде стран - да.
С точки зрения лингвистики в большинстве языков право, правый - означает нечто положительное, а левый или лево - отрицательное, негативное.
В среднем интеллект правшей несколько ниже, чем у левшей.