«Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога. Картотека по психологии на тему: Технологии в используемые в работе педагога-психолога

«Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога»

Педагог-психолог МОУ Лицей «Дубна»,

с оискатель ГОУ ДПО МО
Педагогической академии последипломного образования
кафедры человековедения и физической культуры
Сухарева О.А.

Cегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе данный термин либо совсем не рассматривается содержательно или он имеет неоднозначное значение.

Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методовобработки, изменения состояния.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Какие же психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога?

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии:

    информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

    операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

    технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

    эвристические - на развитие творческих способностей личности.

    прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

Рассмотрим данные технологии подробнее.

Информационные технологии

В деятельности школьного психолога информационные технологии очень актуальны.

Благодаря реализации проекта «Развитие единой образовательной информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система образования достигла существенных успехов в области информатизации.

С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:

Создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,

Выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line,

Проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

Организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента),

Организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

Организацию школ дистанционного обучения

Проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.

Проведение опросов целевых групп

Организацию психологического практикума для целевых групп

Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того, одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.

Одним из направлений использования информационной технологии в работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.

В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.

Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.

Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии оценки, а также структуру.

Интернет-проектирование часто используется в рамках медиа-уроков психологии, на которых активно используются ИТ-технологии.

В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме.

Технология обучающих игр:

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

    Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;

    Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;

    Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся. 1

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технолологии

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

    Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

    Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

    Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.

    Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. 2

    Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

    Арт-терапия

Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. () Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. 3

    Игровая терапия

Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения,разных формах художественной экспрессии и др.

По подходу к субъекту педагог- психолог использует технологии:

    Сотрудничества

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву).

    Личностно – ориентированные

Ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания школьного психолога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях:(5)

    Гуманно – личностные

Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение:

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.()

Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение. 4

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

Список используемой литературы:

    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

    Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

    Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

    Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205

    Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе.

Интернет-ресурсы:

    Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

    Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...

    Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения

1 Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения

2Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

3 Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

4Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...


Подготовил: педагог – психолог МБДОУ №1 Саватеева С.П.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Психологическое здоровье –
это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье -индикатор физического здоровья.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие Интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки:

*Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников;
*Технологии обучению здоровому образу жизни;
*Коррекционные технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников:
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
дыхательная гимнастика;
релаксация;
физминутки и динамические паузы.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка.
Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений направленный на улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; укрепления мышц глаз; улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы)
Динамическая пауза (физминутки) - пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Технологии обучению здоровому образу жизни:

игротерапия;
коммуникативные игры;
самомассаж и точечный массаж;
сухой бассейн.
Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.
Коммуникативные игры- игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.
Коррекционные технологии:
Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя. Можно использовать следующие методические приемы: - Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа; - Отгадывание сюжета или персонажей; - Превращение в сказку любой жизненной истории; - Сочинение сказки экспромтом.

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…

Технология воздействия цветом(цветотерапия) - это немедикаментозный метод лечения. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Жан-Жак Руссо

Наталья Лаптева
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ

Я работаю педагогом- психологом в детском саду . Свой профессиональный путь психолога начала 2 года назад . Для меня это не только помощь другим, но и мой собственный путь к самосовершенствованию.

Технология моей работы строится по нескольким направлениям :

Психологическая диагностика детей родителей и педагогов .

Развивающая и коррекционная работа с детьми .

Психологическая профилактика .

Консультативная работа .

Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов , а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии дошкольника.

Значительную часть своей работы , я посвящаю развивающей и коррекционной работе . Дошкольный возраст приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин , где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы, например «Дерево дружбы» . В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Этот метод я успешно использую с дошколятами. У меня есть мои помощники, которые я сделала своими руками. Это Ослик Плаксик, Зайка Обижайка и Зайка Улыбайка. Мои помощники помогают детям осознавать и переживать свои подавленные эмоции, учатся рассказывать о себе. Развиваются такие навыки, как коммуникативность, эмпатия и самопрезентация. Приобретенные навыки способствуют успешной социализации будущей личности дошкольника, а также психическому и физическому здоровью ребенка. Такие методы работы предполагают создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности. В результате, ребенок чувствует поддержку взрослого, которая ему так необходима.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия , которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

В направлении психологической профилактики я использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики . Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства. Игровые упражнение доставляют детям массу удовольствия. Так же использую в работе с дошкольниками кинезиологические упражнения, способствующие активному развитию обеих полушарий головного мозга. Благодаря кинезиологическим упражнениям улучшается как настроение, так и самочувствие выполняющего их ребенка. Комплекс упражнений использую как в групповых занятиях, так и индивидуально.

Консультативное направление моей работы проходит на двух уровнях :

1. Родители. Это индивидуальные и групповые консультации. Родительские собрания, тренинги. Разработка информационных листов на интересующие вопросы, памятки, рекомендации.

2. Педагоги . Групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги. Индивидуальное консультирование.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования этой службы в дошкольном учреждении.

Юлия Ватулина
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога

Описание психолого- педагогической технологии работы педагога- психолога МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок»

В свою психолого- педагогическую деятельность включаю самые различные технологии , способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка.

Технология моей работы строится по нескольким направлениям :

-психологическая диагностика ;

Развивающая и коррекционная работа с детьми ;

-психологическая профилактика ;

Консультативная работа .

Диагностику я провожу индивидуально или в групповом режиме, также по индивидуальным запросам родителей и педагогов . Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов , а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии дошкольника.

По результатам диагностики я получаю информацию об уровне психологического развития детей , выявляю индивидуальные особенности и проблемы участников воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываю рекомендации педагогам , воспитателям и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Значительную часть своей работы , я посвящаю развивающей и коррекционной работе . Коррекционно – развивающую работу я провожу в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах) . Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий :

Игровая терапия;

Арт-терапия;

Куклотерапия;

Песочная терапия;

-психогимнастика ;

Релаксационные упражнения.

Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Сначала я использую отдельные игровые моменты, которые очень важны в педагогическом процессе , особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Это такие игры, как «Хоровод» , «Догонялки» и т. д.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы : восприятие, внимание, память, мышление. Я использую комплексные игровые технологий разной целевой направленности, которые помогают мне подготовить ребенка к школе.

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин , где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия , которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.

Можно использовать следующие методические приемы :

Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;

Отгадывание сюжета или персонажей;

Превращение в сказку любой жизненной истории;

Сочинение сказки экспромтом.

В своей работе я широко использую технологию куклотерапия для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами , нарушениями поведения. На занятии любимая игрушка ребенка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для него, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение у ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.) .

Таким образом, технология куклотерапии помогает детям достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей).

Все игры по песочной терапии делятся на три направления :

Обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.

Познавательные игры – с их помощью я помогаю познать всю многогранность нашего мира.

Проективные игры – с их помощью я осуществляю коррекцию в развитии ребенка.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения . Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, помогает сконцентрировать внимание. С этой целью в работе с детьми я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры.

Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений я подбираю музыкальный репертуар. Музыка должна быть спокойной, умиротворяющей, расслабляющей, она не должна напрягать и вызывать раздражение. Это могут быть звуки природы : шум моря, плеск воды, журчание ручейка, щебет птиц и т. д. или просто какой-то легкий ненавязчивый мотив.

В направлении психологической профилактики я использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики . Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.

Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимает психическое напряжение , дает возможность самовыражения.

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей . Для реализации этой цели я подбираю стендовую информацию об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах; разрабатываю памятки для родителей; провожу лекции и беседы с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителей; выступаю на родительских собраниях; провожу тренинги для педагогов и родителей .

Консультативную помощь оказываю родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации организую в ДОУ следующими способами : по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения; по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей; по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния; активную консультативную помощь оказываю родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ

Итогом психологического консультирования являются рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования этой службы в дошкольном учреждении.

Описание психолого-педагогической технологии

педагога-психолога

номинация «Педагог-психолог-2018»

Коноваловой Оксаны Николаевны

МАДОУ д/с №36 города Тюмени

Тюмень 2018

Описание психолого–педагогической технологии работы

педагога-психолога Коноваловой Оксаны Николаевны

Воспитание представляется сложным и трудным делом

только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,

воспитывать своих детей или кого бы то ни было…

Л.Н.Толстой

Основной целью детского психолога, работающего в детском саду, как и в целом психологической службы образования, является создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка.

Реализация данной цели в нашем детском саду достигается решением комплекса задач:

    Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

    Развивать индивидуальные особенности ребенка.

    Создать благоприятный психологический климат для развития ребенка в детском саду;

    Выявление, предупреждение и коррекцию поведенческих и эмоциональных расстройств у детей,

    Оказывать своевременную психологическую помощь детям, родителям, педагогам.

    Разрабатывать и реализовывать психологические программы, направленные на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье дошкольников, трудностей в адаптации, обучение и воспитание, содействовать индивидуализации образовательного маршрута.

Решение данных задач отражается в направлениях психолого-педагогической деятельности: психологическом просвещении, профилактике, диагностике, психологической коррекции, консультативной и экспертной работе. В каждом из направлений мною используются разные психолого-педагогические технологии, однако, предпочтительными является АРТ-терапия, песочная терапия, музыкатерапия, мандалатерапия, сказкатерапия, фотосказкатерапия, Леготерапию, тренинговые занятия и проективные методы и методики, чаще всего использую для снятия мышечного напряжения АКВАтерапию, где применяем мотивационные игры в воде и с водой.

Сейчас коротко о каждой технологии применяемой педагогом-психологом в МАДОУ №36.:

Фотосказкатерапия помогает строить доверительные отношения с детьми, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы.

Эмоциональное проживание, идентификация с героев кинофильмов и сказок дают детям уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт. Фильмы и сказки позволяют воспитанникам закреплять навыки, полученные в обучающей программе, а взрослым- лучше понимать детей и их потребности.

АРТ-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Представляют интерес арт-терапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны.

Использование арт-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:

Совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

Комплекс арт-терапевтических методик;

Направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

Методики для проективной диагностики.

Мандалотерапия - одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм может являться составной частью практик саморегуляции.

Так, например, человек может формировать циркулярный образ, отражающий его представление о ресурсном состоянии (состоянии внутреннего равновесия, комфорта, фокусировке на источнике внутренней силы) и использовать этот образ в качестве визуальной модели, настраиваясь на которую, он может этого состояния достичь или его поддержать. Всё это может осуществляться на основе создания рисунков в круге разного размера и заполнения их внутреннего пространства разными формами и цветами, ассоциирующимися с текущим или желаемым состоянием. Данная техника одинаково эффективно на уровне бессознательного работает как для взрослых, так и для детей.

Повторение данной процедуры может способствовать не только развитию навыков саморегуляции, но и выявлению особенностей динамики внутренних изменений, делая более наглядными визуальные признаки состояний по мере их изменения в рамках разных промежутков времени (например, в течение курса арт-терапии или уже после его завершения).

Песочная терапия - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит от реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной в психологической песочнице. Метод песочной терапии базируется на сочетании невербальной и вербальной экспрессии. Песочная терапия одинаково успешно подходит как для работы с взрослыми, так и с детьми.

В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала интересной и захватывающей игрой. На этом принципе построена моя авторская программа, разработанная для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет «Волшебный песок».

В своей работе я использую кварцевый, цветной, кинетический, живой песок. Также как для развивающих, так и для коррекционных занятий, имеет большое значение работа с сухим и мокрым, кинетическим песком. Множество техник построены на отреагировании чувств, эмоциональных состояний, развитии восприятия с помощью различных свойств песка.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии :

    Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

    Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

    Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

    Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной .

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

    Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),

    Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

    Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Все эти формы музыкотерапии можно успешно применять в рамках релаксации.

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Сказкотерапия и фотосказкатерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности для коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

    о жизненно важных явлениях;

    о жизненных ценностях;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды жизни, какие «ловушки», искушения, трудности, можно встретить в жизни и как с ними справляться, какими ценностями нужно руководствоваться в жизни и т.д.

4. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, предают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

АКВАтерапия- это метод психотерапии, который применяется как в работе с детьми, так и со взрослыми, это коррекции различного рода нарушений детско-родительских отношений, при котором применяется вода.

Цель: Организация разнообразной увлекательной деятельности с воспитанниками способствующей коррекции личности и психических функций; Внедрение инноваций в содержание воспитательно-образовательного процесса.

Задачи: Корригировать и развивать психические функции, мелкую моторику, эмоциональную сферу, расширять сенсорный опыт воспитанников; Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, гармонизации отношений с окружающими; Создавать условия для продуктивной досуговой деятельности, для удовлетворения потребности у воспитанников в творческой самореализации, выражении своих мыслей, чувств.

Актуальность темы в том, что мотивационные игры в воде и с водой - самые любимые детьми. При помощи мотивационных водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы. С помощью мотивационных игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в организма.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, изо льда? А может, с подземных ключей бьет она. И всем она жизнь и цветенье дает.

Все описанные мной технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе со взрослыми так и с детьми. Использование данных технологий в постоянном комплексном процессе позволяет достигать поставленных целей.

Моя работа в данном направлении включает в себя широкий спектр форм и методов работы.

Индивидуальная

форма (индивидуальные психокоррекционные занятия)

Групповая форма (групповые психокоррекционные занятия)

Беседа


Наблюдение

Сказкотерапия

Игровая терапия

Арт-терапия

Развивающая работа проводится мною с целью формирования механизмов эмоционально-личностной адаптации ребенка. Она включает в себя развитие эмоционально-личностной сферы детей, коммуникативных навыков, снятию эмоционального напряжения.

Задача игровых сеансов:

Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Развитие восприятия, общей и мелкой моторики, координации движений, произвольности поведения, умение подчиняться правилам

Активизация речевых процессов

Формирование детско-родительских отношений.




Анализ развивающей работы показывает, что у многих детей выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатия и сочувствие к сверстникам), им стало легче общаться, они понимают чувства других и легче выражают свои. У детей постепенно исчезают неуверенность, страхи, агрессивность, замкнутость.

Динамика снятие эмоционального напряжения при помощи АКВАтерапии:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применяемые мною в работе психолого-педагогические технологии содействуют созданию условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.