Остров коневец. Остров коневец и его тайны

Катер на Коневец отчалил без нас. Мы опоздали буквально на две-три минуты. Мужик на берегу сказал, что сегодня будет еще один рейс на остров. Надо ждать. Что ж, я купил во Владимировском сельпо бутылку карельской водки "Русский гарант" и расположился на берегу. Водка оказалась прекрасной - с чесноком и перчиком. На этикетке было написано, что сам товарищ Сталин пил эту водку и рекомендовал пить соратникам. Ну, раз сам... Я опрокидывал в себя стопку за стопкой, стопку за стопкой... Погода стремительно портилась, волна становилась все круче. К двум часам дня катер вернулся. На пассажирах не было нитки сухой. Капитан сказал, что в ближайшие три дня никуда не пойдет - шторм.

Ну, не обидно ли так облажаться? С пьяных глаз я отчетливо понял, что Коневецкие бесы не хотят пускать меня на остров. Или - не бесы? Когда в 1393 году новгородский монах Арсений возвратился в Россию с Афона, он намеревался поселиться на одном из отдаленных островов Ладожского озера. Не на Коневце. Буря прибила его лодку к этому острову. Арсений пытался плыть дальше, но волны дважды возвращали его назад. Он понял, что это неспроста, и остался. Так возник Коневецкий монастырь Рождества Богородицы, в котором на протяжении шестисотлетней истории подвизалось много замечательных иноков. Некоторые из них помянуты на страницах «Мест силы». Например, выходец из Адриан (основавший на Коневце Казанский скит) и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце же жил старец Исайя, который потом ушел восстанавливать . Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.

Но сейчас не о них, об Арсении. В его времена Коневец был безлюден. Туземцы боялись селиться на острове, потому что там водились духи. Обитали они в огромном камне высотой более четырех метров и весом где-то 750 тонн. У этого камня каждый год приносили в жертву коня. Отсюда и название камня - Конь-камень (я знаю и описал еще и с этим названием). Отсюда же и название острова - Коневец. В общем, Арсений увидел, что место было "пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным". Нечто вроде того острова, к которому прибило Просперо из Шекспировской "Бури". Но только Просперо был магом, а Арсений - православным монахом. Он не стал подчинять себе бесов, но взял образ Богородицы, принесенный им с Афона, и совершил вокруг Коня-камня крестный ход. А потом окропил камень святой водой. Тут бесы, жившие в нем, обратились в ворон и со зловещим карканьем улетели.

Говорят, что отправились они в сторону Сортан-лахты, то есть Чертовой ("сорт" - просто испорченное русское "черт") бухты, где бросились в воду. И потому теперь на Ладожском озере часто случаются внезапные бури. Это метеорологический факт. Но где же та бухта? На сайте Коневецкого монастыря сказано, что теперь она называется бухта Владимирская. То есть - та самая, на берегу которой, кляня непогоду и собственную нерасторопность, я допивал свою водку? Но, может быть, это еще какое-то место на Ладоге. Например, Сортавала, центр финского алкогольного туризма в Карелии и пристань, откуда ходят кораблики на Валаам, еще один знаменитый остров силы на Ладожском озере.

Допив водку, я решил объехать озеро по кругу, поискать другие места, где фонтанирует сила. Не ждать же у моря погоды три дня в этой Чертовой бухте. Валентина, моя подруга и водительница, села за руль, и мы двинулись. Настроение было паршивое, мы ехали медленно. Лил страшный дождь, и дорога за ним была почти что не видна. Но вот что забавно: уже под Шлиссельбургом дождь вдруг прекратился. И ветер утих. А наутро выглянуло солнце, как бы подтверждая, что на Коневце меня просто не хотят видеть. Ну, не хотят и не надо. Обогнув Ладожское озеро с юга и востока, найдя много мест, о которых еще буду рассказывать (см. , и ), на третий день пути я оказался на пристани в Сортавале (в прошлом - Сердоболе), где ожидал корабля на Валаам.

Волнение на озере еще не до конца утихло, так что было неясно, удастся ль уплыть. Муторное ожидание. Вдруг из Москвы позвонил мой приятель по "Независимой газете" Миша Карпов и сообщил, что при странных обстоятельствах погиб наш общий друг Женя Александров. Вроде - убит. Мне стало совсем плохо. Да тут еще подошел какой-то придурок с газетой и поинтересовался: "А ваш кобель вас еще не кусал?" Я объяснил, что скорей небо упадет на землю и Нева потечет вспять, чем мой благородный кобель укусит меня. На что человек заметил, что ни в чем нельзя быть уверенным. Вот, он показал газету, тут пишут, что совершенно домашняя собака ни с того ни с сего загрызла хозяина. Я поспешил отойти от безумца.

Побывав на Валааме, я все-таки решил попытаться добраться до Коневца. Приехал во Владимировку. Погода отличная, у пирса корабль, готовый отплыть через час. Все складывалось прекрасно. Только возникла проблема с собакой. Ее не хотели сажать на пароход. Я предложил заплатить за животное как за взрослого туриста. "Да не в том дело, - сказала девушка, пропуская нас, - просто там есть пес, который дерет приезжих собак. Смотрите, под вашу ответственность". Я не придал ее предупреждению никакого значения, поскольку мой Осман (см. его фото и ), даром что лабрадор, умеет за себя постоять. Но первый же встретившийся на острове монах, сказал, чтобы мы оставили собаку на корабле. Почему? "Потому что наш Тютя не выносит чужих", - был ответ. А кто такой Тютя? "Увидите, но лучше оставьте собаку". Я не послушался.

Когда мы увидели Тютю, никаких опасений он у нас не вызвал: нормальная дворняга, даже - не из самых крупных. Рядом с ним была Марта, его жена, как объяснили паломницы. Осман с Тютей сблизились, встали в боевые позиции, порычали и вдруг бросились друг на друга. Мой действовал четче: ему удалось схватить Тютю за ухо и оказаться сверху. Сказался большой опыт драк с московскими стаффордширами. Добить дворнягу было теперь делом техники. Но я решил, что гость не должен так поступать, и стал оттаскивать своего пса за ошейник. Это было грубейшей ошибкой. Как только хватка ослабла, Тютя вывернулся, вцепился в шею Османа и уже подбирался к сонной артерии. Что было - смотреть? Нет, надо их разнимать. На Тюте не было ошейника, так что пришлось голыми руками лезть к нему в пасть, раздвигать его челюсти. Но чуть я раздвинул их, мой боевой лабрадор вскочил на ноги и - о, бля! Он целил в Тютину шею, но в сутолоке промахнулся. Его зубы со стуком сомкнулись на запястье моей левой руки, все еще пытавшейся удерживать Тютю.

Так я оказался покусан собственной собакой. Сбылось пророчество, бывшее мне через безумца из Сортавалы. Сейчас, когда я смотрю на шрамы, оставленные моим верным песиком, я думаю, что все могло обернуться значительно хуже. Зубы наткнулись на кость, не задев никаких важных сосудов. Подоспевшие монастырские рабочие помогли разнять собак. Хорошо еще, что у Тюти в душе оказался строгий запрет на покус человека, а иначе бы - что осталось от моих рук, побывавших в его пасти? Не знаю. Монах, исполнявший послушание лекаря, осмотрев мои раны, сказал: "Ничего". И помазал их каким-то снадобьем. Я было завел разговор, что надо бы промыть раны и, может быть, сделать укол. Но он возразил: "У вас ведь собака здоровая? И наш Тютя здоров. Не беспокойтесь. Вот, если бы вас укусил человек, тогда было бы плохо. Я в прежние времена встречал человеческие покусы, вот это долго не заживает. А у вас все пройдет моментально". Действительно, раны зарубцевались стремительно. Преподобный Арсений помог. Уже назавтра моя опухшая рука зажелтела и пошла на поправку.

Позже рабочие, помогавшие мне растащить собак, объяснили, что Тютина бабушка была волчицей. Когда Тютя взматерел, он загрыз всех кобелей, живших на острове. Впоследствии он загрызал всех своих сыновей, как только они вырастали и становились ему конкурентами. Естественно, он всегда готов загрызть и любых кобелей, привозимых на Коневец. В какой-то момент монахи, как ни любили этого славного пса, поняли, что Тютя слишком много себе позволяет. И решили отправить его на материк, поскольку - ну, действительно, нехорошо держать в святом месте прирожденного убийцу. Но в той деревне, куда его привезли, неистовый Тютя загрыз не то 11, не то 13 собак (сколько точно, не помню, но - всех), и его вернули на остров.

Допускаю, что все эти подвиги Тюти только легенда, но все же - возникшая не на пустом месте. Вообще, волк - одна из самых таинственных тварей на свете. Его создал черт, но - не смог оживить. Бог вдохнул в волка жизнь, и волк сразу вцепился зубами в ногу создателя (черта). Отсюда амбивалентность преданий о волке: он и враг, и помощник. Он друг и святых, и нечистых. Местные видят в Тюте скорей прирученного волка: дикого зверя, живущего среди людей под видом доброй собаки. После нашей отчаянной схватки, я увидел в нем воплощение духа этого острова, нечто вроде тех бесов, которых когда-то изгнал из камня Арсений. Они утонули? Да полноте, духи не тонут. Они вернулись сюда в виде внука волчицы. И если раньше жертвами духа этого места были кони, то теперь вот - собаки. А потом еще кто-то будет. В конце концов, со времен Антония Великого известно, что бесы - побочный продукт аскетического производства святости. Были б подвижники, бесы найдутся.

Поверьте, я не держу зуб на Тютю. Я его хорошо понимаю. Когда через час после драки мы встретились (моего кобеля уже приютили сердечные люди из психбольницы, расположенной рядом с монастырем), он явно был недоволен мной. Еще бы - какой-то пришелец не позволил ему исполнить свое предназначение. Привез собаку на остров, но не дал ее в жертву. Зачем же тогда привозил? Тютя ворчал. Потом он поднял глаза, говорящие: "Ну, что с вами делать, с профанами". Скорбно вздохнул. Принял кусок сыра, предложенный мною в знак примирения (и компенсации: агнец за искомого Исаака), и заковылял к своей Марте. Шерсть на его шее была совершенно пропитана кровью.

Что же касается мистической топографии Коневца, то без собаки, натасканной на поиски мест силы, мое обследование острова оказалось неполным. Тем не менее, из того, что случилось со мною на острове и по дороге к нему, явственно следует: дух Коня-камня продолжает морочить приближающихся к нему странников. Вот я был многократно предупрежден о том, что на Коневце должно что-то случится, но - продолжал маниакально стремиться туда. Как будто бы пелена затмила мой глаз, натренированный схватывать всякого рода приметы и знаки. Как будто меня погрузили в сон, ход которого я не мог контролировать. Сделали бессознательным участником странной мистерии. И таким методом кое-что показали.

Сдается мне, что блазнить - в характере камня Коня (в этом смысле схожего с Коньком-Горбунком). Когда-то он пленил преподобного Арсения, не позволил ему уплыть. Почему? Может, Арсений должен был сыграть роль Одиссея, развязавшего Эолов мех на Ладоге? А может, камню надо было очиститься от бесов, обитавших в нем? Кто знает. Люди считают, что это они, а вовсе не камень, определяют течение жизни на острове. И в знак мнимой власти над камнем оставляют на нем следы. В результате деяний Арсения Конь-камень оказался оседлан часовней. Приглядевшись, можно различить на нем и петроглифы. Изображение бесов? Похоже. Хотя кто-то мог просто нагадить. Как один из великих князей, посетивший священное место и оставивший в память об этом на камне табличку (теперь, правда, снятую). Выглядит это, как "Здесь был Коля". Тупой вандализм. Собаки куда деликатней.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА - АРХИВ МЕСТ СИЛЫ -

Коневец: Остров которого не было
http://bagira.guru/puteshestviya/ostrov-kotorogo-ne-bylo.html

Ладожское озеро, Валаам — кому не знакомы эти названия? А вот про то, что на Ладоге есть ещё один остров, Коневец, существование которого окутано вековыми легендами, мало кому известно. Раньше Коневец даже не был обозначен на карте, так как на нём располагалась военная база, занявшая всю территорию острова. В зданиях монастыря и в церкви хранились запасы различного оружия, в том числе и химического, что нанесло огромный урон фрескам и прочим историческим ценностям.


Валаамский двойник

Остров Коневец находится в Ладожском озере, в 5 км от западного берега. В этом месте мыс будто бы врезается в воду, образуя бухту. Жившие в этих местах до 9-го века финно-угорские племена, предки нынешних карелов, называли Коневец Рантасаари, что в переводе означает «прибрежный
остров». До 14-го века карелы использовали эту территорию для выпаса лошадей.

Коневец значительно меньше Валаама, он тянется всего на 5 км в длину и на 2 в ширину. Климат здесь суровый: зима длится почти пять месяцев, да и лето не радует тёплом. Температура воздуха редко поднимается выше 20°С. В наше время Коневец прославился благодаря Коневскому Рождество-Богородичному монастырю.

Большая история маленького острова

Своё название остров получил по огромному валуну — Конь-камню, одной из местных достопримечательностей. По некоторым сведениям, в этих местах до 14-го века проводились тайные языческие обряды, и этот мегалит был местом — жертвоприношений язычников. В определённые дни на остров отправлялись ладьи со жрецами, которые приносили в жертву языческим богам коня.

В 1393 году новгородский монах Арсений возвращался с Афона на землю Русскую, намереваясь поселиться на одном из островов Ладожского озера. Заставшая его в пути буря прибила лодку к Коневцу. Несколько раз Арсений пытался отчалить от острова и продолжить свой путь, но волны снова и снова возвращали его обратно. Он понял, что это не случайно, и решил остаться. На берегу Арсений встретил рыбака, от которого и узнал о жертвоприношениях.


В то время Коневец был почти безлюден. Люди боялись там жить, считалось, что в огромном валуне, названном Конь-камнем, обитали духи. Впечатления Арсения от увиденного были довольно мрачные: «Пуще дремучего леса ужасом бесовским окружённый». Он взял образ Богородицы, принесённый им с Афона, и совершил вокруг Конь-камня крёстный ход, а затем окропил валун святой водой. Согласно житию святого Арсения, после этого обряда духи вышли из камня, превратились в чёрных воронов и улетели прочь, к противоположному берегу Ладожского озера, к Чёртовой бухте, где бросились в воду. В наши дни эта бухта называется Владимирской.


Именно тогда вместе с бесами с острова исчезли и змеи, которых там нет до сих пор. Впрочем, существует и более реальная версия исчезновения змей на Коневце. На острове в советское время исследовали различные радиоактивные вещества и испытывали действие этих веществ на животных. А потом всё оставшееся от таких экспериментов тут же и закапывали.


Православные монахи, поселившиеся на Коневце, возвели на вершине камня деревянную часовню. Однако точную дату строительства первой часовни учёным установить не удалось. Известно только, что, поскольку остров подвергался неоднократным нападениям и разорениям со стороны шведов, она отстраивалась заново в 1815 и в 1895 годах.


Арсений Коневский основал на острове православный мужской монастырь, в соборе которого хранилась уникальная святыня, привезённая им с горы Афон, — чудотворная икона Божьей Матери, аналогов которой в мире не существует. На ней изображена Богородица с Младенцем, играющим с птенцом голубя, символизирующим духовную чистоту.

К сожалению, первые монастырские строения не сохранились до наших дней: в результате всё тех же вторжений шведской армии они были разграблены и разрушены. Только в конце Северной войны, после того как остров стал владением России, монастырь начал отстраиваться заново. Но длилось это недолго.

После революции, забрав с собой главную святыню собора, монахи бежали в Финляндию, где она и хранится сейчас в Ново-Валаамском монастыре. А после Второй мировой войны Коневец и вовсе исчез с карт, так как на нём воцарилась власть военных.


После распада СССР, в 1991 году, Коневецкая обитель стала одним из первых монастырей, которые было решено вернуть Русской православной церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения, скрытые от шведов в 1573 году. Двадцать монахов вернулись на Коневец и начали восстанавливать монастырь.

Кроме доходов от своего натурального хозяйства, в наше время они получают приличную помощь извне. Монахи сами пекут хлеб, изготавливают сыр, у них есть огород и немного домашнего скота. Отопление на острове по-прежнему осуществляется дровами,а передвижение — на санях. Электричество имеется только в доме, оставленном военными, да и то автономное. К 2004 году монастырь в основном восстановили.


В Коневецком монастыре Рождества Богородицы на протяжении 600-летней истории жили много известных иноков. Например, выходец из Монахова рва Адриан, основавший на Коневце Казанский скит, и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце жил и старец Исайя, который потом ушёл восстанавливать Важеозёрскую пустынь. Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.

Места силы

Самым интересным местом Силы на острове является Конь-камень. Этот ледниковый валун, ровесник Ладожского озера, поражает своими огромными размерами: длиной 9,2 м, шириной 6,4 м, высотой более 4,3 м и весом более 750 тонн. Этот древний дохристианский алтарь, на котором приносились жертвы духам, оберегающим пастбища, считается самым энергетически ярким объектом острова.

Никто не станет спорить, что Конь-камень — место сильное. Оно таковым было бы даже в том случае, если бы на нем никаких жертвоприношений не проводилось вообще, ведь мегалит немало повидал на своём веку. Этому камню тысячи лет. Он старше египетских пирамид.

Есть на острове ещё одно интересное место — Змеиная гора. В христианские времена оно приобрело дурную славу, в основном из-за названия. В древности Змеиная гора служила местом уединения и размышления. Возможно, поэтому она была выбрана для постройки скитов православными старцами Зосимой и Василиском в конце 18-го века.

Удивительно другое: на Змеиной горе не осталось ничего от келий пустынников, только крест, установленный уже в наше время. У Змеиной горы (змей давно нет, а название сохранилось) интересная энергетика — спокойствие, умиротворение, созерцательность.
Остров Коневец поможет тем, кто потерял жизненные ориентиры, запутался в проблемах, устал от суеты. Но, чтобы в полной мере почувствовать энергетику древнего острова, лучше отправиться туда в одиночестве, подойти к Конь-камню, дотронуться до его шершавого бока.


Дорога к храму

Ближайший к Коневцу город Приозерск находится от острова в 40 км, если говорить о водном пути. А вот до Санкт-Петербурга водный путь совсем не близкий, около 170 км. Попасть на остров можно в период летней навигации на туристических теплоходах. Есть ещё один вариант. Сначала надо доехать на пригородной питерской электричке или автобусе до посёлка Сосново (Приозерское направление), затем — на рейсовых автобусах до посёлка Владимировка. Отсюда придётся добираться до острова на частном катере (если ещё не встал лёд), а позже можно дойти по льду пешком, это около 5 км.

Лучше не приезжать на Коневец поздней осенью: навигация уже закончилась, а лёд недостаточно крепок, чтобы можно было по нему безопасно перемещаться. Остановиться на острове на ночлег можно тоже по-разному: в палатке, поставленной вами в лесу, в монастыре или в небольшой монастырской гостинице для паломников.

Галина Минникова

14.01.2017

Каждому, кто интересуется русской историей, известен остров Валаам – знаковое место для паломников и один из центров духовной культуры нашей страны. Но мало кто знает, что всего в полусотне километров от Валаама, на западе Ладожского озера, располагается остров Коневец, колыбель древней святыни – обители чудотворца Арсения Коневского.

Остров на Ладоге

Площадь Коневца в 3,5 раза меньше площади острова Валаам, а его ландшафт составляют в основном холмы и крутые обрывы. Восточная часть побережья изобилует небольшими заливами, которые лежат между выдающимися в озерную гладь многочисленными мысами. В глубине острова расположен 750-тонный гранитный валун – Конь-камень, бывшее культовое место язычников, используемое ими для жертвоприношений. От названия этого камня и произошло название острова.

Живописную природную композицию Коневца дополняет бухта, в старину носившая название Чертовой, а в наше время переименованная во Владимирскую. Дорога от бухты до Коневца на катере займет около часа. А вот ближайшие к острову населенные пункты отделяет от острова гораздо большее расстояние: 40 км по воде до Приозерска – райцентра в Ленинградской области, и 170 км до Петербурга.

Основание и развитие обители

Монастырь Рождества Богородицы был основан на острове иноком Арсением Коневским в конце XIV века. В это же время монахи начали возводить на Коневце храм. Но в первые годы XV века из-за регулярных наводнений монастырские постройки были перенесены с побережья на островные возвышенности.

Мужской монастырь располагается там по сей день, являясь главной достопримечательностью острова.

Коневец дважды подвергался нападению шведских войск, которые в XVII веке до основания разрушили монастырь. Монашеской братии пришлось срочно перебираться в новгородские земли и просить убежища в Воскресенской обители.

Только в 50-х годах XIX века, когда остров входил в состав Финляндии, постройки на Коневце были воссозданы практически в своем первозданном виде. Для монастыря началась благодатная пора – его посетил Александр II, писатели Николай Лесков и Александр Дюма, поэт Федор Тютчев и многие другие видные деятели русской и зарубежной культуры.

Коневец в ХХ веке: от упадка к возрождению

Революция 1917 года не отразилась на укладе островной жизни, так как Коневец в то время еще находился под юрисдикцией Финской Республики. Однако, численность монашеской братии сократилась, потому что никто из российских священников не хотел поступать на службу в Рождество-Богородицкий монастырь.

Незадолго до войны СССР с Финляндией в 1939 году монахи покинули остров и вывезли с него несколько колоколов и иконостасов, однако, большая часть утвари осталась на Коневце, занятом финскими войсками.

После окончания советско-финляндской войны монастырская братия возвратилась на остров и принялась восстанавливать разрушенный и разоренный монастырь.

Но в 1944 году, когда Коневец перешел к СССР, монахам пришлось покинуть остров и перебраться в Финляндию.

И только в конце XX века монастырская жизнь на Коневце возродилась – около 20 иноков поселились на острове, построили пекарню, занялись производством сыра и завели домашний скот. В наши дни братья живут не только за счет дохода от пекарни, сыродельни и фермы, но и за счет помощи, которую оказывают обители Русская православная церковь и финское общество «Коневец».

Храмовый комплекс

Главной достопримечательностью Коневца считается храм Рождества Пресвятой Богородицы, в котором располагается рака с мощами чудотворца Арсения, а также икона Коневской Божьей Матери.

Невзирая на то, что на протяжении нескольких столетий храм неоднократно был разрушен и отстраивался вновь, его архитектура сохранила традиции древнерусского зодчества. Однако, в облике храма угадываются черты, присущие барокко и классицизму. Но в целом строение отличается удивительно гармоничной композицией.

Недалеко от храмового комплекса расположены хозяйственные постройки: хлева для животных и конюшня, а также избы для скотников. Возле храма также можно увидеть пару основательных строений – паломническую гостиницу и дом для трудников (сезонных работников).

Часовни

Часовня, сооруженная на Коневце во имя Николая Чудотворца, покровителя морских путешественников, видна издалека – ее высота превышает 7 метров. Благодаря тому, что Никольская часовня расположена возле пристани, она является первой островной святыней, которую видят паломники, ступившие на берег Коневца. Каменная часовня с аскетичным убранством была основана в XIX веке игуменом Илларионом – автором монастырского устава.

На месте креста, собственноручно установленного иноком Арсением в последние годы XIV века, спустя пять веков построили часовню во имя Успения Божьей Матери. В наше время Успенская часовня представляет собой красивейшее сооружение Коневца. Стены здания выполнены из резного дерева в старорусском стиле с добавлением восточного колорита. Переступив порог часовни, можно увидеть иконы, на которых изображены Арсений-чудотворец и святитель Евфимий.

Скиты

На месте постройки первого монастырского комплекса, в бухте, расположен Коневский скит. Он был основан в конце XIX века и представлял собой красивейшую пятикупольную церковь из белого камня и здание келейного корпуса высотой в два этажа. Гордостью церкви считался резной иконостас, отделка которого напоминала малахитовый камень.

Но в годы Великой Отечественной войны скит подвергся разрушению. Лишь в 2003 году здания церкви и келейного корпуса были отреставрированы.

К северу от Успенской часовни, на холмистой возвышенности, окруженной сосновым бором, расположен Казанский скит. Часть сооружений, входящих в состав скита, были возведены при жизни Арсения-чудотворца и по счастливой случайности дошли до наших дней в первозданном виде.

В центральной части скита расположен храм, возведенный в конце XVIII – начале XIX века в стиле древнерусского зодчества. Храм окружают холодные летние и теплые зимние кельи монашеской братии, трапезная комната и кладовые. Территория Казанского скита обнесена оградой, по краям которой расположены еще две маленьких пристройки – летние сени и еще одна келья.

Святая гора и Конь-камень

Если обойти Казанский скит с левой стороны, можно выйти на тропинку, ведущую к Святой горе. Пройдя по петляющей тропе через многочисленные холмы и лесные заросли, вы окажетесь у северного подножия Святой горы, возле которой расположен Конь-камень. Этот гигантский валун получил свое название из-за сходства с лошадиным черепом. С Конь-камнем связано множество легенд и мистических историй. До прихода на остров инока Арсения язычники устраивали возле валуна обряды, на которых в жертву приносили лошадей. Окропленное кровью место служило прибежищем злых духов, которые были изгнаны с острова иноком Арсением. По преданию, черные духи улетели в сторону бухты, которая впоследствии получила название Чертовой. После изгнания «бесовской силы» основатель Коневского монастыря построил на Святой горе маленькую келью, где прожил три года в одиночестве.

В дальнейшем, при возведении первых монастырских строений, на вершине Конь-камня была установлена маленькая деревянная часовенка. Как и многие строения, данная часовенка несколько раз подвергалась разрушению. Часовня, которую можно лицезреть на валуне в наши дни, была возведена в последние годы XIX века. Отличительной чертой ее архитектурного облика являются декоративные резные оконные наличники. Внутрь часовни можно попасть, поднявшись по простой деревянной лестнице. Внутреннее убранство отличается скромностью и простотой: стены и потолок выкрашены белой краской, в центре зала находится аналой для чтения молитв и несколько икон.

Памятка паломнику

Попасть на остров можно следующим путем. С Финского вокзала Санкт-Петербурга на электричке нужно добраться до поселка Громово, который находится Приозерском районе Ленинградской области. В Громово нужно пересесть на автобус, следующий до Владимирской бухты. Так вы окажетесь на берегу Ладожского озера. На остров Коневец в период навигации вас довезет монастырский катер. Такая поездка по времени займет около часа. Однако, отправляясь в путь, необходимо учитывать следующие особенности: катера ходят не по расписанию, и капитан катера не пустит вас на борт без разрешения Паломнической службы монастыря.

В зимнее время от бухты до острова можно дойти пешком по льду Ладожского озера. Но следует помнить, что выход на лед также должен быть согласован с Паломнической службой или настоятелем монастыря.

Коневец – это остров в Ладожском озере (Ленинградская область, Приозерский район, вблизи д.Владимировки). На острове находится Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

Остров Коневец и Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь на карте:

Вообще о Коневце ходит множество легенд. О том, что этот остров сначала облюбовали карелы. Будучи язычниками, они приносили богам в жертву лошадей на огромном валуне (сейчас он называется «конь-камень»). На рубеже XIV- X V веков сюда пришел преподобный Арсений. Он христианскими обрядами решил побороть языческие. И давай нечисть всякую поливать святой водой. Свидетели говорят, что все языческие духи вдруг превратились в воронье и улетели прочь с острова. И змеи тоже куда-то уползли. Утверждают, что до сих пор Коневец – единственный остров в Ладожском озере, на котором нету змей. И мы их там тоже не встретили.

А может гадов ползучих там нет по другой причине? Ведь ходят слухи, что на острове в советское время исследовали различные радиоактивные вещества. И не просто изучали их химические формулы, а испытывали действия этих веществ на животных. А потом все результаты таких экспериментов тут же и закапывали. Так что, кто знает, что еще таит в себе этот остров. Может лучше не рисковать, и надолго здесь не задерживаться.

Когда мы были на острове Коневец, то всего этого не знали, т.к. оказались там случайно. Возвращались в Петербург из Приозерска, решили свернуть во Владимирскую бухту и узнать на будущее, как добраться до Коневца. На берегу три местных жительницы торговали черникой и копченой рыбкой. Муж одной из них занимался доставкой желающих на остров. Женщины сразу же организовали нам плавсредство и любезно предоставили мне платок и длинную юбку (монастырь все-таки мужской, а я неподготовленная в коротком сарафанчике с ого-го каким декольте). А еще меня пытались обнадежить, что юбку иногда стирают. В сам монастырь мы в итоге не заходили, так что воспользоваться экипировкой не пришлось:).

Мы прошлись по длинному пирсу, где нас ожидал капитан Сергей на борту своего скоростного судна. Вскоре мы отчалили от берега:

Минут пятнадцать сумасшедших скачек по волнам и нас встречает величавый Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь :

А вот он во всей своей красе:

Причал острова Коневец:

А вот и монастырская лодка:

Пляжи на острове Коневец восхитительные:

Но купаться тут не принято. Святые места как-никак. Да и вспоминая о радиоактивных загрязнениях в этих краях, как-то самому не захочется лезть в воду. Но мы этого не знали, и в этот жаркий день озеро так и манило нас в свои свежие холодные объятья.

Скоро солнце сядет, пора вызывать капитана Сергея.

Еще 15 минут, и мы вернемся на «большую землю»:

Позже мы узнали, что на острове Коневец много чего еще интересного есть, и «Конь-камень», и другие часовни и скиты, и затопленные корабли. Вот что значит отсутствие интернета, когда заранее не подготовились.

Если вы хотите добраться на остров Коневец, то эта информация может вам понадобиться:

Частный извозчик Сергей: +7 921 633-33-16

Коневский монастырь: +7 812 571-71-94

Если кто-то из читателей здесь побывал и может дополнить статью, будем очень рады вашим комментариям, ведь они кому-то могут пригодиться!

Плавали на остров Коневец

Марина и Костя Саморосенко

Полезные статьи:

Остров Коневец расположен в юго-западной части Ладожского озера; от берега его отделяет водное пространство (около 6 км), которое корабль в тихую погоду преодолевает за 40 минут. Наибольшая длина острова не превышает 8 км, а ширина равна в среднем 3 км. Название острова происходит от Конь-камня, валуна весом более 750 тонн, до конца XIV века служившего жителям побережья местом языческих жертвоприношений. Время основания Коневского Рождество-Богородичного Монастыря - конец XIV века.

Всю информацию про монастырь и остров можно найти на официальном сайте монастыря - www.konevets.spb.ru

Как добраться самостоятельно:
1. Электричкой от Финляндского вокзала: электричка должна быть до Кузнечного и ехать на ней надо до платформы Громово. От платформы Громово далее на автобусе, который якобы идет от Громово до бухты Владимирская около 10:00. Вечером автобус отправляется в обратном направлении из бухты около 18:00. Однако на личном опыте информация об автобусе не проверена.
2. На автомобиле: следуем по Приозерскому шоссе до поворота направо на поселок Плодовое и сворачиваем в этот поворот. В поселке Плодовое главная дорога будет уходить влево – по ней и надо ехать. Далее проезжаем через Уральское, Солнечное на Заостровье. В Заостровье – свернуть направо на грунтовку. И последний отрезок пути - примерно 5 километров по мерзкой ребристой грунтовке до Владимировки, где и находится причал с катерами. От пристани регулярно (по крайней мере в течение всего лета по субботам и воскресеньям) ходят катера до Коневца. Время в пути на катере - примерно 35 минут. Есть большой катер (на нем, наверное, плавают те, кто заказывает экскурсии), еще одна какая-то ржавая баржа, пара местных жителей на частных маленьких катерах. Баржа идет медленнее катеров, но стоит дешевле. Оптимально быть на причале не позднее 10:00 (но ленивые и заспанные могут подъезжать и к 12:00, все равно, скорее всего, уплывут).


Маяк на выходе из Владимирской бухты


Коневский Рождество-Богородичный монастырь


собор Рождества Пресвятой Богородицы


он же


Монастырское каре


собор Рождества Пресвятой Богородицы. Верхний храм, реставрация


Башенка монастырского каре


В нижнем храме


Монастырские постройки


Успенская часовня по дороге на Святую гору


Коневский скит


Коневский скит. Детали


На острове - почти кристальной чистоты пляжи и лес, что очень большая редкость в наше время. Так что товарищи туристы и им сочувствующие - остров не загаживаем и все бытовые отходы уносим с собой!


Конь-камень


Казанский скит


Он же


гора Святая


бухта Владычная


Побережье западной части острова