Обозначение согласных на письме. Как обозначается на письме мягкость согласных звуков

Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:
1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук - [л"у]к люк , [но]с нос - [н"о]с нёс , пас[т э´]ль пастель - пос[т" э´]ль постель ;
Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна , кафе , сарделька , стресс , пюре , протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].
2) на конце слова: ко[н] кон - ко[н"] конь , жа[р] жар - жа[р"] жарь ;
3) у звуков [л], [л"] независимо от их положения: во[л]нá волна - во[л"]нá вольна;
4) у согласных [c], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [р], [р"] (у переднеязычных)
- в позиции перед [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка - гó[р"]ко горько , бá[н]ка банка - бá[н"]ка банька ;
- в позиции перед [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] (перед губными): и[з]бá изба - ре[з"]бá резьба.

В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.

Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н"] с твердым [с], ср.: кó[н"] конь - кó[нс]кий конский , Испа[н"]ия Испания - испа[нс]кий (т.е. [н"] // [н] перед твердым). Пара ию[н"] июнь - ию´[н"с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.

Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [ш:"], ср: барабá[н] барабан - барабá[н"ч"]ик барабанчик , гó[н]ок гóнок - гó[н" ш:"]ик гонщик (т.е. [н] // [н"] перед мягким).

В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м"к"]и лямки, [в"б"]ить вбить ; [д"в"]ерь дверь ; [с"j]ем съем ; [с"т"]енá стена . В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк"]и лямки (аналогично тря´[пк"]и тряпки , лá[фк"] и лавки ) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.

Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н"] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.

В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой:
буквами и, ё, ю, я: л ик , л ёд , л юк , л язг ;

В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв...те ... нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит - тесто или тест .
1) на конце слова буквой мягкий знак: ко нь, жа рь, пы ль;
2) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма , ве сьма , ба нька .

Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами:
буквами ы, о, у, а, э: лыко , лодка , лук , ласка , кара тэ;
в конце слова отсутствием мягкого знака: ко н_, жа р_, пы_ л;
в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака:
т_ мин , с_ мотрит , ба н_ ка .

Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы , ё/о , ю/у , я/а после букв ш , ж , ч , щ , ц , соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь , цифра , цыпленок , ожёг , о жог , шутка , бро шюра , чашка . То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: ро жь, заму ж _, ти шь, малы ш_, ве щь, товари щ_ , мочь, кирпич_ .

Задачи урока:

1. Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.
2. Учить сравнивать согласные по твёрдости-мягкости на уровне звука, слога, слова.
3. Формировать умение выбирать гласную букву для обозначения мягкости согласного на письме.
4. Развитие навыков звукового анализа.
5. Развитие навыка работы с деформированным предложением.

Оборудование:

Для учителя: компьютерная презентация, изображения сказочных героев, цветные шарики со слогами, карточки со словами для предложений.

Для учащихся: рабочие тетради, карточки с заданием.

I.Организационный момент.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Начинаем урок обучения грамоте.

II. Введение в тему.

Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.

Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка) (2 слайд)

Незнайка на уроке писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.

Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки..Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает? (3 слайд)

Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке?

Мы должны заработать 5 баллов для Незнайки, выполнив 5 сложных заданий.

III. Сообщение темы урока.

Итак, тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами».

Повторим и закрепим то, чему научились на последних уроках обучения грамоте. (4 слайд)

IV Чистописание.

л лл л
ло ле ла лы лю ли

Повторим написание строчной буквы л, соединение буквы л с другими буквами.

На какие две группы можно разделить слоги? (слоги с твёрдыми согласными и мягкими согласными).

Отметьте синим цветом твёрдые согласные в слогах, зелёным цветом- мягкие согласные.

V. Работа по теме урока.

1) — Посмотрите внимательно на таблицу букв. Назовите те буквы, которые используются для смягчения согласных. Будьте внимательны. (5 слайд)

Для смягчения согласных используем гласные второго ряда: Я, Е, Ю, И, Ё

2) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в прямых слогах. (На доске изображения сказочных героев и шарики со слогами)

Первое задание для вас и Незнайки.

Помогите друзьям Незнайки – Чиполлино и Буратино- собрать разлетевшиеся шарики. Буратино должен собрать шарики со слогами, в которых твёрдые согласные звуки, а Чиполлино – с мягкими согласными звуками. (Дети выполняют задание у доски)

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Получаете первый балл. (6 слайд)

3) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в небольших словах.

Модели слов (7 слайд)

Составьте слова, используя гласную сначала первого ряда, затем второго ряда. Наблюдаем за значением слова.


- Вывод: От выбора гласной зависит значение слова.

Следующее задание.
- Приготовьте сигнальные карточки синего и зелёного цветов. Сигнальной карточкой покажите твёрдость или мягкость первого согласного в слове. Подумайте, какую гласную будем писать после него.

Мыл, мил, сын, семь, торт, тёрка, мишка, мышка.

Молодцы! Получаем ещё один балл за работу. (8 слайд)

4) Самостоятельная работа по вариантам (в тетради)

1 вариант записывает слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука,

2 вариант- слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (9 слайд)

Мыл, мил, лук, люк, лист, лыжи, пенал, парта.

Проверка.

Молодцы! Заработали вместе с Незнайкой ещё один балл. (10 слайд)

VI. Физминутка.(11 слайд)

VII. Закрепление на материале предложений.

1) Работа со словами-паронимами.

Вставьте подходящее по смыслу слово. (12 слайд)

РАДЫ — РЯДЫ

Дети сажали овощи. Они старались делать ровные _______. Осенью убирали урожай. Все были _________.

НОС — НЁС

Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой _______.

МИШКА — МЫШКА

Кот ___________ ловил __________.

Работа выполняется детьми на карточках самостоятельно с последующей проверкой на слайде.

Молодцы! Заработали четвёртый балл. (13 слайд)

2) Зрительно-слуховой диктант.

Работа с деформированными предложениями. (карточки со словами на доске) (14 слайд)

зиме рады дети
Нины Пети и санки у
горки малыши с катались

Соберите рассыпавшиеся предложения. (Дети работают у доски)

Дети рады зиме.
У Пети и Нины санки.
Малыши катались с горки.

Запись под диктовку с предварительной подготовкой.

Самопроверка. (16 слайд)

Анализ работы.

Кто написал предложения без ошибок?

У кого 1-2 ошибки?

За эту работу вы и Незнайка заработали ещё один — пятый балл. (17 слайд)

VIII. Итог урока.

Итак, наш урок подошёл к концу. Мы помогли Незнайке разобраться в очень сложном материале. Вспомним, о чём говорили на уроке?

Какие гласные буквы смягчают согласный звук?

IX. Домашнее задание.

Текст с ошибками, который написал Незнайка в начале урока. Списать, исправив ошибки.

Душейко Оксана Юрьевна,
учитель — логопед МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР»
г. Березники Пермский край

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Согласные звуки в русском языке имеют несколько признаков, влияющих на их произношение. К одной из таких характеристик относится твердость/мягкость.

Своеобразие мягких согласных

Мягкие согласные, в отличии от твердых, произносятся более сглаженно. При их артикуляции язык чуть приподнимается (начинает напоминать дугу или своеобразный "мостик"), а кончик его упирается в основание нижних зубов.

Для большинства консонантных (т.е. согласных) звуков русской речи мягкость является парным признаком. Каждому твердому согласному соответствует похожий на него мягкий. Например:

  • [б]/[б"];
  • [м]/[м"];
  • [з]/[з"];
  • [д]/[д"];
  • [ф]/[ф"].

Среди всех согласных пар по описываемому признаку не имеют лишь шесть звуков. Одни из них являются всегда мягкими (это [й], [ш"], [ч"]). Другие же всегда бывают твердыми (к этому типу относятся [ц], [ш], [ж]).

Главной особенностью мягких согласных является то, что они влияют на правописание слов. Именно с этим типом звуков связаны такие известные орфограммы, как написание сочетаний жи/ши с буквой И или сочетаний ча/ща с буквой А.

Обозначение мягкости согласных в письменной речи

Когда мы говорим, отличить мягкие согласные от твердых достаточно легко, благодаря особенностям их артикуляции. На письме же разобрать, где мягкий звук, а где твердый, иногда очень тяжело. Для этого в русском языке были введены несколько правил по особому обозначению мягких звуков на письме.

Первый и наиболее очевидный способ их выделения - постановка рядом мягкого знака. Если он следует сразу за согласным, значит, он является мягким. С этим связано ещё одно орфографическое правило русского языка - написание без мягкого знака сочетаний -чк-, -щн-, -чн-, -рщ- и т.д. (ведь звуки [ч"] и [ш"] всегда являются мягкими и дополнительно обозначать этот их признак не требуется).

Также мягкость на письме обозначается с использованием нескольких гласных букв. К ним относятся:

  • И, и.
  • Е, е.
  • Ё, ё.
  • Ю, ю.
  • Я, я.

Если согласный расположен перед одной из перечисленных букв, он точно будет мягким (например, кит - [к"ит], песня - [п"эс"н"а], люди - [л"уд"и], клён - [кл"он].