Православие - это направление в христианстве. Религия. Главные различия православия от католицизма

Православие - не христианство. Как появлялись исторические мифы

Греко-Кафолическая ортодоксальная (правоВерная) церковь (ныне РПЦ) стала называться правоСлавной только с 8 сентября 1943 года (утверждено указом Сталина в 1945 году). Что же тогда именовалось Православием в течении нескольких тысячелетий?

«В наше время в современном русском просторечии в официальном, научном и религиозном обозначении термин «православие» применяется к чему-либо относящемуся к этнокультурной традиции и его обязательно связывают с Русской Православной Церковью и христианской религией (иудео-христианской религией – ред ).

На простой вопрос: "Что такое православие" любой современный человек, не задумываясь, ответит, что Православие – это христианская вера, которую приняла Киевская Русь во времена правления князя Владимира Красное Солнышко от Византийской империи в 988 году нашей эры. И что Православие, т.е. христианская вера существует на русской земле уже больше тысячи лет. Ученые от исторической науки и христианские богословы в подтверждении своих слов заявляют, что самое раннее использование слова Православие на территории Руси фиксируется в «Слове о Законе и Благодати» 1037 – 1050-е года митрополита Илариона.

Но так ли оно было на самом деле?

Советуем внимательно прочитать преамбулу к федеральному закону о свободе совести и о религиозных объединениях, принятому 26 сентября 1997 года. Обратите внимание на следующие моменты в преамбуле: «Признавая особую роль православия в России…и далее уважая христианство , ислам, иудаизм, буддизм и другие религии…»

Таким образом, понятия Православие и Христианство не тождественны и несут в себе совершенно разные понятия и значения.

ПравоСлавие. Как появлялись исторические мифы

Стоит задуматься, кто же участвовал в семи соборах христианской (иудео-христианской – ред. ) церкви? Православные святые отцы или все же Правоверные святые отцы, как это и указано в оригинале Слова о Законе и Благодати? Кем и когда было принято решение о подмене одного понятия на другое? И существовало ли когда-либо в прошлом упоминание о Православии?

Ответ на этот вопрос дал Византийский монах Велизарий 532 год н.э. Задолго до крещения Руси вот что он написал в своих Хрониках о славянах и их обряде посещения бани: « Православные словены и русины – дикие люди, и житие их дикое и безбожное, мужи и девки вместе запиращися в жаркой истопленной избе и истяжаша телеса своя….»

Мы не будем обращать внимание на то, что для монаха Велизария обычное посещение славянами бани показалось чем-то диким и непонятным, это вполне естественно. Для нас важно другое. Обратите внимание на то, как он называл славян: Православные словены и русины.

Только за одну эту фразу мы должны выразить ему свою признательность. Так как этой фразой византийский монах Велизарий подтверждает, что славяне были Православными за многие сотни (тысячи – ред. ) лет до обращения их в христианскую (иудео-христианскую – ред .) веру.

Славян называли Православными, ибо они ПРАВЬ славили .

Что такое "ПРАВЬ"?

Наши предки верили в то, что реальность, космос, разделен на три уровня. И это также очень похоже на индийскую систему разделения: Высший мир, Средний мир и Низший мир.

На Руси эти три уровня называли так:

>Высший уровень - это уровень Прави или Правь .

>Второй, средний уровень, это Явь .

>И низший уровень – это Навь . Навь или Не-явь, неявленный.

>Мир Прави – это мир, где все правильно или идеальный высший мир. Это мир, где живут идеальные существа с высшим сознанием.

> Явь – это наш, явленный, очевидный мир, мир людей.

>И мир Нави или Не-яви, неявленный, это негативный, неявленный или низший, или посмертный мир.

В индийских ведах тоже говорится о существовании трех миров:

>Высший мир – это мир, где доминирует энергия благости .

>Средний мир охвачен страстью .

>Низший мир погружен в невежество .

Такого деления у христиан нет. Библия об этом умалчивает.

Вот такое сходное понимание мира дает и сходную мотивацию в жизни, т.е. необходимо стремиться в мир Прави или Благости. А для того, чтобы попасть в мир Прави, нужно все делать правильно, т.е. по закону Бога.

От корня «правь» происходят такие слова, как «правда». Правда – то, что дает правь. «Да» - это «давать», а «правь» - это «высшее». Итак, «правда» - это то, что дает правь. Управление. Исправление. Правительство. Прав. Не прав. Т.е. корнями всех этих слов является вот этот «прав». «Прав» или «правь», т.е. высшее начало. Т.е. смысл в том, что в основе настоящего управления должно лежать понятие о Прави или о высшей реальности. И настоящее управление должно духовно возвышать тех, кто следует за правителем, ведущим своих подопечных стезей прави.

>Подробности в статье: Философские и культурные сходства Древней Руси и Древней Индии" .

Подмена названия "правоверие" не "православие"

Спрашивается, а кто же и когда на русской земле решил подменить термины правоверие на православие?

Произошло это в 17 веке, когда московский патриарх Никон учинил церковную реформу. Основной целью данной реформы Никона было не изменение обрядов христианской церкви, как это трактуется сейчас, где все сводится якобы к замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное и хождения крестного хода в другую сторону. Основной целью реформирования было уничтожение двоеверия на русской земле.

В наше время мало кто знает, что до начала правления в Московии царя Алексея Михайловича на русских землях существовало двоеверие. Иными словами, простой народ исповедовал не только правоверие, т.е.христианство греческого обряда , пришедшее из Византии, но и старую дохристианскую веру своих предков ПРАВОСЛАВИЕ . Вот это больше всего волновало царя Алексея Михайловича Романова и его духовного наставника христианского патриарха Никона, ибо Православные староверы жили своими устоями и не признавали никакой власти над собой.

Патриарх Никон решил покончить с двоеверием весьма оригинальным способом. Для этого под видом реформы в церкви якобы из за несоответствия греческих и славянских текстов он приказал переписать все богослужебные книги, заменяя фразы «правоверная вера христианская» на «православная вера христианская». В сохранившихся до наших времен Четиях Минеях мы можем видеть старый вариант записи «Правоверная вера христианская». Это был очень интересный подход Никона к делу проведения реформ.

Во-первых, не нужно было переписывать множество древних славянских, как тогда говорили харатийных книг, или летописей, в которых описывались победы и достижения дохристианского Православия.

Во-вторых стирались из памяти народа жизнь во времена двоеверия и само первоначальное значение Православия, ибо после такой церковной реформы любой текст из богослужебных книг или древних летописей можно было трактовать как благодатное влияние христианства на русских землях. Кроме того патриарх разослал по московским церквям памятку об употреблении троеперстоного крестного знамения вместо двоеперстного.

Так началась реформа, равно как и протест против нее, приведший к церковному расколу. Протест против церковных реформ Никона был организован бывшими товарищами патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым. Они указывали патриарху на самочинность действий и тогда в 1654 году он устраивает Собор на котором в результате давления на участников добивается провести книжную справу по древним рукописям греческим и славянским. Однако у Никона равнение шло не на старые обряды, а на современную греческую практику того времени. Все действия патриарха Никона привели к тому, что церковь раскололась на две враждующие между собой части.

Сторонки старых традиций обвиняли Никона в трехязычной ереси и потаканию язычеству, так христиане называли Православие, т.е старую дохристианскую веру. Раскол охватил всю страну. Это привело к тому, что в 1667 году большой московский собор осудил и низложил Никона, а всех противников реформ придал анафеме. С той поры приверженцев новых богослужебных традиций стали называть никонианами, а приверженцев старых обрядов и традиций стали называть раскольниками и преследовать. Противостояние между никонианами и раскольниками временами доходило до вооруженных столкновений пока на стороне никониан не выступили царские войска. Во избежание крупномасштабной религиозной войны часть высшего духовенства московской патриархии осудило некоторые положения реформ Никона.

В богослужебных практиках и государственных документах вновь стали использовать термин Правоверие. Для примера обратимся к духовному регламенту Петра Первого: «…А яко Христианский Государь, правоверия же и всякого в церкви Святой благочестия блюститель…»

Как мы видим даже в 18 веке Петра Первого называют Христианским государем, Правоверия и благочестия блюстителя. А вот о Православии в данном документе нет ни слова. Нет его и в изданиях Духовного Регламента 1776-1856 гг.

Образование РПЦ

Исходя из этого появляется вопрос, когда же термин Православие стал официально использоваться христианской церковью?

Дело в том, что в Российской империи не было Русской Православной Церкви. Христианская церковь существовала под другим названием – «Российская Греко-Кафолическая церковь». Или как ее еще называли «Российская Ортодоксальная церковь греческого обряда».

Христианская церковь под названием РПЦ появилась во времена правления большевиков .

В начале 1945 года по указу Иосифа Сталина в Москве под руководством ответственных лиц из Госбезопасности СССР был проведен поместный собор российской церкви и выбран новый патриарх Московский и всея Руси.

Следует упомянуть, что многие христианские священники, не признавшие власть большевиков, уехали из России и за ее рубежами продолжают исповедовать христианство Восточного обряда и называют свою церковь не иначе как Russian Ortodox Church или Российская ортодоксальная церковь.

Для того чтобы окончательно отойти от хорошо созданного исторического мифа и узнать что же в действительности означало слово Православие в глубокой древности, обратимся к тем людям, которые до сих пор хранят старую веру предков.

Получив свое образование в советское время, эти ученые мужи либо не знают, либо тщательно стараются скрыть от простых людей, что еще в глубокой древности задолго до зарождения христианства на славянских землях существовало Православие. Оно охватывало не только основное понятие когда наши мудрые предки Правь славили. И глубинная суть Православия была гораздо больше и объемнее, чем это представляется сегодня.

Образное значение этого слова включало в себя и понятия, когда наши предки Право славили . Вот только это было не римское право и не греческое, а наше, родное славянское.

Оно включало в себя:

>Родовое Право, основанное на древних традициях культуры, конах и устоях Рода;

>Общинное право, создающее взаимопонимание между различными славянскими родами, живущими совместно в одном небольшом поселении;

>Копное право которое регулировало взаимодействие между общинами, живущих в больших поселений, коими являлись города;

>Весевое право, которое определяло взаимоотношениями между общинами, живущими в разных городах и поселениях в пределах одно Веси, т.е. в пределах одной области расселения и проживания;

>Вечевое право, которое принималось на общем сходе всего народа и соблюдалось всеми родами славянского сообщества.

Любое Право от Родового до Вечевого было устроено на основе древних Конов, культуры и устоев Рода, а также на основе заповедей древних славянских богов и наставлений предков. Это было наше, родное славянское Право.

Наши мудрые предки заповедовали сохранять его, и мы его сохраняем. С древнейших времен наши предки Правь славили и мы продолжаем правь славить, и мы храним свое славянское Право и передаем его из поколения в поколение.

Поэтому мы и наши предки были, есть и будем Православными.

Подмена в Википедии

Современная трактовка термина ОРТОДОКСАЛЬНАЯ = Православная , появилась в Википедии толькопосле того, как этот ресурс перешел на финансирование правительством Великобритании. На самом деле Ортодоксия переводится как правоВерие , Ортодоксальный переводится как правоВерный .

Либо, Википедия, продолжая мысль о “тождественности” Православие=Ортодоксия, должна назвать Мусульман и Иудеев Православными (ибо термины ортодоксальный мусульманин или ортодоксальный иудей встречается во всей мировой литературе) либо все же признать что Ортодоксия=ПравоВЕРИЕ и ни как не относится к Православию, так же как и Христианская церковь восточного обряда, именуемая с 1945 года – РПЦ.

Православие - это не религия, не христианство, а вера

Любой индийский последователь Веданты знает, что его религия вместе с ариями пришла с Руси. А современный русский язык – это их древний санскрит. Просто он в Индии изменился до хинди, а в России остался тем же самым. Поэтому индийский ведизм – это не в полной степени ведизм русский.

Русские прозвища богов Вышень (Род) и Крышень (Яр, Христос) стали наименованиями индийских боговВишну и Кришну . Энциклопедия лукаво об этом умалчивает.

Ведовство есть бытовое понимание русского ведизма, включающее элементарные навыки магии и мистики. «Борьба с ведьмами» в Западной Европе в XV-XVI вв. была борьбой со славянками, молившимися ведическим богам.

Христианскому богу-отцу соответствует русский бог Род , а вовсе не Иегова-Яхве-Саваоф, который у массонов является богом тьмы и смерти Руси Мары. Сам Иисус Христос на многих христианских иконах обозначен как Яр , а его мать Мария – как Мара .

Слово «дьявол» того же корня, что и Дева. Это – князь тьмы, масонский Саваоф , который иначе называетсяСатаной . В ведической религии также нет "рабов божих". И только желание Запада принизить русский ведизм и заставить русских отказаться от своих богов, в которые русские верили сотни тысяч лет, привело к тому, что русское христианство становилось всё более прозападным, а последователей русского ведизма стали считать «служителями дьявола». Иными словами, на Западе вывернули все русские понятия наизнанку.

Ведь и понятие «Православие» первоначально принадлежало русскому ведизму и означало: «Правь славили» .

Поэтому первоначальное христианство стало называть себя «правоверным» , однако этот термин затем отошёл к исламу. Как известно, эпитет «православный» христианство имеет только на русском языке; на остальных оно называет себя «ортодоксальным», то есть, именно «правоверным».

Иными словами, нынешнее христианство тайком присвоило себе ведическое название, которое глубоко укоренилось в русском сознании.

Функции Велеса в гораздо большей степени, чем святой Власий, унаследовал святой Николай Мирликийский, прозванный Николаем-Чудотворцем. (См. результат исследования, опубликованного в книге: Успенский Б.А . Филологические разыскания в области славянских древностей.. – М.: МГУ, 1982 .)

Кстати, на многих его иконах неявными буквами начертано: МАРЫ ЛИК . Отсюда и первоначальное название местности в честь лика Мары: Марликийская. Так что на самом деле этот епископ был Николаем Марликийским. А его город, который первоначально назывался «Мары » (то есть, город Мары), теперь называется Бари . Произошла фонетическая замена звуков.

Епископ Николай Мирликийский - Николай-Чудотворец

Однако сейчас христиане этих подробностей не вспоминают, замалчивая ведические корни христианства . Ибо теперь Иисус в христианстве толкуется как Бог Израилев, хотя иудаизм его богом не считает. А о том, что Иисус Христос, равно как и его апостолы – это разные лики Яра, христианство ничего не говорит, хотя это читается на множестве икон. Имя бога Яра читается и на Туринской плащанице .

В своё время ведизм очень спокойно и по-братски отнёсся к христианству, видя в нём просто местную поросль ведизма, для которой есть название: язычество (то есть, этническая разновидность), подобно язычеству греческому с другим именем Яра – Арес, или римскому, с именем Яра – Марс, или с египетским, где имя Яр или Ар читалось в обратную сторону, Ра. В христианстве Яр становился Христом, и ведические храмы изготавливали иконы и кресты Христа.

И только со временем под влиянием политических, а точнее, геополитических причин, христианство было противопоставлено ведизму , а затем христианство везде увидело проявления "язычества" и повело с ним борьбу не на живот, а насмерть. Иными словами, предало своих родителей, своих небесных покровителей, и стало проповедовать смирение и покорность.

>Подробности в статье: В.А. Чудинов - Правильное образование .

Тайнопись на русских и современных христианских иконах

Таким образом христианство в рамках ВСЕЯ РУСИ было принято не в 988 году, а в промежуток между 1630 и 1635 годами.

Исследование христианских икон позволило выявить сакральные тексты на них. К их числу никак нельзя отнести надписи явные. Зато к ним стопроцентно относятся неявные надписи, связанные с русскими ведическими богами, храмами и жрецами (мимами).

На старых христианских иконах Богородицы с младенцем Исусом стоят русские надписи рунами, говорящие, что это изображены Славянская Богиня Макошь с младенцем Богом Яром. Иисуса Христа именовали также ХОР ИЛИ ГОР. Причём имя ХОР на мозаике, изображающей Христа в церкви Христа Хора в Стамбуле написано так: «НХОР», то есть ИХОР. Буква И раньше писалась как Н. Имя ИГОРЬ практически тождественно имени ИХОР ИЛИ ХОР, поскольку звуки X и Г могли переходить друг в друга. Кстати, не исключено, что отсюда произошло и уважительное имя ГЕРОЙ, вошедшее потом во многие языки практически не изменившись.

И тогда становится понятной необходимость маскировки ведических надписей: их обнаружение на иконах могло повлечь за собой обвинение иконописца в принадлежности к староверам, а за это, по реформе Никона , могло последовать наказание в виде ссылки или смертной казни.

С другой стороны, как теперь становится очевидным, отсутствие ведических надписей делало икону несакральным артефактом . Иными словами, не столько наличие узких носов, тонких губ и крупных глаз делало изображение сакральным, а как раз связь с богом Яром в первую очередь и с богиней Марой во вторую через отсылочные неявные надписи добавляло иконе волшебных и чудесных свойств. Поэтому иконописцы, если хотели сделать икону чудотворной, а не простым художественным изделием, были ОБЯЗАНЫ снабжать любой изображение словами: ЛИК ЯРА, МИМ ЯРА И МАРЫ, ХРАМ МАРЫ, ЯРА ХРАМ, ЯРА РУСЬ и т.д.

В наши дни, когда преследование по религиозным обвинениям прекратилось, иконописец уже не рискует своей жизнью и имуществом, нанося неявные надписи на современные иконописные произведения. Поэтому в ряде случаев, а именно в случаях мозаичных икон, он уже не старается спрятать такого рода надписи как можно сильнее, а переводит их в разряд полуявных.

Таким образом, на русском материале была выявлена причина, по которой явные надписи на иконах перешли в разряд полуявных и неявных: запрет на русский ведизм, последовавший из реформ патриарха Никона . Однако этот пример даёт основание для создания предположения о тех же мотивах для маскировки явных надписей на монетах.

Более подробно эту мысль можно выразить так: когда-то тело умершего жреца (мима) сопровождала погребальная золотая маска, на которой имелись все соответствующие надписи, однако сделанные не очень крупно и не очень контрастно, чтобы не разрушить эстетическое восприятие маски. Позже вместо маски стали использовать более мелкие предметы - кулоны и бляшки, на которых также изображался лик усопшего мима с соответствующими неброскими надписями. Еще позже портреты мимов перекочевали на монеты. И такого рода изображения сохранялись до тех пор, пока духовная власть считалась в обществе наиболее значительной.

Однако когда власть стала светской, перейдя к военачальникам - князьям, вождям, королям, императорам, на монетах стали чеканить изображения представителей власти, а не мимов, тогда как изображения мимов перекочевали на иконы. При этом светская власть как более грубая стала чеканить собственные надписи весомо, грубо, зримо, и на монетах появились явные легенды. С возникновением христианства такие явные надписи стали появляться и на иконах, но уже выполнялись не рунами Рода, а старославянским кирилловским шрифтом. На Западе для этого использовался шрифт латинской письменности.

Таким образом, на Западе имелся сходный, но всё-таки несколько иной мотив, по которому неявные надписи мимов не стали явными: с одной стороны, эстетическая традиция, с другой стороны, секуляризация власти, то есть переход функции управления обществом от жрецов к военачальникам и чиновникам.

Это позволяет рассматривать иконы, а также сакральные скульптуры богов и святых в качестве заместителей тех артефактов, которые выступали в качестве носителей сакральных свойств прежде: золотых масок и бляшек. С другой стороны, иконы существовали и раньше, но не затрагивали сферу финансов, оставаясь целиком внутри религии. Поэтому их изготовление пережило новый расцвет.

Чем католичество отличается от православия? Когда произошло разделение Церквей и почему так случилось? Как правильно православному ко всему этому относиться? Рассказываем самое главное.

Разделение православия и католичества - большая трагедия в истории Церкви

Разделение Единой христианской Церкви на православие и католичество случилось почти тысячу лет назад - в 1054 году.

Единая Церковь состояла, - как и сейчас состоит православная, - из многих поместных Церквей. Это значит, что Церкви, - например, Русская православная или Греческая православная, - имеют в себе какие-то внешние отличия (в архитектуре храмов; пении; языке богослужений; и даже в том, как проводятся те или иные части богослужений), но они едины в главных вероучительных вопросах, и между ними имеется Евхаристическое общение. То есть, русский православный может причащаться и исповедоваться в греческом православном храме и наоборот.

Согласно Символу Веры - Церковь едина, потому что во главе Церкви - Христос. Это значит, что на земле не может быть нескольких Церквей, у которых было бы разное вероучение . И именно из-за разногласий в вероучительных вопросах в XI веке произошло разделение на католичество и православие. Как следствие этого, католики не могут причащаться и исповедоваться в православных храмах и наоборот.

Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Фото: catedra.ru

Какие существуют различия между православием и католичеством?

На сегодняшний день их очень много. И условно они делятся на три типа.

  1. Различия вероучительные - из-за которых, собственно, и случился раскол. Например, догмат о непогрешимости Папы у католиков.
  2. Различия обрядовые . Например - отличная от нас у католиков форма Причастия или обязательный для католических священников обет безбрачия (целибат). То есть, у нас имеются принципиально разные подходы к некоторым сторонам Таинств и Церковной жизни и они могут усложнить гипотетическое воссоединение католиков и православных. Но не они стали причиной для раскола и не они мешают воссоединиться вновь.
  3. Условные различия в традициях. Например - орга ны в храмах; скамейки посередине церкви; священники с бородой или без; различная форма облачений у священников. Другими словами, внешние особенности, которые совершенно не влияют на единство Церкви - поскольку некоторые похожие отличия встречаются даже внутри Православной церкви в разных странах. В общим, если бы разница между православными и католиками заключалась только в них, Единая Церковь никогда бы не разделилась.

Разделение на православие и католичество, которое случилось в XI веке, стало для Церкви прежде всего трагедией, которое остро переживалось и переживается и «нами», и католиками. За тысячу лет несколько раз делались попытки воссоединения. Однако ни одна из них не оказалась по-настоящему жизнеспособной - и об этом мы тоже расскажем ниже.

В чем отличие католичества от православия - из-за чего на самом деле разделилась Церковь?

Западная и Восточная христианские Церкви - такое разделение существовало всегда. Западная Церковь - это условно территория современной Западной Европы, а позже - все колонизированные страны Латинской Америки. Восточная Церковь - это территория современной Греции, Палестины, Сирии, Восточной Европы.

Однако разделение, о котором мы говорим, много веков было условным. Слишком разные народы и цивилизации населяют Землю, поэтому естественно, что одно и то же учение в разных точках Земли и странах могло иметь некоторые характерные внешние формы и традиции. Например, Восточная Церковь (та, которая стала Православной) всегда практиковала более созерцательный и мистический образ жизни. Именно на Востоке в III веке возникло такое явление, как монашество, которое распространилось затем на весь мир. Латинская (Западная) Церковь - всегда имела образ христианства внешне более деятельного и «социального».

В главных же вероучительных истинах они оставались общими.

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества

Возможно, разногласия, которые позже стали непреодолимыми, можно было заметить гораздо раньше и «договориться». Но в те времена не было интернета, не было поездов и автомобилей. Церкви (не только Западная и Восточная, а просто - отдельные епархии) иногда десятилетиями существовали сами в себе и укореняли в себе те или иные взгляды. Поэтому различия, которые стали причиной разделения Церкви на католичество и православие, на момент «принятия решения» оказались слишком укоренившимися.

Вот что в католическом учении не могут принять православные.

  • непогрешимость Папы и учение о первенстве Римского престола
  • изменение текста Символа Веры
  • учение о чистилище

Непогрешимость папы в католичестве

У каждой церкви есть свой предстоятель - глава. В православных Церквях - это патриарх. Предстоятелем Западной Церкви (или Латинской Кафедры, как ее еще называют) являлся папа, он же сейчас главенствует в католической Церкви.

Католическая церковь исходит из того, что папа непогрешим. Это значит, что любое суждение, решение или мнение, которое он озвучивает перед паствой - это истина и закон для всей Церкви.

Нынешний папа Римский — Франциск

По православному учению ни один человек не может быть выше Церкви. Например, православный патриарх - в случае, если его решения идут вразрез учению Церкви или укоренившихся традиций, - вполне может быть лишен своего сана решением архиерейского собора (как случилось, например, с патриархом Никоном в XVII веке).

Кроме непогрешимости папы в католичестве существует учение о первенстве Римского престола (Церкви). Это учение католики основывают на неверном толковании слов Господа в беседе с апостолами в Кессарии Филиповой - о якобы превосходстве апостола Петра (который позже «основал» Латинскую Церковь), над другими апостолами.

(Мф 16:15–19) «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» .

Подробнее о догмате непогрешимости папы и первенстве Римского престола можно прочитать .

Различие между православными и католиками: текст Символа Веры

Различный текст Символа Веры - это еще одна причина разногласий между православными и католиками, - хотя различие заключается всего лишь в одном слове.

Символ Веры - это молитва, которая была сформулирована в IV веке на первом и втором Вселенских соборах, и она положила конец многим вероучительным спорам. В ней сформулировано все, во что верят христиане.

В чем различие текстов у католиков и у православных? Мы говорим, что верим «И в Духа Святаго, иже от Отца исходящего», а католики добавляют: «…от «Отца и Сына исходящего…».

На самом деле, добавление всего лишь одного этого слова «И Сына…» (Filioque) существенным образом искажает образ всего христианского учения.

Тема богословская, трудная, о ней сразу лучше читать хотя бы на Википедии .

Учение о чистилище - еще одно различие между католиками и православными

Католики верят в существование чистилища, а православные говорят про то, что нигде - ни в одном из книг Священного Писания Ветхого или Нового Заветов, и даже ни в одной из книг Святых Отцов первых веков - нет упоминаний о чистилище.

Трудно сказать, как это учение возникло у католиков. Тем не менее, сейчас Католическая Церковь принципиально исходит из того, что после смерти есть не только Царство Небесное и ад, но и место (вернее, состояние), в котором оказывается душа человека, умершего в мире с Богом, однако недостаточно святого, чтобы оказаться в Раю. Эти души, по-видимому, обязательно придут в Царство Небесное, но для начала им надо пройти очищение.

Православные смотрят на загробную жизнь иначе, нежели католики. Есть Рай, есть ад. Есть мытарства после смерти, чтобы укрепиться в мире с Богом (или отпасть от Него). Есть необходимость молиться за умерших. Но никакого чистилища нет.

Вот те три причины, в которых различие между католиками и православными настолько принципиальное, что тысячу лет назад возникло разделение Церквей.

Одновременно за 1000 лет раздельного существования возникли (или укоренились) ряд других различий, которые тоже принято считать тем, что отличает нас друг от друга. Что-то касается внешних обрядов - и может казаться достаточно серьезным различием, - а что-то касается внешних традиций, которые обрело христианство там и тут.

Православие и католичество: различия, которые на самом деле нас не разделяют

Католики причащаются не так, как мы - так ли это?

Православные причащаются Телом и Кровью Христовым из чаши. Католики до недавнего времени причащались не квасным хлебом, а опресноками - то есть, хлебом пресным. Причем, обычные прихожане, в отличие от священнослужителей, причащались только Телом Христовым.

Прежде чем говорить почему так сложилось, нужно заметить, что такая форма католического Причастия в последнее время перестала быть единственной. Сейчас в католических храмах появляются и другие формы этого Таинства - в том числе, и «привычная» для нас: Телом и Кровью из чаши.

А отличная от нас традиция Причастия возникла в католичестве по двум причинам:

  1. Относительно использования пресного хлеба: католики исходят из того, что во времена Христа евреи на Пасху преломляли не квасной, а именно пресный хлеб. (Православные исходят из греческих текстов Нового Завета, где при описании Тайной Вечери, которую совершил Господь с учениками, используется слово «артос», обозначающее квасной хлеб)
  2. По поводу причастия прихожан только Телом : католики исходят из того, что Христос пребывает в равной и полной мере в любой из частей Святых Даров, а не только тогда, когда они соединены воедино. (Православные руководствуются текстом Нового Завета, где Христос прямо говорит о Своем Теле и Крови. Мф 26:26–28: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов »).

В католических храмах сидят

Вообще говоря, это даже не различие между католичеством и православием, поскольку в некоторых православных странах - например, в Болгарии - также принято сидеть, и во многих храмах там также можно увидеть много скамеек и стульев.

Много скамеек, но это не католический, а православный храм — в Нью-Йорке.

В католических храмах есть орга н

Орган - это часть музыкального сопровождения службы. Музыка - это одна из неотъемлемых частей богослужения, потому что если бы это было иначе, не было бы хора, а всю службу читали. Другое дело, что нам, православным, сейчас привычно одно лишь пение.

Во многих латинских странах в храмах устанавливали еще и орган, поскольку считали его божественным инструментом - настолько возвышенным и неземным находили его звучание.

(При этом возможность использования органа в православном богослужении обсуждалась и в России на Поместном соборе 1917-1918 гг. Сторонником этого инструмента был известный церковный композитор Александр Гречанинов.)

Обет безбрачия у католических священников (Целибат)

В православии священником может быть и монах, и женатый священник. Мы достаточно подробно .

В католичестве любой священнослужитель связан обетом безбрачия.

Католические священники бреют бороды

Это еще один пример различных традиций, а не каких-то принципиальных различий между православием и католичеством. Есть борода у человека или ее нет - никаким образом не сказывается на его святости и ничего не говорит о нем, как о хорошем или плохом христианине. Просто в Западных странах с каких-то пор брить бороду принято (скорее всего, это влияние латинской культуры Древнего Рима).

Сейчас никто не запрещает брить бороды и православным священникам. Просто борода у священника или монаха - это настолько укоренившаяся у нас традиция, что ее нарушение может стать «искушением» для окружающих, а потому мало кто из священников решается на это или вообще об этом думает.

Митрополит Антоний Сурожский — один из самых известных православных пастырей XX века. Какое-то время он служил без бороды.

Продолжительность богослужений и строгость постов

Так сложилось, что за последние 100 лет Церковная жизнь католиков значительно «упростилась» - если можно так сказать. Сократилась продолжительность богослужений, стали проще и короче посты (например, перед причастием достаточно не вкушать пищу лишь несколько часов). Таким образом, католическая Церковь постаралась уменьшить разрыв между собой и светской частью общества - боясь, что излишняя строгость правил может отпугнуть современных людей. Помогло это или нет сказать трудно.

Православная Церковь в своих взглядах на строгость постов и внешних обрядов исходит из следующего:

Безусловно, мир сильно изменился и жить по всей строгости большинству людей сейчас будет невозможно. Однако память о Правилах и строгой аскетической жизни все равно важна. «Умерщвляя плоть, мы освобождаем дух». И забывать об этом нельзя - хотя бы, как об идеале, к которому нужно в глубине души стремиться. А если эта «мера» пропадет - то как сохранить нужную «планку»?

Это лишь малая часть внешних традиционных различий, которые сложились между православием и католичеством.

Однако важно знать и что наши Церкви объединяет:

  • наличие Церковных Таинств (причастие, исповедь, крещение и т.д)
  • почитание Святой Троицы
  • почитание Божией Матери
  • почитание икон
  • почитание святых угодников и их мощей
  • общие святые за первые десять веков существования Церкви
  • Священное Писание

В феврале 2016 года года на Кубе состоялась первая в истории встреча патриарха Русской православной Церкви и Папы Римского (Франциска). Событие исторического масштаба, но никакой речи об объединенении Церквей на ней не шло.

Православие и католичество - попытки объединиться (Унии)

Разделение православия и католичества - большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.

Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии - между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:

  • Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
  • Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
  • Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью - священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.

Вот эти три Унии:

Лионская Уния (1274 год)

Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.

Ферраро-Флорентийская Уния (1439 год)

В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства - крестовыми походами, Византия - противостоянием с Турками, Русь - с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.

Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге - народ объединение на таких условиях не поддержал.

Достаточно сказать, что первая «униатская» служба была совершена в столице Византии в Константинополе только в 1452 году. А меньше чем через год его захватили Турки…

Брестская Уния (1596 год)

Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).

Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен - хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык - остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.

После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий - а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.

Сегодня на территории Западной Украины, Прибалтики и Белоруссии имеются униатские приходы.

Разделение православия и католичества: как к этому относиться?

Мы бы хотели привести короткую цитату из писем православного епископа Илариона (Троицкого), который умер в первой половине XX века. Будучи ревностным защитником православных догматов, он тем не менее пишет:

«Несчастные исторические обстоятельства оторвали Запад от Церкви. В течение веков постепенно искажалось на Западе церковное восприятие христианства. Переменилось учение, переменилась жизнь, отступило от Церкви самое жизнепонимание. Мы [православные] церковное богатсво сохранили. Но вместо того чтобы другим давать взаймы от этого неиждиваемого богатства, мы сами еще в некоторых областях попали под влияние Запада с его чуждым Церкви богословием». (Письмо пятое. Православие на Западе)

А вот, что еще веком ранее ответил одной женщине святитель Феофан Затворник, когда та спросила: «Отче, объясните мне: никто из католиков не спасется?».

Святой ответил: «Я не знаю, спасутся ли католики, но знаю точно одно: что сам без православия не спасусь».

Этот ответ и цитата Илариона (Троицкого), возможно, очень точно обозначают то верное отношение православного человека к такому случившемуся несчастью, как разделение Церквей.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Христианство многолико и является одной из трех главных религий мира вместе с буддизмом и исламом. Православные все являются христианами, но не все христиане придерживаются православия. Христианство и православие — в чем разница? Этим вопросом я задалась, когда знакомая мусульманка поинтересовалась отличием православной веры от баптистской. Я обратилась к своему духовному отцу, и он мне объяснил разницу вероисповеданий.

Христианская религия образовалась более 2000 лет назад в Палестине. После воскресения Иисуса Христа в иудейский праздник кущей (пятидесятница) Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени. Этот день считается днем рождения церкви, так как во Христа уверовало более 3000 человек.

Однако не всегда церковь была единой и Вселенской, так как в 1054 году произошел раскол на православие и католицизм. На долгие столетия воцарились вражда и взаимные упреки в еретицизме, главы двух церквей предали друг друга анафеме.

Единство внутри православия и католицизма тоже не удержалось, так как от католической ветви откололись протестанты, а у православной церкви появились свои раскольники — староверы. Это были трагические события в истории некогда единой Вселенской церкви, которая не удержала единомыслия по заветам апостола Павла.

Православие

Чем отличается христианство от православия? Православная ветвь христианства официально образовалась в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх демонстративно растоптал пресный хлеб для причастия. Конфликт назревал давно и касался обрядовой части богослужений, а также догматов церкви. Противостояние закончилось полным расколом единой церкви на две части — православную и католическую. И только в 1964 году обе церкви примирились и сняли друг с друга взаимные анафемы.

Тем не менее обрядовая часть в православии и католицизме осталась без изменений, и догматы веры тоже. Это касается основополагающих вопросов символа веры и проведения богослужений. Даже на первый взгляд можно заметить существенные различия между католиками и православными во многих вещах:

  • одежде священников;
  • чину богослужений;
  • убранству церкви;
  • способу наложения креста;
  • звуковому сопровождению литургий.

Православные священники не бреют бороду.

Отличием православия от христианства иных конфессий является восточный стиль богослужений. Православная церковь сохранила традиции восточной пышности, во время богослужений не играют музыкальные инструменты, принято зажигать свечи и кадить кадилом, а крестное знамение кладут справа налево щепоткой пальцев и совершают поясной поклон.

Православные христиане уверены, что их церковь берет начало от распятия и воскресения Спасителя. Крещение Руси произошло в 988 году по Византийской традиции, которая сохраняется и поныне.

Основные положения православия:

  • бог приедин в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
  • Святой Дух равен богу Отцу;
  • является единородным Сыном бога Отца;
  • Сын Божий вочеловечился, принял образ человека;
  • воскресение истинно, как и Второе пришествие Христа;
  • главой церкви является Иисус Христос, а не Патриарх;
  • крещение освобождает человека от грехов;
  • верующий человек будет спасен и обретет жизнь вечную.

Православный христианин верит, что после смерти его душа обретет вечное спасение. Всю жизнь верующие посвящают служению богу и выполнению заповедей. Любые испытания воспринимаются безропотно и даже с радостью, ведь уныние и ропот почитаются за смертный грех.

Католицизм

Эта ветвь христианской церкви отличается своим подходом к вероучению и богослужению. Главой римско-католической церкви является Папа Римский, в отличие от православного Патриарха.

Основы вероучения католиков:

  • Святой Дух нисходит не только от бога Отца, но и от бога Сына;
  • после смерти душа верующего попадает в чистилище, где проходит испытания;
  • Папа Римский почитается прямым приемником апостола Петра, все его действия считаются непогрешимыми;
  • католики верят, что Дева была вознесена на небеса, не увидев смерти;
  • широко развито почитание святых;
  • индульгенция (искупление грехов) является отличительной особенностью именно католической церкви;
  • причастие совершается пресным хлебом.

Богослужение в католических храмах называется мессой. Неотъемлемой частью костелов и церквей является орган, на котором исполняют боговдохновенную музыку. Если в православных церквях поет смешанный хор на клиросе, то в католических храмах песнопения исполняют только мужчины (хор мальчиков).

Но самым главным отличием католического вероучения от православного является догмат о непорочности Девы Марии.

Католики уверены, что она была зачата непорочно (не имела первородного греха). Православные утверждают, что Богоматерь была обычной смертной женщиной, которую избрал бог для рождения богочеловека.

Также особенностью католического вероучения являются мистические медитации на муки Христа. Это иногда приводит к тому, что у верующих на теле появляются стигматы (раны от гвоздей и тернового венка).

Поминовение усопших проводится на 3, 7 и 30 день. Миропомазание проводится не сразу после крещения, как у православных, а после достижения совершеннолетия. Причащать детей начинают после семи лет, а в православии — с младенчества. Иконостас в католических храмах отсутствует. Все священнослужители дают обет безбрачия.

Протестантизм

В чем разница между христианами протестантами и православными? Это течение возникло внутри католической церкви как протест против авторитета Папы Римского (он считается наместником Иисуса Христа на земле). Многим известна трагическая Варфоломеевская ночь, когда во Франции католики массово вырезали гугенотов (местные протестанты). Эти страшные страницы истории навсегда останутся в памяти людей как пример бесчеловечности и безумия.

Протесты против авторитета Папы Римского прокатились по всей Европе и выливались даже в революции. Гуситские войны в Чехии, лютеранской движение — это всего лишь малое упоминание о широком размахе протеста против догматов католической церкви. Жесткое гонение на протестантов вынудило их бежать из Европы и найти пристанище в Америке.

В чем отличие протестантов от католиков и православных? Они признают только два церковных Таинства — крещение и причастие . Крещение необходимо для присоединения человека к церкви, а причастие способствует укреплению веры. Протестантские священники не пользуются беспрекословным авторитетом, а являются братьями во Христе. В то же время, протестанты признают апостольскую преемственность, но относят ее к духовному действу.

Протестанты не отпевают умерших, не поклоняются святым, не молятся иконам, не возжигают свечи и не кадят кадилом. У них отсутствует Таинство венчания, исповедь и священство. Протестантская община живет как одна семья, помогает нуждающимся и активно проповедует евангелие людям (миссионерство).

Богослужения в протестантских церквях проходят особенным образом. Сначала община прославляет бога песнями и (иногда) танцами. Затем пастор читает проповедь на основе библейских текстов. Заканчивается богослужение тоже прославлением. В последние десятилетия образовалось множество современных евангельских церквей, состоящих из молодежи. Некоторые из них признаны сектами в России, но в Европе и Америке эти движения разрешены официальными властями.

В 1999 году состоялось историческое примирение католической церкви с лютеранским движением. А в 1973 году состоялось евхаристическое единство реформаторских церквей с лютеранскими. XX и XI век стал временем примирения между всеми христианскими течениями, что не может не радовать. Вражда и анафемы ушли в прошлое, христианский мир обрел покой и мир.

Итог

Христианин — это человек, который признает смерть и воскресение богочеловека Иисуса Христа, верует в посмертное существование и вечную жизнь. Однако христианство не однородно по своей структуре и делится на множество различных конфессий. Православие и католицизм являются ведущими христианскими вероучениями, на базе которых были сформированы иные конфессии и течения.

В России от православной ветви откололись староверы, в Европе образовалось значительно больше разных течений и конфигураций под общим названием протестантов. Кровавые расправы над еретиками, ужасавшие народы долгие века, ушли в прошлое. В современном мире между всеми христианскими конфессиями царит мир и согласие, однако, различия в богослужениях и догматах сохранились.

Вопрос о том, чем отличаются христиане от православных, перед людьми, разбирающимися в истории религии или просто в общей истории, не стоит. Ведь в нем уже заложено изначально неверное утверждение, что православные не являются христианами. Откуда взялась подобная постановка проблемы? Давайте рассмотрим более подробно.

Краткий экскурс в историю

Христианство времен Миланского эдикта римского императора Константина о веротерпимости (313 год) было относительно единым. Нет, конечно, правдоискатели-ересиархи существовали всегда, но в то время количество их последователей было незначительным. Первый раскол произошел на третьем Вселенском соборе, состоявшемся в городе Эфесе в 431 году. Тогда часть христиан не приняла установленных на соборе догматов и решила «идти другим путем». Так появилась Ассирийская церковь, а спустя 20 лет на Халкидонском соборе – вновь разделение: несогласные позже получили наименование «Древневосточные церкви».

И, наконец, еще через 700 лет – Великая Схизма, состоявшаяся в 1054 году. Римский Папа и Константинопольский Патриарх предают друг друга анафеме, и эта дата считается точкой разделения восточного и западного христианства. Западное получило название католицизм, восточное – православие. Причины Великой Схизмы были скорее политическими, а не религиозными: Византийская Империя считала себя наследницей Рима и претендовала на роль объединителя всех христианских земель, а в Риме с этим не соглашались. Политические разногласия постепенно, со времени разделения единой Римской империи на Западную и Восточную (395 год) накапливались, трансформируясь в разногласия религиозно-догматические, пока не произошел официальный разрыв.

Позже католическая церковь пережила Реформацию, давшую начало новому направлению в христианстве – протестантизму. Православная же церковь сохранила относительное единство. На сегодняшний день существует следующее положение: Римская католическая церковь – единый организм, управляющийся из общего центра – Ватикана. Православных церквей существует несколько, крупнейшей из которых является Русская, и среди большинства из них действует евхаристическое общение – взаимное признание и возможность совершения совместных литургий. Что касается протестантов, то это самое пестрое направление христианства, состоящее из большого количества независимых деноминаций разной численности и разной степени признания другими христианскими направлениями и друг другом.

Отличие православия от других направлений христианства

Вопрос – в чем отличие православных от христиан – изначально некорректен, так как православие – одна из основных веток общехристианского древа. Чем же православные отличаются от христиан других деноминаций? Думается, многие согласятся, что миряне (то есть лица, не имеющие церковного образования и сана) вряд ли смогут внятно объяснить, в чем суть различий. Религия в быту играет скорее роль маркера, позволяющего отделить «своих» от «чужих».

Что касается богословских различий, то они неискушенному человеку не скажут ни о чем. Например, согласно католическому вероучению, Святой Дух есть любовь между Богом-Отцом и Богом-Сыном, а в Православии Святой Дух трактуется как общая энергия Святой Троицы. Согласитесь, такие нюансы мало кому понятны и интересны. Куда большее значение имеют политические отличия, как, например, догмат о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры. Естественно, принятие этого догмата автоматически подчиняет Папе всех, принявших его.

Протестантизм, появившийся и окрепший в 16 веке, отрицает многие постулаты католической церкви. И хотя в богословском отношении у католиков больше общего с православными, ментально они ближе протестантам, так как обе эти религии часто бытуют в среде одного народа. Существуют немцы-католики и немцы-протестанты (различных деноминаций), французы-католики и французы-протестанты (гугеноты). Да и в исторической судьбе у христианских европейских народов независимо от вероисповедания много общего, что с течением времени сгладило конфессиональные конфликты. Хотя во время наивысшего накала страстей протестанты заявляли: «Лучше тюрбан, чем тиара», признавая таким образом, что более терпимо относятся к мусульманам, чем к католикам, а апогеем противостояния стала знаменитая Варфоломеевская ночь.

Протестантизм с течением времени утратил свое протестное значение. Пресловутая протестантская «деловая этика» многими воспринимается не как религиозная идеология, а как пособие по ведению бизнеса. Поэтому большинству представителей этой религии православие кажется чем-то диким: еще бы, ведь от него нет никакой практической пользы! О сакральном смысле религии современные протестанты, кажется, и не подозревают.

Псевдохристианские учения

Начиная с 16 века в среде протестантов происходит формирование большого количества разнообразнейших сект, которые, понятно, сами себя величают не сектами, а Церквями. Постепенно некоторые из них отходят от традиционного христианства очень далеко, считая, однако, носителями божественной истины только самих себя. Что интересно, в католицизме и православии подобных сект в сравнении с протестантизмом крайне мало. Некоторые из псевдохристианских учений имеют довольно большое число приверженцев, как, например, мормоны – около 15 миллионов человек.

Самыми крупными и известными псевдохристианскими религиозными организациями являются:

  • мормоны (15 миллионов);
  • свидетели Иеговы (8 миллионов);
  • церковь объединения Муна (7 миллионов).

Остальные псевдохристианские культы значительно малочисленнее и их распространение либо сильно локализовано, либо ограничено определенными социальными группами. Пример первого – некоторые локальные протестантские или православно-староверческие секты, классическим же примером второго случая являются группы последователей Елены Петровны Блаватской (теософы), состоящие в основном из представителей интеллигенции. Конечно же, все они истинными христианами считают только себя, отказывая в этом праве другим, в том числе и православным.

Подводя итог, можно сказать, что разница между православными и христианами – это явление примерно того же порядка, что и отличие деревьев от растений, коров от травоядных или Поволжья от России. Православие – часть современного христианства. Оно живет, развивается и процветает. И, в общем-то, оно всегда было духовным стержнем, спасавшим нашу страну в самые тяжелые годы. И забывать об этом нельзя.

Христианство относится к одной из мировых религий наравне с буддизмом и иудаизмом. За тысячелетнюю историю оно претерпевало изменения, которые привели к ответвлениям от единого вероисповедания. Основные из них - православие, протестантизм и католицизм. Также христианство имеет и другие течения, но обычно они относятся к сектантским и осуждаются представителями общепризнанных направлений.

Отличия православия и христианства

В чём разница между этими двумя понятиями? Всё очень просто. Все православные - христиане, но не все христиане - православные. Последователи, объединённые исповеданием этой мировой религии, разделяются принадлежностью к отдельному её направлению, одним из которых является православие. Чтобы понять, чем отличается православие от христианства, нужно обратиться к истории возникновения мировой религии.

Истоки религий

Считается, что христианство возникло в I в. от рождества Христова в Палестине, хотя некоторые источники утверждают, что оно стало известно за два века до этого. Люди, проповедовавшие верование, находились в ожидании прихода Бога на землю. Учение впитало в себя основы иудаизма и философские направления того времени, на него сильно повлияла политическая обстановка.

Распространению этой религии очень способствовали проповеди апостолов , особенно Павла. Множество язычников было обращено в новую веру, и этот процесс продолжался долгое время. В настоящий момент христианство насчитывает самое большое количество последователей по сравнению с другими мировыми религиями.

Православное христианство стало выделяться только в Риме X в. нашей эры, а официально было утверждено в 1054 г. Хотя его зарождение можно отнести уже к I в. от рождества Христова. Православные считают, что история их религии началась сразу после распятия и воскресения Иисуса, когда апостолы проповедовали новое вероучение и привлекали к религии всё большее количество людей.

Ко II-III вв. православие противостояло гностицизму, отвергавшему подлинность истории Ветхого Завета и трактующему Новый Завет на другой лад, не отвечающий общепринятому. Также противостояние наблюдалось в отношениях с последователями пресвитера Ария, образовавшими новое течение - арианство. По их представлениям, Христос не обладал божественной природой и был лишь посредником между Богом и людьми.

На вероучение зарождающегося православия большое влияние оказали Вселенские соборы , поддерживаемые рядом византийских императоров. Семь Соборов, созванные в течение пяти веков, установили основные аксиомы, принятые впоследствии в современном православии, в частности, подтвердили божественное происхождение Иисуса, оспариваемое в ряде учений. Это укрепило православное вероисповедание и позволило присоединять к нему всё большее количество людей.

Помимо православия и небольших еретических учений, быстро затухающих в процессе развития более сильных направлений, из христианства выделился католицизм. Этому способствовал раскол Римской Империи на Западную и Восточную. Огромные различия в социальных, политических и религиозных взглядах привели к распаду единой религии на Римско-католическую и православную, которая первое время носила название Восточно-католической. Главой первой церкви являлся Папа Римский, второй - патриарх. Их взаимное отлучение друг друга от единой веры привело к расколу христианства. Процесс начался в 1054 году и завершился в 1204 при падении Константинополя.

Хотя христианство на Руси было принято ещё в 988 году, его не коснулся процесс раскола. Официальное разделение церкви произошло только спустя несколько десятков лет, но при крещении Руси сразу вводились православные обычаи , сформированные в Византии и заимствованные оттуда.

Строго говоря, в древних источниках практически не встречался термин православие, вместо него употреблялось слово правоверие. Как утверждает ряд исследователей, раньше этим понятиям придавалось разное значение (правоверие означало одно из христианских направлений, а православие едва ли не языческую веру). Впоследствии им стали придавать аналогичное значение, сделали синонимами и заменили одно другим.

Основы православия

Вера в православии является сутью всего божественного учения. Никео-цареградский Символ Веры, составленный во время созыва Второго Вселенского собора, является основой вероучения. Запрет на изменение каких-либо положений в этой системе догматов действует со времён четвёртого Собора.

Исходя из Символа Веры, православие основывается на следующих догмах:

Стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти является основной целью исповедующих рассматриваемую религию. Истинный православный христианин должен всю жизнь следовать заповедям, переданным Моисею и подтверждённым Христом. Согласно им нужно быть добрым и милосердным, любить Бога и ближних. В заповедях указано, что все тяготы и лишения должны переноситься безропотно и даже радостно, уныние - один из смертных грехов.

Отличия от других христианских направлений

Сравнить православие с христианством можно путём сопоставления его главных направлений. Они тесно связаны между собой, поскольку объединены в одной мировой религии. Тем не менее между ними существуют огромные различия по ряду вопросов:

Таким образом, различия между направлениями не всегда носят противоречивый характер. Сходств между католичеством и протестантством больше, поскольку последнее появилось в результате раскола Римско-католической церкви в XVI веке. При желании течения могли бы примириться. Но этого не происходит уже в течение множества лет и не предвидится в будущем.

Отношение к другим религиям

Православие терпимо относится к исповедникам иных религий . Однако, не осуждая и мирно сосуществуя с ними, это течение признаёт их еретическими. Считается, что из всех религий только одна верная, её исповедование ведёт к унаследованию Царствия Божьего. Эта догма заключена в самом названии направления, указывающем, что это вероисповедание правильное, противоположное другим течениям. Тем не менее православие признаёт, что католики и протестанты тоже не лишены благодати Бога, поскольку, хоть и славят Его иначе, суть веры у них едина.

Для сравнения католики считают единственной возможностью спасения исповедание их религии, в то время как другие, в том числе православие, являются ложными. Задача этой церкви - переубедить всех инакомыслящих. Папа Римский является главой христианской церкви, хотя в православии этот тезис опровергается.

Поддержка православной церкви светской властью и их тесное сотрудничество привели к росту числа последователей религии и её развитию. В ряде стран православие исповедует большая часть населения. К ним относятся:

В этих странах строится большое количество храмов, воскресных школ, в светских общеобразовательных учреждениях вводятся предметы, посвящённые изучению православия. Популяризация имеет и обратную сторону: зачастую люди, считающие себя православными, поверхностно относятся к совершению обрядов и не соблюдают предписанные нравственные устои.

Можно по-разному совершать обряды и относиться к святыням, иметь различные взгляды на цель собственного пребывания на земле, но в конечном счёте все, кто исповедует христианство, объединены верой в одного Бога . Понятие христианство не тождественно православию, но включает его. Хранить нравственные устои и быть искренним в своих отношениях с Высшими Силами - основа любой религии.