Что представляет собой поклонный крест. Традиция установки поклонных крестов на руси

Геометрическая конфигурация креста скрывает в себе древнюю тайну. Символ тесно взаимосвязан с жизнью всего человечества, её возникновением и смертью. Отголоски поклонения кресту в многообразии своих форм находят по всей планете мира. Чем же так притягивал к себе интерес людей этот загадочный многофункциональный символ?

Несомненно, поклонный крест изначально не являлся христианским или античным изобретением. Его возникновение нельзя сопоставить ни с одним историческим этапом или народностью. Среди многих версий существует предположение, объясняющее космическое происхождение креста. Ещё в доисторические времена в Солнечной системе произошла колоссальная катастрофа, после чего сместились планетарные полюса, исказился наклон земной оси.

Сама же планета перешла на новую орбиту. Иными словами, люди обнаружили, что светило на небе стало передвигаться по более широкому радиусу. До катастрофы круг, описываемый Солнцем, соответствовал экваториальной плоскости. Впоследствии разделившийся круг стал её пересекать в точках осеннего и весеннего равноденствия, сформировывая крест. Позднее этот процесс астрономы назвали эклиптикой.

Знамение небесного креста

Согласно многовековому мифу, катастрофа погубила таинственную «третью расу», которая освободила пространство планеты Земля для человека. Знамением этого грандиозного явления стал образовавшийся на небе крест, увиденный людьми. Американские исследователи утверждают, что подобное столкновение вполне могло повлечь такое явление, как небесный крест! Уже давно подтвердили, что почти 250 млн лет назад действительно произошёл «конец света» из-за столкновения нашей планеты с кометой или крупным астероидом. В то время погибло приблизительно две трети живых существ, пребывавших не только на суше, но и в океане.

В соответствии с доисторическим пониманием, человечество пребывает в общей информационной матрице, имеющей свой источник во Вселенной. Она словно живой организм сотворила множество личных проекций по своему подобию. Поскольку человек тоже является прообразом Вселенной, то совместно с ней он имеет нераздельную энергоинформационную конструкцию.

Энергетическая матрица креста

Универсальный символ креста представлен следующим образом. Центральная прямая, расположенная вертикально, является Укорочённая верхняя прямая в горизонтальном положении представляет созидательную энергию. Ниже расположена ещё одна более длинная горизонтальная прямая — электромагнитное поле. Находящаяся под ней косая линия — угловые торсионные поля.

Все энергии независимы. Во время взаимодействия они образуют энергоинформационную конструкцию человека. Стабильность системы обусловлена устойчивостью помещённых в неё сведений. Решающий момент — торсионные поля в качестве информационных носителей. В них помещена программа «Человек», а сознательная энергия — это контролирующая сущность.

Появление первых поклонных крестов

Что такое поклонный крест? Это духовная защита даже от невидимых врагов. Это символ признательности, надежды. Существует мнение, что изначальное появление крестов около поселений тесно связано с татаро-монгольским игом. Будто бы самые отважные жители, прятавшиеся от нападений в лесах, возвращались на разорённые территории, устанавливая кресты на возвышенностях в знак благоговения перед Богом. В то же время такие символы служили своеобразным ориентиром для других спасшихся, сообщая, что лихо миновало.

Первые основательные кресты возникли в апостольские времена. К примеру, ещё в «Повести временных лет» описывает установление крестов святым апостолом Андреем Первозванным. Прямым прообразом миссионерского символа можно считать тот, который установила Ольга на берегу реки Великой рядом с Псковом около 1000 лет назад. Святая княгиня и её спутники заметили три небесных луча, встречающихся на земле. Воздвижение креста было ознаменовано увиденным.

Разнообразие форм

В основном православные поклонные кресты изготовлены из дерева, реже встречаются четырёхконечные каменные, литые. Причём могут быть разные окончания креста - как округлые, так и заострённые (треугольные). Подобная древнерусская форма креста является обозначением Троицы Живоначальной.

Также излюбленной формой была утренняя Звезда. Кузнецы декорировали лучевое сияние, струящееся из центральной части креста, звёздами. Между прочим, задача визуализации жизненного духовного света была решена благодаря именно этим линиям. Кроме перечисленного выше на кресты наносились и другие изображения. Голубь и виноградная лоза с гроздями отражали Святой Дух. Изображение цветов символизирует прославление силы животворящей.

Восьмиконечный крест

Самые распространённые православные поклонные кресты в России — восьмиконечные. Над главной вертикальной перекладиной расположены две укороченные, и одна из них косая. Верхний край направлен к северу, нижний — к югу. Небольшая верхняя перекладина содержит надпись INRI. Она сделана на трёх языках по приказу Понтия Пилата: «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Нижняя перекладина являет подножие Христа, показанное в обратной перспективе. В основании креста принято размещать камни таким образом, чтобы вышла небольшая возвышенность, символизирующая гору Голгофу, где распяли Иисуса. Конфигурация такого изделия как нельзя лучше соответствует реальному, на котором распяли Иисуса. Вот почему оно является не только знамением, но и образом Христова Креста.

Поклонный крест — символ Небесного Царства

Восемь окончаний на кресте знаменуют равное количество главных исторических этапов в развитии всего человечества. Восьмое является жизнью будущего столетия, Царством Небесным. Конец, указывающий вверх, символизирует путь в это Царство, открытый Иисусом Христом. Скошенная перекладина говорит о нарушенном равновесии после прихода Сына Божия для всех тех, кто погряз в грехе. Начался новый этап духовного возобновления человечества, выход из тьмы в свет. Косая перекладина отражает именно это передвижение.

Семиконечный крест

Семь окончаний на кресте с одной верхней перекладиной и скошенным подножием имеют довольно глубокое мистическое значение. Ещё до появления Иисуса Христа священнослужители приносили жертву на золотом пьедестале, присоединённом к освящённому престолу. К примеру, как это сегодня происходит у христиан, через миропомазание.

Следовательно, подножие под крестом символизирует жертвенник Нового Завета. Подобное сходство мистическим образом указывает на священнодействие Спасителя, сознательно заплатившего своими муками, смертью за человеческие грехи. Поклонный крест, состоящий из семи концов, встречается обычно на иконах северного написания, схожие символы в России часто устанавливались на куполах.

Шестиконечный крест

Шесть окончаний со скошенной перекладиной внизу — это одна из старинных версий поклонного креста. Для каждого мирянина он является мерилом совести, души. Так происходило и во время распятия Иисуса между двумя злодеями. В период проведения казни один из преступников бранил Христа. Другой разбойник утверждал, что сам он справедливо наказан, а Иисус казнён без вины.

На искреннее раскаяние преступника Христос поведал, что грехи ему отпущены, и уже сегодня он займёт место в раю совместно с Богом. Это символизирует верхний конец креста. Нижний конец скошенной перекладины говорит об ужасной тяжести греха нераскаявшегося разбойника, увлекающего во тьму.

Где устанавливают памятные кресты?

Традиция устанавливать поклонные кресты возникла ещё испокон веков. На Руси они сооружались на специальных памятных местах, перекрёстках, недалеко от деревень, сёл, а также на возвышениях, в месте соединения рек, источников. Существует несколько разновидностей размещения поклонных крестов. Это зависит от различных причин.

Памятные (обетные) кресты устанавливают в благодарность Богу о каком-нибудь знаменательном событии. Это может быть освобождение от врагов, всяческих бед, болезней, дарование наследника и т. п. Описываемый символ освящает не только жизнь человека, он способен благословлять православного верующего и после смерти. Соответственно, поклонный крест на кладбище — это символ надежды, а не страданий или скорби.

Придорожные кресты

Межевые, придорожные кресты ставят у дорог. Такие сооружения устанавливались, чтобы странствующие или входящие в селение люди могли вознести благодарственную молитву Богу, небесным покровителям. Сегодня стало традиционным освящение особо тревожных участков автодорог.

Ранее подобными крестами обозначали не только въезд в селение или город, но и межи (границы) земледельческих угодий. Русская традиция одарила придорожные кресты своеобразной «крышей», состоящей из двух планок. Иногда они оснащались киотом, содержащим икону и лампадку или свечу изнутри, называвшимися «голубцами».

Заместители

Кресты, замещающие храм, ставят на месте разрушенного, сгоревшего строения. Как вариант - помечают камнем то место, где находится основание будущей церкви. Множество подобных крестов возникло после торжества в честь тысячелетия русского христианства.

Где ставят поминальные кресты?

Поминальный крест не соответствует месту погребения человека. Он устанавливается на месте непредвиденной смерти. Довольно часто такие символы можно встретить вдоль дорог. На кресте размещают имя того человека, об упокоении души которого просят помолиться.

Несомненно, поклонный крест выступает в качестве ориентира, повышающего внимание как водителя, так и пешехода. Довольно часто на нем можно увидеть венки, рули. Совершенно некстати укреплять на таких крестах всевозможные непричастные к молитве вещи.

Подсказка путникам

Приметные кресты предназначались в качестве ориентира для мореплавателей, поэтому их высота доходила до 12 метров. В Древнем Новгороде установка таких поклонных символов положила начало поморскому обычаю. Скорее всего, нигде в России не ставили такого количества крестов, как в прибрежной зоне около Белого моря.

Потомки новгородцев, поселившиеся в этой местности в VIII-IX столетиях, сберегли многие пропорции поклонного креста, а также традиции, поверья домонгольской России. Обычно эти изделия изготавливались из дерева, потому что в северной стороне оно долго стоит. Крест возводился в качестве ориентира на видимых островках, мысах, в месте ловли рыбы.

Пропорция золотого сечения

Когда Творец всего сущего создавал, Он использовал общую пропорцию правило нашло своё применение во многих творениях людей, в том числе и в классической музыке. Пропорции человеческого тела также подчинены этой системе. Поклонный крест, размеры, пропорции которого определены телосложением нашего Спасителя, - удивительно гармоничный символ.

К примеру, соотношение человеческого роста и расстояния от пупка до пяток идентично последовательному соответствию параметров фаланг между каждым пальцем. Впервые Божественное сечение применил древнегреческий скульптор Фидий. Такое универсальное соответствие эквивалентно 1:0,618.

Принципы построения креста

Основываясь на золотом правиле, мы увидим, что соотношение габаритов размаха рук и человеческого роста фактически одинаково. Поэтому размер горизонтальной балки, расположенной в центре православного креста, приравнивается к вертикальной длине от средней до нижней перекладины. Основываясь на этих простых принципах построения, несложно найти прочие пропорции.

Рассмотрим, какие имеет поклонный крест размеры. Если взять за высоту восьмиконечного креста 1,0 м, то расстояние от самой крайней точки конструкции до перекладины, расположенной по центру, а также длина верхней балки составляет 0,382 м. Размер промежутка от средней до верхней перекладины равен 0,236 м. Расстояние от верхней части креста до ближайшей перекладины - 0,146 м. Расстояние от подножия конструкции до нижней перекошенной перекладины приравнивается к 0,5 м. Элементы, расположенные вертикально, вытягивались в связи с высотой сооружения или визуального созерцания креста с земли.

Изготовление деревянных крестов

Скорее всего, уже всем известно, что наш Господь Иисус Христос был распят на кресте из дерева. В связи с этим для изготовления поклонных крестов преимущественно используется именно этот материал. Осуществление самого процесса выполняется двумя, а то и тремя мастерами одновременно. В зависимости от габаритов креста длительность рабочего процесса порой может затягиваться до шести месяцев.

Основное правило — это правильный подбор древесины, а также пропорций в отношении высоты к окружности самого бруса. Чем выше поклонные кресты, изготовление которых выполняется опытными мастерами, тем тоньше должен быть брус. Это необходимо для регулярного воздушного круговращения, для быстрой просушки после выпадения разнообразных осадков.

Чем выше поклонный крест, тем крепче должен быть использованный материал. Применяются преимущественно уже испытанные породы и обычный дуб, осина, ироко, кипарис, сосна. Порой крест может состоять из нескольких пород одновременно. На фронтальной части конструкции воспроизводят имена господа: Царь Славы, Сын Бога, Иисус Христос и т. п. Тыльная часть поклонного креста предназначена погибшим за Слово Божие, а также преданным приверженцам Иисуса, потерявшим свою жизнь из-за верности Богу.

Чин освящения поклонного креста

Воздвижение поклонных крестов — общехристианский обычай, которому много сотен лет. Эксперты утверждают, что на территории Древней Руси их устанавливали на перекрёстках дорог, возле сёл, городов ещё до татаро-монгольских нападений. Что представляет собой поклонный крест? Основания для его установки могут быть многообразными, но суть одна — благодарственная молитва Господу. К примеру, нужно освятить какое-то знаменательное событие, но строительство храма или даже небольшой часовенки неосуществимо. Тогда устанавливают крест, чтобы всякий желающий мог здесь помолиться.

Воздвижение креста осуществляется только после благословения епископом либо уполномоченным им лицом. Этой персоной может оказаться даже священник прихода. В мероприятии также могут участвовать и верующие. Впрочем, освящение поклонного креста обязательно должно осуществляться в присутствии священнослужителя. Имеется особый чин освящения. На крест изливается святая вода, читаются молитвы. Поклонные кресты не устанавливаются там, где их запросто могут осквернить. Они воздвигаются для православных верующих. Суть веры в Господа — спасение души, а не прислуживание дьяволу.

Сегодня крест устанавливается на пространствах, отведённых под будущий храм, а также на въезде в город или выезде из него. Обычно встречаются деревянные кресты, каменные или литые высотой до нескольких метров. Их могут украшать резьба и орнаменты.

Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.

Поклонные кресты. Что это такое?

Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

Золотой стандарт ответственно устанавливает исторические размеры православного поклонного креста. Это руководство по его изготовлению и установке.

«Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать».

КУПИТЬ КНИГУ

По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

  1. Миссионерские.

    Вот как раз кресты, воздвигнутые Ольгой, и есть миссионерские. Своего рода символ победы христианства над язычеством.

  2. Навигационные (они же «приметные»).

    Высота таких крестов достигала 14 метров, так как они служили ориентиром для путешественников, в том числе и моряков. Так что такая высота вполне оправдана, ведь приметить такой ориентир нужно было издалека.

  3. Межевые или, как их еще называют – придорожные.

    Были весьма популярны в дореволюционной России. Ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог (как раз их мы и видим чаще всего). Делалось это для того, чтобы путник по прибытии в город(или село-деревню и тому подобное)мог воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути. Так же такими Поклонными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий.

    У таких крестов даже своя особая конструкция: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец». Иногда такими крестами отмечались освобожденные от захватчиков селения и города. Места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно.

  4. Памятные (благодарственные, обетные).

    Это, пожалуй, самый распространенный вид Поклонных крестов, по ним буквально можно читать историю Руси. Устанавливались в качестве благодарности Всевышнему (за удачный исход войны, рождение наследника и тому подобное). Иван Грозный и Петр Первый устанавливали такие кресты. Первый за рождение сына, второй – как благодарность за спасение в шторм.

    Само слово «обетный», говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, обещанию, и нередко в отдаленных местах, укромных уголках (лесах, полях и т.п.). Но чаще всего, на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим.

  5. Охранные.

    Ни для кого не секрет, что крест для православного человека – символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охранят места, очищает их от скревны. Люди считали, что установив Поклонный крест при въезде в город, уберегут его жителей от болезней, разбойников и нечисти. Некоторые огорода отмечены аж с четырех сторон подобными символами.

    Такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».

  6. Кресты – заместители церквей, храмов и часовен.

    Такие кресты устанавливались на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол.

    Иногда же, наоборот, сначала ставили крест, а потом на его месте воздвигали храм.

  7. Поминальные.

    Такие кресты не всегда ставят в месте погребения человека, иногда Поминальный крест воздвигают на месте его гибели. В современном мире все чаще и чаще можно встретить такой крест: в месте, где произошел террористический акт, авто-или авиакатастрофа, и так далее.

Как воздвигали Поклонные кресты

Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.

Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.

Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.

Подытожим: зачем устанавливают Поклонные кресты?

Чуть выше мы с вами выяснили, что Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:

  • Место утраченной церкви или кладбища;
  • Святой источник;
  • Место, на котором стояли языческие идолы;
  • Гиблые, опасные места;
  • Въезд в город;
  • Место гибели;
  • Место массовых крещений и так далее.

И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». И то, что традиция эта очень и очень древняя, даже если не брать в расчет Русь, а заглянуть еще дальше – в Римскую Империю, во времена правления Константина (312 год). По легенде, накануне его сражения с Максенцием (заклятый враг, кстати), Константину приснился сон, в котором он увидел крест с посланием: «Сим победишь!». Действительно, победил, а после своей триумфальной победы установил на главной площади Рима памятник, изображающий, естественно, себя любимого с копьем, а копье это было увенчано, как раз, крестом и надписью: «Этим спасительным знамением я спас город от ига тирана».

Фото поклонных крестов

Вопрос-ответ

Друзья, мне частенько задают некоторые вопросы, касающиеся поклонных крестов, их установке и так далее. Чаще, конечно, про установку. Так вот, я решила на некоторые из них дать ответ. Ответы не с потолка беру, с различных сайтов (авторитетные источники, между прочим) православной тематики.

  • Могут ли верующие миряне сами установить такой крест?

    Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

  • Можно ли устанавливать кресты в городе, допустим, рядом с развлекательными центрами, как бы наперекор неверующим?

    Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты - для верующих, а не вопреки неверующим.

    Крестовский Мост - Православная газета (www.krest-most.ru)

Но я отвлеклась. Так вот, традиция эта древняя, но жива до сих пор(и даже больше, чем жива). Поклонные кресты до сих пор продолжают оберегать наши города, и напоминать о прошлом, иногда печальном, иногда нет. И думаю, что еще очень и очень долго мы будем встречать деревянные кресты, возвышающиеся вдоль дорог.

В России началось безумие - сторонники скандальных феминисток пилят поклонные кресты. Знают ли они, что творят? О том, в чем подлинный смысл поклонного креста -- корреспондент НС Александр ЛАНИ.

Кому кланяются на Поклонной горе
Многие москвичи и гости столицы видели на Поклонной горе одиноко стоящий высокий деревянный крест. Именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы. Большинство опрошенных корреспондентом «НС» прохожих из тех, кто был в День города на Поклонной горе, связывают установку креста с памятью погибших в годы Великой Отечественной войны. Действительно, крест был поставлен в ночь на 22 июня 1991 года в память начала войны общиной расположенного неподалеку храма Живоначальной Троицы в Голенищеве. По мнению опрошенных, такой крест напоминает об исконной вере, многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Поэтому две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»). Но откуда пошла традиция установки больших крестов на открытых местах и связаны ли они как-то с крестами на кладбищах?

«Сим победиши»
Называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» не совсем верно. Современные исследователи - ставрографы называют такие кресты монументальными. Внутри этой группы кресты различаются по своим функциям. При этом поклонным может стать и могильный, и миссионерский, и памятный, и другие кресты. Но об этом чуть позже.

Первые монументальные кресты появились в апостольские времена. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса. Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.

Во времена гонений стремление христиан к исповеданию своей веры нашло выход в изображениях на надгробных памятниках и их форме. И если в центральной части Римской империи христиане не решались изображать крест на надгробиях (там могилы христиан узнают по рисунку рыбы, виноградной лозы, голубя с оливковой ветвью, монограмме имени Христа:


то на окраинах, где власти были менее бдительными (например, в Карфагене), археологи обнаружили фрагменты мраморных плит с изображением креста. Известно, что святитель Григорий Армянский, ставил кресты над могилами христианок-мучениц и учил новообращенных почитать эти памятные знаки.

В 312 году римский императора Константин Великий у Мульвиева моста вблизи Рима одержал победу над своим главным конкурентом за власть Максенцием. По преданию, накануне этой битвы Константину было видение креста и глас: «Сим победишь!». Император-победитель распорядился поставить на римской площади свою статую с высоким копьем, заканчивающимся крестом, с надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана» (в 313 году Константин Великий совместно с восточным императором Лицинием эдиктом о веротерпимости отменил преследование христиан). Подражая императору, правители городов разрушили изображения местных богов, заменяя их крестом. Так, в Александрии в IV веке изображение Сераписа (египетского божества, чей культ был широко распространен в античном мире) на стенах, воротах, колоннах домов и площадях заменили крестом в знак падения язычества и утверждения христианства. Через два века по установленному на холме кресту можно было узнать о массовом поселении христиан. Так, в начале VI века в Аравии восставшие иудеи осадили город Награн и требовали от жителей под страхом смерти отречься от веры и уничтожить «стоящий на возвышенности крест». Христиан становилось все больше, и крестами начали отмечать те места на берегах рек и водоемов, где происходят массовые крещения. И даже когда крещальни перенесли в храмы, прежние кресты оставались и поддерживались как памятный знак.
Кресты в полях и у дорог часто напоминают и о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.

Знак благодарности или надежды
У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.

Крест у дороги

По мнению Светланы Гнутовой, кандидата искусствоведения, ведущего эксперта в области ставрографии, эту гипотезу еще нужно проверять. Но точно известно, что кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовали еще до нашествия татар, в XI-XII веках. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Наиболее известные -- поклонный Боголюбовский крест, по преданию, поставленный во времена святого Андрея Боголюбского (на отмели реки Нерли неподалеку от церкви Покрова на Нерли), Стерженский крест -- в истоках Волги, при ее впадении в озеро Стерж, и Лопастицкий крест, стоявший на берегу пролива, соединяющего озера Лопастицы и Витбино. Оба последних креста, установленные в XII веке, находились в нынешнем Пеновском районе Тверской области и освящали водные пути. По мнению историков, первый напоминал о тяжелых работах по углублению и расширению русла Волги, второй -- об искусственном канале от истоков реки Кудь к истокам реки Полы. Все эти кресты сейчас в музеях.

В 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест. Когда его перенесли в Пертоминский мужской монастырь (основание креста подгнивало, и он падал), то на этом месте крестьянин Петр Челищев установил еще один деревянный крест -- в память о первом кресте. Такая традиция поновления приходящих в негодность крестов была очень распространена (прежний крест переносился в храм), причем новый крест старались вырезать точно таким же.

«На Руси было много так называемых обетных крестов, -- рассказывает Светлана Гнутова. -- Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Обратите внимание: не по окончании напасти, а именно во время нее. И болезни прекращались. Такие обетные кресты (а иногда и часовни) стояли при дорогах, на развилках, переправах, на месте слияния и истока рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали самое заметное -- чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой. И то что с ранних веков до нас не дожили кресты деревянные, вовсе не значит, что их не было». Известно, что в холерном 1817-м было много крестных ходов по селам, и они, как правило, заканчивались водружением креста. В западных русских землях много крестов ставилось и в холерный 1831 год.

У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.

Были случаи, когда кресты ставились просто в опасных и гиблых местах. Иван Малышевский приводит факт, когда такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».



В Литве, в городе Шауляй, есть Крестовая гора, на которой стоит около 3 тыс. обетных католических крестов. Ни о времени ее появления, ни о причинах возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое произошло только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище

Крест как призыв Иногда кресты ставили, чтобы было где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились молебны и другие службы. Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов -- там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонный крест там, где когда-то был алтарь разрушенного храма. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней. В карельской деревне Шуньга некий предприниматель, проезжая мимо и увидев установленный миссионерами крест, выделил средства для постройки в этой деревне часовни.


В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды


Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские. Такой 17-метровый деревянный крест, привезенный из Соловецкого монастыря, установили на Бутовском полигоне в память о массовых репрессиях 30-х годов (с августа 1937 года по 19 октября 1938 года там были расстреляны 20 765 человек). Крест резали около полугода, он, как и тот, на котором был распят Спаситель, состоит из трех пород дерева: кипариса, кедра и сосны. В основание положен камень с Соловков, так что крест символически соединил две русские голгофы: Бутовский полигон и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На самом кресте вырезаны молитвы, прославляющие подвиг новомучеников, пострадавших за веру. «Крест -- это призыв и напоминание нам всем, чтобы мы, наконец, проснулись и осмыслили, что с нами происходило тогда и что происходит сейчас, -- считает один из авторов . -- Сами подумайте, здесь только 900 священников было расстреляно. А сколько просто верующих, не отрекшихся от Бога? Этот крест -- дань нашего поколения тем, кто мученически за нас пострадал, чтобы мы сейчас могли жить и спокойно исповедовать свою веру. Напоминание, что это право оплачено кровью тех, кто лежит в этих рвах и других братских могилах по всей русской земле».


Поклонный крест соловецким узникам

При подготовке статьи использовались материалы книг:
Ставрографический сборник. Крест в православии / Под ред. Гнутовой С. В. -- М.: 2001. Т. 1
Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. -- М.: 2005
Гнутова С. В. Крест в России. -- М.: 2004

Скандал в Лаишевском поселении вскрыл юридический казус, который ставит под угрозу общероссийскую традицию

Громкая история со спиливанием креста в Лаишевском районе местным депутатом неожиданно обозначила серьезную юридическую проблему. С удивлением мы обнаружили, что установка поклонных крестов, так широко распространенных на территории России, не имеет четкого правового основания. Опрошенные «Реальным временем» юристы затрудняются однозначно определить статус этого объекта. В итоге оказывается, что законных оснований нет ни для их установки, ни для их демонтажа.

Памятный знак, ориентир, символ «божественного присутствия»

«Авторство» сооружения под названием «поклонный крест» приписывают библейскому апостолу Андрею. Как и во всех других случаях, крест символизирует распятие Иисуса Христа, а холм в его основании - Голгофу. Их установка получила широкое распространение в первую очередь - в православии, в меньшей степени - в католицизме. Единого правила их установки, за исключением ориентировки по сторонам света, нет. Ставятся поклонные кресты, как правило, на открытых местах по случаю «избавления от напастей», на месте гибели христиан, на месте будущего или ранее разрушенного храма, на границах поселений и даже в качестве ориентира.

В России практика установки поклонных крестов стала вновь распространяться в 90-е, и в первую очередь их стали ставить на месте разрушенных храмов. Уже в 2000-х появилась традиция их установки на въезде в поселения. В Татарстане с большим количеством мусульман поклонные кресты такого рода ставят нечасто, но тем не менее в городах и селах, где проживают преимущественно православные, примеров таких много.

По словам Александра Верховского, директора информационно-аналитического центра «Сова» (занимается проблемами национализма и ксенофобии, взаимоотношений религии и общества), места для установки таких крестов могут быть любые, никакого сакрального смысла они не несут: «Это просто традиция. Человек едет по дороге, увидел крест - обратил внимание на божественное присутствие. Просто для напоминания людям».

В том случае, если поклонный крест ставят на частной территории, по мнению большинства опрошенных экспертов, никакого согласования для этого не требуется. Фото tsarselo.ru

Можно ставить на частной земле и на церковной

С юридической точки зрения все тоже неоднозначно. В том случае, если поклонный крест ставят на частной территории, по мнению большинства опрошенных экспертов, никакого согласования для этого не требуется. Верховский говорит, что не существует никаких особых процедур и правил по установке поклонного креста на своем собственном участке: «Крест - это ведь не строение, человек может поставить его на своей земле». Согласен с коллегой и Павел Тубальцев, партнер в компании «Татюринформ»: «Собственник участка на нем может ставить не только кресты, но и вообще что угодно».

Примерно такое же обоснование есть и для установки креста на церковной земле. Анна Зерницкая, руководитель практики юридического агентства ЮНЭКС, отмечает, что Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в принципе регулирует и это: «В частности, в нем говорится, что религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). За счет собственных средств они могут создавать различные предметы культового или богослужебного назначения».

Все гораздо сложнее, если речь идет о публичных пространствах. Павел Тубальцев, партнер в компании «Татюринформ», отмечает, что такое обстоятельство, как голосование жителей, в этой ситуации не имеет никакого значения в деле установки креста: «Голосование жителей в данном случае юридического значения не имеет, потому что подобные вопросы на сходе жителей не решаются. Это решается на уровне административных органов».

По словам Зерницкой, вопрос размещения подобных объектов на земельных участках, не принадлежащих религиозной организации, а принадлежащих, к примеру, государственным или муниципальным организациям, регулируется действующим гражданским законодательством: «Согласование установки религиозных символов осуществляется соответствующими уполномоченными органами, осуществляющими управление имуществом населенных пунктов или районов».

Сами по себе кресты никак не регламентируются законодательством и никакого статуса не имеют. Фото hersones.org

Опасный объект?

Однако вопрос возникает в том, как классифицировать этот объект. Тубальцев считает, что если крест никак не оформлен, то юридически он не является религиозным объектом, как, например, было в случае с Лаишевским крестом: «Этот крест как религиозный объект нигде не числится, это не храм, не религиозное учреждение, он не является объектом паломничества».

«Сами по себе кресты никак не регламентируются законодательством и никакого статуса не имеют», - дополняет Верховский.

Казанский адвокат Эмиль Гатауллин затрудняется ответить, как можно классифицировать поклонный крест с точки зрения закона, и считает, что, учитывая габариты таких сооружений, их вообще можно расценивать как объекты, представляющие опасность: «Наверное, этот крест можно рассматривать как сооружение, которое теоретически может представлять опасность, и следить за этим должны соответствующие структуры, ведущие надзор за строительством».

Неясность статуса поклонных крестов приводит к тому, что, как правило, их установку вообще ни с кем не согласуют. «Обычно даже на общественных территориях люди ставят поклонные кресты без согласования с властями, на это закрывают глаза: в конце концов, кому они мешают», - рассказывает Верховский.

Это делает положение поклонных крестов весьма шатким: местные власти в любой момент могут признать такой крест незаконно установленной конструкцией, даже если большинство жителей одобрит его установку.

Максим Матвеев, Дмитрий Семягин

С приходом христианства в русской православной традиции стали широко использовать большие деревянные резные поклонные кресты . На Русском Севере такие кресты сохранились до нашего времени. В основном они датируются 19 веком. Большая часть их расположена на побережье Белого моря, островах Соловецкого архипелага, Новой Земле, Каргополье, по рекам Мезени и Пинеге.
Различают несколько видов резных деревянных поклонных крестов , которые внешне выглядят одинаково и являются, по существу, изображением голгофского креста . Высота поклонных крестов обычно достигала 7-9 метров. Часто крест дополнялся орудиями страстей Господних: копием Лонгина (Копье Судьбы, Копье Христа) (слева) и тростью с губкой (справа). Обычно для устойчивости и сохранности нижняя часть поклонного креста устанавливалась в сруб (ряж), заполненный камнями, олицетворяющий Голгофу. Вершина креста защищалась кровлей.
Среди русских резных поклонных крестов различают, обетные , благодарственные , кресты заместители храма , межевые , охранительные , памятные , поминальные , придорожные , приметные кресты .
Обетный крест - во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм, часовню. Место для них выбирали самое заметное, чтобы каждый идущий мимо мог почтить крест крестным знамением и молитвой. У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. Скопления обетных крестов располагались у морских стоянок Анзера (мыс Капорский) и гавани Большого Заяцкого острова. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты .
Благодарственный крест ставится в благодарность Господу за избавление от врагов, от различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, за дарование наследника и т. п. Сотни крестов устанавливались мореплавателями на Соловках "в благодарность" за благополучное окончание трудных морских путешествий. Кресты устанавливались и в местах спасения мореплавателей после кораблекрушения.
Крест – заместитель храма ставится на месте сгоревшего или разрушенного храма или на месте закладки будущего храма.
Межевой крест – таким крестом отмечали границы (межи) сельскохозяйственных угодий.
Охранительный крест - охранительный знак, охраняющий от разбоя, неурожая, сглаза. Некоторые деревни были буквально окружены такими крестами. Они ставились повсюду, где появлялась нечисть: на полях, на перекрестках дорог, рядом с деревенскими домами. Охранительные освятительные кресты устанавливались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага.
Памятные кресты воздвигались в память о каком-либо событии (основание деревни или несчастный случай) или об умерших или пропавших без вести людях.
Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто такие кресты можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.
Придорожный крес т устанавливался у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».
Приметный (маячный , навигационный ) крест - знак поморов, нанесенный на лоцманские карты. Такой крест служил ориентиром для мореплавателей, поэтому его высота достигала 10-12 м, при этом верхний конец наклонной перекладины указывал строго на север. Такие кресты были распространены в северной поморской культуре.
В 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи поклонных крестов соловецких были уничтожены. Но в глухих уголках архипелага (мыс Колгуев) появлялись новые, наспех сколоченные узниками концлагеря кресты. Традиция воздвижения многометровых поклонных крестов возродилась на Соловках в 1990 г. после восстановления Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1992 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II был освящен и воздвигнут поминальный поклонный крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (где во времена лагеря был штрафной изолятор). В июле 1994 г. в память о всех новомучениках был воздвигнут поминальный поклонный крест у горы Голгофы на острове Анзер.