Что такое материализм в философии. Значение слова материализм

История материализма

Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала . По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун . О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

Античный материализм

Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром.

Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» - Фалес Милетский (624-548 до н. э.), Анаксимандр (611-547 до н. э.) и Анаксимен (585-528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра - «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена - воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь. Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий . Комм. к «Физике», 23,22).

Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун , индийские мыслители школы чарваки , Левкипп , Демокрит , Эпикур и Лукреций Кар . Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура , характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Средневековье

В эпоху расцвета средневековья, с XI-XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом , который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики . Так, британский номиналист Дунс Скот (1266-1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить?». Уильям Оккам (1285-1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214-1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени.

Материализм Нового времени

В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса . Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри , П. Гольбах , Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли .

Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс , Ф. Энгельс , Л. А. Фейербах , Д. Ф. Штраус , Я. Молешотт , К. Фогт , Л. Бюхнер , Э. Геккель , Е. Дюринг).

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ. ), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

См. также

Примечания

Литература

  • Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975.
  • Ян Хиншун . Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. - 181 с.
  • Материалисты Древней Греции. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 на сайте Руниверс
  • Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. - 260 с.
  • Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.
  • Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972. - 290 с.
  • Gupta, Uma. Materialism in the Vedas. New Delhi, 1987. - ISBN 81-7054-038-0
  • Moser, P. K., J. D. Trout. Eds. Contemporary Materialism: A Reader. New York, Routledge, 1995.
  • Vitzthum, Richard C. Materialism: An Affirmative History and Definition. Amhert, New York, Prometheus Books, 1995.

Ссылки

  • Э. Радлов. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Материализм - статья из Большой советской энциклопедии
  • Материализм . // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
  • Материализм // Новая философская энциклопедия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

  • Беслан
  • Принцип относительности

Смотреть что такое "Материализм" в других словарях:

    МАТЕРИАЛИЗМ - (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является … Философская энциклопедия

    МАТЕРИАЛИЗМ - МАТЕРИАЛИЗМ, мн. нет, муж. 1. Философское учение, признающее, в противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. Материализм берет природу за первичное, дух за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе мышление. «Идеализм… … Толковый словарь Ушакова

    МАТЕРИАЛИЗМ - (от лат. materialis вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление… … Большой Энциклопедический словарь

    Материализм - Материализм ♦ Matérialisme Всякое учение или система взглядов, тем или иным образом отдающая приоритет материи. Обычно слово «материализм» употребляется в двух значениях, широком и философском. Но и в том и в другом случае он противостоит … Философский словарь Спонвиля

    МАТЕРИАЛИЗМ - (от лат. materia вещество). Отрицание существования духа в природе, всякой духовнов. силы, безверие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАТЕРИАЛИЗМ 1) система философии, отрицающая в природе все… … Словарь иностранных слов русского языка

    МАТЕРИАЛИЗМ Современная энциклопедия

    Материализм - (от латинского materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кто такой материалист? Прежде чем разобраться с этим понятием, необходимо иметь представление об определении материализма. В первую очередь это форма философского монизма, который гласит, что материя является основным веществом в природе, и что все (в том числе сознание и психика) является результатом материальных взаимодействий. Соответственно, материалист - это приверженец идеи материализма или ее последователь.

Взаимосвязи с другими философскими мировоззрениями

Материализм тесно связан с физикализмом. Данное описывает мир, в котором все существующее обосновано физикой и ее законами. Философский физикализм далеко эволюционировал от материализма, потому что его догмы связаны с физическими открытиями.

Материализм же ограничивается точными науками, в его аргументации есть только пространство времени, физическая энергия, темная материя, сила и прочие обобщенные гипотетические вещи. Таким образом, исходя из общей цели этих направлений, можно говорить, что они похожи, однако не стоит использовать эти слова как синонимы.

Существуют две основные категории философских течений

Материалист - это последователь философского мировоззрения, относящегося к классу монистической онтологии, принципы которого противоречат идеализму, дуализму и плюрализму. Можно смело заявить, что материализм - это полная инверсия идеализма. Материалисты утверждают, что материя первичная, а сознание вторично. А идеалисты утверждают все в точности наоборот.

Несмотря на большое количество философских школ и тонких нюансов между ними, основными категориями философии все равно является материализм и идеализм. От этих групп исходят все остальные разновидности мировоззрения, которые вокруг основной идеи плетут сторонние догмы.

Существует и независимая философская теория - это дуализм: мнение, что материя и сознание развиваются в независимых параллельных от друг друга инстанциях.

Философы-материалисты

В 19 веке Карл Маркс и расширили понятие материализма, разработав новое философское направление «диалектический материализм» (40-е года). Однако они не оперировали таким термином. Данное название впервые внес Иосиф Дицген в 1887 году.

Краткая суть учений Маркса и Энгельса заключается в том, что основа мира - это материя, а сознание - ее свойство. Движение и развитие мира, как гласит это результаты духовных противоречий. Целевые законы «диамата» (сокращенно) это - целостность и противоборство противоположностей, сублимация количественных изменений в качественные, закон «отрицания отрицания».

Теоретическим источником диамата считается критически переработанная идеалистическая диалектика Гегеля и философские учения о материализме Фейербаха.

Знаменитые русские материалисты - это:

  • Варфоломей Зайцев (годы жизни 1842-1878) - известный литературный критик и нигилист 60-х годов 19 века.
  • Николай Кареев (годы жизни 1850-1931) - социолог, философ. Наиболее известные его работы: «Философия культурной и социальной истории нового времени», «Старые и новые этюды об экономическом материализме».
  • Матвей Троицкий (годы жизни 1835-1899) - представитель эмпирической философии в России. Учредитель первого «Московского психологического общества». Наиболее примечательная работа, описывающая основы материализма, - это «Очерк чтений по метафизике профессора Лотце».
  • Дмитрий Писарев (годы жизни 1840-1868) - известный революционный демократ, публицист и литературный критик. Один из самых ярких представителей «шестидесятников».
  • Николай Добролюбов (годы жизни 1836-1861) - революционный демократ, поэт и публицист. Последователь материализма, эмпиризма и разумного эгоизма. Утверждал, что любые априорные силы являются мифом, а первичность мироздания - это материя.

Что такое бухгалтер-материалист?

Слышали ли вы когда-нибудь такую профессию? Кто это такой? Это бухгалтер-специалист высшего уровня квалификации по материальному учету офиса на предприятии. Данный кадр отвечает за те участки учетной работы, за которым он закрепляется как ответственное лицо.

Название это профессии никак не связано с философскими учениями и направлениями. «Бухгалтер материалист» - это просто общее название для работников офисного учета, в обязанности которых могут входить различные составляющие в зависимости от сферы деятельности предприятия.

В древней Греции: Демокрит,

В немецкой классической философии: Фейербах,

В русской философии: Ломоносов, Герцен, Чернышевский .

В русском космизме: Циолковский, Вернадский .

.Материализм метафизический – учение, в котором признаётся первичность материи, но отрицается развитие и взаимосвязь материальных объектов.

Материализм диалектический – учение, в котором признаётся не только первичность материи, но и развитие, и взаимосвязь материальных объектов. Основатели: Маркс, Энгельс .

Материализм диалектический = материалистическая диалектика.

Материализм созерцательный – учение, в котором познание материальных объектов понимается как результат их пассивного созерцания.

Материализм вульгарный – учение, согласно которому сознание это вид материи: «Мозг выделяет сознание, как печень – желчь»

Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях (Ленин).

Механическая (Ньютоновская) картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.

Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).

Монизм – учение, в котором за первичное признаётся только одно первоначало: либо материальное, либо духовное. Материализм = материалистический монизм . Идеализм = идеалистический монизм .

Монотеизм – учение, согласно которому существует только один Бог (единобожие). (Христианство и ислам - монотеистические религии)

Мировоззрение – это система знаний о мире и месте человека в нём.

Натурфилософия – это философия природы, умозрительное знание о природе без опоры на опытное естествознание.

Номинализм – направление в средневековой философии, согласно которому универсалии (общие понятия) реально не существуют, поскольку являются только формами мысли. Номинализм – проявление материализма.

Мнение – взгляд личности на что-либо.

Моделирование – изучение объекта посредством замещения его моделью – физической или идеальной.

Наблюдение – это восприятие объекта в естественных условиях, которые субъект не может контролировать и воспроизводить.

Наука возникла в 16 – 17 вв.

Научная революция – процесс вытеснения старой парадигмы и замены ее новой.

Научно-техническая революция – качественные изменения в технике и технологии 20 в.

Ненаучные формы познания: паранаука, лженаука.

Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)

Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности. Сферы общества : материально-производственная, социальная, политическая, духовная.

Онтология – учение о бытии.

«Осевое время» - время, с которого началась история человечества (Ясперс)

Отчуждение – существует тогда, когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.

Пантеизм – учение, в котором Бог отождествляется с природой. « Бог как бы растворён в природе». Представитель – Спи ноза (17 в.), Гегель (19 в.)

Патристика – философская деятельность Отцов церкви – первый этап средневековой философии (II– VIII вв.).(Августин )

Персонализм (Мунье, Райт ) имеет два направления: персонализм атеистический – учение о человеческой личности как высшей ценности. Личность проявляет себя в самостоятельной позиции и в творчестве. Персонализм религиозный – учение, согласно которому мир – это проявление творческой активности Бога как высшей личности.

Плюрализм – учение, согласно которому за первичное принимается множество первоначал (монадология Лейбница, атомизм Демокрита).

Позитивизм – философия науки. Основатель Конт, представитель Спенсер. В своём развитии позитивизм прошёл три этапа: 1) собственно позитивизм (XIX в.), 2) неопозитивизм (XX в.), 3) постпозитивизм (XX в). Главная проблема: какое знание следует считать положительным (позитивным).

Согласно позитивизму (1 этап), позитивным являетсятолько научное знание. Философское знание таковым не является (Конт ).

Согласно неопозитивизму , или логическому позитивизму , позитивным является то научное знание, которое соответствует правилам логики (Рассел, Витгенштейн ). Принцип (метод) верификации .

Согласно постпозитивизму, позитивным является то знание, в котором принципиально можно обнаружить ошибку. (Поппер) . Принцип (метод) фальсификации.

Познание – это отражение действительности в сознании человека (диалектический материализм).

Покой – это момент движения.

Политеизм – многобожие. Буддизм – политеистическая религия.

Понятие – это единица мысли, отражающая существенные признаки в форме слова.

Прагматизм – учение, согласно которому философия должна помочь человеку добиться успеха в различных жизненных ситуациях. То знание истинно, которое помогает достичь успеха в практике. (Пирс, Джемс, Дьюи ).

Провиденциализм – учение о божественном предначертании исторического процесса, о предопределённости событий природы и общества.

Предположение – недоказанное знание.

Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы.

Природа- не созданная человеком часть материального мира.

Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения.

Пространство – многомерно, однородно, изотропно.

Развитие – направленное качественное изменение объектов.

Рационализм – учение, согласно которому главную роль в познании играет разум (рацио – разум). Основатель – Декарт.

Рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных , фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств.

Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение .

Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).

Реализм – направление в средневековой философии, согласно которому реально существуют только универсалии (всеобщие понятия).

Релятивизм – учение, которое отрицает объективную истину, поскольку всё относительно.

Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру.

Сенсуализм – учение, согласно которому главную роль в познании играют чувства (сенс – чувства). «Нет ничего в разуме,

чего бы не было в чувствах».

Синергетика – наука о самоорганизации систем (Пригожин )

Синтез – метод познания объекта посредством объединения его частей в единое целое.

Система – дифференцированное и целостное единство элементов.

Скептицизм – учение, в котором сомнение в прежних знаниях – это главный принцип познания (Декарт ).

Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.

Главные свойства сознания : интенциональность, идеальность, активность.

Формы сознания : индивидуальное и общественное

Солипсизм – позиция, согласно которой мир – это всего лишь совокупность наших ощущений. Вещи существуют постольку, поскольку их ощущает человек. Человек умирает, вместе с ним исчезает и мир

Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.

Социогенез – процесс становления и развития общества.

Субстанция – первоначало, первопричина и носитель всего сущего.

Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.

Схоластика – второй этап развития средневековой философии (IX - XIV в.) (Фома Аквинский ). Соединение философии Аристотеля и теологии. Учение о двойственной истине, об истинах разума и истинах веры.

Сциентизм – учение, преувеличивающее роль науки.

Теоретический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно не взаимодействует с объектом, а работает с результатами, полученными на эмпирическом уровне. Цель – выдвижение гипотезы, создание теории .

Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц).

Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества

Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.

Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества

Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.

Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)

Формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства.

Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление .

Эвдемонизм – учение, согласно которому смысл жизни человека и цель всей его деятельности – в достижении счастья .

Экзистенциализм – учение о существовании человека. (Сартр, Камю, Хайдеггер )

Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.

Эмпиризм – учение, согласно которому главную роль в познании играет опыт (эмпирио – опыт). Основатель – Бэкон.

Эмпирический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно взаимодействует с объектом. Цель – анализ фактов.

Эсхатология – учение о конце мира.

Эстетика – у чение о прекрасном .

Этика – учение о нравственности, о добре и зле.

Научное направление в философии, утверждающее в противоположность идеализму, что мир по своей природе материален, существует независимо от сознания людей, что он познаваем, что материя первична, а сознание вторично.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАТЕРИАЛИЗМ

(materialism) В расхожем понимании слова – это убеждение, согласно которому смысл имеет только материальное благополучие (как противоположность духовным и иным идеалам). Но существует и научная трактовка. В ответ на идеализм философов XIX в., в особенности Гегеля (Hegel), Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) разработали теорию, названную ими "историческим материализмом" (historical materialism) и "диалектическим материализмом" (dialectical materialism). С XVII в. философы делились на две группы: одни настаивали на том, что все вокруг есть физическая материя; другие отводили независимую роль духу. Ярким представителем первого направления является Гоббс (Hobbes), чья механистическая концепция природы (названная так в капитальном исследовании Ф. Брандта, 1928) привела его к утверждению о том, например, что наши ощущения цвета целиком вызываются наблюдаемым нами цветным объектом, а не чем-либо в нашем мозгу. Характерным представителем второго направления является епископ Беркли (1685–1753), известный своим скептицизмом в отношении способности доказать существование чего бы то ни было, кроме представлений об этом в нашем уме. Гегель принял сторону Беркли, Маркс и Энгельс – Гоббса. Маркс свел свои расхождения с Гегелем к следующему: "Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, точно так же, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, напротив, корни их в материальных условиях человеческой жизни? Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (предисловие к "К критике политической экономии", 1859). Таков исторический материализм Маркса. Он утверждает, что идеология, эстетика, представления об этике и религии и т.п. суть составляющие надстройки, базисом которой служат экономические отношения (см. также : базис/надстройка). Эта точка зрения, по мнению многочисленных критиков, опровергает сама себя: если идеи суть надстройка, то как могли интеллигент, выходец из среднего класса Маркс и капиталист Энгельс разработать теорию марксизма? Однако в защиту такого взгляда убедительно выступил Дж. Коэн в книге "В защиту исторической теории Карла Маркса" (1979). Диалектический материализм больше связан с Энгельсом. Говоря коротко, это исторический материализм, взятый в динамике. Он содержит мысль о том, что каждая стадия развития общества, кроме последней, несет в себе семена своего собственного разрушения: таким образом, капитализм возник из феодализма, а из капитализма возникнет социализм.

Остановимся на первой стороне основного вопроса философии. Как мы уже выше отметили, одним из вариантов решения данного вопроса является позиция материалистов.

Материализм (от лат. materialisis - вещественный) -одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в познаваемости мира и его закономерностей, в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании.

Следует заметить, что крупные открытия эпохи в области естествознания, перевороты в технике, радикальные события в истории человечества неизбежно трансформируют материалистическую философию. Ее наиболее известными историческими формами явились учение древних философов-материалистов, метафизический материализм XVII-XVIII вв., диалектический материализм.

Античный материализм

В истории философии понятие материи возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и вместе с тем гармония окружающей человека действительности уже в античности породили стремление найти устойчивую, неизменную основу многообразных вещей и явлений - субстанцию. Отождествляя ее с веществом, материалисты прошлого искали субстрат, или первоматерию, из элементов которой образуются все вещи. Так, ионийская философия (VII-VI вв. до.н.э.) пыталась свести бесконечное многообразие видимого мира к одному общему конкретному началу: Фалес - к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню. Но тот факт, что каждый философ признавал свое особое начало, основу мира, опровергает принципиальную установку ионийской школы. Любое из начал казалось одинаково правомерным и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время ни одно из них не было достаточным для объяснения всего существующего.

В поисках более адекватного описания мира следующее поколение древнегреческих материалистов приходит к признанию множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал четыре элемента - огонь, воздух, воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии - “семена” всевозможных веществ - так же качественно разнообразны, как и вещества природы. Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкипа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах было одним из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объяснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, периодическую систему Менделеева и др.

Рассмотрим, в частности, атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

Левкипп (ок. 500-440) выходец из Элеи, согласно другим сведениям - или из Абдер, или из Милета. Из его работ практически ничего не сохранилось. Согласно Г.Дильсу, ему можно приписать две книги. Это - “Великий диакосмос” и “Об уме”. Левкипп сформулировал основные принципы атомистической философии. Он “признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы-атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение” . Он учил, что “сущее не более чем не-сущее и что оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов плотной и полной, он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл не-сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее” . По Левкиппу, единственное, что существует, - атомы и пустота. Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Левкипп допускает существование пустоты. Атомы, согласно его взглядам, движутся в пустоте.

Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема, которая предшествующей философии доставляла значительные трудности, - проблема движения. Существование пустоты делает возможным движение атомов.

По мнению античных авторов, во многих случаях весьма сложно различить мысли Левкиппа и Демокрита. Но в отличие от Левкиппа, который является автором основополагающей концепции, Демокрит развивает атомистическое учение в логически последовательную, всеобъемлющую систему.

Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) происходит из знатного семейства в Абдерах. Был учеником Левкиппа. Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте (термин атомос означает неделимый). К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще величину и тяжесть. Его концепция содержит представление о неуничтожимости и несотворимости материи. Мы рассмотрим материалистическую концепцию Демокрита более подробно, так как его считают родоначальником материалистической философии.

Вот как охарактеризовал основные принципы учения Демокрита о сущности мира Диоген Лаэртский: “Начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во вселенной и порождают все сложное - огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости” . Материя, по Демокриту, тоже бесконечна.

Качественно новым в античном мышлении является понимание Демокритом бесконечности, неуничтожимости и несотворенности вселенной, убежденность в существовании бесконечного множества миров, которые возникают и гибнут. Демокрит совершенно новым способом решает вопрос об отношении материи и движения. Движение присуще атомам в естественном состоянии, оно передается столкновением, и является основным источником развития.

Следует отметить, что у Демокрита (как и у других атомистов) речь идет о движении чисто механическом. Первичное движение никогда не было сообщено атомам, оно является основным способом их существования. Таким образом, Демокрит преодолевает проблему дуализма материи и движения, которая возникала не только в предшествующей, но и в позднейшей философии.

Демокрит большое значение придавал чувственному познанию. Об этом свидетельствует и его концепция так называемых Эйдолов, или образов. Эйдолы возникают где-то между объективной вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух нечто, подобие предмета, которое, в свою очередь, втискивается во влажную часть глаза. Образ предмета возникает где-то в пространстве между предметом и глазом и, как оттиск, попадает в соответствующий орган чувств.

Эта концепция находится в полном соответствии с материалистическими воззрениями Демокрита на сущность бытия.

Таким образом, Левкипп и Демокрит придавали чувственному познанию статус основной предпосылки всякого дальнейшего познания. Демокрит понимает процесс познания состоящим из ступеней. Чувственное познание является некоей низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Но подойти к познанию “истинной сущности” (познанию атомов), открытию причин истинного познания (открытию причинно-следственной связи) можно лишь при помощи “подлинного”, т.е. рационального, познания.

Роль, которую Демокрит в теории познания отводит разуму, не противоречит его целостной материалистической позиции. Это подтверждает и Демокритово понимание души. Душа является совокупностью наилегчайших атомов, имеющих идеальную, т.е. шаровидную, форму. Материальность души подтверждает, в частности, и сохранившийся фрагмент, согласно которому “Демокрит и Эпикур учат, что душа смертна, ибо погибает вместе с телом” .

Последовательный материализм в понимании природы и мира привел Демокрита к атеизму. Материализм Демокрита не только исходил из древней традиции греческого философского мышления, но и был тесно связан с развитием научного познания и общественной практики. Его труды по математике: “О геометрии”, “Числа”, “Об иррациональных линиях и телах” являются очередным подтверждением тесной связи философского материализма с античной наукой.

Демокрит имел несколько учеников и последователей. Но они, по сути, лишь распространяли взгляды Левкиппа и Демокрита, защищали их в борьбе с другими философскими системами.

Значение учения Демокрита для развития античного материализма было так велико, что В.И.Ленин называл материалистическую линию в греческой философии “Линией Демокрита”.

Атомистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит другую идею, которая получила развитие в Новое время. Это - идея общности свойств и физического строения материи.