Значение количества куполов на храме. Церковные купола. Формы куполов. Цвет куполов. Количество куполов

Купол — что означает количество куполов и их цвета?

Купол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula , уменьшительное от cupa - бочка) - пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг). Внешний храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

  • Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный — посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный — преподобному
  • Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам.

Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери.

Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

Количество куполов на храмах также символично:

  • 1 — символизирует Единого Бога
  • 3 — Святую Троицу
  • 5 — Спаситель и четыре евангелиста
  • 7 — семь таинств Церкви
  • 9 — по числу ангельских чинов
  • 13 — Спаситель и двенадцать апостолов
  • 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола тоже имеет символический смысл.

  • Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
  • Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».
  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма:

  • Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России — московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом…

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например: Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
Красный — посвященный мученику (мученикам)
Зелёный — преподобному
Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Количество, форма и цвет куполов на храмах

Количество куполов на храмах символично:

1 — символизирует Единого Бога
3 — Святую Троицу
5 — Спаситель и четыре евангелиста
7 — семь таинств Церкви
9 — по числу ангельских чинов
13 — Спаситель и двенадцать апостолов
33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола также имеет символический смысл.

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. …

Вопрос:

Почему у многих храмов купола не одного цвета? Те, что по краям, одного цвета (обычно синего), а центральные позолоченные? Что это символизирует?
Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг).

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам. Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери. Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

А что обозначает цвет куполов православных храмов? Видел самые разнообразные (от золотых до голубых). Это имеет какое-то значение или так, какая краска была под рукой? Купола храмов бывают золотыми, зелеными, синими, со звездами. Бытует мнение, что цвет определяется главным приделом храма - кому он посвящен. Например, Богородичный храм должен иметь синие купола, храмы Христа - золотые. А как на самом деле?

Мнение эксперта: В общем случае цвет купола может ничего не обозначать.Чёрные купола могут быть «траурные». А могут - просто так, чёрной краской покрашенные. Строгих требований подбирать краску для купола в зависимости от посвящения церкви нет, а раньше, когда с красками гораздо тяжелее, чем сейчас было - и вовсе не было. Цвет купола вполне может меняться «по ходу жизни» здания. Сделали деревянный, тесовый, со временем тёс посерел, несколько раз менялся. Потом обили железом, а железо выкрасили медянкой, стал купол зелёный. Потом пришёл благотворитель, пожертвовал…

Традиция куполов пришла к нам из Византийской империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него, в храмах встречаются синие, зелёные и даже чёрные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи…

При удивительном многообразии видов православных храмов все они имеют одну общую деталь ‑ купол, увенчанный православным крестом. Тем не менее, если присмотреться, то можно заметить, что и эта неотъемлемая деталь православных храмов и церквей имеет разные формы и цвета. Является ли это разнообразие лишь плодом фантазии архитекторов, либо имеет какое-то более важное, ? Для начала, немного углубимся в историю купола. Это сложное архитектурное сооружение начали строить еще в пятом тысячелетии до нашей эры, однако в строительстве христианских храмов начали использовать примерно во II веке после Рождества Христова.

Формы куполов православных храмов имеют разные названия: шлемовидная, грушевидная, шатровая, сферическая, купол-луковица, купол-зонтик, овальный купол. Неискушенному в архитектурных деталях человеку сложно бывает отличить их, поэтому каждая разновидность имеет свое подробное описание. Безусловно, формы куполов православных храмов и церквей отличаются не просто так ‑ каждая из них имеет смысловую нагрузку.

Виды православных храмов и их отличия по куполам

Одна из самых распространенных форм куполов православных храмов ‑ луковица. Он имеет выпуклую форму и вытянутый верх, заостряющийся на конце. Купол-луковица повторяет изгибы свечи и символизирует . Также на многих православных храмах и церквях можно видеть шлемовидный купол, который действительно очень похож на шлем былинного богатыря и призван напоминать христианам о постоянной духовной брани, которую они ведут в течение всей жизни.

Сферический православный купол пришел из Византии и означает вечность. Он не имеет плавного перехода от основания к узкой верхушке и похож на шар, увенчанный крестом. Купола-зонтики могут быть любой из уже перечисленных форм, но их отличие заключается в том, что они разделены на сегменты ребрами, исходящими из основания, и спускающимися к низу купола.

На других видах православных храмов можно встретить купола грушевидной формы, похожие на шлемовидные и луковки. Шатровые купола ‑ уникальная, присущая только России архитектурная форма. Ее появление было продиктовано технической простотой возведения ‑ добиться плавных форм, используя деревянные и каменные материалы, было очень непросто. Шатровые купола напоминают готические шпили католических соборов.

Символика православных храмов и церквей и цвета куполов

Современный православный паломник, открыв в интернете карту православных храмов, может заранее посмотреть, как выглядит церковь, в которую он собирается совершить паломничество. Многие люди при этом задаются вопросом: почему православные купола соборов и церквей имеют не только разную форму, но и разный цвет. Раньше было принято считать, что цвет православных куполов говорит о финансовом состоянии монастыря или храма ‑ мол, те, которые побогаче, могут позволить себе позолоту, а кто победнее ‑ красят купола краской в целях экономии. Это, конечно, не так.

Цвет купола на православном храме или церкви говорит о том, в честь кого освящен главный престол. Видите золотые купола ‑ можете быть уверены, что перед Вами православный собор в честь Иисуса Христа, синие или голубые ‑ храм Пресвятой Богородицы, зеленые ‑ в честь Троицы или святых. В черный, характерный для русского севера, цвет, купола чаще всего

Православный храм без купола или главки как будто ненастоящий. Бывают, конечно, временные храмы или приспособленные для богослужений различные помещения и без куполов, но, согласись, нет в таких стенах ни должной красоты, ни величия. И все же, красота – не главное. Купола символизируют горний мир, Царство Небесное, куда устремлены взгляды верующих.

Эту важнейшую для православной архитектуры деталь русские зодчие позаимствовали у византийских мастеров. Вспомним огромный купол над собором Святой Софии в Константинополе. Он был «придуман» еще в VI веке и произвел настоящую революцию в архитектуре – казалось, купол венчает храм без всяких подпорок, он как бы парит в воздухе. К слову сказать, такой тип купола называется парусным.

Купол всегда завершается главкой, где устанавливается крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Но ты, конечно, знаешь, что две абсолютно одинаковые церкви найти невозможно. Где-то храм накрывает один большой свод, а гдето три, пять или семь луковок устремляются ввысь. Почему?

Конечно, неспроста. Две главки означают два естества в Иисусе Христе – божественное и человеческое. Три главы символизируют Святую Троицу, пять глав – Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь глав – семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, а тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Морской собор святителя Николая чудотворца в Кронштадте

Цветовая гамма куполов тоже бывает разная. Золотой цвет – это символ небесной славы. Такие купола бывают у главных храмов, посвященных Спасителю и двунадесятым праздникам. Синие со звездами ты увидишь на церквях, посвященных Богородице, так как звезда напоминает нам о рождении Христа от Девы Марии. А на Троицких храмах, как правило, купола зеленого цвета, поскольку это цвет Святого Духа. Зеленые (а иногда серебристые) купола бывают и на церквях в честь различных святых. В монастырях можно увидеть храмы с черными куполами. Объясняется это просто: черный цвет – это символ монашества.

А что ты скажешь о разноцветных луковках Покровского храма (Василия Блаженного) на Красной площади? Они призваны напоминать нам о красоте и радости Небесного Иерусалима, которой удостоятся праведные христиане.

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

СИМВОЛИКА ХРАМА

Форма храма

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.
  • Храмы в форме круга , как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду , приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.
  • Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
  • Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века .

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
  • Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
  • Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  • Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.
  • Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
  • Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань(борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

  • Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам
  • Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.
УСТРОЙСТВО ХРАМА

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.


Колокольни, звонницы, колокола

Колокольня - башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания. Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке, когда шатровые колокольни являлись почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль.

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.

До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Звонница - это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные - в виде стены с проемами; столпообразные - башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе; палатного типа - прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.

Информация взята с сайта