Что говорят на 9 днях по усопшему. Похоронное бюро "грааль"

Традиционно на Руси принято отмечать девятый и сороковой день со дня смерти. С этими поминальными датами связан ряд обычаев и запретов.

Почему отмечают девять и сорок дней?

Православные каноны утверждают, что с третьего по девятый день со дня смерти душа усопшего все еще находится в этом мире, но с девятого по сороковой день она «уходит» все дальше, испытывая «мытарства» по пути на тот свет. В эти дни необходимо молиться за умершего, чтобы он обрел место в раю. Именно поэтому русские устраивают поминки на девять и сорок дней. Что же запрещается делать в связи с этим?

Нельзя «сдвигать» дату

Девятый и сороковой день отмечаются со дня смерти. То есть, если человек умер, к примеру, 8-го числа, то это будет первым днем. Девятый день наступит 16-го, а сороковой – 16 или 17 числа следующего месяца.
Обязательно в этот день помолиться за усопшего в храме, провести панихиду. А вот устраивать застолье можно и раньше, и позже, если обстоятельства мешают провести его именно в этот день.

Нельзя звать гостей на поминки

Поминки на девятый и сороковой день называются «незваными». На них люди собираются сами. На девять дней собираются в основном самые близкие – родственники и друзья. На сорок могут прийти соседи, коллеги, знакомые. Можно оповестить людей о времени и месте поминок, но не следует говорить, что вы их приглашаете.

Нельзя проводить поминки прямо на кладбище

На девятый и сороковой день можно сходить на кладбище и помолиться на могиле усопшего. А вот поминать его прямо у могилы или оставлять на ней прикрытую хлебом стопку водки, как делают некоторые, против христианских канонов.

Если девятый или сороковой день выпали на будни по время Великого поста, их принято переносить на субботу или воскресенье. Желательно, чтобы стол также был постным.

На девятый день стол должен быть скромным

На девять дней не принято ставить на стол много блюд: считается, что это отвлекает близких от молитв и воспоминаний об усопшем. На сорок дней стол можно сделать более обильным.

Нельзя приходить на поминки нарядно одетыми

Церковь рекомендует одеваться на поминки строго и без лишней вычурности. Желательно, чтобы женщины убрали волосы под платки. По крайней мере это касается близких родственниц покойного. Не следует ради поминок покупать новое платье, посещать парикмахерскую. Это светские дела, которые не имеют отношения к душе умершего человека. Если умерший – ваш близкий, то вплоть до сорокового дня лучше вообще воздержаться от любых светских мероприятий или празднований. Это дни траура.

Нельзя веселиться

Даже если человек скончался от старости и кончина его в общем-то была ожидаемой, не стоит во время поминок смеяться и петь песни. Люди собираются, чтобы помолиться за усопшего и вспомнить о нем.

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме?

Кто придумывает эти правила?

Предлагаю ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии.

Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ:

На похоронах нельзя есть вилками.

Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.

Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.

На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.

Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.

Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.

Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.

Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.

Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД:

В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.

Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека - помолись, не можешь помолиться - скажи о нём хорошо, не можешь сказать - подумай о нём хорошо».

В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.

Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.

Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.

Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям?

Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держим их”.

Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно.

B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших.

Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

НАСКОЛЬКО ВАЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ О УПОКОЕНИИ

Поучения старцев: насколько важно подавать сорокоусты об упокоении.

«Этот рассказ взят из книги - Современные старцы горы Афон, выпущенной издательством Русский Паломник.

Эта не выдуманная история на примере одного семейства, рассказывает насколько важно подавать сорокоусты об упокоении почивших христиан.

Итак, пришлось старцу Даниилу отправиться из монастыря Ватопед в родной город Смирну и пробыть там девять месяцев.

“Как только прибыл я (в Смирну), то счел долгом своим посетить Георгия, сына незабвенного Деметриуса”. (Деметриус был простым мирянином, но его великая вера и добродетельность дали ему “мудрость небесную”, и прославился он своими мудрыми советами и наставлениями. Его поучения укрепляли многие души, включая и душу старца Даниила в юные годы. “Я расспросил его подробно о смерти отца, о кончине которого знал от многих людей”.

В ответ на просьбу монаха Георгий в мельчайших подробностях описал кончину своего достопочтенного отца, слезами сопровождая воспоминания. И одна деталь настолько примечательна, что мы должны сейчас же рассказать о ней.

Достигнув заката земной жизни, богодухновенный Деметриус был предуведомлен о дне смерти своей, определенном ему Господом. В день тот он попросил одного благочестивого, чистого сердцем священника отца Деметриуса придти к нему.

“Я умру сегодня, отче, — сказал он. — Прошу тебя, скажи, что мне делать, когда наступят последние мгновения”.

Священник знал о его добродетельной жизни, знал, что он исповедовался, соборовался и несколько раз причастился. Но, выслушав просьбу, решил предложить следующее.

“Если пожелаешь, распорядись, чтобы по смерти твоей в каком-нибудь сельском храме совершили о тебе сорок литургий (сорокоуст)”. Умирающий с радостью принял совет священника. Немного помедлив, он призвал сына.

“Сын мой, я прошу тебя об одной услуге. Прошу тебя, чтобы по смерти моей ты заказал по мне сорок литургий в какой-нибудь сельской церкви”.

Тот ответил: “Благослови меня, отец мой, я обещаю исполнить твое желание”.

Через два часа Божий человек испустил дух. Без промедления его достойный сын обратился к отцу Деметриусу, не зная, что именно он присоветовал сорок литургий.

“Отец Деметриус, мой отец оставил мне распоряжение отслужиить за него сорок литургий где-нибудь за городом. И так как Вы иногда остаетесь в храме Святых Апостолов, я прошу Вас взять на себя труд отслужить их. Я позабочусь об оплате всех расходов”. Со слезами отвечал священник: “Дорогой Георгий, ведь это я твоему отцу дал такой совет, и пока я жив, всегда буду его поминать.. Но я не могу совершить эти сорок литургий, потому как раз сейчас матушка моя приболела. Тебе придется обратиться к другому священнику”.

Однако Георгий, зная великое благочестие отца Деметриуса и преданность ему своего отца, настаивал, пока не уговорил его. Священник, придя домой, сказал супруге и дочерям:

“Я должен совершить сорок литургий за душу доброго христианина Деметриуса. Поэтому сорок дней не ждите меня дома, я буду в храме Святых Апостолов”.

И начал он усердно совершать литургии. Совершил уже тридцать девять, последняя пришлась на воскресный день. Но в субботу вечером у него так страшно разболелись зубы, что он вынужден был пойти домой. Он стонал от боли. Супруга предложила вызвать врача, чтобы тот удалил зуб.

“Нет, — ответил отец Деметриус. — Завтра я должен совершить последнюю литургию”.

Однако в середине ночи боль настолько усилилась, что пришлось-таки вызвать врача и удалить зуб. И так как было кровотечение, священник решил отложить последнюю литургию до понедельника.

В субботу днем Георгий приготовил деньги для оплаты труда священника и намеревался отдать их ему на следующий день. В ночь на воскресенье он стал на молитву. Ночная тишина способствовала молитвенному настроению. Прошло долгое время, он устал и прилег на кровать, припоминая добрые дела и наставления своего благословенного батюшки. На ум пришла и такая мысль: “Действительно ли сорок литургий помогают душам умерших или церковь предписывает их для утешения живущих? ” И в этот момент задремал.

Он увидел себя в прекрасном месте, в месте такой неописуемой красоты, которую на земле и не встретить. Однако чувствовал себя недостойным находиться в таком святом райском месте, и его охватил страх, что его должны изгнать оттуда до глубин адских. Но он укрепился такой мыслью: “Если Господь Всемогущий привел меня сюда, Он смилуется надо мной и даст еще время на покаяние, ведь я еще не умер и не разрешился от тела”.

После этой утешительной мысли увидел идущий издали чистейший и ярчайший свет, сияющий гораздо сильнее, чем солнце. Он побежал навстречу к нему и с невыразимым удивлением увидел зрелище невиданной красоты. Перед ним простирался огромный то ли сад, то ли лес, благоухающий чудесным незнакомым ароматом. Он подумал: “Так вот он, Рай! О, какое блаженство ожидает тех, кто праведно поживет на земле!”

С изумлением и наслаждением рассматривая эту неземную красоту, обратил внимание на прекраснейший дворец исключительного архитектурного изящества, стены которого сияли ярче золота на солнце и бриллиантов. Невозможно описать его красоту человеческими словами. Он стоял пораженный и безмолвный. Подойдя поближе — о, радость! — увидел отца своего, светоносного и сияющего, у двери дворца.

“Как ты попал сюда, дитя мое?” — спросил отец мягко и с любовью.

“Милость Спасителя нашего Христа и заступничество Его Матери, которую я сугубо почитаю, дали мне место это. Сегодня я должен был войти во дворец этот, но так как строитель, сооружавший его, нездоров — сегодня у него вырвали зуб, — сорок дней строительства не закончены. Потому я войду в него завтра”.

После этих слов Георгий проснулся с ощущением чуда, со слезами, но несколько озадаченный. Остаток ночи не спал, непрестанно творил молитвенные славословия Всемогущему Богу. Утром пошел на литургию в собор святой Фотинии. После, взяв просфору, вино и свечу, отправился в район Миртакии, где находилась церковь Святых Апостолов. Он нашел отца Деметриуса в келлии, сидящим на стуле.

Священник с радостью приветствовал его и сказал, не желая огорчить: “Я только что пришел с Божественной литургии. Сейчас сорок литургий совершены”.

Тогда Георгий стал в подробностях описывать видение, бывшее у него ночью. Когда дошел до описания того, что вступление его отца во дворец было отложено из-за зубной боли строителя, священник исполнился страхом, но вместе и радостью, и ощущением чуда. Он встал и сказал:

“Дорогой мой Георгий, я — строитель, который трудился над возведением дворца. Сегодня я не совершил литургию из-за вырванного зуба. Видишь, мой носовой платок весь в крови. Я сказал тебе неправду, потому что не хотел расстраивать тебя”.

Старца Даниила глубоко взволновал этот рассказ. Под конец Георгий предложил ему посетить отца Деметриуса, который подвизался тогда в приходе св. Иоанна Богослова. Священник подтвердил подлинность и сказал записать все как очень поучительное. Так и совершилось, раз уж мы нашли ее в рукописях. В конце старец Даниил приписал карандашом: “Записанное я слышал в 1875 году, в октябре. Наш незабвенный Деметриус почил в 1869″.

Всякая традиция основана не только на верованиях людей. Она связана с древними знаниями, которые давно забыты либо дошли до нас в урезанном виде. Тем не менее традиции лучше чтить, хотя бы из уважения к памяти наших предков. Особенно это касается обычаев, связанных с 9 днем после смерти человека.

В этой статье

Что значит эта дата в православии

Православие особое внимание уделяет третьему, девятому и сороковому дню с момента ухода человека в мир иной. Даты имеют сакральный смысл, поэтому поминки по усопшему проводят именно в эти дни. Число 9 принадлежит к разряду священных. Девять ангельских чинов будут ходатайствовать перед Всевышним за душу покойного.

Девятый день посвящен девяти ангелам, которые будут ходатайствовать перед Богом о спасении души умершего.

Считается, что на 9 день после смерти душа впервые предстанет перед очами Бога. Это чрезвычайно ответственный момент. Важно, чтобы в этот день родные и близкие люди, оставшиеся на Земле, были мысленно с покойным и поминали молитвами и добрыми словами. От того, как ведут себя родственники и друзья, зависит дальнейший путь души.

Православная традиция не одобряет, когда по умершему постоянно льют слезы и вопрошают: «На кого ты нас покинул?» Такое поведение говорит, скорее, о собственном эгоизме. Бесконечные слезы и стенания не дают душе покинуть землю и отправиться в загробный мир. Отпуская душу с миром, родственники и друзья, во-первых, проявляют смирение, а во-вторых, позволяют душе умершего продолжить свой неземной путь.

Разумеется, это не означает, что надо подавить в себе чувство потери и боль. Это просто невозможно. Нужно понять, что для души ушедшего родственника молитвы принесут больше пользы, чем слезы.

Значение для покойного

Можно представить себе, какие чувства испытывает душа, когда ее приводят к Творцу. Как именно проходит этот важный разговор, нам не дано знать. Скорее всего, характер беседы определяет индивидуальность человека, количество дурных и хороших поступков, его искренность. Эта встреча может быть решающей, поскольку все сомнения в существовании Бога и загробного мира уйдут прочь. Человек может испытать искреннее раскаяние, чем в корне изменит свою судьбу в ином мире.

Согласно христианским верованиям, после встречи с Создателем душу ждет серьезное испытание – ей предстоит посетить пространство ада. Это делается не с целью наказания, поскольку окончательное решение Богом не принято.

С одной стороны, умершему предстоит ознакомительная экскурсия, где он своими глазами увидит всю картину: как живут в аду грешники, каким мучениям они подвергаются. Проходя через разные участки преисподней, обремененная грехами душа может осознать неправедность своей земной жизни и раскаяться. Если при этом она слышит молитвы близких, то шансов на спасение гораздо больше.

После девятого дня душе предстоит экскурсия по аду.

С другой стороны, саму душу ждут мытарства – различные испытания, основанные на искушениях. Причем искушения строятся на греховных склонностях покойного, которые он проявлял в земной жизни. Чревоугодника может ждать стол с разными яствами, жадного – мешок с золотом, похотливого человека – целый гарем женщин. Если душа преодолеет страсти и откажется от соблазнов, она может надеяться на Божье прощение на 40 день.

Возможно, из-за предстоящих мытарств и так важен 9 день. Молитвы, добрые слова родных и близких в этот день будут мощной поддержкой для того, кого поминают. Особенно важно простить покойному все обиды и попросить у него прощения. Это сильно облегчит душу усопшего и даст возможность попасть в рай.

Где находится душа умершего до 9 дня

Многое в посмертном путешествии зависит от личности покойного и от обстоятельств смерти. Глубоко верующие люди, которые уходят из жизни в преклонном возрасте, чувствуют приближение последнего часа и, в принципе, к нему готовы.

Такой человек, покинув телесную оболочку, не будет терять времени впустую. Он знает, что первые 3 дня после смерти предстоит провести на земле. Зная правила, он потратит оставшиеся земные сутки на посещение людей и мест, с которыми связаны лучшие воспоминания жизни. У него есть время, пока с небес не спустился ангел, который доставит душу в рай.

Гораздо сложнее эти трое суток пройдут у тех, чья жизнь оборвалась в результате несчастного случая либо убийства. Такие души, внезапно вырванные из жизни, не могут смириться и всячески пытаются «исправить ошибку». При сильной воле и страстном желании вернуть жизнь они могут бесконечно метаться рядом с миром живых, цепляясь за иллюзию возвращения. В этом случае никакой ангел не сможет вразумить такого неугомонного покойника, пока тот не осознает своего положения и не завершит неоконченные дела. Такая душа превращается в призрак. К счастью, это не правило, а исключение.

С 3 по 9 день душа пребывает в раю.

На 3 день, но до момента похорон, ангел-хранитель помогает душе подняться на небеса. Следующие шесть дней у покойного есть возможность осмотреть райские кущи. Ему дозволено обрести покой, отдохнуть от страданий, которыми наполнена земная жизнь. Здесь дают почувствовать, что значит божественная благость и вечный покой, лишенный мирской суеты. Душа набирается сил, чтобы на девятый день предстать перед Создателем.

Документальный фильм о путешествии души после смерти:

Как вести себя на кладбище

Традиция предполагает на 9 день после смерти посетить могилу умершего родственника. Лучше съездить на кладбище днем. Могилу желательно привести в порядок: убрать с участка мусор, поправить венки, положить цветы, в летнее время их лучше поставить в емкости с водой, чтобы они сохранялись подольше.

В безветренную погоду вы можете зажечь свечу на могиле, но не забудьте ее погасить при уходе. Если покойный при жизни был глубоко верующим человеком, то на 9 день на кладбище можно пригласить священнослужителя, чтобы тот провел особую службу над местом погребения. Либо прочтите молитву сами.

Помните, что кладбище – это не место для праздных разговоров. Лучше свои мысли сосредоточить на личности ушедшего родственника. Вспоминайте его с хорошей стороны, про себя или вслух.

На могилу лучше принести цветы.

Не следует брать на кладбище спиртные напитки, тем более оставлять водку в стакане прямо на могиле и выливать ее на место погребения. Это может навредить душе умершего. Можно прихватить с собой сладости, конфеты и пироги. Ими угощают малоимущих людей, чтобы те помянули умершего.

Поведение в церкви

Если родственники придерживаются православных традиций, им обязательно следует на 9 день пойти в храм и совершить заупокойную службу. Порядок ритуала следующий.

  1. В храме есть икона, возле которой прихожане ставят свечи за упокой. Традиционно это образ распятого Иисуса. Надо подойти к иконе и перекреститься.
  2. Заранее приготовленные свечи родственники зажигают от других свеч, стоящих рядом с иконой. В случае если таковых не оказалось, можно зажечь свечу от лампадки. А вот использовать для этого спички или зажигалку непозволительно.
  3. Когда свеча разгорится, ее следует установить рядом с иконой на свободное место. Для придания устойчивости можно предварительно расплавить нижнюю часть свечи.
  4. После того как свеча за упокой поставлена, надо обратиться к Всевышнему и попросить его дать покой душе умершего. При этом необходимо назвать полное имя человека, за которого вы молитесь.
  5. Затем следует осенить себя крестом, поклониться иконе и спокойно отойти от стола.

Как правило, свечи за упокой ставят на специальном столе в левой половине храма. Такой стол имеет прямоугольную форму, а круглые предназначены для свечек за здравие.

Свечи за упокой ставят рядом с распятием.

Зажженные свечи - символ общей молитвы за душу человека, покинувшего этот мир. Они усиливают коллективную молитву, как бы освещая путь душе в загробном мире. Считается, что чем больше людей просят Бога о прощении покойному грехов, тем больше шансов у души оказаться в раю.

Молитва может быть обращена и к Всевышнему, и к ангелам, и к Святым угодникам.

Традиция поминок

Не следует воспринимать поминки как обычный формальный ритуал. Родные и близкие покойного собираются на поминальный обед, чтобы вспомнить о добрых делах покинувшего этот мир, достоинствах и лучших событиях его жизни. Считается, что светлая память о покойном облегчит мытарства после 9 дня.

Приглашать гостей на девятины не принято, поэтому поминки незваные. Любой человек может прийти, если захочет помянуть покойного. Обязательным считается присутствие самых близких родственников.

По традициям православия

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Некоторые произносят ее вслух, некоторые про себя. Это личный выбор каждого гостя. Если вы не знаете молитву наизусть, то удобнее просто повторять ее за теми, кто молится вслух. Молитву лучше произносить стоя, из уважения к усопшему.

Как правильно накрыть стол

На поминальном столе должен присутствовать один обязательный элемент. Речь идет о традиционном кушанье под названием кутья. Для поминок ее обычно готовят из риса, меда и изюма. Иногда вместо меда добавляют сахар или варенье. Более строгая традиция рекомендует использовать вареную пшеницу.

Многие воспринимают ее как простое лакомство. Это поверхностный взгляд, поскольку кутья является символическим священным блюдом. Зерна означают семена новой жизни, воскресение из мертвых. Сладкие компоненты указывают на блаженство души в загробном царстве. Желательно, чтобы это традиционное блюдо освятил батюшка, но если нет такой возможности, то следует взять в храме святую воду и окропить ею кутью.

Кутья – обязательное блюдо на поминальной трапезе.

Кроме кутьи, на столе должен присутствовать кисель или компот, а также сладкие пироги. Впрочем, ставят на стол пироги с капустой и рыбой. Первым блюдом, как правило, идет борщ.

У православных поминок есть одно важное ограничение, которое зачастую нарушается. Это запрет на спиртное, потому что пьянство священники считают грехом. Поэтому человек верующий на поминках употреблять алкоголь не станет, зная, что этим навредит душе усопшего. По этой же причине не стоит приносить спиртное на могилу и распивать его там.

Еще одним грехом, которого лучше избегать на поминальной трапезе, является чревоугодие. Поэтому церковь советует не устраивать роскошных обедов в память о покойном. Блюда должны быть простыми, деликатесы тут неуместны. Поскольку на поминки разрешается приходить без приглашения, очень сложно рассчитать количество гостей. После поминального обеда остаются продукты, их следует отдать нищим и попросить их помянуть умершего. Выбрасывать пищу после поминок – грех.

Правила поведения во время поминального обеда

В поминальной трапезе важен не факт принятия пищи, а атмосфера. Люди приходят, чтобы почтить память покойного и поддержать родных в тяжелые дни утраты. Надо помнить, что это траурное мероприятие. Поэтому не следует допускать за столом легкомысленного веселья, громкого смеха. Тем более неуместно коллективное пение.

Древние римляне говорили: «О мертвых либо хорошо, либо ничего». Эту мудрость надо держать в памяти во время поминок. Критиковать умершего, обсуждать дурные поступки, негативные свойства характера – неуместно и некрасиво.

Это связано с поверьем, что на 40 день на небесах будет приниматься решение о том, куда направить душу умершего: в рай или ад. Любые отрицательные оценки, осуждение и критика могут стать решающими при вынесении приговора.

Что делают родственники почившего

В день, когда душа предстает перед Создателем, родные и близкие должны приложить все усилия, чтобы помочь усопшему заслужить рай. Считается, что на 9 день после смерти о душе ходатайствуют ангелы. Но молитвы живых людей также имеют большое значение.

Конечно, если относиться к поминальным обычаям формально, то проку от этого будет мало. Молитва о спасении души должна быть искренней, тогда она обретает подлинную силу.

Господи Иисуси, прими ты душу раба своего (имя покойного), отпусти ему все грехи его малые и большие, и прими в рай. Как намучался он в жизни своей, как устал страдать и печалиться на земле этой, так пусть же теперь он покоится с миром и спит вечным сном. Убереги его от огня адского, не допусти чтобы к демонам он попал и к дьяволу на растерзанье. Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь.

Желательно, чтобы в этот день родственники посетили храм и провели молебен за упокой. Но если такой возможности нет, то к Богу обращаются дома, а также зажигают свечи в память о почившем.

Во время девятин родственники должны сосредоточиться на светлых качествах покинувшего мир человека. Нужно искренне попросить у него прощения и простить его. Вспоминать покойника необходимо лишь с хорошей стороны.

В доме и на могиле желательно зажечь свечу или лампадку. Лучше установить ее перед фотографией, обрамленной траурной лентой черного цвета. Перед портретом можно поставить стакан воды и хлеб.

На 9 день после смерти разрешается освободить зеркала от покрывал. Лишь зеркало в спальне покойного стоит оставить прикрытым.

Как считается 9 день после смерти

Первым идет день, когда человек ушел из жизни. При этом неважно, когда именно это произошло: под утро, вечером или ночью. Календарные сутки длятся с 0 часов до 23:59. В этот день следующего года отмечают годовщину смерти.

Если человек покинул этот мир 1 февраля, то девятым днем будет 9 февраля. Математическая разница составляет не 9, а 8 дней (9 — 1 = 8). То есть при расчете надо прибавлять число 8. Скажем, день смерти был 17 марта, то девятины будут 25 марта.

Дата похорон никак не влияет на расчет. Хоронили человека на третий или пятый день, поминальный девятый день не переносится. Его считают исключительно по дате, когда душа оставила физическое тело.

Есть один особый случай, когда поминальные обряды, связанные с девятинами, переносятся. Речь идет о периоде Великого поста. Церковь рекомендует не проводить поминки в будние дни, а перенести их на ближайшую субботу. Более точно о проведении поминок во время поста вам может рассказать священник из действующего храма.

Имеет ли значение вид одежды?

Траурные традиции предполагают требования к одежде. Классическим цветом считается черный. Это необязательно, но одежда должна быть строгой. Яркие, легкомысленные наряды тут неуместны.

Мужчины должны снимать головные уборы, когда они входят в помещение, где проходит поминальный ритуал.

В этом видео священник подробно рассказывает о православных традициях, связанных со смертью.

Заключение

Любой человек на Земле рано или поздно теряет родных и близких. И каждый желает, чтобы душа умершего попала в лучший мир. Разумеется, нам не дано решать чью-то судьбу в загробном мире. Это прерогатива Бога. Однако Высшие силы учитывают наше поведение в течение 40 дней с момента смерти. Поэтому важно знать погребальные и поминальные традиции, чтобы не навредить душе близкого человека, который ушел из жизни.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Первые девять дней являются очень важными как для души умершего, так и для живых. Мы расскажем вам, какой путь проходит душа человека, что она переживает и могут ли близкие покойного облегчить ее участь.

Когда умирает человек, его душа преодолевает своеобразные рубежи. И происходит это по прошествии 3, 9, 40 дней после смерти. Несмотря на то, что все знают, что в эти дни необходимо устраивать поминальные трапезы , заказывать службы в храмах и усиленно молиться, немногие люди понимают, почему. В этой статье мы расскажем вам о том, что происходит на 9 день с душой человека, чем этот день так важен и как живые могут помочь душе покойного.

По православной традиции человека хоронят на третий день. В первые дни после смерти душа имеет огромную свободу. Она еще не совсем осознает факт смерти, поэтому весь «багаж жизненных знаний» носит с собой. Все надежды, привязанности, страхи и стремления души тянут ее к определенным местам и людям. Считается, что в эти дни душа желает находиться около своего тела, а также около родных для нее людей. Даже если человек умер вдали от дома, душа рвется к близким. Также душу может тянуть к местам, которые много значили для нее при жизни. Это время дается душе и для того, чтобы она привыкла и приспособилась к бестелесному существованию.

Как только наступает третий день, душа уже не имеет той свободы, которой обладала. Ее забирают ангелы и сопровождают на небеса для того, чтобы поклониться Богу. По этой причине и устраивается панихида – с человеком и его душой живые люди прощаются окончательно.

После поклонения Богу, душе показывается Рай и праведники, которые в нем живут. Такая «экскурсия» длится на протяжении шести дней. За это время, согласно Отцам Церкви, душа начинает терзаться: с одной стороны она видит, как прекрасно в этом месте и что именной Рай является главной целью человеческого существования. С другой же стороны, душа понимает, что недостойна оказаться среди святых, так как на ее счету множество пороков и грехов. На девятый день за душой вновь возвращаются ангелы, которые провожают душу Господу.

Что необходимо делать в эти дни живым?

Не стоит надеяться на то, что хождение души – это потустороннее дело, которое нас не касается. Напротив, душа 9 дней нуждается в нашей поддержке и посильной помощи. В это время живые как никогда могут надеяться на облегчение страданий души и ее спасение. Сделать это можно с помощью молитвы в храме и дома. Ведь даже если человек был грешником, но за него молятся, это значит, что есть в нем что-то хорошее, то, из-за чего душа заслуживает лучшей участи. Конечно, желательно заказать службу в храме, однако молитвы на 9 день должны быть и личными, от себя. Кроме этого, помочь душе близкого можно и добрыми делами, такими как пожертвование и милостыня.

Это может показаться странным, но девятый день в православии имеет даже некоторый праздничный оттенок. А все потому, что люди верят, что после пребывания в Раю, даже в качестве гостя, душе будет под силу достойно восхвалять Бога. А если человек и вовсе был праведником, вел благочестивую жизнь, то считается, что уже через 9 дней душа может быть перенесена в Святое место.

Когда близкий человек еще не переступил порог вечности, его родственники всячески пытаются оказывать знаки внимания, предлагать свою посильную помощь. В этом проявляется долг исполнения любви к ближнему, вменяющийся в обязательную ответственность христианским вероучением. Но человек не вечен. Для каждого наступает момент . Однако, этот переход из одного состояния личности в другое не должен быть ознаменован оставлением памяти об . Человек жив, пока его помнят. Религиозной обязанностью является организация поминальных обедов в память об для всех, кто знал последнего при жизни.

Смысловое значение 9 дня после смерти человека

Согласно православному вероучению, душа человека бессмертна. Этот подтверждается практикой в христианской традиции. Церковное Предание учит, что первые три дня после смерти душа пребывает на земле в тех местах, которые были ей особо любимы. Затем она возносится к Богу. Господь показывает душе райские обители, в которых блаженствуют праведники.

Личностное самосознание души умиляется, она дивится увиденному, а горечь от покидания земли уже не является настолько сильной. Это происходит в течение шести дней. Затем ангелами душа вновь возносится на поклонение Богу. Получается, что это девятый день, в который душа во второй раз видится со своим Творцом. В память об этом Церковь устанавливает поминки, на которых принято собираться в узком семейном кругу. Заказывается поминовение в храмах, возносятся молитвы Богу о помиловании умершего. Существует утверждение, что нет ни одного, кто прожил и не . Также смысловым значением числа девять является память Церкви о соответствующем числе ангельских чинов. Именно ангелы сопутствуют душе, показывая ей все красоты рая.

Сороковой день - время частного суда души

По истечении девяти дней душе показываются адские обители. Она наблюдает весь ужас неисправимых грешников, ощущает страх и трепет перед увиденным. Затем на день вновь возносится к Богу на поклонение, только в этот раз еще и происходит частный суд над душой. Эта дата всегда почитается самой важной в загробной участи умершего. Нет традиции переноса , на какой бы день они ни пришлись.

Душа подвергается суду за все дела, совершенные человеком при жизни. И после этого определяется место ее пребывания до момента второго пришествия Христова. Особо важно в эти дни совершать молитвы и творить милостыню в память о покинувшем этот мир родственнике или знакомом. Человек просит Бога о помиловании, возможности дарования блаженной участи умершему человеку.

Число 40 имеет и свое значение. Еще в Ветхом Завете предписывалось хранить память об умершем 40 дней. В новозаветные времена можно провести смысловые аналогии с Вознесением Христовым. Так, именно на 40 день после Своего воскресения Господь вознесся на небо. Эта дата является также и памятью о том, что человеческая душа после смерти вновь отправляется к своему Отцу Небесному.

В целом проведение поминок является актом милосердия к живым людям. Предлагается обед, как милостыня в память об , совершаются иные обряды, свидетельствующие о вере человека в бессмертие души. Это является и надеждой на спасение каждой отдельно взятой личности.