Решение задания 13 егэ по географии

Вариант № 247361

Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2017 по географии.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-27 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Город Арлит имеет географические координаты 18º 44′ с.ш. 7º 23′ в.д. Определите, на территории какого государства находится этот город.

Ответ:

В пунктах, обозначенных на рисунке цифрами, одновременно проводятся измерения атмосферного давления. Расположите эти пункты в порядке повышения в них атмосферного давления (от наиболее низкого к наиболее высокому).

Ответ:

Какие из следующих высказываний верны? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) Распашка склонов препятствует развитию водной эрозии почв.

2) На долю сельского хозяйства приходится значительная часть выбросов в атмосферу парниковых газов.

3) Осушение болот в верховьях рек приводит к их обмелению.

4) Создание крупных водохранилищ приводит к изменению климата соседних территорий.

5) Сжигание попутного нефтяного газа в факелах в районах нефтедобычи способствует сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.

В рельефе этой части материка почти нет резких колебаний высот, редки землетрясения, отсутствуют действующие вулканы. Здесь много миллионов лет назад вертикальные _______________________ (А) земной коры привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий. При этом в земной коре образовались_______________________ (Б), в которые внедрялась _______________________ (В).

Рельеф плоскогорий разнообразен: столовые горы чередуются с холмистыми пространствами, их сменяют невысокие массивы, изрезанные ущельями.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список слов:

2) движение

4) горная порода

А Б В

Ответ:

Установите соответствие между точкой, обозначенной на карте мира, и климатическим поясом, в котором она расположена: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В

Ответ:

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 24 июля: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В

Ответ:

Установите соответствие между заливом и его обозначением на карте мира: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В

Ответ:

Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя средней ожидаемой продолжительности жизни населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

1) Республика Конго

2) Великобритания

3) Бразилия

Ответ:

Какие три из обозначенных на карте России территории имеют наибольшую среднюю плотность населения? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания цифр ответа, под которыми указаны эти территории.

Ответ:

Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В

Ответ:

Какие из утверждений об Индии верны? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) Индия является второй по численности населения страной в мире.

2) Индия по форме правления является монархией.

3) Индия обладает значительными запасами каменного угля и железных руд.

4) В общей численности населения Индии преобладает городское население.

5) Наряду с традиционными отраслями в Индии получили развитие современные высокотехнологичные производства.

Ответ:

Какие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания номера ответа, под которыми указаны эти города.

1) Новосибирск

3) Петрозаводск

4) Ставрополь

6) Ростов-на-Дону

Ответ:

В каких трёх из перечисленных регионов России ведётся добыча природного газа? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания, под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Карелия

2) Астраханская область

3) Ямало-Ненецкий автономный округ

4) Мурманская область

5) Смоленская область

6) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Ответ:

Какие из утверждений о Западной Сибири верны? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) В Западной Сибири находится крупнейший в России по добыче каменноугольный бассейн.

2) Значительная часть территории Западной Сибири занята болотами и заболоченными землями.

3) Южная часть Западной Сибири находится в степной зоне.

4) В Западной Сибири находятся главные месторождения природного газа России.

5) Бόльшая часть электроэнергии в Западной Сибири производится на ГЭС.

Ответ:

В каких из высказываний содержится информация о миграциях населения? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Образование на территории бывшей Британской Индии двух независимых государств привело к переселению в общей сложности 18 млн человек.

2) В настоящее время большинство населения мира проживает в развивающихся странах, причём его доля в мировом населении постоянно растёт.

3) С начала XXI в. число прибывающих на постоянное жительство в Россию ежегодно превышает число выбывающих.

4) В Канаде 2/3 населения концентрируется в 150-километровой зоне, протянувшейся вдоль границы с США.

5) Количество городов-миллионеров в России к 2016 г. достигло 15.

Ответ:

На основе анализа данных приведённой ниже таблицы укажите регионы, в которых в период с 2011 по 2013 г. ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства. Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

Динамика объёмов промышленного производства (в процентах к предыдущему году)

Ответ:

С помощью карты сравните значения средних многолетних максимумов температуры воздуха в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3. Расположите точки в порядке повышения этих значений.

Ответ:

Установите соответствие между субъектом РФ и его административным центром: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В

Ответ:

В каких трёх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти страны.

3) Бразилия

4) Норвегия

5) Франция

6) Саудовская Аравия

Ответ:

В соответствии с Законом о возврате к «зимнему» времени с 26 октября 2014 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту). Исходным при исчислении местного времени часовых зон служит московское время - время II часовой зоны.

Самолёт вылетел из Сургута (IV часовая зона) в Ростов-на-Дону (II часовая зона) в 5 часов по местному времени Сургута. Расчётное время полёта составляет 4 часа. Сколько времени будет в Ростове-на-Дону, когда самолёт приземлится? Ответ запишите в виде числа.

Ответ:

Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения Республики Северная Осетия - Алания в 2011 г. Ответ запишите в виде числа (по образцу, указанному в инструкции по выполнению работы).

Ответ:

Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

Ответ:

Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

1) меловой

2) четвертичный

3) силурийский

Ответ:

Определите страну по её краткому описанию.

Эта страна полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам. На материке, где расположена страна, она является первой по площади территории и третьей по численности населения. В стране хорошо развиты отрасли как добывающей, так и обрабатывающей промышленности. В международном географическом разделении труда она является поставщиком продукции горнодобывающей промышленности, машиностроения, металлургии, топливной, химической и лесной промышленности, а также сельского хозяйства.

Ответ:

Определите регион России по его краткому описанию.

Эта область расположена в Европейской части России. Она имеет выход к Государственной границе РФ. Одна из основных отраслей промышленности – добыча железных руд и производство железорудных окатышей. Машиностроение специализируется на производстве кузнечно-прессового оборудования, электротехнических изделий, оборудования для животноводства и кормопроизводства. Электроэнергией область обеспечивает расположенная на её территории крупная АЭС. В пищевой промышленности используется местное сельскохозяйственное сырьё: на чернозёмных почвах выращивают зерновые культуры, картофель, сахарную свёклу, подсолнечник.

Ответ:

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ:

Определите по карте азимут от родника на дом лесника. Ответ запишите в виде числа.

Ответ:

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м.

Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя данные таблицы, объясните, почему в период с 1985 по 2010 г. доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения Мексики значительно увеличилась. Укажите две причины. Если Вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми. Демографические показатели Мексики

Показатель 1985 г. 2010 г.
Численность населения, млн человек 76,7 110,6
Доля лиц старше 65 лет, % 3 6
Рождаемость, ‰ 31 19
Смертность, ‰ 6 6
Сальдо миграций, ‰ –3 –4
Средняя продолжительность жизни, лет 69 76
Доля городского населения, % 75 77

Двадцать восьмое задание ЕГЭ по географии предполагает работу с картами и планами местности. В нем необходимо строить профиль рельефа местности по прямой АВ; на профиле также нужно обозначать условным знаком какой-либо объект, изображенный на карте.

Инструкция по построению профиля

Для того чтобы построить профиль, нужно начертить профильную линию, соединяющую точки А и В, и приложить к ней край листа бумаги, на котором необходимо отметить горизонтали, через которые проходит линия АВ. Отметки горизонталей нужно подписать (на карте указано, с каким интервалом они проведены, также дается значение одной горизонтали, поэтому подписать их совсем не трудно). Этот край листа нужно приложить к горизонтальной линии на бланке, где строится профиль. Нужно перенести сделанные отметки на него вот таким образом, проведя перпендикуляры к вертикальной линии в аналогичных значениях:


После этого получившиеся точки нужно соединить плавной кривой линией. Это и будет профиль рельефа. В данном задании важно учитывать масштаб: если, например, по масштабу карты в 1 см 100 м, а в нашем рисунке в 1 см должно быть 50 м, то расстояние между двумя соседними вертикалями мы будем отмечать в два раза больше. Часто просят отметить на профиле родник; как правило, он располагается между двумя соседними высотами – в таком случае их нужно соединить не прямой линией, а вогнутой.

Разбор типовых вариантов задания №28 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Постройте профиль рельефа местности по линии АВ. Перенесите основу для его построения на бланк ответов 2, применяя горизонтальный масштаб 1 см = 50 м и вертикальный масштаб 1 см = 5 м. Знаком «Х» отметьте положение родника.


Готовый профиль для данного условия выглядит примерно так:

Разбор задания №34 ЕГЭ по географии

Миграционный прирост

Последнее задание ЕГЭ по географии похоже на предыдущее – в нем тоже нужно решать небольшую задачу. Однако в этот раз она связана с определением не естественного прироста, а миграционного, поэтому расчетов будет несколько больше.

Допустим, что нам нужно узнать эту величину для 2013 года.

Алгоритм такой:

    вычитаем из численности постоянного населения в 2014 этот показатель для 2013;

    из получившегося числа вычитаем естественный прирост населения за 2013 год.

То, что получилось, и есть миграционный прирост населения.

На бланке ответов для данного задания должны быть записаны два действия и ответ. Если все это сделано верно – он оценивается в 2 балла. Если же присутствует только одно действие, либо при вычислении ответа допущена ошибка и он неверный, но два действия записаны и первое правильное – ставится 1 балл. Во всех других случаях баллы за 34 задание не начисляются.

Для успешного выполнения 34 номера ЕГЭ нужно, опять же, хорошо заполнить алгоритм его выполнения. В отличие от предыдущего, никакие промилле тут писать не надо, поэтому риск перепутать что-либо становится меньше. Главное – внимательно смотреть на год, для которого необходимо рассчитать показатель.

Разбор типовых вариантов задания №34 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице данные, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Белгородской области в 2015. Запишите решение.

Численность и естественный прирост населения в Белгородской области

Ответ выглядит так:

    1 550 137 – 1 547 936 = 2201

    2201 – (-3717) = 5918

Ответ: 5918.

Второй вариант задания

Используя данные нижеприведенной таблицы, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Республики Бурятия в 2015 году. Запишите необходимые вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Республике Бурятия

Записываем ответ:

    982 284 – 978 495 = 3789

    3789 – 5795 = -2006

Ответ: -2006.

Третий вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице показатели, рассчитайте величину миграционного прироста населения в Костромской области в 2013 году. В ответе также запишите все проведенные вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Костромской области

Напишем ответ:

    656 389 – 658 925 = -2536

    -2536 – (-2218) = -318

Ответ:-318.

Численность населения и его движение

В тридцать третьем задании ЕГЭ по географии нужно решать небольшую задачку, связанную с численностью населения и его естественным движением. Обычно в них просят определять показатель естественного прироста в промилле. Нужно помнить, что в данном задании это всегда делается по следующему алгоритму: делим показатель естественного прироста за год на среднегодовую численность населения и умножаем на тысячу. Ответ обычно округляется до десятых.

На бланке ответов обязательно надо записать не только получившуюся цифру, но и весь ход решения. Это влияет на то, какой балл будет получен за задание. Если приводится запись решения и получен верный ответ, ставится 2 балла, а если записи решения нет – 1. Очень важно не перепутать обозначение промилле ‰ с процентом % - если допустить такую ошибку, даже при наличии записи решения и верного числового значения ответа ставится всего 1 балл. Если допущена только ошибка в округлении, 1 балл за задание все равно ставится.

Этот номер ЕГЭ совсем не сложный – достаточно запомнить формулу и прорешать несколько тренировочных заданий. Главное – не перепутать знаки и внимательно смотреть, показатель какого года требуется рассчитывать.

Разбор типовых вариантов задания №33 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на данные, представленные в таблице, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Воронежской области в 2012 году. Запишите решение и округлите ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Воронежской области

Ответ должен выглядеть так:

    Решение: -11 081: 2 331 298 1000= -4,7531.

    При округлении получаем -4,7

Ответ: -4,7‰

Второй вариант задания

Используя данные приведенной ниже таблицы, рассчитайте показатель естественного прироста населения (в ‰) для Владимирской области в 2013 году. Запишите решение, ответ округлите до десятых.

Численность и естественный прирост населения во Владимирской области

Пишем ответ:

    Решение: -4131:1 417 531 1000= -2,9142

    Округляем до -2,9

Ответ: -2,9‰.

Третий вариант задания

Опираясь на данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Республики Карелия в 2014 году. Запишите вычисления, округлив ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Республике Карелия

Ответ выглядит таким образом:

    Решение: -1429/633 468 1000= -2,2558

    При округлении будет -2,3

Ответ: -2,3‰.

Примеры заданий:

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2 641 016

2 633 550

2 631 073

человек

2 637 570

2 632 312

2 633 176

3067

1670

1478

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Калужской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1 008 229

1 005 801

1 004 544

Среднегодовая численность населения,

человек

1 007 015

1 005 065

1 007 515

Естественный прирост населения,

человек, значение показателя за год

3741

3445

3445

адание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Ивановской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 054 040

1 049 385

1 043 130

1 051 513

1 046 046

1 040 020

показателя за год

5495

5306

5467

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Воронежской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

2 331 506

2 331 091

2 328 959

Среднегодовая численность населения, человек

2 331 298

2 329 668

2 330 053

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

11 081

8447

11 200

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Владимирской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 431 932

1 422 134

1 413 321

Среднегодовая численность населения, человек

1 427 033

1 417 531

1 409 467

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

7332

4131

7531

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Курской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 121 563

1 119 170

1 118 915

Среднегодовая численность населения, человек

1 120 366

1 119 089

1 118 147

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

5225

5021

5439

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Костромской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

661 764

658 925

656 389

Среднегодовая численность населения, человек

660 345

657 648

655 390

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

2107

2218

2254

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Пермского края в 2011 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Пермского края

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность постоянного населения на

2 641 016

2 633 550

2 631 073

Среднегодовая численность населения,

человек

2 637 570

2 632 312

2 633 176

Естественный прирост населения,

человек, значение показателя за год

3067

1670

1478

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Калужской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Калужской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 008 229

1 005 801

1 004 544

Среднегодовая численность населения,

человек

1 007 015

1 005 065

1 007 515

Естественный прирост населения,

человек, значение показателя за год

3741

3445

3445

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Ивановской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Ивановской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 054 040

1 049 385

1 043 130

Среднегодовая численность населения, человек

1 051 513

1 046 046

1 040 020

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

5495

5306

5467

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Воронежской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Воронежской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

2 331 506

2 331 091

2 328 959

Среднегодовая численность населения, человек

2 331 298

2 329 668

2 330 053

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

11 081

8447

11 200

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Владимирской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 431 932

1 422 134

1 413 321

Среднегодовая численность населения, человек

1 427 033

1 417 531

1 409 467

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

7332

4131

7531

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Курской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Курской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 121 563

1 119 170

1 118 915

Среднегодовая численность населения, человек

1 120 366

1 119 089

1 118 147

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

5225

5021

5439

Пояснение.

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Костромской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численнось и естественный прирост населения Костромской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

661 764

658 925

656 389

Среднегодовая численность населения, человек

660 345

657 648

655 390

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

2107

2218

2254

Среднее общее образование

География

ЕГЭ-2018 по географии: задание 1

Корпорация «Российский учебник» представляет разбор заданий ЕГЭ 2018 года по географии. В материале вы найдете подробный алгоритм решения 1 задания, ответы, а также комментарии по выполнению работы. Рекомендуем также посмотреть актуальную подборку материалов по географии, опубликованных ранее.

Вниманию выпускников и абитуриентов предлагается новое учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по географии. Справочник содержит в полном объеме теоретический материал по курсу географии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами экзаменационных заданий с комментариями и ответами. Это поможет учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Практическая часть справочника включает задания для самопроверки, соответствующие формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к заданиям для самопроверки, которые помогут школьникам и абитуриентам объективно оценить уровень своих знаний и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Задание 1

(«Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.

В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.

1. Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.


2. Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства) вверх, т.к. широта северная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.

Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60° – 58° = 2° градуса от параллели 60° вниз.

3. Вторая координата искомой точки – это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п.2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем) вправо, т.к. долгота восточная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.

Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.


4. Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).

Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.

2. Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ - 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.

3. Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ - 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.


4. Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).

Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).