Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие

Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Цели:

Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

Ход занятия

1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

Произнесем ее вместе медленно.

Теперь произнесем ее быстро.

Какой звук встречается чаще других?

Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

Молодцы!

Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Какой звук мы с вами сейчас произносили?

Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

Удалось вам получше запомнить букву Ч?

А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Музыкальная физминутка.

8) Закрепление полученных знаний.

Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

9) Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!

Номинация: обучение грамоте в подготовительной группе конспекты занятий журова.
Название: Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь».

Конспект организованной учебной деятельности «Буква Ь»

Цель: Познакомить детей с новой буквой. Продолжать учить детей проставлять ударение в напечатанных словах и читать их в соответствии с проставленным ударением. Совершенствовать навык чтения детей.

Материал: кассы с пройденными буквами, буква «ь», указка, книга для чтения, карандаш, карточка со словами для проставления ударения.

Ход занятия.

Вспоминаем число, месяц и день недели на двух языках.
-Ребята,вы знаете, у меня неприятность. Я забыла одно слово. Думала, приду в детский сад и вспомню или на доске прочитаю. Я вчера его написала. Так нет же, Буквоежка мне все испортил, съел часть букв. Помогите мне дописать буквы.
— Конечно, ребята, здравствуйте! Какое доброе и хорошее слово. А слово, противоположное по значению вы знаете?
— Верно. До свидания. Вот мы с вами и вспомнили слова вежливости (стук в дверь, посылка).
— Интересно, от кого же посылка? Прочитай, Стасик.
Читай -город. Ваши друзья — буквы.
-Дети, здесь небольшое письмо, в котором буквы сообщают, что одна их подруга — буква попала в беду, и помочь ей сможем только мы. Буквы посылают нам задания, и, как только мы их выполним, то узнаем, какая буква нуждается в нашей помощи.

1. Какие гласные пишутся после твердого согласного? После мягкого?
— А какие-нибудь исключения вы знаете? ЖИ-IIIИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

2.Проставьте ударения в напечатанных словах: ЗВОНОК, ШКОЛА, ПЕНАЛ, УРОК, РУЧКА, УЧЕНИК. (Возьмите карандаш и проставляйте ударения в словах над гласными буквами черточками)

Затем дети по очереди читают слова с выделением ударного звука, называя ударный звук и букву, над которой поставили ударение.

По мере выполнения задания доска наборного полотна движется и открывает лист с полосками.

Ребята, на последней строчке этого листа будет слово, которое укажет нам на букву, попавшую в беду. Нам нужно будет изменять по одной букве в слове. На верхней полоске слово, которое принадлежит существу с двумя клешнями. В народе говорят «покраснел, как… ».
РАК. Подумайте, какую букву надо изменить, чтобы получился красивый красный цветок.
МАК. Поменяйте последнюю букву в этом славе, и вы узнаете, как можно сказать о том, кто ниже вас ростом.
МАЛ. Измените букву в середине слова и у вас в руках комочек, которым вы очень любите рисовать.
МЕЛ.
— Мы так трудились и устали, а теперь отдохнем.

Физминутка.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем и к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей хлопнем, топнем веселей.
Звуковой анализ слова «мел».

Один ребенок работает у доски, остальные в кассах.
-А теперь под словом «мел» выложим слово «мель»(дети работают самостоятельно).
-Кто знает, что такое «мель»?
— Какой последний звук в слове «мел»? Л.
-Этот звук твердый или мягкий?
-Какой последний звук в слове «мель»? ЛЬ.
-Какой это согласный? Мягкий. Ребята, вот в чем беда! Как же быть, как же обозначить, что Л мягкий? Может какая-нибудь буква поможет?
-Верно. Нужна поставить букву Ь (стихотворение о букве).
— На что похожа буква Ь? Показываю рисунок.
-Вот оказывается, какой секрет у буквы Ь. Она не имеет звука, а ставится для того, чтобы обозначить мягкость согласного, стоящего перед ней?
— Итак, чем же отличаются слова МЕЛ и МЕЛЬ по звукам?
— А по буквам?
— Какую букву вы сегодня узнали?
— Она имеет звук? — Что показывает Ь?
— Откройте кассы, найдите букву Ь и поставьте ее правильно.

Чтение текста в книге для чтения.

— А теперь, дети, я буду называть слово, а вы должны сказать, в каком по счету столбике и на какой строчке находится это слово.
КОРЬ — 3 ст., Зстр.
МЕЛЬ — б ст., 3стр.

А теперь вы прочитаете слово, которое находится в 5 столбике 2 строчки (конь), в 3 столбике 2 строчки (моль).
— Что такое моль? Молодцы, ребята, вы очень хорошо занимались. Скажите, кто-нибудь из вас запомнил стихотворение о букве, с которой мы сегодня познакомились?
— Когда при письме используется Ь?
-Придумайте слова, в которых надо написать эту букву.
-Молодцы! Наше занятие закончено.

Название:
Номинация: обучение грамоте дошкольников конспекты занятий.

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: ГККП «ясли-сад «Солнышко»
Месторасположение: г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Грамотейка»

Задачи:
1. Коррекционно – обучающие:
- Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); -Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки.
- Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).
-Сопоставление местоимений в роде и числе.
2. Коррекционно-развивающие:
-Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.
-Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.
3. Коррекционно – воспитывающие:
-Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
Материал и оборудование: запись звуков природы, фонограмма песни « Жили у бабуси…», фанфары; иллюстрация с изображением короля, макет полянки, демонстрационный слоговой дом, карточки с силуэтами животных; мелкие игрушки для игры: кукла, лягушка, кубик, кот, щенок, медвежонок, утёнок, корова, паук, самолёт.
Методические приёмы:
игровой- использование сюрпризных моментов.
наглядный - использование карточек, игрушек.
словесный - вопросы учителя-логопеда, ответы детей, указания, обобщение.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, физкультурная минутка.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Художественно-эстетическое развитие"

Ход занятия:

1.Организационный момент.
Дети с учителем – логопедом заходят в зал, становятся полукругом.
-Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети отвечают.
-Сегодня по электронной почте я получила письмо. Всех желающих приглашают в необыкновенное путешествие по стране «Грамотейка», где можно не только узнать много интересного и занимательного, но и показать свои знания.
-Дети, хотите отправиться вместе со мной в эту страну?(ответы детей).
-Мы пойдём по дороге знаний и погостим у короля страны «Грамотейка». В конце путешествия вас ждёт сюрприз.
-А чтобы попасть в эту страну, как вы думаете какими мы должны с вами быть?(ответы детей)
-Умными, сообразительными, смелыми. На каждое сказанное вами слово делаем шаг вперёд.
Итак, мы на дороге знаний. Этот путь будет труден и долог. И прежде, чем мы туда отправимся, выполним пальчиковую гимнастику.
Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе»:
На горе мы видим дом (кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты (руками показать деревья и кусты)
Вот душистые цветы (пальцами показать бутон)
Окружает все забор (пальцами показать забор)
За забором – чистый двор (погладить одной ладонью другую)
Мы ворота открываем (кистями показать, как ворота открываются)
К дому быстро подбегаем (пальцами левой руки пробегаем по правой)
В дверь стучимся – тук-тук-тук (постучать кулаком руки по ладони)
Кто-то к нам идет на стук (ладонь приложить к правому уху)
В гости к другу мы пришли и гостинца принесли (вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то)
2. Гласные и согласные звуки.
Звучит музыка.
-Ребята, что вы слышите? (звуки). Правильно, мы слышим звуки. Знаете,
в стране Грамотейка есть свои звуки.

« Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку качать,
Но не умеют свистеть и ворчать».
- О каких звуках это стихотворение?(о гласных звуках)
-Правильно, это о гласных звуках, они умеют петь.
-Подойдите к стульчикам, возьми букву и сядьте. (буквы лежат на стульчиках).
Подходите по одному ко мне и называйте звук, который обозначает ваша буква. (Дети подходят к воспителю отдают букву, называют звук, а воспитатель выставляет буквы на доске).
-Знаете, мы с вами сейчас написали слова одной песни. Послушайте я спою её. Воспитатель поёт попевку гласных под минусовку "Жили у бабуси..."
-А теперь споём вместе (поёт с детьми без музыкального сопровождения)
-Молодцы, ребята, хорошо спели гласные звуки.
-А какие звуки петь не умеют? (ответы детей: согласные).
-Правильно, согласные.
Логопед читает стихотворение:
« А согласные -согласны
Шелестеть, шептать, свистеть
Но не могут они петь».
-Ну, чтож отправляемся дальше.
3. Дидактическая игра «Засели домик»
- Дети, нужно заселить домик по квартирам. В 1-е окошко поселим предметы, по которым можно сказать, что « она моя», во 2-ом «оно мое», в 3-ем « он мой», а в дверь зайдут все « Они мои»
- Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь можем отправляться дальше. До страны Грамотейка мы еще не дошли, но нас уже встречает сам король.
-Давайте встанем и поприветствуем короля. (девочки делают реверанс, мальчики кланяются.)
-С какого звука начинается слово «король»? (ответы детей)
- Наш король любит ходить в туфлях и тапочках. Послушайте, как сейчас король идёт в туфлях.
Логопед произносит твёрдо[К], топая пятками ног.
- Как вы думаете, как звучит звук [К]?(твёрдо)
- А теперь король одел тапочки, и шаги звучат мягко[К"].
Логопед произносит мягко звук[К],наступая носками ног.
- Давайте теперь все вместе покажем, как звучит твёрдый звук [К], и мягкий звук [К].
Логопед вместе с детьми произносит то мягкий, то твёрдый звук [К] поочерёдно, передавая его в движениях. В процессе выполнения задания учитель-логопед следит за правильностью исполнения движений детей.
4. Игры с игрушками.
- Любимое занятие короля играть в игрушки на полянке
- Подойдите к полянке и сядьте около понравившейся игрушки.
- Ребята, а вы знаете, на полянке король играет только с теми игрушками, в названии которых есть звук [К].
-Поставьте на полянку игрушки, в названиях которых есть звук [К] и объясните, где находится этот звук: в начале, в середине или в конце слова.
В процессе выполнения задания логопед спрашивает детей.
- Почему ты взял эту игрушку?(потому что в названии игрушки есть звук [К].
- Где находится звук [К]?
Выбирая игрушку и ставя её на полянку, ребёнок объясняет свой выбор.
- а почему ты не поставил свою игрушку? (потому что в слове «самолёт» нет звука [К].)
- Верно!
- Молодцы, королю понравилось выполнение этого задания, поэтому мы можем идти дальше.
- Посмотрите, мы с вами пришли к пирамиде слогов
Логопед читает стихотворение и раздаёт детям карточки с изображением животных
«Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают: Как? Куда?
Помогите, детвора!»
На этой волшебной пирамиде несколько этажей, но вот на них никто пока не живёт.
- Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на первом этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трёх слогов.
- кто нарисован на твоей карточке? Сколько слогов в слове «лев»? (ребёнок отвечает)
- Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного?(1)
- Почему? (в слове «лев» 1 слог).
Затем каждый ребёнок подходит к дому со своей карточкой, располагает её на нужном этаже и комментирует свой выбор. В конце вместе с детьми подводим итог задания.
-Ребята, а кто у нас живёт на 1этаже?(животные, название которых состоит из одного слога).А на 3 этаже?
- Молодцы, ребята, правильно разместили животных по этажам.
-Нам пора поторопится.
5. Физминутка.
«Король наш потянулся, руки в стороны,
В кулачок и на бочок
Левую руку вверх-вниз
Правую руку вверх-вниз
Влево нагнулись, вправо нагнулись
Руки в стороны, в локтях сгибаются
А в плечах вращаются
Руки опустили, вдохнули носом,
Выдохнули ртом»
6. Игра «Буква потерялась»
- Мы опять никак не можем попасть в страну «Грамотейка», потому - что на нашем пути новое препятствие. Посмотрите, здесь написаны слова, у которых первая буква потерялась. надо ее найти.
На доске записаны слова: тарелка, стул, посуда, рыба, куртка, шкаф, ложка, жираф, вилка
- Молодцы, теперь мы можем идти дальше.
7. Звуковой анализ слова.
- Посмотрите, здесь снова какое-то письмо. В нем предлагается отгадать загадку. И надо сделать звуковой анализ слова.
На опушке,
на дорожке
стоит дом
на курьих ножках. (изба)
После того, как дети проанализируют его, звучит музыка и дети попадают в страну «Грамотейка».
8. Итог ООД
- Дети, где мы с вами были?
- Что делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- А какие задания вы бы хотели повторить еще раз?
Детям вручаются медали «Юным грамотеям». Логопед благодарит детей за работу.

Надежда Москалюк
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

: «Цветик-Семицветик»

МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение) Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»

Подготовила : воспитатель Москалюк Н. В. 2015 год.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА : «Цветик-Семицветик»

Возраст : подготовительная к школе группа .

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие :

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал : цветок с семью лепестками, конверт с письмом.

карточки с рисунками.

Раздаточный материал : цветные кружочки (красные, синие) ; карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.

Организация детей : в кругу, за столами;

Предварительная работа : игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори» ; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Структура :

1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»

2. Работа по теме занятия : - 2 задание

3 задание

4 ФИЗМИНУТКА - 5 задание «Найди звук»

6 задание «Игра Звуковые домики» .

7 задание

3. Итог занятия . Ход :

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг) .

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт , достает письмо, читает : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.) Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) . А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, какой лепесток откроем первым , Имя ребёнка?

Ответы детей.

1 Задание «Отгадай загадку и опиши»

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня … Воспитатель : Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети : теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная, 2 задание «Составь предложение по картине»

Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна» ). Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений :

1. Наступила долгожданная весна.

2. Дети пошли гулять в парк.

(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)

Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились. Воспитатель : Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.

Воспитатель : какой лепесток с заданием будем открывать ?

3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)

Воспитатель : Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ» . Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.

Какие звуки обозначаются синим цветом?

Какие звуки обозначаются красным цветом?

Сколько звуков в слове «МАРТ» ?

Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ» .

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.

Воспитатель : Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

4. Физкультминутка :

Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание :

5 задание «Игра Звуковые домики» . Воспитатель : Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки) . Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание. 6 задание «Подели слова на слоги и определи их количество» .

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

7 Задание «Где прячется звук?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н?

Дети. В середине слова.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?

Дети. В начале слова.

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?

Дети. В конце слова.

Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов и педагогам работающим в школе будущих первоклассников. План составлен на основе книги «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищевой Н.В.

Сентябрь
1. Буква Аа и звук (а). Формирование умения находить букву среди других букв алфавита. Развитие фонематических представлений, зрительного и звукового внимания, общей и тонкой моторики. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности. стр.26
2. Буква Уу и звук (у). Формирование умения находить новую букву среди других букв. Чтение слияний Ау, уа. Развитие фонематических представлений, зрительного и звукового внимания, общей и тонкой моторик, координации речи с движением, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности. стр. 30
3. Закрепление знания букв А, У. Чтение слияний ау, уа. Закрепление знания букв А, У и умение находить их среди других букв алфавита. Чтение слияний ау, уа. Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения. стр. 34
4. Буква Оо и звук (о). Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, творческого воображения. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности. стр.36

Октябрь
5. Буква Ии и звук (и). Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование навыка чтения слияния гласных. Совершенствование фонематических представлений, воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука (и) , развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности. стр. 40
6. Ознакомление с буквой Т. Буква Т и звук (т) Формировать умение находить букву Т среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности. стр. 44
7. Закрепление пройденных букв. Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять двусложные слова с пройденными буквами. Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой моторики, координация речи с движением. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности. стр.48
8. Буква Пп и звук (п). Знакомство с буквой Пп и звуком(п) . Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления двусложных слов с ней. Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, осязания, обследовательских навыков, общей, тонкой моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливым. Воспитания любви к природе. стр. 51

Ноябрь
9. Буква Нн и звук (н). Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Формирование понятия о предложении.
Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Формирование сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.57
10. Буква Мм и звук (м). Ознакомление с буквой М. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита.
Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.62
11. Буква Кк и звук (к). Знакомство с буквой К. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.
Формирование представления о предложении.
Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слухового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 69
12. Буква Бб и звуки (б) –(б’). Знакомство со звуками (б), (б’), буквой Бб, формирование понятий о твердости – мягкости, звонкости – глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.85

Декабрь

13. Буква Дд и звуки (д) –(д’). Ознакомление со звуками (д), (д’), буквой Дд. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, грамотных навыков, координации речи с движением.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.93
14. Буква Вв и звуки (в) –(в’). Ознакомление со звуками (в) –(в’) и буквой Вв. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Вв. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка печатания. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).
Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.
Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости. стр.117
15. Буква Хх и звуки (х) –(х’). Ознакомление со звуками (х) –(х’) и буквой Хх. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Хх. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 127
16. Буква Ыы и звук (ы). Ознакомление со звуком (ы) и буквой Ыы. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ы.
Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.133

Январь
17. Буква Сс и звуки (с) –(с’). Ознакомление со звуками (с) –(с’) и буквой Сс. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Сс. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.138
18. Буква Зз и звуки (з) –(з’). Ознакомление со звуками (з) –(з’) и буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой Зз. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 145

Февраль
19. Буква Шш и звук (ш). Ознакомление со звуком (ш) и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.151
20. Буква Жж и звук (ж). Ознакомление со звуком (ж) и буквой Жж. Формирование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой Жж. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.159
21. Буква Ээ и звук (э). Ознакомление со звуком (э) и буквой Ээ. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ээ. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.
Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.170
22. Буква Йй и звук (й). Ознакомление со звуком (й) и буквой Йй. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.
Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 175

Март
23. Буква Ее. Ознакомление с буквой Ее. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ее. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.180
24. Буква Ёё. Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза и анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.185
25. Буква Юю. Ознакомление с буквой Юю. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Юю. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.188
26. Буква Яя. Ознакомление с буквой Яя. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Яя. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.192

Апрель
27. Буква Цц и звук (ц). Ознакомление с буквой Цц и звуком (ц). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.200
28. Буква Чч и звук (ч). Ознакомление с буквой Чч и звуком (ч). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.204
29. Буква Щщ и звук (щ). Ознакомление с буквой Щщ и звуком (щ). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков (ш) – (щ), зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.208
30. Буква Лл и звуки (л), (л’). Ознакомление с буквой Лл и звуками (л), (л’). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 215

Май
31. Буква Рр и звуки (р), (р’). Ознакомление с буквой Рр и звуками (р), (р’). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 220
32. Буква Ь. Ознакомление с буквой Ь. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений. Развитие общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 230
33. Буква Ъ. Ознакомление с буквой Ъ. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений. Развитие общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 236
34. Закрепление пройденных букв. Закрепление навыков чтения слогов, слов, предложений, текстов с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Формирование представлений о русском алфавите. Развитие фонематических процессов, мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 247