Определение лирического. Что такое лирика

Лирика

ЛИ́РИКА -и; ж. [от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры, чувствительный]

1. Один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора; произведения такого рода. Русская классическая л. Л. Лермонтова. Пушкинская л. Любовная л.

2. Элемент, часть какого-л. произведения, в котором отражаются мысли и чувства автора. Л. газетной статьи. В романе больше лирики, чем эпоса.

3. Разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональный элемент преобладает над рассудочным; чувствительность. Впасть в лирику. Удариться в лирику (стать чувствительным, излишне эмоционально относиться к чему-л.).

Лири́ческий (см.).

ли́рика

(от греч. lyrikós - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение . Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты VI-VIII вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А. С. Пушкин, А. А. Блок.

ЛИРИКА

ЛИ́РИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение (см. СТИХОТВОРЕНИЕ) . Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А. С. Пушкин, А. А. Блок.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "лирика" в других словарях:

    ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… … Литературная энциклопедия

    Лирика - ЛИРИКА. Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, не от… … Словарь литературных терминов

    Действующее вещество ›› Прегабалин* (Pregabalin*) Латинское название Lyrica АТХ: ›› N03AX16 Прегалабин Фармакологическая группа: Противоэпилептические средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› G40 Эпилепсия ›› G62.9 Полинейропатия… … Словарь медицинских препаратов

    ЛИРИКА, лирики, мн. нет, жен. (греч. lyrike). 1. Вид поэзии, преим. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально субъективных элементов. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская… … Толковый словарь Ушакова

    - (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество … Современная энциклопедия

    - (от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры) род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИРИКА, и, жен. 1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина. 3. перен. То же, что лиризм (во 2 знач.). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 7 задушевность (14) лиризм (10) миннезанг (1) … Словарь синонимов

    - (греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает… … Энциклопедия культурологии

    Лирика - (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное “я” поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЛИРИКА - (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь


Лирика (греч. - струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни и стихотворе­ния) - один из основных родов литературы, выделяемый на­ряду с эпосом и драмой. В пределах лирического произведе­ния действительность преломляется через чувства, мысли, впе­чатления, настроения автора (или героя). Основные черты ли­рического произведения: стихотворная форма, небольшой размер, эмоциональность, субъективность, выразительность всех художественных средств, отсутствие фабулы и событийно­сти, наличие лирического героя, наличие центрального образа-переживания (вместо описания события), обобщенный ха­рактер субъективных переживаний лирического героя.

Существуют различные формы лирического высказывания: монологическая (основная), диалогическая («Бесы» А.С. Пуш­кина), ролевая (стихотворения В. Высоцкого), объективная («Парус» М.Ю. Лермонтова), сюжетная («Песнь о вещем Оле­ге» А.С. Пушкина).

Как род литературы лирика зародилась в глубокой древнос­ти. Так, античная лирика возникла в VII в. до н.э. Основ­ные ее жанры: гимн, дифирамб, идиллия, пеан, ода, око­лия, френос, элегия, энкомия, эпиникия, эпиталама, эпи­грамма, эпитафия, ямбы. Античные поэты - Сапфо, Анакреонт, Катулл.

Поэзия Средних веков представлена в творчестве вагантов, трубадуров, труверов, миннезингеров и менестрелей. В твор­честве вагантов прослеживалась сильная связь с искусством античности. Ваганты (от лат. vagantes - бродяги) создавали застольные, студенческие, любовные, сатирические стихо­творения на латинском языке. Они пародировали основные формы религиозной литературы (видение, гимн, секвенция, литургия и т.д.). Основные жанры поэзии провансальских трубадуров (от прованс. trobar - «находить, создавать») - альба, пастореяла, сирвента, тенсона, плач, канцона, бал­лада, прение, эскондидж, дескорт. Главная тема поэзии тру­бадуров - куртуазная любовь, поклонение «Прекрасной Даме». Поэзия французских труверов (от фр. trouver - «находить», «придумывать») вначале была близка к фольклору. Они со­здавали песни - ткацкие, песни-жалобы на женскую долю, весенние, пасторали. Позже содержание этой поэзии расши­ряется: куртуазная любовь, морально-дидактические мотивы, религия - все это становится предметом творчества труверов. Миннезингеры (нем. Minnesinger - певец любви) - немец­кие лирические поэты. Основные темы миннезингеров - рыцарская любовь, крестовые походы, религия. Менестре­лями (лат. ministerialis - «слуга») называли в Средние века европейских поэтов-музыкантов, артистов, часто находивших­ся на службе у сеньора или придворных поэтов. Предмет их творчества - куртуазная лирика. Средневековье отмечено про­изведениями Данте, Ф. Вийона, Дж. Чосера, Вальтера фон ден Фогельвейде, эпоха Возрождения - сонетами Петрарки, XVI-XVII вв. — сонетами Шекспира.

В эпоху Возрождения и классицизма происходит обновле­ние и дальнейшее развитие жанрово-видовой системы. По­являются новые жанры - мадригал, сонет, во многом пре­ображаются старые - ода, сатира, элегия, идиллия.

В XIX веке европейская лирика переживает свой расцвет, связанный с творчеством Дж. Байрона, Б. Шелли, А. Мюссе, П. Верлена, И.В. Гете, Ф. Шиллера, Г. Гейне. В России гениальные образцы лирических жанров представлены в творче­стве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина.

Бурное развитие информационных технологий имеет свои негативные стороны. Гуманитарные науки оказываются незаслуженно забытыми, а ведь их название происходит от латинского слова humanus - «человеческий».

Далеко не каждый уверенный пользователь сети Интернет сможет дать внятный ответ на простой хрестоматийный вопрос: «Что такое лирика?».

Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента - лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.

Сегодня термин «лирика» широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям (пример: «оставим лирику, перейдем к делу»).

Словарь Ожегова классифицирует лирику как род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В словаре Ушакова формулировка несколько иная: там лирика описана как вид поэзии, выражающий личные настроения и переживания поэта. Существует множество изящных формулировок, но суть у них одна: лирика основывается на человеческих чувствах и переживаниях.


Лирика подразумевает искренность и откровенность, открытость чувств и эмоциональную утонченность. Основными лирическими жанрами являются стихотворение, романс и элегия. На первый взгляд эти поэтические жанры не пользуются сегодня высокой востребованностью, но на самом деле это не совсем так.

Лирическая поэзия широко используется, например, в текстах песен; многие популярные хиты по своей сути являются именно лирическими произведениями. Если вы припомните свои любимые песни, среди них наверняка найдется несколько образцов песенной лирики. Кстати, в музыкальной терминологии слово «лирика» тоже используется.

К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.

Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и .


Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.

Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты - Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.

Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика , которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.

Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.

А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Деревня», «Я вас любил», «Пророк», «Поэту», «К морю», «Я помню чудное мгновенье».

Н. А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Элегия», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей».

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное», «Я встретил вас», «Умом Россию не понять», «Осенний вечер», «Тени сизые сместились».


Классикой музыкальной лирики являются «Лунная» соната Бетховена, «Сказки венского леса» Штрауса, «Реквием» Моцарта.

Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.

Лирика (от греч. lyга -- музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ -- это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни -- природы и общества -- могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру,-- законченное художественное произведение, передающее внутренне завершённое состояние поэта.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несёт особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.

В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой.

В лирическом произведении через личное поэт передаёт жизненно важное, типическое. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить своё отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.

Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма.

Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич -- в Польше, Гюго -- во Франции, Байрон -- в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев -- в России).

Виды и тематика лирики

Существуют разнообразные классификации видов лирики.

Их различают по тематике:

· философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева)

· гражданская («К Чаадаеву» А.С. Пушкина, «Прощай, немытая Россия"» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия"» А. А. Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского)

· пейзажная («Осенний вечер» Ф.И. Тютчева, циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» А. А. Фета, “Зеленая прическа”, «Белая береза» С. А. Есенина)

· любовная («Я Вас любил» А.А. Пушкина, «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова)

· политическая («Наполеон», «Как дочь родную на закланье...» Ф.И.Тютчев) и пр.

Однако надо иметь в виду, что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства (ср., например «Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1825 г.» А. Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу…» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова, «Товарищу Нетте…» В. Маяковского и мн. др.). Чтение и изучение лирики разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека.

Выделяют следующие лирические жанры:

· Ода - жанр, который воспевает какое-либо важное историческое событие, лицо или явление. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол…» М. Ломоносова.

· Песня - жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня Мери из «Пира во время чумы» А.С. Пушкина.

· Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина.

· Послание - жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому-то лицу: «К Чаадаеву» А.С. Пушкина.

· Сонет - жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме. В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета: английский сонет, французский сонет.

· Эпиграмма - короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо: «На Воронцова» А.С. Пушкина.

· Сатира - более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый…» А.С. Пушкина. Сатиру часто относят к эпическому виду.

Такое деление на жанры очень условно, потому что в чистом виде они представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию, и послание.

Основная форма лирических произведений - стихотворение, но следует помнить о том, что лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях (таковы некоторые внесюжетные элементы «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя), и обособленные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева, многие рассказы И. А. Бунина).

  • Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός - «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

    «Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ - это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ - это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно сохраняет свое художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

    В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишен смысла.

    Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме - это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нем свое выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

    В лирику входят стихотворение, романс, послание, элегия.

    Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

    Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики - Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.