В каком храме сейчас мощи николая чудотворца. Что нужно знать о мощах Николая Чудотворца, которые доставят в Россию

Где можно спокойно посетить частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области:

В московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря - Даниловский вал, 22.

Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых - Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

Храм Всех Святых на Кулишках - подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.

Храм святителя Николая в Котельниках - представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.
Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе - подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).

Храм свт. Николая в Толмачах - домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.

Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.

Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.

Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.

Всех мест нахождения частиц мощей в России я не смогу перечислить, но уверен каждый может найти их в ближайших к себе храмах и монастырях.

Справка:
65 % мощей находятся в католической базилике Святого Николая в Бари. Примерно пятая часть мощей святителя находится в католическом храме святого Николая на острове Лидо в Венеции.
Остальные части мощей Николая Чудотворца разнесены по всему миру.

Самый уважаемый мной и любимый святой. Не чета нынешним служителям.

P.S. от ТС. Именно в 2013 году, в нашу церквушку привозили раку с мощами Святителя Николая, которым мне довелось поклониться и освятить нательный крестик.

Договорённость об этом была достигнута в прошлом году на исторической встрече на Кубе папы римского Франциска и патриарха Кирилла . Святитель Николай - один из самых почитаемых святых у католиков, православных да и вообще у всех христиан. Для большинства православных России паломничество в Бари трудноосуществимо, хотя туда и приезжают сотни наших соотечественников ежегодно.

Где и когда можно поклониться мощам

С 22 мая по 12 июля мощи будут доступны для паломников в Москве в храме Христа Спасителя. 22 мая с 12.00 до 21.00. С 23 мая по 12 июля доступ паломников будет осуществляться с 8.00 до 21.00. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге.

Кто такой Святой Николай

Святитель Николай, Николай Чудотворец, Николай Угодник и даже Санта-Клаус - так называют одного из самых почитаемых в мире святых, праведного архиепископа, который жил в 270-345 годах в Византии. Во время путешествия на корабле в Палестину он усмирил шторм и воскресил моряка. Свидетельством милосердия Николая Чудотворца к нашей стране и к нашим предкам является чудотворный образ святителя Николы Можайского. При осаде Можайска монголами в небе явилось удивительное знамение. Святитель Николай показался стоящим в воздухе над собором: в одной руке он дер-жал меч, а в другой изображение обнесённого крепостью храма, чем обрадовал можайцев и напугал врагов. Неприятель был устрашён видением, снял осаду и бежал.

Мраморный престол над мощами Святителя Николая Чудотворца в крипте базилики в итальянском городе Бари. Фото: РИА Новости / Александр Юрьев

Какова история обретения мощей

Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский умер, как писали летописцы, до-стиг-нув глу-бо-кой ста-ро-сти «в воз-расте стар-ше 70 лет». «По-сле непро-дол-жи-тель-ной те-лес-ной бо-лез-ни он пе-ре-шёл в веч-ную бла-жен-ную жизнь». Свя-ти-те-ль Ни-ко-лай был за-хо-ро-не-н око-ло церк-ви, в ко-то-рой слу-жил, на территории современной Турции. В IX в. им-пе-ра-тор Ва-си-лий I со-би-рал-ся пе-ре-вез-ти мо-щи свя-ти-те-ля Ни-ко-лая в Кон-стан-ти-но-поль, но был оста-нов-лен в две-рях неким чу-дес-ным об-ра-зом. То-гда, «силь-но разо-злив-шись», ве-лел за-пе-ча-тать его мо-щи в бе-лом ка-мен-ном сар-ко-фа-ге и по-ме-стить под пол ча-сов-ни - при-де-ла церк-ви Си-о-на, чтобы «ни-кто дру-гой не смог взять остан-ки». В 1087 г. в го-ро-де Бари свя-ти-тель Ни-ко-лай явил-ся во сне чест-но-му и бла-го-го-вей-но-му свя-щен-ни-ку и ве-лел: «Иди и ска-жи лю-дям и все-му со-бо-ру цер-ков-но-му, чтобы они по-шли и взя-ли ме-ня из Мир и по-ло-жи-ли в го-ро-де этом, ибо не мо-гу там пре-бы-вать на ме-сте пу-стом». А к тому моменту жители города Мир Ликийских действительно покинули его, опасаясь врагов. При саркофаге остались жить лишь несколько монахов. Экспедиция итальянцев сумела перевезти часть мощей в Бари в деревянном ящичке - ковчеге - в 1087 г. С этого момента мощи святителя никогда не покидали Бари.

Какая часть мощей приедет в Россию

«Мощи закрыты трёхслойной мраморной плитой с небольшим отверстием, чтобы доставать источаемое от мощей святителя миро, - -рассказывает настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари прото-иерей Андрей Бойцов . - Прежде в Бари не было практики отделения частиц от мощей. Единст-венный раз мощи святителя Николая поднимались из-под спуда, из-под престола, в 1953 г. в связи с фундаментальными реставрационными работами в базилике - тогда они хранились в соседнем храме. Тогда же, кстати, одну часть запаяли в герметичную колбу, и там тоже, как и от основной части мощей, образовалось миро. Было принято решение извлечь часть мощей через отверстие для сбора мира. Специально приглашённые архиепископом Бари медики с помощью современного оборудования подняли левое ребро. Я считаю особенно трогательным, что именно та часть, которая находилась рядом с сердцем святителя Николая, сердцем, полным христианской любви к Богу и ближнему, прибудет в Россию».

Чем хуже мощи, которые хранятся в России

«Здесь мы затрагиваем вопрос об аутентичности святынь, о подлинности этих частиц, - говорит протоиерей Андрей Бойцов. - Когда же в Россию привозят мощи святителя из Бари, мы имеем стопроцентную гарантию. Ведь барийцы взяли мощи из раки, где они покоились, и 930 лет их никто не трогал. Если же мы говорим о подлинных частицах мощей - конечно, благодать Божия действует везде, в том числе через иконы, мощи. Неважно, целиком или через частицы. Но паломничество - это некий подвиг. Принесение мощей - это историческое, эпохальное событие. Конечно, я всем рекомендую приехать и поклониться им».

В чём помогает чудотворец

Святитель Николай - покровитель мореплавателей, купцов и детей. Также он является покровителем узников и всех несправедливо осуждённых. Помогает выйти замуж всем, даже отчаявшимся старым девам, а бездетным парам помогает в обретении детей. В целом Николай Угодник является самым скорым помощником для каждого. Потому именно к нему чаще всего обращаются с самыми разными просьбами.

Более 18 тысяч верующих только за первый день паломничества смогли приложиться к мощам Николая Чудотворца. Вернее, к ковчегу, в котором их привезли. Этот метровый ювелирный саркофаг весом более 50 килограммов был изготовлен из серебра и покрыт золотом на художественно-производственном предприятии Русской православной церкви "Софрино". Внутрь залит жидкий воск с благовониями. А в углублении находится всего одна кость – девятое левое ребро святого.

ПО ТЕМЕ

Целиком останки Николая Угодника привезти куда-либо невозможно – в крипте итальянского города Бари они покоятся ниже уровня моря, под тремя тяжелыми каменными блоками, которые были уложены еще в 1087 году после перенесения святителя из города Миры Ликийской. Между этими плитами есть небольшие – 6 сантиметров диаметром – отверстия. В обычное время через них собирают миро.

Да-да, мощи Николая Мирликийского мироточат и по сей день, хотя после его смерти прошло свыше полутора тысяч лет. Раз в году в мае открывается специальное углубление под саркофагом и оттуда вычерпывается драгоценное миро. Его добавляют в святую воду и раздают всем верующим, надеющимся на исцеление.

А для того чтобы доставить часть святителя в Россию, директор Института судебной медицины профессор Университета Бари Франческо Интрона опустил в эти отверстия медицинское оборудование и миниатюрную видеокамеру. В итоге было взято левое девятое ребро святителя Николая. Верующие отметили символичность выбора ребра, находящегося со стороны сердца, которое, по словам современников, горело любовью к людям.

После отделения кости ее отправили в лабораторию. Там ребро было специальным образом подсушено. И только после этого помещено в ковчег.

Про привоз единственной кости Николая Угодника часто говорят как о событии, состоявшемся впервые за почти тысячу лет. Но здесь есть доля лукавства – частицы биологической ткани признанного святым архиепископа постоянно хранятся во многих храмах и монастырях, где можно поклониться им без всяких очередей. Например, частички мощей Николая Чудотворца имеются в Свято-Даниловском и Николо-Угрешском монастырях, храме Святителя Николая в Котельниках, храме Спаса Нерукотворного в Сетуни и храме Богоявления Господня в Химках, храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, храме Всех Святых на Кулишках, храме Архангела Михаила в Тропарево и храме Святителя Николая на Трех Горках.

Может возникнуть справедливый вопрос: а как церковь относится к тому, что тело святого разрезают на части и передают в разные приходы? Традиция разрознения мощей, или, иначе говоря, разделения останков святых на частицы, была заложена еще в ранней Византии. Вот что по этому поводу писал богослов Иоанн Златоуст: "Святые мощи – неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются".

Мощи, к которым появляется доступ у ученых, могут многое рассказать. Например, при помощи радиоуглеродного метода возможно определить возраст умершего и установить дату смерти. Любая органика содержит в себе углерод, который с момента смерти биологического существа, начинает распадаться с определенной скоростью – так называемым периодом полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают эти данные с тем, сколько его должно было быть изначально.

В случае с Николаем Чудотворцем это особенно актуально, потому что данные о дате его смерти сильно разнятся. Но позволят ли ученым исследовать изъятую из гробницы кость – большой вопрос.

Святых Николаев Чудотворцев – два. Святитель Николай Пинарский жил в VI веке и был настоятелем Синайского монастыря. Оба святителя родом из Ликии, архиепископы, почитаемые чудотворцы – эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему долгие годы: что в истории Церкви был только один «Святитель Николай Чудотворец».

Поэтому в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский.

Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, – это имена родителей Николая Пинарского.

2. Бил ли святитель Николай по щеке Ария?

Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.

Это опровергает профессор церковной истории В. В. Болотов: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Святой Николай ударяет по щеке Ария. Фреска

3. Перенесение мощей в Бари было торжественным благочестивым событием?

Жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (ныне город Дембре на юге Турции), в XI веке была неспокойной. Ликия постоянно подвергалась нападениям сельджуков. Бари был очень крупным портовым городом, Венеция – полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами святого Николая как покровителя мореплавателей.

Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что, по латинским хроникам, баряне два раза приезжали за мощами, а не один, как описано в славянских повествованиях о перенесении мощей святителя Николая.

Хлеб в Малую Азию и Антиохию тогда возили из Апулии и Калабрии. В 1087 году баряне везли хлеб в Антиохию – Западную Сирию. Они проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась. Город был заполнен сельджуками.

В Антиохии зерно было продано, а на обратном пути они опять заехали в Миры. На этот раз сельджуков они не встретили, жителей в городе было мало. В храме святителя Николая оставались четыре монаха. Баряне вошли в храм и, угрожая монахам, выведали, где находятся мощи.

Те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту их прибытия мощи святителя покоились под спудом, в одном из приделов, под полом, украшенном мозаикой.

Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и встал прямо на благоухающие миром святые останки, повредив их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились, опасаясь, что ликийцы могут помешать похищению.

Саркофаг, в котором якобы покоились мощи Святителя Николая до перенесения

Перенесение мощей из Мир в Бари трудно считать благочестивым событием с участием людей, радеющих о святыне. Хотя, если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.

4. Говорят, по миру распространены поддельные мощи, так ли это?

Через несколько дней после барян венецианцы высадились в Мирах, чтобы забрать мощи чудотворца, и все повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили храм. Под пытками один из монахов показал, где покоятся останки мощей святителя.

Так как мощей Николая Чудотворца было мало, венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские кости. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход, и вскоре о фальсификации забыли. В течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая.

Во время Крестового похода святые мощи многократно раздаривали. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.

5. Правда ли, что иконы практически точно передают облик святителя?

Антропологические исследования подтвердили то, что иконы достаточно точно передают облик святителя Николая.

В 1953 году во время реставрационных работ в церкви, в которой расположен склеп, Луиджи Мартино, анатом из университета Бари (Universita degli Studi di Bari) с разрешения Ватикана исследовал кости, оставив после себя множество рентгенограмм и подробные результаты измерений.

Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).

По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него шло удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т. е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.

Это позволило современным коллегам Мартино провести реконструкцию. Она была выполнена из «виртуальной» глины, форму которой можно менять прямо на экране. У святого Николая было мужественное лицо с оливковой кожей, квадратным подбородком и сломанным носом. Это удалось выяснить по сильно поврежденным костям между глаз.

6. Откуда взялся известный портрет, который часто выдают за реконструкцию лица святителя Николая по черепу?

Это изображение не является реконструкцией лица святого по черепу. Оно взято из проекта «Предстояние» современного российского художника Константина Худякова, включающего в себя “психологические портреты-реконструкции персонажей сакральной истории”.

По словам авторов проекта, технически портреты создавали «путем многократного наслаивания друг на друга, взаимной конвертации и трансформаций мельчайших физиогномических фрагментов, цифровой мультивыборки и тому подобных приемов компьютерной графики».

7. Правда ли, что некоторые факты биографии святого Николая намеренно исключили из жития?

Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что в древних источниках упоминается замечательное деяние святителя Николая, исключенное из текста его жития в X веке, – деяние о подати.

В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту.

Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы проверить слова святителя, снарядили самый быстроходный корабль.

Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана.

А через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология, и агиографы не включили этот эпизод в жизнеописание святителя Николая, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях.

Еще одно деяние – о хлебовозах – также не включено в житие. В нем рассказывается о том, как святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым.

8. Правда ли, что святитель Николай остановил руку палача, спасая невинно осужденных?

Самые древние редакции рукописей о святом Николае хранятся в библиотеках Оксфорда и Вены. Они посвящены «Деянию о стратилатах».

На иконах и фресках и на картине И. Е. Репина святитель Николай изображается останавливающим руку палача, хотя на самом деле спасение осужденных выглядело по-другому.

Император направил воинов усмирять мятеж тайфалов (одного из вестготских племен, переселенных во Фригию с Дуная). По пути из-за шторма войско остановилось в Андриакской гавани, и на рынке разгорелась ссора между солдатами и местными жителями. Архиепископ Николай сумел всех умиротворить. А стратилатов, предводителей воинов, пригласил к себе.

В этот момент прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трех неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Святитель вместе со стратилатами и другими воинами торопится в город. Он уже в преклонном возрасте, ему около 70 лет. А дорога – четыре километра в гору. В древней хронике прямо сообщается, что святитель Николай боялся не успеть прийти на помощь и спасти от смерти невинных людей. И тогда стратилаты послали солдат задержать казнь.

На известной картине Репина меч уже занесен над горожанами, когда появляется святой Николай и в последнюю секунду удерживает палача. Но в древнем тексте сказано: меч был обнажен палачом. Трудно представить, что палач стоял полчаса с поднятым над головами тяжелым мечом. Он обнажил меч и ждал. Солдаты задержали казнь, пока не подошел святитель со стратилатами и не освободил невинных людей.

9. Как по «Деянию о стратилатах» удалось определить год смерти святителя?

На прощание святитель благословил воинов, предрек им победу в предстоящем сражении с тайфалами, и они победили. После победы над мятежниками стратилаты возвратились назад в Ликию и пришли к святому Николаю во второй раз – поблагодарить его за молитвы, а святитель предупредил их, что они попадут в беду, но не должны отчаиваться, а должны обратиться к Богу, и Господь убережет их.

Все три военачальника – исторически известные личности. Один из них, Непотиан, стал консулом в 336 году, другой – в 338 году.

Когда стратилаты вернулись в Константинополь, их встретили с почестями, а потом оклеветали завистники и по наговору посадили в темницу. И тут Непотиан вспомнил о том, что говорил стратилатам святитель Николай в Ликии, и воины стали сердечно молиться. Чудесное явление святого Николая Константину даровало им свободу, и император вручил стратилатам пояса полководцев высшего ранга. И они с подарками от императора отправились к свт. Николаю в третий раз.

Древний текст «Деяния о стратилатах» уточняет, что они месяц жили у свт. Николая, стали его духовными чадами. На следующий год они снова – в четвертый раз – отправились к святителю Николаю, но обнаружили его почившим.

Год назад их посылал сам император Константин, и тогда святитель Николай был жив, а Константин умер в мае 337 года. День преставления святого известен точно: 19 декабря, а точный год смерти в текстах его житий не назывался. В наших календарях указывается, что святой Николай умер около 345 года. И, как правило, говорится, что он родился в 280 году.

Это кажется очень странным. Потому что по житиям святой Николай стал епископом до Диоклетианова гонения. То есть около 300 года. Получается, что он был возведен в столь высокий сан в 20 лет, а это крайне маловероятно. Это значит, что свт. Николай не мог умереть в 345 году, кроме того, в древней хронике Непотиан ни разу не назван консулом, а значит, он еще не был в этом звании. Значит, 336 год еще не наступил к моменту их четвертого посещения Мир. Получается, что святой Николай умер в 334 или 335 году.

10. Правда ли, что греки не празднуют перенесение мощей Николая Чудотворца?

Распространенное мнение о непризнании Греческой Церковью праздника перенесения мощей свт. Николая является ошибочным. В современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая.

В печатный календарь эта память была внесена благодаря преподобному Никодиму Святогорцу (1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей свт. Николая.

Согласно преподобному Никодиму, мощи были вывезены из Мир Ликийских 1 апреля, сделали остановку на о. Закинф 10 мая, а именно 20 мая были привезены в Бари.

Одной из ранних рукописей с точной датой, упоминающей 9 мая как дату перенесения мощей свт. Николая, является Типикон Криптоферратского монастыря 1300 г. Дата 20 мая зафиксирована в ряде византийских рукописей, самая ранняя из известных нам – майская служебная Минея 1431 г. библиотеки Ватопедского монастыря № 1145.

Уже более 50 дней паломники со всей России и ближайших стран едут в Москву в Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца , доставленным из итальянского города Бари . Очередь приходиться занимать с раннего утра и выстаивать почти по 13 часов. Не останавливает верующих холодная погода с ливнями, вооружившись зонтами и дождевиками, они идут в храм. Поклониться мощам можно до 12 июля. Это будет последний день прибывания святыни в Москве, после чего ее перевезут в Санкт-Петербург .

Продлевать время посещения храма мы не будем, потому что мощи в ночь с 12 на 13 июля будут перевозить в Санкт-Петербург - утром их уже встретят в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, - рассказала «Комсомольской правде» Мария Коровина , руководитель пресс-центра Оргкомитета принесения мощей святителя Николая Чудотворца. - В последний день паломники смогут поклониться мощам Святого Николая также, как и в предыдущие дни. Очередь закроется в 16.30 или 18.00 - это будет зависеть от количества пришедших людей.

Признаюсь, что я тоже хотела пойти в храм, но стоять в длиннющей очереди - так и не решилась.

А зачем мучиться? Сходи в Даниловский монастырь. Там тоже есть мощи Святого Николая. А главное - никаких очередей, - посоветовала мне подруга Мира.

Моему счастью не было предела, когда я сходила в Даниловский монастырь и обнаружила там ковчег с частицей мощей Святителя Николая. Очередь к ним тоже выстраивается, но это человек 10-15 максимум. Такую выстоять уж можно.

Но и это не единственное место в Москве и области - есть 25 храмов, где на постоянной основе находятся мощи Николая Чудотворца в Москве.

СПИСОК 25 ХРАМОВ:

1. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Адрес: ул. Большая Лубянка, д. 19. Время посещения: ежедневно с 6.30 до 18.00.

2. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Адрес: Малый Ивановский переулок, 2А, стр. 1. Время посещения: ежедневно c 8.00 до 20.00.

3. Новодевичий женский монастырь. Адрес: Новодевичий проезд, 1, стр. 2. время посещения: ежедневно с 9.00 до 17.00.

4. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове . Адрес: Староваганьковский переулок, д. 14. Время посещения: ежедневно с 9.00 до 19.00.

5. Богоявленский кафедральный собор в Елохове . Адрес: улица Спартаковская, 15. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 19.00.

6. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Адрес: Малый Толмачевский переулок, д. 9. Время посещения: ежедневно, кроме понедельника с 12.00 до 16.00. А также во время служб (смотрите расписание на сайте храма).

7. Храм Всех Святых на Кулишках. Адрес: Славянская площадь, д. 2. Время посещения: по четвергам с 11.00 и до окончания вечернего богослужения.

8. Храм Святого Николая на Трёх Горах. Адрес: Нововаганьковский переулок, д. 9. Время посещения: по воскресеньям на литургии.

9. Храм святителя Николая в Котельниках. Адрес: 1-й Котельнический переулок, д. 8, стр. 1. Время посещения: ежедневно с 11.00 до 19.00.

10. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках. Адрес: Лубянский проезд, 9, стр. 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.50.

11. Храм святого Николая Мирликийского в Голутвине . Адрес: 1-й Голутвинский переулок, 14. время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

12. Храм святителя Николая в Покровском. Адрес: ул. Бакунинская, 100. Время посещения: ежедневно, кроме среды, после акафеста, который начинают читать в 12.00.

13. Храм святителя Николая в Хамовниках. Адрес: улица Льва Толстого , 2. Время помещения: ежедневно во время служб.

14. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле. Адрес: Улица Радио, 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

15. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке . Адрес: Брюсов переулок, 15/2. Время посещения: ежедневно с 7.15 до 20.00.

16. Данилов Свято-Троицкий монастырь. Адрес: Даниловский вал, 22. время посещения: ежедневно с 7.30 до 20.00.

17. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. Адрес: улица Рябиновая, д. 18. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

18. Храм Архангела Михаила в Тропареве . Адрес: проспект Вернадского , д. 90. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00.

19. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Адрес: Сокольническая площадь, 6. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00 и во время служб.

20. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино . Адрес: Большая Косинская улица, 29, стр. 3. Время посещения: ежедневно с 7.40 до 17.00.

21. Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове . Адрес: улица Байкальская, 37А. Время посещения: ежедневно с 7.00 до 18.00.

22. Николо-Перервинский монастырь. Адрес: ул. Шоссейная, 82. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 17.00.

23. Храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортове . Адрес: улица Солдатская, 4. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

24. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе . Адрес: Новоясеневский проспект, д. 42. Время посещения: с 8.00 до 18.00.

25. Николо-Угрешский монастырь. Адрес: Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1. Время посещения: ежедневно с 6.45 до 17.00.

РЕПОРТАЖ

Как мы с Мизулиной 11 часов к мощам за силой стояли

Занимать очередь к ковчегу с ребром Николая Чудотворца сенатору пришлось с боем