Немецкая овчарка. Мифы и легенды о собаках Северные легенды про собак

В сказках, мифах, легендах и реальных историях олицетворением зла часто является волк. Он немало плохого сделал человеку, принес много бед, страха и страданий. Но есть и другая сторона медали. Ведь именно благодаря волку у человека появилась собака: надежная, верная, преданная, не чета серому хищнику. Во внешности многих пород собак до сих пор явно выражены волчьи черты, немецкая овчарка яркий тому представитель. Но немцы совершенно утратили дух свободы, это больше не вольные птицы, как, например, хаски. Немецкой овчарке нужен человек, хозяин, товарищ, и, благодаря своему характеру, на сегодня это одни из самых преданных собак.

История породы

Выведение породы начал немец Макс Фридрих фон Штефаниц, что интересно, экстерьеру он придавал второстепенное значение. Его интерес был направлен на интеллект, характер и поведение собаки, он стремился вывести умную, сообразительную, ответственную и надежную породу. Можно сказать, что у него это получилось. По мнению Штефаница немецкой овчаркой можно было назвать любую собаку на территории Германии, которая обладала определенным набором качеств.

В 1899 году заводчиком фон Штефаниц и его помощником был презентован первый стандарт породы. До этого несколько собак принимали участие в выставках и пользовались успехом. Такое отношение к селекции было в новинку, да и по сей день редко когда шлифовка экстерьера не первостепенна. Штефаниц хотел получить хорошую пастушью собаку, а вывел практически гения: уравновешенного, понятливого, податливого в дрессуре, отважного — перечислять сильные качества породы можно долго.

И если раньше немцы использовались исключительно как пастухи, то после они блестяще проявили себя в совершенно различных областях. Немецкие овчарки считаются лучшими служебными, охранными собаками, они наравне с человеком осуществляют деятельность в различных сферах жизни, принимают участие в боевых действиях. Вторая Мировая чуть было не уничтожила породу, к концу 1946 года оставалось очень мало особей. Немецкие овчарки оказались почти на грани исчезновения, но породу удалось возродить. Разделение Германии способствовало различному развитию породы и образованию отдельных видов.

В 1925 году прошла первая выставка, а в 1968 году был организован Европейский союз любителей немецких овчарок. В дальнейшем союз приобрел статус Всемирного.









Есть мнение, что предками немецких овчарок являются азиатские и северные волки.

Немецкая овчарка и колли близкие родственники, при выведении этих пород использовалась одна линия.

Первое упоминание о предках немецкой овчарки датируется 7 веком, но собаки того времени имеют мало чего общего с нынешними немцами.

Самой первой немецкой овчаркой считается пес Грайф. Он был серо-белого окраса, его представлял Макс Фридрихфон Штефаниц на выставке в 1882 году.

Немецкая овчарка входит в мировую тройку самых умных собак.

Это самая популярная в мире порода служебных и спортивных собак.

Собака из известного мультика «Вольт» — немецкая овчарка, точнее белая немецкая овчарка, очень редкая разновидность. Еще сорок лет назад такая окраска считалась дефектом, а сегодня эти собаки полноправно принимают участи в выставках.

Немецким овчаркам часто приписывают «человеческие» качества. Например, эти собаки могут сострадать и жалеть. Однажды в китайском зоопарке тигрица после родов заболела, тигрята были одни. Овчарка «усыновила» их и ухаживала за ними как за своими щенками.

Есть мнение, что постепенно порода вырождается, ухудшаются ее физические качества. В пример приводят такие сравнения, что в середине прошлого века собака свободно брала высоту в 3-4 метра, а сейчас, из-за слишком опущенного крупа, ее предел составляет 2-2,5 метра, что, несомненно, негативно сказывается на ее служебных и охранных качествах.

Стандарт породы

Существует две разновидности породы - жесткошерстная (шерсть короткая, плотная) и длинношерстная (шерсть относительно длинная, плотная). Окрасы немецких овчарок могут быть следующими: чепрачный, частично серый или рыжий, черный и белый.

У немецев средний рост в холке кобеля составляет 62 см, суки — 57, допустимы колебания в 2-4 см. Тело вытянутое, с развитой мускулатурой, крепкое, мощное. Большое значение имеет постановка задних конечностей, любое отклонение от нормы снижает выносливость и физические качества. Длина туловища по стандарту должна быть больше, чем высота собаки в холке. Грудь развитая, но не широкая, живот подтянут. Хвост прямой, опущен, кончик слегка загибается наружу вверх, длинная шерсть присутствует до середины.

Голова средняя, лоб умеренно выпуклый, скулы скруглены, губы плотно прикрыты, прикус ножницеобразный, клыки большие. Нос черный, прямой, переход от головы и лба к морде плавный. Уши среднего размера, высоко поставленные, вертикальные. Глаза миндалевидной формы, средние, поставлены под углом.

Характер немецкой овчарки

Немецкие овчарки используются в качестве охранных, служебных собак, также они хороши как поводыри и компаньоны. Немцы считаются легко обучаемыми, но хозяину следует проявлять настойчивость и действовать планомерно. Ленивая или плохо воспитанная собака может быть агрессивной. Щенки немецкой овчарки не всегда прилежны в учебе, иногда требуется помощь специалиста по дрессировке.

Немецкая овчарка бдительна, чужак не пройдет мимо нее. К посторонним относится настороженно, всегда контролирует обстановку.

Собака этой породы нуждается в ежедневных физических нагрузках. С ней надо не просто гулять, но и тренировать ее. Она обожает подвижные игры, да и просто бег. Для содержания в домашних условиях подходит мало, из-за размеров, активности, линьки и характерного запаха. Мыть немецкую овчарку можно не чаще одного раза в год, иначе разрушается защитное покрытие на поверхности шерсти. Домашнему животному (которое живет не на улице, будке, вольере) регулярно надо подрезать когти. Несвоевременная гигиена может привести к хромоте.

«Собака – друг человека». Это утверждение полностью подтверждает само себя. Издавна собака считалась самым верным помощником не только во время охоты на диких зверей, но и охраны жилища.

Собака сопровождает человека повсюду с древнейших времен. За многие тысячелетия люди сложили об этих животных множество легенд и сказок. В одних собака выступает мистическим защитником, благодетелем человеческих существ, в других животному также приписываются волшебные способности, но их истоком является обитель темных сил.

Северные легенды про собак

Жизнь народов Севера тесно связана с собаководством. Псы здесь это не только тягловая сила, но и практически члены семьи, которые нянчатся с детьми и сопровождают хозяина повсюду. Вот одна из легенд о собаке, пришедшая к нам от жителей правого притока Енисея Остяков.

Однажды Бог увидел, как люди горюют, собравшись возле своего товарища, который погиб, упав со скалы. Тогда Творец послал на землю одного из своих сыновей, чтобы он успокоил людей и сообщил им, что умерший на седьмой день оживет вновь. Но сын Бога был очень непослушным. Он сказал людям, чтобы они скорее рыли яму для своего друга и закапывали его. Люди поверили и исполнили волю Бога, переданную его сыном. С этого дня люди на земле стали умирать. Узнав о проделке своего отпрыска, Творец рассердился. За непослушание он превратил его в пса, который должен всегда служить человеку.

Другая легенда, принадлежащая народу инуитам, живущим на Аляске, объясняет происхождение полярного сияния. В ней говорится, что чудесное явление природы появляется, когда на небесах танцуют души умерших собак и людей, напоминая о своем существовании. Поэтому земные псы всегда воют, глядя на полярное сияние. Они узнают в хороводе духов своих сородичей.

Легенды древнего мира

Собаку чтили в Древней Греции. Мифический пес Цербер охранял вход в подземное царство бога мертвых Аида. Огромное животное следило, чтобы никто не мог вернуться обратно из загробного мира. Существовала традиция класть в гроб усопшего сладкие пряники, чтобы задобрить Цербера. Иначе он мог съесть тело умершего.

О собаке писал и Гомер. Когда Одиссей вернулся после многолетних странствий на родину, прикинувшись нищим, никто не узнал его, кроме старого, слепого пса Арго. Верность животного до слез растрогала Одиссея.

С почтением к собакам относились и римляне. Они использовали их во многих ритуалах. Например, приносили в жертву перед битвой, чтобы вдохнуть в солдат дух победы.

Легенды народов Африки

В сказаниях африканских племен собака является посланником Всевышнего. Так миф племени химба повествует о том, что Бог передал людям вместе с собакой огонь. Она принесла во рту пылающую ветвь. С тех времен собаке позволяется спать возле огня и повсюду сопровождать человека.

В сказании племени ньянга говорится, что собака украла огонь у богов и принесла его людям. С тех пор пес и человек стали неразлучными друзьями.

Интересная легенда связана с происхождением пород голых собак. В ней говорится, что пес нашел в лесу младенца, которого потеряла мать и чтобы, обогреть его, стряхнул с себя шерсть. Родители, нашедшие малыша невредимым, в благодарность поселили животное в своем доме.

Собаки герои литературных произведений

Все мы читали в детстве сказку Г.Х. Андерсена «Огниво». В ней собаки выступают в роли всемогущих существ, способных выполнять любые желания. Именно они появлялись, стоило лишь главному герою высечь искру из волшебного огнива. Именно они принесли простому солдату богатство и счастье с прекрасной принцессой.

В повести «Собака Баскервилей» Артур Конан Дойл также использовал легенды древних кельтов, рассказывающие о существовании ужасного собакоподобного чудовища, приходящего за душами мертвых людей.

Ходил к нам в клинику мужчина с немецкой длинношерстной овчаркой по кличке Вайс. Неземной красоты собака, исключительного интеллекта. Пес был воспитан как военная машина, беспрекословный, отличный защитник хозяина и очень нежный и ласковый пес. Сказать, что все мы любили Васю - это ничего не сказать. Мы его обожали. Хозяин тщательно следил за его здоровьем и в общем видели мы его достаточно часто. То ушко заболит, то глазки, когти подстричь, прививку поставить. Или просто приходили в гости за вкусняшкой.

И вот интересная привычка у него была: когда ему ставили укол или делали неприятные процедуры, он аккуратно брал зубами штанину врача или хозяина и зажмуривался - терпел. Но вот на 14-м году жизни Вайса был диагностирован рак. Почти 2 года весь наш персонал и хозяин Васи каждый день боролись с настигнувшим недугом, и каждый день он брал в зубы то штанину, то рукав, то нижнюю часть рубашки и все так же зажмуривался. Но рак есть рак... Рано или поздно он берет верх и побеждает.

6:00 звонок
- Вася уже не встает и воет, закатив глаза.
Слышу в трубке его вой. Отправляю коллегу к ним домой. Капельницы, обезболивающие, анализ крови.
Коллега возвращается бледная и в слезах. Даем анализы в лабораторию. Через 2 часа получаем результат. Васе осталось совсем недолго.

18:00 опять звонок и долгий разговор с хозяином.
- Я больше не смогу смотреть как он страдает, воя от боли. Уколов хватило на час, и он поспал, но сейчас он продолжает выть. Я привезу его к вам усыплять.

Говорю хозяину, что жду их, кладу трубку и начинаю плакать, напарница тоже ревет. Приезжает хозяин с супругой, заносят Вайса на руках, я не выдерживаю от вида когда-то огромного, мощного красавца, который превратился в скелет. Хозяева просят разрешения не присутствовать на эвтаназии и уходят на улицу, ожидая нашего приглашения. Все органы Васи отказали, только сильное собачье сердце продолжало упорно качать кровь по организму. Ставим внутривенно наркоз и он засыпает, прекратив выть, уходит и судорога. Еще доза наркоза и сердце покорно сдается. Вайс тяжело вздыхает и этот вздох становится последним.

Всё - говорю напарнице. Обе плачем. Утираем сопли и опять плачем. Иду звать хозяина и вижу как строгий мужик, который прошел через жизнь длинною в 15 лет бок о бок с другом, который каждую минуту боролся за его жизнь сидит у крыльца и рыдает в голос. Говорю, что Васе не было больно, что он просто уснул и прочие соболезнования и все сквозь слезы и сопли. Хозяин благодарит, что мы были рядом с Васей в этот тяжелый момент. Клял себя за то, что не смог быть с ним до конца и смотреть на его смерть. Забирает Вайса, завернув в плед, и уезжает.

Проходит несколько недель. Приезжает молодая пара с 2-х месячным щенком немецкой овчарки на прививку. Мальчуган сильно напуган. Подхожу его подержать и успокоить, пока коллега будет колоть и тут, щенок хватает меня зубами за рукав и сильно зажмуривается, даже не пискнув на укол. Начинаю плакать.
- Привет, Васька. Я скучала.

«Собака - друг человека». Это утверждение полностью подтверждает само себя. Издавна собака считалась самым верным помощником не только во время охоты на диких зверей, но и охраны жилища.

Собака сопровождает человека повсюду с древнейших времен. За многие тысячелетия люди сложили об этих животных множество легенд и сказок. В одних собака выступает мистическим защитником, благодетелем человеческих существ, в других животному также приписываются волшебные способности, но их истоком является обитель темных сил.

Северные легенды про собак

Жизнь народов Севера тесно связана с собаководством. Псы здесь это не только тягловая сила, но и практически члены семьи, которые нянчатся с детьми и сопровождают хозяина повсюду. Вот одна из легенд о собаке, пришедшая к нам от жителей правого притока Енисея Остяков.

Однажды Бог увидел, как люди горюют, собравшись возле своего товарища, который погиб, упав со скалы. Тогда Творец послал на землю одного из своих сыновей, чтобы он успокоил людей и сообщил им, что умерший на седьмой день оживет вновь. Но сын Бога был очень непослушным. Он сказал людям, чтобы они скорее рыли яму для своего друга и закапывали его. Люди поверили и исполнили волю Бога, переданную его сыном. С этого дня люди на земле стали умирать. Узнав о проделке своего отпрыска, Творец рассердился. За непослушание он превратил его в пса, который должен всегда служить человеку.

Другая легенда, принадлежащая народу инуитам, живущим на Аляске, объясняет происхождение полярного сияния. В ней говорится, что чудесное явление природы появляется, когда на небесах танцуют души умерших собак и людей, напоминая о своем существовании. Поэтому земные псы всегда воют, глядя на полярное сияние. Они узнают в хороводе духов своих сородичей.

Легенды древнего мира

Собаку чтили в Древней Греции. Мифический пес Цербер охранял вход в подземное царство бога мертвых Аида. Огромное животное следило, чтобы никто не мог вернуться обратно из загробного мира. Существовала традиция класть в гроб усопшего сладкие пряники, чтобы задобрить Цербера. Иначе он мог съесть тело умершего.

О собаке писал и Гомер. Когда Одиссей вернулся после многолетних странствий на родину, прикинувшись нищим, никто не узнал его, кроме старого, слепого пса Арго. Верность животного до слез растрогала Одиссея.

С почтением к собакам относились и римляне. Они использовали их во многих ритуалах. Например, приносили в жертву перед битвой, чтобы вдохнуть в солдат дух победы.

Легенды народов Африки

В сказаниях африканских племен собака является посланником Всевышнего. Так миф племени химба повествует о том, что Бог передал людям вместе с собакой огонь. Она принесла во рту пылающую ветвь. С тех времен собаке позволяется спать возле огня и повсюду сопровождать человека.

В сказании племени ньянга говорится, что собака украла огонь у богов и принесла его людям. С тех пор пес и человек стали неразлучными друзьями.

Интересная легенда связана с происхождением пород голых собак. В ней говорится, что пес нашел в лесу младенца, которого потеряла мать и чтобы, обогреть его, стряхнул с себя шерсть. Родители, нашедшие малыша невредимым, в благодарность поселили животное в своем доме.

Собаки герои литературных произведений

Все мы читали в детстве сказку Г.Х. Андерсена «Огниво». В ней собаки выступают в роли всемогущих существ, способных выполнять любые желания. Именно они появлялись, стоило лишь главному герою высечь искру из волшебного огнива. Именно они принесли простому солдату богатство и счастье с прекрасной принцессой.

В повести «Собака Баскервилей» Артур Конан Дойл также использовал легенды древних кельтов, рассказывающие о существовании ужасного собакоподобного чудовища, приходящего за душами мертвых людей.


На протяжении многих столетий происхождение собаки не только связывали с высшими силами, но и обожествляли само животное. Почему это происходило, сказать трудно. Вероятнее всего потому, что собаки были одним из главных предметов внимания человека. Ведь сначала он изучал то, что видел рядом с собой, а уж потом самого себя. И, отталкиваясь от своих, в то время еще скромных познаний, он наделял животных разумом, подобным своему - человеческому.


Это представление мало-помалу менялось благодаря более пристальным наблюдениям за животными, когда люди, хотя и с трудом, но составили представление об их инстинкте. Всегда одинаковый, идущий к цели с неизменной верностью, инстинкт в понимании наших предков мог быть уподоблен только божественной силе, которая находилась в животном. Животные считались как бы рабами богов. И это понятие окончательно утвердилось, когда различные их виды были «распределены» между разными богами.


Храм Юпитера в Риме сторожили собаки. Римляне приносили пса в жертву Марсу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми, или на поле сражения, перед началом битвы, чтобы вселить в солдат дух храбрости и непоколебимости. Римский историк Квинт Курций Руф писал, что перед сражением для возбуждения смелости в воинах перед ними выставляли внутренности принесенного в жертву пса. А может быть, это было связано с ритуалом гадания по внутренностям жертвенных животных?..


Но особой популярностью пользовались в Риме комнатные собачки, которые были так любимы в домах патрициев, что Юлий Цезарь однажды поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав предпочтение собачкам.


Использование собак в военных целях практиковалось во многих странах.
Например, древнеперсидский царь Камбиз при завоевании Египта в 525 году до нашей эры применял в сражениях своры мощных мастифов. В IX веке до нашей эры халдеи при вторжении в Южную Месопотамию обучали своих собак боевому искусству, надевали на них тяжелые металлические ошейники с острыми кривыми ножами.


Когда-то и крепость Гагра имела ночной патруль из двухсот собак, состоящих на казенном довольствии По вечерам их выпускали из крепости, они рыскали вокруг стен и в случае опасности поднимали лай, служивший сигналом для гарнизона.


Почитание собаки греками распространилось и на небесные сферы. Восход самой яркой звезды в созвездии Большого Пса - Сириуса - у афинян знаменовал начало нового года.


Собаки составляли стражу многих греческих храмов. Они пропускали только греков и ожесточались при виде чужестранцев. По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными своему дому. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит и цитадель спасена, а Сотер получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью «Сотер защитник и спаситель Коринфа». В его честь был воздвигнут мраморный памятник.


Римляне также почитали своих собак. Их изображения выбивали на монетах, изображали на фресках, выкладывали в мозаичных панно, воспевали в стихах.


Собака вообще пользовалась особой любовью у египтян. Геродот рассказывал, что когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. (Эти кладбища существовали чуть ли не в каждом городе.) Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека...


Греки почерпнули у египтян в числе прочего понятие о подземном царстве и жизни после смерти. Так, Пифагор, вернувшись на родину из Египта, рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное наиболее достойно получить отлетающую душу и навсегда сохранить ее добродетели. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер, на шее которого шевелились змеи, сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться в общество живых.
Там же, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикса водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту богини Гекаты (древние приписывали ей то собачий лай, то собачью голову, то наружность собаки), которая блуждала безлунными ночами по дорогам и возле могил. Геката насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны. Она считалась помощницей в колдовстве. И чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собак.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Орфей, пытаясь вернуть Эвридику из царства мертвых, заворожил страшного сторожа Цербера своим пением. В другом - пророчица Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею и помогла ему спуститься в подземное царство Аида, бросив Церберу лепешку со снотворной травой. Вероятно, ничто мирское грозному стражу не было чуждо, и обыкновенная подачка сокрушала все его жесткие принципы.
Если же учесть, что двухголовый пес по кличке Орфо пас коров чудовищного великана Гериона, то можно с уверенностью сказать: «деятельность» собак в мифах Древней Греции была самая разнообразная.
В повседневной жизни греков собака занимала довольно почетное место. Вместе с человеком она принимала участие в охоте, которая была очень популярна. Держали собак в домах и как развлечение, и как охрану. Любовь Сократа к своей собаке была так велика, что он имел привычку клясться ее именем. Обратил внимание на собаку и Диоген - древнегреческий философ, киник. Символом свободы Диоген считал бездомную бродячую собаку.


В существование бога в образе собаки некогда верили и различные племена Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем богоугоднее дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал его явное недовольство.


По сей день папуасы Новой Гвинеи твердо убеждены, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы царства мертвых.


Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво.


Доброе отношение человека к своему четвероногому товарищу имеет очень глубокие корни на Востоке. «Умом собаки держится мир», - так говорится в «Авесте» - древнейшем религиозном и культурном памятнике Востока, представляющем собой собрание песен, легенд и священных книг. В «Авесте» много и подробно говорится о собаках и даже даются наставления, как нужно обращаться с ними: как их кормить и содержать; устанавливаются довольно суровые наказания за плохое отношение к этому животному. Там же говорится, что тому, кто бьет собаку, предстоит тяжелая жизнь, полная всяческих неприятностей: «Собака сторож и друг, данный тебе… она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу».


Предписывая заботиться о собаках, «Авеста» дает, в частности, такие наставления: голодную собаку надо покормить; когда щенку исполнится шесть месяцев, его должна кормить семилетняя девочка. Забота о собаке вменяется в такую же обязанность, как охрана огня. Упоминается в «Авесте» о назначении собак: они поделены на сторожевых, охраняющих дом, и бродячих. О последних пишут, что они подобны странствующим святым. Различают собак и по характерам. Среди них называют жрецов, воинов, земледельцев, странствующих певцов, воров, диких зверей, куртизанок и детей.
Остальные животные не имеют таких привилегий, как собака. Например, буйвол и вол пользуются большим почетом в качестве помощников при обработке земли, производящей хлеб, баран - в качестве жертвенного животного, кошка - в качестве животного, полезного в домашнем хозяйстве, но несмотря на это все они нечисты. Так, если кошка потрется о платье мусульманина, он должен непременно сменить его или вычистить прежде, чем идти в мечеть, причем уже необходимо полное омовение.


Культ собаки был свойствен Древней Месопотамии, куда этих животных в незапамятные времена завезли с Тибетского плоскогорья. В клинописных документах, датируемых приблизительно четвертым тысячелетием до нашей эры, упоминается пес с четырьмя желтыми глазами. Ему была поручена охрана моста, через который надлежало проследовать в потусторонний мир душе покойника.
В некоторых странах собаке «поручались» не только души людей, но и тела усопших. Там считали, что именно желудок животного - лучшее вместилище души покойного. По поверьям древних египтян собака - важнейший элемент в заупокойном культе усопших. Она - страж преисподней и спутник загробного существования душ.
В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала (иногда просто в виде шакала или собаки). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.
Изображения Анубиса сохранились на стенах погребальных камер и гробниц. Статуя этого бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа, являющихся одним из известных мест древнейших погребений в Александрии. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал.
Центром культа Анубиса считался Кинополь - «город собаки». И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.
Дополнительно можно отметить и тот факт, что обязанности палача в Древнем Египте исполнял жрец в маске Анубиса.


Прекрасным подтверждением привязанности собаки к роду людскому служит новоассирийская притча, которую можно назвать "притча об истинной дружбе".
Жил человек, у него была собака. Собака сторожила дом и сад, но пришло время, собака состарилась, и тогда сказал себе человек: "Зачем мне держать собаку, если она такая старая? Пойду и утоплю ее". Он отвязал лодку, посадил в нее собаку, которой привязал на шею камень, и поплыл на середину реки. Когда лодка выплыла на быстрину, человек встал, поднял собаку и бросил ее в воду. Но от резкого толчка лодка покачнулась, человек не удержался, упал в реку и стал тонуть. Петля с камнем соскользнула с мокрой шеи собаки, и она оказалась на свободе. Изо всех сил кинулась собака спасать человека и дотащила его до берега. Человек остался жив и вместе с собакой вернулся домой. Он стал заботлив и ухаживал за ней, пока она была жива.