Обзор системной камеры Fuji Х-Т10 или беззеркалка в руках любителя. Обзор от читателя Радоживы. Первые впечатления о камере FUJIFILM X-H1


Leica M9 С несменными фиксами

X100T

COOLPIX A
Leica X2
С несменными зумами










Точно так же, традиционно можно сказать, что камера FUJIFILM X100F является следующим шагом развития очень удачной идеи, заложенной в своё время в камере X100, давшей старт всей линейки X-серии компании FUJIFILM. Визуально камеры весьма похожи, особенно, если смотреть на них со стороны объектива:

Камеры FUJIFILM X100 и X100F рядом

Если взглянуть на заднюю часть, то отличий обнаружится значительно больше:


Камеры FUJIFILM X100 и X100F сзади

У X100F наконец-то всё управление заточено под одну руку (сколько я про это твердил!),а для перемещения зоны фокусировки добавили джойстик, как на старших камерах X-T2 и X-Pro2:


Органы управления X100F заточены под съёмку одной рукой

На верхней панели тоже нововведения. Например, там теперь располагается сложносоставное колесо управления выдержками и ISO, как у X-Pro2:


Органы управления X100F , расположенные на верхней части камеры

X100F выпускается в двух вариантах исполнения - чёрном и серебристом:


Два варианта исполнения корпуса FUJIFILM X100F

Как я уже неоднократно говорил ранее, лично мне тут больше нравится серебристый корпус. Чёрный, на мой взгляд, мрачноват и цвет не очень-то вяжется с ретро-дизайном. Хотя, это, наверное, только мои какие-то загоны - ведь по-настоящему ретро-камеры были именно чёрными. Кстати, именно в серебристом корпусе X100F часто принимают за плёночную камеру. Зато с чёрной камерой в руках людям проще быть незаметными, фотоаппарат не привлекает внимания, что может понравится профи. Впрочем, это дело вкуса. Традиционно, качество сборки и материалов хочется похвалить. Держать камеру в руках приятно!

Если же взглянуть на спецификацию камеры, то может сложиться такое ощущение, что X100F - это нынешний флагман X-Pro2, только в более компактном корпусе и с несменным фикс-объективом. Который, кстати, без каких-либо заметных доработок так и стоит уже более 6 лет на самых разных "сотках". Напомню, что первое поколение, которое называлось просто X100, без букв, было анонсировано аж в сентябре 2010 года, а старт продаж был в марте 2011 года.


FUJIFILM X100F и X-Pro2

Действительно, по начинке X100F во многом повторяет X-Pro2: тут точно такая же 24Мп матрица X-Trans CMOS III с фазовыми датчиками фокусировки, тот же процессор X-Processor Pro, схожий гибридный видоискатель... То есть, X100F - это та же старая добрая "сотка", но только с заметными изменениями в органах управления и с начинкой от топовых системных камер FUJIFILM.

Для наглядности я собрал отличия между всеми камерами X100 разных серий в одну таблицу, по которой, думаю, хорошо будет видна эволюция этой модели за последние почти 7 лет:

X100F X100T X100S X100
Объектив 23 мм F2 (экв. 35 мм) 23 мм F2 (экв. 35 мм) 23 мм F2 (экв. 35 мм) 23 мм F2 (экв. 35 мм)
Сенсор 24 Мп, X-Trans CMOS III 16 Мп, X-Trans CMOS II 16 Мп, X-Trans CMOS 16 Мп, байеровский
Wi-Fi есть есть нет нет
Автофокус контрастный + фазовый контрастный + фазовый контрастный + фазовый только контрастный
Контрастные/фазовые точки АФ 325/169 91/49 91/49 49/0
Джойстик АФ есть нет нет нет
Видоискатель гибридный гибридный гибридный гибридный
ЭВИ 2.36 миллионов точек 2.36 миллионов точек 2.36 миллионов точек 1.44 миллиона точек
Превью в ОВИ есть есть нет нет
Программируемые кнопки 7 (включая 3 на 4-кнопочном навипэде) 7 (включая 4 на 4-кнопочном навипэде) 2 2
Диски прямого управления выдержка
диафрагма
ISO
экспокоррекция
передний (нажимаемый)
задний (нажимаемый)
выдержка
диафрагма
экспокоррекция
задний (нажимаемый)
выдержка
диафрагма
экспокоррекция
jog (нажимаемый)
выдержка
диафрагма
экспокоррекция
jog (нажимаемый)
Экспокоррекция ±3 (±5 в позиции "C") ±3 ±2 ±2
Шаг кольца диафрагмы 1/3 Ev 1/3 Ev 1 Ev 1 Ev
Дисплей 3" (3:2)
1.04 миллионов точек
3" (3:2)
1.04 миллионов точек
2.8" (4:3)
0.46 миллионов точек
2.8" (4:3)
0.46 миллионов точек
Макс. ISO (JPEG/RAW) 51200
51200
51200
6400
25600
6400
12800
3200
Мин. выдержка (механический/электронный затвор) 1/4000
1/32000
1/4000
1/32000
1/4000
нет
1/4000
нет
Серийная съёмка 8 кадров в секнду
60 JPEG
6 кадров в секнду
25 JPEG
6 кадров в секнду
31 JPEG
5 кадров в секнду
10 JPEG
Плёночные пресеты 8, включая Classic Chrome и Acros 7, включая Classic Chrome 6 6
Видео 1080/60p 1080/60p 1080/30p 720/30p
Микрофонный вход есть (2.5 мм) есть (2.5 мм) есть (через USB) нет
Зарядка от USB есть есть нет нет
Батарея NP-W126S NP-95 NP-95 NP-95

Как видно из этой таблицы, отличий от предыдущей итерации, которая носила название X100T, не так уж и много, но они, скажем так, кардинальные: новые матрица, система АФ, процессор, управление и даже батарея теперь используется такая же, как у других камер FUJIFILM - это многого стоит! Ну, а дальше в посте я описал те плюсы и минусы, которые мне удалось найти в X100F за то время, что камера была у меня.

Остальные важные для фотографов характеристики X100F выглядят так:

Объектив: фокусное расстояние: 23 мм (35 мм в 35-мм эквиваленте) | светосила: f/2
Сенсор: X-Trans CMOS III | APS-C | реальный размер: 23.6×15.6 мм | кроп-фактор: 1.5
Разрешение: 24 Мп | максимальный размер кадра: 6000×4000 пикселей
Чувствительность: ISO 200-12800, расширяется от ISO 100 до ISO 51200
Затвор: механический: от 30" до 1/4000 с | электронный: до 1/32000 с
Дисплей: неподвижный | TFT | размер: 3" | 3:2 | разрешение: 1.040.000 точек
Видоискатель: встроенный, гибридный | OLED, разрешение: 2.360.000 точек
Автофокус: гибридный: по контрасту + датчики фазовой фокусировки на сенсоре | до 325 точек фокусировки
Серийная съёмка: до 8 кадров в секунду
Вспышка: встроенная | ведущее число: около 4.6 (на ISO 100)
Видео: 1920×1080, 60/50 кадров в секунду, 36 Мбит/с, до 30 минут | стереозвук
Wi-Fi: IEEE 802.11b/g/n
USB: USB 2.0, 480 Мбит/с
Вес: 469 грамм с батареей

А снимает эта камера так:


01 | f/4.5 | 1/100 | ISO 800 | RAW + Lr


02 | f/2 | 1/32000 | ISO 800 | RAW + Lr


03 | f/8 | 1/300 | ISO 800 | RAW + Lr


04 | f/4 | 1/4400 | ISO 800 | RAW + Lr


05 | f/4 | 1/1900 | ISO 800 | RAW + Lr


06 | f/2 | 1/105 | ISO 800 | RAW + Lr | Зарядье


07 | f/2 | 1/100 | ISO 5000 | RAW + Lr | Зарядье


08 | f/2 | 1/100 | ISO 2500 | RAW + Lr | Зарядье


09 | f/2 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr


10 | f/2 | 1/1400 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

плюсы

    1. Все плюсы "сотой" серии


    11 | f/4 | 1/170 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Я уже про них писал много раза, не вижу смысла повторяться. Если кратко, то тут:

    • симпатичный рисунок объектива
    • уникальный гибридный видоискатель
    • высочайшее качество изображения (особенно JPEG) с красивыми цветами FUJIFILM
    • прекрасное качество изображения на высоких ISO
    • отличное качество сборки
    И всё остальное, про что уже написано много-много раз за последние шесть с лишним лет, что продаются самые разные поколения "сотой" серии. В принципе, тут ничего не изменилось.

    Кстати, я честно пытался добиться артефактов, на которые жалуются пользователи других камер FUJIFILM с подобной начинкой - фиолетовых засветок в контровом свете и "решётки" в ярких сценах:


    12 | f/4 | 1/1250 | ISO 800 | RAW + Lr


    13

    Тщетно, ничего такого у меня и не получилось с этой камерой. Контровой и боковой свет держит очень прилично. Возможно, тут играет свою роль объектив, демпфируя появление этих артефактов. Может, что-то иное. В любом случае - будем наблюдать, как говорится.

    2. Улучшенная эргономика
    Очень понравилось, что при сохранение общего визуального сходства с предыдущими моделями "сотой" серии, у X100F довольно заметно переработали управление. Теперь оно полностью заточено под одну руку, что для тревел-камеры очень важно:


    Задняя панель X100F

    Удивительно, конечно, что для понимания этого FUJIFILM понадобилось почти 7 лет и смены четырёх поколений камеры... Зато сейчас - красота! Управление зоной фокусировки теперь возложено на очень удобный джойстик, который расположен ровно там, где его ожидаешь найти. Как будто так и было всегда!

    В X100F добавилось переднее нажимаемое колёсико:


    Переднее нажимаемое колёсико у X100F

    И теперь на эти, незаметные на первый взгляд, но весьма удобные переднее и заднее колёсики вывели ряд функций, которые помогают осуществлять тонкие настройки камеры:

    Настройки камеры Функции колёсика
    Заднее колёсико колесо выдержки в положении А не задействовано
    выбрана какая-то конкретная выдержка изменяет выдержку в пределах ±2/3 ступени
    колесо выдержки в положении Т изменяет выдержку в во всё диапазоне, доступном камере
    Переднее колёсико барабанчики ISO и экспокоррекции стоят на каких-то конкретных значениях не задействовано
    барабанчик экспокоррекции стоит в положении С изменяет поправку экспозиции в диапазоне ±5 ступеней
    барабанчик ISO стоит в положении A изменяет ISO (в том числе, даёт доступ к настройкам AutoISO)

    Комбинированный барабанчик "ISO/выдержка" перешёл сюда с X-Pro2:


    Комбинированный барабанчик "ISO/выдержка" у X100F

    У меня к нему нет претензий. Хотя, видимо, это просто потому что я чаще всего снимаю в режиме приоритета диафрагмы и с единожды настроенным AutoISO, и практически не перехожу на другие режимы. То есть, я пока не могу сказать - хорош этот инструмент настройки или нет. Не совсем понятно, как он поведёт себя при длительной эксплуатации в суровых условиях, например в лютый мороз или в пыльных местах. Пока можно заметить только то, что он заметно экономит место на верхней части камеры, что само по себе довольно большой плюс.

    3. Возможности кастомизации
    Очень круто, что последние камеры FUJIFILM (да и вообще всех остальных производителей, если уж быть честным) имеют всё больше возможностей для настроек "под себя". Если говорить про X100F , то тут есть уже хорошо знакомое меню Q, которое можно полностью настроить под себя:


    Настраиваемое меню, вызываемое по нажатию клавиши Q

    И есть возможность гибко программировать кнопки управления. Сейчас у камеры 7 кастомизируемых органов управления, включая кнопки Fn1, Fn2/AEL/AFL, нажимаемые колёсики и клавиши "направо", "налево" и "вниз" на 4-позицинном навипэде (за клавишей "вверх" закреплено изменение режимов съёмки - покадровый, серийная съёмка, брекетинг и так далее).

    Не забыто и кольцо фокуса на объективе, оно теперь тоже позволяет совершать разные действия с настройками камеры:

    • задействовать цифровой зум с 35 мм до 50 мм или 70 мм
    • переключаться между разными настройками баланса белого
    • выбирать разные режимы симуляции плёночных профилей
    • выбирать фильтры в режиме Adv. Filter

    Однако, должен заметить, что с этим кольцом есть и небольшая проблема. Действительно небольшая, я с ней столкнулся всего один раз за всё время пользования камерой. Кольцо довольно легко случайно провернуть. И тогда можно не заметить, например, как начнёшь снимать в JPEG с кропом, имитирующим фокусное расстояние 50 мм или с каким-то произвольным плёночным профилем. К сожалению, кольцу почему-то нельзя назначить "ничего не делать". Поэтому остаётся только внимательно следить за всеми параметрами съёмки и надеяться, что при следующем обновлении эту небольшую проблему пофиксят. Благо, FUJIFILM довольно чутко реагирует на подобные просьбы фотографов и весьма оперативно исправляет ошибки. Или можно снимать в RAW, это гарантированно избавит вас от этой возможной проблемы. Впрочем, повторюсь - это не такая частая ситуация, чтобы испортить радость от съёмки.

    4. Системность
    О, это довольно интересный момент! Вообще-то, камеры X100* - это формально не системные фотоаппараты. У них несменная оптика и их относят к "компактным камерам с большим сенсором". Казалось бы, тут и сказочке конец... Ан, нет! FUJIFILM выпускает два забавных конвертера для этих камер:


    WCL-X100 и TCL-X100

    • WCL-X100 - широкоугольный конвертер (экв. 28 мм в 35-мм формате)
    • TCL-X100 - телеконвертер (экв. 50 мм в 35-мм формате)
    Они оба в металлических корпусах, выполнены очень круто и довольно увесистые. Встают на камеру так, что даже при детальном рассмотрении сложно понять, что это дополнительное оборудование. Как будто так и было! Внешний вид системы при этом заметно меняется:



    Конвертеры WCL-X100 и TCL-X100 на X100F

    Круто то, что установка конвертеров не меняет основные характеристики объективов! То есть, максимальная светосила так и остаётся F2, что гарантирует малую ГРИП на крупных портретных кадрах например:


    14 | f/2 | 1/100 | ISO 1250 | RAW + Lr + ACROS | с телеконвертером

    Да и на ростовых кадрах тоже получается неплохо, картинка мягкая:


    15 | f/2 | 1/5400 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Крупноплановая съёмка хорошо раскрывает боке:


    16 | f/2 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Сейчас уже выпускается второе поколение насадок, с контактами. Через них камера сама определяет, какой конвертер сейчас прикручен (они надеваются при помощи довольно неудобного резьбового соединения) и использует эту информацию для коррекции искажений (только для JPEG). Если снимать в RAW, то появляются заметное виньетирование и бочкообразные дисторсии. Но! Парадоксально, это не делает снимки хуже! Мало того, на мой взгляд, они становятся от этого даже лучше, живее. С конвертерами выходит тот самый "тёплый ламповый" кадр, как по мне... В общем - кайф.

    Получается, забавная вещь: X100* - это единственные в своём роде камеры, оснащённые несменным объективом с двумя дополнительными сменными объективами! =:)

минусы

    1. Отсутствие поворотного экрана


    Неподвижный экран X100F

    Я хорошо помню, что ответили дизайнеры FUJIFILM, когда их спросили про отсутствие поворотного экрана на X-Pro2: мол, это не соответствует концепции монолитного фотоаппарата, что поворотный экран неизбежно снизит ощущения "премиальности" и цельности продукта, а с этой камерой им бы не хотелось такого. Полагаю, что с X100F всё примерно то же самое - не хочется уходить от цельного образа, тем более в этой нише, где ретро-дизайн особенно актуален.

    Но, всё же, господа дизайнеры, что было хорошо почти 7 лет назад, сейчас уже совсем таковым не воспринимается! Люди попробовали разные камеры, поснимали на фотоаппараты с поворотными экранами (в том числе и производства FUJIFILM, кстати) и поняли насколько это удобно, особенно в жанре стрит- и тревел-фото, когда часто приходится снимать не только глядя в окошечко видоискателя, но и с нетипичных ракурсов: от живота, с уровня земли, с вытянутых рук... И вот тут-то "прибитый" намертво экран X100F начинает уже раздражать.

    С поворотным экраном подобные кадры делаются легко и непринуждённо:


    17 | f/2 | 1/100 | ISO 1000 | RAW + Lr | с телеконвертером


    18 | f/2 | 1/100 | ISO 3200 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Но с X100F такое приходится либо снимать наугад, гадая попадёт АФ туда, куда нужно, или нет, либо совершать приседания прямо перед изумлённой публикой, что, увы, приводит к тому, что сюжет пропадает. Ладно уж, я молчу что экран у X100F не сенсорный (что само по себе сейчас уже выглядит неким анахронизмом), но не поворотный-то почему?.. Ответ про дизайн не предлагать, это всё отговорки. Считаю, что это самый большой и жирный минус X100F .

    2. Проблемы автофокуса
    Во-первых, удивительно, но у X100F он нетороплив по сравнению с X-T2. Совершенно не ожидаешь увидеть это в камере с такой же начинкой, как и у топового X-T2, уверенно соревнующегося по скорости АФ с хорошими зекралками! Как же так-то?.. Точно такой же сенсор, такой же процессор, всё должно быть как из пушки, как это происходит на X-T2, X-T20 или X-Pro2! Ан, нет, АФ у X100F нетороплив по сравнению с соплатформенными камерами. Определение лиц откровенно подтормаживает^ как мне показалось. Очень странно это всё... Конечно, можно списать на кривые руки, но с другими фотоаппаратами такого же не происходит!

    Во-вторых, что более неприятно, АФ X100F довольно часто промахивается на ровном месте. Полагаю, что это то, о чём говорили другие пользователи камер FUJIFILM с аналогичной начинкой (X-T20, X-T2, X-Pro2). Фотоаппарат может сделать несколько снимков с отличной работой АФ и потом без видимой причины (без изменения условий съёмки, без смены ракурсов, без изменения освещённости сцены) на ровном месте, внезапно, 1-2 кадра будут не в фокусе:


    19 | f/2 | 1/120 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером | резкий кадр


    20 | f/2 | 1/100 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером | нерезкий кадр

    Ключевые моменты здесь - "без видимой причины" и "внезапно". Причём, такое может быть на любой крупности и на любой диафрагме, то есть это не выпадение из ГРИП, как можно было бы подумать:


    21 | f/8 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr | резкий кадр


    22 | f/8 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr | нерезкий кадр

    Что с этим делать - не совсем понятно... Одно, пожалуй, тут радует - встречается такое нечасто (на 1000 кадров 3-4 раза, примерно) и меня спасает привычка снимать сразу несколько дублей одного сюжета. Думаю, что это какой-то программный баг и надеюсь, что его всё же устранят.

    Если это так, то просто выключение просмотра (Image Preview -> OFF) способно исправить ситуацию с промахами. Надо будет попробовать.

дополнительно

    1. Мелкие раздражающие факторы

    Тут я решил собрать несколько небольших, не бросающихся прямо сразу в глаза, факторов, каждый из которых, по-отдельности, не очень заметен, но которые в совокупности вызывают сильное раздражение. Но при этом и минусами их нельзя назвать, поэтому они попадают в этот раздел. Надо понимать, что почти 7 лет назад, когда стартовала "сотая" серия, большинство этих моментов совсем не были критичными, хотя и тогда на некоторые из них обращали внимание самые разные пользователи.

    Подчеркну, всё вышесказанное - моё личное мнение. Уверен, многим покажется, что это вообще высосано из пальца. Ну и пусть! Я знаю, что в FUJIFILM внимательно читают все обзоры фототехники и, надеюсь, что для них будет повод задуматься. Ну, или не будет. Судя по тому, что это уже 4 итерация камеры и почти про всё это говорилось ещё много-много лет назад.

    2. Зарядка от USB
    X100F можно заряжать от обычного USB (у камеры порт micro USB). В плюсы не попало, потому что это сейчас уже обычное решение для камер подобного класса. Но обратить внимание на это важно, ибо такая зарядка очень удобна в путешествиях - заряжайте от ноута, телевизора в отеле или прикуривателя в машине через обычный USB-адаптер.

    3. Чехол


    Опциональный кожанный чехол

    К X100F можно купить родной чехол. Довольно симпатичный, с хорошим доступом к батарейному отсеку. С ним камера начинает смотреться намного более стильно. Правда, тут тоже не обошлось без ложечки дёгтя. Немного портит впечатление от чехла грубоватая кожа (особенно заметно это у ремешка) и крепление верхней части на кнопках, которое вполне годится для неспешных прогулок, но в какой-либо мало-мальской спешке или давке (что не такой уж редкий сценарий применения для тревел-камеры) норовит незаметно отстегнуться и потеряться. Ах, да! Верхняя часть чехла не закрывается, если камера с блендой или с телеконвертером. Впрочем, спокойно можно обходиться только нижней частью, что я и делал:


    Нижняя часть опционального кожанного чехла

Некоторые выводы

Тут можно скачать архивы с RAW- и JPEG-файлами X100F для самостоятельного изучения.

Здравствуйте, друзья!

Ко мне приехали вот такие симпатичные чёрные коробочки.

Я их вскрыл и обнаружил в них фотокамеру 0 и объектив Fujifilm XF 50mm f/2 R WR . Я подумал: «А почему бы не протестировать?» и потому ниже вы сможете ознакомиться с обзором этой связки камера + объектив и моими выводами относительно удобства, функционала и областей применения этой камеры.

Фотокамеры FUJIFILM

Чтобы понять что за камера у тебя в руках полезно бывает знать историю фирмы, которая её создала. От начала её возникновения и до сегодняшнего дня. Не волнуйтесь, я не буду сейчас рассказывать подробно всю историю фирмы FUJIFILM , а лишь отмечу её весомый вклад в малоформатную фототехнику и особенно в среднеформатную. Это компания, которая делает объективы для Hasselblad уже много десятилетий и по меньшей мере помогает делать сами камеры (а мне лично кажется это полностью продукт FUJIFILM ).

FUJIFILM X-T20

Я специально сфотографировал FUJIFILM X-T20 на фоне своей руки, чтобы вы могли визуально оценить какая это малышка.

Кстати, предлагаю ребус — как это сфотографировано (камера на фоне руки)? :) ваши предположения пишите в комментариях.

Технические характеристики

Fujifilm X-T20 Sony a6300 Fujifilm X-T2
Цена за камеру без объектива (body) 57990 руб. 73990 руб. 109990 руб.
Сенсор 24MP APS-C (6000 x 4000) 24MP APS-C (6000 x 4000) 24MP APS-C (6000 x 4000)
Цветные фильтры X-Trans CMOS III Bayer, Exmor CMOS X-Trans CMOS III
Байонет Fujifilm X Sony E Fujifilm X
Чувствительность 100-51200 100-51200 100-51200
Стабилизация изображения Только в объективе Только в объективе Только в объективе
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый на сенсоре) Гибридный (контрастный + фазовый на сенсоре)
Количество точек АФ 325 точек (169 фазовых) 425 точек фазового автофокуса (169 контрастных) 325 точек (169 фазовых)
Джойстик АФ нет нет есть
ЖК экран 3", 1 040 000 пикс, наклон, тач-скрин 3", 921 600 пикс, наклон, не сенсорный 3″, 1,040,000 пикс, наклон в двух плоскостях, не сенсорный
Видоискатель EVF (0.62x), 2 360 000 пикс EVF (0.7x), 2 359 296 пикс EVF (0.77x), 2 360 000 пикс
Затвор 30-1/4000 сек механический, 1/32000 с электронным затвором 30-1/4000 сек механический 30-1/8000 сек механический, 1/32000 с электронным затвором
Встроенная вспышка Да Да Нет
Выдержка синхронизации со вспышкой 1/180 сек 1/160 сек 1/250 сек
Скорость серийной съемки 8 к/сек 11 к/сек До 14 к/с с электронным затвором и до 11 к/с с механическим затвором при наличии бат.ручки
UHD 4K @ 30p UHD 4K @ 30p UHD 4K @ 30p
Беспроводная связь Wi-Fi Wi-Fi w/NFC Wi-Fi
Влагозащита нет Да Да
Карта памяти один слот, SD, UHS-I один слот, SD, UHS-I два слота SD/SDHC/SDXC (UHS II)
Интерфейс USB 2.0 USB 2.0 USB 3.0 (5 GBit/sec)
Время работы от одной батареи 350 снимков 400 снимков 350 снимков
Возможность использовать батарейный блок нет нет да
Размеры 118 x 83 x 41 мм 120 x 67 x 49 мм 133 x 92 x 49 мм
Вес 383 гр. 404 гр. 507 гр.

Отличия FUJIFILM X-T20 от X-T2

Здесь сразу нужно определиться, что FUJIFILM X-T2 это флагман линейки и позиционируется как профессиональная фотокамера, а X-T20 это любительская камера в компактном корпусе, но по ходу сравнения вы убедитесь, что возможности X-T20 далеко не скромные, хотя она и уступает флагману.

Основные характеристики

Первое на что стоит обратить внимание в технических характеристиках — это матрица, которая такая же как у флагмана линейки FUJIFILM X-T2 .

Систему автофокуса тоже взяли с FUJIFILM X-T2 , но камера не имеет удобного джойстика , чтобы перемещать точку фокусировки. Теперь это делается с помощью тач-скрина, пальцем указываете точку фокусировки.
Насколько хороший у камеры автофокус я писал еще в обзоре FUJIFILM X-T2 , но посмотрите и это небольшое видео с FUJIFILM X-T20 .

Также вы видите тот же самый ЖК дисплей на 3" с тем же разрешением . Это тоже плюс.

Но камера позиционируется как менее профессиональная, так чего же мы лишились? В первую очередь это выдержка. Выдержка была 1/8000 сек у X-T2 и стала 1/4000 сек у X-T20. Не знаю почему именно выдержку ограничивают т.к. это легко компенсируется установкой ND фильтра в одну ступень, если едешь в солнечные страны.

Уменьшенная скорость серийной съемки вряд ли вам помешает т.к. она всё равно весьма высока. Еще недавно лучшие репортажные камеры давали те же самые 8 к/сек и это считалось отличным показателем.

Эргономика

Управление камерой упрощено , нет диска установки ISO , но зато есть автоматический режим SR+ .

Для камеры, которая позиционируется как любительская наличие умного (а здесь он именно умный) автоматического режима большой плюс. Когда условия съемки были сложные, а времени не было, я просто переключал на автоматику (замечу, что почти всегда снимаю в режиме М и если переключаю на Авто , то значит это действительно полезный авто режим).

Камера совсем небольшая, так что если поставить на неё тяжелый и длинный объектив, то управляться с камерой будет сложно, она норовит вырваться из руки т.к. в моей ладони занимает ровно половину и рычаг получается большой.
Чем объектив короче и легче, тем пользоваться им на 0 удобнее.

В целом не должно возникать соблазна поставить на такую малышку здоровый объектив... На снимке объектив Fujifilm XF 50mm f/2 R WR .

Крепление под штатив находится не на оси объектива.

Такое положение крепления затрудняет съемку панорам без дополнительных приспособлений. В любом случае, если вы хотите снимать панораму, то лучше приобрести простейшую панорамную головку и там это смещение можно компенсировать. Я лично вообще сторонник съемки панорам с помощью объективов для скорости и сохранения геометрии, так что данную особенность считаю несущественной, а вот объектив в ассортименте FUJIFILM пригодился бы! Тем более у них такой большой парк собственной среднеформатной оптики. Кому как не FUJIFILM приспособить один из своих объективов (хотя бы старых) для съемки панорам?

Камера имеет довольно компактный наглазник видоискателя .

Он менее удобен, чем на старшей модели и он несменный. Хотя замечаешь небольшое неудобство только если долго снимал на X-T2 , а так и не ждешь полной эргономики старшей модели от камеры такого маленького размера.

Влагозащита и морозоустойчивость

Нет влагозащиты ... Это совсем не означает, что камера перестанет работать при появлении первых тучек. Просто относиться к ней нужно осторожнее.
Вот так делать с ней уже будет нельзя...

И сделать это просто т.к. камера маленькая и её легко убрать в карман, если пошёл дождь.

Нет более обещания морозоустойчивости до -10 С. Обещания нет, но это опять же не означает, что она не будет работать:)

Только никому!!! :)) На градуснике -28 С!!!

Конструктив

Корпус камер отличается, у FUJIFILM X-T20 это отдельные части из магниевого сплава, а у FUJIFILM X-T2 он был цельный. Проверить это по понятным причинам не могу, но верю на слово. Любительской камере такая прочность повышенная не нужна.

PC разъем

По сравнению с FUJI X-T2 нет внешнего синхроконтакта со вспышкой (PC разъем). Нужен он крайне редко, так что скучать по нему вряд ли кто будет.

PC разъем на FUJIFILM X-T2

Владелец FUJIFILM X-T20 будет пользоваться встроенной вспышкой, которая хитро замаскирована по выступ пентапризмы. Я даже не сразу обнаружил её :) Обратите внимание на тонкую линию под выступом — он трансформируется во вспышку!

Интерфейс USB 2.0 и карты памяти

Может кто-то и перекачивает файлы прямо из камеры в компьютер... Не знаю, не видел таких. Пользуюсь всегда кардридером и вам рекомендую. Копеечный кардридер имеет интерфейс USB 3.0 и позволяет скачивать файлы и с других типов карт памяти. Также время от времени пользуюсь ноутбуком со встроенным кардридером (Macbook Pro 15"), там тоже со скоростью скачивания всё в порядке.

Только один слот под карту памяти SD , нет поддержки UHS II . Когда-то давным-давно когда я начал профессионально (т.е. за деньги) заниматься фотографией, я понял зачем нужны два слота карт памяти. Это когда я забыл карту памяти дома в кардридере и мне пришлось обежать два квартала, забегая во все магазины сотовой связи и компьютерные в поиске такой карты памяти. Я оценил отличие проф.камеры с двумя слотами, где вторая карта всегда в камере.
Но сейчас мы говорим про любительскую камеру хоть и с породистой начинкой и потому одна карта памяти оптимальна, иначе отличий от X-T2 было бы недостаточно:)

Может вы сразу не обратите внимание на это отличие, но карта памяти находится в батарейном отсеке. Вроде мелочь, но на самом деле не зря в старшей камере карты памяти и аккумулятор находятся в разных отсеках. Дело в том, что аккумулятор греется, с ним возможны всякие проблемы, особенно в случае небрежного обращения при отсутствии влагозащиты. И если что-то будет, то в старшей модели карты памяти не пострадают, а в младшей... Ну вы поняли. Ваша аккуратность залог успешной работы.
В магазине Apple продавец меня безуспешно уговаривал на гарантийный план, который защищает от вылитого на клавиатуру ноутбука кофе и разбитого об пол экрана. Он не понимал почему я не хочу оказаться в полной безопасности. А моя идея в том, что 1) не нужно быть разгильдяем, который льет кофе на клавиатуру. Если пролил — вот тебе и наказание. 2) полной безопасности не существует, даже самую крепкую камеру можно разбить или утопить.

Но есть и реальный минус от такого расположения отсека для карт памяти — при установке камеры на штатив вы перекрываете штативной площадкой доступ к карте памяти, так что если она заполнится, то вы её так просто не достанете. В любом случае всё упирается в тип съемки профессиональный или нет. Если любительский, ставьте себе 64 Гб и потом «сливайте» на внешний жесткий диск и используйте камеру также как X-T2 . Вопрос только в удобстве, в одной всё учтено и встроено, а в другой нужно подумать и подготовиться заранее, если вы хотите использовать X-T20 в профессиональных (например, пейзажных) целях.

Типы карт памяти

Заметил некоторую проблему с картами памяти Sandisk Extreme Pro 95 mb/sec . Карта работает, но почему-то огонек записали продолжает мигать когда вроде бы и записалось. Разбираться не стал, просто сообщил в FUJIFILM. Нормально работает карта Sony SDHC 90 mb/sec .

Нет возможности установить батарейный блок

Да, да... У FUJIFILM X-T2 большим плюсом для профессиональных фотографов была возможность поставить батарейный блок и таким образом задействовать сразу три аккумулятора. Причем вы в реальном времени видели на ЖК дисплее заряд каждого аккумулятора в отдельности, а не «среднюю температуру по госпиталю». У FUJIFILM X-T20 такой возможности нет, так что придётся носить с собой запасные аккумуляторы в кармане. Но отсутствие бат.блока логично, здесь многое «завязано» на габарит камеры, он должен быть маленьким. Камеру с бат.блоком уже точно маленькой не назовешь.
Лишившись бат.блока камера лишилась и форсированного режима съемки (11 к/сек), в котором может снимать FUJIFILM X-T2 . Любителю такие скорости и не нужны.

Видоискатель

Видоискатель очень приличный для ЖК видоискателя. В этом плане «беззеркальные» камеры делают большие успехи в последние годы, а тем более большой рывок по многим техническим параметрам делает FUJIFILM .
В FUJIFILM X-T20 стоит видоискатель с увеличением 0.62х и 60 Гц частотой кадров, тогда как на FUJIFILM X-T2 стоял до 100 Гц и 0.77х.
Это не оптика, конечно, но даёт преимущество ЖК видоискателей с наложением разной полезной информацией, имитацией , focus peaking и прочим.

Режим видео

Первая и удивительная новость — эта «малышка» умеет писать видео.

Да, вы можете вполне полноценно его писать и есть подключение внешнего микрофона.

Конечно, создатели камеры старались чтобы она не превзошла FUJIFILM X-T2 и потому длина одного ролика в разрешении 4К ограничена в 10 минут (в X-T2 длина ролика может быть 30 минут с батарейным блоком).

Если вы обычно видео не снимаете и не монтируете, то сообщу что чаще всего большие ролики монтируются из множества маленьких, где 10 минут видео более чем достаточно, особенно в режиме 4К. Во-первых, сложно что-то говорить дольше 10 минут и не сбиться. Приходится делать дубли. Во-вторых, сложно монтировать и хранить здоровенные файлы снятые в 4К.
Так что возможность снимать длинные ролики в 4К оставим профессионалам, например, свадебщикам. Там дубль сделать нет возможности и они лучше технически экипированы большими картами памяти и огромными винчестерами.

это только то, что лежит у меня на столе в поле зрения

Кстати, чтобы проигрывать тоже нужен совсем не слабый компьютер. Мне нравится детализация , но чаще всего я предпочитаю снимать в Full HD по причине того что сложно проматывать ролики на большим компьютере (они подтормаживают при перемотке и мой ПК не очень тянет, хотя там 24 Гб памяти и четырехядерный процессор).

Формат видео Full HD

Качество видео у FUJI X-T20 в режиме Full HD очень приличное! Детализация меня лично устраивает на 100%, цвета тоже. Для плавного видео фокус лучше использовать ручной (когда я снимал движущийся поезд вблизи камера перефокусировалась немного, для проф.видео не годится).

Кадры из видео Full HD

Формат видео 4К

В 4К как раз имеет снимать небольшие «футажи» для свадеб, когда нужна детализация лица и красиво размытый задний план. Но это мои представления о том для чего нынче нужен формат 4К для видео, у вас могут быть другие.

Разрешение для любительского видео просто бешеное. Заметил интересный момент, что 4К намного приятнее снимать со штатива или нужен стедикам т.к. разрешение высокое и «шевеленка» из-за дрожания рук намного заметнее, чем у форматов с меньшим разрешением. Тоже самое касается фокусного расстояния — чем меньше фокусное, тем меньше заметна «шевеленка» в кадре.

Пример видео у меня нашёлся только на FUJI X-T2 , но в целом видеорежим с X-T20 очень близкий по результату. У X-T2 картинка почище, но чтобы увидеть разницу нужно рассматривать одинаковые кадры одновременно на экране, что вы вряд ли будете делать в реальной ситуации.

Кадры из видео 4К

F-log

У FUJIFILM X-T20 , в отличие от X-T2 нет режима F-log . F-log ценится видеографами за то что представляет из себя некоторое подобие HDR (но вовсе им не является), а реализуется в виде очень «плоской» картинки, которую потом можно подтянуть по контрасту и получить, например, нормальное небо, а не переэкспонированное там где высокий контраст сцены.
Функция сугубо профессиональная и потому любителю не нужна в той реализации, в которой существует для профи.

Дистанционный спуск

А вы не задавались вопросом зачем на кнопке спуск камеры FUJIFILM X-T20 дырочка? Меня терзали смутные сомнения т.к. я ранее пользовался пленочными камерами с подобной же дырочкой:)

Да, старинный, но действенный дистанционный спуск затвора работает! А выглядит очень стильно! Тросик подобный продаётся на Ебее, но у меня он есть в кладовке. Кстати, он еще подходит к объективам большого формата у которых есть встроенный центральный затвор. Просто вкручивается в отверстие и из тросика высовывается «жало», которое нажимает на кнопку внутри. Таким образом можно избежать прямого нажатия на кнопку спуска и соответственно сотрясения камеры.

Выводы

Флагману — флагманское, а всё что нужно хорошей любительской камере здесь есть. Из такого обширного сравнения с FUJI X-T2 мне осталось сказать только, что размер имеет значение и не только в большую сторону. FUJIFILM X-T20 очень удобно носить второй камерой к большой основной. Ведь не станете же вы носить две большие камеры? Вот даже я не ношу, хотя рюкзак бывает часто так набит техникой, что не застегнуть. Я бывает беру с собой четыре камеры, но большая «основная» камера всегда одна. Просто потому что в фоторюкзаке место тоже ограничено и под большую камеру оно, как правило, одно! Зато маленькую камеру легко достать из рюкзака и снять бекстейдж (процесс съемки), например... Или использовать как резервную камеру. Если большая камера отказала по каким-то причинам, то FUJIFILM X-T20 выдаёт весьма достойную картинку и работает на достаточно высоких ISO (об это ниже в статье).

Отличия FUJIFILM X-T20 от Sony A6300

Камера Sony A6300 любезно предоставлена компанией Photoprocenter .

Фотокамеры FUJIFILM X-T20 и Sony A6300 отличаются дизайном.
FUJIFILM X-T20 тяготеет к приятному глазу ретро-дизайну, а Sony A6300 это футуристичные минималистические формы.

Камеры имеют одинаковый сенсор (с разным цветным массивом: X-Trans CMOS против Exmor CMOS ). Также у них разный автофокус и это легко заметить в сложных условиях освещения и при настройке распознавания лиц. Мне автофокус FUJI X-T20 показался лучше. У Sony A6300 он позиционируется как лучший, но по факту камера сначала полностью дефокусируется при плохом освещении, а потом перед самым снимком резко дергается до фокуса. Я так и не привык к подобному поведению фокуса.

Фазовых точек фокусировки у Sony A6300 больше, но из пользования различными беззеркальными камерами я понял, что «не все фазовые датчики одинаково полезны». Т.е. мало иметь много фазовых датчиков, куда важнее как будет обрабатываться с них информация. И они работают совсем не так как у «зеркальных» камер.

Снимки с обеих камер легко «тянутся» в RAW конвертере, так что не стоит слишком бояться недоэкспозиции. Переэкспозиция тоже относительно легко правится без большого ущерба для снимка в пределах +2 EV.

У Sony A6300 видоискатель расположен не на оси объектива и это напоминает дальномерные камеры (?). Лично мне показалось неудобным, но, возможно, дело привычки.
Дисков управления, в отличие от FUJI X-T20 здесь мало, а большая часть функций вынесена на плоские кнопки. Это неудобно.

Чтобы начать пользоваться камерой FUJIFILM X-T20 достаточно в целом быть знакомым со значением и положением кнопок других камер, в том числе прошлых поколений. А чтобы начать пользоваться Sony A6300 придётся заглянуть в инструкцию.
Например, на FUJIFILM X-T20 с фронтальной стороны есть переключатель M/C/S, который переключает режим фокусировки. На Sony A6300 вам придётся зайти в меню. Кроме того на Sony A6300 есть кнопка Fn , как у других камер с не таких уж далёких времён и назначение её вы, скорее всего, поймете сразу (назначаемая функциональная кнопка), а вот кнопки C1 и C2 на других камерах вы не найдете, это придумка Sony . Назначаемые функциональные кнопки.

На FUJIFILM X-T20 вспышка вызывается небольшим рычажком на верхней панели, а у Sony A6300 плоской кнопкой на задней панели.

Второй вариант просто невозможен на ощупь, для этого нужно посмотреть на заднюю панель и точно попасть пальцем.

Выводы

Обе камеры хорошие, но FUJIFILM X-T20 мне показалась значительно более эргономичной. Из плюсов Sony можно отметить большой парк сторонних объективов, тогда как у FUJI электрическое управление сохраняется только на своих объективах. С другой стороны парк объективов у FUJI уже весьма внушительный, а работа со сторонними объективами у Sony не такая гладкая, как хотелось бы.
По фокусу мне больше понравилась FUJI , но это отчасти обусловлено разочарованием от того как именно фокусируется Sony . Обе камеры фокусируются в определенных условиях очень быстро, в некоторых (недостаточное освещение, много посторонних объектов в кадре) имеют сложности с автофокусом из-за своей беззеркальной природы, но при этом превосходят «зеркальные» камеры в работе с ручным фокусом.

Попробуйте-ка сфокусироваться на глаза «зеркальной» камерой, когда их заслоняют волосы...

Но дефокус и потом резкий прыжок в фокус у Sony мне не нравится. Плюс FUJI лучше распознает лица и эта функция в целом лучше развита (есть отдельное определение левого и правого, а также ближнего глаза).
У FUJI X-T20 я также обратил внимание на наличие линейки с дистанцией до объекта фокусировки!

Это позволяет избежать больших промахов по фокусу, когда нет времени перепроверить то что получается (например, «галопом по Европам» в путешествии).

Примеры снимков FUJI X-T20

Exif во всех кадрах присутствует.

F2

Разное

FUJI X-T20, F4, 1/750 sec, ISO 100

FUJI X-T20, F2, 1/250 sec, ISO 3200

FUJI X-T20, F2, 1/250 sec, ISO 8000

FUJI X-T20, F7.1, 1/420 sec, ISO 200 (JPG из камеры)

FUJI X-T20, F2.2, 1/4000 sec, ISO 200 (JPG из камеры)

JPEG от FUJIFILM

Многие нахваливают формат JPG от FUJI . Я считаю, что это субъективно. Но то что формат джипег проходит существенную обработку — это точно. Также интересными являются пленочные профили, особенно мне понравился черно-белый профиль FUJIFILM ACROS .

Здесь очевидно, что цвета не натуральные, хотя имеется некоторое художественное видение закатного солнечного света. Т.е. получить «чистую» картинку стало так просто в наши дни, что цениться стали старые пленочные цвета, которые возвращают нам художественные инструменты прошлого.

Итоги и выводы

FUJIFILM X-T20 очень удачная любительская камера. Меня несколько смущает руководство к камере в 300 страниц. Я честно прочитал всю инструкцию... Задумался я о том, ЗАЧЕМ ЛЮБИТЕЛЮ СТОЛЬКО ФУНКЦИЙ? :)
На самом деле эта фотокамера в крошечном корпусе превосходит многие профессиональные фотокамеры прошлых десятилетий. Кроме всяких распознаваний лица и настроек автофокуса есть куча других настроек. В том числе видео очень высокого качества.
Уверен, что любитель осилит дай бог страниц 20 от этой инструкции.
Взял ради интереса инструкцию на Sony A6300 . Там 286 стр. Т.е. это общая тенденция — вставить в маленькую любительскую камеру максимум функций и чуть урезать её функционал, чтобы не пересекалась с флагманом.
Значит предполагается, что владелец камеры на самом деле будет переходить на неё с более крупной камеры, он уже не новичок и ему или тяжело таскать полноформатную камеру или он берет X-T20 в качестве резервной камеры или для съемки бэкстейджа.

Из минусов, а этот момент будет вам, я думаю, особенно интересен можно отметить:

1) замечено не очень корректное поведение сенсора при работе в сложных условиях освещения. Это касается флюорисцентных и ртутных ламп. Серый цвет начинает сильно фиолетить.

скриншот превьюшки для того чтобы эффект был виднее. муар из-за скриншота, у самой камеры муар есть, но несущественный

Всё зависит от спектра ламп и при нормальных (читай накаливания или галогенных) лампах проблем нет. Фотографы должны уже проклинать изобретателя флюорисцентных ламп т.к. они встречаются всё чаще, причем они плохого качества и дают дискретный спектр света. Цветовая температура разная и плюс к ним ставят еще светодиодные лампы для бОльшего светового хаоса. Я на самом деле просто в шоке от торговых центров в плане осветительных приборов. Это всё по сути не минусы сенсора FUJI или сенсора Sony , а печальные реалии нашей жизни.

2) Кроп-фактор. Могу сказать как пользователь огромного числа камер и полнокадровых и с кроп-фактором, что на качество изображения это влияет совсем не сильно и можно такими вещами пренебречь. Вот что влияет, так это плотность пикселей и технологические особенности конкретного сенсора.
В данном случае мы имеем очень хороший сенсор и кроп-фактор нас ограничивает только в плане широкоугольной съемки. Всё время нужно держать у меня, что вашего объектива нужно умножить на 1.5, чтобы понять угол зрения.

Резюмируя

Камера FUJIFILM X-T20 даёт вам все инструменты для работы и практически не ограничивает в возможностях. Большинство моментов, которые отделяют её от флагмана линейки могут быть компенсированы. Зато вы имеете маленький мега-комбайн для качественной любительской съемки.

X-T3 является новейшей камерой X-серии от Fujifilm, и, возможно, представляет собой самый большой скачок в функциональности и производительности, который мы видели в ближайшие годы среди камер Fujifilm. X-T3 имеет новый датчик, быстрый процессор, значительно улучшенную систему автоматической фокусировки и отличные функции видеозаписи, которые позволили камере позиционироваться как одна из лучших в своём классе.

Корпус и управление

Х-Т3 визуально похожа на своего предшественника X-T2, хотя она имеет немного переработанную рукоятку. Верхняя пластина содержит обычный для Fujifilm диск настроек ISO, скорости затвора и компенсации экспозиции, а на задней панели располагается наклонный сенсорный экран.

На камере нашлось место для разъёмов, позволяющих подключать микрофон и наушники, а также есть USB-C и MicroHDMI. Закрывающая разъёмы заглушка может сниматься, что позволяет проще подключать кабели при использовании камеры на различных ригах и стабилизаторах.

На противоположной стороне камеры расположены два слота для карт памяти формата SD, которые поддерживают карты UHS-II и V60/V90.

Новый X-Trans датчик

X-T3 использует новый датчик изображения, выполненный по технологии X-Trans с разрешением 26.1MP. Сенсор также имеет технологию обратной засветки, которая благоприятно сказывается на качестве изображения при съёмке в условиях недостаточной освещённости.

Новый датчик теперь имеет базовый ISO 160, по сравнению с 200 на предыдущих моделях Fujifilm. Компания говорит, что этот сенсор изображения имеет в 10 раз более высокую скорость считывания, чем предыдущие матрицы X-Trans, что особенно важно для некоторых новых возможностей камеры.

X-Processor 4

В дополнение к новому датчику, камера получила новый четырехъядерный процессор, называемый X-Processor 4. Fujifilm утверждает, что он в 20 раз быстрее, чем оригинальный X-Processor в X-Pro1 и в 3 раза быстрее, чем X-Processor Pro в X-H1.

Улучшенная скорость проявляется в улучшении отзывчивости камеры. Новый датчик и процессор дают камере большую производительность по сравнению с предшественниками как при фото, так и при видеосъёмке.

Автофокус

Камеры Fujifilm никогда не отличались очень быстрым автофокусом, но X-T3 может стать моделью, которая всё изменит.

Она имеет 425 точек определения фазы, которые покрывают 99% кадра по вертикали и горизонтали, если вы используете покадровую одноточечную фокусировку. Зональная и следящая автофокусировка работают при покрытии кадра на 91% по горизонтали и 94,5% по вертикали, но это по-прежнему довольно внушительно. Точки автофокусировки разделены на 240 регионов, а система смотрит на регионы как горизонтально, так и независимо друг от друга (для текстуры). Обнаружение фазы работает при освещении до -3EV, что на два стопа лучше, чем в X-T2.

Fujifilm говорит, что им удалось добиться повышения скорости обработки благодаря совершенно новому алгоритму фокусировки, который позволяет камере фокусироваться в 1.5 раза быстрее, чем X-T2. Автофокусировка отлично работает даже при съёмке предметов, которые изменяют скорость или хаотично двигаются по всему кадру. Компания улучшила обнаружение лица и глаз в режиме AF-C. Новые алгоритмы распознавания лиц и глаз работают в 2 раза быстрее. Распознавание лица также доступно при съемке видео. Однако, если в кадре есть несколько лиц, вы не сможете камере указать на ком фокусироваться.

Фото

При разрешении 26.1MP, Х-T3 имеет только немного более высокое разрешение, чем его предшественник. Этого недостаточно, чтобы вы заметили существенную разницу в качестве изображения. Тем не менее, Fujifilm сделала другие улучшения для фотосъемки, которые стоит отметить.

Камера продолжает поддерживать все режимы имитации пленки Fujifilm, но теперь включает в себя эффект Chrome. Он был впервые представлен на GFX 50S и предназначен для обеспечения улучшенного перехода цветов в области теней, которые бывает трудно воспроизвести при ярких цветах в тенях. Также есть варианты регулировок, которые позволят сместить гамму в тёплую или холодную сторону с девятью уровнями регулировки в каждом направлении.

Теперь ISO 160 является частью стандартного диапазона. На предыдущих камерах Fujifilm это значение было доступно только в расширенной настройке. Также появилась возможность делать снимок с помощью режима DR400 для улучшения динамического диапазона при ISO 640 вместо ISO 800.

Кроме того, новые Raw-файлы теперь имеют размер предпросмотра JPEG в разрешении 13Мп. Это позволит камере проще и быстрее отображать изображения.

X-T3 продолжает использовать сенсор X-Trans в отличие от более распространенных шаблонов цветных фильтров Bayer, используемых в большинстве камер. Достаточно сказать, что если вам нравится X-Trans вам, вероятно, он понравится и на этой камере.

Видео

Видео – это та область, где X-T3 делает наиболее значительные успехи с особенностями и характеристиками, которые имеют потенциал, чтобы добраться до уровня ведущих моделей, таких как Panasonic GH5.

Для начала, камера поддерживает 4K/60p, в том числе DCI (4096×2160) и UHD (3840×2160). Видео может быть записано в 4K/60p со сжатием 4:2:2 10-бит цвета через HDMI-выход, а в 4:2:0 10-бит цвета при записи на карту памяти. У вас также есть выбор использования либо H.264 или более нового H.265/HEVC кодека со скоростью передачи данных до 400Мб/с. Также можно выбирать между All-Intra или Long-GOP настройками записи. Съемка видео при 400Мб/с потребуют использовать карты, которые соответствуют стандарту V60.

Большинство из этих параметров могут быть смешаны и подобраны под ваши нужды, создавая впечатляющий набор возможных конфигураций, но есть некоторые ограничения. К примеру, 10-битная запись требует использования H.265 кодека. Можно записывать 4K/60p на карту памяти со скоростью до 200Mbps, одновременно записывая на внешний рекордер через HDMI.

Камера использует полную ширину датчика при записи и передискретизации 4K-видео с частотой кадров до 30p. Появляется небольшой кроп 1,18х при съемке на 4K/60p, что Fujifilm сделала для сохранения высокой скорости считывания с датчика.

Для съёмки замедленного движения можно работать в 1080/120P, хотя это делается с кропом 1.29x. Эта функция также доступна на Fujifilm X-H1.

Согласно утверждениям Fujifilm, в камере реализован новый алгоритм подавления шума, в том числе при съёмке 4K. Камера может записывать до 12 стопов динамического диапазона при съемке видео.

В дополнении к впечатляющему набору разрешений, скоростей передачи данных и других параметров, Х-T3 предлагает ряд инструментов и функций, которые должны быть популярны среди видеооператоров.

Камера имеет режим плоской гаммы F-Log, который может быть использован либо через HDMI или для внутренней записи. Приятно появление профиля имитации плёнки Eterna, который хорошо использовать для базовой цветокоррекции. Так как Х-Т3 имеет базовую ISO 160, минимальная чувствительность для съемки F-Log также была снижена до ISO 640, по сравнению с ISO 800 на предыдущих камерах Fujifilm.

Fujifilm говорит, что скорость считывания данных с датчика очень высока. Она составляет 17ms. Это должно минимизировать эффект rolling shutter и приблизит камеру к лидеру в своём классе Panasonic GH5 со скоростью 13ms.

Режим видео также включает в себя функцию Бесшумного управления, которая имеется в X-H1. Эта функция даёт доступ ко всем настройкам камеры при помощи сенсорного экрана. Также можно сохранять различные настройки для съемки фото и видео.

X-T3 не включает в себя поддержку Hybrid Log Gamma, однако Fujifilm говорит, что эта функция будет добавлена в виде обновления прошивки до конца года.

Режимы 4K-видео

Разреш Частота кадров Обрезка кадра Битрейт Цветовая дискретиз Тип компрессии Кодек
UHD 29.97, 25, 24, 23.98 1 400 Mbps 4:2:0 10-bit All-I H.265
Long GOP
59.94, 50 1.18 200 Mbps H.265 or H.264
29.97, 25, 24, 23.98 1
59.94, 50 1.18 100 Mbps
29.97, 25, 24, 23.98 1

Full HD-режимы

Разреш Частота кадров Обрезка кадра Битрейт Цветовая дискретиз Тип компрессии Кодек
16:9 (1920 x 1080)

17:9 (2048 x 1080)

1 200 Mbps 4:2:0 10-bit* All-I/Long GOP H.265 or H.264*
59.94, 50, 29.97, 25, 24, 23.98 1 100 Mbps

Электронный видоискатель

Электронный видоискатель X-T3 имеет разрешение 3,69 миллиона точек с увеличением 0.75X. Это немного ниже, чем 0.77x на X-T2, но Fujifilm говорит, что им пришлось отказаться от более высокого увеличения, потому что новая панель EVF физически больше и требует другой оптики.

Видоискатель обеспечивает частоту обновления 60 кадров в секунду, но это значение может увеличиваться до 100fps в Турбо режиме без дополнительной батарейной рукоятки, в отличие от X-T2, который требует для данного режима ещё один батарейный блок. Точка расположения глаза находится на расстоянии 23 мм, так же, как на X-H1, а регулятор диоптрий теперь должен быть вытащен из корпуса дня регулировки, сводя к минимуму случайный сбой настроек.

Экспозамер и фокусировка

Х-Т3 способен выполнять экспокоррекцию и фокусировку одновременно. На датчике различные участки выполняют фокусировку и экспозамер. Обработка информации происходит параллельно, не влияя друг на друга.

Например, при фокусировке в условиях низкой освещенности многие беззеркальные камеры на мгновение показывают переэкспонированный снимок во время фокусировки, потому что они используют одни и те же пиксели для автофокусировки и замера экспозиции и системе нужно увеличить коэффициент усиления чувствительности датчика для того, чтобы сфокусироваться. В X-T3 нет никакой необходимости делать эту временную корректировку, так как камера использует различные пиксели для каждой функции.

Режим спортивного видоискателя

X-T3 также имеет режим Sport Finder, который может быть полезен при съемке сцен, для которых производительность является одним из приоритетов, например, спорт или дикая природа. Камера переходит в режим кропа 1.25x и снижает разрешение X-T3 до 16MP, а видоискатель отображает четкие линии рамки, чтобы видеть площадь обрезанного кадра. Вы всё ещё можете видеть область за пределами кадрирования, и это может быть очень полезным, как вы сможете видеть вещи, которые находятся за границами кадра и сможете узнать о приближении объектов до того, как они окажутся в сцене.

Спортивный режим может быть очень полезным для серийной съемки и поддерживает скорость 10, 20 и 30 кадров в секунду, а также может делать серии до 33 необработанных изображений или 60 изображений в формате JPEG при скорости 30 кадров в секунду с затемнением видоискателя до 90 мс. Режим предварительной съёмки может запускать серийную съёмку когда кнопка спуска затвора нажата наполовину.

Режим Больших индикаторов

Режим больших индикаторов может быть включен в видоискателе или на дисплее, и может быть настроен, чтобы включать отображать только ту информацию, которую вы хотите видеть.

Представление

Fujifilm утверждает, что X-T3 имеет «самую высокую производительность в истории X-серии». В режиме непрерывной съемки камера может снимать со скоростью 11 кадров в секунду с непрерывной автофокусировкой и использованием механического затвора, до 36 кадров, или до 20 кадров в секунду с помощью электронного затвора до 34 кадров в серии. Камера не требует использования дополнительного аккумулятора для более высокой скорости съёмки.

В отличие от X-T2, не обязательно иметь дополнительный дорогой батарейный блок, чтобы в полной мере использовать режим усиления производительности, который увеличивает скорость автоматической фокусировки и увеличивает частоту кадров в видоискателе до 100fps.

X-T3 использует тот же аккумулятор NP-W126S, как и другие последние модели Fujifilm и имеет рейтинг CIPA 390 изображений, хотя, как в большинстве случаев бывает, в реальных условиях съёмки это значение будет значительно больше.

Батарейный блок

Новая батарейная рукоятка VG-XT3 может быть использована теми, кто хочет получить дополнительные элементы управления для вертикальной съемки или кому нужна дополнительная батарея, всегда установленная в камере. Использование дополнительных батарей увеличивает ресурс до 1100 снимков.

Вертикальная рукоятка имеет кнопку спуска затвора, рычаг, кнопку AE-L, кнопку AF-L, передний и задний диски управления, кнопку Q и кнопки Fn, так что у вас будут все стандартные элементы управления при съемке в вертикальном положении. Рукоятка, как и камера, защищена от пыли и влаги и рассчитана на работу при температурах до -10°С.

Кроме того, есть также новая металлическая рукоятка, которая предназначена для улучшения баланса камеры при работе с большими объективами. Она разработана таким образом, что вы можете заменить батарею и SD-карты, не снимая её.

Режим ночного видения

Новый режим ночного видения изменяет стандартный вид дисплея, меняя цвета на красные, что снижает нагрузку на глаза в условиях низкой освещенности. Это специфическая функция, но её наверняка многие оценят, особенно те, кто любит ночную съёмку.

Сравнение с конкурентами

Улучшения Fujifilm с X-T3 очень хороши, поэтому данную камеру можно сравнить с аналогичными устройствами от других производителей.

Fujifilm X-T3 Fujifilm X-H1 Nikon D500 Sony a6500 Fujifilm X-Т2
$1500 $1900 $2000 $1400 $1600
Разрешение 26MP 24MP 20MP 24MP 24MP
Минимальное ISO 160 200 100 100 200
Тип датчика BSI CMOS FSI CMOS FSI CMOS FSI CMOS FSI CMOS
Способ автофокусировки На датчике-PDAF (98%) На датчике-PDAF (37%) Вторичный датчик PDAF На датчике-PDAF (75%) На датчике-PDAF (37%)
Стабилизация Только объектив Встроенная Только объектив Встроенная Только объектив
Максимальная частота кадров 20 кадров в секунду (е-затвор) 10 кадров в секунду 11 кадров в секунду 14 кадров в секунду (е-затвор)
Слоты для карт 2 х UHS II, 2 х UHS II, 1 х XQD
1 х UHS II ,
1 х UHS я 2 х UHS II,
Сенсорный экран да да да да нет
Джойстик да да да нет да
Максимальное разрешение видео 4K/60p (UHD/DCI) 4K/30p
(UHD/DCI)
4K/30p
(UHD)
4K/30p
(UHD)
4K/30p
(UHD)
Разрешение видоискателя 3.69Mп 3.69Mп Оптический 2.36Mп 2.36Mп
Увеличение видоискателя 0.75X эквив. 0.75X эквив. 0.67x эквив. 0.71x эквив. 0.77x эквив.
Встроенная вспышка нет нет нет да нет
Беспроводная связь Wi-Fi с BT Wi-Fi с BT Фирменная Wi-Fi Wi-Fi с NFC Wi-Fi
Срок службы батареи (CIPA) 390 кадров 310 кадров 1240 кадров 350 кадров 340 кадров
Вес 539 грамм 673 грамм 860 грамм 453 грамм 507 грамм
Габаритные размеры 133 х 93 х 59мм 140 х 97 х 86 мм 147 х 115 х 81 мм 120 х 67 х 53 мм 133 х 92 х 49мм

Стоимость X-T3 позволяет камере конкурировать с лучшими моделями конкурентов формата APS-C. Прочие характеристики также не отстают. Ресурс батареи не дотягивает до зеркальных камер, но при этом обходит ближайших беззеркальных конкурентов.

Сравнение характеристик видео

X-Т3 получила заметный прирост производительности в области видеозаписи, поэтому данный пункт заслуживает отдельного сравнения с другими камерами, имеющими аналогичную производительность.

Panasonic Lumix DC-GH5 является единственной камерой в данной категории, которая, как и X-T3, может записывать на карту памяти 10-битный цвет. Sony А7 III предлагает отличный алгоритм передискретизации видео и использование хорошей автофокусировки.

Fujifilm X-T3 Panasonic GH5 Sony a7 III Nikon Z6
Рекомендованная розничная стоимость $1500 $2000 $2000 $2000
Размер датчика APS-C/Super35 Four Thirds Full Frame Full Frame
Стабилизация Только объектив 5-осевая, внутренняя 5-осевая, внутренняя 5-осевая, внутренняя
Технология автофокусировки PDAF DFD PDAF PDAF
Пропорции кадра DCI/UHD DCI/UHD UHD UHD
Частота кадров Макс 4K 60p 60p 30p 30p
Кодер-декодер H.265/H.264 H.264 H.264 H.264
Битовая глубина цветности (запись на карту памяти) 10 бит 4:2:0 10 бит 4:2:2 8-бит 4:2:0 8-бит 4:2:0
Битовая глубина цветности (вывод на HDMI ) 10 бит 4:2:2 10 бит 4:2:2 8-бит 4:2:2 10-бит 4:2:2
Log -гамма да да да только HDMI
Зебра да да да да
Focus Peaking Threshold Threshold Диапазон или Threshold Threshold
Два слота для карт? да да да нет
Разъёмы для микрофона и наушников Да/Да Да/Да Да/Да Да/Да
XLR вход? нет Дополнительный адаптер Дополнительный адаптер нет
Поддержка анаморфных объективов нет да нет нет
Timecode да Да (с синхронизацией) да да

Цены и дата поставки

Fujifilm X-T3 выпущена с рекомендованной розничной ценой 104999 руб за версию без объектива и 132999 руб с объективом Fujifilm 18-55 F2.8-4 R LM OIS. Продажи начнутся 20 сентября. (по материалам dpReview)

Следите за новостями:

В Fujifilm при разработке линейки X практически никогда не руководствовались идеей ценовой доступности. Концепция управления, сочетающая прелести аналоговой и цифровой техники, эволюционировала на протяжении многих поколений камер линейки X. Производитель разумно распорядился большим полем зрения, позволив фотографу выбирать наиболее удобный способ визирования. Изображение в видоискателе можно развернуть на все поле или разделить его на две части. В одну выводится изображение в кадре, в другой демонстрируется увеличенный фрагмент области фокусировки с имитацией клиньев Додена.

Fujifilm X-T1

Fujifilm X-T1

16,3 Мп 18-135 мм

F3.5-5.6 R LM OIS WR 3” 80 000 рублей.

Долгое время слабым местом X-T1 — старшей и наиболее приспособленной для профессиональной работы камеры Fujifilm — была система, а точнее оптика. До недавнего времени этот пылевлагозащищенный аппарат существовал без защищенной оптики, что сводило на нет всю пользу от герметизации корпуса. И вот соответствующая оптика появилась. Разработчики подошли к созданию профессиональной пары зумов довольно интересно: вместо 24-70 и 70-200 мм фотографам предлагаются их эквиваленты в пересчете на формат APS-C, то есть светосильные объективы 16-50 и 50-140 мм. Таким образом не теряется широта угла зрения, что в большинстве случаев важнее возможности увеличения за счет кроп-фактора. Можно было бы ожидать, что объективы в силу уменьшения реального фокусного расстояния окажутся легче и меньше «зеркальных» аналогов, но этого, к сожалению, не произошло. Несколько удручает и высокая цена, особенно в случае с влагозащищенным универсальным зумом 18-135 с переменной светосилой. Но в Fujifilm при разработке линейки X практически никогда не руководствовались идеей ценовой доступности.

Сам по себе аппарат вызывает интерес. Камера выполнена в магниевом корпусе, в форм-факторе компактной пленочной зеркалки, имеет возможность установки портретной рукоятки — внешний набор признаков серьезного рабочего фотоинструмента. В выступе на верхней панели, где у зеркалок располагаются пентапризма и датчик экспозамера, разместился цифровой видоискатель с разрешением почти 2,5 миллиона точек. До сих пор он обладает наилучшим сочетанием характеристик, превосходя по качеству не только электронные, но и оптические окуляры даже полнокадровых аппаратов. Производитель разумно распорядился большим полем зрения, позволив фотографу выбирать наиболее удобный способ визирования. Изображение в видоискателе можно развернуть на все поле или разделить его на две части. В одну выводится изображение в кадре, в другой демонстрируется увеличенный фрагмент области фокусировки с имитацией клиньев Додена.

Концепция управления, сочетающая прелести аналоговой и цифровой техники, эволюционировавшая на протяжении многих поколений камер линейки X, здесь получила, пожалуй, наилучшее свое воплощение. Два из трех полумеханических селекторов экспозиционных параметров за счет двухъярусной конструкции позволяют контролировать еще пару дополнительных настроек. Шесть настраиваемых функциональных клавиш, 7 банков памяти для наборов установок позволяют взять полностью управление фотосъемкой в свои руки и не потерять ни секунды драгоценного времени. Перенастроить камеру из репортажного, скажем, в студийный режим можно буквально за пару нажатий кнопок.

Важный вклад в оперативность работы камеры вносит и гибридная система автофокуса — на сенсоре формата APS-C, построенном по технологии X-Trans, среди субпикселей, участвующих в формировании изображения, разместились датчики определения резкости по разности фаз.

Бонусом к вполне профессионально оснащенной камере идут функция беспроводной передачи данных и беспроводного управления, обилие специфических режимов съемки, программная имитация фирменной цветопередачи пленок Fuji и целый ряд цифровых фильтров.

Fujifilm X-E2

Fujifilm X-E2

16,3 Мп 18-55 мм

F2.8-4 R 3” 46 000 рублей.

Аппараты с буквой E в индексе изначально задумывались в качестве немного урезанной версии X-Pro1 — бывшего флагмана системы Fujifilm X. Но с выходом X-E2, оказавшейся значительно дороже, в стройном модельном ряду возник дисбаланс. При менее эффектной внешности камера получилась ощутимо легче (в конструкции меньше металла) и компактнее. Впрочем, здесь полностью сохранена оригинальная система управления съемочными параметрами, воспроизводящая конструкцию пленочных камер. Дорогой в исполнении уникальный гибридный видоискатель уступил место полностью электронному.

Оснащение X-Pro1 и X-E1 соответствовало представлениям о топовых и любительских «системных» камерах 2012 года. Актуальная модель обзавелась куда более современным набором функций и возможностей, и при этом она выглядит вполне логичной любительской альтернативой мощной X-T1. Здесь есть и Wi-Fi с возможностью дистанционного управления, и полноценный видеорежим Full HD с частотой 60 кадров/с в прогрессивной развертке. Звук можно записывать с помощью как внутреннего, так и внешнего микрофона. Нашлось в камере место и для встроенной вспышки (в X-T1, как и в любой профессиональной камере, предусмотрен только «горячий башмак» для внешних блицев). Она полностью прячется в корпус и не портит внешность аппарата, стилизованного под старину. Сенсор X-Trans CMOS второго поколения сохранил все достоинства предыдущей версии и при этом обзавелся встроенными датчиками гибридной фокусировки. Справиться с ручным наведением резкости теперь помогают целых три режима помощи: увеличение фрагмента, фокус-пикинг — подсветка контрастных границ изображения на экране или в видоискателе, цифровое разделение изображения — режим визуализации информации с датчиков определения разности фаз. Процессор EXR II снабдили алгоритмами компенсации влияния дифракции на изображение и подавления муара. Его общая производительность значительно возросла, и реакция камеры не вызывает критики.

Камеру стоит рекомендовать опытному увлеченному любителю: в X-E2 еще нет сюжетных программ, интеллектуальных автоматических режимов, наборов цифровых эффектов — их стоит искать в более младших моделях. Впрочем, здесь есть некоторые приятные дополнения в виде режимов панорамной съемки и мультиэкспозиции.

Технические характеристики:

Производитель

Средняя цена*

Размер, мм

Эффективных пикселей, млн

Объектив, фокусировка

Байонет (совместимая оптика)

Цифровой зум, кратность

Стабилизация изображения***

Фотосъемка

Светочувствительность ISO**

200-6400 (100, 25600)

Диапазон выдержек, сек

Сюжетные программы

Ручной баланс белого

Подключение внешней вспышки

Формат изображения 3:2

Формат изображения 16:9

Видео и звук

Видео, пиксели

Звук видео

Звуковые комментарии

Диктофон

ЖК монитор, дюймы

Видоискатель****

Карты памяти

Питание*****

Размеры, мм

Дата анонса

Fujifilm X-M1

Fujifilm X-M1

16,3 Мп 16-50 мм

3.5-5.6 OIS 3” 23 600 руб.

X-M1 в линейке «системных» камер Fujifilm — на данный момент наиболее подходящий вариант для тех, кто не готов тратить большие деньги и при этом хочет получить фотографический инструмент, достаточно простой в обращении, но способный удовлетворить растущие со временем запросы увлеченного любителя. Младшая X-A1 сейчас при заметно более низком качестве съемки стоит не на столько дешевле, чтобы идти на компромисс.

По дизайну аппарат схож с камерами X-Pro и X-E, хотя и не так эффектен. На первый взгляд, стилистика ретро-камеры сохранилась, но на ощупь модель получилась недостаточно солидной. Отсутствие псевдоаналоговых органов управления лишает X-M1 изюминки. Премиальная оптика XF заменена комплекте зумом 16-50 мм базовой серии XC.

И все же аппарат получился понятнее и дружелюбнее к новичкам. Колесики установки экспопараметров на верхней панели уступили место колесику выбора режимов, в том числе и сюжетных. Обилие функциональных клавиш не будет пугать недавних владельцев компактов, поскольку почти все управление сконцентрировано на привычной навигационной клавише. Большой набор цифровых фильтров также придется по душе любителям быстрых и ярких эффектов.

По какой-то неведомой причине за видоискателем закрепился статус профессиональной опции, и потому X-M1 его лишилась (впрочем, для большинства пользователей механизм наклона дисплея окажется куда более интересной конструктивной особенностью). Самое главное — здесь полностью воспроизведена электронная начинка старших камер с сенсором X-Trans и процессором EXR II. Так что по качеству изображения аппарат уступает им несильно. Фазового автофокуса нет, но имеется функция подсветки четких границ объектов при ручном наведении фокуса.

Технические характеристики:

Производитель

Средняя цена*

Размер, мм

Эффективных пикселей, млн

Объектив, фокусировка

Байонет (совместимая оптика)

Цифровой зум, кратность

Стабилизация изображения***

Фотосъемка

Светочувствительность ISO**

200-6400 (100, 25600)

Диапазон выдержек, сек

Сюжетные программы

Ручной баланс белого

Ведущее число встроенной вспышки, м

Подключение внешней вспышки

Формат изображения 3:2

Формат изображения 16:9

Скорость съемки (кадров в серии)

Видео и звук

Видео, пиксели

Звук видео

Звуковые комментарии

Диктофон

ЖК монитор, дюймы

Разрешение ЖК монитора, тысяч пикселей

Видоискатель****

Карты памяти

Питание*****

Размеры, мм

Дата анонса

Fujifilm X-A1

Fujifilm X-A1

16,3 мп 16-50 мм

f3.5-5.6 ois 3” 20 000 рублей.

Самый младший «системный» компакт Fujifilm X визуально почти ничем не отличается от X-M1 и выступает с ним в одной весовой категории. Остались 3-дюймовый поворотный экран с высоким разрешением, производительный процессор EXR II, дистанционное управление и беспроводная передача отснятого материала через Wi-Fi, приличный видеорежим и солидный набор вполне серьезных функций, многие из которых нечасто встречаются в аппаратах начального уровня.

Определяющим фактором в позиционировании X-A1 в качестве «первой буквы алфавита» Fujifilm X стал сенсор. Фирменный светоприемник X-Trans уступил место обычной КМОП-матрице со стандартной байеровской мозаикой цветных фильтров. Вернулся и антиалиасный фильтр, устраняющий муар, но несколько снижающий микрорезкость и уровень детализации снимков. Таким образом, подробной проработки мельчайших нюансов сюжета, которую обеспечивают фирменные сенсоры, установленные в старших по классу аппаратах, от этой модели ждать не приходится.

Технические характеристики:

Производитель

Средняя цена*

Размер, мм

Эффективных пикселей, млн

Объектив, фокусировка

Байонет (совместимая оптика)

Цифровой зум, кратность

Стабилизация изображения***

Фотосъемка

Светочувствительность ISO**

200-6400 (100, 25600)

Диапазон выдержек, сек

Сюжетные программы

Ручной баланс белого

Ведущее число встроенной вспышки, м

Подключение внешней вспышки

Формат изображения 3:2

Формат изображения 16:9

Скорость съемки (кадров в серии)

Видео и звук

Видео, пиксели

Звук видео

Звуковые комментарии

Диктофон

ЖК монитор, дюймы

Разрешение ЖК монитора, тысяч пикселей

Видоискатель****

Карты памяти

Питание*****

Размеры, мм

Дата анонса

Не так давно новинки Fujifilm серии X – X100, X-Pro 1, XE-1 и самая последняя X-M1 – своим выходом наделали много шума. Они позиционировались как отличнейшие фотокамеры – идеальное сочетание ретро-стиля и датчика, созданного по новейшей технологии, содержащее все необходимые функции для фотосъемки.

X-серия от Fujifilm состоит из уникальных камер многоцелевого применения, которые можно использовать как в свадебной, репортажной и коммерческой фотографии. Уважаемые мной фотоблоггеры мчались впереди друг друга, чтобы первыми поведать миру все превосходство этих легких чудо-камер. Они быстро развили культ, который перерос в огромную армию поклонников, мнящую X-серию Fujifilm божественной.

Будучи легко поддающимся влиянию и всегда охотным потратить деньги на новое оборудование, я, конечно же, купил парочку этих великолепных новинок – X100s и XE-1 с адаптером M Mount (для дополнительной совместимости с объективами байонета типа М).

Позвольте начать с оговорки, что камеры в самом деле отличные.

За свои деньги они прекрасны практически в любом аспекте, как и новый датчик. Ретро-дизайн камер напомнил мне мой сверхудобный дальномерный фотоаппарат Bessa, тонкий форм-фактор которого (относительно зеркальных аналогов) делал его легким для ношения в течение всего дня. Это было похоже на великолепную комбинацию всего, что мне было нужно от камеры, или, по крайней мере, как мне казалось. Будто в руках я держал фотоаппарат "Leica", но значительно менее дорогостоящий.

С этими камерами я был бы неприкаянный – неукротимая энергия бурлила бы во мне. Больше меня бы не сдерживали мысли, что придется тягать тяжеленную "зеркалку" весь день, – весь комплект этих камер я мог бы поместить в небольшую сумку на плечо и впредь не утомляться. С ними я никогда не пропустил бы удачный фотомомент, потому что фотоаппарат всегда был бы при мне – я бы превратился во всеми уважаемого гуру уличной фотографии.

Кроме этого, я мог бы работать более скрытно, быстро, незаметно и тихо – идеальные условия для того, чтобы увидеть и сфотографировать необычное в мирской повседневности. Мои фотографии стали бы другими, моя жизнь изменилась бы, и счастье было бы не за горами... Так я думал…

Однако, вопреки всем моим ожиданиям, с приобретением камер я не стал "гением" уличной фотографии и ничего другого в этом роде не случилось. Напротив – я понял, что мои фотографии просто ужасные, хотя это произошло и не сразу.

Должно быть, я пребывал в своего рода стадии отрицания очевидного, будучи скорее влюбленным в идеальный образ непревзойденного баланса белого и передачи тона кожи, обеспечиваемых датчиком X-trans, а не реально оценивал то, что снимаю. Но, бросившись с нетерпением просматривать фотографии, сделанные революционными новинками, я постепенно пришел к выводу, что я действительно сплоховал.

Все казалось ужасным и очень шаблонным. Было несколько снимков, сделанных на ходу с платформы в ожидании следующего поезда… те же фотографии в баре, куда я захожу регулярно… и выглядело это печально. За исключением того, что я мог носить фотоаппарат повсюду с собой, все остальное осталось прежним. Я все так же чаще смотрел в свой телефон, нежели обращал внимание на окружающее. Единственные пара случаев, в которых я использовал фотоаппарат, – когда мне пришлось стоять на определенном отрезке пути, т. е. на пешеходном переходе либо ожидая на поезд.

Я сам себе навеял некое смешное убеждение, что с новым устройством я изменю свой подход к фотографии, внезапно начну замечать больше интересных моментов, происходящих на улице. Но ничего такого не произошло – X-серии Fujifilm удалось лишь напомнить мне, как плохо я снимаю и сколькому многому мне еще нужно учиться.

Хоть камеры Fujifilm дали мне пинка, напомнив, что мне нужно еще расти, для меня это полезно. Было бы глупо думать, что простое ношение с собой камеры по улицам приведет к получению лучших фотографий. Я поддался на ажиотаж, однако мне следовало быть умнее.

Любой жанр фотографии, будь-то портретный, свадебный или уличный (стрит), требует от фотографа дисциплины и концентрации на оттачивании своих навыков. Уличная фотосъемка подразумевает путешествия в поиске интересных мест и людей. От вас требуется смелость начинать разговор с людьми на улице. Мне это сложно удается.

Но в более широком представлении, среди всего разнообразия неблагодарных, сложных и опасных видов деятельности, это не такое уж и сложное задание – заговаривать со случайными незнакомцами, чтобы получить фотографию. Поэтому постает выбор: выйти на улицу и действительно попробовать сделать снимки, которыми можно было бы гордиться, или сидеть, сложа руки, не покидая собственной зоны комфорта, и так и не создать ничего стоящего. Так как последнее для меня сродни отказу от воды, думаю, из вариантов мне остался лишь один.